Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Подросток» Ф.М. Достоевского как роман воспитания (жанр и поэтика)

Работа №102822

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы23
Год сдачи2001
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Основное содержание работы
Заключение
Публикации

Актуальность исследования. Романное творчество Ф.М. Достоевского стоит особняком во всей мировой литературе. На всех его произведениях лежит печать мошной индивидуальности, пробивающей свой особый путь. Именно поэтому роман писателя воспринимается как уникальное явление в области жанра, предполагающее совершенно особый принцип художественного построения.
В современном литературоведении пятикнижие писателя выступает как единый метатекст, одно великое творение художника, все романы которого объединяются общими принципами поэтики. Пытаясь обнаружить секрет уникальности романа Ф.М. Достоевского, ученые подходят ко веем произведениям пятикнижия с одной меркой, укладывая каждый роман в одну универсальную матрицу, форму некоего. М.М. Бахтин объединил все признаки романа одним принципом изображения - полифонизмом, в его понимании роман писателя - полифонический. Вяч.Иванов, а позднее Ф.И. Еанин увидели в произведении писателя роман-трагедию, БМ. Энгельгардт называл роман Достоевского идеологическим.
Таким образом, происходит унификация уникальных жанровых отличий каждого романа, все пять романов зрелого Ф.М. Достоевского оцениваются однозначно, однопланово. В современном литературоведении слабо освещен вопрос о жанровой дифференциации произведений Достоевского. В этом направлении написана лишь одна монография В.Н. Захарова “Система жанров Достоевского".
По мнению М.М. Бахтина, «... каждый жанр обладает своими способами, своими средствами видения и понимания действительности». Поднимаясь на новый уровень осмысления романов Ф.М. Достоевского, нам необходимо увидеть те горизонты, которые открывает каждая жанровая форма, раскрыть новый уровень содержания данной жанровой модели, особый ракурс освещаемой действительности, обнаружить новый смысл поэтических средств, ибо «исходить поэтика должна именно из жанра» .
Чтобы увидеть в Достоевском экспериментатора-творца в области жанра, нужно раскрыть типологические связи с традиционными жанрами мировой литературы, выявить вклад писателя в историю развития жанра, показать тот виток, который выписывает Жанровая форма под его пером. Мы не случайно обратились к изучению романа “Подросток". В науке не существует работы, в которой это произведение писателя сопоставлялось бы с традиционным жанром романа воспитания в мировой литературе.
Рассмотрение романа, художественной доминантой которого является изображение изменения сознания главного героя, обнаруживает еще одну проблему. Исследователи творчества Достоевского, как правило, не ставят вопроса о специфике эволюции героя. М.М. Бахтин в книге "Проблемы поэтики Достоевского" замечает: "...ни в одном из романов Достоевского нет диалектического становления единого духа, вообще нет становления, нет роста совершенно в той же степени, как их нет и в трагедии" . На наш взгляд, рассмотрение "Подростка" как романа воспитания должно изменить сложившееся мнение о статичности, "готовности" героя Достоевского. История воспитания Подростка, представленная в романе, показывает душу героя в движении, развитии, в переходе от одних убеждений к другим.
Цели и задачи исследования. Романы Ф.М.Достоевского не поддаются идентификации с произведениями традиционных жанров, настолько оригинально явление Достоевского в мировой мысли и в художественном творчестве. Нам необходимо рассмотреть роман воспитания «Подросток» в широком жанровом интертексте. Мы пытаемся выяснить, насколько плотно примыкает роман Ф.М. Достоевского к руслу развития этого жанра в мировом литературном процессе? Имеет ли "Подросток" в своей структуре общую матрицу - художественную основу всех романов - представителей этого жанра? И, самое главное, в чем экспериментальность, новаторство Достоевского в использовании этой жанровой формы? Как уникальный тип художественного сознания писателя перестраивает традиционную модель, открывает новые средства и способы изображения становящейся действительности? Анализируя уровень поэтики, мы выделяем те художественные средства, которые помогают показать движение характера Подростка.
Достижению поставленной цели служит выполнение следующих задач:
1. Сконструировать модель традиционного романа воспитания, проанализировав
ряд романов 18-20 веков. '
2. Определить отличительные жанровые признаки романа "Подросток".
3. Провести связь между жанровой спецификой произведения и способом
изображения сознания героя Достоевского.
4. Рассмотреть как "носители жанра": хронотоп, специфика сюжета, средства психологического анализа, уровень субъектной организации раскрывают концепцию становящейся личности героя.
5. При анализе повествовательной структуры романа учесть лингвистический
аспект, в частности, рассмотреть синтаксические особенности речи главного героя как средство характеристики его сознания.
' Показать, что художественное исследование Ф.М. Достоевского открывает в психологии растущего человека такие глубины, к которым приблизились в своем научном поиске великие ученые-психологи XX века - З. Фрейд. К.Г. Юнг, А.Адлер.
Методика исследования. Основную методологическую базу в работе составляют труды М.М. Бахтина, Б.А. Грифцова, В.В_ Виноградова, Л.С. Выготского, В.Н. Захарова, В.В. Кожинова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Н.Л. Лейдермана, Н.Т. Рымаря. В диссертации мы используем не один метод анализа, а несколько: типологический,, сравнительно-исторический, структурный.
Научная новизна исследования. Исследование жанрового своеобразия предпоследнего романа Достоевского обнаруживает новаторский способ изображения становления сознания человека. Достоевский не описывает диалектического развития сознания героя, характер этого становления - катастрофический, причем внутренние изменения представлены через самосознание, самораскрытие Подростка. В рамках оригинальной жанровой модели раскрывается новый художественный смысл традиционных форм поэтики: особенностей сюжета, хронотопа, приемов психологического анализа, субъектного уровня организации текста. Каждая из форм составляет особое звено поэтики перехода, передающей отдельный катастрофический миг в становлении сознания. Далекие от последовательного, диалектического описании, формы поэтики сосредоточивают в себе широкое, многоплановое содержание, образуя систему так называемого спектрального анализа. Анализ движения сознания героя опровергает утверждение о "готовности" героя Ф.М-Достоевского.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в процессе изучения творчества Ф.М. Достоевского при подготовке общих и специальных вузовских и школьных курсов по истории русской литературы XIX века, а также для дальнейшей теоретической разработки жанровой специфики отдельных видов романа Ф.М. Достоевского.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре русской и зарубежной литературы Челябинского государственного университета. Некоторые положения работы выносились на обсуждение на межвузовской научно-методической конференции «Методика вузовского образования» в ЧГПУ; Содержание работы отражено в 4-х публикациях, перечень которых приводится в конце автореферата.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии, насчитывает 305 страниц компьютерного текста. Библиография содержит 324 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении подводятся итоги проведенного исследования. Помимо принадлежности романа Ф.М. Достоевского к жанру романа воспитания, мы убеждаемся в новаторстве художника, в создании экспериментального метода изображения движения сознания в романе воспитания, внесении новых художественных средств в традиционную систему поэтики жанра.
Общий принцип художественного построения романа воспитания мы называем спектральным художественным анализом. Он принципиально отличается от диалектического. При диалектическом описании жизни героя представлена последовательная линия развития личности. При таком способе совершается равномерное освещение истории развития с некоторыми вспышками в местах наиболее важных этапов.
«Спектральный анализ» предполагает принципиально иной подход к художественному изображению. В этом случае происходит укоренение, концентрация в отдельных участках истории развития героя ключевой информации. Отдельные участки раскрывают смысл всего целого. Эти точки повествования - как бы фокус, сосредоточение всего содержания. От этого фокуса отбрасываются лучи всех оттенков - спектр, связывающий эту изображенную в романе точку со всеми моментами жизни героя.
Если автор традиционного романа воспитания пытается в линеарном порядке представить историю становления своего героя, стараясь вербально, формально выразить все свои суждения о процессе воспитания героя, то Достоевский следует другому принципу. Все поле истории героя представлено в романе Достоевского. Но оно не выписано, не воплощено в однозначной семантике художественного слова. Достоевский не пытается охватить подробным диалектическим описанием всю область психической жизни героя, но выделяет только отдельные ее узловые моменты, опорные пункты. Но эти моменты заключают в себе концентрированную, сжатую информацию. Это светящиеся точки, которые как бы отбрасывают в темноте неизвестной пока области жизни героя спектральное излучение, лучи которого освещают все «пространство» внутренней жизни героя. Эти лучи являются проекциями ко многим важным, определяющим явлениям в жизни героя. То есть, поле жизни героя освещается отдельными вспышками. И если изображение истории личности в традиционном романе воспитания приближается к плоскостному, так как представлено в виде линеарных отрезков кривой человеческой жизни, то роман Достоевского ближе к объемному, многомерному, рельефному изображению процессов человеческой души.
Итак, для художественной формы романа «Подросток» характерны: большая концентрированность содержания, подтекстовость в широком смысле этого слова (каждая форма не ограничивается однозначным толкованием, но имеет широкий план скрытого, подразумеваемого смысла). Эта подтекстовость означает, что каждая художественная форма несет в себе скрытый потенциальный смысл, раскрываемый в процессе чтения. Именно благодаря >гом дополнительному плану информации можно восстановить полную картину истории развития Подростка. '
Ф.М. Достоевского не столь волнует ретроспективный метод исследование развития героя <при котором ощущается отвлеченность взгляда, брошенного с какого-то расстояния - с точки зрения авторской позиции, с точки зрения повзрослевшего героя), а самый трепетный момент - то мгновение перехода, которое является первоэлементом процесса движения сознания. Всеми художественными средствами писатель пытается приблизиться к нему и сделать этот неуловимый катастрофический миг ощутимым, чувствительным для читателя. Для этого создается "центрированная" система художественных средств:
• повествование от "я" способствует передаче самоощущения героя,
• необыкновенная концентрация переживаний в одном мгновенье передается средствами хронотопа,
» выбираются такие формы психологического анализа, которые способны выявить мгновение перехода:
• воспоминания, представляющие собой проекцию в прошлое героя,
• исповедь, передающая итог предыдущего переживания и образование следующего решения,
• поток сознания, в течении которого улавливается переход от одной мысли (чувства) к другим.
Таким образом, предпоследний роман Ф.М.Достоевского продолжает традицию романа воспитания, образуя следующий виток ее развития - раскрывая новую концепцию катастрофического становления личности.



1. Воспоминания как элемент поэтики романа воспитания (на материале романа Ф.М.Достоевского "Подросток") //Сборник научных работ аспирантов. Челябинск: Изд-во ЧПТУ, 1999. - С. 150-153.
2. Время в романе Ф.М.Достоевского "Подросток” //Вести. Челяб. ун-та - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1999. - С. 100-109.
3. Исповедь как элемент поэтики романа воспитания (на материале «Подростка) Ф.М.Достоевского) //Наука, культура, образование. Горноалтайск: Горно-Алтайский гос. ун-т, 2000. - № 6/7. - С. 71-72.
Г Этический аспект в изучении романа воспитания Ф.М.Достоевскогс «Подросток» // Методика вузовского образования: Материалу; 4-оё межвузовской научно-методической конференции, 31 октября - 1 ноября 2000 г. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ,‘2000. - С. 204-206.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ