Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧАСТИЕ РОССИИ В ПРОЕКТЕ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»

Работа №100029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы96
Год сдачи2021
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты 12
1.1. Обзор официальных позиций РФ и КНР по вопросам сотрудничества в
рамках ОПОП 12
1.2. Экспертные подходы к трактовке ОПОП 17
Глава 2. Основные направления российско-китайского сотрудничества в
рамках ОПОП 33
2.1. Транспортно-логистическое измерение 33
2.2. Энергетика 46
2.3. Торговля 55
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 64
Приложение

Китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) - глобальный экономический проект, сформулированный в 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпином и имеющий главной целью создание глобальной сети экономических коридоров, маршрутов и торговых путей. Конечным результатом реализации ОПОП, по мнению китайских властей, должно стать создание единого экономического пространства («Сообщества единой судьбы»). В контексте построения глобальной системы важную роль играет сотрудничество с крупными акторами, имеющими значительное геополитическое и геоэкономическое влияние — к числу таковых относится и Россия.
Актуальность данной темы заключается в том, что в период, освещенный в данной работе, происходит значительное укрепление двусторонних отношений РФ и КНР — прежде всего, в транспортно-логистическом и торговом измерениях. Кроме того, на фоне торговой войны между США и КНР, укрепление сотрудничества по линии «Пояса и пути» позиционируется специалистами в области международных отношений (как китайскими, так и зарубежными) как сигнал об увеличивающемся «удельном весе» альтернативных центров экономической силы и, как следствие, приобретает серьезный геополитический подтекст. В то же время важно оценить позитивные и негативные факторы усиления сотрудничества по линии ОПОП — поскольку РФ и КНР имеют собственное понимание целей участия в программе и не всегда сходятся в оценке тех или иных процессов. В этом ключе глобальная инициатива КНР может иметь двойственное влияние: с одной стороны, способствовать консолидации и экономическому развитию (в том числе на евразийском пространстве), а с другой стороны, послужить поводом для навязывания неоднозначных инициатив и постепенно превратить РФ в «промежуточное логистическое звено» между КНР и странами Европы, не имеющее серьезного влияния на развитие ОПОП.
Таким образом, в качестве объекта данного исследования выступает глобальная китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП), предметом же является феномен взаимодействия РФ и КНР в рамках инициативы.
Анализ источников. При написании работы использовались различные материалы, которые можно разбить на несколько групп:
• Официальные документы (Государственная стратегия «интегративного развития» КНР, статистика Главного таможенного управления КНР 2, Совместные заявления лидеров РФ и КНР за период с 2013 г. по настоящий момент (например, Совместное заявление РФ и КНР об углублении всеобъемлющего партнерства и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества, 2015 г.) и др.).
• Интервью, выступления и заявления политических деятелей (председателя КНР Си Цзиньпина, Премьера Г оссовета КНР Ли Кэцяна, Президента РФ Владимира Путина, главы МИД РФ Сергея Лаврова, а также других представителей российских и китайских министерств и ведомств).
• Публикации в СМИ (ИТАР-ТАСС, Жэньминь жибао, Синьхуа, РИА- Новости, «Международное радио Китая» и др.).
Литература. При написании работы были использованы русскоязычные, англоязычные и переведенные с китайского языка исследования (статьи и аналитические записки), анализирующие текущие двусторонние отношения РФ и КНР в контексте сотрудничества по линии «Пояса и пути». Следует упомянуть коллективную монографию «Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI века» под редакцией В. И. Михайленко, в которой рассматривается интеграционная составляющая инициативы «Один пояс, один путь» и ее влияние на государственную политику. Необходимо также отметить работы таких российских экспертов как Ф. Лукьянов, С. Лузянин, В. Кашин, И. Зуенко и А. Габуев. Из зарубежных исследователей можно выделить Сунь Чжуанчжи, Хун Йи, Х. Охаси, Гао Цзисян, а также С. Бери, М. Гланца и С. Браннера.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день вопросы взаимодействия России и КНР в контексте инициативы «Один пояс, один путь» довольно комплексно отражены в зарубежной и отечественной научной литературе. Например, необходимо обратить внимание на книгу «Пути и пояса Евразии. Национальные и международные проекты развития на Евразийском пространстве и перспективы их сопряжения » под авторством А. Лукина и В. Якунина. Данная работа, среди прочего, заостряет внимание на особенностях организации логистических и экономических проектов на пространстве Евразии (в том числе в рамках ОПОП), а также содержит комплексную статистику, на основании которой можно оценить кумулятивный эффект российско-китайского сотрудничества.
Следует упомянуть также труды Е. Сафроновой, трактующей проект «Один пояс, один путь» с точки зрения инструментов мягкой силы. В частности, автор особо подчеркивает, что именно концепт «soft power» во многом обуславливает ключевые особенности проекта (многовекторность, многоуровневость и др.). Также, по мнению Е. Сафроновой, следует обратить внимание на концепцию «Сообщества единой судьбы», продвигаемой в рамках проекта - как некого комплекса конструктов и элементов мягкой силы.
Отдельно в данном списке стоит работа Сергея Луконина («Экономический пояс Шелкового пути: риски и возможности для России» ). Несмотря на то, что данная статья была написана на начальных этапах реализации проекта «Один пояс и один путь», долгосрочные прогнозы исследователя по-прежнему содержат исчерпывающие ответы на многие вопросы, возникающие сегодня в российско-китайских отношениях.
Следует дополнительно указать, что тема сотрудничества Москвы и Пекина в рамках «Пояса и пути» не раз становилась объектом повышенного внимания со стороны зарубежных исследователей. Так, например, необходимо выделить книгу «Инициатива пояса и пути» (Тай Вэй Лим, Генри Чан, Кэтрин Цзэн), содержащую комплексную оценку первых нескольких лет реализации проекта ОПОП . Ключевая особенность данной работы состоит в том, что «Пояс и путь» и «Сообщество единой судьбы» (а также все процессы, сопутствующие их реализации) оцениваются с точки зрения китайских концептуальных подходов. Это, в свою очередь, позволяет составить комплексную картину китайского видения проекта ОПОП, а также места и роли, отводимых России в этом проекте.
Также интерес представляют некоторые работы западных исследователей. Среди прочего следует упомянуть аналитические труды М. Гланца (прежде всего, «China’s long march toward 2049» ). Данный автор интересен тем, что достаточно комплексно анализирует феномен «долговых ловушек» (т. н. «Debt traps»), который Пекин активно использует при выстраивании диалога с партнерами по проекту ОПОП. Кроме того, М. Гланц заостряет внимание на перспективах расширения сотрудничества Москвы и Пекина в рамках «Пояса» с точки зрения возможности формирования в долгосрочной перспективе российско-китайского альянса, имеющего ярко выраженный антиамериканский вектор.
Как результат, степень изученности темы и в российском, и в зарубежном научном дискурсе довольно высокая. Как правило, при анализе российско-китайского взаимодействия в рамках «Пояса и пути» исследователи обращают внимание на отдельные аспекты сотрудничества или на анализ его международного фона. Однако в то же время комплексный обзор (учитывающий в том числе концептуальные особенности восприятия проекта Москвой и Пекином) по-прежнему недостаточен.
В связи с вышесказанным цель данной работы - выяснить, из каких элементов складывается участие России в ОПОП, и как данное сотрудничество реализуется на практике.
В соответствии с этой целью, сформулированы следующие задачи исследования:
• Изучить теоретические аспекты взаимодействия в рамках ОПОП с точки зрения теорий МО;
• Рассмотреть процесс взаимодействия РФ и КНР в рамках ОПОП по приоритетным направлениям взаимодействия (транспортно-логистический и торговый аспекты);
• Сопоставить и охарактеризовать основные позитивные и негативные факторы взаимодействия.
Хронологические рамки исследования определены следующим образом. В качестве начальной точки выбран 2013 г. (начало реализации инициативы «Один пояс, один путь», конечная точка отсутствует (исследование по настоящее время). Выбор временного промежутка обусловлен тем, что российско-китайское сотрудничество в рамках ОПОП началось практически сразу после запуска соответствующей инициативы, а соглашение между двумя странами (2015 г.) лишь легитимизировало и расширило наработанные ранее связи.
Территориальные рамки исследования: РФ и КНР.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют теории неомарксизма (мир-системная теория И. Валлерстайна ) и неореализма (концепция «ограниченного геополитического могущества» З. Бжезинского ), а также китайский национальный подход к пониманию ОПОП. Сочетание трех вышеназванных подходов позволяет наиболее полно сформулировать геополитическое содержание концепции «Пояса и пути» — как одного из логически объяснимых элементов пост-биполярной системы международных отношений.
Из методов исследования использовались анализ, синтез и другие общенаучные методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе анализируются не только теоретические аспекты, но и прослеживаются реализация договоренностей и дается оценка позитивных и негативных результатов взаимодействия РФ и КНР в рамках ОПОП.
Практическая значимость осуществленного исследования: Данная работа имеет практическую значимость, результаты исследования могут быть использованы в научной, образовательной и профессиональной деятельности.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, основной части с 2 главами, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе содержится анализ инициативы «Пояса и пути» с точки зрения ряда теоретических парадигм международных отношений (неореализм, неомарксизм), а также представлен китайский концептуальный подход к трактовке феномена ОПОП.
Вторая глава рассматривает эффективность российско-китайского сотрудничества в трех плоскостях (инфраструктурно-логистические проекты, энергетика, торговля).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что российско - китайское сотрудничество в рамках глобальной экономической инициативы «Один пояс, один путь», можно охарактеризовать как динамично развивающееся. Москва и Пекин реализуют ряд крупных проектов в сфере инфраструктурного и логистического развития (большая часть из которых подразумевает дальнейшее расширение и вовлечение новых участников), а также активно наращивают товарооборот и укрепляют торговые отношения. Это позволяет говорить о существовании хорошего задела для реализации равноправного экономического сотрудничества.
С другой стороны, РФ и КНР не являются равноправными компаньонами, а итоговые акценты при развитии совместных инициатив во многом определяются стратегическими интересами КНР. Кроме того, несколько настораживает существующие в китайском подходе «избирательность» и некая предвзятость по отношению к выдвигаемым РФ для сопряжения с ОПОП инфраструктурным проектам. Складывается впечатление, что китайская сторона все чаще рассматривает РФ не как равноправного партнера, а как некого «субподрядчика», с помощью которого можно реализовать сложные и многопрофильные инициативы. Это, в свою очередь, порождает незначительную напряженность в двустороннем взаимодействии.
Кроме того, видно, что с течением времени китайская элита все чаще начинает оперировать положениями концепции «ограниченного геополитического могущества» З. Бжезинского: из логистического проекта ОПОП все больше переходит в формат серьезного геополитического инструмента для продвижения интересов «мира, альтернативного Западу», что, в целом, соответствует духу «Сообщества единой судьбы», а потому не вступает в коллизию с национальным китайским подходом к толкованию ОПОП.
Основываясь на изложенном выше, можно вывести несколько вариантов дальнейшего развития ситуации — все они, так или иначе, находятся в рамках одного стратегического кейса — постепенного перехода к «избирательной многовекторности» , о которой писал Ф. Лукьянов — однако итоговые акценты в них несколько разнятся.
Возможен сценарий, при котором Россия и Китай в ближайшие несколько лет сформулируют единый подход к стратегическому пониманию ОПОП и сконцентрируют внимание на идентичных целях. В пользу этого варианта говорит, прежде всего, то, что в контексте нового витка напряженности между РФ и странами Запада (равно как и на фоне торговой войны между США и КНР), возможность сформировать альтернативный полюс экономической силы и постепенно «перетянуть» на свою сторону большую часть региональных акторов, выглядит хорошим стимулом для нивелирования противоречий. С другой стороны, «игра в поддавки» на пространстве ОПОП, в конечном итоге, приведет к превращению Китая в ведущую силу, в то время как Россия откажется от своих геополитических притязаний (добровольно или под давлением). ОПОП же в данном случае будет служить не только сдерживающим фактором, но и удобным инструментом легитимации подобных ситуаций.
Второй сценарий (условное название «Друзья и соперники»), напротив, предполагает, что ни Москва, ни Пекин в обозримом будущем не пойдут на взаимные уступки и останутся каждый при своей позиции, а трения между ними с течением времени лишь усилятся. «Сообщество Единой Судьбы», в данном случае, станет своего рода площадкой конкуренции, на которой РФ И КНР будут развивать собственные инфраструктурные проекты, формально объединенные под брендом ОПОП, но не имеющие взаимосвязи. Однако такой вариант менее возможен, поскольку лидеры обеих стран, мыслят классическими реалистскими стратегемами: ослабление глобальных позиций «российско-китайского полюса силы» не стоит тех преференций, которые удастся завоевать в ходе соперничества внутри ОПОП.
По этой причине третий сценарий, который можно назвать «Сдержанная дружба», получившийся «на пересечении» первых двух, имеет наиболее высокий уровень вероятности реализации. Предполагается, что РФ и КНР так же останутся при своих взглядах, но будут постепенно «сглаживать» негласные противоречия в двусторонних экономических отношениях с целью достижения более выгодных позиций на глобальном уровне. Подобный взвешенный подход отвечает стратегическим интересам обеих сторон и позиционируется аналитиками (как российскими 221, так и китайскими ), как наиболее выигрышный.
Если же говорить о вероятности ухудшения отношений между РФ и КНР на фоне разногласий по ОПОП, то данный вариант крайне маловероятен: помимо сотрудничества по линии «Пояса», страны имеют обширные многоуровневые контакты в других сферах и не замыкается только на экономику. Вместе с тем, российской стороне следует проработать альтернативные варианты продвижения собственных проектов в рамках ОПОП — как один из инструментов увеличения собственной роли в рамках инициативы.



1. Александр Новак выступил на форуме «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс] // Министерство энергетики РФ. 14.05.2017. ПРЕ: https://minenergo.gov.ru/node/7991 (дата обращения: 20.04.2021).
2. Амурский газоперерабатывающий завод [Электронный ресурс] // ПАО НК «Газпром». 29.07.2017. ИРЕ:https://www.gazprom.ru/projects/amur-gpp/(дата обращения: 20.04.2021).
3. АСЕАН и партнеры подписали соглашение о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС.15.11.2020. ПРЕ: https://tass.ru/ekonomika/10005211(дата обращения: 16.04.2021).
4. В Пекине состоялось заключительное заседание 3-й сессии ВСНП 13-го созыва [Электронный ресурс]// Синьхуа. 28.05.2020. ПРЕ:
http://russian.news.cn/2020-05/28/c_139015519.htm (дата обращения:
25.03.2021).
5. Ветер в помощь. В России делают ставку на возобновляемую энергетику [Электронный ресурс] // Российская газета. 26.02.2017. URL: https://rg.ru/2017/02/26/zarubezhnye-investory-postroiat-v-rossii-solnechnye-stancii-i-vetriaki.html (дата обращения: 18.02.2021).
6. Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Президент России. 21.07.2020. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/63728(дата обращения: 18.05.2021).
7. Второй этап Нацпроекта по созданию безопасных и качественных дорог
стартует в 2019 году [Электронный ресурс] // Российская газета. 02.10.2018. URL: https://rg.ru/2018/10/02/v-rossii-moderniziruiut-avtomobilnye-
trassy.html (дата обращения: 17.02.2021).
8. «Газпром» и CNPC подписали Соглашение по трансграничному участку
«Силы Сибири» и другие документы в развитие сотрудничества [Электронный ресурс] // ПАО НК «Газпром». 17.12.2015. URL: https://www.gazprom.ru/press/news/2015/december/article255991/ (дата
обращения: 17.03.2021)
9. «Газпром» проложит новый газопровод в Китай [Электронный ресурс] // Журнал «Эксперт». 25.08.2020. URL: https://expert.ru/2020/08/25/mongoliya-poluchit-rossijskij-gazoprovod/ (дата обращения: 18.04.2021).
10. Генеральный секретарь ICAO призывает инвестировать в воздушный транспорт для улучшения связности между странами, участвующими в инициативе "Один пояс - один путь" [Электронный ресурс] // ICAO. 30.04.2019. URL:https://www.icao.int/Newsroom/Pages/RU/ICAO-Secretary-General-calls-for-investments-in-air-transport-to-enhance-connectivity-between-Belt-and-Road-countries.aspx(дата обращения: 15.05.2021).
11. Генеральный секретарь ИКАО подчеркивает роль авиации в ходе диалога
высокого уровня в рамках форума "Один пояс - один путь" в Пекине [Электронный ресурс] // ICAO. 19.05.2017. URL:
https://www.icao.int/Newsroom/Pages/RU/ICAO-Secretarv-General-highlights-the-role-of-aviation-at-High-level-Dialogue-of-the-Belt-and-Road-Forum-in-Beijing.aspx(дата обращения: 17.01.2021).
12. Глубоководный порт-хаб под Архангельском начнут строить в 2020 году [Электронный ресурс] // РИА-Новости. 17.02.2018. URL: https://ria.ru/20180217/1514842770.html (дата обращения: 10.02.2021)
13. Документы, подписанные в рамках официального визита Президента Российской Федерации В. В. Путина в КНР [Электронный ресурс] // Президент России. URL:http://kremlin.ru/supplement/4972 (дата обращения: 17.03.2021).
14. Завод по производству лопастей ветрогенераторов открыли в Ульяновске
[Электронный ресурс] // ГТРК «Волга». 05.12.2018. URL: https://www.voutube.com/watch?v=LfG3-48KhXk (дата обращения:
17.03.2021)
15.Запоздалый наблюдатель [Электронный ресурс] // Газета Коммерсантъ. 04.12.2020. URL:https://www.kommersant.ru/doc/4592444 (дата обращения: 12.03.2021).
16. Индия и Китай в шаге от столкновения: две ядерные державы замерли на
красных линиях [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Вести». 31.08.2020. URL: https://www.vesti.ru/article/2451693 (дата
обращения: 13.03.2021).
17. Китай в 2020 г. инвестировал $11 млрд в ВИЭ [Электронный ресурс] // Национальная ассоциация лидеров нефтегазового сервиса. 12.03.2021. URL: https://nangs.org/news/renewables/kitay-v-2020-g-investiroval-11-mlrd-v-vie(дата обращения: 10.04.2021).
18. Китай наращивает масштабы разработки возобновляемых источников
энергии [Электронный ресурс] // РИА-Новости. 31.03.2021. ИРЬ: https://ria.ru/20210331/energetika-1603599752.html (дата обращения:
20.04.2021).
19. Китай осуществляет электрификацию имеющей более чем 100-летнюю историю железной дороги «Харбин - Маньчжоули» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Синьхуа». 02.11.2016. ИРЬ: http://russian.news.cn/2016-11/02/c_135799922.htm (дата обращения: 10.03.2021).
20. Китай столкнулся с препятствием на пути к российскому углю
[Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агентство «Прайм». 13.04.2021. ИРЬ:
https://1prime.ru/energy/20210413/833451541.html (дата обращения:
18.04.2021).
21. Китай, Россия и Монголия договорились об организации транспортного коридора [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. 25.07.2016. ПРЬ: https://tass.ru/transport/3483513 (дата обращения: 15.02.2021).
22. Китайская корпорация готова построить новый город в Приморье [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Приморского края. 02.04.2021. ИРЬ:https://www.primorsky.ru/news/125749/?type=special(Дата обращения: 15.04.2021).
23. Китайские инвесторы бегут из России [Электронный ресурс] //
Информационное агентство «Finanz.ru». 08.04.2021. ИРЬ:
https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/kitayskie-investory-begut-iz-rossii-1030285975 (дата обращения: 18.04.2021).
24. Китайский бизнес заинтересован в поставках сахалинского торфа для
использования в энергетике [Электронный ресурс] // Губернатор и Правительство Сахалинской области. 25.12.2014. ИРЬ: https:// Sakhalin. gov.ru/?id=105&no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_news%5D=7008 (дата обращения: 17.04.2021).
25. Китайский Фонд «Шелкового пути» купил 9,9% «Ямал СПГ»
[Электронный ресурс] // Ведомости. 17.12.2015. URL:
https://www.vedomosti.ru/business/news/2015/12/17/621420-fond-shelkovogo-puti-yamal-spg (дата обращения: 20.03.2021).
26. Китаю внезапно понадобился российский уголь [Электронный ресурс]//
Информационно-аналитическое агентство «Прайм». 15.03.2021. URL: https://1prime.ru/energy/20210315/833236789.html (дата обращения:
14.04.2021).
27. Контейнеры отправятся на Север. Арктические порты СЗФО задействуют
в создании альтернативы Суэцкому каналу [Электронный ресурс] // Российская газета. 06.04.2021. URL: https://rg.ru/2021/04/06/reg-
szfo/arkticheskie-porty-szfo-zadejstvuiut-v-sozdanii-alternativy-sueckomu- kanalu.html (дата обращения: 15.05.2021).
28. Концепция Си Цзиньпина «Один пояс, один путь» имеет далеко идущее стратегическое значение ( ^ й Ф “ ^ ^ ^ £# ” Й М $ 1 .ZЖ ^ ) [Электронный ресурс] // Opinion China. 08.06.2016. URL: http://opinion.china.com.cn/opinion_97_150197.html (дата обращения: 17.03.2021).
29. Ли Кэцян. «Интегративное развитие». Доклад для Всекитайского собрания
народных представителей (ВСНП) [Электронный ресурс] // Международное радио Китая. 07.03.2017. URL:
https://vk.com/cri_rus?w=wall-29233152_26525 (дата обращения:
15.02.2021).
30. Логисты пошли дальше [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». 09.03.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4721584 (дата обращения: 17.03.2021).
31. Магистральный газопровод «Сила Сибири»: информация о проекте
[Электронный ресурс] // ОАО «Газпром-экспорт». 25.03.2014. URL: http ://www.gazpromexport.ru/projects/transportation/3/ (дата обращения:
20.04.2021).
32. Международный транспортный маршрут «Европа - Западный Китай» [Электронный ресурс] // Министерство транспорта Российской Федерации. URL:https://www.mintrans.gov.ru/activities/215/217/25/28(дата обращения: 17.01.2021).
33. Меморандум о проектном финансировании «Ямал СПГ» [Электронный ресурс] // Агентство нефтегазовой информации. 20.05.2014. URL: https://www.angi.ru/news/2812806-В%20Шанхае%20подписан%20меморандум%20о%20проектном%20финансировании%20"Ямал%20СПГ7 (дата обращения: 20.02.2021).
34. Меморандум о сотрудничестве между Министерством Российской
Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерством коммерции Китайской Народной Республики [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 22.03.2013. URL: https://docs.cntd.ru/document/499014844 (дата обращения: 27.04.2021).
35. Мир накрыл глобальный транспортный кризис из-за дефицита контейнеров
[Электронный ресурс] // Lenta.ru. 25.01.2021. URL:
https://lenta.ru/news/2021/01/25/konteiner/ (дата обращения: 14.03.2021).
36. Миражи порта Зарубино [Электронный ресурс] // Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока. 23.10.2018. URL: https ://dvkapital.ru/ dkproject/primorskij -kraj 23.10.2018 13314 mirazhi-porta-zarubino.html(дата обращения: 12.02.2021).
37. Модули китайского производства для проекта "Ямал СПГ" переданы в
Россию [Электронный ресурс] // Жэньминь Жибао. 28.07.2016. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0728/c31518-9092190-3.html (дата
обращения: 13.04.2021). 
38. Монголия создаст специальные таможенные проходы для сотрудничества с РФ и КНР [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. 10.04.2018. ПКИ: https://tass.ru/ekonomika/5109214 (дата обращения: 18.02.2021).
39. Мост через Амур в Китай введут в эксплуатацию после окончания пандемии [Электронный ресурс] // ИА «Известия». 12.05.2020. ПКИ: https://iz.ru/1010011/2020-05-12/most-cherez-amur-v-kitai-vvedut-v-ekspluatatciiu-posle-okonchaniia-pandemii (дата обращения: 17.02.2021).
40. МТК Европа - Западный Китай: в России строят [Электронный ресурс] // ИА «DorINFO». https://dorinfo.ru/99 detail.php?ELEMENT ID=7364013.02.2021).
41. На границе с Китаем возникли заторы из российских поездов. Пекин
задерживает грузы в связи с проверками из-за коронавируса [Электронный ресурс] // РБК. 23.03.2021. URL:
https ://www.rbc.ru/business/23/03/2021/60587e129a79476673ce7 feb (дата
обращения: 25.03.2021).
42. Назван крупнейший торговый партнер Китая, и это не США [Электронный
ресурс] // Информационно-аналитическое агентство «Prime». 13.11.2020. URL: https://1prime.ru/state_regulation/20201113/832330427.html (дата
обращения: 10.04.2021).
43. «Ничего, что России невыгодно, она делать не будет» [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 06.03.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3235889(дата обращения: 15.02.2021).
44. Новый маршрут в Китай через Монголию запустят осенью 2020 года [Электронный ресурс] // ИА «Грузовики и дороги». 09.07.2019. URL: http://truckandroad.ru/roads/mezhdunarodnyj-marshrut-ah4-cherez-mongoliju-zapustjat-osenju-2020-goda.html (дата обращения: 17.02.2021).
45. Новый Шелковый путь: почему Россия остается на обочине [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Газета.гн». 26.09.2019. URL:
https ://www. gazeta.ru/business/2019/09/26/12684103. shtml (дата обращения : 15.02.2021).
46.Обстановка на фарватере [Электронный ресурс] // Российская газета. 25.01.2021. URL:https://rg.ru/2021/02/25/reg-dfo/regionv-dalnego-vostoka-po-raznomu-integriruiutsia-v-sistemu-sevmorputi.html (дата обращения:
26.01.2021).
47. «Один пояс — один путь» как практическая платформа для процветания всех стран [Электронный ресурс] // ИА «Известия». 06.11.2018. URL: https://iz.ru/808958/reporter-financial-times-lian-dan/odin-poias-odin-put-kak-prakticheskaia-platforma-dlia-protcvetaniia-vsekh-stran (дата обращения: 13.04.2021).
48. «Один пояс - один путь» продолжает привлекать новые проекты, но
наблюдаются задержки из-за COVID-19» [Электронный ресурс] // Swissinfo. 24.12.2020. URL : https://www.swissinfo. ch/rus/юдин-пояс—один-путь--
продолжает-привлекать-новые-проекты--но-наблюдаются-задержки-из-за-covid-19—refinitiv/46245282 (дата обращения: 17.01.2021)
49. «Сила Сибири». Крупнейшая система транспортировки газа на Востоке
России [Электронный ресурс] // ПАО НК «Газпром». 20.08.2020. URL: https://www.gazprom.ru/projects/power-of-siberia/ (дата обращения:
17.04.2021).
50.Объекты системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" вышли на максимальную проектную мощность [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. 27.11.2019. URL: https://tass.ru/ekonomika/7208755 (дата обращения: 13.04.2021).
51. Объем грузоперевозок ДВЖД через погранпереход Махалино (РФ) - Хуньчунь (КНР) превысил 1 млн тонн [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агентство «Port-News». 18.11.2015. URL: http://portnews.ru/news/210059/(дата обращения: 14.03.2021).
52. Один пояс, один путь: неразрывные отношения (1^1^ ^м^Ш)
[Электронный ресурс] // Жэньминь Жибао. 10.04.2018. URL: http://fmance.people.com.cn/n1/2018/0410/c1004-29915449.html (дата
обращения: 09.02.2021).
53. Первые контейнеры с торфом отправятся из Свердловской области в Китай до конца июня [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. 12.06.2019. URL: https://tass.ru/ural-news/6565965 (дата обращения: 15.03.2021).
54. Перелюбское месторождение, Саратовская область [Электронный ресурс]
// Информационный портал «Геонедра». 30.12.2018. URL: https://geonedra.ru/2018/perelyubskoe-mestorozhdenie-saratovsk/ (дата
обращения: 16.03.2021).
55. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс] // Президент России. 07.06.2019. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60707 (дата обращения: 10.02.2021).
56. Появилась возможность экспорта торфа Сахалина в КНР [Электронный
ресурс] // Информационно-аналитическое агентство «Восток России». 13.01.2015. URL:
https://www.eastrussia.ru/news/poyavilas_vozmozhnost_eksporta_torfa_sakhalina_v_knr/ (дата обращения: 14.04.2021).
57. Предел зеленой энергетики [Электронный ресурс] // Деловое издание
«Ведомости». 23.10.2020. URL:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/10/23/844301-predel-zelenoi(дата обращения: 21.01.2021).
58. Представлен проект регулярной контейнерной линии Архангельск - Европа [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агентство «Sea-News». 25.03.2021. URL:https://seanews.ru/2021/03/25/ru-predstavlen-proekt-reguljarnoi-konteinernoi-linii-arhangelsk-evropa/(дата обращения: 17.04.2021).
59. Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Президент РФ. 07.08.2018. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения:
15.05.2021).
60. Проект первой частной дороги из России в Китай подешевел на 120 млрд
руб. [Электронный ресурс] // РБК. 24.05.2019. URL:
https://www.rbc.ru/business/24/05/2019/5ce6c26f9a7947284c6db601 (дата
обращения: 17.01.2021).
61. Путин заявил, что надеется на успешное сопряжение ЕАЭС и проекта «Один пояс - один путь» [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. 07.06.2019. URL:https://tass.ru/ekonomika/6525622 (дата обращения: 17.03.2021).
62. Путин призвал создать большое Евразийское партнерство // ИТАР-ТАСС.
17.06.2016. URL: https://tass.ru/ekonomika/3376295 (дата обращения:
13.04.2021).
63. Региону примеряют горючие сланцы. Саратовская компания планирует приступить к добыче рения [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ».23.11.2018. URL:https://www.kommersant.ru/doc/3807302(дата обращения: 20.04.2021).
64. Росавтодор отремонтирует более 140 км федеральных трасс в рамках МТК Европа - Западный Китай [Электронный ресурс] // Росавтодор. 27.06.2019. URL:https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/283191 (дата обращения: 15.02.2021)
65. Российские сельхозпроизводители к 2030 году могут удвоить экспорт в
Китай - «Агроэкспорт» [Электронный ресурс] // ИА «Finanz». 16.12.2020. URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/rossiyskie-selkhozproizvoditeli-k-
2030-godu-mogut-udvoit-eksport-v-kitay-agroeksport-1029899426 (дата
обращения: 25.02.2021).
66. Россия и Китай активизируют работы по проекту «Один пояс - один путь»
[Электронный ресурс] // РИА-Новости. 03.10.2019. URL:
https://ria.ru/20191003/1559412278.html (дата обращения: 12.01.2021).
67. Россия и Китай создадут Полярный шелковый путь [Электронный ресурс] // РИА-Новости. 29.01.2018. URL: https://ria.ru/20180129/1513490180.html(дата обращения: 15.05.2021).
68. Россия увеличила поставки угля в Китай в 1-м полугодии 2020 г. на 10%
[Электронный ресурс] // Информационный портал «Neftegaz». 17.11.2020. URL: https://neftegaz.ru/news/coal/640094-rossiya-uvelichila-postavki-uglya-
v-kitay-v-1-m-polugodii-2020-g-na-10/ (дата обращения: 14.04.2021).
69. Россия, Китай и Монголия официально подтвердили запуск
международных автомобильных перевозок [Электронный ресурс] // Агентство автомобильного транспорта (Росавтотранс). 04.07.2019. URL: https ://rosavtotransport.ru/ru/press/news/2019/07/04/news_1195.html (дата
обращения: 13.03.2021).
70. Россия-Китай: нефть в обмен на кредиты [Электронный ресурс] // РИА- Новости. 28.10.2018. URL: https://ria.ru/20081028/153970903.html (дата обращения: 13.04.2021).
71. РФ и Китай договорились о «состыковке» проектов ЕАЭС и «Шелковый
путь» [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. 08.05.2015. URL:
https://tass.ru/ekonomika/1956881(дата обращения: 17.02.2021).
72. РФ поставила Китаю 100 млн тонн нефти по ветке «Сковородино - Мохэ -
Дацин» [Электронный ресурс] // РИА-Новости. 20.05.2017. URL:
https://ria.ru/20170520/1494715914.html (дата обращения: 20.04.2021).
73. РФ увеличила экспорт нефти через морской порт Козьмино на 9,2% в 2019 г. [Электронный ресурс] // Tinkoff. Лента экономических новостей.
27.01.2020. 1ЖЕ: https://www.tinkoff.ru/mvest/news/331695/ (дата
обращения: 13.03.2021).
74. Сергей Глазьев: «В рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы
«Один пояс, один путь» доля расчетов в нацвалютах должна существенно вырасти» [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. 17.09.2020. 1ЖЕ:http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/17-
09-2020-1.aspx (дата обращения: 20.01.2021).
75. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества [Электронный ресурс] // Президент России. 08.05.2015. НЯЕ: http://kremlin.ru/supplement/4969(дата обращения: 14.04.2021).
76. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 07.09.2014. ЦИЕ:https://docs.cntd.ru/document/420390140 (дата обращения: 13.05.2021).
77. Сопряжение энергетики ЕАЭС и проекта «Один пояс - один путь» задает тренд развитию торгово-экономического сотрудничества [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. 26.04.2019. ЦИЕ: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-04-2019-3.aspx(дата обращения: 13.02.2021).
78. Состоялось первое заседание российско-китайской рабочей группы по сотрудничеству в сфере использования возобновляемых источников энергии [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации. 19.01.2016. ЦИЕ:https://minenergo.gov.ru/node/3912 (дата обращения: 20.04.2021).
79. Строительство автодороги «Европа - Западный Китай» [Электронный ресурс] // ИА «DorINFO». 30.04.2021. URL:https://dorinfo.ru/business-information/evropa.php (дата обращения: 10.05.2021)
80. Строящийся под Мурманском порт «Лавна» выйдет на проектную мощность в 2022 году [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. 13.03.2020. URL:https://tass.ru/ekonomika/7972651 (дата обращения: 10.02.2021).
81. Товарооборот между Китаем и Россией: комплексный анализ показателей
за 2020 г. [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Sea-News». 15.01.2021. URL: https://seanews.ru/2021/01/15/ru-tovarooborot-mezhdu-
kitaem-i-rossiej/ (дата обращения: 23.02.2021).
82. Традиционное временное ограничение на движение большегрузов по
Хабаровску введут в конце марта // Администрация города Хабаровска. 24.03.2021. URL:
https://www.khabarovskadm.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=8455 (дата
обращения: 30.04.2021).
83. Уголь атаки. Поставщики из Северной Америки борются с Россией за рынок Китая [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». 24.02.2021. URL:https://www.kommersant.ru/doc/4703330 (дата обращения: 14.04.2021).
84. Фонд шелкового пути присоединяется к инвестициям в проект развития территории аэродрома Тушино [Электронный ресурс] // Российский фонд прямых инвестиций. 04.07.2017. URL:https://rdif.ru/fullNews/2497/ (дата обращения: 15.02.2021).
85. Цели 13-й пятилетки: "новая нормальность" китайской экономики
[Электронный ресурс] // Deutsche Welle. 25.10.2015. URL: https://www.dw.com/ru/%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8-13-%D0%B9-%D0%BF%D 1 %8F%D 1 %82%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BD%D0%BE%D 1 %80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%BE%D 1%81%D 1%82%D 1 %8C-%D0%BA%D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D0%B9%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D 1 %8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8/a-18802062 (дата обращения: 13.04.2021).
86.Четвертая линия «Ямал СПГ» откладывается [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». 20.02.2020. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/4261496 (дата обращения: 13.04.2021).
87.Чжан Ханьхуэй: «Один пояс, один путь»: открыть дорогу взаимному выигрышу [Электронный ресурс] // Посольство КНР в России. 16.01.2021. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1846717.htm (дата обращения: 21.04.2021).
88.Эксперт Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Воротников: Развитие транспортной инфраструктуры Арктики зависит от диджитализации [Электронный ресурс] // Информационное агентство «24.rus». 21.05.2019. URL: https://24rus.ru/news/society/164259.html (дата обращения: 17.02.2021)
89. «Энергетический стержень» Китая [Электронный ресурс] // Центральное
диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса. 18.08.2019. URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/issue/2019/6/620/(дата
обращения: 15.03.2021).
90. Энергетический мост «Россия-Китай» возьмет под контроль «Роснефть»
[Электронный ресурс] // Агентство экономической информации «Прайм». 30.11.2018. URL: https://1prime.ru/energy/20181130/829497748.html (дата
обращения: 18.01.2021).
91. Aims of the Belt and Road Initiative [Electronic resource] // The Belt and Road Initiative. 16.03.2018. URL: https://www.beltroad-initiative.com/belt-and-road/ (accessed: 29.04.2021).
92. Beijing Continues Its Steady But Uneven Rise In the World [Electronic resource] // Radio Liberty. 07.04.2021. URL: https://www.rferl.org/China-In-Eurasia (accessed: 15.04.2021)
93. Build a sustainable Belt and Road [Electronic resource] // Nature. 01.05.2019.
URL: https://www.nature.com/articles/d41586-019-01309-0 (accessed:
20.04.2021)
94. China, Russia bilateral trade poised for steady growth [Electronic resource] //
World Economy News. 01.02.2021. URL:
https://www.hellenicshippingnews.com/china-russia-bilateral-trade-poised-for-steady-growth/(дата обращения: 16.03.2021).
95. China's Belt and Road Initiative and Aviation [Electronic resource] // CAPA. 26.07.2018. URL:https://centreforaviation.com/analysis/airline-leader/chinas-belt-and-road-initiative-and-aviation-427350(дата обращения: 17.01.2021).
96. Construction launched for railroad bridge to deliver cargo to Amur GPP [Electronic resource] // «Gazprom export consortium». URL: https://www.gazprom.com/about/subsidiaries/news/2017/february/article304000/ (accessed: 21.04.2021).
97. COVID - 19 Impact on Railway Infrastructure Maintenance Market Share,
Growth, Evolving Trend and Top Key Companies (China Railway Corporation, Network Rail, Deutsche Bahn AG, Russian Railways, and SNCF) [Electronic resource] // The Daily Chronicle. 18.09.2020. URL:
https://thedailychronicle.in/news/1445902/covid-19-impact-on-railway-infrastructure-maintenance-market-share-growth-evolving-trend-and-top-key-companies-china-railway-corporation-network-rail-deutsche-bahn-ag-russian-railways/ (accessed: 17.03.2021).
98. CR929: дальнемагистральные перспективы [Электронный ресурс] //
Корпорация РОСТЕХ. 11.02.2020. URL: https://rostec.ru/news/cr929-
dalnemagistralnye-perspektivy/ (дата обращения: 14.03.2021).
99. First PE fund for Green Silk Road launched in Beijing // China.org. 09.03.2015. URL: http://www.china.org.cn/environment/2015-03/09/content_34997671.htm (accessed: 17.03.2021).
100. Green Belt and Road Strategy [Electronic resource] // the United Nations.
14.03.2018. URL:
https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/25178/UN%20Environment%20Belt%20and%20Road%20Strategy%20final.pdf?sequence=38&isAllowed=y (accessed: 13.02.2021).
101. ICAO подчеркнула роль авиации в проекте «Один пояс - один путь» [Electronic resource] // Содружество авиационных экспертов «Aviation Explorer». 22.05.2017. URL:https://www.aex.ru/news/2017/5/22/169836/(дата обращения: 15.02.2021).
102. Premier Li Keqiang Meets the Press: Full Transcript of Questions and
Answers [Electronic resource] // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China. 12.03.2021. URL:
https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1860396.shtml (accessed:
14.03.2021).
103. President Xi Jinping Speaks with Russian President Vladimir Putin on the
Phone [Electronic resource] // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China. 16.04.2020. URL:
https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1770809.shtml (accessed:
16.01.2021)
104. Putin receives honorary doctorate from Tsinghua University [Electronic
resource] // Ruptly. 26.04.2019. URL:
https://www.ruptly.tv/en/videos/20190426-022-Kitay-Putin-stal-pochetnym-doktorom-kitayskogo-universiteta-Tsinhua (accessed: 17.02.2021)
105. Putin stands by China, criticizes U.S., in trade, Huawei disputes [Electronic resource] // Reuters. 07.06.2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-russia-forum-putin-idUSKCN1T819W (accessed: 10.04.2021).
106. Recent advances of rhenium separation and enrichment in China: Industrial processes and laboratory trials [Electronic resource] // Chinese Chemical Letters.
02.03.2018. URL: http://html.rhhz.net/zghxkb/20180302.htm (accessed:
27.03.2021).
107. Russia deepens China ties with expanded energy exports [Electronic resource]
// Nikkey Asia Newspaper. 06.01.2021. URL:
https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Russia-deepens-China-ties-with-expanded-energy-exports (accessed: 28.03.2021).
108. Saudi Arabia pips Russia to be China's biggest oil supplier in 2020 [Electronic resource] // Reuters. 20.01.2021. URL: https://www.reuters.com/article/china-economy-trade-oil-int-idUSKBN29P0ZG (accessed: 23.03.2021).
109. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-
Century Maritime Silk Road [Electronic resource] // National Development and Reform Commission (NDRC). 02.01.2015. URL:
https://fmp.msu.ru/anthology/countries/item/1768-vision-and-actions-on-jointly-building-silk-road-economic-belt-and-21st-century-maritime-silk-road (accessed: 13.02.2021).
110. Xi Jinping’s Visit to Russia Accents Ties in Face of Tensions with U.S. [Electronic resource] // The New York Times. 05.06.2019. URL: https://www.nytimes.com/2019/06/05/world/europe/xi-jinping-china-russia.html (accessed: 10.03.2021).
111. /)Й^“_^!Й”ЙО1^&(Си Цзиньпин: проект «Один пояс, один путь» имеет большое стратегическое значение) [Electronic resource] // CRI.Online. URL: http://news.cri.cn/gb/42071/2014/10/10/882s4720906.htm(дата обращения: 15.05.2021).
Литература
1. Аналитический доклад «Анализ существующих международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств-
членов ЕАЭС» [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. 13.12.2019. ПЕЕ:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/transport/Documents/риложение%205%20%20доклад%20по%20коридорам.рй£ (дата обращения: 17.01.2021).
2. Бабонов Ю. Проекты Общества российско-китайской дружбы,
сопряженные с китайской инициативой «Пояс и путь» [Электронный ресурс] // Ведомости. 22.05.2018. ПЕЕ:
https://vedomosti.ru/events/economforum18/materials-PEC (дата обращения: 28.04.2021)
3. Белослудцева Т. Россия и Китай в Арктике: сотрудничество или
соперничество [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 25.11.2020. ПЕЕ:
https://russiancouncil.ru/blogs/tatiana- belosludtseva/35323/?sphrase_id=79133066 (дата обращения: 05.01.2021).
4. Беляев М. «Один пояс — один путь»: перспективы сопряжения ЕАЭС с главным проектом КНР [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. 17.11.2020. ПЕЕ:https://riss.ru/article/16040/(дата обращения: 15.02.2021).
5. Бжезинский З. Большая шахматная доска: превосходство Америки и его геостратегические императивы. - Базовые книги - 2016 - С 215-221.
6. Борисов М. Энергетическая составляющая инициативы «Один пояс - один путь» [Электронный ресурс] // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. №2 - С. 435-458.
7. Бочков Д. Индия и Китай: 2 месяца после Доклама, что дальше?
[Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 08.12.2017. ПЕЕ: https://russiancouncil.ru/blogs/danil-
bochkov/33943/?sphrase_id=61040740 (дата обращения: 08.01.2021).
8. Габуев А. Ложное множество [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. 07.06.2019. НЯЕ:https://carnegie.ru/2019/06/07/ru-pub-79287 (дата обращения: 13.02.2021)
9. Габуев И. Экстренное сближение. Как пандемия усилит зависимость России от Китая [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. 27.04.2020. ПКГ:https://carnegie.ru/commentary/81633 (дата обращения: 29.04.2021).
10. Гао Ц. Сотрудничество в рамках «Одного пояса, одного союза» в научно -
технической и инновационной сфере: возможности и вызовы
[Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 15.09.2020. ПКГ: https://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/analytics/sotrudnichestvo-v-ramkakh-odnogo-poyasa-odnogo-soyuza-v-nauchno-tekhmcheskoy-i-mnovatsionnoy-sfere/?sphrase_id=53888854 (дата обращения: 10.10.2020).
11. Гемуева К. Реалии экономического сотрудничества России и Китая — основания для оптимизма? [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 28.12.2017. НЯЕ:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/realii-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya-osnovaniya-dlya-optimizma/?sphrase_id=53865077 (дата обращения: 18.04.2021).
12. Дагаева А. На санкционном топливе. Смогут ли Россия и Китай запустить
совместный авиалайнер [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. 19.03.2021. ПРЕ: https://carnegie.ru/commentary/84108 (дата
обращения: 21.03.2021).
13. Дорж Т., Даваасурэн А. Роль центрального транспортного коридора Монголии в развитии экономического коридора трех стран // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. 2017. №1. С. 17-22.
14.Зуенко Е. Инвестбитвы на Дальнем Востоке. Что происходит с китайскими и другими инвестициями в регионе [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. 10.03.2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/81181 (дата обращения: 16.04.2021)
15.Зуенко Е. Новогодний скачок цен. Кто будет платить за транспортный коллапс в Китае [Электронный ресурс] // Московский Центр Карнеги. 24.12.2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/83426 (дата обращения: 14.04.2020).
16.Зуенко И. Придут ли китайские инвестиции в порты Дальнего Востока [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. 29.06.2017. URL: https://carnegie.ru/commentary/71383 (дата обращения: 21.01.2021)
17. Каплан Р. География китайской мощи [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Geografiya- kitaiskoi-moschi-100759 (дата обращения: 01.04.2021)
18. Карнеев А. Значение и смысл формулы российско-китайского
стратегического сотрудничества «в новую эпоху» [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 11.02.2021.URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/znachenie-i-smysl-formuly-rossiysko-kitayskogo-strategicheskogo-sotrudnichestva-v-novuyu-epokhu/?sphrase_id=79133066 (дата обращения: 17.02.2021)
19. Кашин В. Взяли под козырек. Как китайская армия становится опорой власти Си Цзиньпина [Электронный ресурс] // Carnegie endowment for international peace. 14.11.2017. URL: https://carnegie.ru/commentary/74719(дата обращения: 15.01.2021).
20. Кашин В. Новый курс: некоторые выводы из выступления Си Цзиньпина
[Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 24.10.2017. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/analytics/novyy-kurs-nekotorye-vyvody-iz-vystupleniya-si-tszinpina/?sphrase_id=53891100 (дата обращения: 13.02.2021).
21. Кендердайн Т. Коронавирус заставит Китай снизить инвестиции в «Пояс и
путь» - эксперт [Электронный ресурс] // Аналитический центр «Евразия- Эксперт». 10.11.2020. 1,Ж1/ https://eurasia.expert/koronavirus-zastavit-kitay-snizit-investitsii-v-poyas-i-put-ekspert/?sphrase_id=25073 (дата обращения:
17.04.2021).
22. Коллективная монография «Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI века» / науч. ред. Михайленко В. И. Екатеринбург: 2018, 269 с.
23. Кортунов А. Стратегическое взаимодействие России и Китая: значимость и
сущность [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 28.03.2020. ПКЕ: https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-
Strategic-PolicyBrief28.pdf (дата обращения: 28.03.2021).
24. Куприянов А. Свежий ветер в парусах глобализации [Электронный ресурс]
// Российский совет по международным делам. 05.05.2020. URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/svezhiy-veter-v-parusakh-globalizatsii/?sphrase_id=61042085 (дата обращения: 17.05.2021)
25. Лексютина Я. Форум высокого уровня: пояс и путь китаецентричного мира
[Электронный ресурс] // Дискуссионный клуб «Валдай». 24.04.2019. URL: https://ru.valdaiclub.cOm/a/highlights/forum-vysokogo-urovnya/ (дата
обращения: 17.05.2021)
26. Лузянин С. Российско-китайский диалог: модель 2020 [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 07.07.2020. ПКЕ: https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog- model-2020/?sphrase_id=53890665 (дата обращения: 17.02.2021).
27. Лукин С. Якунин В. Пути и пояса Евразии: национальные и международные проекты развития на евразийском пространстве и перспективы их сопряжения. - М.: Из-во «Весь мир» - 2019 - 420 с.
28. Луконин С. Экономический пояс Шелкового пути: риски и возможности для России [Электронный ресурс] // Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 4 - С. 18-29.
29. Лукьянов Ф. Геополитика по Станиславскому // Совет по внешней и оборонной политике. 19.10.2017. URL:http://svop.ru/main/25121/(дата обращения: 15.05.2021).
30. Лукьянов Ф. Многовекторность закончилась [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 13.09.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/mnogovektornost-zakonchilas/?sphrase_id=53890473 (дата обращения: 14.03.2021)
31. Маркузе Г. Одномерный человек. - 1994. - 300 с.
32. Матвеев И. Энергетическая политика ЕАЭС в ракурсе ЭПШП // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - №3. - С. 11-33.
33. Матвеев И. Энергетический трек сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелкового пути» // /Бурение и нефть. - 2017. - №. 5. - С. 8-19.
34. Мещерягина О. Россия построит свой участок автотрассы «Европа —
Западный Китай» к 2024 году [Электронный ресурс] // Журнал «Эксперт». 10.07.2020. URL: https://expert.ru/2020/07/10/klyuchevoe-zveno-rossijskij-
uchastok-trassyi-evropa—zapadnyij -kitaj -budet-postroen-k-2024-godu/ (дата
обращения: 13.02.2021).
35. Обухов А., Головко Н. Реконструкция миросистемного подхода в контексте интеграционных процессов современной Евразии // Science for Education Today. - 2018. - №2 - С. 173-178.
36.Окунев И. Запад/неЗапад: кривое зеркало мировой политики [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 21.03.2019. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/zapad-nezapad-krivoe-zerkalo-mirovoy-politiki/?sphrase_id=61042201 (дата обращения:
17.01.2021).
37. Островский А. Каменнов Б. и др. Экономика КНР в годы 13-й пятилетки (2016—2020) / Островский А, Каменнов Б. - М.: ИДВ РАН - 2020. — 344 с.
38. Панова В. Прыжок азиатских тигров в пространство мегарегионов
[Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 08.12.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/analytics/pryzhok-aziatskikh-tigrov-v-prostranstvo-megaregionov/?sphrase id=75398193(дата обращения: 13.01.2021).
39. Савкович Е., Маркова Д. Инвестиционное сотрудничество России и Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2018. -№. 2 - С. 18-27.
40. Санакоев С. Россия и Китай: дипломатия стратегического партнёрства в
новую эпоху [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 21.03.2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/analytics/rossiya-i-kitay-diplomatiya-strategicheskogo-partnyerstva-v-novuyu-epokhu/?sphrase_id=75742131 (дата обращения: 16.04.2021).
41. Сафронова Е. Стратегия "Один пояс, один путь" как носитель "мягкой силы" Китая [Электронный ресурс] // Новый Шелковый путь и его значение для России. - М.: ДеЛи плюс, 2016. С.84-108.
42. Сидорович В. 14-й пятилетний план развития КНР (2021-2025). Основное в
области энергетики и климата [Электронный ресурс] // Аналитическое агентство «Renen». 09.03.2021. URL:https://renen.ru/14-j-pyatiletnij-plan-razvitiya-knr-2020-2025-osnovnoe-v-oblasti-energetiki-i-klimata/ (дата
обращения: 17.03.2021).
43. Сунь Ч. Сотрудничество по сопряжению между Китаем и странами Евразии в контексте построения Инициативы пояса и пути [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 18.09.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sotrudnichestvo-po- sopryazheniyu-mezhdu-kitaem-i-stranami-evrazii-v-kontekste-postroeniya- 1п11з1а11у/?зрйгазе_1й=53888854 (дата обращения: 17.05.2021).
44. Тренин Д. Крупные, но уже не главные. Как России и Европе
адаптироваться к противостоянию США и Китая [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. 20.11.2019. 1Ж1/
https://carnegie.ru/commentary/80191 (дата обращения: 17.02.2021)
45. Тренин Д. Союзническая политика России: что делать и что менять? [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. 27.08.2020. ИРЕ: https://carnegie.ru/2020/08/27/ru-pub-82588 (дата обращения: 15.02.2021)
46. Тренин Д., Шаолэй Ф., Хэн Ц. Развитие Дальнего Востока и китайско -
российские отношения: новое видение и новые подходы [Электронный ресурс] // Дискуссионный клуб «Валдай». 03.09.2019. 1Ж1/
https://ru.valdaiclub.cOm/a/valdai-papers/valdayskaya-zapiska-107/ (дата
обращения: 10.04.2021).
47. Фененко А. «Черные лебеди» глобализации [Электронный ресурс] //
Российский совет по международным делам. 13.04.2020. 1Ж1/
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chernye-lebedi-globalizatsii/ (дата обращения: 12.03.2021).
48. Ханов М. "Сила Сибири — 2". Зачем России дорогостоящий проект на фоне падения газовых цен [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. 08.09.2020. ИРЕ:https://tass.ru/opinions/9397395 (дата обращения: 13.04.2020).
49.Чжу Ю. «Один пояс, один путь» и китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество //Проблемы Дальнего Востока. - 2019. - №. 2. - С. 100-106.
50.Чоу Э. Братья не навек. Почему нефть и газ не только сближают, но и отдаляют Россию и Китай [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. 29.01.2021. ИРЕ: https://carnegie.ru/commentary/83749 (дата
обращения: 18.04.2021)
51. Шаолей Ф, Хэн Ц. Развитие Дальнего Востока и китайско-российские
отношения: новое видение и новые подходы [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 30.09.2019. URL:
https://globalaffairs.ru/articles/razvitie-dalnego-vostoka-i-kitajsko-rossijskie-otnosheniya-novoe-videnie-i-novye-podhody/ (дата обращения: 20.03.2021).
52. Шимпберг А. Модернизация арктических аэропортов России -
необходимое условие развития регионов Арктики [Электронный ресурс] // Проектный офис развития Арктики. 13.06.2020. URL:
https://goarctic.ru/work/modernizatsiya-arkticheskikh-aeroportov-rossii-neobkhodimoe-uslovie-razvitiya-regionov-arktiki/ (дата обращения:
17.03.2021).
53. Школяр Н. Экономическая дипломатия: между протекционизмом и
свободной торговлей [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 08.10.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ekonomicheskaya-diplomatiya-mezhdu-protektsionizmom-i-svobodnoy-torgovley/?sphrase_id=61040144 (дата
обращения: 13.02.2021).
81. Russia loosens Its Belt [Electronic resource] // Foreign Policy. 16.07.2020. URL: https://foreignpolicy.com/2020/07/16/russia-china-belt-and-road-initiative/ (accessed: 13.02.2021).
82.Shakh A. COVID-19: Trouble on the China-Russia Border [Electronic resource] // The Diplomat. 05.05.2020. URL: https://thediplomat.com/2020/05/covid-19-trouble-on-the-china-russia-border/ (accessed: 10.05.2021).
83.Shakh A. Russia loosens Its Belt [Electronic resource] // Foreign Policy. 16.07.2020. URL: https://foreignpolicy.com/2020/07/16/russia-china-belt-and- road-initiative/ (accessed: 17.01.2021).
84.Shepard W. The Western Europe-Western China Expressway To Connect The Yellow Sea With The Baltic [Electronic resource] // Forbes. 10.07.2016. URL: https://www.forbes.com/sites/wadeshepard/2016/07/10/the-western-europe-western-china-expressway-to-connect-the-yellow-sea-with-the-baltic/?sh=7d5609ac6c95(дата обращения: 13.04.2021).
85.Spivak V. How Putin Plans to Cash In on The One Belt One Road Initiative // Carnegie Endowment for International Peace. 16.05.2017. URL: https://carnegie.ru/2017/05/16/how-putin-plans-to-cash-in-on-one-belt-one-road-initiative-pub-69998(accessed: 13.02.2021).
86.Stone I. Why does everyone assume that Russia and China are friends? [Electronic resource] // The Washington Post. 27.03.2021. URL:
https://www.washingtonpost.com/opinions/2021/05/26/why-does-everyone-assume-that-russia-china-are-friends/ (accessed: 15.05.2021).
87.Stronski P. Cooperation and competition: Russia and China in Central Asia, the Russian Far East, and the Arctic [Electronic resource] // Carnegie Endowment. 10.02.2018. URL:
https://carnegieendowment.org/files/CP 331 Stronski Ng Final.pdf(accessed: 10.03.2021).
88. Tonchev P. The Belt and Road After COVID-19 [Electronic resource] // The Diplomat. 07.04.2020. URL: https://thediplomat.com/2020/04/the-belt-and-road-after-covid-19/ (accessed: 16.04.2021).
89. Tower J., Staats J. China’s Belt and Road: Progress on ‘Open, Green and Clean?’ [Electronic resource] // United States Institute of Peace. 29.04.2020. URL: https://www.usip.org/publications/2020/04/chinas-belt-and-road-progress-open-green-and-clean (accessed: 20.03.2021)
90. Wall J. China’s ‘debt-trap diplomacy’ is about to challenge Papua New Guinea—
and Australia [Electronic resource] // The Strategist. 08.09.2020. URL:
https://www.aspistrategist.org.au/chinas-debt-trap-diplomacy-is-about-to-challenge-papua-new-guinea-and-australia/ (accessed: 13.03.2021).
91. Wallerstein I. M. World-systems analysis: A brief introduction to new paradygm. - Duke University Press - 2004. - 250 P.
92. Wu A., Hong K., Chung K. The impact of COVID-19 on Belt and Road Initiative
infrastructure and construction projects [Electronic resource] // Norton Rose Fulbright. 05.06.2020. URL: https://www.nortonrosefulbright.com/en-
ca/knowledge/publications/1785d344/the-impact-of-covid19-on-belt-and-road-initiative-infrastructure-and(accessed: 12.03.2021).
93. Yujun F., Gabuev A., Haenle P., Ma B., Trenin D. The Belt and Road Initiative:
Views from Washington, Moscow, and Beijing [Electronic resource] // Carnegie- Tsinghua Center for global policy. 08.04.2019 URL:
https://carnegietsinghua.org/2019/04/08/belt-and-road-initiative-views-from-washington-moscow-and-beijing-pub-78774(accessed: 17.03.2021).
94. Zhang B. One belt, one Road, one big competition [Electronic resource] // The Diplomat. 15.12.2017. URL: https://thediplomat.com/2017/12/one-belt-one-road-and-one-big-competition/ (accessed: 17.03.2021)
95. Zhang H. Impact of a novel coronavirus epidemic on global development
governance (^^^^M^^^^^S^^^) [Electronic resource] // Shanghai Institute for International Studies (SIIS). 30.06.2020. URL:
http://www.siis.org.cn/Research/Info/5061 (accessed: 30.01.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ