Личностные особенности женщин-активных пользователей социальных сетей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 9
1.1. Специфика психологических исследований социальных сетей 9
1.2. Личностные особенности пользователей социальных сетей 20
1.3. Личностные особенности женщин с высокой активностью
в социальных сетях. Обзор современных исследований 31
Выводы по главе 42
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 45
2.1. Процедура и методы исследования 45
2.2. Результаты эмпирического исследования 51
Выводы по главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 9
1.1. Специфика психологических исследований социальных сетей 9
1.2. Личностные особенности пользователей социальных сетей 20
1.3. Личностные особенности женщин с высокой активностью
в социальных сетях. Обзор современных исследований 31
Выводы по главе 42
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН-АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 45
2.1. Процедура и методы исследования 45
2.2. Результаты эмпирического исследования 51
Выводы по главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Наступление XXI века сопровождалось началом эры социальных сетей. Так, за прошедшие 2 десятилетия онлайн-платформы, служащие для общения и обмена информацией, не только заняли значимую часть интернет пространства, но с невероятной скоростью приобретают новых пользователей, постоянно расширяя зону своего влияния [24].
Первые психологические исследования, посвящённые пользователям интернета, начали появляться в начале 2000-х годов, однако существенный рост исследований данной проблематики стал заметен с начала второго десятилетия, что обусловлено как повышением распространения и доступности интернета, так появлением новых технологий сбора данных, которых открыли новые возможности и горизонты для современной психологии [48].
На сегодняшний день, в социальные сети вовлекаются практически все социальные и возрастные слои населения. Из-за повсеместного использования Интернета и технологий у людей возникает потребность быть представленным в информационном пространстве, в результате чего личность, переносятся в виртуальное пространство.
Исследованиями посвящённые пользователям социальных сетей занимались такие отечественные авторы как Ф.Н. Винокуров [37], О.К. Желонкина [13], О.А. Омельяненко [30], Т.Е. Романова [34] и др.
Исследование индивидуально-психологических особенностей людей склонных к высокой активности в интернет-пространстве является важным, так как причины склонности и возможных рисков чрезмерной погружённости цифровое пространство кроются не столько в Интернете, сколько в самой личности.
Однако проблема взаимовлияния и взаимной обусловленности отношений личности и виртуальной среды далека от окончательного решения.
В этом смысле особую значимость приобретает изучение психологических особенностей людей, погруженных в интернет- в социальном пространстве.
Также, анализ эмпирических данных показал, что большинство исследователей согласны с фактом наличия половых различий во взаимодействии человека и интернет-пространства, при этом характер и генез этих различий тем не менее остается не вполне ясным.
Несмотря на рост количества зарубежных исследований, посвященных изучению социальных сетей, психологических исследований, направленных на изучение русскоязычных пользователей социальных сетей, достаточно мало. Кроме того, даже среди зарубежных исследований такие социальные сети как Instagram являются плохо изученными - тогда как основное внимание направлено на «Facebook», что формирует нишу для исследования.
При этом, стоит отметить, что опыт зарубежных коллег демонстрирует высокую актуальность исследования социальных сетей с позиции теорий личностных черт, в то же время количество отечественных исследований схожего характера значительно меньше. В качестве главной площадки для исследований используется, главным образом, VK [48;50], тогда как такие платформы как «Instagram», несмотря на их высокую популярность, остаются малоизученными.
Таким образом, разнообразие социальных сетей и их востребованность у пользователей, с одновременно малой изученностью данного вопроса, делает выбранную проблему исследования особо значимой и актуальной.
Несмотря на то, что пользователи интернета активно изучается отечественными психологами и накоплено достаточно много эмпирических результатов исследований. Основная проблематика этих исследований сводится к изучению того, как сеть Интернет влияет на самого пользователя [4; 16; 38], каким образом можно использовать виртуальное пространство для исследований [7; 15], что такое интернет зависимость, каковы механизмы ее формирования и развития [2; 6; 45], и т.д.
Весьма важным и недостаточно изученным является то, какие личностные особенности пользователя и как именно они влияют на его активность в виртуальной сети.
Как показывают исследования за последнее десятилетие одни из самых активных пользователей - это женщины.
Но какими именно личностными особенностями обладают эти женщины до конца не выяснено. Учитывая, что современные технологии несут в себе не только возможности, но и приводят к противоречивым последствиям, необходимо выяснить какие риски несут эти технологии для современной женщины, что обуславливает актуальность исследования.
Таким образом, теоретическая значимость исследовательской работы заключается:
- в систематизации научных данных о личностных особенностях пользователей социальных сетей.
- в выявлении личностных особенностей женщин, которые могут выступать предикторами проблемного использования интернета;
- в подтверждении перспективности дальнейших исследований высокой активности пользователей в социальных сетях как формы проблемного использования интернета.
- в использовании объективных данных, отражающих активность в социальных сетях, так как именно такие данные обладают большей валидностью.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: результаты исследования могут быть основой для методические рекомендации по профилактике и коррекции проблемного использования интернета, которые могут использоваться в практической деятельности психологов и психотерапевтов; полученные результаты о психологических особенностях женщин с высокой активностью в социальных сетях могут использоваться в психоконсультационной практике, психотерапии и клинической психологии, для своевременного выявления и коррекции зависимости от социальных сетей. Объективные данные о показателях времени в социальных сетях, собранные в процессе исследования, могут быть использованы для разработки программного обеспечения, направленного на диагностику зависимости от социальных сетей;
Цель: Исследование личностных особенностей женщин-активных пользователей социальных сетей.
Объект исследования: Психологические особенности интернет- пользователей.
Предмет исследования: Личностные особенности женщин-активных пользователей социальных сетей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую проблематику исследований социальных сетей;
2. Провести анализ литературы и существующих теоретических подходов посвящённых личностным особенностям пользователей социальных сетей;
3. Провести теоретический анализ научных исследований посвящённых личностным особенностям женщин с высокой активностью в социальных сетях;
4. Выбрать методики и процедуры исследования;
5. Провести диагностику личностных характеристик женщин
использующих социальные сети.
6. Выделить группы женщин, с разным показателем времени
активности в социальных сетях.
7. Провести сравнительный анализ и описать различия личностных особенностей и факторов проблемного использования интернета в выделенных группах.
8. Провести корреляционный анализ и изучить характер взаимосвязи личностных особенностей и факторов проблемного использования интернета в выделенных группах.
9. Проанализировать результаты исследования.
В основу исследования легли следующие гипотезы:
1. У женщин-активных пользователей социальных сетей более выражены такие психологические показатели как: «эмоциональность»; «экстернальность в области семейных отношений»; факторы проблемного использования интернета: «предпочтение онлайн-общения»; «регуляция
настроения»; «когнитивная поглощенность»; «компульсивное использование»; «негативные последствия».
2. Для женщин-активных пользователей социальных сетей характерны следующие отличительные связи:
Отрицательная связь между шкалой «Привязанность/Отделённость» и факторами проблемного использования интернета.
Отрицательная связь между шкалой «Игривость/Практичность» и факторами проблемного использования интернета.
Положительные связи между шкалой «Эмоциональность/эмоциональная сдержанность» и факторами проблемного использования интернета.
3. Существует связь между личностными особенностями и показателем общего времени в социальных сетях.
4. Существует связь между факторами проблемного использования интернета и показателем общего времени в социальных сетях.
Теоретическим основанием для выдвижения гипотез явились данные, полученные в исследованиях А.Б. Холмогоровой [43], О.А. Щербинина [51], R. Kraut [117], B. Rotsztein [146], М. Durak [89].
Методы исследования:
При реализации поставленных задач, достижения цели исследования и проверки гипотез были использованы следующие методы:
Теоретические анализ психологической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы: Методика «уровень субъективного контроля» Дж.Роттера (адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом), «Пятифакторный личностный опросник» — вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова,«Общая шкала проблемного использования интернета-3» или GPIUS3.(A.A. Герасимова, А.Б. Холмогорова).
Методы математико - статистической обработки данных с использованием программы - SPSS 22. Т.к. по ряду шкал распределение было ненормальным (расчёт нормальности распределения проводился по критерию Колмогорова-Смирнова), для корреляционного анализа был использован rs- коэффициент ранговой корреляции Спирмена, для сравнительного анализа показателей в двух группах использован U-критерий Манна-Уитни.
Характеристика выборки:
Выборку нашего исследования составили 115 женщин в возрасте от 20 до 40 лет. Формируя выборку, мы опирались на взгляды Г. Крайг, в возрастной периодизации которой ранняя взрослость длится от 20 лет до 40 лет [22].
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (172 источника) и приложений. Объем магистерской диссертации 123 страницы ц.
Первые психологические исследования, посвящённые пользователям интернета, начали появляться в начале 2000-х годов, однако существенный рост исследований данной проблематики стал заметен с начала второго десятилетия, что обусловлено как повышением распространения и доступности интернета, так появлением новых технологий сбора данных, которых открыли новые возможности и горизонты для современной психологии [48].
На сегодняшний день, в социальные сети вовлекаются практически все социальные и возрастные слои населения. Из-за повсеместного использования Интернета и технологий у людей возникает потребность быть представленным в информационном пространстве, в результате чего личность, переносятся в виртуальное пространство.
Исследованиями посвящённые пользователям социальных сетей занимались такие отечественные авторы как Ф.Н. Винокуров [37], О.К. Желонкина [13], О.А. Омельяненко [30], Т.Е. Романова [34] и др.
Исследование индивидуально-психологических особенностей людей склонных к высокой активности в интернет-пространстве является важным, так как причины склонности и возможных рисков чрезмерной погружённости цифровое пространство кроются не столько в Интернете, сколько в самой личности.
Однако проблема взаимовлияния и взаимной обусловленности отношений личности и виртуальной среды далека от окончательного решения.
В этом смысле особую значимость приобретает изучение психологических особенностей людей, погруженных в интернет- в социальном пространстве.
Также, анализ эмпирических данных показал, что большинство исследователей согласны с фактом наличия половых различий во взаимодействии человека и интернет-пространства, при этом характер и генез этих различий тем не менее остается не вполне ясным.
Несмотря на рост количества зарубежных исследований, посвященных изучению социальных сетей, психологических исследований, направленных на изучение русскоязычных пользователей социальных сетей, достаточно мало. Кроме того, даже среди зарубежных исследований такие социальные сети как Instagram являются плохо изученными - тогда как основное внимание направлено на «Facebook», что формирует нишу для исследования.
При этом, стоит отметить, что опыт зарубежных коллег демонстрирует высокую актуальность исследования социальных сетей с позиции теорий личностных черт, в то же время количество отечественных исследований схожего характера значительно меньше. В качестве главной площадки для исследований используется, главным образом, VK [48;50], тогда как такие платформы как «Instagram», несмотря на их высокую популярность, остаются малоизученными.
Таким образом, разнообразие социальных сетей и их востребованность у пользователей, с одновременно малой изученностью данного вопроса, делает выбранную проблему исследования особо значимой и актуальной.
Несмотря на то, что пользователи интернета активно изучается отечественными психологами и накоплено достаточно много эмпирических результатов исследований. Основная проблематика этих исследований сводится к изучению того, как сеть Интернет влияет на самого пользователя [4; 16; 38], каким образом можно использовать виртуальное пространство для исследований [7; 15], что такое интернет зависимость, каковы механизмы ее формирования и развития [2; 6; 45], и т.д.
Весьма важным и недостаточно изученным является то, какие личностные особенности пользователя и как именно они влияют на его активность в виртуальной сети.
Как показывают исследования за последнее десятилетие одни из самых активных пользователей - это женщины.
Но какими именно личностными особенностями обладают эти женщины до конца не выяснено. Учитывая, что современные технологии несут в себе не только возможности, но и приводят к противоречивым последствиям, необходимо выяснить какие риски несут эти технологии для современной женщины, что обуславливает актуальность исследования.
Таким образом, теоретическая значимость исследовательской работы заключается:
- в систематизации научных данных о личностных особенностях пользователей социальных сетей.
- в выявлении личностных особенностей женщин, которые могут выступать предикторами проблемного использования интернета;
- в подтверждении перспективности дальнейших исследований высокой активности пользователей в социальных сетях как формы проблемного использования интернета.
- в использовании объективных данных, отражающих активность в социальных сетях, так как именно такие данные обладают большей валидностью.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: результаты исследования могут быть основой для методические рекомендации по профилактике и коррекции проблемного использования интернета, которые могут использоваться в практической деятельности психологов и психотерапевтов; полученные результаты о психологических особенностях женщин с высокой активностью в социальных сетях могут использоваться в психоконсультационной практике, психотерапии и клинической психологии, для своевременного выявления и коррекции зависимости от социальных сетей. Объективные данные о показателях времени в социальных сетях, собранные в процессе исследования, могут быть использованы для разработки программного обеспечения, направленного на диагностику зависимости от социальных сетей;
Цель: Исследование личностных особенностей женщин-активных пользователей социальных сетей.
Объект исследования: Психологические особенности интернет- пользователей.
Предмет исследования: Личностные особенности женщин-активных пользователей социальных сетей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую проблематику исследований социальных сетей;
2. Провести анализ литературы и существующих теоретических подходов посвящённых личностным особенностям пользователей социальных сетей;
3. Провести теоретический анализ научных исследований посвящённых личностным особенностям женщин с высокой активностью в социальных сетях;
4. Выбрать методики и процедуры исследования;
5. Провести диагностику личностных характеристик женщин
использующих социальные сети.
6. Выделить группы женщин, с разным показателем времени
активности в социальных сетях.
7. Провести сравнительный анализ и описать различия личностных особенностей и факторов проблемного использования интернета в выделенных группах.
8. Провести корреляционный анализ и изучить характер взаимосвязи личностных особенностей и факторов проблемного использования интернета в выделенных группах.
9. Проанализировать результаты исследования.
В основу исследования легли следующие гипотезы:
1. У женщин-активных пользователей социальных сетей более выражены такие психологические показатели как: «эмоциональность»; «экстернальность в области семейных отношений»; факторы проблемного использования интернета: «предпочтение онлайн-общения»; «регуляция
настроения»; «когнитивная поглощенность»; «компульсивное использование»; «негативные последствия».
2. Для женщин-активных пользователей социальных сетей характерны следующие отличительные связи:
Отрицательная связь между шкалой «Привязанность/Отделённость» и факторами проблемного использования интернета.
Отрицательная связь между шкалой «Игривость/Практичность» и факторами проблемного использования интернета.
Положительные связи между шкалой «Эмоциональность/эмоциональная сдержанность» и факторами проблемного использования интернета.
3. Существует связь между личностными особенностями и показателем общего времени в социальных сетях.
4. Существует связь между факторами проблемного использования интернета и показателем общего времени в социальных сетях.
Теоретическим основанием для выдвижения гипотез явились данные, полученные в исследованиях А.Б. Холмогоровой [43], О.А. Щербинина [51], R. Kraut [117], B. Rotsztein [146], М. Durak [89].
Методы исследования:
При реализации поставленных задач, достижения цели исследования и проверки гипотез были использованы следующие методы:
Теоретические анализ психологической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы: Методика «уровень субъективного контроля» Дж.Роттера (адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом), «Пятифакторный личностный опросник» — вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова,«Общая шкала проблемного использования интернета-3» или GPIUS3.(A.A. Герасимова, А.Б. Холмогорова).
Методы математико - статистической обработки данных с использованием программы - SPSS 22. Т.к. по ряду шкал распределение было ненормальным (расчёт нормальности распределения проводился по критерию Колмогорова-Смирнова), для корреляционного анализа был использован rs- коэффициент ранговой корреляции Спирмена, для сравнительного анализа показателей в двух группах использован U-критерий Манна-Уитни.
Характеристика выборки:
Выборку нашего исследования составили 115 женщин в возрасте от 20 до 40 лет. Формируя выборку, мы опирались на взгляды Г. Крайг, в возрастной периодизации которой ранняя взрослость длится от 20 лет до 40 лет [22].
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (172 источника) и приложений. Объем магистерской диссертации 123 страницы ц.
В теоретической части работы рассматривалась теоретическая база таких изучаемых явлений, как интернет-зависимость, проблемное использование интернета, проводился теоретический анализ исследований посвящённых связи активности пользователей социальных сетей с их личностными особенностями.
В частности был проведён обзор исследований, посвящённых личностным особенностям женщин - с высокой активностью в социальных сетях, на основании которого можно перечислить ряд выводов:
1. Психологическое благополучие отрицательно взаимосвязано с проблемным использованием Интернета и положительно с выраженностью психопатологической симптоматики у женщин.
2. При этом такие дезадаптивные личностные черты как гиперсензитивный нарциссизм, перфекционизм и фобическая симптоматика являются предикторами и наиболее важным фактором риска возникновения проблемного использования Интернета у женщин.
3. Женщины склонные к негативному отбору информации о себе, фиксации на собственных недостатках, негативном сравнении себя с другими людьми, чувствуют себя безопаснее в online-пространстве, поскольку избегают неприятных переживаний, связанных со страхом негативных оценок при реальных социальных контактах.
4. У женщин наблюдается более низкий контроль времени в интернете, а также женщины составляют большую часть группы риска «проблемных пользователей».
5. Женщины характеризуются большей когнитивной поглощенностью и компульсивностью при использовании социальных сетей, а также более склоны к предпочтению онлайн-коммуникации.
Целью работы являлось изучение личностных особенностей женщин - активных пользователей социальных сетей.
В результате данного исследования были обнаружены:
1. Различия в личностных особенностях и выраженности факторов проблемного использования интернета у женщин с разным уровнем активности в социальных сетях .
2. Взаимосвязи между факторами проблемного использования интернета и личностными особенностями у женщин с разным уровнем активности в социальных сетях.
3. Взаимосвязи между личностными особенностями, факторами проблемного использования интернета и показателем общего времени в социальных сетях.
На основании полученных эмпирических данных мы можем сделать следующие выводы:
Женщины с высокой активностью в социальных сетях более склонны испытывать такие негативные аффективные состояния как грусть, подавленность, страх, тревога, раздражение, гнев, чувства вины, а также отличаются пониженной стрессоустойчивостью. Противоположным образ ом мы можем охарактеризовать женщин с низкой активностью в социальных сетях, которые показали менее выраженную эмоциональность, что свидетельствует о хорошей адаптивности, эмоциональной зрелости, высокой стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности.
У женщин-активных пользователей соц.сетей более выражен экстернальный тип уровня субъективного контроля в области семейных отношений чем у женщин-неактивных пользователей соц.сетей, из чего мы можем сделать вывод, что женщины-активные пользователи соц.сетей считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семье.
Чем выше «экстернальность в области семейных отношений», тем выше склонность к активному использованию социальных сетей, также мы можем предположить, что активное использование социальных сетей могут приводить к конфликтам в семейных отношениях.
У женщин с высокой активностью в социальных сетях более выраженные результаты по таким показателям, как: «Предпочтение онлайн общения»;
«Регуляция настроения»; «Когнитивная поглощенность»; «Компульсивное использование»; «Негативные последствия».
То есть, чрезмерная активность женщин в социальных сетях включает в себя нарушение процессов внимания и способности концентрироваться на чем-либо в реальной жизни. Регулярное мысленное возвращение в онлайн- пространство, снижает волевую регуляцию и создаёт трудности планирования своего времени активности в интернете, а также стимулирует такое дисфункциональное поведение, как избегание обязанностей в семейной жизни и профессиональной деятельности, которое может приводить к соответствующим негативным последствиям в повседневной жизни.
Стремление к виртуальной коммуникации женщин с высокой эмоциональностью, может рассматриваться как стратегия совладания с беспокойством, связанными с низким контролем социального взаимодействия, причинами которого выступают особенности виртуальной среды (дистанцированность субъектов взаимодействия, наличие широкого и разнообразного круга наблюдателей).
Женщины с выраженной чертой «эмоциональности» могут искать поддержку своим негативным переживаниям в социальных сетях и погружаться в онлайн-пространство с целью облегчения своего психологического состояния.
Люди с высоким уровнем «интроверсии», будут проводить больше времени в социальных сетях. Можно предположить, что формат социальных сетей способствует снижению психологических барьеров в ситуации межличностного общения для людей с высоким уровнем «интроверсии», то есть испытывающих проблемы с реальным взаимодействием из -за чрезмерной застенчивости и неуверенности
Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для разработки методических рекомендации по профилактике и коррекции проблемного использования интернета, которые могут использоваться в практической деятельности психологов и психотерапевтов;
Полученные результаты о психологических особенностях женщин с высокой активностью в социальных сетях могут использоваться в психоконсультационной практике, психотерапии и клинической психологии, для своевременного выявления и коррекции зависимости от социальных сетей.
Объективные данные о показателях времени в социальных сетях, собранные в процессе исследования, могут быть использованы для разработки программного обеспечения, направленного на диагностику зависимости от социальных сетей;
Также, результаты исследования могут использоваться для создания метода диагностики личности на основе его уровня активности в социальных сетях.
Дальнейшие исследования в данном направлении могли бы быть улучшены за счёт:
1. Расширения сферы исследуемых личностных особенностей, что в дальнейшем позволило бы составить иерархию факторов, влияющих на повышение или снижение активности человека в социальных сетях.
2. Активного использования объективных данных, отражающих особенности использования социальных сетей, так как именно такие данные обладают большей валидностью.
3. Построения комплексных моделей, описывающих взаимодействие между разными факторами использования социальных сетей и характеристиками пользователей.
Также, стоит отметить, что результаты данного исследования подтверждают международный опыт изучения психологических факторов проблемного использовании Интернета [83; 85].
В частности был проведён обзор исследований, посвящённых личностным особенностям женщин - с высокой активностью в социальных сетях, на основании которого можно перечислить ряд выводов:
1. Психологическое благополучие отрицательно взаимосвязано с проблемным использованием Интернета и положительно с выраженностью психопатологической симптоматики у женщин.
2. При этом такие дезадаптивные личностные черты как гиперсензитивный нарциссизм, перфекционизм и фобическая симптоматика являются предикторами и наиболее важным фактором риска возникновения проблемного использования Интернета у женщин.
3. Женщины склонные к негативному отбору информации о себе, фиксации на собственных недостатках, негативном сравнении себя с другими людьми, чувствуют себя безопаснее в online-пространстве, поскольку избегают неприятных переживаний, связанных со страхом негативных оценок при реальных социальных контактах.
4. У женщин наблюдается более низкий контроль времени в интернете, а также женщины составляют большую часть группы риска «проблемных пользователей».
5. Женщины характеризуются большей когнитивной поглощенностью и компульсивностью при использовании социальных сетей, а также более склоны к предпочтению онлайн-коммуникации.
Целью работы являлось изучение личностных особенностей женщин - активных пользователей социальных сетей.
В результате данного исследования были обнаружены:
1. Различия в личностных особенностях и выраженности факторов проблемного использования интернета у женщин с разным уровнем активности в социальных сетях .
2. Взаимосвязи между факторами проблемного использования интернета и личностными особенностями у женщин с разным уровнем активности в социальных сетях.
3. Взаимосвязи между личностными особенностями, факторами проблемного использования интернета и показателем общего времени в социальных сетях.
На основании полученных эмпирических данных мы можем сделать следующие выводы:
Женщины с высокой активностью в социальных сетях более склонны испытывать такие негативные аффективные состояния как грусть, подавленность, страх, тревога, раздражение, гнев, чувства вины, а также отличаются пониженной стрессоустойчивостью. Противоположным образ ом мы можем охарактеризовать женщин с низкой активностью в социальных сетях, которые показали менее выраженную эмоциональность, что свидетельствует о хорошей адаптивности, эмоциональной зрелости, высокой стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности.
У женщин-активных пользователей соц.сетей более выражен экстернальный тип уровня субъективного контроля в области семейных отношений чем у женщин-неактивных пользователей соц.сетей, из чего мы можем сделать вывод, что женщины-активные пользователи соц.сетей считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семье.
Чем выше «экстернальность в области семейных отношений», тем выше склонность к активному использованию социальных сетей, также мы можем предположить, что активное использование социальных сетей могут приводить к конфликтам в семейных отношениях.
У женщин с высокой активностью в социальных сетях более выраженные результаты по таким показателям, как: «Предпочтение онлайн общения»;
«Регуляция настроения»; «Когнитивная поглощенность»; «Компульсивное использование»; «Негативные последствия».
То есть, чрезмерная активность женщин в социальных сетях включает в себя нарушение процессов внимания и способности концентрироваться на чем-либо в реальной жизни. Регулярное мысленное возвращение в онлайн- пространство, снижает волевую регуляцию и создаёт трудности планирования своего времени активности в интернете, а также стимулирует такое дисфункциональное поведение, как избегание обязанностей в семейной жизни и профессиональной деятельности, которое может приводить к соответствующим негативным последствиям в повседневной жизни.
Стремление к виртуальной коммуникации женщин с высокой эмоциональностью, может рассматриваться как стратегия совладания с беспокойством, связанными с низким контролем социального взаимодействия, причинами которого выступают особенности виртуальной среды (дистанцированность субъектов взаимодействия, наличие широкого и разнообразного круга наблюдателей).
Женщины с выраженной чертой «эмоциональности» могут искать поддержку своим негативным переживаниям в социальных сетях и погружаться в онлайн-пространство с целью облегчения своего психологического состояния.
Люди с высоким уровнем «интроверсии», будут проводить больше времени в социальных сетях. Можно предположить, что формат социальных сетей способствует снижению психологических барьеров в ситуации межличностного общения для людей с высоким уровнем «интроверсии», то есть испытывающих проблемы с реальным взаимодействием из -за чрезмерной застенчивости и неуверенности
Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для разработки методических рекомендации по профилактике и коррекции проблемного использования интернета, которые могут использоваться в практической деятельности психологов и психотерапевтов;
Полученные результаты о психологических особенностях женщин с высокой активностью в социальных сетях могут использоваться в психоконсультационной практике, психотерапии и клинической психологии, для своевременного выявления и коррекции зависимости от социальных сетей.
Объективные данные о показателях времени в социальных сетях, собранные в процессе исследования, могут быть использованы для разработки программного обеспечения, направленного на диагностику зависимости от социальных сетей;
Также, результаты исследования могут использоваться для создания метода диагностики личности на основе его уровня активности в социальных сетях.
Дальнейшие исследования в данном направлении могли бы быть улучшены за счёт:
1. Расширения сферы исследуемых личностных особенностей, что в дальнейшем позволило бы составить иерархию факторов, влияющих на повышение или снижение активности человека в социальных сетях.
2. Активного использования объективных данных, отражающих особенности использования социальных сетей, так как именно такие данные обладают большей валидностью.
3. Построения комплексных моделей, описывающих взаимодействие между разными факторами использования социальных сетей и характеристиками пользователей.
Также, стоит отметить, что результаты данного исследования подтверждают международный опыт изучения психологических факторов проблемного использовании Интернета [83; 85].
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНСТАГРАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Самооценка психических состояний и самоуважение у женщин постоянных пользователей социальных сетей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - «INSTAGRAM» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ КОМПАНИИ НА КОНДИТЕРСКОМ РЫНКЕ Г.КРАСНОЯРСКА
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Конструирование социальной идентичности молодежи в виртуальном пространстве
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ СМИ (НА
ПРИМЕРЕ INSTAGRAM)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Вовлеченность в кибер-среду и особенности эмоционального интеллекта у поколения Z (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - РАБОТА С СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ИНТЕРНЕТ-ПРОДВИЖЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСЛУГ В МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ПРОДВИЖЕНИЯ КОУЧЕРА МАРИНЫ ПРОКОФЬЕВОЙ, Г. ТОМСК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ВКОНТАКТЕ, INSTAGRAM)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ БРЕНДОВ ТРЕВЕЛ-БЛОГЕРОВ В ИНСТАГРАМ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Представления о границах личностного пространства у молодых людей в связи с опытом, полученным в интернет-среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022



