Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование представлений о трудностях консультирования у практикующих психологов и студентов психологических направлений подготовки

Работа №99966

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы140
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДНОСТЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 7
1.1 Общие представления о психологическом консультировании 7
1.2 Трудности психологического консультирования 12
1.2.1 Общие представления о трудностях психологического
консультирования 12
1.2.2 Особенности клиента 26
1.2.3 Особенности консультанта 30
Выводы по главе 34
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ТРУДНОСТЯХ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ У ПРАКТИКУЮЩИХ
ПСИХОЛОГОВ И СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ 35
2.1 Характеристика процедуры исследования 36
2.2 Методы и методики исследования 38
2.3 Дескриптивный анализ 43
2.4 Сравнительный анализ 54
2.5 Корреляционный анализ 59
Выводы по главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90


Психологическое консультирование в современном мире — новый вид профессиональной деятельности, который появился в ответ на потребность в поддержке и личностных изменениях людей, не имеющих клинических нарушений. Эта профессиональная специализация вышла из психотерапии и начала формироваться в самостоятельную дисциплину только во второй половине XX века. В России история её развития и насчитывает и вовсе не более двадцати пяти лет.
Студент-психолог, начинающий знакомиться с современными видами психологического консультирования, теряется перед фактом почти необъятного множества его различных теоретических направлений, многообразием различных стилей психотерапевтической практики и технических приемов. Объем и разноплановость литературы знаний в этой сфере создают сложности у начинающих специалистов. Студент с трудом сможет отыскать учебные пособия, охватывающие и систематизирующие материал в его целостности.
С течением времени такая задача осложнилась ещё и тем, что границы между различными направлениями психологического консультирования (насчитывалось более 400 его видов в 1986г. [1]), становятся все более размытыми. Как следствие, будущий консультант становится адептом какой-то одной школы, не способным к конструктивному диалогу с коллегами других школ, тем самым препятствуя позитивной тенденции к интеграции психотерапии.
По данным современных экспертов [13] основными проблемными точками существующей системы подготовки психологов на сегодняшний день являются:
• Традиционный, преимущественно академический, характер
преподавания психологических дисциплин, отсутствие практико-ориентированного междисциплинарного принципа обучения.
• Низкая насыщенность образовательного процесса результатами современных, в том числе зарубежных исследований в силу недостаточного уровня языковой подготовки психологов, отсутствия доступа к современным международным базам данных по психологии.
• Отсутствие гибкой системы допуска к профессиональной
деятельности на основе профессионального экзамена, интернатуры,
постдипломного образования, супервизии.
• Отсутствие обучения профилактике профессионального выгорания специалистов помогающих профессий.
Кроме того, у начинающих специалистов не всегда верно сформировано представление о том, с какими трудностями им предстоит столкнуться в процессе консультирования. Специфика работы психологов-консультантов отличается рядом особенностей. Существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряжённостью общения.
Несмотря на все многообразие и глубину работ, посвященных психологическому консультированию, не проводились исследования, посвященные изучению представлений о трудностях психологического консультирования как у профессионалов, так и у студентов психологических направлений подготовки, и их представлений о «трудных» и «идеальных» клиентах в этой сфере. Это говорит о значимости и актуальности нашего исследования.
Объект исследования — представления психологов о трудностях психологического консультирования.
Предмет исследования — содержание представлений о трудностях психологического консультирования у практикующих психологов и студентов психологических направлений подготовки.
Цель исследования — изучить содержательную специфику представлений о трудностях консультирования у практикующих психологов и студентов психологических направлений подготовки.
Задачи исследования:
1. Изучить существующие исследования о трудностях
консультирования в отечественной и зарубежной литературе.
2. Разработать инструментарий для исследования представлений о «трудном» и «идеальном» клиенте в области психологического консультирования.
3. Разработать инструментарий для исследования представлений о трудностях консультирования.
4. Осуществить подбор методик для изучения личностных особенностей консультантов и студентов психологических направлений подготовки.
5. Провести эмпирическое исследование, обработать и проанализировать полученные данные.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в представлениях о трудностях
психологического консультирования между практикующими психологами и студентами психологических направлений подготовки.
2. Студенты психологических направлений подготовки в отличие от практикующих психологов склонны преувеличивать негативные черты «трудного» клиента.
3. Существует взаимосвязь между личностными особенностями психолога-консультанта и его представлениями о «трудном» клиенте.
В процессе работы были применены следующие методы и методики научного исследования:
1. теоретические (анализ, обобщение, систематизация литературы по проблеме исследования);
2. эмпирические:
• Опрос экспертов.
• Метод семантического дифференциала.
• Метод незаконченных предложений.
Для изучения взаимосвязи между представлениями об «идеальном» и «трудном» клиенте с личностными качествами специалиста были использованы следующие методики:
• Для оценки эмоционально-личностного благополучия: Методика самооценки эмоционально-личностного благополучия Л. В. Карапетян.
• Для оценки эмоционального интеллекта: методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла.
• Для оценки уровня субъективного контроля: методика диагностики уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы расширяют научные представления об особенностях представлений специалистов о «трудном» и «идеальном» клиенте и трудностях психологического консультирования.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы при подготовке практических психологов.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В виду бурного развития института психологической помощи как в нашей стране, так и в мире, возрастает интерес к изучению факторов эффективности психологического консультирования не только в ключе технических особенностей отдельных направлений, но и в отношении профессиональных и личностных качеств специалистов. Однако в существующих исследованиях до сих пор не было уделено достаточного внимания феномену восприятия трудностей психологического консультирования глазами самих специалистов. Аналогичным образом дела обстоят и в сфере психологического образования.
В данной работе был проведен анализ трудностей психологического консультирования в зарубежной и отечественной литературе, в результате которого был сделан вывод о том, что несмотря на обилие различных взглядов на «трудного» клиента в разрезе его особенностей и классификации типов, уделяется недостаточное внимания представлениям о «трудном» клиенте глазами психолога-консультанта, а также представлениям о трудностях психологического консультирования в целом. Кроме того, в различных направлениях психологического консультирования основными факторами эффективности признаются профессиональные качества консультанта, в то время как их личностным качествам уделяется гораздо меньше внимания.
В результате эмпирического исследования представлений о трудностях психологического консультирования практикующими психологами- консультантами и студентами психологических направлений подготовки было установлено, что существуют различия в понимании трудностей психологического консультирования между практикующими психологами- консультантами и студентами психологических направлений подготовки.
Было установлено, что студенты психологических направлений подготовки склонны в большей степени преувеличивать образ «трудного» клиента в ключе влияния на эффективность консультирования, чем практикующие психологи-консультанты.
Кроме этого, эмпирическое исследование позволило установить, что существует взаимосвязь между личностными особенностями психолога- консультанта и его представлениями о «трудном» клиенте.
Таким образом, нам удалось выполнить поставленные задачи, достигнуть цель исследования и подтвердить гипотезы, выдвинутые в начале.



1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - Брест: Знание, 1993. - 480 с.
2. Айви, А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия: Методы, теории и техники. Практическое руководство / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. - Москва: Психотерапевтический колледж, 2010. - 487 с.
3. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - Москва: Независимая фирма «Класс», 2015. - 576 с.
4. Бек, А.Т. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А.Т. Бек, А. Фримен. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 488 с.
5. Бек., Д. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям / Д. Бек. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 416 с.
6. Бодалев, А.А. Проблемы психологии познания людьми друг друга / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1981. - № 1. - с. 178-182.
7. Болотова, А.К. Прикладная психология, основы консультативной психологии / А.К. Болотова. - Москва: Изд-во Юрайт, 2019. - 341 с.
8. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. - Санкт-Петербург: Корвет, 2015. - 320 с.
9. Вачков, И.В. Введение в профессию психолог / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. - Москва: Московский психологический соц. институт, 2004. - 464 с.
10. Вельская, Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие / Е.Г. Вельская - Обнинск: ИАТЭ, 1998. - 80 с.
11. Винникот, Д.В. Эра контрпереноса: антология психоаналитических исследований (1949-1999 гг.) / Д.В. Винникот. - Москва: Академический проект, 2005. - 576 с.
12. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 147-158.
13. Голубко, Е. Современное психологическое образование: проблемы
и перспективы / Е. Г олубко // Современное образование в негосударственном вузе: опыт, проблемы и перспективы: сб. науч. ст. XVII Межвузовской Науч.- практ. конф. (г. Оренбург, 20 мая 2011 г.) / Под ред. канд. пед. наук, доц. А.Ю. Лемер. - Оренбург: Изд-во ВТУ, 2011. - Режим доступа:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-10666.html (дата обращения 15.02.2021).
14. Горностай, П.П. Теория и практика психологического консультирования / П.П. Горностай, С.В. Васьковская. - Киев: Наукова думка, 1996. - 128 с.
15. Гринсон, Р.Р. Техника и практика психоанализа / Р.Р. Гринсон. - Москва: Когито-Центр, 2010. - 478 с.
16. Гроф, С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф. - Москва: АСТ, 2002. - 240 с.
17. Гулина, М.А. Терапевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. - Санкт-Петербург: Речь, 2001. - 352 с.
18. Елизаветская, Н.А. Роль эмоционального интеллекта в деятельности
психолога / Н.А. Елизаветская // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [электронный ресурс], 2015. - Режим доступа:
https://cxberleninka.rU/article/n/r0l-em0isipnaln0g0-inlellekta-Y-deYateln0sti2psihologa/viewer(дата обращения 03.03.2021).
19. Кан, М. Между психотерапевтом и клиентом: новые
взаимоотношения / М. Кан. - Санкт-Петербург: Институт общегуманитарных исследований, 2017. - 156 с.
20. Карандашев, В. Н. Психология: введение в профессию: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Карандашев. - Москва: Юрайт, 2017. - 430 с.
21. Карапетян, Л. В. Теоретические и эмпирические подходы к созданию модели эмоционально-личностного благополучия / Л. В. Карапетян // Известия Уральского Федерального Университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - Том 156. - № 22 (4). - С. 100-107.
22. Карапетян, Л.В. Типологическое исследование эмоционально¬
личностного благополучия / Л.В. Карапетян // Психологические исследования [электронный ресурс], 2018. - Режим доступа:
http: //psystudy .ru/index.php/num/2018v11n57/1532-karapetyan5 7. html (дата
обращения 13.03.2021).
23. Карапетян, Л.В. Структурная модель эмоционально-личностного благополучия / Л.В. Карапетян, Г.А. Глотова // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 46-56.
24. Карапетян, Л.В. Эмоционально-личностное благополучие: диагностика и технологии гармонизации / Л.В. Карапетян, Г.А. Глотова. - Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2019. - 162 с.
25. Карвасарский, Б.Д. Групповая психотерапия / Б.Д. Карвасарский. - Москва: Медицина, 1990. - 384 с.
26. Колпакова, М.Ю. Диалог как основание психотерапевтической интеграции / М.Ю. Колпакова // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. - 2009. - №2 - С. 13-25.
27. Коновалова, Л. А. Перцептивные механизмы затрудненного
взаимодействия в психологическом консультировании / Л.А. Коновалова // Учебные материалы для студентов: [электронный ресурс], 2012. - Режим доступа: https: //superinf.ru/view helpstud.php?id=3258 (дата обращения
02.02.2021).
28. Корнетов, Н.А. Фиксированные формы поведения в человеческом познании / Н. А. Корнетов, Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. - 1997. - № 5-6. - С. 11-19.
29. Коттлер, Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами / Дж. Коттлер. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 352 с.
30. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. - Москва: Академический проект, 1999. - 102 с.
31. Лебедева, Н.М. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. - Москва: Речь, 2013. - 560 с.
32. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва: Изд-во МГУ, 1972. - 575 с.
33. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. - Москва: Смысл, 1993. - 43 с.
34. Лигнер, Э. Ненависть, которая лечит: психологическая обратимость шизофрении / Э. Лигнер. - Ижевск: ERGO, 2014. - 296 с.
35. Лихи, Р. Преодоление сопротивления в когнитивной терапии / Р. Лихи. - Санкт-Петербург: Питер, 2021. - 352 с.
36. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс - Москва: Класс, 1998. - 2015 с.
37. Малейчук, Г.И. Различие психологического консультирования и психотерапии / Г.И. Малейчук // Психологи на b17.ru[электронный ресурс], 2012. - Режим доступа:https://www.b17.ru/article/5779(дата обращения 07.04.2021).
38. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - Москва: Рефл-бук, Веклер, 1997. - 304 с.
39. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - Ленинград: Наука, 1983. - 240 с.
40. Муканов, М.М. «Я» и оценочная эмпатия / М.М. Муканов // Исследование познавательной деятельности -1978. - №8. - С. 49-65.
41. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. - Москва: Астрель Пресс, 2008. - 224 с.
42. Обозов, H.H. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов - Санкт- Петербург: Изд-во ЛГУ, 1979. -151 с.
43. Обозов, H.H. О способе измерения физиологического компонента эмоциональной эмпатий / Н.Н. Обозов, С.А. Тарновский // Новые исследования в психологии. - 1989 - №4. - С. 32-44. 

и психологической консультации / [А.А. Бодалев и др.]; Под. ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. - Москва: Знание, 1987. - 368 с.
45. Орлов, А.Б Феномены эмпатии и конгруэнтности / А.Б. Орлов, М.А. Хазанов // Вопросы психологии. -1993. - № 4. - С. 68-73.
46. Перлз, Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз. - Санкт-Петербург: Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 320 с.
47. Психотерапевтическая энциклопедия / [Б.Д. Карвасарский]; Под ред. Б.Д. Карвасарского. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 1024 с.
48. Решетников, М. М. Трудности и типичные ошибки начала терапии: практическое пособие / М. М. Решетников. - Москва: Юрайт, 2017. - 24 с.
49. Роджерс, К. Р. Клиентоцентрированная терапия / К.Р. Роджерс. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2007. - 560 с.
50. Роттер, Дж. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности / Дж. Роттер. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 128 с.
51. Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Изд-во АПН СССР, 1957. - 328 с.
52. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии в 2 томах (том 2) / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1989. - 328 с.
53. Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн
- Москва: Педагогика, 1976. - 416 с.
54. Спотниц, Х. Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники / Х. Спотниц. - Москва: Изд-во Восточно¬Европейского института психоанализа, 2005. - 296 с.
55. Ташлыков, В.А. Психология лечебного процесса / В.А. Ташлыков. - Москва: Медицина, 1984. - 192 с.
56. Томэ, Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория / Х. Томэ, Х. Кэхеле
- Москва: Когито-Центр, 2010. - 576 с.
57. Тэхкэ, В. Психика и ее лечение. Психоаналитический подход / В. Тэхкэ. - Москва: Академический проект, 2001. - 576 с.
58. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М . Мануйлов. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 339 с.
59. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А.З. Фрейд. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2018. - 260 с.
60. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции 1-15 / З. Фрейд. - Санкт- Петербург: Алетейя, 1999. - 478 с.
61. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Москва: Прогресс, 1969. - 536 с.
62. Шнейдер, Л.Б. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Б. Шнейдер, Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова. - Москва: Ижица, 2002. - 224 с.
63. Ялом, И. Экзестенциальная психотерапия / И. Ялом. - Москва: Класс, 1999. - 576 с.
64. Ялом, И. Групповая психотерапия: Теория и практика / И. Ялом. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2010. - 576 с.
65. В1осйег, D. Н. Developmental Counseling / D.H. Blocher. - N. Y.: Ronald Press, 1966. - 367 p.
66. Bramer, L. M. Therapeutic Psychology: Fundamentals of Counseling and Psychotherapy. 4th Ed. / L.M. Bramer, E.L. Shostrom. - Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1982. - 582 p.
67. Burks, Н. M. Theories of Counseling, 3rd Ed. / H.M Burks, B. Steffire. - N. Y.: McGraw-Hill, 1979. - 543 p.
68. Gelso, С. J. Counseling Psychology / C.J Gelso, B.C. Fretz. - N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992. - 438 p.
69. George, R.L. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed. / R.L. George, T.S. Cristiani. - Englewood Cliffs., N. J.: Prentice-Hall, 1990. - 532 p.
70. Gilliland, B.E Theories and Strategies in Counseling and Psychotherapy. 2nd Ed. / B.E. Gilliland, R.K. James, J.T. Bowman. - Englewood Cliffs, N. J.: Prentice¬Hall, 1989. - 327 p.
71. Heimann, P. On countertransference / P. Heimann // Int. F. Psycho-Anal.
- 1950. - Vol. 31. - P. 81-85.
72. McCarthy, W.C. Negative aspects of therapy: Client perceptions of therapists’ social influence, burnout, and quality of care / W.C. McCarthy, I.H. Frieze // J. Soc. Issues. - 1999. - Vol. 55. - P. 33-55.
73. May, R. The Art of Counseling / R. May. - N. Y.: Abingdon Press, 1967.
- 285 p.
74. Myers, R.A. The Counseling Psychologist / R.A. Myers, W.C. Layton, H.H. Morgan. - Washington, D. C.: American Psychological Association, 1968. - 396 p.
75. Orlinsky, D.E. Comments on the State of Psychotherapy Research / D.E. Orlinsky // IFP newsletter. - 2007. - 07 Jen. - P. 11-14.
76. Rogers, C. R. Counseling and psychotherapy / C.R. Rogers. - Toronto: Rogers Publishing, 2007. - 472 p.
77. Sacks, J. M. The Sentence Completion Test / J. M. Sacks, S. Levy // Projective psychology: Knopf, 1950. - P. 357-402.
78. Talley, P.F. Matchmaking in psychotherapy: Patient-therapist dimensions and their impact on outcome / P.F. Talley, H.H. Strupp, L.C. Morey // J. Consulting Clin. Psychol. - 1990. - Vol. 58. - P. 182-188.
79. Williams, K.E. The relationship between therapist characteristics and outcome of in vivo exposure treatment for agoraphobia / K.E. Williams, D.L. Chambless // Behav. Ther. - 1990. - Vol. 21. - P. 111-116.
80. Winnicott, D.W. Hate in the countertransference. Collected Papers / D. W. Winnicott. - London: Tavistock, 1958. - 250 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ