Связь счастья с нравственными нормами-запретами и добродетелями
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ СЧАСТЬЯ С НРАВСТВЕННЫМИ НОРМАМИ
1.1. Понятие счастья в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2. Представление о добродетелях и достоинствах личности в психологии 22
1.3. Психологический подход к понятию греха, как синонима нравственных норм-запретов (на примере семи смертных грехов)
Выводы по главе 39
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СЧАСТЬЯ
С НРАВСТВЕННОЫМИ НОРМАМИ-ЗАПРЕТАМИ И ДОБРОДЕТЕЛЯМИ
2.1. План эмпирического исследования и описание выборки 42
2.2. Выбор и обоснование методик 44
2.3. Анализ и интерпретация результатов 52
2.3.1. Результаты исследования счастья по методике «Обновленный Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory)»
2.3.2. Результаты исследования соблюдения нравственных норм- запретов (зависти, гордыни, гнева, уныния, похоти, алчности, чревоугодия)
2.3.3. Результаты исследования добродетелей по Опроснику достоинств личности (ОД) Personal Virtues Questionaire (PVQ)
2.3.4. Результаты исследования связи счастья с соблюдением норм-запретов и добродетелями
2.3.5. Результаты исследования связи норм-запретов и добродетелей (достоинств)
Выводы по главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ СЧАСТЬЯ С НРАВСТВЕННЫМИ НОРМАМИ
1.1. Понятие счастья в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2. Представление о добродетелях и достоинствах личности в психологии 22
1.3. Психологический подход к понятию греха, как синонима нравственных норм-запретов (на примере семи смертных грехов)
Выводы по главе 39
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СЧАСТЬЯ
С НРАВСТВЕННОЫМИ НОРМАМИ-ЗАПРЕТАМИ И ДОБРОДЕТЕЛЯМИ
2.1. План эмпирического исследования и описание выборки 42
2.2. Выбор и обоснование методик 44
2.3. Анализ и интерпретация результатов 52
2.3.1. Результаты исследования счастья по методике «Обновленный Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory)»
2.3.2. Результаты исследования соблюдения нравственных норм- запретов (зависти, гордыни, гнева, уныния, похоти, алчности, чревоугодия)
2.3.3. Результаты исследования добродетелей по Опроснику достоинств личности (ОД) Personal Virtues Questionaire (PVQ)
2.3.4. Результаты исследования связи счастья с соблюдением норм-запретов и добродетелями
2.3.5. Результаты исследования связи норм-запретов и добродетелей (достоинств)
Выводы по главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Проблема счастья и благополучия человека является краеугольным камнем для современной психологии. Благодаря представителям позитивной психологии в последние двадцать лет она активно изучается зарубежными и отечественными психологами.
Начиная с античных времен и до наших дней мыслители и ученые всех национальностей и религий пытаются понять суть и структуру феномена счастья. В связи с этим пристальным интересом понятийный аппарат этой темы очень разнообразен. В данной работе мы опираемся на терминологию, сформировавшуюся в зарубежной психологии, но актуализированную отечественными психологами, а, именно понятия: «счастье» (термин встречается в исследованиях М. Аргайла, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьева, А. Кроника и др.), «субъективное благополучие» как психологический синоним счастья (Н. Бредбер, М. Селигман, Р.М. Шамионов, и др.), «психологическое благополучие» (А.В. Воронина, К. Кейес, Л.В. Куликов, К. Рифф, П.П. Фесенко, др.). Единого мнения по поводу соотношения между собой этих понятий среди ученых нет. В нашей работе мы используем определение счастья, предложенное М. Селигманом, под которым понимается удовлетворенность жизнью, включающая в себя положительные чувства, связанные с прошлым и будущим, приятные переживания в настоящем, духовное удовлетворение от реализации своих индивидуальных достоинств, а также использование последних в интересах служения великой и значительной цели.
Ощущение счастья для каждого человека индивидуально так как на него влияет множество различных факторов, таких как социально-экономическое, политическое, экологическое благополучие - которые можно охарактеризовать как внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести пол, возраст, семейное положение, мировосприятие, удовлетворенность работой, характер.
Основоположник позитивной психологии М. Селигман высказывает предположения, что характер человека — это совокупность определенных внутренних состояний. Он формулирует новый конструкт психологических свойств личности - «добродетели и достоинства». Добродетели рассматриваются как базовый компонент характера, личностные характеристики, а достоинства характера, как составляющие добродетели. Также выделяются ситуативные черты - специфические условия, в которых человек проявляет свои достоинства. Благодаря скрупулёзному изучению религиозных и философских учений разных народов и культур М. Селигману совместно с К. Питерсоном удалось вычленить 6 добродетелей, включающих в себя 24 достоинства, которые попадались во всех изучаемых источниках. Таким образом авторами был сделан вывод, что именно эти добродетели и достоинства характерны для человечества в целом.
Изучение темы добродетелей и достоинств заставили нас обратиться к вопросам нравственности, которые в той или иной степени рассматривались во всех основных психологических концепциях: психоаналитической, гуманистической, когнитивной, поведенческой. В отечественной психологии нравственность изучали в рамках различных теорий: теория моральных отношений личности В.Н. Мясищева, теория самосознания личности (И.С. Кон, В.В. Столин).
Нравственная норма - это регуляция поведения человека в обществе, один из компонентов личности, критерий взросления человека. По сути - это свод правил, определяющих поведение человека во всех сферах жизни и направленных на достижение блага для себя и окружающих. Она носит форму общественного договора, именно общество оценивает нравственность или безнравственность поведения индивида. При этом соблюдение или не соблюдение этих норм - выбор самого человека.
Существуют разные классификации нравственных норм, в том числе они делятся на нормы-запреты (нежелательные нормы поведения для общества) и нормы-повеления (положительные, желательные нормы поведения человека). Исторически нормы-запреты всегда предшествовали нормам-повелениям. У каждого поколения и общности людей складывалось свое понимание хорошего и плохого, «добродетелей» и «пороков». Те нормы, которые переставали соответствовать условиям жизни общества, отмирали, полезные же закреплялись и передавались из поколения в поколение, становясь социальными установками и частью индивидуального сознания. Некоторые из них, возникнув в рамках какой-то религиозной концепции, постепенно становились общечеловеческими. К таким нормам-запретам относятся и «семь смертных грехов» из христианской доктрины. Так, исследования показывают, что осуждают гордыню, гнев, алчность, зависть, уныние, похоть, чревоугодие более 80% современных молодых россиян, независимо от пола, национальности, от того, принадлежат ли они к какому- нибудь вероисповеданию или являются атеистами [42]. Эти нормы-запреты носят рекомендательный характер. Тем не менее, они являются причинами многих проблем, с которыми люди обращаются за психологической консультативной помощью. Например, проблем лишнего веса, разводов из-за измен в семье, депрессии, конфликтов в межличностных отношениях и т.п.
Несмотря на достаточно глубокую разработанность проблемы счастья в научной литературе, а также исследований связи счастья с нравственностью, с нравственной направленностью личности (Е.Е. Бочарова (2016, 2019) [10, 11], Т.В. Бескова (2015) [8, 9], С.А. Водяха (2014) [13], Д.М. Зиновьева (2017) [22], Н.М. Семенова (2014) [38], Т.П. Скрипкина (2013) [39], П.Е. Сушко (2020) [40]) и исследований связи счастья с соблюдением конкретных нравственных норм-запретов (грехов) (И.С. Морозова (2019) [30], Н.В. Усова (2020)[41], А.А. Хвостов (2016)[44], Р.М. Шамионов (2019) [46], нам не удалось найти ни одного исследования изучающего взаимосвязь всех трех составляющих. Возможно потому, что тема счастья, добродетелей и грехов всегда была предметом рассуждений философов и теологов. Общепризнанная догма гласит, что счастливым может быть только безгрешный, высоконравственный, добродетельный человек.
Может ли человек быть счастлив не умея прощать или будучи недостаточно смелым? Может ли принести человеку счастье его неуемная гордыня? Будет ли по-настоящему счастлив человек, только борясь со своими недостатками, забывая про достоинства? Сегодня, благодаря психологическому подходу к понятиям грех и добродетель, у нас появилась возможность ответить на эти вопросы с научной точки зрения.
Цель данного исследования - выявление связи счастья с добродетелями и нравственными нормами-запретами (грехами).
Объект исследования - счастье
Предмет исследования - связь счастья с добродетелями и нравственными нормами-запретами (грехами).
Гипотезы исследования:
1. Предположительно существует отрицательная связь счастья с соблюдением нравственных норм-запретов, т.е. чем выше показатели таких грехов как алчность, гнев, гордыня, похоть, зависть, уныние, чревоугодие, тем ниже уровень счастья.
2. Предположительно существует положительная связь счастья с соблюдением добродетелей, таких как мудрость и знания, смелость, человечность, справедливость, умеренность, трансцендентность.
3. Предположительно существуют различия в уровне добродетельности и соблюдении норм-запретов у мужчин и женщин.
4. Предположительно существуют различия в уровне счастья, добродетельности и соблюдении норм-запретов у людей, состоящих и не состоящих в браке.
5. Предположительно существуют различия в уровне счастья, добродетельности и соблюдении норм-запретов у людей разных возрастов.
В качестве дополнительной гипотезы было выдвинуто предположение об отрицательной связи между показателями добродетелей и нравственных норм-запретов (грехов).
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами ставятся следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблемам счастья, добродетелей (достоинств личности) и нравственных норм-запретов (грехов).
2. Провести диагностику уровней счастья, добродетелей (достоинств личности), а также таких нравственных норм-запретов, как алчность, гнев, гордыня, похоть, зависть, уныние, чревоугодие.
3. Проанализировать взаимосвязь уровня счастья с добродетельностью и соблюдением нравственных норм-запретов.
4. Провести сравнительный анализ показателей счастья, добродетельности и греховности в группах мужчин и женщин, в группах состоящих и не состоящих в браке и в возрастных группах.
5. Проанализировать связь показателей добродетелей и нравственных норм-запретов (грехов).
Теоретико-методологическая основа исследования: концепции счастья, субъективного благополучия в зарубежной позитивной психологии (М. Аргайл, С. Любомирски, М. Селигман, М. Чиксентмихайи и др.); теории и исследования счастья в отечественной психологии (Н.А. Батурин, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов и др.); религиозные учения о грехах и добродетелях; психологические концепции грехов (С. Лахам, Е.П. Ильин, Ю.В. Щербатых); психологические концепции добродетелей и достоинств характера (М. Бакингем, С.В. Водяха, А. Линли, К. Петерсон, М. Селигман); современные исследования связи счастья, субъективного благополучия с моралью и нравственностью (Т.В. Бескова, Е.Е. Бочарова, Д.М. Зиновьева, И.С. Морозова, А.А. Хвостов и др.).
Методы и методики исследования: в теоретическом исследовании использовался метод анализа специальной литературы. В эмпирическом исследовании применялись: «Обновленный Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory)»; «Опросник достоинств личности (ОДЛ) Personal Virtues Questionnaire (PVQ)»»; десятибалльные шкалы самооценки алчности, гнева, гордыни, похоти, зависти, уныния, чревоугодия.
Теоретическая значимость: в работе проанализированы зарубежные и отечественные концепции счастья, обобщены и систематизированы представления о грехах и добродетелях в психологии, теоретически обоснована и эмпирически доказана связь счастья с греховностью и добродетельностью человека. Результаты исследования позволяют расширить представление о структуре счастья и рассмотреть нормы-запреты и добродетели, как его корреляты и предикторы. Полученные данные о связи соблюдения норм-запретов (грехов) и добродетелей дополняют исследования в области морали и нравственности.
Практическая значимость: Полученные в исследовании данные могут быть использованы практическими психологами в консультативной, коррекционной и психотерапевтической работе с клиентами, а также для дальнейших исследований феномена счастья.
Начиная с античных времен и до наших дней мыслители и ученые всех национальностей и религий пытаются понять суть и структуру феномена счастья. В связи с этим пристальным интересом понятийный аппарат этой темы очень разнообразен. В данной работе мы опираемся на терминологию, сформировавшуюся в зарубежной психологии, но актуализированную отечественными психологами, а, именно понятия: «счастье» (термин встречается в исследованиях М. Аргайла, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьева, А. Кроника и др.), «субъективное благополучие» как психологический синоним счастья (Н. Бредбер, М. Селигман, Р.М. Шамионов, и др.), «психологическое благополучие» (А.В. Воронина, К. Кейес, Л.В. Куликов, К. Рифф, П.П. Фесенко, др.). Единого мнения по поводу соотношения между собой этих понятий среди ученых нет. В нашей работе мы используем определение счастья, предложенное М. Селигманом, под которым понимается удовлетворенность жизнью, включающая в себя положительные чувства, связанные с прошлым и будущим, приятные переживания в настоящем, духовное удовлетворение от реализации своих индивидуальных достоинств, а также использование последних в интересах служения великой и значительной цели.
Ощущение счастья для каждого человека индивидуально так как на него влияет множество различных факторов, таких как социально-экономическое, политическое, экологическое благополучие - которые можно охарактеризовать как внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести пол, возраст, семейное положение, мировосприятие, удовлетворенность работой, характер.
Основоположник позитивной психологии М. Селигман высказывает предположения, что характер человека — это совокупность определенных внутренних состояний. Он формулирует новый конструкт психологических свойств личности - «добродетели и достоинства». Добродетели рассматриваются как базовый компонент характера, личностные характеристики, а достоинства характера, как составляющие добродетели. Также выделяются ситуативные черты - специфические условия, в которых человек проявляет свои достоинства. Благодаря скрупулёзному изучению религиозных и философских учений разных народов и культур М. Селигману совместно с К. Питерсоном удалось вычленить 6 добродетелей, включающих в себя 24 достоинства, которые попадались во всех изучаемых источниках. Таким образом авторами был сделан вывод, что именно эти добродетели и достоинства характерны для человечества в целом.
Изучение темы добродетелей и достоинств заставили нас обратиться к вопросам нравственности, которые в той или иной степени рассматривались во всех основных психологических концепциях: психоаналитической, гуманистической, когнитивной, поведенческой. В отечественной психологии нравственность изучали в рамках различных теорий: теория моральных отношений личности В.Н. Мясищева, теория самосознания личности (И.С. Кон, В.В. Столин).
Нравственная норма - это регуляция поведения человека в обществе, один из компонентов личности, критерий взросления человека. По сути - это свод правил, определяющих поведение человека во всех сферах жизни и направленных на достижение блага для себя и окружающих. Она носит форму общественного договора, именно общество оценивает нравственность или безнравственность поведения индивида. При этом соблюдение или не соблюдение этих норм - выбор самого человека.
Существуют разные классификации нравственных норм, в том числе они делятся на нормы-запреты (нежелательные нормы поведения для общества) и нормы-повеления (положительные, желательные нормы поведения человека). Исторически нормы-запреты всегда предшествовали нормам-повелениям. У каждого поколения и общности людей складывалось свое понимание хорошего и плохого, «добродетелей» и «пороков». Те нормы, которые переставали соответствовать условиям жизни общества, отмирали, полезные же закреплялись и передавались из поколения в поколение, становясь социальными установками и частью индивидуального сознания. Некоторые из них, возникнув в рамках какой-то религиозной концепции, постепенно становились общечеловеческими. К таким нормам-запретам относятся и «семь смертных грехов» из христианской доктрины. Так, исследования показывают, что осуждают гордыню, гнев, алчность, зависть, уныние, похоть, чревоугодие более 80% современных молодых россиян, независимо от пола, национальности, от того, принадлежат ли они к какому- нибудь вероисповеданию или являются атеистами [42]. Эти нормы-запреты носят рекомендательный характер. Тем не менее, они являются причинами многих проблем, с которыми люди обращаются за психологической консультативной помощью. Например, проблем лишнего веса, разводов из-за измен в семье, депрессии, конфликтов в межличностных отношениях и т.п.
Несмотря на достаточно глубокую разработанность проблемы счастья в научной литературе, а также исследований связи счастья с нравственностью, с нравственной направленностью личности (Е.Е. Бочарова (2016, 2019) [10, 11], Т.В. Бескова (2015) [8, 9], С.А. Водяха (2014) [13], Д.М. Зиновьева (2017) [22], Н.М. Семенова (2014) [38], Т.П. Скрипкина (2013) [39], П.Е. Сушко (2020) [40]) и исследований связи счастья с соблюдением конкретных нравственных норм-запретов (грехов) (И.С. Морозова (2019) [30], Н.В. Усова (2020)[41], А.А. Хвостов (2016)[44], Р.М. Шамионов (2019) [46], нам не удалось найти ни одного исследования изучающего взаимосвязь всех трех составляющих. Возможно потому, что тема счастья, добродетелей и грехов всегда была предметом рассуждений философов и теологов. Общепризнанная догма гласит, что счастливым может быть только безгрешный, высоконравственный, добродетельный человек.
Может ли человек быть счастлив не умея прощать или будучи недостаточно смелым? Может ли принести человеку счастье его неуемная гордыня? Будет ли по-настоящему счастлив человек, только борясь со своими недостатками, забывая про достоинства? Сегодня, благодаря психологическому подходу к понятиям грех и добродетель, у нас появилась возможность ответить на эти вопросы с научной точки зрения.
Цель данного исследования - выявление связи счастья с добродетелями и нравственными нормами-запретами (грехами).
Объект исследования - счастье
Предмет исследования - связь счастья с добродетелями и нравственными нормами-запретами (грехами).
Гипотезы исследования:
1. Предположительно существует отрицательная связь счастья с соблюдением нравственных норм-запретов, т.е. чем выше показатели таких грехов как алчность, гнев, гордыня, похоть, зависть, уныние, чревоугодие, тем ниже уровень счастья.
2. Предположительно существует положительная связь счастья с соблюдением добродетелей, таких как мудрость и знания, смелость, человечность, справедливость, умеренность, трансцендентность.
3. Предположительно существуют различия в уровне добродетельности и соблюдении норм-запретов у мужчин и женщин.
4. Предположительно существуют различия в уровне счастья, добродетельности и соблюдении норм-запретов у людей, состоящих и не состоящих в браке.
5. Предположительно существуют различия в уровне счастья, добродетельности и соблюдении норм-запретов у людей разных возрастов.
В качестве дополнительной гипотезы было выдвинуто предположение об отрицательной связи между показателями добродетелей и нравственных норм-запретов (грехов).
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами ставятся следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблемам счастья, добродетелей (достоинств личности) и нравственных норм-запретов (грехов).
2. Провести диагностику уровней счастья, добродетелей (достоинств личности), а также таких нравственных норм-запретов, как алчность, гнев, гордыня, похоть, зависть, уныние, чревоугодие.
3. Проанализировать взаимосвязь уровня счастья с добродетельностью и соблюдением нравственных норм-запретов.
4. Провести сравнительный анализ показателей счастья, добродетельности и греховности в группах мужчин и женщин, в группах состоящих и не состоящих в браке и в возрастных группах.
5. Проанализировать связь показателей добродетелей и нравственных норм-запретов (грехов).
Теоретико-методологическая основа исследования: концепции счастья, субъективного благополучия в зарубежной позитивной психологии (М. Аргайл, С. Любомирски, М. Селигман, М. Чиксентмихайи и др.); теории и исследования счастья в отечественной психологии (Н.А. Батурин, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов и др.); религиозные учения о грехах и добродетелях; психологические концепции грехов (С. Лахам, Е.П. Ильин, Ю.В. Щербатых); психологические концепции добродетелей и достоинств характера (М. Бакингем, С.В. Водяха, А. Линли, К. Петерсон, М. Селигман); современные исследования связи счастья, субъективного благополучия с моралью и нравственностью (Т.В. Бескова, Е.Е. Бочарова, Д.М. Зиновьева, И.С. Морозова, А.А. Хвостов и др.).
Методы и методики исследования: в теоретическом исследовании использовался метод анализа специальной литературы. В эмпирическом исследовании применялись: «Обновленный Оксфордский опросник счастья (Oxford Happiness Inventory)»; «Опросник достоинств личности (ОДЛ) Personal Virtues Questionnaire (PVQ)»»; десятибалльные шкалы самооценки алчности, гнева, гордыни, похоти, зависти, уныния, чревоугодия.
Теоретическая значимость: в работе проанализированы зарубежные и отечественные концепции счастья, обобщены и систематизированы представления о грехах и добродетелях в психологии, теоретически обоснована и эмпирически доказана связь счастья с греховностью и добродетельностью человека. Результаты исследования позволяют расширить представление о структуре счастья и рассмотреть нормы-запреты и добродетели, как его корреляты и предикторы. Полученные данные о связи соблюдения норм-запретов (грехов) и добродетелей дополняют исследования в области морали и нравственности.
Практическая значимость: Полученные в исследовании данные могут быть использованы практическими психологами в консультативной, коррекционной и психотерапевтической работе с клиентами, а также для дальнейших исследований феномена счастья.
Феномен счастья и поиск возможностей его достижения всегда будут волновать человечество. Анализ психологической литературы по данной теме показал, что в научной среде нет единого подхода к определению счастья. Несмотря на разнообразие мнений и подходов все исследователи сходятся в одном - понятие счастья тесно связано с понятием идеала. Счастье не просто объективное состояние человека, а является представлением человека о том какой должна быть идеальная жизнь.
Для объяснения феномена счастья психологами создано множество теоретических конструктов, таких как субъективное благополучие, психологическое благополучие, качество жизни, удовлетворенность жизнью. Авторы выделяют такие аспекты счастья, как материальное благополучие, семейное положение, любимая работа, хобби, вера в Бога, личностные характеристики и прочие внутренние факторы счастья. Также исследователи отмечают такие внешние факторы счастья как политическая обстановка в стране, социально-экономические условия жизни, экологическое состояние окружающей среды, которые в определенной степени оказывают влияние на состояние счастья человека.
Одним из факторов, влияющих на ощущение счастья, является соблюдение нравственных норм, то есть свода правил, определяющих поведение человека во всех сферах жизни. Нравственные нормы можно поделить на нормы-запреты (нежелательные нормы поведения для общества) и нормы-повеления (положительные, желательные нормы поведения для человека).
В качестве норм-повелений мы использовали предложенную М. Селигманом концепцию психологических свойств личности, состоящую из добродетелей и достоинств характера, где добродетели являются базовыми компонентами характера, а достоинства - их психологическими составляющими. По мнению М. Селигмана человек, обладающий развитыми добродетелями (имеющий добродетельный характер) в своих поступках по отношению к другим людям всегда ориентируется на внутреннюю мораль, то есть на свои достоинства. Таким образом, развивая добродетели и достоинства характера, человек становится счастливее.
В качестве норм-запретов для данной работы нами было решено остановиться на изучении «семи смертных грехов» с психологической точки зрения. В связи с этим были изучены психологические подходы к понятию греха, как к нравственным нормам-запретам предложенные Е.П. Ильиным, С. Лахам, Ю.В. Щербатых. В отличии от сугубо религиозной концепции, в которой грех рассматривается исключительно как негативный аспект личности, авторы-психологи рассматривают грех как личностный компонент и выделяют его разное психологическое содержание: грех как поступок - разовое проявление социальной нормы-запрета; грех как состояние - длительный процесс, влияющий на психику человека, становящееся для него привычным; грех как часть личности - устойчивое личностное качество. Также данная теория изучает как отрицательные, так и положительные стороны соблюдения норм-запретов, а также основные подходы в борьбе с негативными влияниями несоблюдения норм-запретов.
Несмотря на большую разработанность темы счастья, изучение его связи с нравственной направленностью личности (добродетелями и достоинствами характера) представлены единичными работами. Существует множество исследований связи счастья с соблюдением конкретных нравственных норм-запретов (зависть, чревоугодие), но практически нет исследований, рассматривающих нормы-запреты в общей совокупности.
Во второй главе нашей работы изложены результаты эмпирического исследования связи счастья с нравственными нормами-запретами и добродетелями. В исследовании приняли участие 114 человек. Возраст испытуемых варьировался от 18 до 60 лет. Испытуемым проходили опрос, в социальных сетях Instagram и Вконтакте.
В данной работе нами были выделены две возрастные группы: люди в возрасте от 18 до 36 лет и люди в возрасте от 37 до 60 лет. Такое возрастное деление обусловлено особенностями нравственного воспитания в Российском обществе. В образовательных учрежденьях советского периода была нравственно-воспитательная функция, которая реализовалась, в частности, через моральный кодекс, нравственные законы, правила октябрятской, пионерской и комсомольской организаций. Мы предполагаем, что нравственные установки людей, которые были членами каких-либо из этих детских организаций, и людей, которые получали среднее образование без участия в этих организациях будет отличаться.
Результаты исследование счастья по «Оксфордскому опроснику счастья» выявили наличие всех уровней счастья в изучаемой выборке. Большинство опрошенных оценили свой уровень счастья как «средний». Различия в соблюдение нравственных норм-запретов выявлено в показателях «зависть» у женщин и мужчин (женщины оценивают себя более завистливыми), «чревоугодие» у возрастных групп (люди в возрасте 18-36 лет считают себя более подверженными этому греху).
Все респонденты оценили уровень своих добродетелей и достоинств, как средний или высокий. Большинство респондентов высоко оценили у себя добродетели «Трансцендентности», «Человечности» и «Справедливости». Высокая оценка добродетелей «Умеренности», «Мудрости и знания» характерны для наименьшего количества испытуемых. Сравнительный анализ средних показателей по подвыборкам выявил, что достоинства характера «Жизнерадостность», «Гражданственность», «Понимание красоты» больше развиты у женщин. У мужчин больше развито достоинство «Саморегуляция». Возрастной подгруппе 18-36 лет больше свойственно развитие достоинства «Храбрость», в то время как группе 37-60 лет свойственны «Любовь к учению» и «Благодарность». У состоящих в браке больше развиты добродетели «Человечность» и «Умеренность», а также достоинства «Любовь» и «Лидерство», по сравнению с не состоящими в браке респондентами.
Исследование связи счастья с соблюдением норм-запретов и добродетелями подтвердило гипотезы о существовании отрицательной связь счастья с соблюдением нравственных норм-запретов (грехов) и положительной связи счастья с соблюдением добродетелей и достоинств характера. Факторный анализ показал четкое распределение шкал добродетелей и норм-запретов по двум факторам, при этом шкала «счастье» распределилась между обоими факторами, причем получила достаточно высокую нагрузку в факторе добродетелей. Это может свидетельствовать о том, что добродетели являются более важным фактором счастья.
Исследование связи норм-запретов и добродетелей (достоинств) подтвердило высказанную нами гипотезу о существовании отрицательной связи между добродетелями и такими грехами как зависть, гнев, уныние, похоть, алчность, чревоугодие. Положительная корреляция выявлена между добродетелями и грехом гордыни.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, а задачи решены.
Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психолога-консультанта. Учитывая понимание связи счастья, с соблюдением нравственных норм, можно выявить новые подходы в рамках терапии, связанной с проблемами благополучия человека.
Для объяснения феномена счастья психологами создано множество теоретических конструктов, таких как субъективное благополучие, психологическое благополучие, качество жизни, удовлетворенность жизнью. Авторы выделяют такие аспекты счастья, как материальное благополучие, семейное положение, любимая работа, хобби, вера в Бога, личностные характеристики и прочие внутренние факторы счастья. Также исследователи отмечают такие внешние факторы счастья как политическая обстановка в стране, социально-экономические условия жизни, экологическое состояние окружающей среды, которые в определенной степени оказывают влияние на состояние счастья человека.
Одним из факторов, влияющих на ощущение счастья, является соблюдение нравственных норм, то есть свода правил, определяющих поведение человека во всех сферах жизни. Нравственные нормы можно поделить на нормы-запреты (нежелательные нормы поведения для общества) и нормы-повеления (положительные, желательные нормы поведения для человека).
В качестве норм-повелений мы использовали предложенную М. Селигманом концепцию психологических свойств личности, состоящую из добродетелей и достоинств характера, где добродетели являются базовыми компонентами характера, а достоинства - их психологическими составляющими. По мнению М. Селигмана человек, обладающий развитыми добродетелями (имеющий добродетельный характер) в своих поступках по отношению к другим людям всегда ориентируется на внутреннюю мораль, то есть на свои достоинства. Таким образом, развивая добродетели и достоинства характера, человек становится счастливее.
В качестве норм-запретов для данной работы нами было решено остановиться на изучении «семи смертных грехов» с психологической точки зрения. В связи с этим были изучены психологические подходы к понятию греха, как к нравственным нормам-запретам предложенные Е.П. Ильиным, С. Лахам, Ю.В. Щербатых. В отличии от сугубо религиозной концепции, в которой грех рассматривается исключительно как негативный аспект личности, авторы-психологи рассматривают грех как личностный компонент и выделяют его разное психологическое содержание: грех как поступок - разовое проявление социальной нормы-запрета; грех как состояние - длительный процесс, влияющий на психику человека, становящееся для него привычным; грех как часть личности - устойчивое личностное качество. Также данная теория изучает как отрицательные, так и положительные стороны соблюдения норм-запретов, а также основные подходы в борьбе с негативными влияниями несоблюдения норм-запретов.
Несмотря на большую разработанность темы счастья, изучение его связи с нравственной направленностью личности (добродетелями и достоинствами характера) представлены единичными работами. Существует множество исследований связи счастья с соблюдением конкретных нравственных норм-запретов (зависть, чревоугодие), но практически нет исследований, рассматривающих нормы-запреты в общей совокупности.
Во второй главе нашей работы изложены результаты эмпирического исследования связи счастья с нравственными нормами-запретами и добродетелями. В исследовании приняли участие 114 человек. Возраст испытуемых варьировался от 18 до 60 лет. Испытуемым проходили опрос, в социальных сетях Instagram и Вконтакте.
В данной работе нами были выделены две возрастные группы: люди в возрасте от 18 до 36 лет и люди в возрасте от 37 до 60 лет. Такое возрастное деление обусловлено особенностями нравственного воспитания в Российском обществе. В образовательных учрежденьях советского периода была нравственно-воспитательная функция, которая реализовалась, в частности, через моральный кодекс, нравственные законы, правила октябрятской, пионерской и комсомольской организаций. Мы предполагаем, что нравственные установки людей, которые были членами каких-либо из этих детских организаций, и людей, которые получали среднее образование без участия в этих организациях будет отличаться.
Результаты исследование счастья по «Оксфордскому опроснику счастья» выявили наличие всех уровней счастья в изучаемой выборке. Большинство опрошенных оценили свой уровень счастья как «средний». Различия в соблюдение нравственных норм-запретов выявлено в показателях «зависть» у женщин и мужчин (женщины оценивают себя более завистливыми), «чревоугодие» у возрастных групп (люди в возрасте 18-36 лет считают себя более подверженными этому греху).
Все респонденты оценили уровень своих добродетелей и достоинств, как средний или высокий. Большинство респондентов высоко оценили у себя добродетели «Трансцендентности», «Человечности» и «Справедливости». Высокая оценка добродетелей «Умеренности», «Мудрости и знания» характерны для наименьшего количества испытуемых. Сравнительный анализ средних показателей по подвыборкам выявил, что достоинства характера «Жизнерадостность», «Гражданственность», «Понимание красоты» больше развиты у женщин. У мужчин больше развито достоинство «Саморегуляция». Возрастной подгруппе 18-36 лет больше свойственно развитие достоинства «Храбрость», в то время как группе 37-60 лет свойственны «Любовь к учению» и «Благодарность». У состоящих в браке больше развиты добродетели «Человечность» и «Умеренность», а также достоинства «Любовь» и «Лидерство», по сравнению с не состоящими в браке респондентами.
Исследование связи счастья с соблюдением норм-запретов и добродетелями подтвердило гипотезы о существовании отрицательной связь счастья с соблюдением нравственных норм-запретов (грехов) и положительной связи счастья с соблюдением добродетелей и достоинств характера. Факторный анализ показал четкое распределение шкал добродетелей и норм-запретов по двум факторам, при этом шкала «счастье» распределилась между обоими факторами, причем получила достаточно высокую нагрузку в факторе добродетелей. Это может свидетельствовать о том, что добродетели являются более важным фактором счастья.
Исследование связи норм-запретов и добродетелей (достоинств) подтвердило высказанную нами гипотезу о существовании отрицательной связи между добродетелями и такими грехами как зависть, гнев, уныние, похоть, алчность, чревоугодие. Положительная корреляция выявлена между добродетелями и грехом гордыни.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, а задачи решены.
Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психолога-консультанта. Учитывая понимание связи счастья, с соблюдением нравственных норм, можно выявить новые подходы в рамках терапии, связанной с проблемами благополучия человека.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ СЧАСТЬЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С СОБЛЮДЕНИЕМ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Европейский дискурс другого: проблема ориентирования современного человека в жизненном мире
Диссертации (РГБ), культурология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Возможность применения православной исповеди в процессе психологического консультирования взрослых с чувством вины
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУРС СВОБОДЫ В РУССКОЙ ТРАГЕДИИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII – НАЧАЛА XIX В
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2004



