Глава 1. Речевые стратегии современного политического дискурса 8
1.1. Понятие «дискурс» в лингвистике. Политический дискурс 8
1.2. Особенности предвыборного политического дискурса 14
1.3. Речевые особенности политических выступлений 18
1.4. Речевые стратегии и речевые тактики. Типы речевых стратегий 22
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Стратегии речевого манипулирования в предвыборном политическом дискурсе США 31
2.1. Реализация стратегий речевого манипулирования в предвыборном
дискурсе Дональда Трампа 32
2.1.1. Стратегия на повышение 33
2.1.2. Стратегия на понижение 41
2.1.3. Стратегия театральности 46
2.2. Реализация стратегий речевого манипулирования в предвыборном
дискурсе Джо Байдена 54
2.2.1. Стратегия на повышение 55
2.2.2. Стратегия на понижение 59
2.2.3. Стратегия театральности 62
2.3. Особенности предвыборного политического дискурса Д. Трампа и Дж.
Байдена 71
Выводы по главе 2 75
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение 1 I
Приложение 2 II
Приложение 3 XXV
Приложение 4 XLI
Приложение 5 XLIII
Приложение 6 XLV
Приложение 7 XLVI
В настоящее время исследование дискурса является одним из наиболее перспективных направлений лингвистической науки. Поскольку сфера политики присутствует в жизни каждого человека, она играет ключевую роль в жизни общества. Политическая ситуация в мире постоянно меняется, в связи с этим возрастает интерес к политической коммуникации, как со стороны обычных граждан и СМИ, так и со стороны учёных из различных областей знания. Политизированность современного общества придает особый вес публичным выступлениям, однако речь политика всегда была не только способом коммуникации и информирования населения, но и эффективным инструментом воздействия. Проблеме изучения политического дискурса в аспекте речевой манипуляции посвящено значительное число лингвистических работ, так как именно в данной сфере человеческого общения особенно очевидно влияние языка на жизнь общества. И именно политический дискурс такой могущественной державы, как США, представленный несомненно заметными личностями, является популярным предметом исследования как среди лингвистов, так и среди учёных смежных областей.
Объектом исследования является предвыборный политический дискурс кандидатов на пост президента США Дональда Трампа и Джозефа Байдена во время избирательной кампании 2020 г., предметом - особенности использования речевых стратегий в предвыборных речах обоих кандидатов.
Цель исследования - определение особенностей применения речевых стратегий в предвыборном политическом дискурсе Д. Трампа и Дж. Байдена.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Определить теоретическую базу исследования;
2. Провести анализ основных понятий, их особенностей, описать основные стратегии аргументации в политическом дискурсе;
3. Провести анализ речей кандидатов на пост президента США Д. Трампа и Дж. Байдена;
4. Выявить, какие стратегии речевого манипулирования используются обоими кандидатами;
5. На основе проведённого анализа, определить характерные черты политического дискурса каждого из кандидатов.
Для решения поставленных задач, помимо общенаучных методов, таких как описательный метод (наблюдения, обобщения, анализа, синтеза и классификации), использовались также методы контент-анализа, критического дискурс-анализа выбранных текстов, метод сплошной выборки, сопоставительный метод и квантитативный анализ исследуемых текстов.
Материалами исследования послужили тексты электоральных выступлений Дональда Трампа и Джо Байдена во время предвыборной кампании 2020 г., тексты публичных обращений, выступления на теледебатах, пресс-конференциях, съездах партий, интервью кандидатов, а также речи Дж. Байдена и Д. Трампа после объявления результатов выборов.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных ученых в области общей теории дискурса (Н. Д. Арутюнова, Т. А. ван Дейк, О. Л. Михалёва, В. И. Карасик, Е. И. Шейгал, M. Stubbs, R. Wodak и др.); политического дискурса (А. Н. Баранов, В. И. Карасик, А. П. Чудинов, Э. В. Будаев, Л. В. Минаева, Е. В. Чернявская, Л. С. Чикилева и др.); предвыборного дискурса (В. М. Амиров, О. А. Ворожцова, О. А. Гайкова, Ж. Багана, А. А. Полякова, Е. В. Попова и др.); теории манипуляции и речевого воздействия (Е. Л. Доценко, К. Е. Калинин, В. А. Каменева, Л. С. Чикилева, О. Н. Быкова, Т. Г. Попова, О. С. Иссерс и др.). Благодаря вышеупомянутым исследованиям мы располагаем достаточным количеством информации о подходах к определению и классификации речевых стратегий. Вместе с тем значительное количество современных работ посвящено изучению индивидуальных дискурсов политических деятелей в аспекте манипулятивного воздействия.
Однако по-прежнему актуальными остаются вопросы исследования предвыборного дискурса как особой разновидности дискурса политического, а также рассмотрения политической риторики кандидатов в сравнении друг с другом.
Таким образом, актуальность исследования, во-первых, определяется той ролью, которую играют в современной жизни политика, политические деятели и их высказывания, в которых регулярно применяются стратегии и тактики убеждения, элементы аргументации; во-вторых, обусловлена недостаточной изученностью такого значимого явления современной жизни, как предвыборный политический дискурс; в-третьих, продиктована рядом факторов, указывающих на необходимость рассмотрения предвыборного дискурса как разновидности политического в тесной связи с дискурсивными практиками речевого манипулирования как одного из наиболее сильных средств влияния в сфере политики.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации материала по теме, что вносит вклад в развитие такого сравнительно нового направления, как политическая лингвистика. Практическая значимость состоит в анализе, обнаружении и устранении недоработок в изучении объекта исследования: предвыборного политического дискурса как отдельного направления в общем и политического дискурса Дж. Байдена и Д. Трампа в частности. Результаты исследования также могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по стилистике, лексикологии, теоретической грамматике английского языка, языкознанию, в курсах по политической лингвистике, теории межкультурной коммуникации, при написании выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов соответствующих направлений.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрываются предмет и объект исследования, обозначаются цель и задачи работы, объясняется актуальность темы, обосновываются теоретическая и практическая ценность работы, описывается теоретическая база и методы исследования.
В главе 1 изучается проблема формулировки определения и объяснения дискурса, описывается специфика и основные характеристики политического дискурса. Особое внимание уделено осмыслению предвыборного дискурса как малоизученного феномена, его функциям и признакам. В завершении главы описываются основные стратегии и тактики речевого манипулирования, применяющиеся участниками коммуникации в политическом и предвыборном политическом дискурсе.
В главе 2 проводится лингвистический анализ текстов публичных выступлений Дональда Трампа и Джозефа Байдена в рамках предвыборной кампании США 2020 г., выделяются наиболее употребляемые стратегии речевого воздействия каждого из политиков, описываются лексические средства реализации каждой из стратегий, а также проводится сравнительный анализ речей кандидатов и описываются основные результаты проведённого сравнения.
В заключении представлены обобщённые результаты проведённого исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения политического дискурса и средств речевого манипулирования.
В современном обществе не существует сферы, которая была бы абсолютно свободна от политики, этим можно объяснить всё возрастающий интерес к её изучению. Анализ предвыборного политического дискурса также представляет большой интерес с точки зрения изучения различных приёмов и тактик воздействия на электорат, ведь речь политика - это не только способ информирования населения, но и средство манипуляции умами. Особый интерес представляет предвыборный политический дискурс США, как державы, занимающей сегодня важнейшую роль в международных отношениях. За ходом американских выборов следит весь мир, ведь от того, кто одержит победу, зависит ситуация не только внутри страны, но и внешнеполитический курс, во многом определяющий стабильность международной обстановки. Так, в данном исследовании мы рассмотрели речевые стратегии и тактики, применяемые кандидатами на пост президента США Дональда Трампа и Джозефа Байдена в предвыборной кампании 2020 г. Были проанализированы политические выступления кандидатов в период с февраля 2020 г. по январь 2021 г.
Целью исследования было определение особенностей применения речевых стратегий и тактик в предвыборном политическом дискурсе Д. Трампа и Дж. Байдена. Следуя задачам исследования, мы смогли получить определенные результаты.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы исследуемых феноменов. В качестве теоретической базы исследования выступили работы отечественных и зарубежных специалистов в области общей теории дискурса, политического дискурса, теории манипуляции и речевого воздействия. Проведён анализ основных понятий политического дискурса и его особой разновидности - дискурса предвыборного, а также рассмотрены основные стратегии речевого манипулирования, применяемые в политическом дискурсе для реализации интенции борьбы за власть.
В качестве рабочих понятий «политический дискурс», «речевые стратегии» и «речевые тактики» были приняты следующие определения:
- Политический дискурс - дискурс политиков, реализуемый в виде публичных выступлений, парламентских дебатов, интервью, действующий в условиях политических институтов [Van Diji< 1998];
- Речевая стратегия - план реализации коммуникативных задач, необходимый для эффективного достижения цели адресанта, учитывающий факторы и условия, в которых протекает акт коммуникации, и которые обусловливают структуру текста;
- Речевая тактика - конкретный этап реализации коммуникативной стратегии, определяемый интенцией говорящего, эксплицированной совокупностью приёмов, обусловливающих применение тех или иных языковых средств [Михалёва 2009].
В практической части работы были проанализированы политические выступления кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Джозефа Байдена в период с февраля 2020 г. по январь 2021 г. Всего рассмотрено 271 высказывание кандидатов в президенты на английском языке.
Анализ показал, что в предвыборном дискурсе Д. Трампа преобладает стратегия на повышение, реализуемая через тактики презентации (13 %), анализ-«плюс» (7 %), самооправдания (7 %), обвинения (12 %) и кооперации (13 %). В выступлениях Дж. Байдена преобладали стратегия на понижение и стратегия театральности, чаще всего применялись тактики самопрезентации (10 %), анализ-«минус» (8 %), обвинения (11 %), кооперации (19 %) и обещания (11 %).
На основе проанализированных текстов были выделены особенности политического дискурса в предвыборной стратегии каждого из кандидатов. В целом предвыборная линия обоих участников выборов строится на положительной саморекламе и антирекламе соперника.
Возможными перспективами дальнейшего исследования могут быть анализ прагматического потенциала речевых стратегий и тактик, рассмотрение случаев комбинации речевых тактик в одном тексте, дальнейший сравнительный анализ дискурса политиков, а также рассмотрение отличительных черт индивидуального дискурса политиков в предвыборных кампаниях до и после пребывания на посту президента.
1. Аграшева О. Е. Речевые манипуляции в политическом дискурсе США / О. Е. Аграшева // Огарёв-Online. - 2017. - № 10 (99). - С. 3.
2. Акопова Д. Р. Стратегии и тактики политического дискурса / Д. Р. Акопова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. - № 6 (1). - C. 403-409.
3. Амелин В. Н. Социология политики / В. Н. Амелин. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 183 с.
4. Амиров В. М. Агитационный предвыборный сверхтекст: организация содержания и стратегии реализации : дис. ... канд. филол. наук / В. М. Амиров.
- Екатеринбург, 2002. - 228 с.
5. Андреева В. Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа : автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. Ю. Андреева. - Курск, 2009. - 24 с.
6. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
7. Багана Ж. Предвыборный политический дискурс как особая сфера коммуникации / Ж. Багана, Э. А. Бочарова // Russian Journal of Linguistics. 2012.
- № 1. - С. 121-125.
8. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие / А. Н. Баранов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
9. Баранов А. Н. Парламентские дебаты: традиции и новации / А. Н. Баранов, Е. Г. Казакевич. - М.: Знание, 1991. - 64 с.
10. Быкова О. Н. Языковое манипулирование / О. Н. Быкова // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1. - Красноярск: [б. и.], 1999. - С. 99-103.
11. Волкова Я. А. Деструктивность в политическом дискурсе / Я. А. Волкова, Н. Н. Панченко // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. - 2016.
- № 4. - С. 161-178.
12. Володин А. Г. Феномен «нового популизма»: американское измерение / А. Г. Володин // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - Т. 13. - № 4. - С. 253-277.
13. Воробьёва О. И. Политический язык: семантика, таксономия, функции: дис. ... д-ра филол. наук / О. И. Воробьёва. - М., 2000. - 382 с.
14. Ворожцова Н. В. Предвыборный дискурс и его жанры / Н. В. Ворожцова // Вестник ИГЛУ. - 2010. - № 2 (10). - С. 106-113.
15. Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук / О. В. Гайкова. - Волгоград, 2003. - 211 с.
16. Давыборец Е. Н. Имиджевая стратегия Трампа в предвыборной гонке-2016 / Е. Н. Давыборец // Вестник ЗабГУ. - 2017. - № 3. - С. 37-45.
...