ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Самоактуализация личности 8
1.2. Кризис среднего возраста, как психологическая категория. Его характеристики 18
1.3. Смысл жизни, как категория, объединяющая самоактуализацию и
кризис среднего
возраста 25Г лава 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В
ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования. Характеристика выборки 31
2.2. Разработка и описание тренинга самопознания и личностного роста 35
2.3. Результаты исследования 43
2.4. Выводы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Приложения 70
Основная потребность человека, согласно гуманистической теории личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражению самого себя.
В научном плане проблема самоактуализации имеет сложный междисциплинарный характер, но именно психология является ведущей в вопросах возможности и условий раскрытия потенциала человека.
В современной психологии самоактуализация личности рассматривается со стороны внутренней активности личности, максимального использования ресурсов для полного самоосуществления личности в процессе развития. Известный психолог Абрахам Маслоу говорил, что «если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, предупреждаю, вы будете глубоко несчастны всю жизнь» [17].
Понятие самоактуализация означает особый вид деятельности, реальный процесс развития и саморазвития человека. Имеются в виду те процессы, в которых человек как субъект активности осуществляет деятельность, направленную на развитие самого себя, через систематическое изменение представлений о себе и мире, жизненного плана, с целью полного раскрытия и реализации своего потенциала в интересах себя и общества. Эта деятельность осуществляется путем реализации сознательного выбора в пользу развития и роста в каждой жизненной ситуации, и действий на основании этого выбора. Главным критерием подлинности достижения, правильности выбора являются пиковые переживания, свидетельствующие об истинной ценности избранной жизненной стратегии.
Взгляды на феномен и природу самоактуализации, особенности ее проявления в жизни человека практически совпадают у таких зарубежных психологов как А.Маслоу, К.Роджерс, В Франкл.
В современной жизни стремление личности к самоактуализации, встречает на своем пути много препятствий внутреннего и внешнего характера, действие которых неизбежно приводит к росту психоэмоционального напряжения, требует затрат адаптационных ресурсов личности. Современные темпы прогресса предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям личности, дополнительные напряжения адаптационных механизмов грозят личности переутомлением, ухудшением функционального состояния, нервными срывами, попытками уйти от реальности любым способом.
Кризис среднего возраста - переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времени, анализа аутентичности образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через недовольство уровнем служебного роста, появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми.
Симптомы, характерные для кризиса, - скука, смена места работы и/или партнера, заметные проявления насилия, самоуничтожительные мысли и поступки, непостоянство в отношениях, депрессия, тревога и возрастающая навязчивость. За этими симптомами скрываются два факта: существование огромной внутренней силы, оказывающей очень сильное давление изнутри, и повторение прежних форм поведения, сдерживающих эти внутренние импульсы, при этом возрастает сопутствующая им тревога.
Каждый человек проживает период кризиса среднего возраста по- своему, так как у каждого человека свой характер, разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. У каждого человека, есть свой внутренний мир, свои потребности, личностные ценности, которые придают смысл всему, с чем человек сталкивается, формируя отношения к ним и смысловые структуры. Конструктивное проживание кризиса среднего возраста венчается новым образованием личности - самоактуализацией.
Развитие личности на протяжении всего жизненного пути рассматривал Э.Эриксон в своей эпигенетической теории жизненного цикла.
В отличие от детских и подростковых кризисов кризис среднего возраста изучен значительно меньше. Его последствия нередко разрушительны: именно на этот период приходится наибольшее количество разводов, неврозов, профессиональных крахов, алкоголизма и даже суицидов. Серьезного сопровождения в нем практически нет. Развитие личности в период зрелости - одна из самых сложных и недостаточно исследованных проблем. Неоднозначность терминологии, размытость временных границ и описаний этапов взрослости и конкретно периода середины жизни указывают на сложность, неразработанность данной проблемы.
В связи с этим возрастает важность глубокого понимания особенностей самоактуализации в период кризиса среднего возраста, влияющих на конструктивность его проживания через процесс саморазвития.
В своей работе мы выявляли особенности самоактуализации в период кризиса среднего возраста. В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что
1. В период кризиса среднего возраста самоактуализация имеет особенности, которые проявляются в таких когнитивных компонентах, как самопонимание, потребность в познании, взгляд на природу человека,которые могут являться ключевыми для конструктивности его проживания.
2. Проведение социально-психологического тренинга самопознания и личностного роста позволяет конструктивно проживать кризис среднего возраста.
Анализ теоретических подходов к исследованию проблемы позволяет утверждать, что феномен самоактуализации, как и кризис среднего возраста мало изучены. Теория развития и роста человека развиваются во всех школах и направлениях психологии.
Существование многочисленных теорий развития человека, в том числе теории самоактуализации, ставит человека перед экзистенциальным выбором: или признать такую возможность и активно действовать, обретая подлинную личность, спасаясь от внутренних конфликтов, или не признавать - не вовлекаясь в реализацию своего жизненного проекта, теряя смысл, ухудшая качество своей жизни.
Проанализировав теоретические подходы к развитию человека в кризисный период середины жизни: эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона, концепция становления и развития человека
Э.Фромма, теория мотиваци А.Маслоу, теория личности К.Роджерса, теория жизненных смыслов В.Франкла, мы пришли к выводу, что основной категорией объединяющей кризис середины жизни и феномен самоактуализации является смысл жизни (его наличие, потеря или обретение).
Осознавая себя, как индивидуальное, человек сознает свою отдельность, неизбежность болезней и старости, чувствуя при этом свою незначительность в сравнении с окружающим миром. Не имея возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл, человека переполняют сомнения, которые в итоге приводят к депрессии.
Развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой и уверенностью человека в себе, в отличие от развития по принципу «иметь». Такие люди не стремятся рвать все связи с обществом и окружающими. Свобода им нужна, чтобы быть собой.
В этой части положения теории развития Э.Фромма перекликаются с положениями А.Маслоу, что самоактуализация - это достижение наивысшего уровня естественного личностного роста: личной зрелости, максимальной выраженности психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность, социальность. А.Маслоу в своей теории однозначно связывал понятие самоактуализации с людьми зрелого возраста.
По мнению К.Роджерса тенденция развивать и сохранять себя является единственной мотивационной человеческой областью и центральным источником энергии в организме (ресурсом).
В основе теории В.Франкла о смысле жизни лежит принцип, что если человек оказывается в таких ситуациях, которые он объективно не может изменить, то его выбор может быть связан лишь с изменением своего внутреннего духовного мира. Именно стремление к поиску и реализации смысла жизни определяет мотивацию поведения и развитие личности.
Учитывая, что период зрелости наиболее социально активный и продуктивный период жизнедеятельности человека, разрушительные последствия или затянувшийся глубокий процесс кризиса среднего возраста ухудшают качество жизни в этот период, самого активного, работоспособного состояния человека, расцвет его умственной продуктивности.
В этот период люди наиболее полно включены в жизнь общества, поэтому их особенности в отношении самоактуализации являются значимыми для состояния общества.
Когнитивные особенности человека в период среднего возраста характеризуются обширными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью.
Обладая этими знаниями, а так же знаниями о том, что в кризис среднего возраста, как правило, человек остается один на один со своими проблемами, а необходимым условием для самоактуализации является принадлежность к группе и чувство самоуважения, так как человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей, был разработан тридцати восьми часовой тренинг самопознания и личностного роста, апробация которого велась с экспериментальной группой раз в неделю на протяжении четырех месяцев.
Его цель - развитие самопознания, осознания своих потребностей, способностей, и возможностей их реализации, повышение самопринятия, обучение постановке новых целей, поддержка и помощь в конструктивном проживании кризиса среднего возраста.
Участники тренинга были ознакомлены с элементами арт- терапевтических методик таких, как рисуночная арт-терапия, библиотерапия, музыкотерапия, которые могут служить личностным ресурсом в этот непростой период жизни.
Зная уровень своего стремления и самоактуализации, личность всегда может более четко наметить стратегию своего жизненного пути и оценить свои успехи. Таким образом, исследуемым оказана помощь в самопознании, осознании своих потребностей, способностей и возможностей их реализации.
экспериментальной группе до участия в тренинговой программе и после, с помощью Критерия Вилкоксона и анализ различия показателей уровня самоактуализации всех исследуемых на констатирующем и контрольном этапах с помощью Критерия U-Манна-Уитни показал эффективное влияние тренинговых занятий на такие показатели самоактуализации, как Взгляд на природу человека, Потребность в познании, Автономность, Спонтанность, Самопонимание, Контактность.
Эти шкалы характеризуют человека как уверенного в себе, естественного, искреннего, доверяющего окружающему миру, психически здорового, целостного и полного, не осуждающего, оценивающего и сравнивающего, а просто видящего и ценящего это.
Это указывает на то, что одна из особенностей когнитивного процесса в зрелом возрасте - самоэффективность, как представление индивида о своей способности справляться с конкретными ситуациями, влияет на процесс самоактуализации. Источниками самоэффективности являются: знания о своих собственных достижениях; косвенный опыт, полученный благодаря наблюдению за другими людьми, имеющими приблизительно равные с индивидом способности, которые демонстрируют умение выполнить поставленную задачу; вербальные убеждения и поддержка со стороны социального окружения.
Убеждения в самоэффективности влияют на мотивацию и на успешность деятельности, а также на способность справляться с проблемами и трудностями. Исследования показывают, что чувство контроля над событиями помогает человеку преодолеть стрессовые жизненные обстоятельства.
Конструктивное проживание кризиса среднего возраста - это проживание жизни здесь и сейчас эмоционально насыщено, интересно, имея в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, при этом позитивное принятие 63
своего прошлого (Это гармонизация себя!), тесно переплетается с понятием самоактуализация - переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием, полным сосредоточением и погруженностью, то есть переживание без подростковой застенчивости.
Сопоставление показателей смысложизненных ориентаций в экспериментальной группе до участия в тренинговой программе и после, с помощью Критерия Вилкоксона и анализ различия показателей уровня смысложизненных ориентаций всех исследуемых на констатирующем и контрольном этапах с помощью Критерия U-Манна-Уитни показал эффективное влияние тренинговых занятий на такие показатели СЖО, как Осмысленность жизни (наличие целей, удовлетворение, получаемое при их достижении и уверенность в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным при этом является соотнесенность элементов со временем), «Локус контроля - Я» (характеризует способность личности контролировать события собственной жизни), «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» (отражает убежденность в том, что человек способен свободно принимать решения и воплощать их в жизнь).
В процессе диагностирования признаков кризиса среднего возраста и общения с исследуемыми мы предположили, что тренинги самопознания и личностного роста могут быть более эффективны как профилактические мероприятия кризисных проявлений. То есть, человек должен быть наполнен знаниями о кризисе среднего возраста до того, как он проявится, чтобы быть готовым к его проживанию, а не выживанию в этот непростой с психологической точки зрения период.
Мы не считаем свои выводы окончательными, для их уточнения и подтверждения необходимо проведение дальнейших, более тщательно спланированных исследований.
При исследовании взаимосвязи показателей смысложизненых
ориентаций исследуемых экспериментальной группы со шкалами самоактуализации по критерию Спирмена на констатирующем и контрольном этапахвыявлены статистически значимые положительные корреляция между шкалами СЖО и шкалами САМОАЛ в экспериментальной группе на контрольном этапе, которые не наблюдались на констатирующем этапе. С показателем осмысленности жизни коррелирует большая часть шкал самоактуализации.
Учитывая, что на контрольном этапе прослеживается рост значений моды показателей СЖО по сравнению с констатирующим этапом, можно предположить, что основной особенностью самоактуализации в период кризиса среднего возраста является ее взаимозависимость с осмысленностью жизни (наличие смысла, утрата смысла, обретение смысла).
Результаты исследований показали, что конструктивному проживанию кризиса среднего возраста, выраженному в процессе самоактуализации, способствуют самопонимание, саморегуляция, понимание других людей в ситуации общения, расширение круга общения.
Таким образом, можно утверждать, что в период кризиса среднего возраста помочь в его конструктивном проживании можно с помощью тренингов самопознания и личностного роста. При этом выбор человека в пользу самоактуализации зависит от уровня смысложизненной ориентации (предполагающей наличие высокого жизненного интереса, ощущение результативности жизни, удовлетворенность самореализацией,
эмоциональную насыщенность жизни, целеустремленность),что в данный период может являться значительным внутренним ресурсом для выбора в пользу самоактуализации личности, следовательно, более активному преодолению психологических защит личностью и соответственно конструктивного проживания кризисного периода. Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что в период кризиса среднего возраста имеется значительная взаимосвязь самоактуализации и осмысленности жизни.
Самоактуализация личности в этом возрасте зависит от того, насколько сама личность позволяет себе делать то, что ей нравится. Исследования показали, что наиболее подвержены качественным изменениям в период кризиса среднего возраста такие показатели самоактуализации, как Взгляд на природу человека, Потребность в познании, Автономность, Спонтанность, Самопонимание, Контактность.
Таким образом, гипотеза эмпирического исследования доказана, цель достигнута.
По результатам исследования сформулированыпредложения о возможной психологической помощи людям в период кризиса среднего возраста:
1. Просвещение населения о кризисе среднего возраста в периоды предкризисного возраста и в период кризиса.
2. Развитие культуры диагностики кризиса среднего возраста среди населения.
3. Внедрение тренинговых программ самопознания и личностного роста в организациях и на предприятиях.
Теоритическое значение работы состоит в обобщении и систематизации основных психологических характеристик кризиса середины жизни и самоактуализации, а так же выявление особенностей самоактуализации в этот период.
Практическое значение работы заключается в возможности использования результатов исследования в организации психологической поддержки личности в период кризиса середины жизни и просветительской работа с людьми в возрасте старше 30 лет. Особенную значимость работа имеет в консультировании женщин, в кризисный период.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
2. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: РАГС, 2002.
3. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической психотерапии. - М.: Корвет, 2015.
4. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. - М.: Корвет, 2015.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М:Издательство Московского университета, 1984.
6. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции: учебно-методическое пособие. / под общ. ред. С.П. Евсеева. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006.
7. Грэй Д. Секрет счастливых отношений /Перев. с англ. - М.: ООО Книжное издательство «София», 2014
8. Грэй Д. Как получать то, что хочешь, и любить то, что есть: Практическое пособие по исполнению желаний / Перев. с англ. - М.: ООО Книжное издательство «София», 2015.
9. Гуляева В.Н. Саморазвитие личности на основе формирования нравственных ценностей/ Общественные науки. Международный исследовательсткий институт. - Москва, 2011.
10. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2004.
11. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов. - М.: Академия, 2004.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2004.
13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 2012.
14. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: сб. науч. тр / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М, 1997.
15. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога - М.: Эксмо, 2004.
16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.
18. Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. Опубликовано: Магистр. 1995, N 6, с. 84 - 95
19. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.
20. Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007.
21. Первитская А.М. Математические методы в психологии. Учебное пособие. - Курганский государственный университет, 2013.
22. Пряжников Н.С., Личностное самоопределение в преклонном возрасте //Мир психологи, №2, 2009.
23. Роджерс К.Р.О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта./Пер. с англ. М.М. Исениной. Под ред.Е.И. Исениной. K:PSYLIB, 2004.
24. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001.
25. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000.
26. Степанова Е.И. Психология взрослых. - СПб.: «Алетейя», 2007.
27. Фанатлова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии. //Клиническая и специальная психология, № 1, 2013.
28. Фейдимен Дж. Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрезер// М.: Владос-Пресс, 2000.
29. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
30. Фромм Э. Бегство от свободы. - М: Прогресс, 1995.
31. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.
32. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс, 1997.
33. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени. -М.: Прогресс, 1994.
34. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 2006.
35. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. - М.: Эксмо, 2014.
36. Ялом И. Когда Ницше плакал. - М.: Эксмо, 2014
37. Самоактуализация (http://www.sunhome.ru/psychology/1836)
38. Тест САТ, Опросник САМОАЛ (http://psycabi.net/testy/226)
39. Электронный ресурс // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - URL (http://si-sv.com/publ/zhiznennuyj put)