Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмпирическая (конвергентная) валидность авторской игры «Моя профессия» для профессионального самоопределения

Работа №99962

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1. Профориентация и профессиональное самоопределение 6
1.1.1. Профориентация 7
1.1.2. Профессиональное самоопределение 9
1.1.3. Профессиональные стандарты 13
1.2. Диагностика профессиональной направленности 14
1.2.1. Обзор методик 16
1.2.2. Обзор игр по профориентации и профессиональному
самоопределению 23
1.3. Процедура валидизации 26
1.3.1. Виды валидности 27
1.3.2. Процедура валидизации методик 29
1.3.3. Процедура валидизации психологических и деловых игр 30
1.4. Методика исследования 31
1.4.1. Методики диагностики 31
1.4.2. Деловая игра по профориентации «Моя профессия» 35
2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39
2.1. Выборка 39
2.2. Содержательный анализ методик 39
2.3. Описательная статистика 40
2.4. Соответствие частот распределения 46
2.5. Конвергентная валидность деловой игры «Моя профессия» для 56 профессионального самоопределения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность данной работы заключается в том, что профессиональное самоопределение является важным процессом не только для школьника, но и для работающего специалиста. В цифровой фазе социально-экономического развития, становится все сложнее прогнозировать изменения мира профессий, что приводит к неоднократному профессиональному самоопределению личности. Особенно остро вопросы профессионального самоопределения стоят в старшем подростковом возрасте [48].
В вопросе профориентации существует множество методик, но специалисты по психологии труда и психологии профессиональной деятельности продолжают искать все новые способы для эффективной диагностики профессиональных склонностей и предпочтений. В последние годы психологи стали уделять большое внимание [2, 7, 16, 41, 43] использованию и созданию трансформационных (деловых и психологических) игр, в том числе по профориентации. Игровые методы являются особенно подходящими для школьников, в том числе старшего подросткового возраста. Также, деловая игра «Моя профессия» учитывает возрастные особенности подростков и способствует развитию навыка конструктивного общения, за счет включения правил взаимодействия между игроками.
Проблема исследования заключается в том, что на данный момент процедура валидизации игр ограничена проверкой достижения предполагаемой цели игры за счет апробации на 20-100 респондентах. Данную процедуру предположительно можно соотнести с процедурой оценки содержательной валидности психодиагностических методик.
Многие игры разрабатываются на основе проверенных психотерапевтических и психодиагностических методик [41, 53], в таком случае валидность игры может подтверждаться использованием данных методик. Но в случае с играми, основанием для которых является практический опыт разработчика, необходимо определить содержание процедуры валидизации. Мы предполагаем, что валидизировать деловую или психологическую игру необходимо через соотнесение результатов с проверенными психодиагностическими методиками или другими играми с доказанной эффективностью.
Поскольку геймификация охватывает многие области деятельности [3, 10, 14, 19], необходимо формализовать процедуру валидизации и сертификации деловых и психологических игр.
Новизна исследования заключается в том, что в нем представлена авторская деловая игра по профориентации «Моя профессия», а также предлагается способ валидизации профориентационных игр
Объект исследования - деловая игра «Моя профессия».
Предмет исследования - эмпирическая (конвергентная) валидность деловой игры «Моя профессия» на основании психодиагностических методик.
Цель исследования: определение эмпипрической (конвергентной) валидности авторской деловой игры «Моя профессия» по профориентационным методикам «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Опросник профессиональных выборов» [46], «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда.
Задачи исследования:
• Описание конструкта профессионального самоопределения.
• Разработка и апробация игры.
• Подбор методик, которые могут быть соотнесены с содержанием деловой игры, установка содержательного соответствия.
• Исследование сходства между результатами деловой игры «Моя профессия» и результатами прохождения выбранных профориентационных методик у учащихся 10-11 классов.
• Определение эмпирической (конвергентной) валидности авторской деловой игры «Моя профессия».
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между результатами профориентации с использованием психодиагностических методик с доказанной эффективностью и авторской деловой игры «Моя профессия».
Методы исследования:
1. Психологическое тестирование.
2. Статистический метод.
Выборка:
В исследовании принимали участие 108 учащихся 10-11 классов МАОУ Винзилинская СОШ им. Г.С. Ковальчука (50 юношей и 58 девушек, среди них 49 учащихся 10 классов и 59 - 11 классов).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во время исследования была проведена работа по установлению содержательного соответствия деловой игры «Моя профессия» и методик «Опросник профессиональных выборов», «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда и «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
Далее был проведен расчет частоты распределения (встречаемости) тех или иных типов профессиональных выборов, в соответствии с профориентационными методиками, а также проведен расчет коэффициента корреляции Спирмена между показателями частоты выборов по игре и результатам прохождения опросников.
• Коэффициент корреляции Спирмена между психологическими типами личности по методике «Опросник профессиональных выборов» и критерием «Личные качества» деловой игры «Моя профессия» составил 0,548 при критическом значении 0,372.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Любимые действия» деловой игры «Моя профессия» и результатами по субтесту «Умения» методики «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда составил 0,761 при критическом значении 0,449.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Сферы деятельности» деловой игры «Моя профессия» и результатами методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока составило 0,365 при критическом значении 0,367.
• Коэффициент корреляции Спирмена между критерием «Профессии» деловой игры «Моя профессия» и субтестом «Профессии» методики «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда составило 0,609 при критическом значении 0,393 .
• Коэффициент корреляции Спирмена между психологическими типами личности и профессиями по методике «Опросник профессиональных выборов» и критерием «Профессии» деловой игры «Моя профессия» составило 0,693 при критическом значении 0,526.
Коэффициенты корреляции для всех критериев, кроме критерия «Сферы деятельности» являются значимыми, следовательно, можно сделать вывод о подтверждении гипотезы исследования: существует значимая положительная связь между результатами профориентации с использованием авторской деловой игры «Моя профессия» и психодиагностических методик «Опросник профессиональных выборов», «Опросник профессиональных предпочтений» ДЖ. Холланда и частично - «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
Вывод: деловую игру «Моя профессия» можно считать валидной для профессионального самоопределения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что деловые игры предпочитают многие специалисты, в том числе для профориентационной диагностики. Автор данной работы предлагает валидизированную на основе признанных методик игру для помощи в профессиональном самоопределении. Также авторы предлагают к использованию процедуру валидизации деловых (и психологических) игр, что особенно актуально в связи с появлением большого количества подобных игр и малой информации о процедуре их валидизации и сертификации.
Приведенная в исследовании процедура валидизации является не единственным вариантом обоснования эффективности деловых игр. Дальнейшие исследования можно проводить как с целью расширения выборки, так и с целью разработки других процедур валидизации деловых и психологических игр.



1. Атлас новых профессий / [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://atlas100.ru/examples/games-and-practices/games/ Дата обращения
13.05.2021 г.
2. Азарнова, А. Г. Метод ролевой игры в тренинге. Создание, проведение и разбор ролевой игры. - СПб.: Речь, 2011. - 347 с.
3. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра - М.: Владоспресс, 2000. - 332 с.
4. Академия бизнеса и управления системами / [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://www.akbiz.ru/profstandarty/chto-takoe-
profstandartyДата обращения 20.05.2021 г.
5. Анастази, А, Урбина, С. Психологическое тестирование. 7 издание, СПб.: Питер, 2009, 688 с.
6. Асадуллина, Л.Ф. Методы активного социально¬
психологического обучения в повышении личностной зрелости будущего психолога / ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак, № 3 (53) 2016, с. 14-26
7. Барабанова, И.А. Деловые игры в учебном процессе / Научные сообщения / М. Изд-во «Академия», 2015, с. 23-34
8. Блинов, В. И. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, А.Г. Серебрякова, О.В. Яценко. - М., 2014., 51 с.
9. Бодалев, А.А., Столин, В.В., Аванесов, В.С. Общая
психодиагностика /СПб.: Изд-во Речь, 2006, 440 с.
10. Боков, М. Деловые игры в подготовке менеджеров / Высшее образование в России, №10, 2005, с. 77-81
11. Браун, Стюарт. Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье / Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2015, 220 с.
12. Бреслав Е.П., Голуба И.Я. Сценарные игры в консалтинге и управлении проектами / Управление проектами и развитие, 2016 № 1 (17), с. 48-62
13. Быкова, Е.С. Типологические характеристики личности в профессиональном самоопределении / Е.С. Быкова // Новосибирский государственный технический университет, № 12(48) 2015, с. 23-35
14. Вербицкий, А.А., Деловая игра в компетентностном формате /
Московский государственный гуманитарный университет
им. М.А. Шолохова, № 4 (64) 2017, с. 33-48
15. Виртуальный кабинет по профориентации «Шаг в будущее» /
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://sites.google.com/site/virtualnyjkabinet375/sborniki-proforientacionnyh-igrДата обращения 13.05.2021 г.
16. Греков, И. В. Терапевтическая трансформационная игра: теория,
методология, практика / И.В. Греков - М.: Профессиональная гильдия
психологов-игропрактиков, 2019. - 245 с.
17. Греков, И. В. Феномен принятия в тэта-игре как фактор успешной терапии и трансформации, Международный междисциплинарный научно-практический журнал «Человек, искусство, Вселенная», Москва, 2019, с. 165-173
18. Гроголева, О.Ю., Анкудинова, В.С. Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» / Вестник омского университета. Серия «Психология», 2014 №2, с. 4 -12
19. Доронина, А.А. Деловая Игра / Научные труды Московского гуманитарного университета, 2018 №5, с. 75-77
20. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1999. 280 с.
21. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Садовникова, Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. / Изд-во: Академический проект, Фонд «Мир», 2015 (с. 138-144)
22. Зеер, Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография / Э.Ф. Зеер - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2015. 194 с.
23. Злобин, С.М. Метод и базовые модели деловой игры / Cloud of Science, 2018, Т.5, №4, с. 63-78
24. Золотых, Н.В. Деловая игра как одна из форм организации учебного процесса, ее структура и функции / Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесграфта, 2016 № 2 (132), с. 78-83
25. Истомина, В.В. Воспитательные возможности деловой игры в ВУЗе / Образовательные технологии: наука и практика № 7 (38) 2013, с. 58-77
26. Климов, Е.А. Психология профессионала. Избранные
психологические труды / М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 - 400 с.
27. Кузнецова, И.В., Тенюшев, Б.И. Психологическая коррекция профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов с помощью деловой игры и технологии биологической обратной связи / Вестник ТГУ, выпуск 11 (67), 2008, с. 65-72
28. Леонтьев, Д. А. Психология выбора / Д.А. Леонтьев,
Е.Ю. Овчинникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам - М.: Смысл, 2015 - 464 с.
29. Лобанова, Ю.И. Интерактивные технологии формирования професиональной психологической устойчивости / Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, № 11 (34) 2014, с. 44-57
30. Лупандин, В.И. Математические методы в психологии: учебное пособие, 4 издание, переработанное / Издательство Уральского университета, Екатеринбург, 2009, 196 с.
31. Мельник, Е.В. Психологическая настольная игра как средство формирования эмпатии у студентов учреждений высшего образования педагогического профиля / Гуманитарные науки №1/2019, с. 152-162
32. Михеева, Е. В. Применение трансформационных игровых технологий в работе с семейной парой / Психология и психотерапия семьи №1/2018, с. 68-84
33. Навигатум / Образовательный и научно-исследовательский проект / [Электронный ресурс] Режим доступа:https://navigatum.ru/Дата обращения 13.05.2021 г.
34. Новикова, М.Л. Применение трансформационной игры для самопрофилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей детских образовательных учреждений / Научные труды Московского гуманитарного университета, №1/2020, с. 42-59
35. Панфилова, А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. - СПб., СПбИВЭСЭП, 2003. - 536 с.
36. Патраков, Э.В. Философские основы применения игры в практике
психологической помощи / АНИ: педагогика и психология. 2016 Т.5,
№ 3 (16), с. 85-99
37. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. - М.: МГППИ, 1999. - 97 с.
38. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студентов учреждений высш. Проф. Образования / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 6 изд. Москва, изд. Центр «Академия», 2013, 496 с.
39. Решилова, Р.Р. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры / Нижневартовск, Философия современного образования № 5 (86) 2017, с. 64-69
40. Роговская, Н.И. Обучение бакалавров вуза на основе деловых игр / Педагогика, Серия «Гуманитарные науки», № 12 декабрь 2020, с. 54-59
41. Современные терапевтические и трансформационные игровые
технологии. Игрофикация помогающих практик. Сборник статей [Текст] / отв. ред. Ковалёва М.А. // М.: Профессиональная гильдия психологов-
игропрактиков, 2019. - 84 с.
42. Суворова, Е.В. Игра, меняющая жизнь / Интерактивная наука, 6 (52)/2020, с. 34-38
43. Суворова, Е.В. Научный подход в создании игр, Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «В1исШе1» №11/2020, с. 25-36
44. Суворова, Е.В. Онлайн-фестиваль игр, как инструмент психолога, психотерапевта, специалиста помогающих практик, Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «В1исШе1» №1/2021, с. 46-63
45. Сунцова, Я.С. Диагностика профессионального самоопределения / Учебно-методическое пособие - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009, 112 с.
46. Сунцова, Я.С. Диагностика профессионального самоопределения. Часть 2 / Учебно-методическое пособие - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011, 142 с.
47. Сухарева, Л.М. Профориентационная деятельность как объект
педагогического исследования: ретроспективный анализ / Вопросы
территориального развития № 1(46), 2019, с. 1-10
48. Сыманюк, Э. Э., Печеркина, А. А., Закревская, О. В. (2019).
Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста. Перспективы науки и образования, 42(6 (42)),
с. 192-202.
49. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 -ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021), ст. 195.1, 195.2, 195.3
50. Усачёв, А.А. Создание своей игры / Издательские решения, 2020, 50 с.
51. Фаерман, М.И. Трансформационная игра как учебная психотехнология / Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2016, с. 53-56
52. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. изд-во Института Психотерапии, 2002 - 490 с.
53. Финсаас, М.М, Лысакова, И.П. (СПб) Ролевая игра в контексте
обучения коммуникативному поведению, Научное издание
«Коммуникативное поведение» вып. 20 / Воронеж, 2004, с. 168-175
54. Чаликова, О.С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты, учебное пособие / Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2017, 138 с.
55. Шаронова, С.А. Еще раз о классификации игр и термине «деловая игра» / Вестник РУДН. Секция Социология, №2, с. 134-139
56. Шерешик, Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», № 3 (48) 2017, с. 25-39
57. Якимович, И.Г. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в ВУЗе / Вестник Брянского госуниверситета, 2016 (1), с. 16-32
58. Яшник, С.В. Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования управленческой культуры / Современные педагогические технологии № 2 (54), с. 70-75
59. Ozon, интернет-магазин/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/id/140666823/Дата обращения 13.05.2021 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ