Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевые стратегии в политическом дискурсе Дональда Трампа и Джо Байдена в рамках предвыборной кампании 2020 г.

Работа №100126

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы134
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Речевые стратегии современного политического дискурса 8
1.1. Понятие «дискурс» в лингвистике. Политический дискурс 8
1.2. Особенности предвыборного политического дискурса 14
1.3. Речевые особенности политических выступлений 18
1.4. Речевые стратегии и речевые тактики. Типы речевых стратегий 22
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Стратегии речевого манипулирования в предвыборном политическом дискурсе США 31
2.1. Реализация стратегий речевого манипулирования в предвыборном
дискурсе Дональда Трампа 32
2.1.1. Стратегия на повышение 33
2.1.2. Стратегия на понижение 41
2.1.3. Стратегия театральности 46
2.2. Реализация стратегий речевого манипулирования в предвыборном
дискурсе Джо Байдена 54
2.2.1. Стратегия на повышение 55
2.2.2. Стратегия на понижение 59
2.2.3. Стратегия театральности 62
2.3. Особенности предвыборного политического дискурса Д. Трампа и Дж.
Байдена 71
Выводы по главе 2 75
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение 1 I
Приложение 2 II
Приложение 3 XXV
Приложение 4 XLI
Приложение 5 XLIII
Приложение 6 XLV
Приложение 7 XLVI

В настоящее время исследование дискурса является одним из наиболее перспективных направлений лингвистической науки. Поскольку сфера политики присутствует в жизни каждого человека, она играет ключевую роль в жизни общества. Политическая ситуация в мире постоянно меняется, в связи с этим возрастает интерес к политической коммуникации, как со стороны обычных граждан и СМИ, так и со стороны учёных из различных областей знания. Политизированность современного общества придает особый вес публичным выступлениям, однако речь политика всегда была не только способом коммуникации и информирования населения, но и эффективным инструментом воздействия. Проблеме изучения политического дискурса в аспекте речевой манипуляции посвящено значительное число лингвистических работ, так как именно в данной сфере человеческого общения особенно очевидно влияние языка на жизнь общества. И именно политический дискурс такой могущественной державы, как США, представленный несомненно заметными личностями, является популярным предметом исследования как среди лингвистов, так и среди учёных смежных областей.
Объектом исследования является предвыборный политический дискурс кандидатов на пост президента США Дональда Трампа и Джозефа Байдена во время избирательной кампании 2020 г., предметом - особенности использования речевых стратегий в предвыборных речах обоих кандидатов.
Цель исследования - определение особенностей применения речевых стратегий в предвыборном политическом дискурсе Д. Трампа и Дж. Байдена.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Определить теоретическую базу исследования;
2. Провести анализ основных понятий, их особенностей, описать основные стратегии аргументации в политическом дискурсе;
3. Провести анализ речей кандидатов на пост президента США Д. Трампа и Дж. Байдена;
4. Выявить, какие стратегии речевого манипулирования используются обоими кандидатами;
5. На основе проведённого анализа, определить характерные черты политического дискурса каждого из кандидатов.
Для решения поставленных задач, помимо общенаучных методов, таких как описательный метод (наблюдения, обобщения, анализа, синтеза и классификации), использовались также методы контент-анализа, критического дискурс-анализа выбранных текстов, метод сплошной выборки, сопоставительный метод и квантитативный анализ исследуемых текстов.
Материалами исследования послужили тексты электоральных выступлений Дональда Трампа и Джо Байдена во время предвыборной кампании 2020 г., тексты публичных обращений, выступления на теледебатах, пресс-конференциях, съездах партий, интервью кандидатов, а также речи Дж. Байдена и Д. Трампа после объявления результатов выборов.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных ученых в области общей теории дискурса (Н. Д. Арутюнова, Т. А. ван Дейк, О. Л. Михалёва, В. И. Карасик, Е. И. Шейгал, M. Stubbs, R. Wodak и др.); политического дискурса (А. Н. Баранов, В. И. Карасик, А. П. Чудинов, Э. В. Будаев, Л. В. Минаева, Е. В. Чернявская, Л. С. Чикилева и др.); предвыборного дискурса (В. М. Амиров, О. А. Ворожцова, О. А. Гайкова, Ж. Багана, А. А. Полякова, Е. В. Попова и др.); теории манипуляции и речевого воздействия (Е. Л. Доценко, К. Е. Калинин, В. А. Каменева, Л. С. Чикилева, О. Н. Быкова, Т. Г. Попова, О. С. Иссерс и др.). Благодаря вышеупомянутым исследованиям мы располагаем достаточным количеством информации о подходах к определению и классификации речевых стратегий. Вместе с тем значительное количество современных работ посвящено изучению индивидуальных дискурсов политических деятелей в аспекте манипулятивного воздействия.
Однако по-прежнему актуальными остаются вопросы исследования предвыборного дискурса как особой разновидности дискурса политического, а также рассмотрения политической риторики кандидатов в сравнении друг с другом.
Таким образом, актуальность исследования, во-первых, определяется той ролью, которую играют в современной жизни политика, политические деятели и их высказывания, в которых регулярно применяются стратегии и тактики убеждения, элементы аргументации; во-вторых, обусловлена недостаточной изученностью такого значимого явления современной жизни, как предвыборный политический дискурс; в-третьих, продиктована рядом факторов, указывающих на необходимость рассмотрения предвыборного дискурса как разновидности политического в тесной связи с дискурсивными практиками речевого манипулирования как одного из наиболее сильных средств влияния в сфере политики.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации материала по теме, что вносит вклад в развитие такого сравнительно нового направления, как политическая лингвистика. Практическая значимость состоит в анализе, обнаружении и устранении недоработок в изучении объекта исследования: предвыборного политического дискурса как отдельного направления в общем и политического дискурса Дж. Байдена и Д. Трампа в частности. Результаты исследования также могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по стилистике, лексикологии, теоретической грамматике английского языка, языкознанию, в курсах по политической лингвистике, теории межкультурной коммуникации, при написании выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов соответствующих направлений.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрываются предмет и объект исследования, обозначаются цель и задачи работы, объясняется актуальность темы, обосновываются теоретическая и практическая ценность работы, описывается теоретическая база и методы исследования.
В главе 1 изучается проблема формулировки определения и объяснения дискурса, описывается специфика и основные характеристики политического дискурса. Особое внимание уделено осмыслению предвыборного дискурса как малоизученного феномена, его функциям и признакам. В завершении главы описываются основные стратегии и тактики речевого манипулирования, применяющиеся участниками коммуникации в политическом и предвыборном политическом дискурсе.
В главе 2 проводится лингвистический анализ текстов публичных выступлений Дональда Трампа и Джозефа Байдена в рамках предвыборной кампании США 2020 г., выделяются наиболее употребляемые стратегии речевого воздействия каждого из политиков, описываются лексические средства реализации каждой из стратегий, а также проводится сравнительный анализ речей кандидатов и описываются основные результаты проведённого сравнения.
В заключении представлены обобщённые результаты проведённого исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения политического дискурса и средств речевого манипулирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном обществе не существует сферы, которая была бы абсолютно свободна от политики, этим можно объяснить всё возрастающий интерес к её изучению. Анализ предвыборного политического дискурса также представляет большой интерес с точки зрения изучения различных приёмов и тактик воздействия на электорат, ведь речь политика - это не только способ информирования населения, но и средство манипуляции умами. Особый интерес представляет предвыборный политический дискурс США, как державы, занимающей сегодня важнейшую роль в международных отношениях. За ходом американских выборов следит весь мир, ведь от того, кто одержит победу, зависит ситуация не только внутри страны, но и внешнеполитический курс, во многом определяющий стабильность международной обстановки. Так, в данном исследовании мы рассмотрели речевые стратегии и тактики, применяемые кандидатами на пост президента США Дональда Трампа и Джозефа Байдена в предвыборной кампании 2020 г. Были проанализированы политические выступления кандидатов в период с февраля 2020 г. по январь 2021 г.
Целью исследования было определение особенностей применения речевых стратегий и тактик в предвыборном политическом дискурсе Д. Трампа и Дж. Байдена. Следуя задачам исследования, мы смогли получить определенные результаты.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы исследуемых феноменов. В качестве теоретической базы исследования выступили работы отечественных и зарубежных специалистов в области общей теории дискурса, политического дискурса, теории манипуляции и речевого воздействия. Проведён анализ основных понятий политического дискурса и его особой разновидности - дискурса предвыборного, а также рассмотрены основные стратегии речевого манипулирования, применяемые в политическом дискурсе для реализации интенции борьбы за власть.
В качестве рабочих понятий «политический дискурс», «речевые стратегии» и «речевые тактики» были приняты следующие определения:
- Политический дискурс - дискурс политиков, реализуемый в виде публичных выступлений, парламентских дебатов, интервью, действующий в условиях политических институтов [Van Diji< 1998];
- Речевая стратегия - план реализации коммуникативных задач, необходимый для эффективного достижения цели адресанта, учитывающий факторы и условия, в которых протекает акт коммуникации, и которые обусловливают структуру текста;
- Речевая тактика - конкретный этап реализации коммуникативной стратегии, определяемый интенцией говорящего, эксплицированной совокупностью приёмов, обусловливающих применение тех или иных языковых средств [Михалёва 2009].
В практической части работы были проанализированы политические выступления кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Джозефа Байдена в период с февраля 2020 г. по январь 2021 г. Всего рассмотрено 271 высказывание кандидатов в президенты на английском языке.
Анализ показал, что в предвыборном дискурсе Д. Трампа преобладает стратегия на повышение, реализуемая через тактики презентации (13 %), анализ-«плюс» (7 %), самооправдания (7 %), обвинения (12 %) и кооперации (13 %). В выступлениях Дж. Байдена преобладали стратегия на понижение и стратегия театральности, чаще всего применялись тактики самопрезентации (10 %), анализ-«минус» (8 %), обвинения (11 %), кооперации (19 %) и обещания (11 %).
На основе проанализированных текстов были выделены особенности политического дискурса в предвыборной стратегии каждого из кандидатов. В целом предвыборная линия обоих участников выборов строится на положительной саморекламе и антирекламе соперника.
Возможными перспективами дальнейшего исследования могут быть анализ прагматического потенциала речевых стратегий и тактик, рассмотрение случаев комбинации речевых тактик в одном тексте, дальнейший сравнительный анализ дискурса политиков, а также рассмотрение отличительных черт индивидуального дискурса политиков в предвыборных кампаниях до и после пребывания на посту президента.



1. Аграшева О. Е. Речевые манипуляции в политическом дискурсе США / О. Е. Аграшева // Огарёв-Online. - 2017. - № 10 (99). - С. 3.
2. Акопова Д. Р. Стратегии и тактики политического дискурса / Д. Р. Акопова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. - № 6 (1). - C. 403-409.
3. Амелин В. Н. Социология политики / В. Н. Амелин. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 183 с.
4. Амиров В. М. Агитационный предвыборный сверхтекст: организация содержания и стратегии реализации : дис. ... канд. филол. наук / В. М. Амиров.
- Екатеринбург, 2002. - 228 с.
5. Андреева В. Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа : автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. Ю. Андреева. - Курск, 2009. - 24 с.
6. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
7. Багана Ж. Предвыборный политический дискурс как особая сфера коммуникации / Ж. Багана, Э. А. Бочарова // Russian Journal of Linguistics. 2012.
- № 1. - С. 121-125.
8. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие / А. Н. Баранов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
9. Баранов А. Н. Парламентские дебаты: традиции и новации / А. Н. Баранов, Е. Г. Казакевич. - М.: Знание, 1991. - 64 с.
10. Быкова О. Н. Языковое манипулирование / О. Н. Быкова // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1. - Красноярск: [б. и.], 1999. - С. 99-103.
11. Волкова Я. А. Деструктивность в политическом дискурсе / Я. А. Волкова, Н. Н. Панченко // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. - 2016.
- № 4. - С. 161-178.
12. Володин А. Г. Феномен «нового популизма»: американское измерение / А. Г. Володин // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - Т. 13. - № 4. - С. 253-277.
13. Воробьёва О. И. Политический язык: семантика, таксономия, функции: дис. ... д-ра филол. наук / О. И. Воробьёва. - М., 2000. - 382 с.
14. Ворожцова Н. В. Предвыборный дискурс и его жанры / Н. В. Ворожцова // Вестник ИГЛУ. - 2010. - № 2 (10). - С. 106-113.
15. Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук / О. В. Гайкова. - Волгоград, 2003. - 211 с.
16. Давыборец Е. Н. Имиджевая стратегия Трампа в предвыборной гонке-2016 / Е. Н. Давыборец // Вестник ЗабГУ. - 2017. - № 3. - С. 37-45.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ