ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Обзор источников 10
1.1. «Римская история» Веллея Патеркула 10
1.2. Исторические труды Публия Корнелия Тацита 14
1.3. «Жизнь двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла 25
1.4. «Римская история» Диона Кассия Коккейана 30
1.5. «История императорской власти после Марка» Геродиана 33
Глава 2. Современные подходы к исследованию положения женщин императорского Рима 37
2.1. Новая социальная история 39
2.2. История повседневности 45
2.3. Политическая история 48
Глава 3. Женщина как часть императорской семьи 53
3. 1. Матери императоров 54
3.2. Жены императоров 57
3.3. Сестры и дочери императоров 64
Глава 4. Женщины и власть в системе принципата 72
4.1. Представления о роли женщины в римском обществе 72
4.2. Образ «женщины у власти» и его эволюция в трудах историков эпохи ранней империи 74
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 93
Образ «женщины у власти» - продукт римского общества периода империи: монархическая система давала женщине неофициальный голос и авторитет, у женщин, принадлежавших к императорской семье, появилась возможность проявить себя не только в рамках семьи, отсюда в произведениях античных историков появляется тип женщины, рвущейся к власти. Из-за своего семейного статуса женщины императорского дома в I - III в. н.э. уже часть публичной власти. Так, в рамках императорской семьи смешивались публичная и семейная сферы, и нахождение женщин у власти стало результатом этого смешения.
Данная работа представляет собой исследование проблемы формирования и эволюции образа женщины у власти, который возник в связи с проникновением женщин императорского дома в область государственного управления, которая традиционно считалась мужской.
Актуальность исследования обусловлена тем, что гендерный подход в исторических исследованиях возник сравнительно недавно. В связи с этим на сегодняшний день огромный пласт проблем, охватывающий целые эпохи, остается неисследованным. В частности, мы не имеем большой и разветвленной традиции исследования античности с позиции гендерной теории. Данное исследование позволит значительно продвинуть наши знания в этой области.
Также можно сказать, что современное общество, будучи динамичным, сложным с точки зрения вопросов идентичности, формирует запрос на подобного рода исследования. Современная европейская цивилизация была построена на основе античной, и, что естественно, вобрала в себя многие ее черты. Поднятая в исследовании проблема позволит продвинуться в нашем понимании корней гендерных стереотипов и предрассудков в современном обществе, ведь, несмотря на всю отдаленность Древнего Рима от современности, некоторые установки, выявленные в исследовании античного общества, продолжают оставаться актуальными и сегодня.
Целью данного исследования является реконструкция образа властной женщины, который сложился в трудах римских историков I в. н.э., и анализ его дальнейшего развития в трудах римских историков во II - III в. н.э. Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач:
1. изучение положения женщин в императорской семье, анализ отношений, складывавшихся в семьях императоров;
2. выявление причин складывания образа властной женщины, выявление основных составляющих образа;
3. рассмотрение эволюции образа, и выделение этапов этой эволюции;
4. компаративный анализ того, как по-разному могли быть охарактеризованы одни и те же женские фигуры и оценена степень их влияния в разных источниках.
Объект исследования - женщины императорского дома, а предмет - претерпевавший изменения образ женщины у власти в работах римских историков.
Эпоху Империи можно назвать временем расцвета римского историописания, информация в трудах историков становится более разнообразной: наряду с фактами политической и военной истории, здесь раскрывается и культурная жизнь империи, нравы, мораль римского общества1, поэтому для раскрытия заявленной проблемы были выбраны именно исторические произведения, которые послужили основными источниками исследования.
Веллея Патеркула можно назвать первым из «малых историков» - (так они именуются из-за объема сочинений). Он излагает Римскую историю достаточно кратко, в поле его зрения - события от Троянской войны до заговора Сеяна, при Тиберии. Несмотря на такой большой временной отрезок, основное внимание Веллей уделяет описанию событий гражданской войны, последовавшей за смертью Цезаря.
«История» Тацита, создававшаяся между 101 и 109 гг., представляет собой рассказ о событиях в Римской империи, начиная с 69 и кончая 96 г. «История» включает в себя 14 или, возможно, 12 книг, из которых до нас дошли первые 4 книги и 26 глав 5-й книги. В сохранившихся частях излагаются события, охватывающие период с 1 января 69 г. по 70 г.. «Летопись» (Annales) появилась между 110 и 117 гг. и содержит историю римской империи во времена Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона. Произведение это сохранилось не полностью. До нас дошли I - IV и XII - XV книги целиком, V, VI, XI и XVI с пропусками или в отрывках, VII - X не известны совсем. «Анналы» охватывают период с 14 по 69 г.
«Жизнь двенадцати цезарей» Светония - сборник биографий Юлия Цезаря и 11 первых римских принцепсов, от Августа до Домициана. До наших дней «Жизнь двенадцати цезарей» сохранилась практически полностью. Впрочем, ни одна из рукописей, включая самые ранние, не имеет предисловия и начала биографии Гая Юлия Цезаря с историей рода Юлиев...
Римская женщина всегда рассматривалась как часть семьи, и через семью определялась. И совершенно естественно, что даже женщины императорского дома были в первую очередь женами, матерями принцепсов - были членами правящей семьи. Отношения в императорской семье=складывались по-разному, и варианты развития этих отношений зависели от множества факторов.
Одним из факторов, влиявших на отношения в семье императора, по мнению историков, был характер каждого из членов семьи. Личные качества жены играли не последнюю роль, в отношениях с мужем супруга должна была уделять время семье и дому, уметь держать себя в руках, быть открытой и мудрой, как Агриппина старшая или Ливия. Тогда как с «плохой» и распущенной женой, как Мессалина, брак складывался неудачно. Властный характер матери, при сыне императоре, в исторических произведениях становился причиной ухудшения их отношений, а скромная помощь советами и добродетельность их сохраняла. Но необходимо учитывать и цели, которые преследовали историки. Плохие отношения в семье могли иллюстрировать читателю и характер самого императора, завуалировано или открыто. Светоний, указывая на беспочвенность обвинений против Октавии, первой жены Нерона, демонстрирует таким образом его распущенность и злобу. А образ «идеальныех» отношений создавался в связи с теми императорами, которым историки симпатизировали, как в случае с браком Ливии и Августа, к примеру.
Другой важной особенностью было само положение семьи императора, которое накладывало отпечаток на коммуникации с женщинами в рамках семьи. С помощью женщин налаживались отношения, скреплялись или разрывались союзы, укреплялось положение будущего наследника. В таком положении для женщин императорского дома, в близости к власти, были не только положительные стороны - они могли стать матерью или женой возможного императора, или поддержать того или иного кандидата на престол, а при наличии уже «готового» наследника это могло стоить им положения или даже жизни.
Женщины играли множество ролей в императорской семье. Жены императоров рожали законных наследников, были средством политической пропаганды, выступали «инструментом» для налаживания связей и скрепления союзов. В исторических произведениях на женщинах императорского дома лежала морально-нравственная нагрузка в вопросах, связанных с семьей. Также женские персонажи помогали историкам раскрыть характер мужчины, стоявшего рядом с ней.
Политическая система Империи давала женщинам, принадлежавшим к императорскому дому или приближенным к императору голос, и авторитет. Образ «женщины у власти» по-разному использовался историками в зависимости от цели повествования, а также претерпевал изменения со временем. Самыми влиятельными историки видят матерей императоров, а уже потом их жен. Подавляющее большинство женщин, которых античные авторы представляют читателю как влияющих на решение государственных вопросов, находились в императорской семье в положении именно матери.
Авторы рисуют перед читателем образы женщин, которые предпринимают все, чтобы помочь своим ближайшим родственникам- мужчинам сделать политическую и социальную карьеру или застраховаться от ее краха, а также сохранить свое положение и авторитет. В императорской семье личные, семейные отношения переходят в сферу публичного. То, что римляне могли видеть и понимать в собственной семье - советы, помощь жены или матери, сейчас вызывало явное отторжение - так как в семье принцепса решались уже не просто вопросы управления хозяйством, а вопросы государственного масштаба, где места для женщины предусмотрено не было. Поэтому подобное поведение женщин у власти не было чем-то обыденным, и вызывало у авторов негативные оценки.
Образ «женщины у власти» зарождается на самой заре принципата в трудах малых римских историков, таких как Веллей Патеркул, и начинается просто с выделения женщин из императорской семьи. Здесь пока что есть только намеки на возможную власть в руках женщины.
На рубеже 1-11 вв. женщины в исторических сочинениях превращаются уже в одного из акторов политической истории. Историки пишут об их «претензиях» на власть, отмечают саму возможность влияния женщин на взгляды императоров и их решения. Демонстрируя тем самым читателю, как изменилось положение женщин - они неожиданно стали близки к власти, хотя и в рамках одной семьи.
Окончательно данный образ складывается на рубеже 11-111 вв. Если у Тацита и Светония упоминания о «власти женщин» достаточно туманны, а аргументы лишь свидетельствуют об их желании укрепить не сколько свой личный статус, сколько статус семьи, то Кассий называет уже конкретные полномочия и возможности женщин, близких императору (будь то родственница или сожительница), влиять на происходящее в империи.
15. Азаревич Д. Брачные элементы и их значение. Ярославль, 1879. 132 c.
16. Альберхт М. История римской литературы. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2004, 2005. Т.2. Т. 3.
17. Барлова Ю.В. Новая политическая история в современной историографии// Актуальные проблемы всеобщей истории: Дипломатия и безопасность, коммуникация и политическая культура, гендер/ Отв. ред. А.С. Ходнев. Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. С. 51-58.
18. Беликов А. П., Елагина А. А. Тацит в отечественной историографии до 1917 года// Диалог со временем. М., 2009. С. 274-285.
19. Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима: учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 1981. 160 с.
20. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/ Пер. с польск. В. К. Ронина. М. 1988. 496 с.
21. Гаспаров М. Л. Светоний и его книга// Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1993. С. 258-272.
22. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян/ Новиков А.А. СПб, 1995. 583 с.
23. Гревс И.М. Тацит. М.: Издательство Академии наук СССР, 1946. 250 с.
24. Гревс И.М. Тацит// Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона.Т.64. 1901. С. 694-695.
25. Гуляев А.М. Предбрачный дар в римском праве и в памятниках византийского законодательства. Дерпт: Типография Шнакенбурга, 1891. 156 с.
26. Доватур А.И. Историк Геродиан// Геродиан. История императорской власти после Марка. М., 1972. С. 145-173.
27. Дуров В. С. Художественная историография Древнего Рима. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. 144 с.
28. Ефимов В.В. Очерки по истории древнеримского родства и наследования. СПб.: Типография В. С. Балашева, 1885. 344 с.
29. Зелдин Т. Социальная история как история всеобъемлющая// THESIS. 1993. № 3. С. 237-245.
30. Зидириду М. Права женщин в Древнем Риме и современной России// Символ науки. 2017. №3. 187-188...