Актуальность данной работы заключается в том, что профессиональное самоопределение является важным процессом не только для школьника, но и для работающего специалиста. В цифровой фазе социально-экономического развития, становится все сложнее прогнозировать изменения мира профессий, что приводит к неоднократному профессиональному самоопределению личности. Особенно остро вопросы профессионального самоопределения стоят в старшем подростковом возрасте [48].
В вопросе профориентации существует множество методик, но специалисты по психологии труда и психологии профессиональной деятельности продолжают искать все новые способы для эффективной диагностики профессиональных склонностей и предпочтений. В последние годы психологи стали уделять большое внимание [2, 7, 16, 41, 43] использованию и созданию трансформационных (деловых и психологических) игр, в том числе по профориентации. Игровые методы являются особенно подходящими для школьников, в том числе старшего подросткового возраста. Также, деловая игра «Моя профессия» учитывает возрастные особенности подростков и способствует развитию навыка конструктивного общения, за счет включения правил взаимодействия между игроками.
Проблема исследования заключается в том, что на данный момент процедура валидизации игр ограничена проверкой достижения предполагаемой цели игры за счет апробации на 20-100 респондентах. Данную процедуру предположительно можно соотнести с процедурой оценки содержательной валидности психодиагностических методик.
Многие игры разрабатываются на основе проверенных психотерапевтических и психодиагностических методик [41, 53], в таком случае валидность игры может подтверждаться использованием данных методик. Но в случае с играми, основанием для которых является практический опыт разработчика, необходимо определить содержание процедуры валидизации. Мы предполагаем, что валидизировать деловую или психологическую игру необходимо через соотнесение результатов с проверенными психодиагностическими методиками или другими играми с доказанной эффективностью.
Поскольку геймификация охватывает многие области деятельности [3, 10, 14, 19], необходимо формализовать процедуру валидизации и сертификации деловых и психологических игр.
Новизна исследования заключается в том, что в нем представлена авторская деловая игра по профориентации «Моя профессия», а также предлагается способ валидизации профориентационных игр
Объект исследования - деловая игра «Моя профессия».
Предмет исследования - эмпирическая (конвергентная) валидность деловой игры «Моя профессия» на основании психодиагностических методик.
Цель исследования: определение эмпипрической (конвергентной) валидности авторской деловой игры «Моя профессия» по профориентационным методикам «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Опросник профессиональных выборов» [46], «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда.
Задачи исследования:
• Описание конструкта профессионального самоопределения.
• Разработка и апробация игры.
• Подбор методик, которые могут быть соотнесены с содержанием деловой игры, установка содержательного соответствия.
• Исследование сходства между результатами деловой игры «Моя профессия» и результатами прохождения выбранных профориентационных методик у учащихся 10-11 классов.
• Определение эмпирической (конвергентной) валидности авторской деловой игры «Моя профессия».
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между результатами профориентации с использованием психодиагностических методик с доказанной эффективностью и авторской деловой игры «Моя профессия».
Методы исследования:
1. Психологическое тестирование.
2. Статистический метод.
Выборка:
В исследовании принимали участие 108 учащихся 10-11 классов МАОУ Винзилинская СОШ им. Г.С. Ковальчука (50 юношей и 58 девушек, среди них 49 учащихся 10 классов и 59 - 11 классов).
Во время исследования была проведена работа по установлению содержательного соответствия деловой игры «Моя профессия» и методик «Опросник профессиональных выборов», «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда и «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
Далее был проведен расчет частоты распределения (встречаемости) тех или иных типов профессиональных выборов, в соответствии с профориентационными методиками, а также проведен расчет коэффициента корреляции Спирмена между показателями частоты выборов по игре и результатам прохождения опросников.
• Коэффициент корреляции Спирмена между психологическими типами личности по методике «Опросник профессиональных выборов» и критерием «Личные качества» деловой игры «Моя профессия» составил 0,548 при критическом значении 0,372.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Любимые действия» деловой игры «Моя профессия» и результатами по субтесту «Умения» методики «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда составил 0,761 при критическом значении 0,449.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Сферы деятельности» деловой игры «Моя профессия» и результатами методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока составило 0,365 при критическом значении 0,367.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Профессии» деловой игры «Моя профессия» и субтестом «Профессии» методики «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда составило 0,609 при критическом значении 0,393 .
• Коэффициент корреляции Спирмена между психологическими типами личности и профессиями по методике «Опросник профессиональных выборов» и критерием «Профессии» деловой игры «Моя профессия» составило 0,693 при критическом значении 0,526.
Коэффициенты корреляции для всех критериев, кроме критерия «Сферы деятельности» являются значимыми, следовательно, можно сделать вывод о подтверждении гипотезы исследования: существует значимая положительная связь между результатами профориентации с использованием авторской деловой игры «Моя профессия» и психодиагностических методик «Опросник профессиональных выборов», «Опросник профессиональных предпочтений» ДЖ. Холланда и частично - «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
Вывод: деловую игру «Моя профессия» можно считать валидной для профессионального самоопределения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что деловые игры предпочитают многие специалисты, в том числе для профориентационной диагностики. Автор данной работы предлагает валидизированную на основе признанных методик игру для помощи в профессиональном самоопределении. Также авторы предлагают к использованию процедуру валидизации деловых (и психологических) игр, что особенно актуально в связи с появлением большого количества подобных игр и малой информации о процедуре их валидизации и сертификации.
Приведенная в исследовании процедура валидизации является не единственным вариантом обоснования эффективности деловых игр. Дальнейшие исследования можно проводить как с целью расширения выборки, так и с целью разработки других процедур валидизации деловых и психологических игр.
1. Атлас новых профессий / [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://atlas100.ru/examples/games-and-practices/games/ Дата обращения
13.05.2021 г.
2. Азарнова, А. Г. Метод ролевой игры в тренинге. Создание, проведение и разбор ролевой игры. - СПб.: Речь, 2011. - 347 с.
3. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра - М.: Владоспресс, 2000. - 332 с.
4. Академия бизнеса и управления системами / [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://www.akbiz.ru/profstandarty/chto-takoe-
profstandartyДата обращения 20.05.2021 г.
5. Анастази, А, Урбина, С. Психологическое тестирование. 7 издание, СПб.: Питер, 2009, 688 с.
6. Асадуллина, Л.Ф. Методы активного социально¬
психологического обучения в повышении личностной зрелости будущего психолога / ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак, № 3 (53) 2016, с. 14-26
7. Барабанова, И.А. Деловые игры в учебном процессе / Научные сообщения / М. Изд-во «Академия», 2015, с. 23-34
8. Блинов, В. И. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, А.Г. Серебрякова, О.В. Яценко. - М., 2014., 51 с.
9. Бодалев, А.А., Столин, В.В., Аванесов, В.С. Общая
психодиагностика /СПб.: Изд-во Речь, 2006, 440 с.
10. Боков, М. Деловые игры в подготовке менеджеров / Высшее образование в России, №10, 2005, с. 77-81
11. Браун, Стюарт. Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье / Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2015, 220 с.
12. Бреслав Е.П., Голуба И.Я. Сценарные игры в консалтинге и управлении проектами / Управление проектами и развитие, 2016 № 1 (17), с. 48-62
13. Быкова, Е.С. Типологические характеристики личности в профессиональном самоопределении / Е.С. Быкова // Новосибирский государственный технический университет, № 12(48) 2015, с. 23-35
14. Вербицкий, А.А., Деловая игра в компетентностном формате /
Московский государственный гуманитарный университет
им. М.А. Шолохова, № 4 (64) 2017, с. 33-48
15. Виртуальный кабинет по профориентации «Шаг в будущее» /
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://sites.google.com/site/virtualnyjkabinet375/sborniki-proforientacionnyh-igrДата обращения 13.05.2021 г.
16. Греков, И. В. Терапевтическая трансформационная игра: теория,
методология, практика / И.В. Греков - М.: Профессиональная гильдия
психологов-игропрактиков, 2019. - 245 с.
17. Греков, И. В. Феномен принятия в тэта-игре как фактор успешной терапии и трансформации, Международный междисциплинарный научно-практический журнал «Человек, искусство, Вселенная», Москва, 2019, с. 165-173
18. Гроголева, О.Ю., Анкудинова, В.С. Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» / Вестник омского университета. Серия «Психология», 2014 №2, с. 4 -12
19. Доронина, А.А. Деловая Игра / Научные труды Московского гуманитарного университета, 2018 №5, с. 75-77
20. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1999. 280 с.
21. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Садовникова, Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. / Изд-во: Академический проект, Фонд «Мир», 2015 (с. 138-144)
22. Зеер, Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография / Э.Ф. Зеер - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2015. 194 с.
23. Злобин, С.М. Метод и базовые модели деловой игры / Cloud of Science, 2018, Т.5, №4, с. 63-78
24. Золотых, Н.В. Деловая игра как одна из форм организации учебного процесса, ее структура и функции / Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесграфта, 2016 № 2 (132), с. 78-83
25. Истомина, В.В. Воспитательные возможности деловой игры в ВУЗе / Образовательные технологии: наука и практика № 7 (38) 2013, с. 58-77
26. Климов, Е.А. Психология профессионала. Избранные
психологические труды / М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 - 400 с.
27. Кузнецова, И.В., Тенюшев, Б.И. Психологическая коррекция профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов с помощью деловой игры и технологии биологической обратной связи / Вестник ТГУ, выпуск 11 (67), 2008, с. 65-72
28. Леонтьев, Д. А. Психология выбора / Д.А. Леонтьев,
Е.Ю. Овчинникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам - М.: Смысл, 2015 - 464 с.
29. Лобанова, Ю.И. Интерактивные технологии формирования професиональной психологической устойчивости / Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, № 11 (34) 2014, с. 44-57
30. Лупандин, В.И. Математические методы в психологии: учебное пособие, 4 издание, переработанное / Издательство Уральского университета, Екатеринбург, 2009, 196 с.
31. Мельник, Е.В. Психологическая настольная игра как средство формирования эмпатии у студентов учреждений высшего образования педагогического профиля / Гуманитарные науки №1/2019, с. 152-162
32. Михеева, Е. В. Применение трансформационных игровых технологий в работе с семейной парой / Психология и психотерапия семьи №1/2018, с. 68-84
33. Навигатум / Образовательный и научно-исследовательский проект / [Электронный ресурс] Режим доступа:https://navigatum.ru/Дата обращения 13.05.2021 г.
34. Новикова, М.Л. Применение трансформационной игры для самопрофилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей детских образовательных учреждений / Научные труды Московского гуманитарного университета, №1/2020, с. 42-59
35. Панфилова, А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. - СПб., СПбИВЭСЭП, 2003. - 536 с.
36. Патраков, Э.В. Философские основы применения игры в практике
психологической помощи / АНИ: педагогика и психология. 2016 Т.5,
№ 3 (16), с. 85-99
37. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. - М.: МГППИ, 1999. - 97 с.
38. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студентов учреждений высш. Проф. Образования / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 6 изд. Москва, изд. Центр «Академия», 2013, 496 с.
39. Решилова, Р.Р. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры / Нижневартовск, Философия современного образования № 5 (86) 2017, с. 64-69
40. Роговская, Н.И. Обучение бакалавров вуза на основе деловых игр / Педагогика, Серия «Гуманитарные науки», № 12 декабрь 2020, с. 54-59
41. Современные терапевтические и трансформационные игровые
технологии. Игрофикация помогающих практик. Сборник статей [Текст] / отв. ред. Ковалёва М.А. // М.: Профессиональная гильдия психологов-
игропрактиков, 2019. - 84 с.
42. Суворова, Е.В. Игра, меняющая жизнь / Интерактивная наука, 6 (52)/2020, с. 34-38
43. Суворова, Е.В. Научный подход в создании игр, Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «В1исШе1» №11/2020, с. 25-36
44. Суворова, Е.В. Онлайн-фестиваль игр, как инструмент психолога, психотерапевта, специалиста помогающих практик, Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «В1исШе1» №1/2021, с. 46-63
45. Сунцова, Я.С. Диагностика профессионального самоопределения / Учебно-методическое пособие - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009, 112 с.
46. Сунцова, Я.С. Диагностика профессионального самоопределения. Часть 2 / Учебно-методическое пособие - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011, 142 с.
47. Сухарева, Л.М. Профориентационная деятельность как объект
педагогического исследования: ретроспективный анализ / Вопросы
территориального развития № 1(46), 2019, с. 1-10
48. Сыманюк, Э. Э., Печеркина, А. А., Закревская, О. В. (2019).
Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста. Перспективы науки и образования, 42(6 (42)),
с. 192-202.
49. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 -ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021), ст. 195.1, 195.2, 195.3
50. Усачёв, А.А. Создание своей игры / Издательские решения, 2020, 50 с.
51. Фаерман, М.И. Трансформационная игра как учебная психотехнология / Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2016, с. 53-56
52. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. изд-во Института Психотерапии, 2002 - 490 с.
53. Финсаас, М.М, Лысакова, И.П. (СПб) Ролевая игра в контексте
обучения коммуникативному поведению, Научное издание
«Коммуникативное поведение» вып. 20 / Воронеж, 2004, с. 168-175
54. Чаликова, О.С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты, учебное пособие / Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2017, 138 с.
55. Шаронова, С.А. Еще раз о классификации игр и термине «деловая игра» / Вестник РУДН. Секция Социология, №2, с. 134-139
56. Шерешик, Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», № 3 (48) 2017, с. 25-39
57. Якимович, И.Г. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в ВУЗе / Вестник Брянского госуниверситета, 2016 (1), с. 16-32
58. Яшник, С.В. Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования управленческой культуры / Современные педагогические технологии № 2 (54), с. 70-75
59. Ozon, интернет-магазин/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/id/140666823/Дата обращения 13.05.2021 г.