Глава 1. Терминологические основы исследования 7
1.1. Дискурс как объект лингвистики 7
1.2. Историческое изменение понятия агональности 17
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Агональная коммуникация и способы её передачи интернете 24
2.1. Реализация агональности в современных интернет-сетях 24
2.2. Исследование агональности в русскоязычных соцсетях 31
2.3. Исследование агональности в англоязычных соцсетях 41
2.4. Сравнительный анализ исследования 53
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Интернет-дискурс является одним их наиболее молодых видов дискурса и подвержен постояному и быстрому развитию и изменениям. В нем можно наблюдать столкновение и смешение текстов, принадлежащих разным жанрам и видам дискурса, разных культур и слоев населения из разных уголков мира, поскольку язык каждой социальной, культурной группы тесно связан с нашими реалиями, нашей культурой и жизнью и несет в себе индивидуальные особенности каждого и культурные ценности в общем - художественная и научная литература, кино, фольклор, пословицы и поговорки. Следует отметить яркую тенденцию к визуализации, креолизации текстов и использованию семиотически осложнённых форм. Нельзя забывать и о ряде социальных и культурных факторов, влияющих на развитие и формирование интернет-дискурса. На наш взгляд, особый интерес для лингвистов представляет понимание того, на каком же «языке» общается современное интернет-сообщество. Поэтому в наше время крайне важно проводить описание, систематизацию и анализ всех особенностей столь быстро развивающегося и изменяющегося вида дискурса и способов его выражения.
Интернет-дискурс является новой языковой реалией и обслуживает уникальную сферу коммуникации - Интернет. Этот вид дискурса мгновенно реагирует на бурно развивающиеся и изменяющиеся технические и социальные тенденции, осваивая новые языковые реалии. Благодаря невероятному разнообразию, сложности и многогранности интернет - дискурса, многие темы пока остаются без должного внимания. Среди них: влияние интернет-дискурса на нормативный язык, описание и систематизация различных жанров интернет-дискурса. Данная дипломная работа посвящена изучению такого специфического жанра компьютерно-опосредованной коммуникации, как агональный дискурс, на примере комментариев пользователей различный социальных сетей.
Выбор темы дипломной работы обусловлен возрастающим интересом со стороны исследователей в области лингвистики к компьютерно-опосредованной коммуникации. Более того, в наше время большинство конфликтов приходится на социальные сети, и рассматривать агональный, соревновательный аспект данного общения стоит именно через комментарии и реакции людей в соц. сетях. Всё это и обусловило актуальность данного исследования.
Нам необходимо понимать, как русский интернет-дискурс перенимает и перерабатывает опыт англоязычного сетевого общения, а также формирует свои способы интернет-коммуникации, основываясь на собственном и межкультурном опыте коммуникации. Поэтому в фокусе нашего исследования находится описание и анализ структурно-семантических, семиотических и функциональных особенностей агональной коммуникации, троллинга и их систематизация.
Материалом исследования послужили комментарии пользователей социальных сетей Вконтакте, Facebook, Instagram и Twitter.
Данная работа направлена на выявление, анализ, сравнение и описание стратегий и тактик как способов агональной коммуникации в социальных сетях. Мы находим все это необходимым, поскольку в целом для языкознания, как науки, необходимо понимание того, на каком же «языке» общается современное интернет-сообщество, и как проявляется агрессия в соц. сетях, если рассматривать её с позиции лингвистики.
Объектом исследования послужил англоязычный агональный дискурс в онлайн-среде социальных сетей.
Предметом исследования является агональность как популярный тип поведения подростков, молодежи в онлайн-среде социальных сетей и лексико-синтаксические средства его объективации в английском языке.
Цель исследования - описать специфику агонального поведения пользователей интернет-сообщества в сравнении двух лингвокультур.
Достижение данной цели предполагает решение ряда практических
задач:
1) систематизация информации о «дискурс», «агональный дискурс» и «агональность»,
2) уточнение понятий «дискурс», «агональный дискурс» и «агональность»,
3) описание, анализ структурно-семантических, семиотических и функциональных особенностей средств агональной коммуникации в Интернете и их систематизация,
4) выявление схожести и отличий в использовании вышеупомянутых средств в русскоязычных и англоязычных социальных сетях.
Теоретической основой исследования являются труды современных отечественных и зарубежных лингвистов, посвященные дискурсу, интернет- дискурсу, компьютерно-опосредованной коммуникации и агональности, в том числе как одному из средств коммуникации. В исследовательский материал вошли ключевые труды отечественных и зарубежных лингвистов, таких как И.В. Арнольда, Н.Д. Арутюнова, Т.А.Ван Дейка, В.И. Карасика, М.М. Маковского, М.И. Откупщиковой, Л.Н. Синельниковой, Е. И. Шейгал, А. В. Ярового, M. Zappavigna и др .
Методы исследования. Для решения поставленных нами задач в данной работе проводился этимологический и словообразовательный анализы, были использованы метод сплошной выборки, а также описательный, компаративный и аналитический методы.
Структура работы. Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты понятий «дискурс» и «агональность». Вторая глава является практической. В ней анализируются примеры агональной коммуникации в социальных сетях, а также выявляются сходства и различия в лексике и стилистике общения на примере сравнения англоязычной и русскоязычной культур.
Уникальность ситуации интернет-общения заключается в том, что такие его особенности, как анонимность и равный доступ всех участников к коммуникативному пространству, лишает агрессивные речевые действия прагматического смысла: добиться речевого доминирования и превратить диалог в монолог в интернет-коммуникации невозможно. Этот фактор позволяет рассматривать троллинг как своеобразную коммуникативную игру. Игровая сущность троллинга определяется тем, что он имеет диаметрально противоположную цель - инициировать или активизировать коммуникативный процесс. Если в реальной коммуникации конфликт является «побочным продуктом» агрессивного речевого поведения, то для тролля - это стратегическая цель, определяющая эффективность речевого действия. Тролль решает исключительно психологические задачи: самоутвердиться или просто позабавиться, наблюдая, как остальные участники коммуникации «отрабатывают» его «вброс». Соответственно, коммуникативной неудачей троллинга будет отсутствие реакции на данные агрессивные действия. При этом важно отметить, что коммуникативные техники, используемые троллем: демонстративное нарушение общей тональности общения или резкое отклонение от темы обсуждения - призваны, скорее, эксплицировать, а не замаскировать провокационные интенции высказывания. Такая открытая провокация выглядит как приглашение включиться в коммуникативную игру.
Речевая агрессия - это конфликтогенное речевое поведение: при любом типе коммуникации конфликт является коммуникативной перспективой речевой агрессии. Коммуникация развивается по конфликтному сценарию при установке на речевую агрессию и адресанта, и адресата. Конфликтное взаимодействие редко бывает результативным с точки зрения достижения прагматических целей коммуникантов, поскольку при таком речевом поведении диалог приобретает агональный характер, когда предмет обсуждения уходит на второй план и для участников коммуникации становится важнее «кто кого».
Флейминг представляет собой именно такой агональный диалог, смыслом которого является сам полемический процесс, т.е. спор ради спора, в котором все средства хороши. Пусковым механизмом такого диалога или полилога в интернет-коммуникации обычно является реплика-троллинг, то есть флейминг - это результат эффективной речевой провокации. Игровая специфика флейминга заключается в том, что в риторическом понимании флейминг - это не спор, поскольку общий предмет обсуждения в таком споре обычно отсутствует или является второстепенным. Флейминг - это, по сути, взаимный троллинг, где основным и едва ли не единственным приемом является упоминавшийся ранее прием argumentum ad personem - переход на личности.
В реальной коммуникации столь агрессивное взаимодействие, как правило, обусловлено эмоциональным состоянием коммуникантов. Диалог (полилог) в реальной коммуникации - процесс динамичный. При диалогической коммуникации быстрая смена коммуникативных ролей вынуждает собеседников почти одновременно выполнять несколько когнитивных действий: слушать, понимать и формировать ответную реплику, и это вынуждает говорящего пренебрегать заботой о форме высказывания. В реальной коммуникации ответная реплика должна быть дана здесь и сейчас, иначе общение прерывается. В этой ситуации излишне эмоциональное агрессивное высказывание может быть непреднамеренным речевым действием.
Гнев, раздражение, проклятия, агрессия, растабуирование понятий и слов утверждаются в сознании поколений, которые не приняли эстафету коммуникативной этики от старшего поколения, исповедующего другие ценности. Разрастется пространство подросткового виртуального террора - кибербуллинга. Английское слово bull (бык) определяет значение и назначение этого вида киберхулиганства: агрессивно нападать через
размещение в интернете компрометирующей информации, анонимных угроз, оскорблений часто с применением ненормативной лексики.
В ходе проведенного исследования на материале англоязычных комментариев в социальных сетях Facebook, Twitter и Instagram мы пришли к выводу о том, что коммуникативно-прагматические особенности агональности реализуются в виде так называемых издевательств, а именно словесных угроз, оскорблений, саркастических замечаний, адресованных другим лицам, уничижительным сравнением и даже обсценной лексикой. Не секрет, что многие люди страдают от социальных сетей, появление которых стало логическим продолжением развития глобального интернета, средством объединения миллионов людей по всему миру, с одной стороны, и средством разобщения и травли, с другой. Сами по себе социальные сети не опасны - они являются хранилищем огромного количества информации, средством коммуникации, способом воспитания и развития. Однако в настоящее время существует тенденция к распространению сомнительного и опасного контента сообществами в социальных сетях. Типичными для таких сообществ являются коммуникативно-прагматические способы выражения жестокости, активная агрессия в виртуальном пространстве, наличие цифровой толпы, молчаливо или активно одобряющей такое поведение.
Типичными чертами агональности в социальных сетях являются: анонимность агрессоров, что делает воздействие хулиганства особенно сильным и психологически болезненным; «реинкарнация» агрессоров под другими никами, в других лицах, иногда разного пола и возраста; непрерывность воздействия; возрастание возраста как агрессоров, так и объектов агрессии (хулиганство как детей, так и взрослых). Агрессия в социальных сетях может выходить за пределы интернета в реальную жизнь в виде других проявлений хулиганства, например, когда агрессор и объект хулиганства находятся в одном городе или работают/учатся вместе. Люди, не оценивая последствий своих действий, размещают в интернете на своих страницах в социальных сетях большое количество личной информации, которая может быть использована агрессором в своих целях.
1. Алимурадов О. А. Глобальный смысл: природа, специфика порождения и интерпретации на уровне текста / О. А. Алимурадов // Номинация и дискурс: материалы докл. междунар. науч. конф. - Минск,
2006. - С. 3-5.
2. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие / И. В. Арнольд. - 2-е изд., перераб. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 210 с.
3. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
4. Бабенкова Е. А. Текстовое пространство инаугурационной речи в аспекте междискурсивного взаимодействия (на материале английского языка) / Е. А. Бабенкова // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. - 2011. - № 6. - С. 35-40.
5. Баранов А. Н. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка / А. Н. Баранов, В. А. Плунгян, Е. В. Рахилина, С. В. Кодзасов. - М.: Помовский и партнеры, 1993. - 207 с.
6. Белл Р. Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы / Р. Т. Белл. - М.: Междунар. отношения, 1980. - 156 с.
7. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974. - 446 с.
8. Бессонова Л. Е. Коммуникативные аспекты политического дискурса / Л. Е. Бессонова // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия Филология. Социальные коммуникации. -
2003. - Т. 16 (55), № 1. - С. 22-27.
9. Бисималиева М. К. О понятиях «текст» и «дискурс» / М. К. Бисималиева // Филологические науки. - 1999. - № 2. - С. 78-86.
10. Болдырева А. А. Особенности выражения авторского «я» в научном дискурсе (на материале английских и русских письменных текстов) /
А. А. Болдырева, В. Б. Кашкин // Язык, коммуникация и социальная среда: сб. науч. тр. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2002. - Вып. 2. - С. 99-108.
11. Борботько В. Г. Элементы теории дискурса / В. Г. Борботько. - Грозный : Изд-во Чечено-Ингуш. гос. ун-та, 1981. - 112 с.
12. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 362 с.
13. Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2016. - № 2. - С. 109-116.
14. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М., 1996. - 352 с.
15. Дейк Т. А. ван. Стратегия понимания связного текста / Т. А. ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1988. - Вып. 23. - С. 153-211.
...