Введение 5
1 Теоретические основы формирования речевого этикета младших
школьников 8
1.1. Культура речи и речевой этикет: теоретические аспекты 8
1.2. Организация работы по речевому этикету в начальной школе 14
1.3 Психолого-педагогические предпосылки усвоения норм речевого этикета обучающимися начальных классов 19
2 Методические основы активизации в речи обучающихся начальных
классов этикетных норм русского языка 27
2.1 Анализ программ и действующих учебников в аспекте исследуемой
проблемы 27
2.2 Состояние владения речевым этикетом обучающимися начальных
классов (на основе констатирующего эксперимента) 38
2.3 Методика работы по формированию речевого
этикета младших школьников 41
2.4 Обучающий и контрольный эксперименты и их результаты 49
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение
Актуальность исследования. В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
В среднем же и старшем звене учащиеся должны уметь правильно формулировать свои мысли, грамотно выражаться, уметь находить и исправлять свои ошибки.
Анализ методической, педагогической литературы, показал, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка и литературы в малом объеме, фрагментарно. На помощь приходят только элективные курсы и занятия по развитию речи, которые есть не во всех школах.
Работа по развитию речи и речевому этикету обучающихся в школе многогранна. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Исследования доказывают, что речевые навыки у детей необходимо развивать, и чем раньше и интенсивнее будет проводиться эта работа, тем эффективнее она будет. Это объясняет актуальность данного исследования.
Объект исследования - методика формирования речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - приемы, направленные на формирование речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования - раскрыть методику формирования речевого этикета на уроках русского языка у младших школьников.
Задачи исследования:
- выявить основные аспекты речевого этикета;
- определить организацию работы по речевому этикету в начальной школе;
- проанализировать программы и действующие учебники в аспекте исследуемой проблемы;
- разработать материалы, направленные на формирование речевого этикета у младших школьников;
- определить пути развития речевого этикета младших школьников, и создать систему упражнений.
Методологическая основа исследования: Л.А. Брусенская, Л. А. Вохмянина, Т. А. Ладыженская, В. Г. Костомаров, Н. И. Формановская, Я. Радевич-Винницкий, М. Г. Стельмахович и др.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эксперимент.
Этапы исследования:
Первый этап - теоретический: анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы квалификационной работы.
Второй этап - экспериментальный: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Третий этап - обобщающий: анализ и сравнение полученных результатов, изучение системы работы, и литературное оформление квалификационной работы.
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивались результатами опытной работы, адекватностью методик исследования его предмету и задачам.
База исследования: МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирска (2 «Д» класс).
6
Практическая значимость рассмотренные методики могут быть использованы учителями начальной школы при формировании речевого этикета у младших школьников.
Гипотеза исследования: в основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что процесс обучения будет успешным, если развивать речь и речевой этикет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (55) и приложений.
Целью исследования являлось раскрытие методики формирования речевого этикета на уроках русского языка у младших школьников.
В ходе исследования мы решили ряд задач.
Во-первых, выявили основные аспекты речевого этикета. Речевой этикет - это система устойчивых формул общения, предназначенных обществом для установления речевого контакта собеседников, соблюдение общения в выбранной тональности соответственно их социальных ролей и ролевых позиций в отношении друг друга, взаимных отношений в официальной и неофициальной обстановке. Речевой этикет - это выбор высказывания именно для данной ситуации и для данного партнера, это система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта.
Основой речевого этикета является утверждение корректности и доброжелательных отношений между людьми. Основные требования речевого этикета основываются на этнокультурных традициях коммуникативной практики того или иного народа, направленные на соблюдение правил национально-специфического речевого поведения, имеющие регулятивный характер, отличаются устойчивостью использования.
Во-вторых, определили организацию работы по речевому этикету в начальной школе. Пришли к выводу, что первостепенное значение имеет речевой этикет самого учителя, соблюдение им его норм. Учитель должен быть добр, вежлив, отзывчив, внимателен к детям. Мало ограничиваться беседами о вежливости и речевом этикете. Воспитание вежливости речи - это прежде всего воспитание уважительного отношения к человеку, доброты. Только пристальное внимание к слову, к нюансам его лексических значений, скрупулезная систематическая работа над правильным употреблением лексем способствуют существенным достижениям в речевые и интеллектуальные развития школьников. Поскольку речи младших школьников часто присуще неправильное употребление слов в результате неправильного или неточного понимания их значений, бедность активной лексики, наиболее перспективными направлениями в исследованиях проблемы словарной работы в начальных классах остаются работа по уточнению словаря младших школьников, активизация словаря в результате ежедневной практики продуктивного словоупотребления.
В-третьих, проанализировали программы и действующие учебники в аспекте исследуемой проблемы. Пришли к выводу, что в начальной школе на уроках русского языка происходит развитие общих психофизических особенностей личности, которые являются предпосылкой овладения умениями профессионально-педагогической речи. Прежде подразумеваем развитие воображения (воспроизводящей и творческой), ассоциативной и образной памяти. Необходимо развивать в себе умение видеть, чувствовать окружающий мир в звуках, красках, картинах и воспроизводить свое видение в слове.
В-четвертых, разработали материалы, направленные на формирование речевого этикета у младших школьников.
В-пятых, определили пути развития речевого этикета младших школьников, и создали систему упражнений.
В практической части работы, учитывая цель исследования - раскрытие методики формирования речевого этикета на уроках русского языка у младших школьников. Оно включало три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего этапа исследования была проведена диагностика состояния речевого этикета у обучающихся 2 «Д» класса МБОУ «СОШ №9» г. Лесосибирска. Полученные результаты говорили о преобладании среднего уровня развития речевого этикета: у 75% (15 детей), высокий уровень обнаружен у 20% (4 школьника), низкий - у 5% (1 школьник). Был сделан вывод о необходимости работы с данной группой школьников по развитию речевого этикета.
После проведения данной работы, которая заключалась в широком применении специальных упражнений и заданий, направленных на углубление знаний по речевому этикету и культуре речи, нами были получены следующие данные: в группе школьников, после проведенной работы, продолжает преобладать средний уровень развития речевого этикета - 55% (11 детей), однако, мы можем констатировать, что показатели значительно улучшились, даже дети, стабильно дающие средние результаты, смогли дать правильные ответы на большее количество вопросов, количество ошибок в устной речи уменьшилось или полностью исчезло. Кроме того, в данной группе появились дети с очень высоким уровнем речевого этикета - 10% (2 человека), высокий уровень на этот раз обнаружен у 35% (7 школьников), это на 15% больше, чем на констатирующем этапе исследования, низкий уровень на этот раз не был диагностирован ни у одного обучающегося.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что полученные данные свидетельствуют о несомненной эффективности работы по развитию речевого этикета с обучающимися 2 классов.
В ходе проведения работы ее задачи были решены, цель достигнута, гипотеза о том, что, процесс обучения будет успешным, если развивать речь и речевой этикет подтверждена.
1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. - Москва: Педагогика, 2014. - 103 с.
2. Азис, Л.В. Разговор о разговоре: Говорящим и слушающим: к вопросу культуры речи / Л. В. Азис // Начальная школа. - 2015. - № 12. - С. 93¬112.
3. Акишина, А.А. Жесты и мимика в русской речи / А.А. Акишина. - Москва: Просвещение, 2015. - 144 с.
4. Брусенская, Л. А. Многообразие нормы или грамматическая ошибка? / Л.А. Брусенская // Русский язык в школе. - 2015. - № 4. - С. 90-94.
5. Бунеев, P.H. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса (1-4) // P.H. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Москва: Баласс, 2017. - 128 с.
6. Васильева, A.H. Основы культуры речи / A.H. Васильева. - Москва: Юрайт, 2018. - 256 с.
7. Введенская, Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов на Дону: МарТ, 2016. - 512 с.
8. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. -5-е изд. - Ростов на Дону: Феникс, 2016. - 544 с.
9. Величко, Л.И. Речь. Речь. Речь: кн. для учителя начальных классов по развитию речи обучающихся / Л.И. Величко, З.А. Доморацкая, Т.А. Ладыженская и др. - Москва: Педагогика, 2014. - 144 с.
10. Волченко, Л.Б. Этикет и мода / Л.Б. Волченко. - Москва: Знание, 2015. - 61 с.
11. Волина, В.В. Учимся играя / В.В. Волина. - Москва: Новая школа, 2014. - 448 с.
12. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - Москва: Наука, 2013. - 388 с.
13. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин. - Москва: Наука, 2016. - 246 с.
14. Гончарова, Л. О. Нетрадиционные приемы развития связной речи / Л.О. Гончарова // Начальная школа. - 2016. - № 7. - С. 28-31.
15. Граудинова, Т.К. Культура русской речи: учеб. для вузов / T.K. Граудина, Е.Н. Ширяев. - Москва: Юрайт, 2017. - 560 с.
16. Жуйков, С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку / С. В. Жуйков. - Москва: Педагогика, 2014. - 184 с.
17. Зимняя, И.А. Речевая деятельность и психология речи / И.А. Зимняя // Основы теории речевой деятельности. - Москва: Наука, 2015. - С. 64-72.
18. Иванова, С.Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников / С.Ф. Иванова. - Москва: Просвещение, 2014. - 350 с.
19. Игнатьева, ТВ. Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы: русский язык / ТВ. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. - Москва: Просвещение, 2017. - 316 с.
20. Ильин, Е П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 342 с.
21. Капинос, В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителей / В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской. - Москва: Просвещение, 2013. - 320 с.
22. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик и др. - М.: Просвещение, 2015. - 342 с.
23. Костомаров, В.Г. Актуальные проблемы культуры речи / В.Г. Костомаров, Л.И. Скворцова. - Москва: Просвещение, 2016. - 446 с.
24. Крылова, О.А. Приветствия и этикет / О.А. Крылова // Русская речь.
- 2015. - №4. - С. 58-62.
25. Линго, Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников / Т.И. Линго. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 192 с.
26. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя / М.Р. Львов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015.
- 176 с.
27. Львов, М.Р. Виды речи / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С. 76-82.
28. Львов, М.Р. Речевое развитие человека / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2016. - № 6. - С. 98-105.
29. Львов, М.Р. Язык и речь / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2017. - № 8. - С. 112.
30. Львов, М.Р. Культура речи. Школьные проблемы / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2017. -№ 1.-С. 14-27.
31. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - 3-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2016. - 415 с.
32. Ладыженская, Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет. обучения: учеб. пособие / Т.А. Ладыженская. - Москва: Просвещение, 2014. - 124 с.
33. Максимов, В.И. Русский язык и культура речи: учебник / В.И. Максимов. -Москва: Гардарики, 2016. - 413 с.
34. Нечаева, Е.В. Занятия по речевому этикету / Е.В. Нечаева // Начальная школа. - 2016. - № 7. - С. 10-17.
35. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Просвещение, 2015. - 288 с.
36. Полякова, А.В. Русский язык: учеб. для 1 кл. четырехлетн. нач. шк. / А.В. Полякова. - Москва: Просвещение, 2017. - 208 с.
37. Полякова, А.В. Русский язык: учеб. для 2 кл. четырехлетн. нач. шк. / А.В. Полякова. - Москва: Просвещение, 2017. - 206 с.
38. Полякова, А.В. Русский язык: учеб. для 3 кл. четырехлетн. нач. шк. / А.В. Полякова. - Москва: Просвещение, 2017. - 176 с.
39. Полякова, А.В. Русский язык: учеб. для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч. Ч. 2 / А.В. Полякова. - Москва: Просвещение, 2017. - 126 с.
40. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 1 кл. четырехлетн. нач. шк. / Т.Г.Рамзаева. -5-е изд. - Москва: Просвещение, 2017. - 185 с.
41. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 2 кл. четырехлетн. нач. шк. / Т.Г. Рамзаева. -5-е изд. - Москва: Просвещение, 2017. - 159 с.
42. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 3 кл. четырехлетн. нач. шк. / Т.Г. Рамзаева. —4-е изд. - Москва: Просвещение, 2017. — 255 с.
43. Рамзаева, Т.Г. Уроки русского языка в 3 классе: пособие для учителя / Т.Г. Рамзаева. - Москва: Просвещение, 2017. - 206 с.
44. Рамзаева, Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе: пособие для учителя / Т.Г. Рамзаева. -Москва: Просвещение, 2016. - 128 с.
45. Рамзаева, Т.Г. Уроки русского языка во 2 классе: пособие для учителя / Т.Г. Рамзаева. - Москва: Просвещение, 2017. - 191 с.
46. Рождественский, Ю.В. Теория риторики: учеб. пособие / Ю.В. Рождественский. - 4-е изд. - Москва: Флинта, 2016. - 510 с.
47. Сальникова, Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи учеб.-метод, пособие / Т.П. Сальникова. - Москва: Сфера, 2015. - 240 с.
48. Синицын В.А. Путь к слову: из записок учителя: пособие по развитию речи / В.А. Синицын. - Москва: Просвещение, 2015. - 352 с.
49. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах -. сб. метод, задач / М.С. Соловейчик. - Москва: Линка-Пресс, 2014. - 79 с.
50. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Зайкова. - Москва: Дрофа, 2017. - 207 с.
51. Титова, Н.Ф. Культура речи в начальном обучении / Н.Ф. Титова. - Москва: Просвещение, 2014. - 312 с.
52. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты / Н.И. Формановская. - Москва: Наука, 2015. - 126 с.
53. Щиголева, Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников / Н.В. Щиголева // Начальная школа. - 2016. - № 10. - С. 57-61.
54. Эмбер, В.И. Этическая направленность в курсе риторики / В.И. Эмбер // Начальная школа. - 2016. - № 11. - С. 46-50.
55. Яговицкий, Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи / Е.В. Яговицкий. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 362 с.