Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологического благополучия и системы ценностных ориентаций личности
1.1. Теоретические подходы к исследованию психологического благополучия
личности в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций личности 18
1.3. Теоретический анализ периода ранней взрослости 24
1.4. Выводы по главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического благополучия и ценностно-смысловой сферы личности в период ранней взрослости у мужчин и женщин 30-40 лет.
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 38
2.2. Методы и методики, использованные в исследовании 38
2.3. Описание результатов исследования 41
Выводы по главе 61
Заключение 62
Список литературы 65
Счастье, благополучие, удовлетворение, комфорт - понятия, относящиеся к субъективному переживанию человеком процессов, происходящих в его жизни. Эти явления характеризуют его социально - психологически. В них кроется общественная история жизни человека- человека, который обрел свою личность, который обладает способностью творить свою жизнь, создавать историю своей жизни, свою судьбу и соотноситься с историей жизни других людей - конкретных и обобщенных личностей. Если это ему удается, возникают позитивные эмоции, осознание и переживание благополучия. Не следует полагать, что субъективное благополучие-явление отдаленного будущего или определенного возрастного периода. В той или иной степени и в том или ином аспекте оно может быть представлено на всех этапах жизненного пути и связано с любой деятельностью. На вопрос, что же все - таки делает нас счастливыми, всемирная психологическая наука задумалась всерьез только в 60-е гг. прошлого столетия. Однако проблема психологического благополучия личности по-прежнему остается одной из мало изученных как в зарубежной так и отечественной психологии. Не сформулировано единое общепризнанное определение понятия «психологическое благополучие». Анализируя существующие подходы к определению психологического благополучия, можно сделать вывод, что данное понятие характеризует область состояний и переживаний, свойственных здоровой личности. Понятие благополучия взято Всемирной организацией здравоохранения в качестве основного для определения здоровья. В нем здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического умственного и социального благополучия. Под «психологическим благополучием», в отличие от психического здоровья, подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысления индивидом своего бытия. Данное понятие относится к категории понятий экзистенциально -гуманистической психологии.
В последние десятилетия проблема психологического благополучия все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой необходимостью для психологической науки и практики определения того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально - оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.
Психологическое благополучие личности представляет собой сложное психологическое образование, включающее эмоциональные, когнитивные и конативные компоненты, формирующееся в процессе социально - психологической деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности и складывающееся на их основе социально-психологических установок, ценностей, стратегий поведения. На психологическое благополучие личности оказывают влияние внутренние (ценностные и смысловые образования личности, социально-психологические установки, стратегии поведения) и внешние (условия социализации) факторы.
Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и психологического благополучия приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен. Изменения, происходящие в настоящее время, захватили не только политику, экономику, идеологию, искусство, образование, но и область человеческих взаимоотношений. Все чаще проявляются индивидуализм, жесткость, конфликтность, посягательства на естественные права личности. Эти негативные явления отрицательно сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют ценности, нормы, стратегии поведения и отражаются в частности на психическом состоянии, настроении, психологическом благополучии.
Изучение проблемы психологического благополучия необходимо для выработки путей и способов реализации личности, раскрытия потенциала современного человека, конструктивному отношению к действительности, формированию позитивного подхода к решению стоящих перед личностью задач. Следовательно, изучение проблемы психологического благополучия и его связи с ценностями имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Полученные результаты могут быть использованы в психологическом консультировании по проблемам психологического благополучия и здоровья личности.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что люди хотят быть счастливыми и ищут способы достижения счастья.
Эмпирическая база. В исследовании приняли участие 29 мужчин и 30 женщин в возрасте от 27 до 35 лет.
Цель: выявить особенности взаимосвязи психологического
благополучия и ценностных ориентаций у мужчин и женщин.
Объект исследования: феномен психологического благополучия
Предмет исследования: ценностные детерминанты психологического благополучия у женщин и мужчин .
Гипотеза: существуют особенности ценностных детерминант
психологического благополучия у мужчин и женщин.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия психологическое благополучие личности и ценностных ориентаций в психологической литературе.
2. Провести теоретический анализ периода ранней взрослости.
3. Изучить особенности компонентов психологического благополучия и ценностных ориентаций личности.
Выявить особенности психологического благополучия мужчин и женщин в период ранней взрослости.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
1) Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация
психологических сведений по теме исследования).
2) Эмпирические методы:
a. Методика К.Рифф «Шкалы психологического благополучия» (ШПБ) адаптированный русскоязычный вариант опросника «The scales of psychological well-being» , в адаптации Т.Д.Шевеленкова, П.П.Фесенко направленный на выявление уровня актуального психологического благополучия.
b. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей и направленная на изучение ценностно-мотивационной сферы человека;
3) Методы математической статистики: описательная статистика, w- критерий Вилкоксона, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по r- критерию Спирмена.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Гуманистическая психология , ее представители Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Рождерс. Позитивная психология Мартин Салигман, Эд Динер, Михай Чиксентмихайи, Альберт Бандура, Норман Брэдберн.
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в разных направлениях психологии: общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие зарубежные и отечественные ученые (Б.Г. Ананьев, Л.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г. Оллпорт, В. Франкл и др.) , теория ценностей М. Рокича.
Экзистенциальный подход, теория жизненных смыслов В.Франкла, эпигенетическая теория развития Э.Эриксона, концепция становления и развития человека Э.Фромма. периодизация развития Г.Крайг.
Новизна исследования. Понятие «психологическое благополучие» как феномена начало свое распространение с 60 -ых годов прошлого столетия. Однако проблема психологического благополучия личности по-прежнему остается одной из мало изученных как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Не сформулировано единое общепринятое понятие
«психологическое благополучие». Самая популярная методика измерения психологического благополучия, которая активно используется зарубежными и отечественными психологами на сегодняшний день, это методика К.Рифф в нашей стране была адаптирована и валидизирована лишь в 2005 году учеными-психологами Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко, и в 2007 году Н.Н.Лепешинским. н
«В 1998 году в сфере психологии соотношение исследований негативных состояний к позитивным, составляло17:1. То есть на каждое исследование о том , как быть счастливым и реализованным приходилось 17 исследований на темы депрессии и других психических дисфункций»[1,с.12]. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что исследования, проводимые в настоящее время, в области психологического благополучия носят характер некоторой новизны.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу о том, что
существуют особенности ценностных детерминант психологического благополучия у мужчин и женщин. Сообразно этой гипотезе мы провели теоретический анализ соответствующей литературы, после чего провели эмпирическое изучение ценностных детерминант психологического благополучия у женщин и мужчин. Сделано это было с помощью сформированной на основе изученной литературы батареи методик, в которую вошли: методика К. Рифф «Шкалы психологического
благополучия», методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Для вынесения заключений мы использовали такие методы математической статистики, как описательная статистика, w-критерий Вилкоксона, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Спирмену.
Наше исследование базировалось на теориях таких учёных, как А. Маслоу, Р. Мэй, К. Рифф, К. Роджерс, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. Рокич и других.
На основании теоретического анализа литературы мы смогли заключить, что ценностные ориентации являются важнейшими характеристиками внутреннего мира человека и составляют его индивидуальность. В то же время на основании этой системы ценностей, имеющей индивидуальный характер, человек оценивает свой уровень благополучия и счастья. Феномен психологического благополучия в настоящий момент недостаточно единообразно понимается различными психологами, однако мы приняли решение опираться на понимание этого феномена К. Риффом в виду наибольшей его разработанности.
Важными выводами стали также следующие положения. На уровне психологического благополучия в периоде ранней взрослости положительно сказывается установка на активное стремление к новому и стремление не останавливаться на достигнутом. При этом в тот же период личность, которая находится в критической фазе, зачастую теряет смысл 61
происходящего и цели в жизни. При этом именно цели в жизни порождают осмысленность происходящего, из чего следует важность изучения ценностной сферы индивидов, находящихся в периоде ранней взрослости.
Далее мы провели эмпирическое исследование. После обработки данных мы можем подвести следующие итоги.
Наша гипотеза подтвердилась. Испытуемые имеют специфические взаимосвязи между конструктами психологического благополучия и ценностной сферой. Однако, стоит отметить, что наиболее заметно данные взаимосвязи проявляются всё же в ценностной сфере, в то время как в сфере психологического благополучия существуют общие для мужчин и женщин особенности, практически сходящие на нет при гендерной дифференциации.
Также, женщины имеют более размытые взаимосвязи, но вместе с тем более разнообразные, в то время как мужчины имеют более чёткие, но вместе с тем менее разнообразные кластеры взаимосвязей.
Возвращаясь к описанным в теоретической части выводам, мы можем заключить, что психологическое благополучие и правда зависит от того, насколько индивид стремится к извлечению жизненных уроков, понимает ценность информации и продолжает развиваться. Жизненная мудрость связана сильно сразу со всеми компонентами психологического благополучия: повышается и способность действовать вне зависимости от факторов окружающей среды, способность не просто отстраняться от неё, но и взаимодействовать с ней проактивно, а не реактивно. Также, что представляется относительно очевидным, увеличивается качественность личностного роста и индивид лучше понимает свои цели в жизни, принимая себя таким, какой он есть.
По нашему мнению, результаты данного исследования возможно использовать в дальнейшем для разработки тренинговых или психотерапевтических методик. Необходимо принимать во внимание, что у исследуемой выборки наблюдалось в целом повышенное психологическое благополучие, значимо не отличающееся, однако, от среднего значения. Необходимо для дальнейших исследований собрать выборку мужчин и женщин, которые будут иметь пониженной психологическое благополучие, чтобы провести дифференциальную диагностику с целью выявления возможных различий в ценностной сфере. Возможно, повышая ценность того или иного аспекта жизни, мы сможем сильно повышать и психологическое благополучие. В настоящий же момент представляется наиболее вероятным, что работа с ценностью жизненного опыта для индивида, находящегося в периоде ранней взрослости, будет наиболее продуктивной даже в случае, если у него не наблюдается серьёзных проблем с психологическим благополучием.
1) Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2) Акор Шон. Преимущество счастья: 7 принципов позитивной психологии, которые ведут к успеху и достижениям в работе. Crown Pablishing Group. 2010. С. 11
3) Анцыферова, Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу // Вопр. психологии. - 1973. - № 4. С. 173-180.
4) Бояркин, М.Ю., Долгополова, О.А., Зиновьева, Д.М. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: моногр.. Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. 216 с.
5) Братусь, Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. 301 с.
6) Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Московского университета, 1984, 120 с.
7) Воронина, А. В. Уровневая модель психологического благополучия человека // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы второй Всероссийской конференции / Отв. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2003. С. 29-32.
8) Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
9) Григорьева, М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения / М.В. Григорьева // Психол. наука и образование. 2009. - № 2. - С. 41 - 45.
10) Джидарьян, И.А. Проблема общей удовлетворенностью жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование / И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе, 2009.
11) Джидарьян, И.А. Проблема общей удовлетворенностью жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование / И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе, 2009.
12) Джидарьян, И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания / И.А. Джидарьян // Психологический журнал. 2000. Том 21. №2. С. 40-48.
13) Здравомыслов, А.Г.Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Поли-тиздат, 1986. 221 с.
14) Зейгарник,Б.В. Теории зарубежной психологии[Текст] /Б.В. Зейгарник. - М.:МГУ,1984.-540с.
15) Ильин Е. П. Психология взрослости. — СПб.: Питер, 2012. — 544 с.
16) Ковальская, О.С. Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. № 2 (18). С. 198-201
17) Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 405-442.
18) Куликов, Л.В. Субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Ананьевские чтения. - СПб., 2007. - С.162-164.
19) Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. 487 с.
20) Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом / А. Лэнгле. - М.: Генезис, 2004, 130 с.
21) Маслоу,А.Г. Мотивации и личность[Текст]/А.Г.Маслоу.- СПб.:Питер, 2001.-174с.
22) Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, В.О. Николаичева. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 176 с.
23) Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педа-гогика. - 1998. - № 3. - С. 3-10.
24) Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М., 2000. 940 с.
25) Риккерт, Г.О системе ценностей / Г.О. Риккерт. М.: Логос, 1994. - 182 с.
26) Рогова, Р.М.Развитие гуманистического мировоззрения и ценнос¬тных ориентаций личности / Р.М. Рогова. - М.: РАО ИРЛ, 1996. 144 с.
27) Рокич, М.Природа человеческих ценностей / М. Рокич. - М.; Нью-Йорк, 1973. - 276 с.
28) Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности / О.С. Савельева. - Москва, 2008
29) Селигман, М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / Мартин Селигман; пер. с англ. Е. Межевич, С. Филина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 440 с.
30) Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис. канд. психол. наук / П.П. Фесенко. - М., 2005. - 16с.
31) Франкл, В. Теория и терапия неврозов: Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ / В. Франкл. - СПб.: Речь, 2001. 234 с.
32) Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2002. 176 с.
33) Хьел,Л.,Зиглер,Д.Теории личности [Текст]/Л.Хьелл,Д.Зиглер. - СПб.:Питер Пресс,2002.-780с.
34) Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы : монография. Саратов: Научная книга, 2008. 296с.
35) Шевеленкова, Т.Д., Фесенко, П.П. Психологическое
благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. 2005, № 3. С. 95-129
36) Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / О.С. Ширяева. - Хабаровск, 2008/
37) Эриксон, Э. Детство и общество/Э.Эриксон. -М.:Речь,2004.-340с.
38) Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. 344 с.
39) Юнг,К.Г.Архетип и символ /К.Г.Юнг. -М.:Ренессанс,1991.- 450с.
40) Ядов, В.А. Ценности в кризисном социуме / В.А. Ядов й Психологически журнал. ?1991. - №6. - С. 154-167