Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование взаимосвязи субъективного переживания одиночества и акцентуаций характера у студентов

Работа №99975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2021
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
326
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОДИНОЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
1.1. Понятие одиночества 5
1.2. Основные подходы к изучению одиночества 11
1.3. Типы одиночества 24
Выводы по главе 33
2. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ 35
2.1. Личность, характер и акцентуации характера 35
2.2. Взаимосвязь переживания одиночества и акцентуаций характера
у студентов 53
Выводы по главе 57
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ 59
3.1. Организация и методики исследования 59
3.2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 66
3.2.1. Результаты диагностики с использованием методики
«Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и
Д.А. Леонтьева» (ДОПО-3к) 67
3.2.2. Результаты диагностики с использованием методики «Опросник для
определения вида одиночества С.Г. Корчагиной» 69
3.2.3. Результаты диагностики с использованием методики «Опросник
Шмишека» 71
3.2.4. Корреляционный анализ 74
3.2.5. Сравнительный анализ 79
Выводы по главе 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 99


С увеличением городов-мегаполисов, ускорением темпа жизни, развитием массовых коммуникаций феномен одиночества становится все более острой проблемой жизни людей. С одной стороны, развитие средств коммуникаций дало людям возможность общаться различными способами, преодолевая часовые пояса и многокилометровые расстояния. Но с другой стороны, такой формат коммуникации приводит к снижению качества общения, доли эмоционального взаимодействия, что увеличивает число людей, испытывающих одиночество.
Проблеме одиночества посвящено большое количество работ психологов, философов, социологов и т.д. Среди выдающихся исследователей данного феномена можно выделить М. Хайдеггера, С. Кьеркегора, Н.А. Бердяева, С.Н. Соловьева, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, Д. Перлман, Р.С. Вейса, Н.Е. Покровского и др. Исследования субъективного ощущения одиночества показывают, что это переживание деструктивно влияет как на физическое, так и на психическое здоровье человека. Все это говорит о том, что одиночество становится все более серьезной социальной проблемой, которой необходимо уделять внимание. Становится все более очевидной необходимость анализа специфики этого состояния, его взаимосвязи с различными проявлениями жизнедеятельности человека, личностными особенностями. Характерологические особенности являются важной характеристикой психологии личности. Они влияют на многие аспекты жизнедеятельности, когнитивные, эмоциональные процессы, самоощущение человека в мире. Вместе с тем, связь психологического одиночества с особенностями характера человека недостаточно изучена. В данном исследовании будет рассмотрена взаимосвязь субъективного переживания одиночества с акцентуациями характера.
Период студенчества является непростым этапом развития человека. В это время увеличивается количество нагрузки, меняются условия жизни человека, круг общения. Эти факторы могут оказать значительное влияние на количество социальных связей молодых людей, на качество взаимодействия с другими людьми и, как следствие, на степень такого состояния как одиночество. Все это подчеркивает актуальность исследования взаимосвязи переживания одиночества и акцентуаций характера именно у студентов.
Цель исследования: изучить взаимосвязь субъективного переживания одиночества и акцентуаций характера у студентов.
Объект исследования: субъективное переживание одиночества и акцентуации характера у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного переживания одиночества и акцентуациями характера у студентов.
Задачи исследования:
1) провести психологический анализ феномена одиночества;
2) изучить природу, классификацию и особенности акцентуаций характера личности;
3) обосновать, почему переживание одиночества и акцентуации характера у студентов могут быть связаны между собой;
4) провести эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного переживания одиночества и акцентуаций характера на студенческой выборке.
Гипотезы исследования:
1) Существует связь между характеристиками субъективного переживания одиночества и акцентуациями характера у студентов.
2) Уровень переживания одиночества у студентов
с акцентуированным типом характера выше, чем у студентов без акцентуаций характера.
Методики исследования:
1) Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева (краткая версия).
2) Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной.
3) Опросник Шмишека.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической части представленной работы было изучено понятие одиночества, выделены основные характеристики данного переживания; были проанализированы основные подходы к изучению одиночества, его типологии, современные исследования переживания одиночества. Также в теоретической части были рассмотрены акцентуации характера: понятие, их особенности, типы акцентуаций и др. Было приведено обоснование взаимосвязи переживания одиночества и акцентуаций характера у студентов.
Для проверки выдвинутых гипотез было проведено эмпирическое исследование, в результате которого сделаны следующие выводы:
1) Каждый пятый студент представленной выборки имеет высокий уровень субъективного ощущения одиночества. Помимо этого, около 65% выборки периодически сталкиваются с ситуацией одиночества в трудные периоды своей жизни.
2) Большая часть студентов (почти 70% выборки) имеют акцентуированные черты характера. Преобладающие типы акцентуаций характера следующие: 24% респондентов имеют циклотимный тип, 19% - гипертимный и демонстративный типы, 16% - эмотивный тип.
3) Корреляционный анализ установил наличие значимых положительных и отрицательных связей между характеристиками одиночества и акцентуациями характера у студентов. Следовательно, наличие акцентуированных черт характера у студентов влияет на степень субъективного ощущения одиночества, вид и другие характеристики переживаемого одиночества.
4) Результаты сравнительного анализа показали, что мы не можем утверждать о том, что уровень переживания одиночества у студентов с акцентуированным типом характера выше, чем у студентов без акцентуаций характера. Напротив, студенты, имеющие гипертимный тип акцентуаций, реже сталкиваются с переживанием одиночества, чем те, у кого отсутствует данный тип акцентуаций.
5) По результатам дополнительно проведенного сравнительного анализа уровня переживания различных видов одиночества у студентов с определенными типами акцентуациями характера и без акцентуаций были выявлены достоверные различия. Это говорит о том, что студенты с определенными типами акцентуаций будут иметь схожие характеристики переживания одиночества в зависимости от типа акцентуаций.
Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают гипотезу о наличии связи между характеристиками субъективного переживания одиночества и акцентуациями характера у студентов. Также результаты исследования опровергают гипотезу о том, что у студентов с акцентуациями характера уровень переживания одиночества выше, чем у студентов, у которых отсутствуют акцентуации характера.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в консультативной работе со студентами, испытывающими психологическое одиночество. Они позволяют лучше понять необходимость учета личностных особенностей студентов, в частности - акцентуации характера, в процессе построения стратегии консультативной помощи студентам, переживающим одиночество. С другой стороны, результаты исследования позволит более полно выяснить, с какими проблемами часто сталкиваются люди с акцентуированным типом характера и какого рода психологической помощи они нуждаются.



1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы
методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова. - М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,1999.- 224 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: 2-х т. / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 281 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2007. - 526 с.
5. Белинская Е.П. Социальная психология личности : учеб. пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 300 с.
6. Белых Т.В. Психологический анализ переживания одиночества у студентов вуза / Т. В. Белых, А. О. Харланова // Гуманизация образования.-2018. - № 3. - С. 71-78.
7. Бердяев Н.А. Я и мир объектов / Н. А. Бердяев. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 190 с.
8. Бодалев А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 188 с.
9. Бочкова Д.Б. Исследование акцентуаций характера у студентов / Д. Б. Бочкова и др. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016.
- № 6. - С. 600-601.
10. Бубер М. Проблемы человека. Перспективы / М. Бубер // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс. -1989. - С. 88-98.
11. Буравлева Н.А. Взаимосвязь защитных механизмов и акцентуаций характера личности / Н. А. Буравлева, Н. Н. Телеличко // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2019. - № 5. - С. 157-165.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 240 с.
13. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества / Р. С. Вейс // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс. - 1989. - С. 114-129.
14. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Л. С. Выготский. - URL: https://www.psychology.ru/library/00063.shtml (дата обращения: 10.09.2020).
15. Ганнушкин П.Б. Избранные труды / П. Б. Ганнушкин. - М.: Издательский центр «Академия», 1964. - 207 с.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учеб. пособие для вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: Юрайт,
2000. - 332 с.
17. Джонг-Гирвельд Д. Типы одиночества / Д. Джонг-Гирвельд,
Д. Раадшелдерс // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс. - 1989. -
С. 301-320.
18. Духновский С. В. Переживание одиночества и субъективного благополучия студентами с разным уровнем социальной нормативности / С. В. Духновский // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 185-192.
19. Духновский, С. В. Рецензия на методику «Шкала субъективного переживания одиночества» (автор С. В. Духновский) / С. В. Духновский // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. - 2010. - № 40. - С. 88-92.
20. Заворотных Е.Н. Особенности взаимосвязи одиночества и депрессии / Е.Н. Заворотных // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - № 2. - С. 286-293.
21. Заворотных Е.Н. Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: автореферат дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Заворотных Евгения Николаевна. - СПб., 2009. - URL: http://www.dslib.net/socpsixologia/socialno-psihologicheskie-osobennosti- odinochestva-kak-subektivnogoperezhivanija.html(дата обращения 12.09.2020).
22. Иванищева А.С. Влияние феномена одиночества на преодоление
адаптационных трудностей у студентов колледжа /
А. С. Иванищева, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. - С. 109-114.
23. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 701 с.
24. Исследование взаимосвязи между формированием девиантного поведения и уровнем интеллекта и акцентуацией характера осужденных /
А. Андреев, Г. Вербина, В. Данилова, Ю. Жирнов // Вестник уголовно-исполнительной системы. - 2017. - № 12. - С. 2-8.
25. Ишанов С.А. Личностное развитие и качество уединения / С. А. Ишанов, Е. Н. Осин, В. Ю. Костенко // Культурно-историческая психология. - 2018. - Т. 14. - № 1. - С. 30-40.
26. Казанская В.Г. Одиночество как проявление суицидальной направленности школьников-подростков и юношей / В. Г. Казанская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2015. - С. 25-37.
27. Келли Дж. Психология личности: теория личностных
конструктов / Дж. Келли. - М.: «Речь», 2000. - 248 с.
28. Келли Дж. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели / Дж. Келли // Техники консультирования и психотерапии / сост.: У. С. Сахакиан. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 617 с.
29. Кон И.С. Личность в философии и социологии / И. С. Кон // Филос. энцикл. - Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1977. - 471 с.
30. Кон И. Многоликое одиночество / И. С. Кон // Популярная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. инст. / сост.
B. В. Мироненко. - М., 1990. - С. 11.
31. Конанчук С.В. Социальные и философско-эстетические подходы к исследованию феномена одиночества / С. В. Конанчук, А. В. Плетнев // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2018. - Т. 29. - № 1. -
C. 143-150.
32. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества / С. Г. Корчагина. - М.: МПСИ, 2005. - 196 с.
33. Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие / С. Г. Корчагина. - М.: МПСИ, 2008. - 228 с.
34. Лабиринты одиночества: пер. с англ. / [Н. Е. Покровский и др.]; Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
35. Лебедев В.И. Одиночество / В. И. Лебедев // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Питер. - 2000. - С. 399-401.
36. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции: учеб. пособие для студентов психол. фак. мед. ин-тов и гуманитар. вузов, курсантов трансп. уч-щ / В. И. Лебедев. - М.: Юнити- Дана, 2002. - 406 с.
37. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем.
В. М. Лещинской. - Киев: Вища школа, 1981. - 390 с.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
39. Литвак М.А. Одиночество как невроз / М. А. Литвак // Школьный психолог. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. - № 44. - ПКЕ: ййрз://рзу.1зер1.ги/агйс1е.рйр?10=200104416 (дата обращения: 15.09.2020).
40. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - ПИЕ:https://www.psychology.ru/library/00034.shtml (дата обращения: 28.09.2020).
41. Лупандин В.И. Математические методы в психологии: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. / В. И. Лупандин. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. - 196 с.
42. Любякин А.А. Исследование субъективного ощущения одиночества и адаптивности у студентов / А. А. Любякин, О. Г. Бердюгина, Н. О. Дубинина // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 9. -
С. 101-107.
43. Любякин А.А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякин, Л. В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 2. - С. 149-156.
44. Любякин А.А. Психология одиночества: учеб.-метод. пособие для студентов фак-та психологии / А. А. Любякин. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2011. - 34 с.
45. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов /
А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2018. - 583 с.
46. Манакова Е.А. Опросник переживания одиночества / Е. А. Манакова // Сибирский психологический журнал. - 2018. - № 69. - С. 149-171.
47. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимосвязь в контексте культуры / М. Мид // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, - 1989. - С. 98-113.
48. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход / Б. Миюскович // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, - 1989. - С. 52-87.
49. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. - 4-е изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 688 с.
50. Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Неумоева Елена Витальевна. - Самара, 2005. - 24 с.
51. Овчинников Б.В. Проблема диагностики акцентуаций личности: опросник акцентуированных радикалов / Б. В. Овчинников, И. В. Тюряпина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2016. - Т. 9. - № 1. - С. 27-31.
52. Оди, Дж. Р. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночеств / Дж. Р Оди // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, - 1989. - С. 129-152.
53. Осин Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - №1. - С. 55-81.
54. Остапенко Г. С. Акцентуированность и детерминация деструктивного развития когнитивной сферы в подростковой фазе онтогенеза / Г. С. Остапенко // Прикладная юридическая психология. - 2016. - № 2. - С. 62-69.
55. Олпорт Г.В. Личность в психологии / Г. В. Олпорт. - М.: «Ювента», 1998. - 345 с.
56. Паршукова Л.П. Акцентуации характера: учебное пособие / Л. П. Паршукова, И. В. Выбойщик. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: Изд- во ЮУрГУ, 2007. - 84 с.
57. Пепло Л. Одиночество и самооценка / Л. Пепло, М. Мицели, Б. Мораш // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс. - 1989. - С. 169-191.
58. Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л. Пепло // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс. - 1989. - С. 152-169.
59. Покровский Н. Е. Человек, одиночество, гуманизм / Н. Е. Покровский // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс. - 1989. - С. 5-20.
60. Покровский Н.Е. Одиночество и аномия: филос. и теорет.-социол. аспекты: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.01. - М, 1996. - 296 с.
61. Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические
и психологические очерки / Н. Е. Покровский. - М.: Логос, 2008. - 408 с.
62. Пузанова Ж.В. «Одиночество» как предмет эмпирического
анализа / Ж.В. Пузанова // Социология: методология, методы,
математические модели. - 2009. - № 29. - С. 132-154.
63. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 252 с.
64. Рубинстайн К. Опыт одиночества / К. Рубинстайн, Ф. Шейвер // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс. - 1989. - С. 275-301.
65. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1957. - № 3. - С. 30-38.
66. Садлер У.А. От одиночества - к аномии / У. А. Садлер, Т. Б. Джонсон // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс. - 1989. - С. 21-52.
67. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 350 с.
68. Слободчиков И.М. Теоретико-экспериментальное исследование феномена одиночества личности: автореферат / И. М. Слободчиков. - М., 2006. - 48 с.
69. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества / И. С. Слободчиков // Психологическая наука и образование. - М. - 2007. - № 3. - С. 27-35.
70. Фаррахов А.Ф. Способы преодоления одиночества у студентов / А. Ф. Фаррахов // Таврический научный обозреватель. - Ялта. - 2016. - № 2. - С. 178-179.
71. Фейзуханова Р.Г. Акцентуации личности как факторы, влияющие
на нарушение социализации подростков / Р. Г. Фейзуханова // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет- конференции по юридической психологии. - ПРЕ:
https://psyjournals.ru/icjp_2011/issue/41818.shtml(дата обращения: 03.10.2020).
72. Филиндаш Е.В. Феноменологический подход к изучению социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи / Е. В. Филиндаш // Вестник университета. - 2016. - № 7-8. - С. 283-289.
73. Фрейд З. Психология бессознательного : сб. произведений / сост,, науч. ред,, авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1998. - 448 с.
74. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. - 3-изд. - СПб.: Питер, 2008. - 607 с.
75. Шабалин О.М. Акцентуации характера и делинквентное
поведение несовершеннолетних / О.М. Шабалина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. -
Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - С. 104-109.
76. Шагивалеева Г.Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества / Г. Р. Шагивалеева // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - С. 92-102.
77. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и его переживание студентами: монография / Г. Р. Шагивалеева. - Елабуга: ОАО «Алмедиа», 2007. - 157 с.
78. Швалб Ю.М. Одиночество: социально-психологические
проблемы / Ю. М. Швалб, О. В. Данчева. - Киев: Украина, 2001. - 270 с.
79. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: учеб. пособие
для студентов педвузов / А. Г. Шмелев. - М., Р-н-Д.: Феникс, 1996. - 544 с.
80. Loneliness at Universities: Determinants of Emotional and Social
Loneliness among Students [Electronic resource] / Katharina Diehl and oth. // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2018. - № 15. - URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/15/9/1865 (date of access:
12.09.2020).
81. Nguyen T.T. The Capacity to be alone [Electronic resource] / T. T. Nguyen, M. R. Ryan, E. L. Deci // Society of Social-Personality Prichology. - 2015. - URL:
https: //www.researchgate.net/publication/277557969_The_Capacity_to_be_Alone (date of access: 02.09.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ