ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ СЧАСТЬЯ С НРАВСТВЕННЫМИ НОРМАМИ
1.1. Понятие счастья в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2. Представление о добродетелях и достоинствах личности в психологии 22
1.3. Психологический подход к понятию греха, как синонима нравственных норм-запретов (на примере семи смертных грехов)
Выводы по главе 39
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СЧАСТЬЯ
С НРАВСТВЕННОЫМИ НОРМАМИ-ЗАПРЕТАМИ И ДОБРОДЕТЕЛЯМИ
2.1. План эмпирического исследования и описание выборки 42
2.2. Выбор и обоснование методик 44
2.3. Анализ и интерпретация результатов 52
2.3.1. Результаты исследования счастья по методике «Обновленный Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory)»
2.3.2. Результаты исследования соблюдения нравственных норм- запретов (зависти, гордыни, гнева, уныния, похоти, алчности, чревоугодия)
2.3.3. Результаты исследования добродетелей по Опроснику достоинств личности (ОД) Personal Virtues Questionaire (PVQ)
2.3.4. Результаты исследования связи счастья с соблюдением норм-запретов и добродетелями
2.3.5. Результаты исследования связи норм-запретов и добродетелей (достоинств)
Выводы по главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Проблема счастья и благополучия человека является краеугольным камнем для современной психологии. Благодаря представителям позитивной психологии в последние двадцать лет она активно изучается зарубежными и отечественными психологами.
Начиная с античных времен и до наших дней мыслители и ученые всех национальностей и религий пытаются понять суть и структуру феномена счастья. В связи с этим пристальным интересом понятийный аппарат этой темы очень разнообразен. В данной работе мы опираемся на терминологию, сформировавшуюся в зарубежной психологии, но актуализированную отечественными психологами, а, именно понятия: «счастье» (термин встречается в исследованиях М. Аргайла, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьева, А. Кроника и др.), «субъективное благополучие» как психологический синоним счастья (Н. Бредбер, М. Селигман, Р.М. Шамионов, и др.), «психологическое благополучие» (А.В. Воронина, К. Кейес, Л.В. Куликов, К. Рифф, П.П. Фесенко, др.). Единого мнения по поводу соотношения между собой этих понятий среди ученых нет. В нашей работе мы используем определение счастья, предложенное М. Селигманом, под которым понимается удовлетворенность жизнью, включающая в себя положительные чувства, связанные с прошлым и будущим, приятные переживания в настоящем, духовное удовлетворение от реализации своих индивидуальных достоинств, а также использование последних в интересах служения великой и значительной цели.
Ощущение счастья для каждого человека индивидуально так как на него влияет множество различных факторов, таких как социально-экономическое, политическое, экологическое благополучие - которые можно охарактеризовать как внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести пол, возраст, семейное положение, мировосприятие, удовлетворенность работой, характер.
Основоположник позитивной психологии М. Селигман высказывает предположения, что характер человека — это совокупность определенных внутренних состояний. Он формулирует новый конструкт психологических свойств личности - «добродетели и достоинства». Добродетели рассматриваются как базовый компонент характера, личностные характеристики, а достоинства характера, как составляющие добродетели. Также выделяются ситуативные черты - специфические условия, в которых человек проявляет свои достоинства. Благодаря скрупулёзному изучению религиозных и философских учений разных народов и культур М. Селигману совместно с К. Питерсоном удалось вычленить 6 добродетелей, включающих в себя 24 достоинства, которые попадались во всех изучаемых источниках. Таким образом авторами был сделан вывод, что именно эти добродетели и достоинства характерны для человечества в целом.
Изучение темы добродетелей и достоинств заставили нас обратиться к вопросам нравственности, которые в той или иной степени рассматривались во всех основных психологических концепциях: психоаналитической, гуманистической, когнитивной, поведенческой. В отечественной психологии нравственность изучали в рамках различных теорий: теория моральных отношений личности В.Н. Мясищева, теория самосознания личности (И.С. Кон, В.В. Столин).
Нравственная норма - это регуляция поведения человека в обществе, один из компонентов личности, критерий взросления человека. По сути - это свод правил, определяющих поведение человека во всех сферах жизни и направленных на достижение блага для себя и окружающих. Она носит форму общественного договора, именно общество оценивает нравственность или безнравственность поведения индивида. При этом соблюдение или не соблюдение этих норм - выбор самого человека.
Существуют разные классификации нравственных норм, в том числе они делятся на нормы-запреты (нежелательные нормы поведения для общества) и нормы-повеления (положительные, желательные нормы поведения человека). Исторически нормы-запреты всегда предшествовали нормам-повелениям. У каждого поколения и общности людей складывалось свое понимание хорошего и плохого, «добродетелей» и «пороков». Те нормы, которые переставали соответствовать условиям жизни общества, отмирали, полезные же закреплялись и передавались из поколения в поколение, становясь социальными установками и частью индивидуального сознания. Некоторые из них, возникнув в рамках какой-то религиозной концепции, постепенно становились общечеловеческими. К таким нормам-запретам относятся и «семь смертных грехов» из христианской доктрины. Так, исследования показывают, что осуждают гордыню, гнев, алчность, зависть, уныние, похоть, чревоугодие более 80% современных молодых россиян, независимо от пола, национальности, от того, принадлежат ли они к какому- нибудь вероисповеданию или являются атеистами [42]. Эти нормы-запреты носят рекомендательный характер. Тем не менее, они являются причинами многих проблем, с которыми люди обращаются за психологической консультативной помощью. Например, проблем лишнего веса, разводов из-за измен в семье, депрессии, конфликтов в межличностных отношениях и т.п.
Несмотря на достаточно глубокую разработанность проблемы счастья в научной литературе, а также исследований связи счастья с нравственностью, с нравственной направленностью личности (Е.Е. Бочарова (2016, 2019) [10, 11], Т.В. Бескова (2015) [8, 9], С.А. Водяха (2014) [13], Д.М. Зиновьева (2017) [22], Н.М. Семенова (2014) [38], Т.П. Скрипкина (2013) [39], П.Е. Сушко (2020) [40]) и исследований связи счастья с соблюдением конкретных нравственных норм-запретов (грехов) (И.С. Морозова (2019) [30], Н.В. Усова (2020)[41], А.А. Хвостов (2016)[44], Р.М. Шамионов (2019) [46], нам не удалось найти ни одного исследования изучающего взаимосвязь всех трех составляющих. Возможно потому, что тема счастья, добродетелей и грехов всегда была предметом рассуждений философов и теологов. Общепризнанная догма гласит, что счастливым может быть только безгрешный, высоконравственный, добродетельный человек.
Может ли человек быть счастлив не умея прощать или будучи недостаточно смелым? Может ли принести человеку счастье его неуемная гордыня? Будет ли по-настоящему счастлив человек, только борясь со своими недостатками, забывая про достоинства? Сегодня, благодаря психологическому подходу к понятиям грех и добродетель, у нас появилась возможность ответить на эти вопросы с научной точки зрения.
Цель данного исследования - выявление связи счастья с добродетелями и нравственными нормами-запретами (грехами).
Объект исследования - счастье
Предмет исследования - связь счастья с добродетелями и нравственными нормами-запретами (грехами).
Гипотезы исследования:
1. Предположительно существует отрицательная связь счастья с соблюдением нравственных норм-запретов, т.е. чем выше показатели таких грехов как алчность, гнев, гордыня, похоть, зависть, уныние, чревоугодие, тем ниже уровень счастья.
2. Предположительно существует положительная связь счастья с соблюдением добродетелей, таких как мудрость и знания, смелость, человечность, справедливость, умеренность, трансцендентность.
3. Предположительно существуют различия в уровне добродетельности и соблюдении норм-запретов у мужчин и женщин.
4. Предположительно существуют различия в уровне счастья, добродетельности и соблюдении норм-запретов у людей, состоящих и не состоящих в браке.
5. Предположительно существуют различия в уровне счастья, добродетельности и соблюдении норм-запретов у людей разных возрастов.
В качестве дополнительной гипотезы было выдвинуто предположение об отрицательной связи между показателями добродетелей и нравственных норм-запретов (грехов).
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами ставятся следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблемам счастья, добродетелей (достоинств личности) и нравственных норм-запретов (грехов).
2. Провести диагностику уровней счастья, добродетелей (достоинств личности), а также таких нравственных норм-запретов, как алчность, гнев, гордыня, похоть, зависть, уныние, чревоугодие.
3. Проанализировать взаимосвязь уровня счастья с добродетельностью и соблюдением нравственных норм-запретов.
4. Провести сравнительный анализ показателей счастья, добродетельности и греховности в группах мужчин и женщин, в группах состоящих и не состоящих в браке и в возрастных группах.
5. Проанализировать связь показателей добродетелей и нравственных норм-запретов (грехов).
Теоретико-методологическая основа исследования: концепции счастья, субъективного благополучия в зарубежной позитивной психологии (М. Аргайл, С. Любомирски, М. Селигман, М. Чиксентмихайи и др.); теории и исследования счастья в отечественной психологии (Н.А. Батурин, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов и др.); религиозные учения о грехах и добродетелях; психологические концепции грехов (С. Лахам, Е.П. Ильин, Ю.В. Щербатых); психологические концепции добродетелей и достоинств характера (М. Бакингем, С.В. Водяха, А. Линли, К. Петерсон, М. Селигман); современные исследования связи счастья, субъективного благополучия с моралью и нравственностью (Т.В. Бескова, Е.Е. Бочарова, Д.М. Зиновьева, И.С. Морозова, А.А. Хвостов и др.).
Методы и методики исследования: в теоретическом исследовании использовался метод анализа специальной литературы. В эмпирическом исследовании применялись: «Обновленный Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory)»; «Опросник достоинств личности (ОДЛ) Personal Virtues Questionnaire (PVQ)»»; десятибалльные шкалы самооценки алчности, гнева, гордыни, похоти, зависти, уныния, чревоугодия.
Теоретическая значимость: в работе проанализированы зарубежные и отечественные концепции счастья, обобщены и систематизированы представления о грехах и добродетелях в психологии, теоретически обоснована и эмпирически доказана связь счастья с греховностью и добродетельностью человека. Результаты исследования позволяют расширить представление о структуре счастья и рассмотреть нормы-запреты и добродетели, как его корреляты и предикторы. Полученные данные о связи соблюдения норм-запретов (грехов) и добродетелей дополняют исследования в области морали и нравственности.
Практическая значимость: Полученные в исследовании данные могут быть использованы практическими психологами в консультативной, коррекционной и психотерапевтической работе с клиентами, а также для дальнейших исследований феномена счастья.
Феномен счастья и поиск возможностей его достижения всегда будут волновать человечество. Анализ психологической литературы по данной теме показал, что в научной среде нет единого подхода к определению счастья. Несмотря на разнообразие мнений и подходов все исследователи сходятся в одном - понятие счастья тесно связано с понятием идеала. Счастье не просто объективное состояние человека, а является представлением человека о том какой должна быть идеальная жизнь.
Для объяснения феномена счастья психологами создано множество теоретических конструктов, таких как субъективное благополучие, психологическое благополучие, качество жизни, удовлетворенность жизнью. Авторы выделяют такие аспекты счастья, как материальное благополучие, семейное положение, любимая работа, хобби, вера в Бога, личностные характеристики и прочие внутренние факторы счастья. Также исследователи отмечают такие внешние факторы счастья как политическая обстановка в стране, социально-экономические условия жизни, экологическое состояние окружающей среды, которые в определенной степени оказывают влияние на состояние счастья человека.
Одним из факторов, влияющих на ощущение счастья, является соблюдение нравственных норм, то есть свода правил, определяющих поведение человека во всех сферах жизни. Нравственные нормы можно поделить на нормы-запреты (нежелательные нормы поведения для общества) и нормы-повеления (положительные, желательные нормы поведения для человека).
В качестве норм-повелений мы использовали предложенную М. Селигманом концепцию психологических свойств личности, состоящую из добродетелей и достоинств характера, где добродетели являются базовыми компонентами характера, а достоинства - их психологическими составляющими. По мнению М. Селигмана человек, обладающий развитыми добродетелями (имеющий добродетельный характер) в своих поступках по отношению к другим людям всегда ориентируется на внутреннюю мораль, то есть на свои достоинства. Таким образом, развивая добродетели и достоинства характера, человек становится счастливее.
В качестве норм-запретов для данной работы нами было решено остановиться на изучении «семи смертных грехов» с психологической точки зрения. В связи с этим были изучены психологические подходы к понятию греха, как к нравственным нормам-запретам предложенные Е.П. Ильиным, С. Лахам, Ю.В. Щербатых. В отличии от сугубо религиозной концепции, в которой грех рассматривается исключительно как негативный аспект личности, авторы-психологи рассматривают грех как личностный компонент и выделяют его разное психологическое содержание: грех как поступок - разовое проявление социальной нормы-запрета; грех как состояние - длительный процесс, влияющий на психику человека, становящееся для него привычным; грех как часть личности - устойчивое личностное качество. Также данная теория изучает как отрицательные, так и положительные стороны соблюдения норм-запретов, а также основные подходы в борьбе с негативными влияниями несоблюдения норм-запретов.
Несмотря на большую разработанность темы счастья, изучение его связи с нравственной направленностью личности (добродетелями и достоинствами характера) представлены единичными работами. Существует множество исследований связи счастья с соблюдением конкретных нравственных норм-запретов (зависть, чревоугодие), но практически нет исследований, рассматривающих нормы-запреты в общей совокупности.
Во второй главе нашей работы изложены результаты эмпирического исследования связи счастья с нравственными нормами-запретами и добродетелями. В исследовании приняли участие 114 человек. Возраст испытуемых варьировался от 18 до 60 лет. Испытуемым проходили опрос, в социальных сетях Instagram и Вконтакте.
В данной работе нами были выделены две возрастные группы: люди в возрасте от 18 до 36 лет и люди в возрасте от 37 до 60 лет. Такое возрастное деление обусловлено особенностями нравственного воспитания в Российском обществе. В образовательных учрежденьях советского периода была нравственно-воспитательная функция, которая реализовалась, в частности, через моральный кодекс, нравственные законы, правила октябрятской, пионерской и комсомольской организаций. Мы предполагаем, что нравственные установки людей, которые были членами каких-либо из этих детских организаций, и людей, которые получали среднее образование без участия в этих организациях будет отличаться.
Результаты исследование счастья по «Оксфордскому опроснику счастья» выявили наличие всех уровней счастья в изучаемой выборке. Большинство опрошенных оценили свой уровень счастья как «средний». Различия в соблюдение нравственных норм-запретов выявлено в показателях «зависть» у женщин и мужчин (женщины оценивают себя более завистливыми), «чревоугодие» у возрастных групп (люди в возрасте 18-36 лет считают себя более подверженными этому греху).
Все респонденты оценили уровень своих добродетелей и достоинств, как средний или высокий. Большинство респондентов высоко оценили у себя добродетели «Трансцендентности», «Человечности» и «Справедливости». Высокая оценка добродетелей «Умеренности», «Мудрости и знания» характерны для наименьшего количества испытуемых. Сравнительный анализ средних показателей по подвыборкам выявил, что достоинства характера «Жизнерадостность», «Гражданственность», «Понимание красоты» больше развиты у женщин. У мужчин больше развито достоинство «Саморегуляция». Возрастной подгруппе 18-36 лет больше свойственно развитие достоинства «Храбрость», в то время как группе 37-60 лет свойственны «Любовь к учению» и «Благодарность». У состоящих в браке больше развиты добродетели «Человечность» и «Умеренность», а также достоинства «Любовь» и «Лидерство», по сравнению с не состоящими в браке респондентами.
Исследование связи счастья с соблюдением норм-запретов и добродетелями подтвердило гипотезы о существовании отрицательной связь счастья с соблюдением нравственных норм-запретов (грехов) и положительной связи счастья с соблюдением добродетелей и достоинств характера. Факторный анализ показал четкое распределение шкал добродетелей и норм-запретов по двум факторам, при этом шкала «счастье» распределилась между обоими факторами, причем получила достаточно высокую нагрузку в факторе добродетелей. Это может свидетельствовать о том, что добродетели являются более важным фактором счастья.
Исследование связи норм-запретов и добродетелей (достоинств) подтвердило высказанную нами гипотезу о существовании отрицательной связи между добродетелями и такими грехами как зависть, гнев, уныние, похоть, алчность, чревоугодие. Положительная корреляция выявлена между добродетелями и грехом гордыни.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, а задачи решены.
Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психолога-консультанта. Учитывая понимание связи счастья, с соблюдением нравственных норм, можно выявить новые подходы в рамках терапии, связанной с проблемами благополучия человека.
1. Аверин, В. А. Психология личности: учеб. Пособие/ В. А. Аверин.
-Спб.: Издательство Михайлова В. А., 1999. - 89 с.
2. Аврелий, М. Размышления / М.Аврелий. - Магнитогорск: Амрита-Урал, 1994. - 384 с.
3. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. - Спб.: Питер, 2003.
- 270 с.
4. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 4. М. : Мысль, 1983. — 294 с.
5. Артемьева, О. В. У истоков современной этики добродетели /
О. В. Артемьева //Этическая мысль (электронный журнал), 2005. - №6 С. 163. 1Ж1/ https://iphras.rU/uplfile/root/biblio/em/em6/7.pdf (дата обращения 20.11.20).
6. Батурин, Н. А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н. А. Батурин, С. А. Башкатов, Н. В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ, 2013. - Том 6. № 4. - С. 4 -14.
7. Бахарева, Н. К. Субъективное благополучие как
системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. К. Бахарева; Дальневосточный Институт Психологии
и Психоанализа. - Хабаровск, 2004. - 23 с. ПВЬ: http://nauka-
pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-subektivnoe-blagopoluchie- kak-sistemoobrazuyuschiy-faktor-tolerantnosti (дата обращения 10.10.2020).
8. Бескова, Т. В. Нормы дистрибутивной справедливости субъекта
зависти / Т. В. Бескова // Вестн. Ленингр. гос. ун-та. им. А. С. Пушкина (электронный журнал), 2012. - Том 5. - № 2. - С. 66-75. ПВЬ:
https://cyberleninka.ru/article/n/normy-distributivnoy-spravedlivosti-subekta- zavisti (дата обращения 15.10.2020).
9. Бескова, Т. В. Соотношение психологического благополучия с нравственностью и религиозностью личности / Т. В. Бескова // Вестн. Моск.
гос. обл. ун-та (электронный журнал), 2015. - № 4. - С. 1-9. НЕЕ:
ййр8://е11Ьгагу.ги/йеш.а8р?1б=24986839 (дата обращения 15.10.2020).
10. Бочарова, Е. Е. Взаимосвязь дискриминационных установок и характеристик удовлетворенностью жизнью, счастья у представителей молодежи / Е. Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития, 2020. - Т. 9. - № 2. - С. 162-169. 1ЖЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vzaimosvyaz-diskriminatsionnyh- ustanovok-i-harakteristik-udovletvorennosti-zhiznyu-schastya-u-predstaviteley- шo1odezhi (дата обращения 04.01.2021).
11. Бочарова, Е. Е. Нравственные ориентации и субъективное благополучие молодежи разных этногрупп / Е. Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития, 2016. - Т. 5. - № 2. - С. 143-151. НЕЕ: https://e1iЬгaгy.гu/iteш.asp?id=26374211 (дата обращения 15.10.2020).
12. Буровихина, И.А. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника «Профиль личных достоинств» / Буровихина И.А., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 107-127.
13. Водяха, С. А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогического образование в России, 2013. - № 1. - С. 70-74.
14. Водяха, С. А. Факторизация опросника личностных достоинств /
Педагогическое образование в России (электронный журнал), 2014. - № 12 С. 147-152 НЕЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/faktorizatsiya-oprosnika-
lichnostnyh-dostoinstv (дата обращения 13.10.2020).
15. Водяха, С. А. Взаимосвязь достоинств характера студентов
с показателями психологического благополучия // Педагогическое образование в России (электронный журнал), 2014. - № 7 С. 96-99. НЕЕ:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/vzaimosvyaz-dostoinstv-haraktera-studentov-s-pokazatelyami-psihologicheskogo-blagopoluchiya (дата обращения 13.10.2020).
16. Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия
человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа //
Сибирский психологический журнал, 2005. - № 21. - С. 142-147.
17. Воронкова, Я. Ю. «Большая пятёрка», или пятифакторная модель
личности / Я.Ю. Воронкова, О.М.Радюк, И.В.Басинская // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов / под ред. Е. Н. Ткач. - Хабаровск: Изд-во Тихоокен. гос. ун-та, 2017. - С.39-45. URL:
https://www.researchgate.net/publication/318284516_Bolsaa_paterka_ili_patifakto rnaa_model_licnosti (дата обращения 20.12.2020).
18. Голубев, А. М. Апробация «оксфордский опросник счастья» на российской выборке / А. М. Г олубев, Е. А. Дорошева // Психологический журнал, 2017, Т 38, № 3, С. 108-118.
19. Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян - М. Гардарика, 2005. - 480 с.
20. Джидарьян, И. А. Психология счастья и оптимизма / И. А. Джидарьян - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 268 с.
21. Джидарьян, И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания / И. А. Джидарьян // Психологический журнал, 2000. - №2 С. 40-48.
22. Зиновьева, Д. М. Нравственное самоопределение в отношениях с другими людьми и психологическое благополучие молодежи / Д. М. Зиновьева // Мир науки, 2017. - Том 5. - № 1. URL: http://mir- nauki.com/PDF/55PSMN117.pdf(дата обращения 26.12.2020).
23. Ильин, Е. П. Психология зависти, враждебности, тщеславия. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.
24. Кроник, А. А. Каузометрия: Методы самопознания,
психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. - М.: Изд-во Смысл, 2008. - 145 с.
25. Купрейченко, А. Б. Нравственное самоопределение молодежи // А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева. - М.: Ин-т психол. РАН, 2013. - 480 с.
26. Леонтьев, Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. (электронный журнал), 2020. - № 1. С. 14—37 ПРЕ: https://doi.Org/10.14515/monitoring.2020.1.02. (дата обращения 09.07.2020).
27. Любомирски, С. Психология счастья. Новый подход / С. Любомирски.: Питер, 2014. - 450 с.
28. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Мотивация и личность. Серия Мастерская психологии 3-е издание Питер, 2010. - 352 с.
29. Медведев, Н. В. Категория счастья в моральной философии Аристотеля / Н. В. Медведев // Тамбов. Грамота (электронный журнал), 2016.
- № 6 (68): в 2-х ч. Ч. 2. С. 125-131.
URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2016_6-2_30.pdf(дата обращения 13.10.2020).
30. Морозова, И. С. «Особенности сексуальной идентичности старших подростков» / И. С. Морозова, Е. С. Прайзендорф // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология», 2019 - Т.27
- С. 89-100. ЦКЕ: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-seksualnoy-
samoidentichnosti-starshih-podrostkov/viewer (дата обращения 20.12.2020).
31. Муздыбаев, К. Психология зависти/ К. Муздыбаев // Психологический журнал. - 1997. - №6. - С. 3-12.
32. Павлык, Н. Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского / Иеромонах Николай (Павлык). - М.: «Русский Хронограф», 2004.-224 с.
33. Петрова, А. А. Мораль и нравственность в педагогике и психологии / А. А. Петрова // «Вопросы науки и образования» (электронный журнал), 2017 ПРЕ: https://cyberleninka.ru/article/n/moral-i-nravstvennost-v- pedagogike-i-psihologii (дата обращения 15.12.2020).
34. Преподобный Иоанн Лествица / Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы - М.: «Типография «Новости» 444 с.
35. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / О. Г. Прохорова; Москва, 2005. - 398 с.
36. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников.
— М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с
37. Селигман, М. Новая позитивная психология / М. Селигман. - М.: Акционерное общество «Вече», 2007. - 368 с.
38. Семенова, М. Н. Психологическое благополучие и религиозная ориентация личности в период взрослости / М. Н. Семенова // Дискуссия, 2014.- № 3. - С. 104-110.
39. Скрипкина, Т. П. Отличия в основных показателях субъективного качества жизни между людьми с разной нравственной направленностью / Т. П. Скрипкина, И. В. Нехорошева // Социальная психология и общество, 2013. - № 2. - С. 50-58.
40. Сушко, П.Е. Счастье и социальное благополучие в оценках
россиян: проблема разграничения понятий / Социологическая наука
и социальная практика. (электронный журнал), 2020. - Т.8 № 1 с. 46-62 1Ж1/ https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/schastie-i-sotsialnoe-blagopoluchie-v-otsenkah- rossiyan-problema-razgranicheniya-ponyatiy/viewer (дата обращения 13.12 2020).
41. Усова, Н. В. Ценностные приоритеты субъектов зависти /
Н.В.Усова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 60-64. ПВЬ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tsennostnye-prioritety-subektov-zavisti (дата
обращения 13.11.2020).
42. Фатихова, Л.Ф. Изучение нравственного сознания дошкольников / Л.Ф.Фатихова // Современное дошкольное образование. 2012. - №1 - С.44-47.
43. Философский энциклопедический словарь / [Л.Ф. Ильичев и др.]; под ред. Л. Ф. Ильичева. - М.:Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
44. Хвостов, А. А. Грехи и пороки в моральном сознании российской студенческой молодежи / А. А. Хвостов, З. М. Гаджимурадова // Развитие личности. □ М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2016. - № 1. - С. 135-155.
45. Чиксентмихайи, М. Поток. Психология оптимального переживания / М. Чиксентмихайи. - М.: Альпина нон-фикшн, 2017. - 464 с.
46. Шамионов, Р. М. «Соотношение зависти, субъективного
благополучия и владения социальными навыками» / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия философия. Психология. Педагогика., 2019, - Т 19 вып. 4 - С. 422-431. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-zavisti-subektivnogo- blagopoluchiya-i-vladeniya-sotsialnymi-navykami(дата обращения 13.11.2020).
47. Шахов, Б. Е. Доктрина интегративного развития личности / Б. Е. Шахов, В. Д. Трошин // Медицинский альманах, 2011 - №5 (18) сентябрь - С. 30-36 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doktrina-integrativnogo-razvitiya- lichnosti/viewer(дата обращения 12.12.2020).
48. Щербатых Ю. В. Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих / Ю. В. Щербатых. - М.: Астрель: АСТ, 2010, -480 с.
49. Buckingham, Marcus &Clifton, Donald O. Now, Discover Your Strengths. New York: The Free Press. 2001.
50. Diener E. Happy People Live Longer: Subjective Well-Being
Contributes to Health and Longevity / E. Diener, M. Chan // Applied Psychology: Health and Well-Being. - 2011. - № 3 (1). - P. 1 - 43. URL:
http://internal.psychology.illinois.edu/~ediener/Documents/DienerChan_2011 .pdf (date of access: 11.12.2020).
51. Diener E. Very Happy People / E. Diener, M. Seligman // Psychological
Science. - 2002. - Vol 13. - P. 81-84. URL:
http ://www.researchgate.net/publication/11468365_V ery_Happy_People (date
of access: 12.12.2020).
52. Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. L. (1999) Subjective Well¬
being: Three Decades of Progress. Psychological Bulletin. Vol. 125. No. 2. P. 276— 302. URL: https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.2.276. (date of access:
12.12.2020).
53. Laham S. The Psychology of the Seven Deadly Sins / S. Laham. - New York, 2012. - 160 p.
54. Linley, S. Harrington & N. Page (Eds.). Oxford handbook of positive psychology and work. New York: Oxford University Press.
55. Sandage S., Hill P. The virtues of positive Psychology: the repprochment and challenges of an affirmative postmodern perspective // J. for the theory of social behavior. Oxford, 2001. Vol. 31, n 3. P. 241260 URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ2002-04-022-sendeydzhs-illp-dobrodetel-v- kontek-ste-pozitivnoy-psihologii-i-zhizneutverzhdayu-schaya-perspektiva- postmodernizma-popytka (date of access: 12.12.2020).
56. Staudinger U. M. (2000) Viele Gründe sprechen dagegen, und trotzdem geht es vielen Menschen gut: Das Paradox des subjektiven Wohlbefindens. Psychologische Rundschau. Vol. 51. No. 4. P. 185—197. URL: https://econtent.hogrefe.com/doi/10.1026//0033-3042.51.4.185(date of access: 12.12.2020).