Оценка уровня конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Конкурентоспособность предприятия: сущность и подходы к
определению 8
1.2 Проблематика конкурентоспособности в научных исследованиях 18
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 24
2 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ...34
2.1 Особенности развития пищевой промышленности в России 34
2.2 Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой
промышленности 42
2.3 Методический подход к оценке уровня конкурентоспособности
предприятий пищевой промышленности 54
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «ИРБИТСКИЙ
МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД» 65
3.1 АО «Ирбитский молочный завод» как хозяйствующий субъект: тенденции
и проблемы развития предприятия 65
3.2 Оценка уровня конкурентоспособности АО «Ирбитский молочный завод»
на основе разработанного методического подхода 73
3.3 Ограничения и возможности совершенствования разработанного методического подхода к оценке уровня конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 107
ПРИЛОЖЕНИЕ В 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 115
ПРИЛОЖЕНИЕ И 116
ПРИЛОЖЕНИЕ К
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Конкурентоспособность предприятия: сущность и подходы к
определению 8
1.2 Проблематика конкурентоспособности в научных исследованиях 18
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 24
2 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ...34
2.1 Особенности развития пищевой промышленности в России 34
2.2 Факторы конкурентоспособности предприятий пищевой
промышленности 42
2.3 Методический подход к оценке уровня конкурентоспособности
предприятий пищевой промышленности 54
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «ИРБИТСКИЙ
МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД» 65
3.1 АО «Ирбитский молочный завод» как хозяйствующий субъект: тенденции
и проблемы развития предприятия 65
3.2 Оценка уровня конкурентоспособности АО «Ирбитский молочный завод»
на основе разработанного методического подхода 73
3.3 Ограничения и возможности совершенствования разработанного методического подхода к оценке уровня конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 107
ПРИЛОЖЕНИЕ В 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 115
ПРИЛОЖЕНИЕ И 116
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Актуальность темы исследования. В условиях глобализации особую важность для успешного функционирования любого предприятия приобретает разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности. В последние годы в связи с введением санкций и уходом с российского рынка части зарубежных компаний особенно возрастает значимость оценки конкурентоспособности на отечественном рынке.
Рассматриваемая тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной - оценка уровня конкурентоспособности довольно сложно поддается комплексному анализу. Сложно получить информацию о рынке в целом, о том, какой стратегии придерживается та или иная фирма, каких результатов добивается в процессе реализации выбранной стратегии развития.
Цель исследования - развить методические основы анализа конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности.
Указанная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические вопросы анализа и оценки
конкурентоспособности промышленных предприятий;
- провести критический анализ существующих методик оценки уровня конкурентоспособности промышленных предприятий и выявить возможность их адаптации для пищевой промышленности;
- разработать и апробировать методический подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов.
Объектом исследования является конкурентоспособность предприятия пищевой промышленности.
Предметом исследования является подходы, способы и методы оценки уровня конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности.
Методы исследования:
- контент-анализ научной периодики по теме исследования;
- сравнительный анализ;
- методы финансово-экономического анализа;
- экспертный опрос;
- статистические методы анализа взаимосвязи и рядов динамики.
Степень разработанности темы. Вопросам изучения различных аспектов конкурентоспособности предприятия посвящено довольно много работ как российских, так и зарубежных авторов. Анализ литературы по направлению диссертационного исследования позволил выявить следующие наиболее актуальные вопросы, которые раскрывают в своих трудах исследователи. Во-первых, авторами ведется активная разработка понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоспособность предприятия». При этом, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не выработано единого, унифицированного определения. Идентификацией термина «конкурентоспособность» занимались такие авторы, как А.А. Амбарцумов, О.Д. Андреева, М. И. Гельвановский, Е.А. Горбашко, В.П. Грошев, П.В. Забелина, Н.К. Моисеевой, А. Смит, В.П. Тарасова, М.И. Кныш, А.И. Кредисов, В.Е. Швец и другие.
Важным направлением изучении конкурентоспособности предприятия является анализ ее факторов. В научной и методической литературе не представлен единый, всеми признаваемый перечень факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия. Раскрывали этот вопрос в своих работах А.Г. Бурда, Е.П. Голубкова, И.У. Зулькарнаева, Л.Р. Ильясова, В.В. Кочетов, Д.В. Кревенс, А. Дж. Стрикленд, А.А. Томпсон и другие исследователи.
Отдельным и довольно продуктивным направлением исследования конкурентоспособности предприятия является разработка методов, методик к оценке ее уровня. Вопросами оценки уровня конкурентоспособности предприятия занимались такие авторы как Ж.-Ж. Ламбен, Е.Д. Млоток, М. Портер, Р.А. Фатхутдинова и ряд других исследователей.
Положение научной новизны, выносимое на защиту. Разработан методический подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятия, занимающегося производством пищевых продуктов, особенностью которого является: получение обобщенного, интегрального показателя, позволяющего проводить сравнительный анализ с другими предприятиями данного вида деятельности, а также анализ в динамике; использование данных открытых источников, что позволяет проводить оценку не только внутренним пользователям, но и внешним инвесторам; учет на основе весовых коэффициентов значимости каждого фактора, используемого в расчете интегрального показателя, и придание наибольшей приоритетности показателю оборачиваемости запасов, значение которого отражает специфическое отличие предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов.
Разработанный подход развивает методические основы анализа финансово - экономической деятельности организации и позволяет на основе общедоступных, открытых источников получать более комплексные оценки положения предприятия на рынке как в динамике, так и в текущем моменте относительно конкурентов.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость проведенного исследования заключается в полученных в результате апробации разработанного методического подхода оценках уровня конкурентоспособности «АО «Ирбитский молочный завод». Полученные оценки могут составить информационно-аналитическую основу получения общей оценки положения предприятия на рынке, для разработки и корректировки стратегии развития предприятия.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе диссертации рассматриваются теоретические аспекты: подходы к определению конкурентоспособности в экономической литературе, анализ существующих методов оценки уровня конкурентоспособности, представлен аналитический обзор научной и учебно-методологической литературы по направлению исследования.
Во второй главе представлен анализ состояния пищевой промышленности России, представляются оценки ее динамики. Отдельный параграф посвящен исследованию и выявлению наиболее важных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности. На основе изученных особенностей этой промышленности России и с учетом выявленных факторов разрабатывается методический подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов.
В третьей главе представлены результаты апробации разработанного методического подхода к оценке уровня конкурентоспособности на примере предприятия АО «Ирбитский молочный завод», формируются ограничения и возможности совершенствования методического подхода.
В заключении представлены выводы, полученные в результате исследования, проведенного в рамках написания магистерской диссертации.
Рассматриваемая тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной - оценка уровня конкурентоспособности довольно сложно поддается комплексному анализу. Сложно получить информацию о рынке в целом, о том, какой стратегии придерживается та или иная фирма, каких результатов добивается в процессе реализации выбранной стратегии развития.
Цель исследования - развить методические основы анализа конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности.
Указанная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические вопросы анализа и оценки
конкурентоспособности промышленных предприятий;
- провести критический анализ существующих методик оценки уровня конкурентоспособности промышленных предприятий и выявить возможность их адаптации для пищевой промышленности;
- разработать и апробировать методический подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов.
Объектом исследования является конкурентоспособность предприятия пищевой промышленности.
Предметом исследования является подходы, способы и методы оценки уровня конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности.
Методы исследования:
- контент-анализ научной периодики по теме исследования;
- сравнительный анализ;
- методы финансово-экономического анализа;
- экспертный опрос;
- статистические методы анализа взаимосвязи и рядов динамики.
Степень разработанности темы. Вопросам изучения различных аспектов конкурентоспособности предприятия посвящено довольно много работ как российских, так и зарубежных авторов. Анализ литературы по направлению диссертационного исследования позволил выявить следующие наиболее актуальные вопросы, которые раскрывают в своих трудах исследователи. Во-первых, авторами ведется активная разработка понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоспособность предприятия». При этом, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не выработано единого, унифицированного определения. Идентификацией термина «конкурентоспособность» занимались такие авторы, как А.А. Амбарцумов, О.Д. Андреева, М. И. Гельвановский, Е.А. Горбашко, В.П. Грошев, П.В. Забелина, Н.К. Моисеевой, А. Смит, В.П. Тарасова, М.И. Кныш, А.И. Кредисов, В.Е. Швец и другие.
Важным направлением изучении конкурентоспособности предприятия является анализ ее факторов. В научной и методической литературе не представлен единый, всеми признаваемый перечень факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия. Раскрывали этот вопрос в своих работах А.Г. Бурда, Е.П. Голубкова, И.У. Зулькарнаева, Л.Р. Ильясова, В.В. Кочетов, Д.В. Кревенс, А. Дж. Стрикленд, А.А. Томпсон и другие исследователи.
Отдельным и довольно продуктивным направлением исследования конкурентоспособности предприятия является разработка методов, методик к оценке ее уровня. Вопросами оценки уровня конкурентоспособности предприятия занимались такие авторы как Ж.-Ж. Ламбен, Е.Д. Млоток, М. Портер, Р.А. Фатхутдинова и ряд других исследователей.
Положение научной новизны, выносимое на защиту. Разработан методический подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятия, занимающегося производством пищевых продуктов, особенностью которого является: получение обобщенного, интегрального показателя, позволяющего проводить сравнительный анализ с другими предприятиями данного вида деятельности, а также анализ в динамике; использование данных открытых источников, что позволяет проводить оценку не только внутренним пользователям, но и внешним инвесторам; учет на основе весовых коэффициентов значимости каждого фактора, используемого в расчете интегрального показателя, и придание наибольшей приоритетности показателю оборачиваемости запасов, значение которого отражает специфическое отличие предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов.
Разработанный подход развивает методические основы анализа финансово - экономической деятельности организации и позволяет на основе общедоступных, открытых источников получать более комплексные оценки положения предприятия на рынке как в динамике, так и в текущем моменте относительно конкурентов.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость проведенного исследования заключается в полученных в результате апробации разработанного методического подхода оценках уровня конкурентоспособности «АО «Ирбитский молочный завод». Полученные оценки могут составить информационно-аналитическую основу получения общей оценки положения предприятия на рынке, для разработки и корректировки стратегии развития предприятия.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе диссертации рассматриваются теоретические аспекты: подходы к определению конкурентоспособности в экономической литературе, анализ существующих методов оценки уровня конкурентоспособности, представлен аналитический обзор научной и учебно-методологической литературы по направлению исследования.
Во второй главе представлен анализ состояния пищевой промышленности России, представляются оценки ее динамики. Отдельный параграф посвящен исследованию и выявлению наиболее важных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности. На основе изученных особенностей этой промышленности России и с учетом выявленных факторов разрабатывается методический подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов.
В третьей главе представлены результаты апробации разработанного методического подхода к оценке уровня конкурентоспособности на примере предприятия АО «Ирбитский молочный завод», формируются ограничения и возможности совершенствования методического подхода.
В заключении представлены выводы, полученные в результате исследования, проведенного в рамках написания магистерской диссертации.
Теоретическое и эмпирико-прикладное исследования, проведенные в рамках написания выпускной квалификационной работы, позволяют сделать следующие выводы:
- в отечественной и зарубежной литературе отсутствует унифицированное определение понятия «конкурентоспособность». Кроме того, исследование показало, что актуальной проблемой в рамках оценки уровня конкурентоспособности предприятия является многообразие влияющих на нее факторов, отсутствие какого-либо универсального набора ее детерминант, а также отсутствие единого подхода, метода или способа оценки уровня конкурентоспособности;
- в настоящее время в научно-исследовательской литературе и бизнес
практике не выработано специальной методики или методического подхода к оценке уровня конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности;
- пищевая промышленность России активно развивается: наблюдается рост объемов производимой продукции, рост рентабельности производимых товаров, количество предприятий в отрасли в последние годы растет, увеличивается численность занятых в пищевой промышленности. Кроме того, в последние годы наблюдается рост экспорта, а значит, у отечественных производителей появляется все больше иностранных заказчиков. Пищевая промышленность имеет ряд отличительных особенностей, влияющих на формирование методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности предприятия именно этого вида деятельности;
- в процессе исследования был разработан методический подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов. Подход обладает рядом особенностей, среди которых: получение обобщенного, интегрального показателя, позволяющего проводить сравнительный анализ с другими предприятиями данного вида деятельности, а также анализ в динамике; использование данных открытых источников, что позволяет проводить оценку не только внутренним пользователям, но и внешним инвесторам; учет на основе весовых коэффициентов значимости каждого фактора, используемого в расчете интегрального показателя, и придание наибольшей приоритетности показателю оборачиваемости запасов, значение которого отражает специфическое отличие предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов.
- анализ финансового состояния предприятия апробации разработанного методического подхода (АО «Ирбитский молочный завод») позволил сделать выводы о его устойчивости на рынке отследить положительную динамику выручки и прибыли за последние десять лет работы;
- разработанный методический подход был апробирован и позволил сделать выводы о тенденции плавного роста уровня конкурентоспособности АО «Ирбитский молочный завод». Дополнительно проведенный расчет уровня конкурентоспособности этого предприятия по динамическому методу позволил провести сравнительный анализ двух подходов к оценке и сделать вывод о том, что авторский методический подход имеет ряд преимуществ, поскольку учитывает особенности именно предприятий пищевой промышленности. При этом динамика интегрального показателя уровня конкурентоспособности этого предприятия схожа с динамикой основных показателей его хозяйственной деятельности;
- разработанный методический подход имеет широкие возможности применения. Его могут использовать как внешние, так и внутренние пользователи, чтобы оценить текущее состояние предприятия, тенденции его изменения и спрогнозировать будущие тенденции в отношении уровня конкурентоспособности. Разработанный подход развивает методические основы анализа финансово-экономической деятельности организации и позволяет на основе общедоступных, открытых источников получать более комплексные оценки положения предприятия на рынке как в динамике, так и в текущем моменте относительно конкурентов.
- выявлены ограничения и возможности совершенствования разработанного методического подхода: отсутствие информации по амортизационным отчислениям; возможности расширения списка показателей, задействованных в оценке уровня конкурентоспособности; совершенствование шкалы для оценки интегрального показателя; изменения способа стандартизации.
Таким образом, поставленные в процессе написания выпускной квалификационной работы цели и задачи были выполнены.
- в отечественной и зарубежной литературе отсутствует унифицированное определение понятия «конкурентоспособность». Кроме того, исследование показало, что актуальной проблемой в рамках оценки уровня конкурентоспособности предприятия является многообразие влияющих на нее факторов, отсутствие какого-либо универсального набора ее детерминант, а также отсутствие единого подхода, метода или способа оценки уровня конкурентоспособности;
- в настоящее время в научно-исследовательской литературе и бизнес
практике не выработано специальной методики или методического подхода к оценке уровня конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности;
- пищевая промышленность России активно развивается: наблюдается рост объемов производимой продукции, рост рентабельности производимых товаров, количество предприятий в отрасли в последние годы растет, увеличивается численность занятых в пищевой промышленности. Кроме того, в последние годы наблюдается рост экспорта, а значит, у отечественных производителей появляется все больше иностранных заказчиков. Пищевая промышленность имеет ряд отличительных особенностей, влияющих на формирование методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности предприятия именно этого вида деятельности;
- в процессе исследования был разработан методический подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов. Подход обладает рядом особенностей, среди которых: получение обобщенного, интегрального показателя, позволяющего проводить сравнительный анализ с другими предприятиями данного вида деятельности, а также анализ в динамике; использование данных открытых источников, что позволяет проводить оценку не только внутренним пользователям, но и внешним инвесторам; учет на основе весовых коэффициентов значимости каждого фактора, используемого в расчете интегрального показателя, и придание наибольшей приоритетности показателю оборачиваемости запасов, значение которого отражает специфическое отличие предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов.
- анализ финансового состояния предприятия апробации разработанного методического подхода (АО «Ирбитский молочный завод») позволил сделать выводы о его устойчивости на рынке отследить положительную динамику выручки и прибыли за последние десять лет работы;
- разработанный методический подход был апробирован и позволил сделать выводы о тенденции плавного роста уровня конкурентоспособности АО «Ирбитский молочный завод». Дополнительно проведенный расчет уровня конкурентоспособности этого предприятия по динамическому методу позволил провести сравнительный анализ двух подходов к оценке и сделать вывод о том, что авторский методический подход имеет ряд преимуществ, поскольку учитывает особенности именно предприятий пищевой промышленности. При этом динамика интегрального показателя уровня конкурентоспособности этого предприятия схожа с динамикой основных показателей его хозяйственной деятельности;
- разработанный методический подход имеет широкие возможности применения. Его могут использовать как внешние, так и внутренние пользователи, чтобы оценить текущее состояние предприятия, тенденции его изменения и спрогнозировать будущие тенденции в отношении уровня конкурентоспособности. Разработанный подход развивает методические основы анализа финансово-экономической деятельности организации и позволяет на основе общедоступных, открытых источников получать более комплексные оценки положения предприятия на рынке как в динамике, так и в текущем моменте относительно конкурентов.
- выявлены ограничения и возможности совершенствования разработанного методического подхода: отсутствие информации по амортизационным отчислениям; возможности расширения списка показателей, задействованных в оценке уровня конкурентоспособности; совершенствование шкалы для оценки интегрального показателя; изменения способа стандартизации.
Таким образом, поставленные в процессе написания выпускной квалификационной работы цели и задачи были выполнены.
Подобные работы
- ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Ценообразование на предприятиях пищевой промышленности Российский экономический университет (Смоленский филиал)
Курсовые работы, ценообразование. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - Анализ подходов к повышению уровня конкурентоспособности (на примере ООО «КМК-ОЦМ»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование экономический механизмов повышения конкурентоспособности предприятий
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ СТАРООСКОЛЬСКИЙ"
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления деловой карьерой персонала в организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



