Введение 6
Глава 1: 11
Искусственный интеллект и человеческий разум 11
1.1 Определения искусственного интеллекта 11
1.2 Человеческий разум против машинного разума: гибрид цифро-аналоговой системы и цифровой системы 15
1.3 Исследования по созданию естественного языка 19
1.3.1 Исследования по автоматической генерации историй 19
1.3.2 Исследования по автоматической генерации поэзии 24
1.3.3 Исследования по генерации метафор 29
1.4 Имитация письма искусственным интеллектом 31
1.4.1 Что такое имитация письма? 31
1.4.2 Продукты написания искусственного интеллекта 33
Выводы по первой главе 36
Глава 2: 37
Проблемы имитации творческого письма интеллектуальными системами ... 37
2.1 ИИ-писатель как автономный актор в создании сети 39
2.1.1 ИИ-письмо как подход к творческому письму 39
2.1.2 Оценка автономности ИИ- писателей 43
2.2 Влияние ограничений ИИ в моделях мышления на письменное
производство 54
2.2.1 Отсутствие эстетических эмоций в процессе написания 54
2.2.2 Признаки отсутствия элементов мышления в творческом письме .. 61
2.3 Ограничения ИИ в моделях выражения идей 72
2.3.1 Проблемы интеллектуальных систем в области выражения смысла 73
2.3.2 Проблемы применения лингвистических стилей 77
Выводы по второй главе 85
Глава 3: 86
Перспективы имитации творческого письма интеллектуальными системами 86
3.1 Достижения ИИ-писателя в имитации письма 86
3.2 Развитие имитации письма в контексте компьютерного искусства 89
3.3 Применение написании архитектуры на основе Ер в системе
искусственного интеллекта 97
Выводы по третьей главе 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 107
Творчество - это деятельность сознания, которая, как полагают многие, принадлежит только людям. В действительности, технологии искусственного интеллекта способны побеждать людей в разных играх благодаря огромному объему вводимых данных и точному алгоритму. Вычислительные мощности помогают предсказывать события и принимать решения. Инструментальная рациональность, по словам М. Вебера «определяется ожиданиями относительно поведения объектов в окружающей среде и других людей» [129, р. 24]. Причина, по которой мы воспринимаем поведение компьютера как рациональное, в том, что алгоритмы могут работать точно в соответствии с нашими ожиданиями: мы даем им определенные предпосылки, они следуют конкретным назначенным инструкциям и достигают определенных целей. Это неизменный процесс в любой задаче, выполняемой искусственным интеллектом, даже в создании произведений искусства. Однако появление области генерации естественного языка для поддержки пользовательского интерфейса и улучшения моделирования человеческих способностей открывает новые области исследований. Одной из таких областей являются экспериментальные исследования по возможности имитации творческого письма.
За последнее десятилетие мы стали свидетелями участия искусственного интеллекта в создании произведений искусства, таких как написание стихов или романов, сочинение музыки. Тем не менее, художественное творчество людей пока не является полем для рационализации. По мнению Ю. М. Лотмана, творчество зависит от множества различных элементов, таких как случайность и непредсказуемость. Поэтому возникает первый вопрос: возможно ли в действительности и в будущем разработать точные алгоритмы и инструменты для искусственного интеллекта для вычисления этих элементов, которые возможно обучить имитации письменного текста?
В последнее время компьютеры часто используются для разработки и реализации различных форм автоматического письма, таких как отчеты, новости и даже литературные произведения. В настоящее время многие исследователи и художники пытаются активно использовать компьютер на протяжении всего процесса написания. Тем не менее, современные подходы не имеют большого отношения к литературе, хотя есть несколько узнаваемых проектов для автоматического письма. Проблема в том, что литературные произведения, в отличие от других видов текстов, не только сообщают факты или события, но и описывают их с эстетической точки зрения. Чтобы создать литературные произведения, писатели должны использовать языковые выразительные средства, определенные специальные стили и преобразовывать их в эстетические приемлемые предложения для получения образа реальности. Литературное произведение - это исследование выражения реальности и поиск новых способов использования языка. Поэтому то, что мы называем имитацией письма - это действие по созданию значения не только с помощью эстетического содержания, но и с использованием языковых структур. Мы намерены провести исследование того, как искусственный интеллект может создавать литературные тексты, которые работают над имитацией литературных свойств, помимо создания структурированных логических текстов.
Существует различие между имитацией (или симуляцией) и созданием (или генерацией). Из практики мы понимаем, что искусственный интеллект способен генерировать новый текст при условии адекватных входных данных. Тексты, которые частично или полностью написаны искусственным интеллектом, содержат особенности произведений, не относящихся к человеку, и являются результатом творческого действия. В противном случае имитация может привести к дублированию на основе произведений автора. Подобно тесту Тьюринга, имитация письменного текста одного и того же автора означает способность к обману людей тем, что представлено произведение от авторов-людей, а не от авторов искусственного интеллекта.
Эта ситуация ставит другой вопрос: обладает ли искусственный интеллект способностью к созданию имитации в реальности или в будущем? И будет ли однажды это рассмотрено как новый подход, новое поколение в искусстве, когда творческая имитация письма приобретает художественные аспекты?
В магистерской диссертации представлено исследование, которое касается отношений между людьми и не людьми в одном действии - в письменной речи (действии, которое рассматривается как характеризующее людей). В контексте постоянного развития технологий нейронных сетей, в частности, и в области искусственного интеллекта в целом, результат исследования является попыткой предложить философское осмысление перспектив и недостатков этой проблемы.
Объект исследования: имитация письменных текстов искусственным интеллектом. Письменные тексты включают в себя разные произведения (например, рассказы, романы, которые публикуются в различных формах: в печатном виде или онлайн). Сокращённо будем называть «ИИ-писатель» и «письменные тексты ИИ-писателей».
Предмет исследования: возможность имитации письменного текста искусственным интеллектом в контексте того, что искусственный интеллект применяется во многих областях, в том числе в искусстве.
Цель: проанализировать способность систем искусственного интеллекта к созданию письменных текстов как литературных произведений.
Задачи: чтобы достичь нашей цели, мы должны провести исследование по сравнению человека-писателя и ИИ-писателя в процессе литературного производства, а также проанализировать тексты, созданные ИИ, чтобы решить три основные задачи:
Во-первых, изучить возможность современных алгоритмов реализовывать сложность в сознании ИИ-писателей в процессе творчества.
Во-вторых, проанализировать имитацию творческого письма ИИ- системами в практических экспериментах.
В-третьих, определить, как художественные и творческие принципы реализуются искусственным интеллектом.
Ориентируясь на исследования в таких областях, как искусственный интеллект, моделирование естественного языка, философские теории о машинном мышлении, лингвистические теории относительно выражения мышления, в магистерской диссертации проводится анализ результатов работы ИИ-писателей для достижения более полного представления об этом явлении.
Методология исследования: Исходя из исследований в области искусственного интеллекта А. Тьюринга; супер-интеллекта Р. Курцвейла; исследований по генерации естественного языка в экспериментах М. Ридля, Х. Гонсало; философских теорий о машинном мышлении Б. Латура, Д. Сёрла, Х. Дрейфуса; лингвистических теорий в выражении мышления Ю. Лотмана, Ф. де Соссюр; творческой теория М. Боден, К. Сэйвера, мы проводим качественный анализ результатов работы авторов, работающих в области исследований искусственного интеллекта, чтобы получить более полное представление об этом явлении.
В первой главе вводится понятие искусственного интеллекта, а также осмысляются смежные работы в области письменного подражания. В параграфе 1.1 представлено определение искусственного интеллекта. В параграфе 1.2 сравнивается механизм взаимодействия между человеческим разумом и машинным разумом с точки зрения теории сингулярности. В параграфе 1.3 рассматриваются две категории генерации естественного языка, связанные с симуляцией письма: рассказывание историй и поэзия. В параграфе 1.4 объясняются термины, используемые в нашей работе, и описываются некоторые опубликованные литературные произведения, которые являются результатом имитации письменного текста писателями- ИИ.
Во второй главе анализируются проблемы творческого моделирования и симуляции системами искусственного интеллекта, что приводит к некоторым ограничениям в результатах. В параграфе 2.1, чтобы сформировать основу для сравнения между писателем-человеком и писателем-ИИ, используется теория сети акторов Б. Латура для оценки писателя-ИИ как автономного субъекта с точки зрения творчества. В параграфе 2.2 представлено отсутствие эмоций и других факторов, находящихся за пределами сознания, в процессе производства текстов в ИИ- системах. В параграфе 2.3 представлен недостаток понимания семантических и языковых свойств в процессе выражения в ИИ-системах.
В третьей главе представлены перспективы имитации творческого письма искусственного интеллекта в практических экспериментах и на теоретическом уровне. В параграфе 3.1 представлены некоторые достижения, относящиеся к лингвистическим аспектам, которые могут достичь критериев художественного творчества. В параграфе 3.2 представлены цель и потенциал развития имитации творческого письма в контексте вычислительного искусства. В параграфе 3.3 мы предлагаем направление исследований по добавлению эмоционального содержания в архитектуру письма с целью построения гибкой системы, адаптируемой к сложности человеческого творчества.
В исследовании представлен обзор разработок в области имитации творческого письма, а также направление исследований в области генерации эмоциональных свойств внутри системы искусственного творческого письма, а не только на основе взаимодействия с людьми. Способность имитации творческого письма рассмотрена как на теоретическом уровне, так и на практическом; изучены недостатки и преимущества проектирования таких интеллектуальных систем. Исследование служит предпосылкой для дальнейших исследований в этой области в контексте растущего участия вычислительного искусства на рынке традиционного искусства.
С точки зрения искусства, стиль художника - это формула письма, которую он использует в процессе композиции. Эти формулы, когда они используются гибко и умело, в сочетании с художественным вдохновением художника в процессе мышления и размышления в прозе или стихе, стали легендарными. Следовательно, стиль художника обладает уникальной достоверностью, выраженной только в определенном писателе или поэте, и не может повторяться ни в каком другом человеке. Кроме того, методы письма также являются основой для оценки художественной ценности литературных произведений. Однако, анализируя работы писателей-ИИ и потенциал машинного обучения, мы понимаем, что алгоритмы могут обучаться самостоятельно в открытых системах, чтобы стать лучше благодаря людям, которые настроят обучение на оптимизацию операций ИИ, но сам ИИ не может задуматься над тем, «как стать лучше» или «как сам ИИ должен будет работать для достижения лучших результатов». Поэтому, по сути, писатели-ИИ не имеют внутренней мотивации развивать мышление , приобретать знания и навыки выражения знаний, а также навыки письма при создании произведений искусства.
В отношении вычислительного искусства, подлинность и уникальность искусства ИИ - это способность создавать эстетические образы без эстетического восприятия или способность создавать эмоциональные стихи без осознания эмоций. Это эстетическая характеристика искусства ИИ, поэтому она отличается от эстетической характеристики искусства, созданного человеком. Тест Тьюринга - это тест для проверки практических результатов диалога, однако его недостаточно для оценки художественной ценности ИИ. Потому что тест Тьюринга только проверяет «интеллект» машин. Широко обсуждалась пригодность теста Тьюринга для оценки подходов к вычислительной креативности [85]. Основная критика заключается в том, что тестирование фокусируется на конечных продуктах, а не на творческом процессе. Хотя есть эксперименты, которые поощряют использование более простых процессов, чтобы обмануть суждение человека, заставляя людей думать, что результаты были созданы человеком. При помощи теоретических исследований и компьютерных приложений они доказали, что писатели-ИИ не обладают способностью выражать художественные эмоции как люди. Эмоциональные исследования моделей автоматизированного творческого письма фокусируются на модели эмоционального взаимодействия между людьми и машинами для формирования оценочных вопросов. Для художника эмоции являются главным элементом в творческом процессе, благодаря которому появляется разница между одним талантом и другим, даже если у них есть похожие идеи и художественные перспективы. Поэтому, чтобы ответить на вопрос: «Может ли такой тест служить доказательством того, что алгоритм способен создавать бесспорные произведения искусства?» - мы можем сказать, что это возможно, если произведение искусства определяется как текст, созданный разумом с эстетическим намерением разработчика программы или без такового. Но если искусство определяется более широко как попытка сказать что-то о мире, чтобы выразить свои собственные чувства и тревоги, то искусство-ИИ должно потерпеть неудачу, потому что ни один машинный разум не может иметь этого побуждения, и, возможно, никогда не будет. Поэтому, чтобы быть более точными, мы можем утверждать, что интеллектуальная система обладает способностью генерировать предложения в форме поэзии/повествования и может имитировать некоторые лингвистические и семантические аспекты близкой человеку творческой деятельности в процессе творческого письма.
С точки зрения технологии, хотя есть достижения, которые рассматриваются как эстетические ценности, большинству архитектур письменности не хватает гибкости, поскольку они чрезвычайно зависят от задач. Нынешние реализованные системы обычно работают только для одной задачи, например: генерация историй/поэзии, перефразирование, обобщение или перевод. Более того, задача часто ограничивается определенным набором данных для успешного решения различных аспектов интеллектуальных систем. Кроме того, архитектуры текущего поколения не адаптируются к изменяющимся обстоятельствам в отношении доступности знаний, размера пространства поиска и других ограничений, связанных с управлением процессом. Разнообразие препятствует некоторым задачам, таким как оценка сгенерированных выражений, в то время как оно представляет собой интересный ресурс для достижения естественности и предотвращения повторяемости, поэтому трудно применить это в алгоритмах. Инженерные проблемы также учитываются в этих проблемах. Управление стилем, эмоциями и личностью по-прежнему остаются открытыми областями в создании естественного языка как на теоретическом, так и на инженерном уровне. Поэтому мы предлагаем концептуальную систему, которая объединяет эмоциональные измерения, чтобы вызвать выражение эмоций внутри искусственного интеллекта. Он исследует гибкость ИИ-систем для адаптации к сложности человеческого производства.
Наконец, чтобы ответить на вопрос о том, каков художественный аспект имитации письма писателем-ИИ, мы можем утверждать, что эстетические ценности подтверждаются использованием алгоритмов при написании действий. Алгоритмы являются продуктом технологических исследований, но как только они применяются в творческом письме, они считаются средством производства произведений искусства и сами превращаются в произведения искусства. Алгоритмы, использующиеся в имитации письма, представляют эстетическую ценность как процесс применения технологий в художественном производстве для создания литературных произведений, имитирующих людей-писателей. Тем не менее, в роли писателей-ИИ алгоритмы предлагают эстетические эффекты и аутентичность в своих работах, но они расплывчаты и не разнообразны для человеческого уровня восприятия. Следовательно, можно упомянуть, что при имитации эстетические ценности присутствуют не в выходных данных ИИ, а в их системе и процессе написания текстов.
В качестве фундаментальной роли искусственного интеллекта в автоматизированных творческих индустриях наше исследование было ограничено писательской областью творчества. С помощью этого исследования мы пытаемся предложить новый взгляд на область творческого письма. Оценка ИИ-писателя как самостоятельного актора может быть перспективной для анализа этого феномена и такого жанра искусства в будущем. Более того, поскольку компьютерное искусство является областью, которая быстро и непрерывно развивается, академическое осмысление этого явления будет постоянно увеличиваться для того, чтобы не отставать от уровня развития этой техники. Наше исследование представляет качественный анализ через философские и литературные дискуссии, а для дальнейших исследований могут также применяться количественные методы к тематическим исследованиям искусственного интеллекта. Например, восприятие человеком-читателем, а также машиной-читателем ИИ-текстов, можно анализировать с помощью опросов и метрик, измеряя отклики человека и машины для того, чтобы предоставить статистические данные о том, как воспринимаются ИИ-тексты. Анализ данных позволит получить исчерпывающее представление об оценке эстетической ценности искусственного интеллекта. Наше исследование ограничено только описанием концептуальной системы. Мы хотели бы продолжить это исследование в будущем, реализуя практические эксперименты в данной области. Предложенная в исследовании модель может быть полезной для оценки эстетической ценности текстов, генерируемых ИИ на арт-рынке. И в контексте постмодернистского мира мы считаем, что область компьютерного искусства создает множество возможностей для творческих индустрий.
1. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х томах, томе 1 / Г. В. Гегель. - Москва : Искусство, 1968. - 330 с.
2. Лотман М. Ю. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа / М. Ю. Лотман. - Москва: Гнозис, 1994. - 560 с.
3. Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф. П. Тарасенко. - 2-е изд., перераб и доп. - Москва : КНОРУС, 2017. 322 с.
4. Annalee N. Movie written by algorithm turns out to be hilarious and intense [Электронный ресурс]. - 2016. Режим доступа:http://arstechnica.com/gaming/2016/06/an-ai-wrote-this-movie-and-its-strangely-moving/(дата обращения: 22.05.2020)
5. Atizol A. Markov text generator for Basque poetry / A. Atizol, J. Martinez-Otzeta, R. Igor, S. Basilio, L. Elena // Text, Speech, and Dialogue: 20th International Conference, Prague. - 2017. - P. 228-236.
6. Bauduin T. M. The ‘Continuing Misfortune’ of Automatism in Early Surrealism [Электронный ресурс]. -- Communication+1. - 2015. - No. 1 (4). - article 10. Режим доступа:https://scholarworks.umass.edu/cpo/vol4/iss1/(дата обращения: 22.05.2020)
7. Boden M. A. Creativity and Artificial Intelligence / M. A. Boden // Artificial Intelligence. - 1998. - No. 103. - P. 347-356.
8. Boden M.A. The Creative Mind: Myths and Mechanisms / M. A. Boden. - London : Routledge, 2004. - 368 p.
9. Boden M. A. Authencity and computer art / M. A. Boden // Computational Intelligence, Creativiiy, and Cognition: A Multidisciplinary Investigation. - 2007. - P. 3-10.
10. Boden M. A. Computer Models of Creativity / M. A. Boden // AI Magazine. - 2009. - No. 30 (3). - P. 23-34.
11. Boden M. A. Creativity and Art: Three Roads to Surprise / M. A. Boden. - Cambridge : Oxford University Press, 2010. - 271 p.
12. Boole G. An Investigation of the Laws of Thought, on Which Are Founded the Mathematical Theories of Logic and Probabilities / G. Boole. - London: Cambridge: MacMilan and Co, 1854. - 424 p.
13. Brian M. When an AI Goes Full Jack Kerouac [Электронный ресурс]. - 2018. Режим доступа:https://www.theatlantic.com/technology/archive/2018/10/automated-on-the-road/571345/(дата обращения: 22.05.2020)
14. Brook A. Kant’s View of the Mind and Consciousness of Self [Электронный ресурс] : The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2020 Edition), 2020. Режим
доступа: https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/kant-mind/ (дата обращения:
22.05.2020)
15. Burton E. Representing Representation: Artificial Intelligence and Drawing / E. Burton. - Briston : Computers & Art. Intellect, 2002. - 159 p.
16. Callaway C. B. Narrative prose generation / C. B. Callaway, J. C. Lester // Artificial Intelligence. - 2002. - No. 139(2). - P. 213-252.
17. Cambridge Dictionary. (n.d). Arificial intelligence [Электронный ресурс] : Cambridge Academic Content Dictionary. Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/artificial-intelligence(дата обращения 28.04.2020)
18. Cavazza M. Planning characters’ behaviour in interactive storytelling / M. Cavazza, F. Charles, S. Mead // Journal of Visualization and Computer Animation. - 2002. - No. 13. - P. 121-131.
19. Copeland B. J. Arificial intelligence [Электронный ресурс] : Encyclopedia Britannica Dictionary. Режим доступа:https://www.britannica.com/technology/artificial-intelligence(дата обращения 28.04.2020)
20. Cruz-Garza J., Chatufale G., Robleto D., José C. Your Brain on Art: A New Paradigm to Study Artistic Creativity Based on the ‘Exquisite Corpse’ Using Mobile Brain-Body Imaging [Электронный ресурс]. - 2019. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/333384539 Your Brain on Art A New Paradigm to Study Artistic Creativity Based on the'Exquisite Corpse'Using Mobile Brain¬Body Imaging(дата обращения: 22.05.2020)
21. Das A., Gamback J. Poetic machine: Computational creativity for automatic poetry generation in Bengali [Электронный ресурс] : Proceedings of 5th International Conference on Computational Creativity. - 2014. Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/40c5/2a0ad0322ee0e02105d578d561c35edbb5e2.pdf? ga=2.16
6582462.1298202334.1590145663- 1019753097.1584508391(дата обращения: 22.05.2020)
22. Daza A. Automatic Text Generation by Learning from Literary Structures / A. Daza, H. Calvo, J. Figureoa-Nazuno // Proceedings of the Fifth Workshop on Computational Linguistics for Literature, NAACL-HLT. - 2016, P. 9-19.
23. Diaz-Agudo B. A. Poetry generation in colibri / B. Diaz-Agudo, P. Gervas, P. A. Gonzalez-Calero // Proceedings of 6th European Conference on Advances in Case-Based Reasoning, London. - 2002. - P. 73-102.
24. Diaz-Agudo B. Story plot generation based on CBR / P. Gervas, B. Diaz-Agudo, F. Peinado, R. Hervas // Journal of Knowledge-Based Systems. - 2005. - No. 18 (4-5). - P. 235¬242.
25. Dijkstra A. Computational psycholinguistics: AI and connectionist models of human language processing / K. De Smedt, A. Dijkstra. - London : Taylor & Francis Press, 1996. - 473p.
26. DiMarco С. The semantic and stylistic differentiation of synonyms and near-synonyms / C. DiMarco, G. Hirst, M. Stede // AAAI Spring Symposium on Building Lexicons for Machine Translation, California. - 1993. - P. 114-121.
27. Dreyfus H. What computer can’t do: a critique of artifical reason / H. Dreyfus. - Massachusetts : Harper & Row, 1972. - 412 p. - P. 96-118.
28. Elgammal A., Liu B., Elhoseiny M., Mazzone M. CAN: Creative Adversarial Networks, Generating "Art" by Learning About Styles and Deviating from Style Norms [Электронный ресурс]. - 2017. Режим доступа:https://arxiv.org/pdf/1706.07068.pdf(дата обращения: 22.05.2020)
29. Elior S. BLEU is Not Suitable for the Evaluation of Text Simplification / S. Elior, A. Omri // Proceedings of the 2018 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing, Brussel. - 2018. - P. 738-744.
30. Elizabeth C. Creative Writing with a Machine in the Loop: Case Studies on Slogans and Stories [Электронный ресурс]. - 2018. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/323671656 Creative Writing with a Machine in the
Loop Case Studies on Slogans and Stories(дата обращения: 22.05.2020)
31. Engell J. The Creative Imagination: Enlightenment to Romanticism / J. Engell. - Massachussets : Harvard University Press, 1981. - 416 p.
32. English Oxford. (n.d). Artificial intelligence [Электронный ресурс] : The Oxford
Dictionary of Phrase and Fable (2ed.). Режим доступа: https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095426960 (дата
обращения 28.04.2020)
33. Fan A. Hierarchical Neural Story Generation / A. Fan, M. Lewis, Y. Dauphin // Proceedings of the 56th Annual Meeting of the Association for Computational Linguistics, Melbourne. - 2018. - P. 889-898.
34. Gervas P. WASP: Evaluation of different strategies for the automatic generation of spanish verse / P. Gervas // Proceedings of AISB00 Symposium on Creative & Cultural Aspects and Applications of AI & Cognitive Science, Birmingham. - 2000. P. 93-100.
35. Gervas P. An expert system for the composition of formal Spanish poetry / P. Gervas // Journal of Knowledge Based Systems. - 2001. - No. 14(3-4). - P. 181-188.
36. Ghazvininejad M., Xing S., Choi Y., Kevin K. Generating topical poetry / M. Ghazvininejad, S. Xing, Y. Choi, K. Kevin // Proceedings of the 2016 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing, Texas. - 2016. - P. 1183-1191.
37. Goleman D. Emotional intelligence: why it can matter more than IQ / D. Goleman. - New York : Bantam books, 1995. - 352 p.
38. Gomi T. Artificial emotions as emergent phenomena / T. Gomi, J. Ulvr // Proceedings of 1993 2nd IEEE International Workshop on Robot and Human Communication, Tokyo. - 1993.-P. 420-425.
39. Goncalo H. PoeTryMe: a versatile platform for poetry generation [Электронный ресурс] : Proceedings of the ECAI 2012 Workshop on Computational Creativity, Concept Invention, and General Intelligence, Montpellier, 2012. Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/0c62/affa157a453e01514042b55babff428928fa.pdf? ga=2.1908
21419.1298202334.1590145663- 1019753097.1584508391(дата обращения: 22.05.2020)
40. Goncalo H. A Survey on Intelligent Poetry Generation: Languages, Features, Techniques, Reutilisation and Evaluation / H. Goncalo // Proceedings of the 10th International Conference on Natural Language Generation, Santiago de Compostela - 2017. - P. 11-20.
41. Hartmann E. Philosophy of the Unconscious / E. Hartman. - London : Routledge, 1931. - 1141 p. - P. 301-324.
42. Hasson C. Emotions as a dynamical system: The interplay between the meta-control and communication function of emotions / C. Hasson, P. Gaussier, S. Boucenna // Paladyn. - 2011. - No. 2(3). - P. 111-125.
43. Hatfield G. René Descartes [Электронный ресурс] : The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2018 Edition), 2018. Режим доступа: https://plato.stanford.edu/entries/descartes/(дата обращения: 22.05.2020)
44. Hearst M. A. Automatic Acquisition of Hyponyms ftom Large Text Corpora // M. A. Hearst // Proceeding of The 15th International Conference on Computational Linguistics. - 1992. - No. 2 - P. 539-545.
45. Hervas R. Cross-domain analogy in automated text generation / R. Hervas, F. Pereira, P. Gervas, A. Cardoso // Proceeding of 3rd joint workshop on Computational Creativity, Riva del Garda. - 2006. - P. 43-48.
46. Hsu Y. The Simulation of a Robot with Emotions Implemented with Fuzzy Logic / Y. Hsu, F. Leu, J. Liu, Y. Huang, W. C. Chu // 2013 Eighth International Conference on Broadband and Wireless Computing, Communication and Applications, Compiegne. - 2013. - P. 382-386.
47. lelka V. Towards Empirical Evaluation of Affective Tactical NLG / V. lelka, C. Mellish // Proceedings of the 12th European workshop on natural language generation, Athen. - 2009. - P. 146-153.
48. Jackson D. Ribot, emotion and the actor’s creative state / D. Jackson // Stanislavski studies. - 2013. - No. 3. - P. 246-267.
49. Jonathan W. Connectionism. [Электронный ресурс] : Internet Encyclopedia Philosophy, 2019. Режим доступа:https://www.iep.utm.edu/connect/(дата обращения: 22.05.2020)
50. Jung C. G. On the relation of analytical psychology to poetry [Электронный ресурс]. - 1922. Режим доступа:http://www.studiocleo.com/librarie/jung/essay.html(дата обращения: 22.05.2020)
51. Kant I. The Critique of the Power of Judgment / ed. Paul Guyer, trans. P. Guyer and E. Matthews. - Cambridge : Cambridge University Press, 2000. 290 p. - P. 89-97.
52. Katte A. Season of mists and mellow fruitfulness, ai poet xiaoice is no less [Электронный ресурс]. - 2018. Режим доступа:https://analyticsindiamag.com/ai-poet-xiaoice-is-no-less/(дата обращения: 22.05.2020)
53. Khalifa A., Gabriella A. B. DeepTingle [Электронный ресурс] : International Conference on Computational Creativity, 2019. Режим доступа: https://arxiv.org/pdf/1705.03557.pdf(дата обращения: 22.05.2020)
54. Kirke A., Miranda E. Emotional and multi-agent systems in computer-aided writing and poetry / A. Kirke, E. Miranda // Proceedings of the Artificial Intelligence and Poetry Symposium, Exeter. - 2013. - P. 17-22.
55. Knaller S., Jandl I. Emotions and the Process of Writing / Sabine S., Gudrun T. (eds.) // Writing Emotions - Theoretical Concepts and Selected Case Studies in Literature. - Netherlands : University of Graz, 2017. - 385 p. - P. 17-28.
56. Krivitski D. Generation of poems with a recurrent neural network [Электронный ресурс]. - 2018. Режим доступа:https://medium.com/@DenisKrivitski/generation-of-poems-with-a-recurrent-neural-network-128a5f62b483(дата обращения: 22.05.2020)
57. Kurzweil R. The Singularity Is Near: When Humans Transcend Biology / R. Kurzweil. - New York: Viking Penguin, 2005. - 652 p.
58. Larry H. Artificial Intelligence [Электронный ресурс] : Internet Encyclopedia of Philosophy, 2018. Режим доступа:https://www.iep.utm.edu/art-inte/tfSH4c(дата обращения 20.05.2020)
59. Latour B. We Have Never Been Modern / B. Latour. -Massachusetts : Harvard University Press, 1993. - 160 p.
60. Latour B. On Actor-Network Theory: A Few Clarifications / B. Latour // Soziale welt. - 1996. - No. 47. - P. 369 - 381.
61. Laura J., Sam G, New ways of knowing ourselves. BCI fascilitating artistic exploration of our biology / Anton N // Brain Art: Brain-computer interfaces for artistic expression. - Switzerland : Springer Nature Switzerland, 2019. - 472 p. - P. 229-264.
62. Lebowit M. Experiments with incremental concept formulation: UNIMEM / M. Lebowit // Machine learning. - 1987. - No. 2 (2). - P. 103-138
63. Leech G. N. Style in fiction: a linguistic introduction to English fictional prose / G. N. Leech, M. Short, H. Micheal. - London : Longman, 1981. - 428 p.
64. Levy R. P. A computational model of poetic creativity with neural network as measure of adaptive fitness [Электронный ресурс] : Proceedings of the ICCBR’01 Workshop on Creative Systems, 2001. Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/85ed/c0fad667e898f219a7f0b74d74976040178e.pdf? ga=2.123
116299.1298202334.1590145663- 1019753097.1584508391(дата обращения: 22.05.2020)
65. Li B., Stephen L., George J., Riedl M. Story Generation with Crowdsourced Plot Graphs [Электронный ресурс] : The 27th AAAI of Artificial Inteligence Conference, 2013. Режим доступа:https://www.cc. gatech.edu/~riedl/pubs/aaai 13.pdf(дата обращения: 22.05.2020)
66. Linda F. A Cognitive process theory of writing / F. Linda, J. R. Hayes // College Composition and Communication. - 1981. - No. 4 (32). - P. 365 - 387.
67. Liu D. Syntactic Features for Evaluation of Machine Translation / D. Liu, G. Daniel // Proceedings of the ACL Workshop on Intrinsic and Extrinsic Evaluation Measures for Machine Translation and/or Summarization, Michigan. - 2005. - P. 25-32.
68. Liu B. Beyond Narrative Description: Generating Poetry from Images by Multi- Adversarial Training / B. Liu, J. Fu, P. Kato, M. Yoshikawa // MM '18: Proceedings of the 26th ACM international conference on Multimedia, Seoul. - 2018. - P. 783-791.
69. Lonneker B. Narratological Knowledge for Natural language generation [Электронный ресурс] : Proceedings of the Tenth European Workshop on Natural Language Generation, 2005. Режим доступа:https://www.aclweb.org/anthology/W05-1610.pdf(дата обращения: 22.05.2020)
70. Malmi E. Dopelearning: A computational approach to rap lyrics generation / E. Malmi, P. Takala, H. Toivonen, T. Raiko, A. Gionis // Proceedings of 22nd SIGKDD International Conference on Knowledge Discovery and Data Mining . - 2016. - P. 195- 204.
71. Manurung H. M. An evolutionary algorithm approach to poetry generation [Электронный ресурс] : Ph.D. thesis, University of Edinburgh, Edinburgh, 2003. - 381 p. Режим доступа: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.9.5371&rep=rep1&type=pdf(дата обращения: 22.05.2020)
72. Matthews G., Mullin A. The Philosophy of Childhood. [Электронный ресурс] : The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2018 Edition), 2018. Режим доступа: https://plato.stanford.edu/archives/win2018/entries/childhood(дата обращения: 22.05.2020)
73. Portions of the proposal have been reprinted in McCarthy J., Minsky M. L., Rochester N., Shannon C. E. A Proposal for the Dartmouth Summer Research Project on Artificial Intelligence / J. McCarthy, M. L. Minsky, N. Rochester, C. E. Shannon // AI Magazine, Vol. 27. - 2006. - No. 4. - P. 12-14.
74. McCarthy J. What is Artificial Intelligence? [Электронный ресурс] : Stanford University, 2007. Режим доступа:http://jmc.stanford.edu/articles/whatisai/whatisai.pdf(дата обращения 15.05.2020).
75. McDonald D. A computational theory of prose style for natural language generation / D. McDonald, J. D. Pustejovsky // Proccedings of the second conference on Europe chapter of the Association for Computational Linguistics, Stroudburg. - 1985. - P. 187-193
76. Meehan J. R. Tale-spin. An interactive program that writes stories / J. R. Meehan // Proceedings of the 5th International Conference on Artificial Intelligence, Massachusetts. - 1977.
- P. 91-98.
77. Merriam-Webster. (n.d.). Artificial intelligence [Электронный ресурс] : Merriam-
Webster.com dictionary. Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/artificial%20intelligence (дата обращения
27.02.2020).
78. Merriam-Webster. (n.d.). Diction [Электронный ресурс] : Merriam-Webster.com dictionary. Режим доступа:https://www.merriam-webster.com/dictionary/diction(дата обращения: 22.05.2020)
79. Mohammad S. M., Turney P. D. Crowdsourcing a word-emotion association lexicon [Электронный ресурс]. - 2013. Режим доступа:https://saifmohammad.com/WebPages/NRC-Emotion-Lexicon.htm(дата обращения: 22.05.2020)
80. Nauman D. What Makes Writing Good? An Essential Question for Teachers / D. Nauman, S. Terry, B. Arlene // The reading teacher. - 2011. - No. 64 (5). - P. 318-328.
81. Neal J. Can semantics be syntactics? / J. Neal // Synthese. - 1990. - No. 82. - P. 309
- 328.
82. Netzer Y. Gaiku: generating haiku with word associations norms / Y. Netzer, G. David, Y. Goldberg, M. Elhadad // Proceedings of the Workshop on Computational Approaches to Linguistic Creativity, Colorado. - 2009. - P.32-39.
83. O'Donnell K. Digital computer simulation of an electronic analog computer / K.
O’Donnell // 2018 IEEE Long Island Systems, Applications and Technology Conference
(LISAT), New York. - 2018. - P. 1-7.
84. Patrick C. What is creative thinking? / C. Patrick. - New York : Philosophical Library, 1995. - 234 p.
85. Pease A. On impact and evaluation in computational creativity: A discussion of the turing test and an alternative proposal / A. Pease, S. Colton // Proceedings of the 3rd AISB symposium on AI and Philosophy, York. - 2011. - P. 15-22.
86. Perez M. R. MEXICA: A computer model of a cognitive account of creative writing / M. Perez, R. Sharples // Journal of Experimental & Theoretical Artificial Intelligence. - 2001. - No. 13. - P. 119-139.
87. Pieters W. Free Will and Intelligent Machines: Why case-based reasoning systems do what they do / W. Pieters. - Trondheim : Project Report, NTNU, 2001. - 48 p.
88. Plutchik R. Emotion: A psychoevolutionary Synthesis / London : Harper&Row, 1980. - 440 p.
89. Potash P. GhostWriter: Using an LSTM for automatic rap lyric generation / P. Potash, A. Romanov, A. Rumshisky // Proceedings of the 2015 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing. - 2015. - P. 1919-1924.
90. Prithviraj A. Guided Neural Language Generation for Automated Storytelling / A. Prithviraj, E. Tien, W. Cheung, Z. Lou, M. William, J. M. Lara, M. O. Riedl // Proceedings of the Second Storytelling Workshop, Florence. - 2019. P. 46-55.
91. Rapaport W. J. Syntactic semantics: foundation of computational natural language understanding / Fetzer J. H. // Aspects of artificial intelligence. - London : Kluwer Academic Publishers, 1988. - 386 p. - P. 81-131.
92. Rapaport W. J, How to pass a Turing test: Syntactic Semantics, Natural language Understanding, and First-person cognition / W. J. Rapaport // Journal of Logic, Language and Information. - 2000. - P. 467 - 490
93. Rapaport W. J. A History of the Sentence "Buffalo buffalo buffalo buffalo buffalo [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://cse.buffalo.edu/~rapaport/buffalobuffalo.html(дата обращения: 22.05.2020)
94. Rashel F., Manurung R. Pemuisi: A constraint satisfaction-based generator of topical Indonesian poetry [Электронный ресурс] : Proceedings of 5th International Conference on Computational Creativity, 2014. Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/7bbb/dccc1d9aeb835f0c56a0f3769c390d9a9705.pdf? ga=2.157070395.1298202334.1590145663-1019753097.1584508391(дата обращения: 22.05.2020)
95. Reiter E. Building natural language generation systems / E. Reiter, E. Dale. - Cambridge : Cambridge University Press, 2000. - 270 p.
96. Riedl M. O. Narrative Planning: Balancing Plot and Character /M. O. Riedl, R. M. Young // Journal of Artificial Intelligence Research. - 2010. - No. 39. - P. 217-267.
97. Rocamora A., Smelik A. Thinking through Fashion, A Guide to Key Theorists / A. Rocamora, A. Smelik. - New York : I. B. Tauris, 2015. - 322 p.
98. Roemmele M. An Encoder-decoder Approach to Predicting Causal Relations in Stories / M. Roemmele, A. Gordon // Proceedings of the First Workshop on Storytelling, Louisiana. - 2018. P. 50-59.
99. Santhanam S., Samira S. A Survey of Natural Language Generation Techniques with a Focus on Dialogue Systems - Past, Present and Future Directions [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа:https://arxiv.org/pdf/1906.00500.pdf(дата обращения: 22.05.2020)
100. Saussure F. Course in general linguistics / F. Saussure, C. Bally, A. Sechehaye, A. Reidlinger, R. Harris. - London : Duckworth, 1983. - 263 p.
101. Sawyer R. K. Explaining Creativity: The Science of Human Innovation / R. K. Sawyer. - New York: Oxford University Press, 2014. - 568 p.
102. Searle J. R. Is the Brain’s Mind a Computer Program / J. R. Searle // Scientific American, Scientific Inc. - 1990. - C. 26-31.
103. Sebastian G. Eduard von Hartmann’s Philosophy of unconcious / A. Nicholls, M. Liebscher (ed.) // Thinking the Unconsious Nineteenth-century German thought. - Cambridge : Cambridge University Press, 2010. - 340p. - P. 173-199.
104. Shanahan M. The Technological Singularity / M. Shanahan. - Massachusetts : MIT Press, 2015. - 244 p.
105. Sharples M. How We Write: Writing as Creative Design / M. Sharples. - London : Routledge, 1999. - 248 p.
106. Smith T.. A planning mechanism for generating story texts / T. Smith, I. Witten // Literary and Linguistic Computation. - 1991. - No.6 (2). - P. 119-126.
107. Sommet R, Writers already use artificial intelligence software for drafting books [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа:https://andalys.com/writers-already-use-artificial-intelligence-software-for-drafting-books/(дата обращения: 22.05.2020)
108. Spacey J. What is recursive self-improvement [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа:https://simplicable.com/new/recursive-self-improvement(дата обращения: 22.05.2020)
109. Spinola J., Gudwin R., Queiroz J. Emotion in Artificial Intelligence and Artificial Life research: Facing problem [Электронный ресурс] : Intelligent Virtual Agents: 5th International Working conference, Athens, 2005. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/221588604 Emotion in Artificial Intelligence andArtificial Life Research Facing Problems(дата обращения: 22.05.2020)
110. Sternberg R. J. The concept of creativity: prospects and paradigms / R. J. Sternberg, T. I. Lubart // Handbook of Creativity. - Cambeidge : Cambridge University Press, 1999. - 490p. - P. 3-15.
111. Steven R. Trimodal Theory as a Model for Interrelating Perspectives in Psychology / R. Steven // Theory and Social Psychology. - 1998. - P. 75-83.
112. Swanson R. Say Anything: Using Textual Case-Based Reasoning to Enable Open-Domain Interactive Storytelling / R. Swanson, A. Gordon // ACM Transactions on Interactive Intelligent Systems. - 2012. - No. 2(3). - P. 1-35.
113. Swartjes I. A fabula model for emergent narrative / I. Swartjes, M. Theune // In Technologies for Interactive Digital Storytelling and Entertainment Conference. - 2006. - P. 49-60.
114. Tan E. S. Emotion, art, and the humanities / Lewis M. & Haviland-Jones J. M (Eds.) // Handbook of emotions 2nd ed. Guilford Press, New York. - 2000. - P. 116-134
115. Thompson H. Strategy and tactics: A model for language production / H. Thompson // The 13th Regional Meeting of the Chicago Linguistics Society, Chicago. - 1977. - P. 651-668.
116. Thorndyke P. Cognitive structures in comprehension and memory of narrative discourse / P. Thorndyke // Cognitive Psychology. - 1977. - No. 9 (1). - P. 77-110.
117. Tobing B. C. L, Manurung H. M. A chart generation system for topical metrical poetry [Электронный ресурс] : Proceedings of the 6th International Conference on Computational Creativity. - 2015. Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/8381/b51472087dce40a83eb247285d1499f6854c.pdfV ga=2.19
9079727.1298202334.1590145663- 1019753097.1584508391(дата обращения: 22.05.2020)
118. Toivanen J. M. Corpus-based generation of content and form in poetry / J. M. Toivanen, H. Toivonen, V. Alessandro, O. Gross // Proceedings of the 3rd International Conference on Computational Creativity, Dublin. - 2002. - P. 212-215.
119. Toivanen J. M. Harnessing constraint programming for poetry composition / J. M. Toivanen, J. Matti, H. Toivonen // Proceedings of the 4th International Conference on Computational Creativity, Sydney. - 2013. - P. 160-167.
120. Toivanen J. M., Gross O., Toivonen H. The officer is taller than you, who race yourself! Using document specific word associations in poetry generation [Электронный ресурс] : 5th International Conference on Computational Creativity, Ljubljana. - 2014. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/263399456 The Officer Is Taller Than You WhoRace Yourself Using Document Specific Word Associations in Poetry Generation(дата обращения: 22.05.2020)
121. Tsankova D. D. Emotionally influenced coordination of behaviors for autonomous mobile robots / D. D. Tsankova // 2002 First international IEEE symposium on intelligent systems, Bulgari. - 2002. - No. 1. - P. 92-97.
122. Turing A. M. Computing Machinery and Intelligence / A. M. Turing // Mind, Oxford University Press. - 1950. - No. 236 (59). - P. 433-460.
123. Turner S. R. The Creative Process: A Computer Model of Storytelling / S. R. Turner. - New York : Lawrence Erlbaum Associates, 1994. - 312 p.
124. van der Heide A. Simulating emotional personality in human computer interfaces / A. van der Heide, G. Trivino // Proceedings of IEEE International Conference on the Fuzzy Systems (FUZZ), Barcelona. - 2010. - P. 1-7.
125. Veale T., Hao Y. Comprehending and Generating Apt Metaphors: A Web-driven, Case-based Approach to Figurative Language / T. Veale, Y. Hao // Proceedings of the 22nd International Conference on Artificial Intelligence, Vancouver. - 2007. - P. 1471-1476.
126. Veale T. A fluid knowledge representation for understanding and generating creative metaphors / T. Veale, Y. Hao // Proceedings of the 22nd International Conference on Computational Linguistics, Manchester. - 2008. - P. 945-952.
127. Veale T. Once More, With Feeling! Using Creative Affective Metaphors to Express Information Needs / T. Veale // Proceeding of 12th International Conference of Cognitive Modelling, Ottawa. - 2013. - P. 16-23.
128. Veale T. Distributed Divergent Creativity: Computational Creative Agents at Web Scale / T. Veale, G. Li // Cognitive Computation. - 2015. - No. 8. - P. 175-186.
129. Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology, Volume 2 / M. Weber. - California : University of California Press, 1978. - 1469 p.
130. Wong M. T. Automatic haiku generation using VSM / M. T. Wong, A. Chun // Proceeding of 7th WSEAS International Conference on Applied Computer & Applied Computational Science, Hangzou. - 2008. - P. 318-323.
131. Woodford C. Quantum computing. [Электронный ресурс], 2009. Режим доступа: https://www.explainthatstuff.com/quantum-computing.html(дата обращения: 22.05.2020)
132. Yan R. I, Poet: Automatic Chinese poetry composition through a generative summarization framework under constrained optimization / R. Yan, H. Jiang, M. Lapata, S. Lin, L, Xueqiang, X. Li // Proceedings of 23rd International Joint Conference on Artificial Intelligence, California. - 2013. - P. 2197-2203.
133. Yan R. i, Poet: Automatic poetry composition through recurrent neural networks with iterative polishing schema / R. Yan // Proceedings of 25th International Joint Conference on Artificial Intelligence, New York . - 2016. - P. 2238-2244.
134. Zhang X. Chinese poetry generation with recurrent neural networks / X. Zhang, M. Lapata // Proceedings of 2014 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing, Doha. - 2014. - P. 670-680.