Эмпирическая (конвергентная) валидность авторской игры «Моя профессия» для профессионального самоопределения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1. Профориентация и профессиональное самоопределение 6
1.1.1. Профориентация 7
1.1.2. Профессиональное самоопределение 9
1.1.3. Профессиональные стандарты 13
1.2. Диагностика профессиональной направленности 14
1.2.1. Обзор методик 16
1.2.2. Обзор игр по профориентации и профессиональному
самоопределению 23
1.3. Процедура валидизации 26
1.3.1. Виды валидности 27
1.3.2. Процедура валидизации методик 29
1.3.3. Процедура валидизации психологических и деловых игр 30
1.4. Методика исследования 31
1.4.1. Методики диагностики 31
1.4.2. Деловая игра по профориентации «Моя профессия» 35
2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39
2.1. Выборка 39
2.2. Содержательный анализ методик 39
2.3. Описательная статистика 40
2.4. Соответствие частот распределения 46
2.5. Конвергентная валидность деловой игры «Моя профессия» для 56 профессионального самоопределения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1. Профориентация и профессиональное самоопределение 6
1.1.1. Профориентация 7
1.1.2. Профессиональное самоопределение 9
1.1.3. Профессиональные стандарты 13
1.2. Диагностика профессиональной направленности 14
1.2.1. Обзор методик 16
1.2.2. Обзор игр по профориентации и профессиональному
самоопределению 23
1.3. Процедура валидизации 26
1.3.1. Виды валидности 27
1.3.2. Процедура валидизации методик 29
1.3.3. Процедура валидизации психологических и деловых игр 30
1.4. Методика исследования 31
1.4.1. Методики диагностики 31
1.4.2. Деловая игра по профориентации «Моя профессия» 35
2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39
2.1. Выборка 39
2.2. Содержательный анализ методик 39
2.3. Описательная статистика 40
2.4. Соответствие частот распределения 46
2.5. Конвергентная валидность деловой игры «Моя профессия» для 56 профессионального самоопределения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной работы заключается в том, что профессиональное самоопределение является важным процессом не только для школьника, но и для работающего специалиста. В цифровой фазе социально-экономического развития, становится все сложнее прогнозировать изменения мира профессий, что приводит к неоднократному профессиональному самоопределению личности. Особенно остро вопросы профессионального самоопределения стоят в старшем подростковом возрасте [48].
В вопросе профориентации существует множество методик, но специалисты по психологии труда и психологии профессиональной деятельности продолжают искать все новые способы для эффективной диагностики профессиональных склонностей и предпочтений. В последние годы психологи стали уделять большое внимание [2, 7, 16, 41, 43] использованию и созданию трансформационных (деловых и психологических) игр, в том числе по профориентации. Игровые методы являются особенно подходящими для школьников, в том числе старшего подросткового возраста. Также, деловая игра «Моя профессия» учитывает возрастные особенности подростков и способствует развитию навыка конструктивного общения, за счет включения правил взаимодействия между игроками.
Проблема исследования заключается в том, что на данный момент процедура валидизации игр ограничена проверкой достижения предполагаемой цели игры за счет апробации на 20-100 респондентах. Данную процедуру предположительно можно соотнести с процедурой оценки содержательной валидности психодиагностических методик.
Многие игры разрабатываются на основе проверенных психотерапевтических и психодиагностических методик [41, 53], в таком случае валидность игры может подтверждаться использованием данных методик. Но в случае с играми, основанием для которых является практический опыт разработчика, необходимо определить содержание процедуры валидизации. Мы предполагаем, что валидизировать деловую или психологическую игру необходимо через соотнесение результатов с проверенными психодиагностическими методиками или другими играми с доказанной эффективностью.
Поскольку геймификация охватывает многие области деятельности [3, 10, 14, 19], необходимо формализовать процедуру валидизации и сертификации деловых и психологических игр.
Новизна исследования заключается в том, что в нем представлена авторская деловая игра по профориентации «Моя профессия», а также предлагается способ валидизации профориентационных игр
Объект исследования - деловая игра «Моя профессия».
Предмет исследования - эмпирическая (конвергентная) валидность деловой игры «Моя профессия» на основании психодиагностических методик.
Цель исследования: определение эмпипрической (конвергентной) валидности авторской деловой игры «Моя профессия» по профориентационным методикам «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Опросник профессиональных выборов» [46], «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда.
Задачи исследования:
• Описание конструкта профессионального самоопределения.
• Разработка и апробация игры.
• Подбор методик, которые могут быть соотнесены с содержанием деловой игры, установка содержательного соответствия.
• Исследование сходства между результатами деловой игры «Моя профессия» и результатами прохождения выбранных профориентационных методик у учащихся 10-11 классов.
• Определение эмпирической (конвергентной) валидности авторской деловой игры «Моя профессия».
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между результатами профориентации с использованием психодиагностических методик с доказанной эффективностью и авторской деловой игры «Моя профессия».
Методы исследования:
1. Психологическое тестирование.
2. Статистический метод.
Выборка:
В исследовании принимали участие 108 учащихся 10-11 классов МАОУ Винзилинская СОШ им. Г.С. Ковальчука (50 юношей и 58 девушек, среди них 49 учащихся 10 классов и 59 - 11 классов).
В вопросе профориентации существует множество методик, но специалисты по психологии труда и психологии профессиональной деятельности продолжают искать все новые способы для эффективной диагностики профессиональных склонностей и предпочтений. В последние годы психологи стали уделять большое внимание [2, 7, 16, 41, 43] использованию и созданию трансформационных (деловых и психологических) игр, в том числе по профориентации. Игровые методы являются особенно подходящими для школьников, в том числе старшего подросткового возраста. Также, деловая игра «Моя профессия» учитывает возрастные особенности подростков и способствует развитию навыка конструктивного общения, за счет включения правил взаимодействия между игроками.
Проблема исследования заключается в том, что на данный момент процедура валидизации игр ограничена проверкой достижения предполагаемой цели игры за счет апробации на 20-100 респондентах. Данную процедуру предположительно можно соотнести с процедурой оценки содержательной валидности психодиагностических методик.
Многие игры разрабатываются на основе проверенных психотерапевтических и психодиагностических методик [41, 53], в таком случае валидность игры может подтверждаться использованием данных методик. Но в случае с играми, основанием для которых является практический опыт разработчика, необходимо определить содержание процедуры валидизации. Мы предполагаем, что валидизировать деловую или психологическую игру необходимо через соотнесение результатов с проверенными психодиагностическими методиками или другими играми с доказанной эффективностью.
Поскольку геймификация охватывает многие области деятельности [3, 10, 14, 19], необходимо формализовать процедуру валидизации и сертификации деловых и психологических игр.
Новизна исследования заключается в том, что в нем представлена авторская деловая игра по профориентации «Моя профессия», а также предлагается способ валидизации профориентационных игр
Объект исследования - деловая игра «Моя профессия».
Предмет исследования - эмпирическая (конвергентная) валидность деловой игры «Моя профессия» на основании психодиагностических методик.
Цель исследования: определение эмпипрической (конвергентной) валидности авторской деловой игры «Моя профессия» по профориентационным методикам «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Опросник профессиональных выборов» [46], «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда.
Задачи исследования:
• Описание конструкта профессионального самоопределения.
• Разработка и апробация игры.
• Подбор методик, которые могут быть соотнесены с содержанием деловой игры, установка содержательного соответствия.
• Исследование сходства между результатами деловой игры «Моя профессия» и результатами прохождения выбранных профориентационных методик у учащихся 10-11 классов.
• Определение эмпирической (конвергентной) валидности авторской деловой игры «Моя профессия».
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между результатами профориентации с использованием психодиагностических методик с доказанной эффективностью и авторской деловой игры «Моя профессия».
Методы исследования:
1. Психологическое тестирование.
2. Статистический метод.
Выборка:
В исследовании принимали участие 108 учащихся 10-11 классов МАОУ Винзилинская СОШ им. Г.С. Ковальчука (50 юношей и 58 девушек, среди них 49 учащихся 10 классов и 59 - 11 классов).
Во время исследования была проведена работа по установлению содержательного соответствия деловой игры «Моя профессия» и методик «Опросник профессиональных выборов», «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда и «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
Далее был проведен расчет частоты распределения (встречаемости) тех или иных типов профессиональных выборов, в соответствии с профориентационными методиками, а также проведен расчет коэффициента корреляции Спирмена между показателями частоты выборов по игре и результатам прохождения опросников.
• Коэффициент корреляции Спирмена между психологическими типами личности по методике «Опросник профессиональных выборов» и критерием «Личные качества» деловой игры «Моя профессия» составил 0,548 при критическом значении 0,372.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Любимые действия» деловой игры «Моя профессия» и результатами по субтесту «Умения» методики «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда составил 0,761 при критическом значении 0,449.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Сферы деятельности» деловой игры «Моя профессия» и результатами методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока составило 0,365 при критическом значении 0,367.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Профессии» деловой игры «Моя профессия» и субтестом «Профессии» методики «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда составило 0,609 при критическом значении 0,393 .
• Коэффициент корреляции Спирмена между психологическими типами личности и профессиями по методике «Опросник профессиональных выборов» и критерием «Профессии» деловой игры «Моя профессия» составило 0,693 при критическом значении 0,526.
Коэффициенты корреляции для всех критериев, кроме критерия «Сферы деятельности» являются значимыми, следовательно, можно сделать вывод о подтверждении гипотезы исследования: существует значимая положительная связь между результатами профориентации с использованием авторской деловой игры «Моя профессия» и психодиагностических методик «Опросник профессиональных выборов», «Опросник профессиональных предпочтений» ДЖ. Холланда и частично - «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
Вывод: деловую игру «Моя профессия» можно считать валидной для профессионального самоопределения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что деловые игры предпочитают многие специалисты, в том числе для профориентационной диагностики. Автор данной работы предлагает валидизированную на основе признанных методик игру для помощи в профессиональном самоопределении. Также авторы предлагают к использованию процедуру валидизации деловых (и психологических) игр, что особенно актуально в связи с появлением большого количества подобных игр и малой информации о процедуре их валидизации и сертификации.
Приведенная в исследовании процедура валидизации является не единственным вариантом обоснования эффективности деловых игр. Дальнейшие исследования можно проводить как с целью расширения выборки, так и с целью разработки других процедур валидизации деловых и психологических игр.
Далее был проведен расчет частоты распределения (встречаемости) тех или иных типов профессиональных выборов, в соответствии с профориентационными методиками, а также проведен расчет коэффициента корреляции Спирмена между показателями частоты выборов по игре и результатам прохождения опросников.
• Коэффициент корреляции Спирмена между психологическими типами личности по методике «Опросник профессиональных выборов» и критерием «Личные качества» деловой игры «Моя профессия» составил 0,548 при критическом значении 0,372.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Любимые действия» деловой игры «Моя профессия» и результатами по субтесту «Умения» методики «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда составил 0,761 при критическом значении 0,449.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Сферы деятельности» деловой игры «Моя профессия» и результатами методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока составило 0,365 при критическом значении 0,367.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Профессии» деловой игры «Моя профессия» и субтестом «Профессии» методики «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда составило 0,609 при критическом значении 0,393 .
• Коэффициент корреляции Спирмена между психологическими типами личности и профессиями по методике «Опросник профессиональных выборов» и критерием «Профессии» деловой игры «Моя профессия» составило 0,693 при критическом значении 0,526.
Коэффициенты корреляции для всех критериев, кроме критерия «Сферы деятельности» являются значимыми, следовательно, можно сделать вывод о подтверждении гипотезы исследования: существует значимая положительная связь между результатами профориентации с использованием авторской деловой игры «Моя профессия» и психодиагностических методик «Опросник профессиональных выборов», «Опросник профессиональных предпочтений» ДЖ. Холланда и частично - «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
Вывод: деловую игру «Моя профессия» можно считать валидной для профессионального самоопределения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что деловые игры предпочитают многие специалисты, в том числе для профориентационной диагностики. Автор данной работы предлагает валидизированную на основе признанных методик игру для помощи в профессиональном самоопределении. Также авторы предлагают к использованию процедуру валидизации деловых (и психологических) игр, что особенно актуально в связи с появлением большого количества подобных игр и малой информации о процедуре их валидизации и сертификации.
Приведенная в исследовании процедура валидизации является не единственным вариантом обоснования эффективности деловых игр. Дальнейшие исследования можно проводить как с целью расширения выборки, так и с целью разработки других процедур валидизации деловых и психологических игр.



