Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические основы формирования организационной культуры образовательной организации

Работа №81468

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность и структура организационной культуры образовательной организации 7
1.2. Принципы и методы формирования организационной культуры 18
1.3. Организационно-педагогические основы разработки программы формирования организационной культуры в образовательной среде 31
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Цели, задачи и организация практической работы 47
2.2. Реализация программы по формированию организационной культуры в образовательной среде колледжа 50
2.3. Итоги работы по формированию организационной культуры в образовательной среде колледжа 74
Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Повышение уровня организационной культуры образовательного учреждения - одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем сегодняшнего дня.
Установление психологических и социально-психологических закономерностей эффективного управления является важным направлением в таких разделах психологии, как социальная психология и психология труда, организационная психология и психология управления. В смежных с психологией науках - социологии, политологии и педагогике - в последнее время активно разрабатываются проблемы повышения эффективности управленческой деятельности в образовании.
Проблема поиска способов повышения эффективности формирования организационной культуры образовательного учреждения встала совершенно по-новому и особенно остро в последнее десятилетие. В этих условиях особо актуальным является не только анализ закономерностей, установленных в мировой теории и практике менеджмента, но и исследования роли различных методов в формировании организационной культуры.
Анализ возможностей и особенностей функционирования в современных условиях, а также установление социально-психологических закономерностей формирования организационной культуры является серьезной задачей не только для ученых-теоретиков, но и для руководителей-практиков.
Для образовательных учреждений сегодня особенно значимой становится проблема формирования современной системы управления. Рыночные закономерности экономики все в большей степени становятся общими правилами жизнедеятельности и для бюджетных отраслей. Задачи выживания, функционирования и развития, стоящие перед системой образования, с особой остротой ставят вопрос освоения установленных в мировом менеджменте законов и закономерностей и их интеграции в отечественную науку и практику.
Пособий по проблемам организационной культуры, посвященных ее изучению в образовательных учреждениях на сегодняшний день еще немного. Значимость различных методов в формировании организационной культуры педагогическими коллективами широко признана, однако практически нет работ, посвященных изучению, разработке и реализации научных подходов менеджмента образовательной сферы.
Таким образом, налицо противоречие между растущими потребностями использования в практике управления образовательными учреждениями закономерностей, установленных в мировом менеджменте, и недостаточной обоснованностью возможностей их переноса в наши условия.
Все вышеизложенное доказывает актуальность изучения психологических закономерностей формирования и функционирования организационной культуры, как системного явления и фактора управленческой деятельности.
Проблема исследования состоит в поиске наиболее эффективных способов формирования организационной культуры в образовательной организации (колледже).
Актуальность и проблема исследования обусловили тему магистерской диссертации: «Организационно-педагогические основы формирования организационной культуры образовательной организации».
Цель работы - выявить организационно-педагогические основы формирования организационной культуры образовательной организации и разработать программу развития организационной культуры колледжа.
Объектом исследования является образовательная среда колледжа.
Предметом исследования является формирование организационной культуры в образовательной среде колледжа.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и структуру организационной культуры образовательной организации.
2. Выявить принципы и методы формирования организационной культуры образовательной организации.
3. Определить организационно-педагогические основы разработки программы формирования организационной культуры образовательной организации.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей организационной культуры образовательной организации.
5. Разработать и реализовать программу по формированию организационной культуры в образовательной среде колледжа.
Гипотеза исследования: Повысить уровень организационной
культуры в образовательном учреждении возможно путем разработки и реализации программы формирования организационной культуры.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные разработки ученых, анализировавших организационно-управленческую проблематику, ее психолого-педагогические и организационно-культурные аспекты, среди которых: Ч. Р. Дафт, К. Девис, Р. Килманн, М. Коултер, М. Моухен, Дж. Ньюстром, М. Секстон, Р. Харрис и др., а также представителей отечественной управленческой мысли - Ю.П. Аверина, А.Н. Занковского, Э.А. Капитонова, С.А. Липатова, Н.В. Мысина, М.Н. Павлову, А.И. Пригожина, А.А. Родионова, С.С. Фролова, СВ. Харченко, В.М. Шепеля и др.
Экспериментальная база исследования: КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управления образования акимата Костанайской области (пгт. Сарыколь, Р. Казахстан).
Научная новизна данного исследования заключается в том, на основе изученных теоретических данных нами был проведен самостоятельный практический анализ основных организационно-педагогических основ формирования и развития организационной культуры в педагогическом коллективе Сарыкольского колледжа агробизнеса и права и на его основе разработана программа развития организационной культуры.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование расширяет представления о значении организационной культуры в образовательном учреждении, принципах и методах ее формирования.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть интересны преподавателям, студентам, занимающимся проблемами формирования организационной культуры образовательного учреждения.
Материалы данного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов и проведении специальных семинаров по психолого-педагогическим дисциплинам.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (первая глава представляет собой теоретическое исследование, вторая - экспериментальное), заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ни одно учебное заведение не существует в рамках только одной культуры. Несмотря на то, что учебные заведения в различных ситуациях могут показывать приверженность тем или иным ценностям четырех видов культур, доминирующим в современном колледже остаются ценности институциональной культуры.
Педагогическим ресурсом формирования организационной культуры являются: целенаправленная работа по усвоению лучших образцов поведения, осмысление значимости традиций и их поддержание, создание эстетики повседневности (интерьер, одежда сотрудников, манеры, говорящие о деловитости и аккуратности), достижение нужного уровня осведомленности о принятых мировых образовательных стандартах и постоянный научно-профессиональный рост сотрудников. Однако есть неуловимая деталь, которая делает организационную культуру видимой, осязаемой, - гордость всех членов образовательного учреждения за свой колледж.
Заключительным шагом в процессе овладения работником всей системой организационных ценностей является внутриорганизационное признание и продвижение тех сотрудников, которые могут служить ролевыми моделями для других членов организации. Выделяя таких людей как образцовых сотрудников, организация побуждает остальных работников следовать их примеру. Подобный подход к формированию ролевых моделей в организациях, отличающихся сильной организационной культурой, считается одной из самых эффективных и постоянно действующих форм продвижения организационных ценностей.
Организационная культура начинается с разработки руководством организации целей, задач и принципов работы. Эти понятия объединяются в общую философию, на основании которой разрабатывается организационная структура учебного заведения. В задачи руководства входит обязательное ознакомление нового сотрудника с организационной целью, личными задачами, правами и обязанностями при работе в организации.
В заключение отметим, что нами была предпринята попытка на основании имеющихся теоретических знаний, сформировать, описать и проанализировать организационную культуру ГККП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права». Были рассмотрены сложившиеся элементы, но в то же время следует добавить, что описанная система не является застывшей, монолитной. Она постоянно видоизменяется, выкристаллизовывается, тем самым находясь в постоянном поиске оптимальной цели для учебного заведения.
Мы также предложили программу развития организационной культуры колледжа.



1. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем / М. Армстронг. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 512 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - 8-е изд; пер. с англ. под ред. С.К. Мордвина / М. Армстронг. - СПб.: Питер, 2015. - 832 с.
3. Аверьянов Л.Я. Организационная культура управления современных предпринимательских структур / Л.Я. Аверьянов. - М.: Экономика, 2002. - 364 с.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учеб. Для вузов / Т.Ю. Базаров. - М.: Банки и биржи; ЮНИСИТИ, 2013. - 560 с.
5. Баландина Т.М. Организационная культура в системе культурного пространства общества / Т.М. Баландина. - Вестник СГАУ. 2005. - № 2 - С. 73-76.
6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - Ростов на Дону: Феникс, 2011. - 340 с.
7. Богатырев М. Организационная культура предприятия / М. Богатырев. - М.: Инфра, 2011. - 111 с.
8. Вейлл П. Искусство менеджмента / П. Вейлл. - М.: Наука, 1989. - 347 с.
9. Веснин В.Р. Менеджмент для всех / В.Р. Веснин. - М.: Юрист, 2010. - 315 с.
10. Виханский О.С. Менеджмент: учеб. - 3-е изд. / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 1999. - 358 с.
11. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. - 2-е издание. / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2005. - 158 с.
12. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: МГУ, 2008. - 294 с.
13. Диев В.С. Философия управления. Личность. Культура. Общество: учеб. пособ. / В.С. Диев. - М.: Гардарики, 2005. - 316 с.
14. Иванцевич Дж. М. Человеческие ресурсы управления / Дж.М. Иванцевич, А.А. Лобанов. - М.: Юнити, 2013. - 186 с.
15. Кабаченко Т.О. Психология управления / Т.О. Кабаченко. — М.: Юрайт, 2013. - 348 с.
16. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
17. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 220 с. - (Серия "Высшее образование").
18. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 638 с.
19. Кибанов А.Я. Организация управления персоналом на предприятии / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ГАУ, 1999. - 292 с.
20. Козлов В.В. Роль персонала в формировании корпоративной культуры фирмы: дис. канд. эконом. наук / В.В. Козлов. - М., 2011. - 180 с.
21. Коэн Аллен Р. Курс МВА по менеджменту / Пер. с англ. / Аллен Р. Коэн. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 2004. - 430 с.
22. Ладанов И.Д. Практический менеджмент / И.Д. Ладанов. - М: Ника,
2009. - 195 с.
23. Лютенс Ф. Организационное поведение: учеб. для вузов: пер. с англ. / Ф. Лютенс. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 692 с.
24. Макеева В.Г. Культура предпринимательства: учеб. пособ. / В.Г. Макеева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с.
25. Магура М.И. Современные персонал - технологии / М.И. Магура. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2013. - 376 с.
26. Маршев В.И. Методы активного обучения управлению / В.И. Маршев, Е.Н. Лукаш. - Изд.: МГУ, 1999. - 230 с.
27. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях
эффективной организационной культуры: учеб. / В.И. Маслов. - М.:
Финпресс, 2004. - 172 с.
28. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия / Е.В. Маслов. - М.: Инфра-М, 1999. - 517 с.
29. Мельник И. Субкультуры в организациях / И. Мельник. - ИНФРА-М,
2010. - 210 с.
30. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 418 с.
31. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон. - М.: Дело. - 2010. - 248 с.
32. Одегов Ю.Г. Управление персоналом / Ю.Г. Одегов. - М.:
Финстатинформ, 1997. - 240 с.
33. Олдхем Д. Культура организации / Д. Олдхем. - Жуковский: МЦДО ЛИНК, 2002. - 190 с.
34. Панкратов В.Н. Психология управления людьми. Практическое руководство / В.Н. Панкратов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 336 с.
35. Пригожин В.И. Современная социология организации: учебное
пособие / В.И. Пригожин. - М.: Инфра, 2001. - 237 с.
36. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 480 с.
37. Рогожин С.В. Теория организации / С.В. Рогожин. - М.: Экзамен,
2011. - 320 с.
38. Розина И.Н. Особенности формирование организационной культуры в современной России // Вестник Российской коммуникативной ассоциации / И.Н. Розина. - 2012. - №1. - С. 5-17.
39. Рюттингер Р. Культура предпринимательства: пер. с нем. / Р. Рюттингер. - М.: ЭКОМ, 1999. - 390 с.
40. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учеб.
пособ. / Т.О. Соломанидина. - М.: ООО «Журнал «Управление
персоналом»», 2009. - 59 с.
41. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: учеб. пособ. для вузов / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2006.- 416 с.
42. Станкин М.И. Организационная культура руководителя учеб. / М.И. Станкин. - М.: ИНФРА, 2002. - 470 с.
43. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М. - Ростов на Дону, 1999. - 430 с.
44. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров / В.К. Тарасов. - Л.: Наука, 1989. - 318 с.
45. Теплова Л. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений / Л. Теплова. - М.: ИНФРА, 2012. - 290 с.
46. Теплова Л. Методологические основы процесса формирования организационной культуры / Л. Теплова. - М.: ИНФРА, 2011. - 280 с.
47. Тесакова Н.В. Миссия и корпоративный кодекс / Н.В. Тесакова. - М.: РИП-холдинг, 2009. - 188 с.
48. Томилов В.В. Культура предпринимательства / В.В. Томилов. - СПб: Издательство «Питер», 2003. - 125 с.
49. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство: Учебное пособие / В.В. Томилов. - СПб.: СПбУЭФ, 2004. - 134 с.
50. Торопов Л.В. Воспитание деловой культуры / Л.В. Торопов. - Челябинск: ЮУРГУ, 2000. - 140 с.
51. Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров / М.К. Тутушкина. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2012. - 368 с.
52. Удальцова М.В. Социология управления: учеб. пособ. / М.В. Удальцова. - М.: ИНФРА-М. - Новосибирск, 2013. - 144 с.
53. Харрис Ф. Менеджмент в организации: пер. с англ. / Ф. Харрис, Р. Моран. - М., 2002. - 230 с.
54. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство: Построение. Эволюция. Совершенствование; пер. с англ. В.А. Спивак / Э.Х. Шейн. - СПб: Питер, 2006. - 241 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ