Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование субъективного ощущения одиночества и личностной тревожности у студентов

Работа №100050

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА 6
1.1 Понятие одиночества 6
1.2. Существующие подходы к изучению одиночества 9
1.3. Типологии одиночества 12
1.4. Личностные причины одиночества 16
1.5. Проблема одиночества у студентов 19
Выводы по главе 21
2. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО 23
2.1 Тревожность, тревога и страх 23
2.2 Подходы в изучении тревожности 25
2.3 Причины личностной тревожности 28
2.4 Связь тревожности и ощущения одиночества у студентов
Выводы по главе 33
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ
3.1. Организация и методики исследования 35
3.2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение
3.3. Корреляционный и сравнительный анализ
результатов исследования
Выводы по главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема одиночества, так или иначе, привлекала к себе внимание в разные исторические периоды. Переживание одиночества во все времена воспринималось мыслителями как многогранное, но, в основном, негативное явление. При этом некоторые исследователи полагали, что одиночество полезно для самопознания, творчества, концентрации внимания на наиболее важных вопросах в жизни человека. Однако, ощущение одиночества в психологической науке воспринималось прежде всего как проблема, с которой сам человек часто не может справиться.
К настоящему времени проблема одиночества нисколько не потеряла актуальности, а напротив, стала еще более насущной. Одиночество иногда даже называют болезнью современной цивилизации. Судя по результатам исследований, от него прежде всего страдают жители стран Запада, особенно жители крупных мегаполисов. Но данная проблема становится все более актуальной и для нашего общества.
Переживание одиночества зачастую создает устойчивый негативный эмоциональный фон, сильно снижает возможности самореализации, уровень субъективного благополучия, может иногда приводить к депрессии, психосоматическим последствиям. Это делает изучение одиночества актуальной задачей, имеющую практическую ценность в выявлении причин одиночества, и, разумеется, методов психологической помощи людям, его переживающим.
Феномен одиночества изучается в психологической науке довольно давно, в разное время ему уделяли много внимания зарубежные исследователи, такие как Р. Вейс, К. Мустакас, Л.Э. Пепло, К. Роджерс, а также отечественные ученые - С.Г. Корчагина, Ж.В. Пузанова и другие. Тем не менее, на данный момент не существует безоговорочного понимания механизмов, порождающих состояние одиночества. Психологическое одиночество человека может быть следствием многих факторов - личностных и ситуационных особенностей, установок, сложностей в коммуникации и т. д. Одно из важных направлений исследования является изучение личностных коррелятов одиночества. Речь идет о личностных психологических особенностях, наличие которых повышает риски формирования субъективного ощущения одиночества.
Анализ работ таких авторов как В.М. Астапов, Р. Лазарус, А.М. Прихожан, Г.С. Салливен, Ч. Спилбергер, К. Хорни и других исследователей тревожности позволяет предположить, что тревожность как личностное качество связано с ощущением психологического одиночества. Выстраивание межличностных отношений нередко может становиться непростой задачей. Вместе с тем, отношения - это важная ценность, и случающиеся или ожидаемые неудачи закономерно будут тревожить человека и существенно влиять на качество его отношений. Таким образом, тревожность может выступать как следствием, так и причиной психологического одиночества.
В этой работе мы решили более детально изучить эту проблему, уточнить, каким образом связаны между собой ощущение одиночества и личностная тревожность. Это исследование представляется нам актуальным, так как этот вопрос все еще остается недостаточно изученным.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и личностной тревожности.
Объект исследования: субъективное ощущение одиночества и личностная тревожность.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и личностной тревожности у студентов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь показателей личностной тревожности и субъективного ощущения одиночества.
Задачи исследования:
1. Провести психологический анализ феномена одиночества.
2. Провести теоретический анализ понятий тревожности и личностной тревожности
3. Рассмотреть актуальность психологического одиночества и личностной тревожности в их взаимосвязи у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и личностной тревожности на студенческой выборке.
Методики исследования:
1. Модифицированная шкала измерения одиночества ИСЬЛ Д. Рассела, Л.Э. Пепло, М. Фергюсон, 1980 г.
2. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева, 2013 г.
3. Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера- Ханина, 1976 г.
База исследования: Исследование проводилось в октябре 2020 года на базе Уральского Федерального Университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина и Трехгорного Технического Института НИЯУ МИФИ, в нем приняли участие 112 студентов в возрасте от 16 до 24 лет (58 девушек и 54 юноши).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части данной работы были разобраны основные подходы в изучении феномена одиночества, предпосылок его возникновения и связи с личностными свойствами. Так же были описаны существующие варианты типологий одиночества и представлены исследования его внутренней структуры.
Такой же теоретический анализ был проведен для явления личностной тревожности, выявлены его отличия от сходных феноменов тревоги и страха, описаны формы тревожности, а также причины, порождающие тревожность как свойство личности.
Была описана актуальность проблем ощущения одиночества и личностной тревожности в студенческой среде, представлены возможные негативные влияния повышенной тревожности и ощущения одиночества на уровень субъективного благополучия и адаптацию студента.
Теоретический анализ возможных связей ощущения одиночества и личностной тревожности позволил выдвинуть следующую гипотезу: существует взаимосвязь показателей личностной тревожности и субъективного ощущения одиночества.
Для проверки этой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. В нем участвовали 112 студентов в возрасте от 16 до 24 лет, из них 58 девушек и 54 юноши. В исследовании было использовано 3 методики: модифицированная шкала измерения одиночества UCLA Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсон; дифференциальный опросник переживания одиночества ДОПО-3 Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева и шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера- Ханина.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Около 22% респондентов на момент опроса испытывали остро выраженное ощущение одиночества. Так же 72% опрошенных периодически сталкивались с ощущением одиночества. Лишь около 5% студентов стабильно не испытывали одиночества.
2. Около 53% опрошенных показали высокие баллы по шкале личностной тревожности. Такой высокий процент может быть объяснен как погружением в студенческие реалии (значительная часть респондентов была студентами 1 курса, опрос проводился в октябре), так и ситуацией пандемии, вынужденной изоляции и трудностей дистанционного обучения.
3. Результаты проведенного корреляционного анализа выявили значимую прямую связь между уровнем ощущения одиночества и личностной тревожностью. Студенты, демонстрировавшие высокий уровень личностной тревожности на момент исследования, в целом чаще испытывали ощущение одиночества, и наоборот. Этот результат подтвердил выдвинутую гипотезу исследования.
4. Из составляющих общего переживания одиночества корреляционный анализ выявил прямую связь с личностной тревожностью следующих показателей: «Самоощущение одиночества», «Отчуждение» и «Изоляция». Наиболее высокая корреляция была выявлена для самоощущения одиночества, что позволяет сделать вывод о важном значении восприятия себя как одинокого человека в формировании ощущения одиночества для тех людей, кто обладает высокой личностной тревожностью.
5. Так же выявлена относительно слабая прямая корреляция показателя «Зависимость от общения» и личностной тревожности. Тем не менее, сделать вывод о достоверной значимости этой связи трудно, проведенный сравнительный анализ не подтверждает ее наличие.
6. Для остальных показателей ощущения одиночества существование связей с личностной тревожностью не было выявлено.
7. Сравнительный анализ, проведенный по значениям личностной тревожности между группами с высокими и низкими показателями ощущения одиночества, показал достоверное различие в уровне личностной тревожности для “одиноких” и “неодиноких” респондентов, что дало дополнительное подтверждение гипотезы исследования. Однако, для показателя «Зависимость от общения» сравнительный анализ не выявил статистически значимых отличий в уровне личностной тревожности, что вызывает сомнения в достоверности связи тревожности и этого показателя.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена для общего ощущения одиночества и для некоторых его отдельных показателей.
Результаты данного исследования могут быть использованы в психологической помощи студентам, жалующихся на одиночество и при этом имеющим высокую личностную тревожность. Внимание к обеими проблемам может сократить их взаимное влияние и ускорить достижение лучшей адаптации. Так же установленные в ходе исследования взаимосвязи показателей одиночества с личностной тревожностью могут быть использованы в дальнейших исследованиях, направленных на выявление причин возникновения одиночества и лучшее понимание его природы.



1. Астапов, В.М. Тревога и тревожность: Хрестоматия / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. - Москва : ПЕР СЭ, 2017. - 240 с.
2. Вейс, Р. Вопросы изучения одиночества / Р. Вейс // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - C. 114-128.
3. Головаха, Е.И. Психология человеческого взаимопонимания /
Головаха Е.И., Панина Н.В. - Киев: Политиздат Украины, 1989. - 187 с.
4. Джонг-Гирвельд, Д. Типы одиночества / Д. Джонг-Гирвельд,
Д. Раадшелдерс // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. -С. 301-319.
5. Зинченко, Е.В. Одиночество / Е.В. Зинченко // Психология общения. Энциклопедический словарь. - Москва: Когито-Центр, 2015. - С.98-99.
6. Иванищева, А.С. Влияние феномена одиночества на преодоление адаптационных трудностей у студентов колледжа / А.С. Иванищева,
Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. - С. 109-114.
7. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 375 с.
8. Ишмухаметов, И.Н. Психометрические характеристики шкалы одиночества UCLA (версия 3): Изучение студентов вуза / И.Н Ишмухаметов // Computer Modelling and New Technologies. - 2006. - Т. 10, № 3. - С. 89-95.
9. Ковпак, Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта / Д.В. Ковпак. - Санкт-Петербург.: Наука и Техника, 2007. - 240 с
10. Корчагина, С.Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С.Г. Корчагина. - Москва: МПСИ, 2005. - 196 с.
11. Корчагина, С.Г. Психология одиночества / С.Г. Корчагина. - Москва: МПСИ, 2008. - 228 с.
12. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва: Политиздат, 1985. - 431 с
13. Кутрона, К. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации / К. Кутрона // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 384-410.
14. Лабиринты одиночества / Пер. с англ. сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. - Москва: Прогресс, 1989 г.- 624 с
15. Любякин, А.А. Особенности переживания психологического одиночества студентами-первокурсниками / А.А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - № 2. - С. 108-115.
16. Любякин, А.А. Психология одиночества и проблемы адаптации личности / А.А. Любякин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2015. - № 4 (144). - С. 122-127.
17. Мид, М. Одиночество, самостоятельность и взаимосвязь в контексте культуры / М. Мид // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 98-114.
18. Миюскович, Б. Одиночество: междисциплинарный подход /
Б. Миюскович // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 52-88.
19. Немов, Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в
научное психологическое исследование с элементами математической
статистики. Учебник для студентов высших учебных заведений / Р.С Немов - Москва: Владос, 2016. - 631 с.
20. Оди, Д.Р. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества / Д.Р. Оди // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 114-129.
21. Осин, Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО). / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев - Москва: Смысл, 2016. - 88 с.
22. Осин, Е.Н. Дифференциальный опросник переживания
одиночества: структура и свойства / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - № 1. - С. 55-81.
23. Пепло, Л.Э. Одиночество и самооценка / Л.Э. Пепло, М. Мораш // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 169-191.
24. Перлман, Д. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л. Пепло // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 152-168.
25. Петровский, А.В Основы теоретической психологии. Учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - Москва: Академия, 2010. - 528 с.
26. Покровский, Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. - Москва: Логос, 2008. - 408 с.
27. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с.
28. Пузанова, Ж.В. Одиночество и общение (философско-
социологический аспект): диссертация ... канд. философ. наук: 22.00.01 /
Пузанова Жанна Васильевна. - Москва, 1995. - 127 с.
29. Рассел, Д. Измерение одиночества / Д. Рассел // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 192-226.
30. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - Москва: Прогресс, 1994. - 480 с.
31. Рубинстайн, К. Опыт одиночества / К. Рубинстайн, Ф. Шейвер // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 275-300.
32. Рук, К. Перспективы помощи одиноким / К. Рук, Л.Э. Пепло // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 512 -552.
33. Садлер, У. От одиночества к аномии / У. Садлер, Т. Джонсон // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С. 21-52
34. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Москва: Прогресс, 1979. - 123 с.
35. Серма, В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества / В. Серма // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 227-243.
36. Симеонова, Л. Человек рядом... / Л. Симеонова. - Москва : Политиздат, 1989. - 158 с.
37. Скворцова, М.В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей: диссертация ... канд. психол. наук. / Скворцова Мария Владимировна. - Самара, 2004. - 216 с.
38. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. - Санкт-Петербург: ПЕРСЭ, 2015. - 240 с.
39. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - Москва: Канон Плюс, 2012. - 208 с.
40. Хоровиц, Л.М. Прототип одинокой личности / Хоровиц Л.М., Френч Р.С., Андерсон К. А. // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 243-274
41. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография / Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Изд-во Алмедиа, 2007. - 157 с.
42. Шаймарданова, А.В. Одиночество студентов в процессе социально-психологической адаптации к новым условиям / А.В. Шаймарданова, Е.Н. Кулакова. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - №3. - С. 50.
43. Швец, И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00. / Швец Ирина Геннадьевна. - Ярославль, 2012. - 181 с
44. Янг, Д. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение / Д. Янг // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 552-593.
45. Freberg, K. The rich get richer: Online and offline social connectivity predicts subjective loneliness / K. Freberg, R. Adams, K. McGaughey, L. Freberg // Media Psychology Review, 2006. - Vol 3(1) - P. 103-115
46. Moustakas, C.E. Portraits of loneliness and love / C.E. Moustakas - N.J.: Prentice-Hall, 1975. - P. 31-37.
47. Peplau, L.A. An attributional analysis of loneliness / L.A. Peplau, D. Russell, M. Heim // Attribution theory: Applications to social problems. - San Francisco: Jossey-Bass, 1979. - P. 17.
48. Peplau, L.A. Perspectives on loneliness / L.A. Peplau, D. Perlman // Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy. - New York: John Wiley and Sons, 1982. - 430 p
49. Russell, D. The UCLA Loneliness Scale (Version 3): Reliability, validity, and factor structure / D. Russell // Journal of Personality Assessment, 1996. - Vol 66 - P. 20-40
50. Spielberger, Ch.D. Manual for the State-Trait-Anxiety Inventory / Ch.D. Spielberger, R.L. Gorsuch, R.E. Lushene - Palo Alto, California: Consulting Psychologist Press, 1970.
51. Young, J.E. Loneliness in college students: A cognitive approach / J.E. Young // Dissertation Abstracts International, 1979. - Vol 49 - 1392-B
52. Young, J.E. An instrument for measuring loneliness / J.E. Young // Paper presented at the annual meeting of the American Psychological association, 1979. - P. 75-90.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ