СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕПРОДУКЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ 8
1.1. Понятие родительского труда, его виды и формы реализации 8
1.2. Сфера социальной репродукции как сфера развития человеческого капитала 23
1.3. Государственное регулирование сферы социальной репродукции 33
ГЛАВА 2 ДОГОВОРНЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД В РОССИИ: АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 45
2.1. Статистический анализ показателей сферы договорного
родительского труда в разрезе субъектов РФ 45
2.2. Качественный анализ деятельности центров социальной
помощи семьи и детям г. Екатеринбурга 56
2.3. Направления взаимодействия в сфере договорного родительского труда 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ГЛАВА 1 РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕПРОДУКЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ 8
1.1. Понятие родительского труда, его виды и формы реализации 8
1.2. Сфера социальной репродукции как сфера развития человеческого капитала 23
1.3. Государственное регулирование сферы социальной репродукции 33
ГЛАВА 2 ДОГОВОРНЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД В РОССИИ: АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 45
2.1. Статистический анализ показателей сферы договорного
родительского труда в разрезе субъектов РФ 45
2.2. Качественный анализ деятельности центров социальной
помощи семьи и детям г. Екатеринбурга 56
2.3. Направления взаимодействия в сфере договорного родительского труда 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
Актуальность темы. В реализации современной государственной социальной политики в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обозначилась четкая и долгосрочная тенденция перехода на семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без родительского попечения. Передача детей из учреждений социальной сферы в семью бросает вызов созданию в стране новых институтов.
В семье ребенок получает наиболее благоприятные условия для комплексного и всестороннего развития. Речь идет о создании разнообразных условий, которые заключаются в организации полноценного питания, ухода, культурного и медицинского обслуживания, обеспечения отдыха и досуга. Семья определяет развитие личности ребенка во всех аспектах: физическом, интеллектуальном, духовно-нравственном. Однако это может происходить не на всех этапах жизни ребенка, а на некоторых из них.
Государство со своей стороны всячески поддерживает и стимулирует семьи, желающие взять ребенка на воспитание. Это выражается в различных материальных и нематериальных мерах поддержки.
Учреждения социальной сферы, в свою очередь, до передачи ребенка в семью реализуют свои обязанности в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по содержанию, воспитанию и образованию, а также проводят мониторинг в части семейного неблагополучия и устройства детей в семьи, осуществляют методическую помощь в устройстве детей и занимаются подготовкой и сопровождением семей на разных этапах с разным набором функций.
Приоритетное направление социальной политики, которое направлено на передачу ребенка в семью и новые меры поддержки для замещающих семей, приводят к повышению научного интереса к проблемам, возникающим в процессе такого взаимодействия. В этом процессе происходит взаимодействие сразу нескольких институтов: государства, которое стимулирует замещающие семьи, учреждений социальной сферы, где содержатся дети, и кандидатов в замещающие родители с личными мотивами и установками.
Родительский труд реализуется двумя сторонами: с одной стороны - замещающими родителями, опекунами и попечителями, с другой - специалистами учреждений социальной сферы, участвующими в процессе формирования человеческого капитала. Изучение родительского труда в заданном ракурсе необходимо для понимания специфики и процессов реализации нового феномена - договорного родительского труда.
Таким образом, актуальность исследования определяется тем, что сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к необходимости изучения, общественного обсуждения и разработки обоснованных управленческих решений, касающихся приемных семей и в целом детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования в данной диссертации являются субъекты родительского труда.
Предметом изучения выступает взаимодействие субъектов родительского труда через деятельность центров социальной помощи семье и детям.
Целью магистерской диссертации является разработка рекомендаций по совершенствованию взаимодействия субъектов родительского труда в центрах социальной помощи семье и детям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и виды родительского труда;
2. Выявить специфику родительского труда в сфере социальной репродукции;
3. Проанализировать существующее законодательство в отношении субъектов родительского труда и учреждений социальной сферы;
4. Провести анализ статистических данных о договорном родительском труде в разрезе субъектов РФ;
5. Оценить деятельность двух центров социальной помощи семье и детям в г. Екатеринбурге;
6. Предложить возможные практики совершенствования деятельности центров в отношении замещающих родителей, опекунов и попечителей.
В рамках работы над магистерской диссертацией использовались следующие методы сбора и обработки информации:
• изучение и анализ научной и периодической литературы;
• анализ нормативно-правовых источников (в частности, федеральных и областных законов, постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ, регламентирующих систему социального обслуживания населения и сфере поддержки семьи и родительства)...
В семье ребенок получает наиболее благоприятные условия для комплексного и всестороннего развития. Речь идет о создании разнообразных условий, которые заключаются в организации полноценного питания, ухода, культурного и медицинского обслуживания, обеспечения отдыха и досуга. Семья определяет развитие личности ребенка во всех аспектах: физическом, интеллектуальном, духовно-нравственном. Однако это может происходить не на всех этапах жизни ребенка, а на некоторых из них.
Государство со своей стороны всячески поддерживает и стимулирует семьи, желающие взять ребенка на воспитание. Это выражается в различных материальных и нематериальных мерах поддержки.
Учреждения социальной сферы, в свою очередь, до передачи ребенка в семью реализуют свои обязанности в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по содержанию, воспитанию и образованию, а также проводят мониторинг в части семейного неблагополучия и устройства детей в семьи, осуществляют методическую помощь в устройстве детей и занимаются подготовкой и сопровождением семей на разных этапах с разным набором функций.
Приоритетное направление социальной политики, которое направлено на передачу ребенка в семью и новые меры поддержки для замещающих семей, приводят к повышению научного интереса к проблемам, возникающим в процессе такого взаимодействия. В этом процессе происходит взаимодействие сразу нескольких институтов: государства, которое стимулирует замещающие семьи, учреждений социальной сферы, где содержатся дети, и кандидатов в замещающие родители с личными мотивами и установками.
Родительский труд реализуется двумя сторонами: с одной стороны - замещающими родителями, опекунами и попечителями, с другой - специалистами учреждений социальной сферы, участвующими в процессе формирования человеческого капитала. Изучение родительского труда в заданном ракурсе необходимо для понимания специфики и процессов реализации нового феномена - договорного родительского труда.
Таким образом, актуальность исследования определяется тем, что сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к необходимости изучения, общественного обсуждения и разработки обоснованных управленческих решений, касающихся приемных семей и в целом детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования в данной диссертации являются субъекты родительского труда.
Предметом изучения выступает взаимодействие субъектов родительского труда через деятельность центров социальной помощи семье и детям.
Целью магистерской диссертации является разработка рекомендаций по совершенствованию взаимодействия субъектов родительского труда в центрах социальной помощи семье и детям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и виды родительского труда;
2. Выявить специфику родительского труда в сфере социальной репродукции;
3. Проанализировать существующее законодательство в отношении субъектов родительского труда и учреждений социальной сферы;
4. Провести анализ статистических данных о договорном родительском труде в разрезе субъектов РФ;
5. Оценить деятельность двух центров социальной помощи семье и детям в г. Екатеринбурге;
6. Предложить возможные практики совершенствования деятельности центров в отношении замещающих родителей, опекунов и попечителей.
В рамках работы над магистерской диссертацией использовались следующие методы сбора и обработки информации:
• изучение и анализ научной и периодической литературы;
• анализ нормативно-правовых источников (в частности, федеральных и областных законов, постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ, регламентирующих систему социального обслуживания населения и сфере поддержки семьи и родительства)...
В рамках поставленных задач были получены следующие основные выводы.
1. Рассмотрены понятие и виды родительского труда. Родительский труд реализуется не только родителями, родственниками, специалистами учреждений социальной сферы и др. Введено новое понятие договорного родительского труда, который реализуется в формах опеки, попечительства и усыновления по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
2. Выявлена специфика договорного родительского труда. Он реализуется только на младенческой, дошкольной, младшей школьной, школьной подростковой стадиях родительского труда, исключая перинатальную, ин- корпоративную. Приведена классификация родительского труда, реализуемая родителями и приемными родителями по объему осуществляемых функций, по характеру труда, по результатам труда, по материальному стимулированию. Субъекты договорного родительского труда получают различные виды материальной поддержки, льгот и др.в разные периоды. Характер родительского труда также специфичен: для приемных родителей важно не только дать хорошее воспитание, образование развить способности ребенка, но и помочь ребенку адаптироваться в новой семье.
3. Проанализировано существующее законодательство в сфере родительского труда. Оно регулируется через отдельные подсферы: права и обязанности детей и взаимоотношения между детьми и родителями закреплены Семейным кодексом РФ, отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над ребенком, установлены ФЗ «Об опеке и попечительстве», деятельность учреждений социальной сферы регулируется нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.
4. Проведен статистический анализ в разрезе субъектов РФ по данным, характеризующим сферу договорного родительского труда. Динамика статистических показателей подтверждает, что государственная политика, направленная на передачу детей в семьи, а также и внедрение разнообразных стимулирующих мер осуществляется успешно.
5. Дана оценка деятельности двух центров социальной помощи г.Екатеринбурга. Сотрудники центров совместно с приемными родителями, опекунами и попечителями выполняют функции родительского труда. Это коммуникативная, организационная, педагогическая, психологическая функции.
6. Предложены возможные практики совершенствования деятельности центров в отношении замещающих родителей, опекунов и попечителей в виде создания кемпинга с привлечением специалистов для консультации по разным вопросам.
Продолжение исследований мы видим в изучении факторов и мотивации договорного родительского труда. Результаты такого анализа должны быть направлены на совершенствование механизмов реализации этого вида труда, системы его организации, а также на создание условий его распространения в регионах России.
1. Рассмотрены понятие и виды родительского труда. Родительский труд реализуется не только родителями, родственниками, специалистами учреждений социальной сферы и др. Введено новое понятие договорного родительского труда, который реализуется в формах опеки, попечительства и усыновления по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
2. Выявлена специфика договорного родительского труда. Он реализуется только на младенческой, дошкольной, младшей школьной, школьной подростковой стадиях родительского труда, исключая перинатальную, ин- корпоративную. Приведена классификация родительского труда, реализуемая родителями и приемными родителями по объему осуществляемых функций, по характеру труда, по результатам труда, по материальному стимулированию. Субъекты договорного родительского труда получают различные виды материальной поддержки, льгот и др.в разные периоды. Характер родительского труда также специфичен: для приемных родителей важно не только дать хорошее воспитание, образование развить способности ребенка, но и помочь ребенку адаптироваться в новой семье.
3. Проанализировано существующее законодательство в сфере родительского труда. Оно регулируется через отдельные подсферы: права и обязанности детей и взаимоотношения между детьми и родителями закреплены Семейным кодексом РФ, отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над ребенком, установлены ФЗ «Об опеке и попечительстве», деятельность учреждений социальной сферы регулируется нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.
4. Проведен статистический анализ в разрезе субъектов РФ по данным, характеризующим сферу договорного родительского труда. Динамика статистических показателей подтверждает, что государственная политика, направленная на передачу детей в семьи, а также и внедрение разнообразных стимулирующих мер осуществляется успешно.
5. Дана оценка деятельности двух центров социальной помощи г.Екатеринбурга. Сотрудники центров совместно с приемными родителями, опекунами и попечителями выполняют функции родительского труда. Это коммуникативная, организационная, педагогическая, психологическая функции.
6. Предложены возможные практики совершенствования деятельности центров в отношении замещающих родителей, опекунов и попечителей в виде создания кемпинга с привлечением специалистов для консультации по разным вопросам.
Продолжение исследований мы видим в изучении факторов и мотивации договорного родительского труда. Результаты такого анализа должны быть направлены на совершенствование механизмов реализации этого вида труда, системы его организации, а также на создание условий его распространения в регионах России.
Подобные работы
- Развитие системы профилактики социального сиротства в условиях сельского муниципального района
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6200 р. Год сдачи: 2021 - МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Государственные программы и общественные инициативы социальной поддержки многодетных семей (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Электронные образовательные ресурсы как компонент и условия взаимодействия субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ
СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016





