ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ 7
1.1ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ 7
1.2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО НАЛОГА НА ДОХОДЫ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 16
1.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ .... 27
2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
2.1 АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ В КОНСОЛИДИРВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
2.2АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙБЮДЖЕТ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 50
3.1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 50
3.2 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы, а также является одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы. В то же время, налог на доходы физических лиц носит социальный характер и воздействует на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональные и местные бюджеты субъектов Российской Федерации, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан.
Актуальность магистерской работы обусловлена низкой социальной ролью действующего механизма налогообложения физических лиц, что проявляется в высоком уровне дифференциации доходов различных социальных групп.
Целью магистерской работы является обоснование необходимости и поиск направлений совершенствования налога на доходы физических лиц, как инструмента реализации социальной политики государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• изучить основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в России;
• охарактеризовать налог на доходы физических лиц и его элементы, а также особенности его исчисления и уплаты;
• провести сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в зарубежных странах;
• проанализировать реализацию фискальной и распределительной функций налога на доходы физических лиц;
• выявить основные проблемы налогообложения доходов физических лиц;
- разработать перспективные направления совершенствования
налогообложения физических лиц в России.
Методика исследования основывалась на сравнительном и экономико-статистическом анализе.
Степень разработанности темы исследования. Принципы подоходного налогообложения в разное время исследовались в трудах выдающихся зарубежных ученых таких, как А. Смит, Д. Рикардо, А. Пигу, Г.Мюрдаль, Д. Кейнс, К. Маркс, А. Вагнер. В России исследованию теоретических основ прогрессивного подоходного налогообложения физических лиц в той или иной мере свои работы посвящали Н. Тургенев, И. Озеров, М. Кулишер, И. Янжул, С. Витте. Современные проблемы налогообложения доходов физических лиц, в том числе в части фискальной и социальной роли НДФЛ, рассматриваются российскими учеными: А.В. Ароновым, Е.С. Вылковой, И.В. Гашенко, И.В. Горским, А.В. Кашиным, И.А. Майбуровым, Н.В. Пономаревой, Л.П. Павловой, В.Г. Пансковым, Д.Г. Черником, А.В. Брызгалиным и другими.
Научная новизна исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании комплекса направлений по реформированию налога на доходы физических лиц, способствующего реализации задач социальной политики Российской Федерации и достижению социальной справедливости в обществе:
1. Теоретически обоснована необходимость реформирования налога на доходы физических лиц, для достижения социальной справедливости в стране.
2. Предложены величины необлагаемого минимума и налоговой ставки, учитывающие текущее состояние экономики и социальной сферы Российской Федерации, эффективность которых подтверждается расчетами.
3. Определены возможные последствия от предлагаемых нововведений.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что предложенные рекомендации позволят совершенствовать систему налогообложения доходов физических лиц для достижения целей социальной политики государства.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Необходимость совершенствования НДФЛ обусловлена его особой ролью в налоговой системе страны, которая раскрывается в функциях налога: фискальной и распределительной (социальной). Фискальная функция позволяет аккумулировать финансовые ресурсы в бюджеты всех уровней для покрытия государственных расходов, куда помимо содержания государственного аппарата относятся и расходы на здравоохранение, образование, социальную политику страны. Социальная функция в свою очередь должна обеспечивать снижение социальной напряженности и улучшения качества жизни населения страны, а также регулировать уровень их реальных доходов.
За свою многолетнюю историю налог на доходы физических лиц претерпевал много изменений, однако основной функцией НДФЛ всегда оставалась фискальная. Основы существующей сегодня системы налогообложения доходов физических лиц в РФ были заложены в результате реформы 2001 г. Данная реформа налога на доходы физических лиц, заключалась, в отмене прогрессивной шкалы налога, в установлении плоской единой ставки, а также в сокращении льгот и упрощении процедур уплаты и сбора налога.
Основными задачами реформы подоходного налогообложения были необходимость повышения фискальной роли подоходного налога в бюджетной системе, необходимость стимулирования легализации доходов, особенно для налогоплательщиков с высокими доходами, упрощение процесса уплаты и сокращение расходов на администрирование налога.
Во многих странах подоходному налогу отводится большая роль в решении социальных проблем общества. Справедливое налогообложение физических лиц становится эффективным способом решения многих социальных проблем: гарантии достойного уровня жизни всего населения, социальной поддержки всех нуждающихся, достижения социальной справедливости. В России 21-го века принципам социальной направленности НДФЛ при формировании налогового законодательства не придается должного значения.
На сегодняшний день налог на доходы физических лиц занимает второе место в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ и составляет 13,4% от всех налоговых доходов. В то же время статистические зависимости свидетельствуют о высокой степени дифференциации доходов населения, что свидетельствует о наличии проблем в системе распределительных отношений между государством и населением страны. Таким образом, существующая система подоходного налогообложения России преимущественно ориентирована не на обеспечение выполнения социальной функции государства, стратегических задач достижения социальной справедливости и равенства, а на решение текущих фискальных потребностей. Она ни в коей мере не отвечает задачам социально-экономического развития страны и требует реформирования в ближайшей перспективе.
Наиболее целесообразным на современном этапе будет промежуточный вариант реформирования налога на доходы физических лиц, сочетающий преимущества и прогрессивной, и плоской шкалы налога. Суть предлагаемых преобразований сводится к следующему:
1. Введение необлагаемого минимума в размере официального прожиточного минимума трудоспособного населения.
2. Ставку налогообложения оставить плоской и увеличить ее до 15%.
3. Увеличение МРОТ до величины прожиточного минимума.
4. Ужесточение налогового законодательства в части ответственности за налоговые правонарушения.
Данная система налогообложения доходов физических лиц, по сравнению с действующей, обладает рядом существенных преимуществ. В первую очередь произойдет усиление прогрессивности налогообложения доходов физических лиц за счет введения необлагаемого минимума и увеличения стандартных вычетов на детей приведет к ослаблению налоговой нагрузки менее обеспеченные слои населения.
Снижение поступлений НДФЛ от доходов граждан с низкими доходами и одновременный рост поступлений по НДФЛ от сверхдоходов граждан в какой-то степени поможет достичь соотношения социальной справедливости и фискальной эффективности налогообложения физических лиц. А вследствие увеличения располагаемого дохода наименее обеспеченного слоя населения возрастет потребление и сбережение, что в свою очередь поспособствует экономическому росту страны в целом.
Снижение доли «серой» заработной платы при ужесточении налогового законодательства и одновременном повышении МРОТ приведет к увеличению сумм страховых взносов с заработной платы наемных работников, что также будет считаться положительным фискальным эффектом.
Для развития социально ориентированной рыночной экономики необходимо дальнейшее совершенствование налогообложения доходов физических лиц, постепенный переход к введению прогрессивной шкалы налогообложения доходов и изменение подходов государства к определению величины необлагаемого налогом минимума. Государство должно выстроить такую систему распределительных отношений, при которой бы экономический рост сопровождался повышением благосостояния большинства населения нашей страны.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
4. Официальный портал Открытый бюджет Свердловской области, URL: http: //info .mfural .ru/ebudget/Show/Content/1.
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы.
URL:http://www.nalog.ru/rn66/.
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. URL:http://sverdl.gks.ru/.
7. Федеральная служба государственной статистики. URL:
http: //www.gks.ru/.
8. Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Абакарова Р.Ш. Адекватность принятия реформ в отношении НДФЛ // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7.
10. Абдусаламова З.П. Налог на доходы физических лиц: проблемы и возможные пути их преодоления // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1.
11. Акимова Н.Р. НДФЛ. порядок предоставления социальных и
имущественных налоговых вычетов // Налоговая политика и практика.
2012. № 7 (103).
12. . Акинин П.В. Экономическая безопасность России в контексте влияния современной системы налогообложения на масштабы теневой экономики / П.В. Аникин, Е.Ю. Жидкова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 10
13. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика»: Учебник / Под ред. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. М.: Юнити-Дана , 2013.С.47.
14. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие под ред. Аронов, А.В. ИНФРА - М, 2013.
15. Барулин С.В., Барулина Е.В. Парадоксы российской системы
налогообложения // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 22...