Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие когнитивных функций детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий

Работа №100041

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Особенности когнитивных функций детей дошкольного возраста
1.2. ИКТ и их использование в образовательном процессе 12
1.3. Использование ИКТ при дистантной форме обучения 20
1.4. Работа психолога по психологическому сопровождению внедрения ИКТ в ДОУ
Выводы по главе 29
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
2.1. Методы и процедуры исследования 31
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 39
2.3. Результаты формирующего эксперимента 45
2.4. Сравнительный анализ 50
Выводы по главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66


В настоящее время мы не можем представить свою жизнь без гаджетов. Они позволяют человеку облегчить и усовершенствовать свою жизнь: предоставляют самый быстрый доступ к любой информации по всему миру, значительно расширяют возможности для коммуникации, позволяют экономить время. Сегодня без гаджетов не обойтись, каждый из нас ежедневно обращается к ним, а если их нет под рукой, мы как будто оторваны от всего окружающего мира.
Для современного общества все более актуальным становится развитие личности, которая способна быстро ориентироваться и находить нужную информацию для решения поставленной задачи, адаптироваться в ситуации стремительного развития информационных технологий. Учитывая важность дошкольного образования в развитии ребенка, появляется необходимость массового внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
На данный момент целенаправленное обучение детей в ДОУ с использованием ИКТ не является обязательным. Не разработана методическая база, как правило, этот процесс осуществляется педагогами на интуитивном уровне. Многие ДОУ не имеют материальной базы для обучения детей с применением ИКТ. Между тем, исследования в области дошкольной педагогики и психологии К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. [3] говорят о возможности использования ИКТ детьми в возрасте от 3 до 6 лет. ИКТ сегодня становятся основными средствами познавательной деятельности детей.
В условиях изменения системы образования возникают новые проблемы и как следствие ставятся новые задачи. Одной из таких проблем является низкий уровень мотивации дошкольника к обучению. Использование ИКТ помогает сделать непосредственно-образовательную деятельность наглядной, занимательной, яркой, интересной, эмоциональной и запоминающейся. Красивая, яркая, движущаяся, издающая звуки картинка сильнее привлекает внимание ребенка, чем обычный рассказ - всем нам привычный способ предоставления новой информации. Она как бы погружает ребенка в мир новых знаний, вызывая у него эмоциональный и познавательный заряд. У ребенка появляется желание возвращаться снова и снова к новому, интересному для него занятию. ИКТ расширяет границы познавательных возможностей ребенка, т.к. он получает не только готовые шаблоны, но и учится самостоятельно искать и усваивать новые знания, при этом развиваются его интеллектуальные и творческие способности. Сегодня использование ИКТ становится наиболее актуальным и эффективным способом передачи знаний, отвечающим требованиям современного образования, в том числе дошкольного.
Внедрение ИКТ в дошкольное образование дает возможность с помощью мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной для детей игровой форме развивать их когнитивные функции - воображение, внимание, мышление, память, формировать их важнейшее качество - произвольность. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует интересу детей к образовательному процессу, повышает его результативность. В связи с вышесказанным все большую актуальность приобретает разработка и применение в ДОУ образовательных программ, направленных на развитие когнитивных функций детей с помощью ИКТ.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка (МАДОУ ЦРР) детский сад № 103 «Родники» г. Екатеринбурга была апробирована и внедрена в образовательную деятельность основная образовательная программа (ООП) дошкольной образовательной организации, соответствующая современным требованиям к качеству дошкольного образования, разработанная на основе Основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» [43]. В качестве основы для разработки собственной ООП была использована также Программа «Предшкола нового поколения» [47], разработанная ведущими специалистами в области дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и предназначенная для обучения детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
В рамках ООП были разработаны проекты по основным направлениям развития детей (физического, эстетического, эмоционально-личностного и т.д.). Целью проекта познавательного развития явилось развитие психических познавательных процессов - внимания, мышления, памяти - с использованием ИКТ. Занятия были направлены на активизацию способности думать и понимать, структурировать информацию, логически мыслить, решать проблемы и т.д.
Цель данной работы: исследовать развитие с применением ИКТ когнитивных функций у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты проблемы развития когнитивных функций детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Рассмотреть возможности использования ИКТ в ДОУ.
- Провести первичную диагностику когнитивных функций детей дошкольного возраста.
- Провести формирующий эксперимент и повторную диагностику когнитивных функций детей в экспериментальной и контрольной группах.
Гипотеза исследования: уровень когнитивных функций (памяти, внимания, мышления) у детей, при обучении которых применялись ИКТ, выше, чем у детей, при обучении которых ИКТ не использовались.
Объект исследования: когнитивные функции детей дошкольного возраста
Предмет исследования: развитие когнитивных функций детей дошкольного возраста с применением ИКТ.
Выборка исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники» г. Екатеринбурга в период с сентября 2019 г. по сентябрь 2020 г.
В эксперименте приняло участие 52 ребенка, из них 26 мальчиков и 26 девочек в возрасте 5-6 лет.
Методы исследования:
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе для выявления уровня развития когнитивных функций детей дошкольного возраста были использованы методики для диагностики памяти, внимания и мышления, а именно: изучение непроизвольного и произвольного запоминания (методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко), изучение оперативной слуховой памяти (методика Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко), изучение наглядно-образной памяти (тест «Телевизор», авторы М.В. Луткина, Е.К. Лютова), исследование устойчивости внимания (методика «Лабиринт», которая является субтестом из детского варианта теста Дж. Векслера), исследование концентрации внимания (методика Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко), исследование вербального мышления (методика Я. Йерасика) [46]. Замеры проводились дважды - до и после проведения формирующего эксперимента.
Методы статистической обработки данных:
В работе применялись следующие методы математической статистики: для установления достоверности влияния ИКТ на развитие когнитивных функций дошкольников был использован непараметрический критерий меры влияния Т-критерий Вилкоксона. Для установления достоверности различий между результатами диагностики в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и заключительном этапах эксперимента был использован непараметрический критерий И-критерий Манна-Уитни.
Формирующий эксперимент по развитию когнитивных функций детей дошкольного возраста с использованием ИКТ был спланирован и проведен с опорой на следующие образовательные программы:
1. Вдохновение.
2. Предшкола нового поколения.
3. Федеральная общеобразовательная программа.
4. программа, разработанная в ДОУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе изложены результаты проведенного нами исследования, посвященного изучению развития когнитивных функций детей дошкольного возраста с применением ИКТ.
В процессе работы по внедрению ИКТ в ДОУ проведено обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Педагоги активно используют ИКТ в обучающем процессе, в которые входит ноутбук, нэтбук, интерактивные экскурсии, интерактивные презентации, электронные энциклопедии, картотека диагностических игр по темам краткосрочных проектов и т.д.
Данная форма работы является увлекательной для ребенка, тем самым она создает условия для развития когнитивных функций дошкольника, у детей повышается мотивация к обучению и развиваются способности. За пределами обучающего процесса, данная форма обучения способствует личностному развитию ребенка, установлению более доверительных отношений при его взаимодействии с семьей, позволяет членам семьи и педагогам узнать интересы и потенциал каждого ребенка для дальнейшего их развития.
Нами был создан проект «Развиваемся, играя». Он состоит из семи мини-проектов. Каждый мини-проект включает в себя задания по образовательным областям. На заключительном занятии каждого мини-проекта подводятся итоги. Для формирования и развития когнитивных функций детей были разработаны и применены проекты с использованием ИКТ по следующим темам:
«В мире сказок»,
«Животный мир»,
«Зимующие птицы»,
«Космические дали»,
«Животные наших лесов»,
«Насекомые»,
«Новый год».
Для реализации проектов были разработаны и применены мультимедийные презентации по данным темам.
Помимо этого, в образовательную программу была включена виртуальная экскурсия в музей паровозов. Дети познакомились со строением паровоза, побывали в паровозном депо и даже смогли сами подготовить поезд к отправке.
Также нами были использованы обучающие программы на Smart table (интерактивный стол), где обучающий процесс происходил в группах, что способствовало формированию у детей ориентации на деятельность партнеров, деловое сотрудничество, личностные взаимоотношения.
Комплексы занятий по развитию когнитивных функций детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникативных технологий позволили привлечь пассивных детей к активной деятельности, сделать образовательную деятельность более наглядной, интересной, активизировать познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы.
Для развития когнитивных функций в условиях нашего исследования также были привлечены и родители воспитанников. Они помогали реализовать детские проекты по привлекательной для детей теме. Для работы в данном формате использовались различные приемы и формы: дни открытых дверей, родительские собрания, информационные стенды, создание сайта.
После реализации проекта «Развиваемся, играя» наблюдается положительная динамика в развитии когнитивных функций детей дошкольного возраста. У воспитанников экспериментальной группы значительно повысилась мотивация, дети научились размышлять, делать выводы. Создание условий в группе способствовали приобретению нового опыта участия в ситуации сотрудничества со сверстниками во всех видах деятельности.
Анализируя полученные в экспериментальном исследовании результаты, можно отметить значительно более выраженную динамику развития когнитивных функций у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе, чем в контрольной группе.
Таким образом, полученные данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу: в группе, где было внедрено ИКТ в образовательный процесс, уровень развития когнитивных функций у дошкольников достоверно выше, чем в группе детей, при обучении которых ИКТ не использовались. Внедрение ИКТ в ДОУ действительно способствует более интенсивному развитию когнитивных функций детей дошкольного возраста.
Занятия с детьми проводились нами в течение одного года. Можно предположить, что занятия по развитию когнитивных функций с использованием ИКТ в течение более длительного времени дадут еще более заметные результаты, тем более что, как указывалось выше, доказана возможность использования ИКТ детьми в возрасте от 3.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие
для студентов вузов. М., 2003 - 624 с.
2. Аймухаммедова А.К. Использование цифровых технологий в
период пандемии коронавируса // Наука и образование сегодня. 2020. №4 (51) [Электронный ресурс]. ПВЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-
tsifrovyh-tehnologiy-v-period-pandemii-koronavirusa (дата обращения:
03.11.2020).
3. Бардашова Г.А. Опыт внедрения информационно¬
коммуникационных технологий в образовательную среду ДОУ / Г.А. Бардашова, М.В. Кормильцева // [Электронный ресурс].
!ЖЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/opyt-vnedreniya-informatsionno-
kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnuyu-sredu-dou
4. Батенова Ю.В. Анализ особенностей взаимодействия старшего дошкольника с информационными технологиями // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. №3. С. 52-60.
5. Батенова Ю.В. Информационное пространство современного
дошкольника: психологический подход // Мир психологии. 2014. № 4.
С. 205-211.
6. Батенова Ю.В. Информационное пространство:
междисциплинарный ракурс // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2015. № 4. С. 7-18.
7. Большой энциклопедический словарь, 2012 [Электроный ресурс] ПВЕ: https:ZZslovar.ccZencZbolshoy.html (дата обращения: 30.05.2020)
8. Веракса Н.Е. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // М.: «Академия», 2008. - 304 с.
9. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко. М.: ПЕР СЭ, 2003. - 144 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М: Мартис, 2005. - 320 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
12. Гиздатуллина А.М. Использование информационных
компьютерных технологий в современном дошкольном образовательном учреждении // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №12 [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie- informatsionnyh-kompyuternyh-tehnologiy-v-sovremennom-doshkolnom- obrazovatelnom-uchrezhdenii(дата обращения: 03.11.2020).
13. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков, Е.В. Зворыгина и др. ZZ М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
14. Данилина В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 12.6 (116.6). С. 31-34 [Электронный ресурс]. URL: https:ZZmoluch.ruZarchiveZ116Z31986Z (дата обращения: 03.10.2020).
15. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения ZZ Народное образование. 2006. №2. С.157-159.
16. Дубинина О.Ф. Опыт работы «Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами нформационно- коммуникационных технологий» // Совушка. 2018. N4 (14) [Электронный ресурс]. URL: https:ZZkssovushka.ru/zhurnalZ14Z (дата обращения: 03.10.2020).
17. Дурова А.И. Современные технологии в учебном процессе ZZ 0020 Начальная школа. 2005. №12. С. 49-51.
18. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Просвещение, Учебная литература, 2006. - 144 с.
19. Истомина З.М. Развитие памяти. М.: Психология, 1977. - 120 с. 

у дошкольников. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. М., «ЧеРо», 2002.
21. Истомина З.М. Зависимость запоминания от характера
деятельности. М., 1981, С. 62-86.
22. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания
у дошкольников. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. М., «ЧеРо», 2002.
23. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин // М., 2004 - 352 с.
24. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.
25. Зинченко В. Большой психологический словарь /
ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: АСТ, 2009 - 816 c
26. Калинина Т.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе
формирования основ информационной культуры у детей старшего
дошкольного возраста // Проблемы современного образования. 2017. №5
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-
pedagogov-i-roditeley-v-protsesse-formirovaniya-osnov-informatsionnoy-kultury-u- detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.11.2020).
27. Калинина Т.В. Основы информационной культуры у детей
старшего дошкольного возраста: состояние проблемы и пути решения // Проблемы современного образования. 2018. №1 [Электронный ресурс].
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-informatsionnoy-kultury-u-detey-
starshego-doshkolnogo-vozrasta-sostoyanie-problemy-i-puti-resheniya (дата
обращения: 03.11.2020).
28. Комарова И.И., Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / И.И. Комарова, А.В. Туликов // М.: Мозаика- Синтез, 2013.
29. Комарова И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования // Народное образование. 2006. №2. С.157-159.
30. Концепция социального экономического развития 2020.
Приложение к письму от 8.05.08 №03-946 [Электронный ресурс].
URL: http://det-sad130-kem.ucoz.ru/sovremen_model_obrazovan_2020.doc
31. Кораблёв А.А. Информационно-телекоммуникационные техно¬
логии в образовательном процессе // Школа. 2006. № 2. С. 37-39.
32. Крашенинников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. / Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова // М., Мозаика-Синтез, 2016.
33. Крутецкий В.А. Психология: учебник для студентов средних учебных заведений. М.: Просвещение, 1980. - 357 с.
34. Кушнерова Д.П. Теоретико-методическая основа применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 136-138.
35. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка
от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
36. Лебедева М.А. Развитие внимания у детей старшего дошкольного
возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований / М.А. Лебедева, В.А. Иванова, М.А. Лебедева, В.А. Иванова // 2015. №12-9. С. 1704-1706 [Электронный ресурс] URL: https://applied-
research.ru/ru/article/view?id=8224(дата обращения: 27.11.2020).
37. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // «Вопросы психологии». 1982. № 4. С. 18-35.
38. Лутфуллаев Г.У. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19 / Г.У. Лутфуллаев, У.Л. Лутфуллаев, Ш.Ш. Кобилова, У.С. Неъматов // Проблемы педагогики. 2020. №4 (49) [Электронный ресурс]. 1Ж1/ https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/opyt-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah- pandemii-covid-19 (дата обращения: 03.11.2020).
39. Методика применения информационно коммуникационных
технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // МНКО. 2020. №4 (83) [Электронный ресурс]. 1Ж1/ https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodika-primeneniya-informatsionno-
kommunikatsionnyh-tehnologiy-kak-sredstva-aktivizatsii-poznavatelnoy- deyatelnosti-detey (дата обращения: 03.11.2020).
40. Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Изд-во Академия, 1999. - 624 с.
41. Никитина Е.Ю. Теоретические аспекты проблемы применения
информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Никитина, Д.П. Химичева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. №7. С. 126-137 [Электронный ресурс]. 1Ж1/ https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/toreticheskie-aspekty-problemy-primeneniya-
informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-kak-sredstva-aktivizatsii- poznavatelnoy (дата обращения: 03.11.2020).
42. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку // М., Новая школа, 1997.
43. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. М.: Издательство «Национальное образование». 2016. - 342 с.
44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
45. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Питер, 2004.
46. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002 - 694 с.
47. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / Сост. Р.Г. Чуракова. 2-е изд., испр. М.: Академкнига/Учебник, 2012. - 68 с.
48. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. 1ЖТ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/(дата обращения: 27.11.2020).
49. Роберт И.В. Современные информационные технологии
в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования.
М.: Школа-Пресс, 1994. - 204 с.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
51. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. М.: ИЦ Академия, 2005.
52. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. СПб., 2009.
53. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. 1Ж1/ http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919(дата обращения: 27.11.2020).
54. Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников. СПб., КАРО, 2004.
55. Цаплина О.В. Технологии развития познавательной активности
дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1(79). С. 44-53 [Электронный ресурс]. ОКТ: https://elibrary.ru/item.asp?id=25461174 (дата обращения:
27.11.2020).
56. Юкачева А.С. Использование ИКТ воспитателем дошкольной
образовательной организации для формирования познавательного интереса у
детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://novaum.ru/public/p1722(дата обращения: 27.11.2020).
57. Studexpo Информатизация дошкольного уровня образования [Электронный ресурс]. URL:
https: //studexpo .ru/501593/pedagogika/informatizatsiya_doshkolnogo_urovnya_obra zovaniya (дата обращения: 27.11.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ