Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИИ «РОМАНА ВОСПИТАНИЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. ОСТЕН, Ш. БРОНТЕ И Э. ГАСКЕЛЛ

Работа №66583

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
8
НАУЧНЫЙ ДОКЛАД Традиции «романа воспитания» в творчестве
Дж. Остен, Ш. Бронте и Э. Гаскелл
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ПРИЛОЖЕНИЯ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ I «РОМАН ВОСПИТАНИЯ» КАК ТРАДИЦИЯ
Васильева Э. В. «Север и юг» Элизабет Гаскелл и традиции романа воспитания // Литературная мода и литературные модели в западноевропейской и американских литературах. Материалы XLII Международной филологической конференции 11—16 марта 2013 года. СПб.: ИД «Петрополис», 2013. С. 38— 40 22
ПРИЛОЖЕНИЕ II ЖЕНСКИЙ «РОМАН ВОСПИТАНИЯ» И ВОПРОСЫ СЮЖЕТА
Васильева Э. В. Сцены неудачного сватовства в романах Дж. Остен и Э. Гаскелл и их роль в моделировании сюжета / Литературные модели в историко-теоретической перспективе / Отв. ред. А. А. Чамеев. СПб.: Санкт-Петербургский
государственный университет, 2015. С. 45—57 26
ПРИЛОЖЕНИЕ III ЖЕНСКИЙ «РОМАН ВОСПИТАНИЯ» И ВОПРОСЫ СТРУКТУРЫ
Васильева Э. В. Эпистемологические парадигмы в романе Э. Гаскелл «Жены и дочери» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. Т. 1. Филология. С. 103—111 37
ПРИЛОЖЕНИЕ IV ЖЕНСКИЙ «РОМАН ВОСПИТАНИЯ» КАК
ЭКСПЕРИМЕНТ
Васильева Э. В. К вопросу о реализме Ш. Бронте («Городок» и мономиф) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 1. С. 93—99 50
ПРИЛОЖЕНИЕ V СВОДНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ 63


Творчество трех великих английских писательниц XIX в. - Джейн Остен, Шарлотты Бронте и Элизабет Гаскелл - изучено достаточно широко как в рамках российского литературоведения, так и в англо-американской литературной критике 1. Популярное в последние годы направление т. н. «женских исследований» (Women Studies), как правило, выстраивает свои концепции женской литературы вокруг творчества Дж. Остен и Ж. Санд, если в задачу входит определение контуров позднепросветительской женской прозы, и Ш. Бронте и Дж. Элиот, которые избираются в качестве двух парадигмальных фигур викторианской женской литературы [Showalter 1999: 102—104]. Творчество же миссис Гаскелл относят то к линии Бронте, учитывая дружеские отношения двух писательниц, то к линии Элиот, при этом нередко забывая о том, какое влияние проза Гаскелл оказала на художественные работы автора «Адама Бида» и «Миддлмарча» . Вероятно, именно миссис Гаскелл с ее «материнской прозой» следовало бы назвать образцом для подражания для многих средне- и поздневикторианских писательниц, стремившихся в своих работах к тому же сочетанию увлекательного сюжета, правдоподобных образов героев и дидактизма, отчасти возникших в творчестве Гаскелл под влиянием Дж. Остен.
Несмотря на яркую творческую индивидуальность трех выбранных авторов и существующие между их творческими программами различия, Дж. Остен, Ш. Бронте и Э. Гаскелл часто объединяют не только как выдающихся английских писательниц XIX в., но и как трех создательниц английских женских «романов воспитания». На материале романов Дж. Остен «Чувство и чувствительность» (Sense and Sensibility, 1811), «Гордость и предубеждение» (Pride and Prejudice, 1813), «Мэнсфилд-Парк» (Mansfield Park, 1814), «Эмма» (Emma, 1815) и «Нортенгерское аббатство» (Northanger Abbey, 1817), романа Ш. Бронте «Джейн Эйр» (Jane Eyre, 1847) и романов Э. Гаскелл «Мэри Бартон» (Mary Barton, 1848), «Север и Юг» (North and South, 1855) и «Жены и дочери» (Wives and Daughters, 1866) российские и англо-американские исследователи-литературоведы изучают жанровые характеристики позднепросветительского Bildungsroman в его британской модификации XIX столетия [Наумова 1990; The Voyage In 1983; McDonnell 1984; Fraiman 1993; Gilbert, Gubar 2000; Miller 2010, etc.]. При этом основные усилия исследователей направлены на создание некой универсальной концепции английского женского «романа воспитания», в которую бы вписывались не только художественные работы Дж. Остен, Ш. Бронте и Э. Гаскелл, но и других их современниц, в то время как частные аспекты этой жанровой разновидности романа (например, архитектура образов героев, специфика сюжетостроения, конкретные сюжетные формулы и устойчивые мотивы, восходящие и нисходящие связи) остаются неизученными.
Целью настоящей работы является исследование английского женского «романа воспитания» в совокупности его жанровых характеристик и поиск ответов на следующие частные вопросы:
1) тождественен ли английский женский «роман воспитания» немецкому позднепросветительскому Bildungsroman;
2) какова специфика моделирования сюжета в английском женском «романе воспитания»;
3) какую сюжетную структуру избирают писательницы-авторы женских «романов воспитания» и каким образом та или иная структура обслуживает сверхтекстовую задачу того или иного романа;
4) как английский женский «роман воспитания» XIX в. повлиял на литературу рубежа веков и на художественные эксперименты начала XX в.?
Поставленные вопросы определяют научную новизну и актуальность настоящего исследования, т. к. при существующем в современной англистике интересе к женской прозе и женской интерпретации изначально мужских жанров, каким является и немецкий роман воспитания, проблема женского «романа воспитания» является решенной на уровне универсальной концепции, но ответы на конкретные вопросы, связанные с его типологическими и композиционными особенностями, так и не получены.
В качестве объекта исследования выбраны следующие тексты: романы Дж. Остен «Гордость и предубеждение», «Эмма», романы Ш. Бронте «Джейн Эйр», «Городок», романы Э. Гаскелл «Мэри Бартон», «Север и Юг», «Жены и дочери». Предметом исследования является английский женский «роман воспитания», его жанровое своеобразие, его структура, сюжетные модели и топика, восходящие и нисходящие связи, а также сверхтекстовые задачи авторов подобных романов.
На защиту в рамках настоящей выпускной квалификационной работы выносятся следующие положения:
1) английский женский «роман воспитания» не тождественен немецкому позднепросветительскому роману воспитания, но генетически с ним связан, являясь аналогичной жанровой формой в английской литературе 1810-х—1860-х гг.;
2) в творчестве английских писателей XIX в. «роман воспитания» существовал в двух ипостасях - мужской и женской, каждая из которых работала со своим набором готовых сюжетных ходов, тем и мотивов, при этом характерными для женского «романа воспитания» оказываются следующие художественные приемы: мотив пробуждения, мотив двойничества, хронотопы дома, дороги и города, мотив философского путешествия, обостренная любовная линия, тема поиска идентичности и своего места в мире;
3) обостренная любовная линия в женской разновидности «романа воспитания» чаще всего проявляется в функциональном включении в сюжет сцены неудачного сватовства, служащей авторам для изображения нового образа «мыслящей женщины», для которой матримониальная идиллия не является самоцелью;
4) со времен Дж. Остен параллелизм был наиболее продуктивной структурой сюжета женского «романа воспитания», т. к. он позволял авторам показать параллельное оформление характеров и подчинить весь сюжет той или иной сверхзадаче (напр., исследованию влияния среды на характер человека, поиску связи между избранной системой ценностей и судьбой человека и т. д.);
5) английский женский «роман воспитания» не является изолированной жанровой формой: обладая генетической связью с немецким романом воспитания, он восходит к древним мифам о преображении, а также оказывает влияние на европейскую модернистскую литературу, одним из ключевых мотивов в которой также является мотив «духовного странствия», блестяще разработанный авторами воспитательных сюжетов в XIX в.
Проблематика и выделенные задачи исследования определили его структуру: выпускная квалификационная работа общим объемом 72 страницы машинописного текста состоит из введения, текста научного доклада, заключения и пяти приложений, в которых последовательно раскрываются различные аспекты выбранной темы. Сводный библиографический список насчитывает 113 наименований научной и учебно-методической литературы на русском, английском, итальянском и французском языках.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании частных аспектов английского «романа воспитания» викторианской эпохи, уточнении существующей терминологии и дополнении существующих представлений о жанровом своеобразии этого субжанра. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы при чтении вузовских общих курсов по истории зарубежной литературы XIX в., при подготовке и чтении специальных курсов по истории английской литературы викторианской эпохи, по истории женской литературы, теории романа, а также при составлении научных комментариев.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках настоящей выпускной квалификационной работы английский женский «роман воспитания» в творчестве Дж. Остен, Ш. Бронте и Э. Гаскелл был исследован с двух позиций. Первостепенной задачей являлось принципиальное решение существующей терминологической проблемы: несмотря на то, что первоначально термин «роман воспитания» был введен в обиход литературоведческой науки для обозначения конкретной жанровой разновидности романа, появившейся и оформившейся в позднепросветительской Германии, на рубеже XX—XXI вв. он стал применяться к самым разным типам текстов разных национальных литератур. Едва ли сегодня возможно искусственно сузить диапазон применения этого термина, сознательно вернув ему узкое первоначальное значение, однако в рамках данного исследования для удобства изложения и восприятия материала было предложено разделять классический немецкий роман воспитания и аналогичные ему жанровые формы, возникшие в других национальных литературах в тот же период, в частности, английский женский «роман воспитания», обладающий генетическим родством с немецкой формой, но не идентичный ей.
Второй принципиальной задачей был поиска ответов на ряд частных вопросов, связанных с английским «романом воспитания» XIX в. и сформулированных во введении к настоящей квалификационной работе. В четырех научных статьях, включенных в работу, романы Дж. Остен, Ш. Бронте и Э. Гаскелл анализируются с точки зрения их жанрового своеобразия, специфики моделирования сюжета, базовых сюжетных структур и принципов построения образов главных героев, а также в контексте проблемы литературной преемственности.
Так, в статье ««Север и юг» Элизабет Гаскелл и традиции романа воспитания» я исследую специфику женского воспитательного сюжета и те художественные приемы, которые наиболее часто использовались романистками (мотив пробуждения, мотив двойничества, хронотопы дома, дороги и города, мотив философского путешествия, обостренная любовная линия, тема поиска идентичности и своего места в мире и др.).
В статье «Сцены неудачного сватовства в романах Дж. Остен и Э. Гаскелл и их роль в моделировании сюжета» я подробно останавливаюсь на одном из перечисленных приемов, а именно на проблеме обостренной сюжетной линии. Поскольку в женской прозе (как написанной женщинами, так и ориентированной на женскую читательскую аудиторию) именно любовный конфликт является основной движущей силой сюжета, авторы женских «романов воспитания» не могли полностью отказаться от романтической сюжетной линии, но стремились подчинить ее основной сверхзадаче каждого текста, заключающейся в изображении становления характера главной героини. На материале романов Остен «Гордость и предубеждение» и «Эмма», а также романа Гаскелл «Север и Юг» я исследую повторяющуюся сцену неудачного сватовства и ее функции. Сравнительный анализ произведений двух английских романисток приводит к выводу о том, что обе писательницы используют эти сцены для более полного раскрытия характеров своих героинь, в том числе для изображения их нравственной эволюции, а также для сравнения героев-претендентов на ее руку и сердце. Сцены неудачного сватовства в романах писательниц выступают как важные вехи на пути становления и самоопределения героинь нового типа - девушек не только чувствующих, но и мыслящих (reasoning females). И Остен, и Гаскелл представляют в своих романах разные модели брака и критически относятся к замужеству как к социальной обязанности женщины, способной подавить ее индивидуальность. Обе романистки стремятся приспособить прежде исключительно «маскулинный» немецкий роман воспитания к задачам женской прозы, что проявляется, в частности, в заметном усложнении любовной и матримониальной сюжетной линии.
В статье «Эпистемологические парадигмы в романе Э. Гаскелл «Жены и дочери»» я ищу ответ на вопрос о роли структуры в викторианском воспитательном сюжете. В романе «Жены и дочери» Гаскелл рассматривает судьбы четверых молодых героев как следствие различных типов образовательного опыта и способов реализации своего потенциала. Каждый из героев олицетворяет ту или иную эпистемологическую парадигму, или познавательную модель, которая и определяет его способ взаимодействия с окружающим миром и влияет на судьбу.
В статье «К вопросу о реализме Ш. Бронте («Городок» и мономиф)» я рассматриваю последний роман, написанный затворницей Хауорта. История англичанки Люси Сноу, попавшей в чужую страну и вынужденной бороться в ней за личное счастье, почти никогда не рассматривалась исследователями как продолжающая традиции немецкого романа воспитания или генетически связанная с ним. Рассматривая роман с позиций мифологической школы литературоведения и, в частности, через призму известной теории мономифа, я устанавливаю связь структуры сюжета романа с мотивом «чудесного путешествиях», т. е. базового сюжета о переходе, в рамках которого, согласно теории Дж. Кэмпбелла, преображение универсального героя происходит благодаря его выходу за пределы реальности. Путешествие Люси Сноу в вымышленное государство Лабаскур является в романе ключевой метафорой духовного пути главной героини к подобному преображению. Такой подход к роману позволяет глубже погрузиться в авторское сознание Бронте и открыть новые грани художественного мира «Городка», а также поставить вопрос о необходимости пересмотра устоявшегося представления об этом произведении как о ярком примере реалистического текста. Исследуя способы работы Бронте с мифом как универсальным языком искусства, я делаю вывод о переходном характере ее творчества, занимающем промежуточное положение между романтизмом и реализмом (в романе осуществляется синтез эстетики мифа и формы реалистического романа), а также между реализмом и искусством XX в., в частности, таким его проявлением, как «мифологический» (или «мифологизирующий») роман, для которого характерно структурирование текста с помощью мифа.
Таким образом, в четырех статьях я отвечаю на поставленные во введении вопросы о типологических особенностях и жанровой специфике английского женского «романа воспитания» и предлагаю методологические решения актуальных проблем литературоведческой науки, которые могут быть использованы в аналогичных исследованиях применительно к творчеству других авторов эпохи, а также представителей других национальных литератур.


[1] Амелина Т. А. Проблемы реализма в творчестве Джейн Остен: Метод и стиль: автореф. дисс. ... к. филол. н. Л., 1973. 14 с.
[2] Апулей. Золотой осел. Метаморфозы в одиннадцати книгах / Пер. с лат. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. 280 с.
[3] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1979. 424 с.
[4] Бронте Ш. Городок / Пер. А. Орел, Е. Суриц. М.: АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2011. 448 с.
[5] Бронте Ш. Джейн Эйр. Стихотворения / Пер. В. Станевич, И. Гуровой. М.: Художественная литература, 1990. 448 с.
[6] Бунич-Ремизов Б. Б. Элизабет Гаскелл: Очерк жизни и творчества. Киев: Вища Школа, 1974. 173 с.
[7] Васильева Э. В. «Север и юг» Элизабет Гаскелл и традиции романа воспитания // Литературная мода и литературные модели в западноевропейской и американских литературах. Материалы XVII Международной филологической конференции 11—16 марта 2013 года. СПб.: ИД «Петрополис», 2013. С. 38—40.
[8] Васильева Э. В. К вопросу о реализме Ш. Бронте («Городок» и мономиф) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 1. С. 93—99.
[9] Васильева Э. В. Сцены неудачного сватовства в романах Дж. Остен и Э. Гаскелл и их роль в моделировании сюжета / Литературные модели в историко-теоретической перспективе / Отв. ред. А. А. Чамеев. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. С. 45—57.
[10] Васильева Э. В. Эпистемологические парадигмы в романе
Э. Гаскелл «Жены и дочери» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. Том 1. Филология. С. 103—111.
[11] Влодавская И. А. Поэтика английского романа воспитания начала XX в.: Типология жанра. Киев: Вища Школа, 1983. 181 с..
[12] Возмилкина В. О. Романы Э. Гаскелл в истории английского социального романа: автореф. дисс. ... к. филол. н. Екатеринбург, 2015. 23 с.
[13] Возмилкина В. О., Доценко Е. Г. Испытание героев политикой и религией в романах Э. Гаскелл // Политическая лингвистика. 2014. № 4. С. 217-222.
[14] Возмилкина В. О., Доценко Е. Г. Провинциальные нравы и суеверия в романе Э. Гаскелл «Крэнфорд» и его телеинтерпретации // Филологический класс. 2012. № 4 (30). С. 120-123.
[15] Гайжюнас С. Роман воспитания. (Динамика жанровой
структуры). Вильнюс: МВССО ЛитССР, 1984. 52 с.
[16] Гаскелл Э. Жены и дочери. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2014. 800 с.
[17] Гаскелл Э. Жизнь Шарлотты Бронте. М.: КоЛибри, Азбука- Аттикус, 2015. 544 с.
[18] Гаскелл Э. Крэнфорд. М.: Эксмо, 2011. 352 с.
[19] Гаскелл Э. Мэри Бартон. СПб: Азбука-Аттикус, 2013. 544 с.
[20] Гаскелл Э. Руфь. СПб: Азбука-Аттикус, Азбука, 2013. 480 с.
[21] Гаскелл Э. Север и Юг: Роман. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус,
2011. 540 с.
[22] Демченкова Э. А. «Подросток» Ф. М. Достоевского как роман воспитания: автореф. дисс. . к. филол. н. Екатеринбург, 2001. 23 с.
[23] Диттрич Т. В. Повседневная жизнь викторианской Англии. М.: Молодая гвардия, 2007. 381 с.
[24] Жеребин А. И. Блистательный провал. У истоков немецкого романа воспитания // Школа исторической поэтики. Юбилейный сборник к 70-летию профессора Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2010. С. 65—85.
[25] Жеребин А. И. К проблеме «романа воспитания» в творчестве К. М. Виланда // Романский коллегиум. Сборник научных трудов. Вып. 4. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. С. 106—116.
[26] Жеребин А. И. От Виланда до Кафки. Очерки по истории немецкой литературы. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2012. 474 с.
[27] Ивашева В. В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М.: Художественная литература, 1974. 464 с.
[28] История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацатуров и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. 544 с.
[29] История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для филол. спец. вузов /Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др. 3¬е изд., испр. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. 280 с.
[30] Камардина Ю. С. Роман Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби» как роман воспитания (проблемы жанровой поэтики): автореф. дисс. ... к. филол. н. Самара, 2011. 22 с.
[31] Кудряшова О. М. Художественное воплощение концепта «гордость» в романах Джейн Остен: автореф. дисс.канд. филолог. наук. Нижний Новгород, 2007. 20 с.
[32] Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой / Пер. с англ. А. П. Хомик. М.: “Рефл-бук”, “АСТ”, К.: “Ваклер”, 1997. 384 с.
[33] Маслова Т. Е. Роман воспитания в творчестве Теккерея 1850¬х гг.: автореф. дисс. ... к. филол. н. СПб., 2002. 18 с.
[34] Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Академический Проект; Мир, 2012. 331 с.
[35] Наумова О. А. Автобиографический роман воспитания в
творчестве Ч. Диккенса и Ш. Бронте: автореф. дисс. ... к. филол. н.
М., 1990. 16 с.
[36] Остен Дж. Гордость и предубеждение; Нортенгерское аббатство: романы. М.: Эксмо, 2012. 670 с.
[37] Остен Дж. Эмма; Доводы рассудка: романы. М.: Эксмо, 2011. 637 с.
[38] Пашигорев В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII—XX веков. Генезис и эволюция: автореф. дисс. ... докт. филол. н. М., 2005. 32 с.
[39] Пивоварова И. А. Особенности жанра мифологического романа в
творчестве А. А. Кондратьева // Известия Волгоградского
государственного педагогического университета. 2012. № 11. С. 138-141.
[40] Повзун Е. В. Поэтика романов Джейн Остен и сестер Бронте: автореф. дисс. . к. филол. н. Минск, 2008. 25 с.
[41] Ремизов Б. Б. Элизабет Гаскелл. Очерк жизни и творчества. Киев: Вища Школа, 1974. 173 с.
[42] Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. 336 с.
[43] Соколова Е. А. Традиции романтизма в творчестве Шарлотты Бронте: автореф. дисс. ... к. филол. н. СПб., 1995. 16 с.
[44] Соколова Н. И. Романы Шарлотты Бронте (проблема личности) // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе : межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. С. 86-96.
[45] Соколова Н. И. Шарлотта Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 1990. 16 с.
[46] Томалин К. Жизнь Джейн Остин: Биография. М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2013. 442 с.
[47] Тройский И. М. История античной литературы: Учеб. для ун-тов и пед. ин-тов. 5-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1988. 463 с.
[48] Тугушева М. П. Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества. М.: Художественная литература, 1982. 191 с.
[49] Фирстова М. Ю. Художественное воплощение темы женской судьбы в романах Элизабет Гаскелл 1848 - 1855 гг.: викторианский социум и женский характер: автореф. дисс. ... к. филол. н. Екатеринбург, 2012. 21 с.
[50] Царева А. П. Английская дворянская семья во второй половине XVIII— начале XIX в.: жизненный уклад и нравственные ценности: автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2012. 26 с.
[51] Чамеев А. А. «Британской музы небылицы.» / Лицом к лицу с призраками: Таинственные истории. СПб: Азбука-классика, 2005. С. 5¬18.
[52] Чернавина Л. И. Творческий путь Элизабет Гаскелл: Автореф. дисс. . канд. филол. н. М., 1964. 19 с.
[53] Чечетко М. В. Реалистический роман Джейн Остен: Проблемы творческой эволюции: автореф. дисс. . к. филол. н. М., 1979. 26 с.
[54] Шамина Н. Б. Женская проблематика в викторианском романе 1840—1870х годов (Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Элиот): автореф. дисс. канд. филолог. наук. Казань, 2006. 22 с.
[55] Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Ред. И. Т. Касавин. М.: Канон +; РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с.
[56] A Companion to Jane Austen / Ed. C. L. Johnson, C. Tuite. Oxford; Chichester: Blackwell Publishing, 2009. 537 p.
[57] Baruch E. H. The Feminine ‘Bildungsroman’: Education through Marriage // The Massachusetts Review. 1981. Issue 2. P. 335—357.
[58] Blackall J. F. Point of View in “Villette” // The Journal of Narrative Technique. 1976. No. 1 (6). P. 14-28.
[59] Boumelha P. Charlotte Bronte. London: Harvester, 1990. 152 p.
[60] Briet S. “Villette”, le roman de Charlotte Bronte, A-t-il influence quelcques poems d’Arthur Rimbaud? // Revue d’Histoire de la France. 1968. No. 5. P. 834-840.
[61] Bronte Ch. Jane Eyre. 3rd edition. New York; London: W. W. Norton & Co, Inc., 2001. 534 p.
[62] Bronte Ch. Jane Eyre. London: Penguin Books Ltd, 2008. 578 p.
[63] Bronte Ch. Selected Letters / Ed. M. Smith. New York: Oxford University Press, 2007. 259 p.
[64] Bronte Ch. Villette. London: Penguin Books Ltd, 2012. 624 p.
[65] Buckley J. H. Season of Youth: Bildungsroman from Dickens to Golding. Cambrdige, Mass.: Harvard University Press, 1974. 336 p.
[66] Burkhart Ch. Charlotte Bronte: a Psychosexual Study of Her Novels. London: Gollancz, 1973. 159 p.
[67] Butler M. The Uniqueness of Cynthia Kirkpatrick: Elizabeth Gaskell’s 'Wives and Daughters' and Maria Edgeworth’s 'Helen' // The Review of English Studies, New Series. No. 91. 1972. P. 278—290.
[68] Carlson J. A. Mary Wollstonecraft and Germaine de Stael // Modern Philology. 2000. Vol. 98. No. 2. P. 322.
[69] Craik W. A. Elizabeth Gaskell and the English Provincial Novel. London: Methuen & Co, 1975. 277 p.
[70] Dames N. The Clinical Novel: Phrenology and “Villette” // NOVEL: A Forum on Fiction. 1996. No. 3 (29). Р. 367-390.
[71] Elliott D. W. The Female Visitor and the Marriage of Classes in Gaskell’s North and South // Nineteenth-Century Literature. 1994. No.1. P. 21—49.
[72] Fraiman S. Unbecoming Women: British Women Writers and the Novel of Development. New York; Chichester: Columbia University Press, 1993. 189 p.
[73] Fryckstedt M. C. Elizabeth Gaskell’s Mary Barton and Ruth: A Challenge to Christian England: Doctoral Thesis at Uppsala University. Uppsala; Stockholm: Almquist & Wiksell International, 1982. 213 p.
[74] Gaskell E. Further letters of Mrs. Gaskell / Ed. J. A. V. Chapple, A. Shelston. Manchester: Manchester University Press, 2003. 360 p.
[75] Gaskell E. Ruth: In 3 vols. London: Chapman and Hall, 1853.
[76] Gaskell E. The Letters of Mrs. Gaskell / Ed. J. A. V. Chapple, A. Pollard. Manchester: Manchester University Press, 1997. 1010 p.
[77] Gaskell E. The Works of Elizabeth Gaskell: In 10 vols. London: Pickering & Chatto, 2005 - 2006.
[78] Gaskell E. Wives and Daughters. An Everyday Story. Ware: Wordsworth Editions Limited, 1999. 596 p.
[79] Gerin W. Charlotte Bronte. The Evolution of Genius. Oxford; New York: Oxford University Press, 1987. 617 p.
[80] Gilbert S. M., Gubar S. The Madwoman in the Attic. The Woman Writer and the Nineteenth Century Literary Imagination. 2nd ed. New Haven; London: Yale Nota Bene; Yale University Press, 2000. 719 p.
[81] Glen H. Charlotte Bronte: The Imagination in History. Oxford: Oxford University Press, 2004. 314 p.
[82] Golban P. The Victorian Bildungsroman: Towards a Fictional Typology. URL: http://sbe.dumlupinar.edu.tr/8/299.pdf (Дата последнего обращения: 20.01.13).
[83] Hughes J. The Affective World of Charlotte Bronte’s “Villette” // Studies in English Literature, 1500-1900. 2000. No. 4 (40). P. 711-726.
[84] Hughes L. K. 'Cousin Phillis', 'Wives and Daughters', and Modernity // The Cambridge Companion to Elizabeth Gaskell / Ed. J. L. Matus. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 90—107.
[85] Watt I. P. Jane Austen. A Collection of Critical Essays. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, Inc., 1963. 184 p.
[86] Knox-Shaw P. Jane Austen and the Enlightenment. Cambridge; New Yorl: Cambridge University Press, 2004. 275 p.
[87] Lamonica D. “We are Three Sisters”: Self and Family in the Writing of the Brontes. Columbia: University of Missouri Press, 2003. 260 p.
[88] Larese S. Nascita e sviluppo del romanzo di formazione in Italia. Un percorso cronologico possibile dall’Ottocento all’eta contemporanea. Prova finale di Laurea. Universita Ca’ Foscari Venezia, 2012—2013. 152 p. URL: http://dspace.unive.it/bitstream/handle/10579/3800/820928- 1167392.pdf?sequence=2 (Дата последнего обращения 1.02.2016 16:33).
[89] Lumpkin R. (Re)visions of virtue: Elizabeth Gaskell's “Moorland Cottage” and George Eliot’s “The Mill on the Floss” // Studies in the Novel. 1991. No. 4 (23). P. 432—442.
[90] Mascaretti V. La speranza violenta. Alberto Morevia e il romanzo di formazione. Bologna: Gedit, 2006. 534 p.
[91] Mazzoni G. Teoria del Romanzo. Bologna: Societa editrice il Mulino, 2011. 412 p.
[92] McDonnell J. “A Little Spirit of Independece”: Sexual Politics and the Bildungsroman in “Mansfield Park” // Novel: A Forum on Ficion. 1984. No. 3 (17). P. 197—214.
[93] Miller K. A. “Well that is beautiful, Miss Jane!”: Jane Eyre and the Creation of the Female Artist // Bronte Studies. 2010. No. 3 (35). P. 248-266.
[94] Moretti F. The Way of the World. The Bildungsroman in European Culture. London; New York: Verso, 2000. 274 p.
[95] Moretti F. The Way of the World. The Bildungsroman in European Culture. New Edition. London; New York: Verso, 2000. 274 p.
[96] Pascoe J. ‘Unisex’d females’: Barbauld, Robinson, and Smith // Keymer Th., Mee J. The Cambridge Companion to English Literature, 1740—1830. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004. P. 211—226.
[97] Rubenius A. The Woman Question in Mrs. Gaskell’s Life and Works // Essays and Studies on English Language and Literature. Uppsala: Almquist & Wiksells Boktryckeri AB, 1950. 396 p.
[98] Schelling F. W. J. The Philosophy of Art / Edited, translated, and introduced by D. W. Scott. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989. 345 p.
[99] Showalter E. A Literature of Their Own. British Women Writers from Bronte to Lessing. Expanded Edition. Princeton: Princeton University Press, 1999. 347 p.
[100] Stoneman P. Elizabeth Gaskell. New York; Manchester: Manchester University Press, 2006. 191 p.
[101] The Brontes: A Collection of Critical Essays / Ed. I. Gregor. Englewood Cliffs (N. J.): Prentice-Hall, 1970. 179 p.
[102] The Brontes: A Critical Heritage / Ed. M. Allott. London: Routledge and Kegan Paul, 1974. 475 p.
[103] The Brontes: A Documentary Volume/ Ed. S. B. Taylor. Detroit; New York, etc.: Gale, Cengage Learning, 2008. 428 p.
[104] The Cambridge Companion to Elizabeth Gaskell / Ed. J. L. Matus. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 211 p.
[105] The Cambridge Companion to Jane Austen / Ed. E. Copeland,
J. McMaster. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 251 p.
[106] The Cambridge Companion to Narrative / Ed. D. Herman. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 310 p.
[107] The Cambridge Companion to the Brontes / Ed. H. Glen. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 247 p.
[108] The Cambridge Companion to the Eighteenth Century Novel / Ed.
J. Richetti. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 283 p.
[109] The Cambridge Companion to the Victorian Novel / Ed. D. Deirdre. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 267 p.
[110] The Encyclopedia of the Novel / Ed. P. M. Logan. Chichester: Wiley- Blackwell, 2011. 979 p.
[111] The Oxford Companion to English Literature/ Ed. M. Drabble. Sixth Edition. Oxford; New York: Oxford University Press, 2000. 1172 p.
[112] The Voyage In. Fictions of Female Development / Ed. E. Abel, M. Hirsch, E. Langland. Hannover; London: University Press of New England, 1983. 366 p.
[113] Uglow J. Elizabeth Gaskell: A Habit of Stories. London: Faber and Faber Ltd, 1999. 690 p.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ