УЧАСТИЕ РОССИИ В ПРОЕКТЕ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты 12
1.1. Обзор официальных позиций РФ и КНР по вопросам сотрудничества в
рамках ОПОП 12
1.2. Экспертные подходы к трактовке ОПОП 17
Глава 2. Основные направления российско-китайского сотрудничества в
рамках ОПОП 33
2.1. Транспортно-логистическое измерение 33
2.2. Энергетика 46
2.3. Торговля 55
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 64
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты 12
1.1. Обзор официальных позиций РФ и КНР по вопросам сотрудничества в
рамках ОПОП 12
1.2. Экспертные подходы к трактовке ОПОП 17
Глава 2. Основные направления российско-китайского сотрудничества в
рамках ОПОП 33
2.1. Транспортно-логистическое измерение 33
2.2. Энергетика 46
2.3. Торговля 55
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 64
Приложение
Китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) - глобальный экономический проект, сформулированный в 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпином и имеющий главной целью создание глобальной сети экономических коридоров, маршрутов и торговых путей. Конечным результатом реализации ОПОП, по мнению китайских властей, должно стать создание единого экономического пространства («Сообщества единой судьбы»). В контексте построения глобальной системы важную роль играет сотрудничество с крупными акторами, имеющими значительное геополитическое и геоэкономическое влияние — к числу таковых относится и Россия.
Актуальность данной темы заключается в том, что в период, освещенный в данной работе, происходит значительное укрепление двусторонних отношений РФ и КНР — прежде всего, в транспортно-логистическом и торговом измерениях. Кроме того, на фоне торговой войны между США и КНР, укрепление сотрудничества по линии «Пояса и пути» позиционируется специалистами в области международных отношений (как китайскими, так и зарубежными) как сигнал об увеличивающемся «удельном весе» альтернативных центров экономической силы и, как следствие, приобретает серьезный геополитический подтекст. В то же время важно оценить позитивные и негативные факторы усиления сотрудничества по линии ОПОП — поскольку РФ и КНР имеют собственное понимание целей участия в программе и не всегда сходятся в оценке тех или иных процессов. В этом ключе глобальная инициатива КНР может иметь двойственное влияние: с одной стороны, способствовать консолидации и экономическому развитию (в том числе на евразийском пространстве), а с другой стороны, послужить поводом для навязывания неоднозначных инициатив и постепенно превратить РФ в «промежуточное логистическое звено» между КНР и странами Европы, не имеющее серьезного влияния на развитие ОПОП.
Таким образом, в качестве объекта данного исследования выступает глобальная китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП), предметом же является феномен взаимодействия РФ и КНР в рамках инициативы.
Анализ источников. При написании работы использовались различные материалы, которые можно разбить на несколько групп:
• Официальные документы (Государственная стратегия «интегративного развития» КНР, статистика Главного таможенного управления КНР 2, Совместные заявления лидеров РФ и КНР за период с 2013 г. по настоящий момент (например, Совместное заявление РФ и КНР об углублении всеобъемлющего партнерства и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества, 2015 г.) и др.).
• Интервью, выступления и заявления политических деятелей (председателя КНР Си Цзиньпина, Премьера Г оссовета КНР Ли Кэцяна, Президента РФ Владимира Путина, главы МИД РФ Сергея Лаврова, а также других представителей российских и китайских министерств и ведомств).
• Публикации в СМИ (ИТАР-ТАСС, Жэньминь жибао, Синьхуа, РИА- Новости, «Международное радио Китая» и др.).
Литература. При написании работы были использованы русскоязычные, англоязычные и переведенные с китайского языка исследования (статьи и аналитические записки), анализирующие текущие двусторонние отношения РФ и КНР в контексте сотрудничества по линии «Пояса и пути». Следует упомянуть коллективную монографию «Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI века» под редакцией В. И. Михайленко, в которой рассматривается интеграционная составляющая инициативы «Один пояс, один путь» и ее влияние на государственную политику. Необходимо также отметить работы таких российских экспертов как Ф. Лукьянов, С. Лузянин, В. Кашин, И. Зуенко и А. Габуев. Из зарубежных исследователей можно выделить Сунь Чжуанчжи, Хун Йи, Х. Охаси, Гао Цзисян, а также С. Бери, М. Гланца и С. Браннера.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день вопросы взаимодействия России и КНР в контексте инициативы «Один пояс, один путь» довольно комплексно отражены в зарубежной и отечественной научной литературе. Например, необходимо обратить внимание на книгу «Пути и пояса Евразии. Национальные и международные проекты развития на Евразийском пространстве и перспективы их сопряжения » под авторством А. Лукина и В. Якунина. Данная работа, среди прочего, заостряет внимание на особенностях организации логистических и экономических проектов на пространстве Евразии (в том числе в рамках ОПОП), а также содержит комплексную статистику, на основании которой можно оценить кумулятивный эффект российско-китайского сотрудничества.
Следует упомянуть также труды Е. Сафроновой, трактующей проект «Один пояс, один путь» с точки зрения инструментов мягкой силы. В частности, автор особо подчеркивает, что именно концепт «soft power» во многом обуславливает ключевые особенности проекта (многовекторность, многоуровневость и др.). Также, по мнению Е. Сафроновой, следует обратить внимание на концепцию «Сообщества единой судьбы», продвигаемой в рамках проекта - как некого комплекса конструктов и элементов мягкой силы.
Отдельно в данном списке стоит работа Сергея Луконина («Экономический пояс Шелкового пути: риски и возможности для России» ). Несмотря на то, что данная статья была написана на начальных этапах реализации проекта «Один пояс и один путь», долгосрочные прогнозы исследователя по-прежнему содержат исчерпывающие ответы на многие вопросы, возникающие сегодня в российско-китайских отношениях.
Следует дополнительно указать, что тема сотрудничества Москвы и Пекина в рамках «Пояса и пути» не раз становилась объектом повышенного внимания со стороны зарубежных исследователей. Так, например, необходимо выделить книгу «Инициатива пояса и пути» (Тай Вэй Лим, Генри Чан, Кэтрин Цзэн), содержащую комплексную оценку первых нескольких лет реализации проекта ОПОП . Ключевая особенность данной работы состоит в том, что «Пояс и путь» и «Сообщество единой судьбы» (а также все процессы, сопутствующие их реализации) оцениваются с точки зрения китайских концептуальных подходов. Это, в свою очередь, позволяет составить комплексную картину китайского видения проекта ОПОП, а также места и роли, отводимых России в этом проекте.
Также интерес представляют некоторые работы западных исследователей. Среди прочего следует упомянуть аналитические труды М. Гланца (прежде всего, «China’s long march toward 2049» ). Данный автор интересен тем, что достаточно комплексно анализирует феномен «долговых ловушек» (т. н. «Debt traps»), который Пекин активно использует при выстраивании диалога с партнерами по проекту ОПОП. Кроме того, М. Гланц заостряет внимание на перспективах расширения сотрудничества Москвы и Пекина в рамках «Пояса» с точки зрения возможности формирования в долгосрочной перспективе российско-китайского альянса, имеющего ярко выраженный антиамериканский вектор.
Как результат, степень изученности темы и в российском, и в зарубежном научном дискурсе довольно высокая. Как правило, при анализе российско-китайского взаимодействия в рамках «Пояса и пути» исследователи обращают внимание на отдельные аспекты сотрудничества или на анализ его международного фона. Однако в то же время комплексный обзор (учитывающий в том числе концептуальные особенности восприятия проекта Москвой и Пекином) по-прежнему недостаточен.
В связи с вышесказанным цель данной работы - выяснить, из каких элементов складывается участие России в ОПОП, и как данное сотрудничество реализуется на практике.
В соответствии с этой целью, сформулированы следующие задачи исследования:
• Изучить теоретические аспекты взаимодействия в рамках ОПОП с точки зрения теорий МО;
• Рассмотреть процесс взаимодействия РФ и КНР в рамках ОПОП по приоритетным направлениям взаимодействия (транспортно-логистический и торговый аспекты);
• Сопоставить и охарактеризовать основные позитивные и негативные факторы взаимодействия.
Хронологические рамки исследования определены следующим образом. В качестве начальной точки выбран 2013 г. (начало реализации инициативы «Один пояс, один путь», конечная точка отсутствует (исследование по настоящее время). Выбор временного промежутка обусловлен тем, что российско-китайское сотрудничество в рамках ОПОП началось практически сразу после запуска соответствующей инициативы, а соглашение между двумя странами (2015 г.) лишь легитимизировало и расширило наработанные ранее связи.
Территориальные рамки исследования: РФ и КНР.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют теории неомарксизма (мир-системная теория И. Валлерстайна ) и неореализма (концепция «ограниченного геополитического могущества» З. Бжезинского ), а также китайский национальный подход к пониманию ОПОП. Сочетание трех вышеназванных подходов позволяет наиболее полно сформулировать геополитическое содержание концепции «Пояса и пути» — как одного из логически объяснимых элементов пост-биполярной системы международных отношений.
Из методов исследования использовались анализ, синтез и другие общенаучные методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе анализируются не только теоретические аспекты, но и прослеживаются реализация договоренностей и дается оценка позитивных и негативных результатов взаимодействия РФ и КНР в рамках ОПОП.
Практическая значимость осуществленного исследования: Данная работа имеет практическую значимость, результаты исследования могут быть использованы в научной, образовательной и профессиональной деятельности.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, основной части с 2 главами, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе содержится анализ инициативы «Пояса и пути» с точки зрения ряда теоретических парадигм международных отношений (неореализм, неомарксизм), а также представлен китайский концептуальный подход к трактовке феномена ОПОП.
Вторая глава рассматривает эффективность российско-китайского сотрудничества в трех плоскостях (инфраструктурно-логистические проекты, энергетика, торговля).
Актуальность данной темы заключается в том, что в период, освещенный в данной работе, происходит значительное укрепление двусторонних отношений РФ и КНР — прежде всего, в транспортно-логистическом и торговом измерениях. Кроме того, на фоне торговой войны между США и КНР, укрепление сотрудничества по линии «Пояса и пути» позиционируется специалистами в области международных отношений (как китайскими, так и зарубежными) как сигнал об увеличивающемся «удельном весе» альтернативных центров экономической силы и, как следствие, приобретает серьезный геополитический подтекст. В то же время важно оценить позитивные и негативные факторы усиления сотрудничества по линии ОПОП — поскольку РФ и КНР имеют собственное понимание целей участия в программе и не всегда сходятся в оценке тех или иных процессов. В этом ключе глобальная инициатива КНР может иметь двойственное влияние: с одной стороны, способствовать консолидации и экономическому развитию (в том числе на евразийском пространстве), а с другой стороны, послужить поводом для навязывания неоднозначных инициатив и постепенно превратить РФ в «промежуточное логистическое звено» между КНР и странами Европы, не имеющее серьезного влияния на развитие ОПОП.
Таким образом, в качестве объекта данного исследования выступает глобальная китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП), предметом же является феномен взаимодействия РФ и КНР в рамках инициативы.
Анализ источников. При написании работы использовались различные материалы, которые можно разбить на несколько групп:
• Официальные документы (Государственная стратегия «интегративного развития» КНР, статистика Главного таможенного управления КНР 2, Совместные заявления лидеров РФ и КНР за период с 2013 г. по настоящий момент (например, Совместное заявление РФ и КНР об углублении всеобъемлющего партнерства и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества, 2015 г.) и др.).
• Интервью, выступления и заявления политических деятелей (председателя КНР Си Цзиньпина, Премьера Г оссовета КНР Ли Кэцяна, Президента РФ Владимира Путина, главы МИД РФ Сергея Лаврова, а также других представителей российских и китайских министерств и ведомств).
• Публикации в СМИ (ИТАР-ТАСС, Жэньминь жибао, Синьхуа, РИА- Новости, «Международное радио Китая» и др.).
Литература. При написании работы были использованы русскоязычные, англоязычные и переведенные с китайского языка исследования (статьи и аналитические записки), анализирующие текущие двусторонние отношения РФ и КНР в контексте сотрудничества по линии «Пояса и пути». Следует упомянуть коллективную монографию «Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI века» под редакцией В. И. Михайленко, в которой рассматривается интеграционная составляющая инициативы «Один пояс, один путь» и ее влияние на государственную политику. Необходимо также отметить работы таких российских экспертов как Ф. Лукьянов, С. Лузянин, В. Кашин, И. Зуенко и А. Габуев. Из зарубежных исследователей можно выделить Сунь Чжуанчжи, Хун Йи, Х. Охаси, Гао Цзисян, а также С. Бери, М. Гланца и С. Браннера.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день вопросы взаимодействия России и КНР в контексте инициативы «Один пояс, один путь» довольно комплексно отражены в зарубежной и отечественной научной литературе. Например, необходимо обратить внимание на книгу «Пути и пояса Евразии. Национальные и международные проекты развития на Евразийском пространстве и перспективы их сопряжения » под авторством А. Лукина и В. Якунина. Данная работа, среди прочего, заостряет внимание на особенностях организации логистических и экономических проектов на пространстве Евразии (в том числе в рамках ОПОП), а также содержит комплексную статистику, на основании которой можно оценить кумулятивный эффект российско-китайского сотрудничества.
Следует упомянуть также труды Е. Сафроновой, трактующей проект «Один пояс, один путь» с точки зрения инструментов мягкой силы. В частности, автор особо подчеркивает, что именно концепт «soft power» во многом обуславливает ключевые особенности проекта (многовекторность, многоуровневость и др.). Также, по мнению Е. Сафроновой, следует обратить внимание на концепцию «Сообщества единой судьбы», продвигаемой в рамках проекта - как некого комплекса конструктов и элементов мягкой силы.
Отдельно в данном списке стоит работа Сергея Луконина («Экономический пояс Шелкового пути: риски и возможности для России» ). Несмотря на то, что данная статья была написана на начальных этапах реализации проекта «Один пояс и один путь», долгосрочные прогнозы исследователя по-прежнему содержат исчерпывающие ответы на многие вопросы, возникающие сегодня в российско-китайских отношениях.
Следует дополнительно указать, что тема сотрудничества Москвы и Пекина в рамках «Пояса и пути» не раз становилась объектом повышенного внимания со стороны зарубежных исследователей. Так, например, необходимо выделить книгу «Инициатива пояса и пути» (Тай Вэй Лим, Генри Чан, Кэтрин Цзэн), содержащую комплексную оценку первых нескольких лет реализации проекта ОПОП . Ключевая особенность данной работы состоит в том, что «Пояс и путь» и «Сообщество единой судьбы» (а также все процессы, сопутствующие их реализации) оцениваются с точки зрения китайских концептуальных подходов. Это, в свою очередь, позволяет составить комплексную картину китайского видения проекта ОПОП, а также места и роли, отводимых России в этом проекте.
Также интерес представляют некоторые работы западных исследователей. Среди прочего следует упомянуть аналитические труды М. Гланца (прежде всего, «China’s long march toward 2049» ). Данный автор интересен тем, что достаточно комплексно анализирует феномен «долговых ловушек» (т. н. «Debt traps»), который Пекин активно использует при выстраивании диалога с партнерами по проекту ОПОП. Кроме того, М. Гланц заостряет внимание на перспективах расширения сотрудничества Москвы и Пекина в рамках «Пояса» с точки зрения возможности формирования в долгосрочной перспективе российско-китайского альянса, имеющего ярко выраженный антиамериканский вектор.
Как результат, степень изученности темы и в российском, и в зарубежном научном дискурсе довольно высокая. Как правило, при анализе российско-китайского взаимодействия в рамках «Пояса и пути» исследователи обращают внимание на отдельные аспекты сотрудничества или на анализ его международного фона. Однако в то же время комплексный обзор (учитывающий в том числе концептуальные особенности восприятия проекта Москвой и Пекином) по-прежнему недостаточен.
В связи с вышесказанным цель данной работы - выяснить, из каких элементов складывается участие России в ОПОП, и как данное сотрудничество реализуется на практике.
В соответствии с этой целью, сформулированы следующие задачи исследования:
• Изучить теоретические аспекты взаимодействия в рамках ОПОП с точки зрения теорий МО;
• Рассмотреть процесс взаимодействия РФ и КНР в рамках ОПОП по приоритетным направлениям взаимодействия (транспортно-логистический и торговый аспекты);
• Сопоставить и охарактеризовать основные позитивные и негативные факторы взаимодействия.
Хронологические рамки исследования определены следующим образом. В качестве начальной точки выбран 2013 г. (начало реализации инициативы «Один пояс, один путь», конечная точка отсутствует (исследование по настоящее время). Выбор временного промежутка обусловлен тем, что российско-китайское сотрудничество в рамках ОПОП началось практически сразу после запуска соответствующей инициативы, а соглашение между двумя странами (2015 г.) лишь легитимизировало и расширило наработанные ранее связи.
Территориальные рамки исследования: РФ и КНР.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют теории неомарксизма (мир-системная теория И. Валлерстайна ) и неореализма (концепция «ограниченного геополитического могущества» З. Бжезинского ), а также китайский национальный подход к пониманию ОПОП. Сочетание трех вышеназванных подходов позволяет наиболее полно сформулировать геополитическое содержание концепции «Пояса и пути» — как одного из логически объяснимых элементов пост-биполярной системы международных отношений.
Из методов исследования использовались анализ, синтез и другие общенаучные методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе анализируются не только теоретические аспекты, но и прослеживаются реализация договоренностей и дается оценка позитивных и негативных результатов взаимодействия РФ и КНР в рамках ОПОП.
Практическая значимость осуществленного исследования: Данная работа имеет практическую значимость, результаты исследования могут быть использованы в научной, образовательной и профессиональной деятельности.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, основной части с 2 главами, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе содержится анализ инициативы «Пояса и пути» с точки зрения ряда теоретических парадигм международных отношений (неореализм, неомарксизм), а также представлен китайский концептуальный подход к трактовке феномена ОПОП.
Вторая глава рассматривает эффективность российско-китайского сотрудничества в трех плоскостях (инфраструктурно-логистические проекты, энергетика, торговля).
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что российско - китайское сотрудничество в рамках глобальной экономической инициативы «Один пояс, один путь», можно охарактеризовать как динамично развивающееся. Москва и Пекин реализуют ряд крупных проектов в сфере инфраструктурного и логистического развития (большая часть из которых подразумевает дальнейшее расширение и вовлечение новых участников), а также активно наращивают товарооборот и укрепляют торговые отношения. Это позволяет говорить о существовании хорошего задела для реализации равноправного экономического сотрудничества.
С другой стороны, РФ и КНР не являются равноправными компаньонами, а итоговые акценты при развитии совместных инициатив во многом определяются стратегическими интересами КНР. Кроме того, несколько настораживает существующие в китайском подходе «избирательность» и некая предвзятость по отношению к выдвигаемым РФ для сопряжения с ОПОП инфраструктурным проектам. Складывается впечатление, что китайская сторона все чаще рассматривает РФ не как равноправного партнера, а как некого «субподрядчика», с помощью которого можно реализовать сложные и многопрофильные инициативы. Это, в свою очередь, порождает незначительную напряженность в двустороннем взаимодействии.
Кроме того, видно, что с течением времени китайская элита все чаще начинает оперировать положениями концепции «ограниченного геополитического могущества» З. Бжезинского: из логистического проекта ОПОП все больше переходит в формат серьезного геополитического инструмента для продвижения интересов «мира, альтернативного Западу», что, в целом, соответствует духу «Сообщества единой судьбы», а потому не вступает в коллизию с национальным китайским подходом к толкованию ОПОП.
Основываясь на изложенном выше, можно вывести несколько вариантов дальнейшего развития ситуации — все они, так или иначе, находятся в рамках одного стратегического кейса — постепенного перехода к «избирательной многовекторности» , о которой писал Ф. Лукьянов — однако итоговые акценты в них несколько разнятся.
Возможен сценарий, при котором Россия и Китай в ближайшие несколько лет сформулируют единый подход к стратегическому пониманию ОПОП и сконцентрируют внимание на идентичных целях. В пользу этого варианта говорит, прежде всего, то, что в контексте нового витка напряженности между РФ и странами Запада (равно как и на фоне торговой войны между США и КНР), возможность сформировать альтернативный полюс экономической силы и постепенно «перетянуть» на свою сторону большую часть региональных акторов, выглядит хорошим стимулом для нивелирования противоречий. С другой стороны, «игра в поддавки» на пространстве ОПОП, в конечном итоге, приведет к превращению Китая в ведущую силу, в то время как Россия откажется от своих геополитических притязаний (добровольно или под давлением). ОПОП же в данном случае будет служить не только сдерживающим фактором, но и удобным инструментом легитимации подобных ситуаций.
Второй сценарий (условное название «Друзья и соперники»), напротив, предполагает, что ни Москва, ни Пекин в обозримом будущем не пойдут на взаимные уступки и останутся каждый при своей позиции, а трения между ними с течением времени лишь усилятся. «Сообщество Единой Судьбы», в данном случае, станет своего рода площадкой конкуренции, на которой РФ И КНР будут развивать собственные инфраструктурные проекты, формально объединенные под брендом ОПОП, но не имеющие взаимосвязи. Однако такой вариант менее возможен, поскольку лидеры обеих стран, мыслят классическими реалистскими стратегемами: ослабление глобальных позиций «российско-китайского полюса силы» не стоит тех преференций, которые удастся завоевать в ходе соперничества внутри ОПОП.
По этой причине третий сценарий, который можно назвать «Сдержанная дружба», получившийся «на пересечении» первых двух, имеет наиболее высокий уровень вероятности реализации. Предполагается, что РФ и КНР так же останутся при своих взглядах, но будут постепенно «сглаживать» негласные противоречия в двусторонних экономических отношениях с целью достижения более выгодных позиций на глобальном уровне. Подобный взвешенный подход отвечает стратегическим интересам обеих сторон и позиционируется аналитиками (как российскими 221, так и китайскими ), как наиболее выигрышный.
Если же говорить о вероятности ухудшения отношений между РФ и КНР на фоне разногласий по ОПОП, то данный вариант крайне маловероятен: помимо сотрудничества по линии «Пояса», страны имеют обширные многоуровневые контакты в других сферах и не замыкается только на экономику. Вместе с тем, российской стороне следует проработать альтернативные варианты продвижения собственных проектов в рамках ОПОП — как один из инструментов увеличения собственной роли в рамках инициативы.
С другой стороны, РФ и КНР не являются равноправными компаньонами, а итоговые акценты при развитии совместных инициатив во многом определяются стратегическими интересами КНР. Кроме того, несколько настораживает существующие в китайском подходе «избирательность» и некая предвзятость по отношению к выдвигаемым РФ для сопряжения с ОПОП инфраструктурным проектам. Складывается впечатление, что китайская сторона все чаще рассматривает РФ не как равноправного партнера, а как некого «субподрядчика», с помощью которого можно реализовать сложные и многопрофильные инициативы. Это, в свою очередь, порождает незначительную напряженность в двустороннем взаимодействии.
Кроме того, видно, что с течением времени китайская элита все чаще начинает оперировать положениями концепции «ограниченного геополитического могущества» З. Бжезинского: из логистического проекта ОПОП все больше переходит в формат серьезного геополитического инструмента для продвижения интересов «мира, альтернативного Западу», что, в целом, соответствует духу «Сообщества единой судьбы», а потому не вступает в коллизию с национальным китайским подходом к толкованию ОПОП.
Основываясь на изложенном выше, можно вывести несколько вариантов дальнейшего развития ситуации — все они, так или иначе, находятся в рамках одного стратегического кейса — постепенного перехода к «избирательной многовекторности» , о которой писал Ф. Лукьянов — однако итоговые акценты в них несколько разнятся.
Возможен сценарий, при котором Россия и Китай в ближайшие несколько лет сформулируют единый подход к стратегическому пониманию ОПОП и сконцентрируют внимание на идентичных целях. В пользу этого варианта говорит, прежде всего, то, что в контексте нового витка напряженности между РФ и странами Запада (равно как и на фоне торговой войны между США и КНР), возможность сформировать альтернативный полюс экономической силы и постепенно «перетянуть» на свою сторону большую часть региональных акторов, выглядит хорошим стимулом для нивелирования противоречий. С другой стороны, «игра в поддавки» на пространстве ОПОП, в конечном итоге, приведет к превращению Китая в ведущую силу, в то время как Россия откажется от своих геополитических притязаний (добровольно или под давлением). ОПОП же в данном случае будет служить не только сдерживающим фактором, но и удобным инструментом легитимации подобных ситуаций.
Второй сценарий (условное название «Друзья и соперники»), напротив, предполагает, что ни Москва, ни Пекин в обозримом будущем не пойдут на взаимные уступки и останутся каждый при своей позиции, а трения между ними с течением времени лишь усилятся. «Сообщество Единой Судьбы», в данном случае, станет своего рода площадкой конкуренции, на которой РФ И КНР будут развивать собственные инфраструктурные проекты, формально объединенные под брендом ОПОП, но не имеющие взаимосвязи. Однако такой вариант менее возможен, поскольку лидеры обеих стран, мыслят классическими реалистскими стратегемами: ослабление глобальных позиций «российско-китайского полюса силы» не стоит тех преференций, которые удастся завоевать в ходе соперничества внутри ОПОП.
По этой причине третий сценарий, который можно назвать «Сдержанная дружба», получившийся «на пересечении» первых двух, имеет наиболее высокий уровень вероятности реализации. Предполагается, что РФ и КНР так же останутся при своих взглядах, но будут постепенно «сглаживать» негласные противоречия в двусторонних экономических отношениях с целью достижения более выгодных позиций на глобальном уровне. Подобный взвешенный подход отвечает стратегическим интересам обеих сторон и позиционируется аналитиками (как российскими 221, так и китайскими ), как наиболее выигрышный.
Если же говорить о вероятности ухудшения отношений между РФ и КНР на фоне разногласий по ОПОП, то данный вариант крайне маловероятен: помимо сотрудничества по линии «Пояса», страны имеют обширные многоуровневые контакты в других сферах и не замыкается только на экономику. Вместе с тем, российской стороне следует проработать альтернативные варианты продвижения собственных проектов в рамках ОПОП — как один из инструментов увеличения собственной роли в рамках инициативы.
Подобные работы
- Политика России,Китая и США в Центральной Азии (конец XX - начало XXI вв.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Узбекистан в контексте «Новой Большой игры» в Центральной Азии
между Россией, Китаем и США в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕДИАСИСТЕМ КИТАЯ И РОССИИ
В XXI ВЕКЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ КИТАЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - Комплексная оценка перспектив торгово-экономического сотрудничества России и Китая при реализации проекта «Один пояс, один путь»
Диссертация , внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020 - Проект "Один пояс-один путь" в системе публичной дипломатии РФ и КНР
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Влияние сотрудничества в сфере торговли в рамках реализации проекта «Один пояс - один путь» на социально-экономическое развитие России и Китая
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2023



