ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЕЧСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ 7
1.1. Подходы к изучению совладающего поведения личности 7
1.2. Социально-психологические особенности периода молодости 14
1.3. Социально-психологические особенности молодежи, склонной к
игровой зависимости 20
1.4. Направления изучения игровой зависимости в психологии 24
Выводы по главе 28
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО
ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ, ИГРАЮЩЕЙ В ОНЛАЙН-ИГРЫ 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследования 33
2.3. Описательная статистика 48
Выводы по главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОЕ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что техническое развитие компьютера и Интернета заметно повлияло на все области современной жизни. Произошли перемены в экономических, духовных, идеологических, социологических, экзистенциальных ориентирах. Согласно опросу Левада-Центра, число пользователей Интернета за последние два года увеличилось с 73% до 81% граждан, большинство из которых были дети, подростки и молодые люди.
Глобальная компьютеризация выражается быстрым доступом и легкостью использования технических новинок, которые важны в текущей среде урбанизации, сокращают время, помогают в учебной и рабочей сфере получать, хранить и обрабатывать колоссальные объемы информации, поддерживать связь с другими людьми. Можно перечислить достаточно преимуществ распространения компьютерных технологий, но также существуют и негативные последствия распространения киберпространства.
Необычный и своеобразный мир Интернета создал компьютерную зависимость, которая содержит в себе целый спектр зависимого поведения и проблем. Одной из самых популярных форм компьютерной зависимости является зависимость от компьютерных игр или кибераддикция, которая характеризуется как навязчивое желание проводить все время в компьютерных играх.
Проблематика этой зависимости и то, как она влияет на социальные аспекты жизни и психологическое здоровье людей стала достаточно актуальной сегодня, так как подавляющая часть игроков - это подростки и молодые люди.
Человек в современном мире подвергается риску из-за нестандартной ситуации развития, которая является благоприятным периодом для того, чтобы сформировать аддиктивное поведение. Киберпространство привлекает людей своей анонимностью и вседозволенностью, давая им уклониться от жизненных проблем в мире, который более привлекателен, чем реальный. Человек, окунувшись в мир компьютерных игр, тратит все больше времени на виртуальную реальность, забывая о жизни в другом мире, уходя от своих друзей и близких, забывая о элементарных гигиенических правилах и здоровье.
Увеличение времени, проводимого в игре, способствует накоплению проблем в объективном мире, который больше не является привлекательным для человека, и снова толкает его в захватывающую реальность, что приводит к лишению и зависимости.
Сегодня важной задачей является определение границы, с какого момента насыщенный красками, привлекательный мир киберпространства с различными игровыми персонажами настолько оказывает влияние на психику, что становится зависимостью от компьютерных игр.
Цель исследования - анализ особенностей совладающего поведения молодежи, склонной к зависимости от онлайн-игр.
Задачи исследования:
• рассмотреть и проанализировать подходы к изучению совладающего поведения личности, социально -психологические особенности молодежи, склонной к компьютерной зависимости, подходы к изучению компьютерной зависимости в психологии;
• провести анализ совладающего поведения играющей и не играющей в онлайн-игры молодежи;
• провести статистический анализ и сделать сравнение совладающего поведения между группами играющих и не играющих в онлайн-игры.
Объект исследования - совладающее поведение и его основные особенности.
Предмет исследования - особенности совладающего поведения у молодежи, склонных к зависимости от онлайн-игр.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что молодежь, играющая в онлайн-игры, чаще использует незрелые психологические защиты и поведенческие копинг-стратегии, менее адаптирована, чем молодёжь, не играющая в онлайн-игры.
Методы исследования: анализ, синтез данных учебной и научной литературы; сравнение позиций отечественных и зарубежных исследователей по теме исследования; тестирование.
Для компьютерной обработки данных использовались стандартные статистические методы и программы «SPSS» и «Microsoft EXC EL».
Для проведения исследования были выбраны следующие методики исследования:
1. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса.
2. Опросник Плутчика - Келлермана - Конте. Тест для диагностики механизмов психологической защиты.
3. Опросник социально-психологической адаптации, СПА (Test of Personal Adjustment).
4. Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость.
5. Диагностика гейм-аддикции (Кочетков Н.В.).
Выборка исследования: молодые люди от 18 до 30 лет с разной склонностью к игровой зависимости
Теоретическим основанием исследования послужили работы Р. Лазаруса и С. Фолкмана, К.Роджерса, Н.В. Кочеткова, К. Янг, Е. С Набойченко.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе были сформулированы объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования. Проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
На втором этапе производился выбор методик исследования, проводилась диагностика игровой и интернет-зависимости у респондентов, а также выявление особенностей совладающего поведения молодых людей, склонных к игровой зависимости.
На третьем этапе проводился качественный, количественный и статистический анализ, систематизация, обобщение и интерпретация результатов исследования.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в рамках данного исследования был проведен комплексный анализ совладающего поведения и личностных особенностей молодежи, склонной к компьютерной и игровой зависимости, проведено эмпирическое исследования особенностей и проявлений игровой зависимости, а также особенностей совладающего поведения данной группы молодежи.
Наиболее популярными темами в отечественной психологии на данный момент являются проблемы интернет-зависимости и зависимости от компьютерных игр. Повышенный общественный интерес к ним возник благодаря новизне интернет-технологий и глобальности их влияния, что приводит к невозможности прогнозировать будущее, что, в свою очередь, вызывает социальную тревожность, катализирующую активность ученых в этой области.
В большинстве исследований интернет-пользователей и молодежи, склонной к игровой зависимости, им дается негативная характеристика (склонность к негативизму, неадекватность самооценки, сложности в общении, самораскрытии и т.п.) и констатируется деструктивное влияние интернета и игр на личность (упрощение речи, «аутизация»).
В данной работе проблематика заключалась в исследовании взаимосвязи зависимости от онлайн-игр и совладающего поведения молодежи. В соответствии с основными выводами по эмпирической главе выделяются основные утверждения :
1. Молодежь, играющая в онлайн-игры менее социально¬
психологически адаптирована.
2. У играющей молодежи преобладают такие психологические защиты, как регрессия, замещение, отрицание, компенсация. Большая часть из них являются зрелыми механизмами психологической защиты.
3. Основнми используемыми в большей степени играющей молодежью копинг-стратегиями являются дистанцирование и бегство- избегание, то есть когнитивные копинг-стратегии.
Подводя итоги, следует сказать о том, что в наш век передовых технологий компьютер и интернет являются неотъемлемой частью жизни людей, в том числе молодежи. И благодаря интернету онлайн-игры получаются все большую популяризацию, а вместе с этим также становятся увлечением для многих молодых людей и подростков. В современном мире онлайн-игры оказывают настолько значимое влияние на общество, что большинство из них уже закрепились в качестве официальных спортивных дисциплин. В следствие этого молодежь становится значительно подверженней игровой зависимости.
В перспективе продолжения исследования можно изучить влияние онлайн-игр на совладеющее поведение. Также использовать данные проведенного исследования для изучения личностных особенностей молодежи, играющих в онлайн-игры и влияния гейм-аддикции на формирование этих особенностей.
Благодаря подобным исследованиям в будущем возможно составление программ коррекции поведения молодых людей, зависимых от онлайн-игр. Так как бывают случаи, когда увлечение онлайн -играми заметно пагубно влияет на человека, его взаимодействие с социумом и другие аспекты жизни, и требует помощи психолога. Чтобы специалисту было легче работать с запросами такого типа, исследования в этой области должны развиваться и идти в ногу с развитием современных технологий.
1. Абабков, В.А., Перре, М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 166с.
2. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4. С. 35—58.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Анцыферова Л. И. // Психологический журнал. - 1992. - том 13, № 5. - С. 12 - 25.
4. Баева, Л. В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет - игровой зависимости (IGD) / Л. В. Баева // Виртуальное пространство и жизненные миры человека. - 2016. - № 1 (11). - С. 8 - 19.
5. Белинская, Е.П. Психология Интернет-коммуникации. М.: МПСУ; Воронеж: Модек, 2013. 192 с.
6. Белозеров, С.А. Виртуальные миры MMORPG: Часть II. Средство от социального и психологического неблагополучия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 1. С. 71—89.
7. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса / В.А. Бодров //Психологический журнал. - 2006. - том 27, № 2. - С .113 - 123.
8. Бохан, Т.Г. Онтогенетический подход к проблеме преодоления критических ситуаций в отечественных и зарубежных исследованиях / Т.Г. Бохан // Сибирский психологический журнал. - 1999. - Выпуск 10. - С. 40 - 45.
9. Ван, Ш. Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры): Дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. - 213с.
10. Васильева, Ю. Е., Ивашина, И. А., Попов, П. П., Рыжов, И. Г. К вопросу о проблеме интернет - зависимости в современном обществе / Ю. Е. Васильева и др. // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии. - 2014. - № 16. - С. 48 - 51
11. Вишневский, Ю.Р., Ковалева, А.И. и др. Практикум по социологии молодежи/ М.:- 2000. - С. 36 - 40.
12. Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. - М. : Акад. проект : Трикста, 2006. - 256 с.
13. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - Т.1.- М.: Педагогика, 1982. - С. 291 - 436.
14. Гайнуллина, Э.Н. Ценность здоровья в структуре ориентаций студентов-геймеров: Дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2010. 153 с.
15. Горелова, А.В. интернет-зависимость как объект
социологического исследования [Электронный ресурс] А.В. Горелова. - режим доступа:http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc gum/grani/2013 2Z25.pdf.Дата обращения: 27.02.2021.
16. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.,1997 - С.290
17. Гришина, А. В., Волкова, Е. Н. Структура субъектности с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / А. В. Гришина, Е. Н. Волкова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6. № 1. - С. 1 - 18.
18. Давтян, В. Г., Бердин, Р. Д. Адаптивные возможности у лиц с виртуальной аддикцией / В. Г. Давтян, Р. Д. Бердин // Наука, техника и образование. - 2015. - № 7. С. 1 - 2.
19. Данилова, М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: Дис. . канд. социол. наук. Саратов, 2009. 139 с.
20. Демильханова, А.М. Влияние виртуальной реальности на образ Я: на примере ролевых компьютерных игр: Дис. . канд. психол. наук. Бишкек, 2009. 157 с.
21. Дмитриев, К.Г. Психологические детерминанты Интернет- зависимости в юношеском возрасте: Дис. . канд. психол. наук. М., 2013. - 192с.
22. Добровидова, Н.А. Особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников и студентов с различным уровнем компьютерной игровой активности: Дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2013. 192 с.
23. Елизарова, Т.Ю. К проблеме определения содержания феномена психологического преодоления / Т.Ю. Елизарова // Образование и повышение квалификации работников образования: Сб. науч. тр. Вып.14:. - М., 1999.-
Ч. 1.- 208с.
24. Журбин, В.и. Понятия психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса/ Вопр. психологии. 2000, №4.
25. Иконникова, С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ/ М., 1998. - С.15 - 17.
26. Киршбаум, Э., Еремеева, А. Психологическая защита. -
М.: "Смысл", 2000.
27. Колотилова, И.В. Индивидуально-психологические
характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: Дис. . канд. психол. наук. М., 2009. 234 с.
28. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с
29. Кочетков, Н.В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 148—163.
30. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
31. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные
периоды жизни: дис. ...д-ра псих. наук: 19.00.13 / Т.Л. Крюкова;
КГУ. - Кострома, 2005. - 476с.
32. Лисовский, В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 361 с.
33. Максимов, А.А. Личностные особенности людей с компьютерно - игровой зависимостью: Дис. . канд. психол. наук. М., 2009. 166 с.
34. Маринова, Т.Ю., Зарецкая, О.В. Социально-психологические аспекты зависимости от компьютерных многопользовательских ролевых онлайн-игр // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 109—119.
35. Набойченко, Е. С., Окунева, Л. И. Психологические аспекты кибераддикции подростков / Е. С. Набойченко, Л. И. Окунева // Педагогическое образование в России. - 2016. № 5. - С. 82 - 87.
36. Неклюдова, В. В. Агрессивность игрозависимой студенческой молодежи / В. В. Неклюдова // Вестник ПСИ. - 2018. - № 1 (79). - C. 144 -147.
37. Омельченко, Н.В. Личностные особенности играющих в компьютерные игры: Дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2011. 169 с.
38. Плешаков, В. А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования / В. А. Плешаков // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2014. - № 4 (35). С. 9 - 22.
39. Помелов, В. А. Геймер: игроман или креативная личность? / В. А. Помелов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 3 (39). - С. 76 - 81.
40. Психотехнологии в работе с молодежью: учеб. пособие / И. С. Крутько; [науч. ред. А. В. Пономарев] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 188 с.
41. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление личности. - М., 1994. - С.38
42. Рубцова, О.В., Панфилова, А.С., Артеменков, С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. C. 137— 148.
43. Рыбалтович, Д.Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 172 с.
44. Савинская, О.Б., Шоташвили, В.А. Влияние увлеченности онлайн- играми на интенсивность коммуникаций и социальные навыки игроков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 5 (117). С. 123—134.
45. Свеницкий, А.Л. Краткий психологический словарь. - М., 2011 - С.133
46. Сирота, Н.А., Ялтонский, В.М., Хажилина, И.И., Видерман, Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н.А. Сирота - М.: Генезис, 2001. - 216с.
47. Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко - СПб., 2007 - С.208
48. Социология молодежи: энцикл. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М.: Academia, 2008. - 606 с.
49. Стрельцова, И.П. К проблеме эффективности копинг - поведения // Психология и культура. Ежегодник РПО: В 8 т. СПб: из-во СПбгу, 2003 - Т.7 С 379 - 383.
50. Ташлыкова, В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами. - СПб.,1992 - С.24
51. Титова, В. В., Катков, А. Л., Чугунов, Д. Н. Интернет - зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике / В. В. Титова, А. Л. Катков, Д. Н. Чугунов // Педиатр. - 2014. - Т. 5 № 4. - С. 132 - 139.
52. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48)
53. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. - М.: Наука, 1989 - 456с. - (Серия «Классики науки»).
54. Худяков, А.В., Урсу, А.В., Старченкова, А.М. Компьютерная игровая зависимость, клиника, динамика и эпидемиология// Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015. № 4(33).
55. Цыбенжапова, Е.В. Роль и механизмы формирования защитного поведения в регуляции личности / Е.В. Цыбенжапова. // Материалы международной научно-практической конференции: Психология XXI века. Актуалные проблемы и тенденции развития. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. - С.138-140.
56. Чехлатый, Е.И., Веселова, Н.В. Особенности отношения к здоровью и лечению, личностные конфликты и способы их разрешения (копинг-поведение) у больных неврозами / Е.И. Чехлатый, Н.В. Веселова // Интегративные аспекты современной психотерапии. - СПб, 1992. - 186с.
57. Ялтонский, В.М., Соколова, Е.Т., Сирота, Н.А., Видерман, Н.С. Взаимосвязь копинг-поведения и Я-концепции у больных, зависимых от алкоголя, и условно здоровых мужчин / В.М Ялтонский [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. - 2001. - № 2. - С. 36 - 43.
58. Endler, N.S., Parker, J.D. A. Multidimensional Assessment of Coping: A Critical Evaluation / N.S. Endler, J.D. Parker // J. of Personality and Social Psychology. -1990. - Vol. 58, № 5. - Р. 844 - 854
59. Gillis, J. Youth and History / J. Gillis. - N. Y. : Academic Press, 1974. - 271 p.
60. Lazarus, R. S. Psyhological stress and the coping process / R.S. Lazarus. - N.Y.: McGraw-Hill, 1966. - 257 р.
61. Marker С., Gnambs T., Appel M. Active on Facebook and Failing at School? MetaAnalytic Findings on the Relationship Between Online Social Networking Activities and Academic Achievement // Educational Psychology Review. September 2018. Vol. 30. Issue 3. P. 651—677.