Исследование субъективного благополучия учителей Монголии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ 6
1.1. Понятие субъективного благополучия 6
1.2. Детерминаты субъективного благополучия 13
1.3. Структура и функции субъективного благополучия 18
Выводы по главе 22
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧИТЕЛЕЙ МОНГОЛИИ 24
2.1. Описание процедуры и методик исследования 24
2.2. Результаты описательной статистики 30
2.3. Результаты сравнительного анализа 34
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ 6
1.1. Понятие субъективного благополучия 6
1.2. Детерминаты субъективного благополучия 13
1.3. Структура и функции субъективного благополучия 18
Выводы по главе 22
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧИТЕЛЕЙ МОНГОЛИИ 24
2.1. Описание процедуры и методик исследования 24
2.2. Результаты описательной статистики 30
2.3. Результаты сравнительного анализа 34
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность исследования. В последние десятилетия проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой необходимостью для психологической науки и практики в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.
Следует отметить, что благополучие - это больше, чем просто способность справляться с негативными ситуациями. Оно включает идеи о том, что значит жить хорошей жизнью. В настоящий момент взгляды на благополучие часто расходятся в подходах. Например, субъективное благополучие охватывает такие идеи, как удовлетворенность жизнью и наличие положительных эмоций, чаще, чем отрицательные, в то время как психологическое благополучие связано с такими идеями, как цель жизни и позитивные отношения с другими людьми. Понимание благополучия еще больше усложняется тем фактом, что термины такая удовлетворенность жизнью иногда используются в исследованиях как синонимы благополучия.
В научной литературе нет единого согласованного определения благополучия, но большинство исследователей согласны с тем, что благополучие многомерно и включает физические, умственные, эмоциональные и духовные аспекты.
Применительно к учителю, благополучие рассматривается с точки зрения широкого понятия «хорошее самочувствие и хорошее функционирование». Другими словами, это состояние, при котором учителя испытывают удовлетворение от работы, положительные эмоции чаще, чем отрицательные, и хорошо действуют и в других своих жизненных ролях (как родитель, супруг, член семьи, друг и т.д.). Хорошее функционирование включает в себя поддерживающие профессиональные отношения, профессиональный рост и чувство собственной эффективности.
Учителям регулярно приходится совмещать множество конкурирующих требований. В результате они могут легко ставить потребности других людей в области психического здоровья и благополучия выше своих собственных. Однако важно, чтобы учителя находили время, чтобы уделять первоочередное внимание собственному благополучию в интересах себя и всего школьного сообщества.
Благополучие учителей оказывает значительное влияние на школы, учителей и учеников. Многие из негативных последствий плохого самочувствия широко освещаются, при этом стресс или выгорание связаны с истощением и, как следствие, нехваткой учителей во всем мире. Это привело к призыву серьезно относиться к благополучию учителей для обеспечения долгосрочной устойчивости профессии.
Мероприятия по охране субъективного благополучия учителей должны быть постоянными и целостными. Внедрение действий по уходу за собой, таких как физическая активность, общение с друзьями и установление границ работы, может помочь учителям улучшить и сохранить свое личное благополучие.
Когда руководство школы ставит во главу угла благополучие учителей и помогает обеспечить их процветание, это может способствовать улучшению климата в классе и обеспечивать высокое качество преподавания, ведущее к успеху учащихся. Благополучие учителей также связано с благополучием учащихся, и решение вопросов благополучия учителей является важным первым шагом в общешкольных программах по обеспечению благополучия учащихся.
Объектом данного исследования является субъективное благополучие личности.
Предметом исследования является особенности субъективного благополучия учителей школы Монголии.
Цель исследования - определить особенности субъективного благополучия учителей школы Монголии.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «субъективное благополучие» и изучить имеющийся опыт исследования субъективного благополучия у учителей.
2. Провести эмпирическое исследование субъективного благополучия учителей Монголии.
3. Определить особенности субъективного благополучия учителей Монголии.
4. Сформулировать выводы по теме работы.
Гипотезы исследования:
Но -Субъективное благополучие учителей отличается у мужчин и женщин.
Н1 -Учителя, работающие в городе, ощущают себя более благополучными, чем учителя, работающие в сельской местности.
Н2 -С увеличением времени работы в школе в день учителя ощущают себя более благополучными.
Н3 -С увеличением стажа работы в школе учителя показатели субъективного благополучия изменяются (повышается напряженность, снижается степень удовлетворенностью повседневной жизни, повышается самооценка здоровья)
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Следует отметить, что благополучие - это больше, чем просто способность справляться с негативными ситуациями. Оно включает идеи о том, что значит жить хорошей жизнью. В настоящий момент взгляды на благополучие часто расходятся в подходах. Например, субъективное благополучие охватывает такие идеи, как удовлетворенность жизнью и наличие положительных эмоций, чаще, чем отрицательные, в то время как психологическое благополучие связано с такими идеями, как цель жизни и позитивные отношения с другими людьми. Понимание благополучия еще больше усложняется тем фактом, что термины такая удовлетворенность жизнью иногда используются в исследованиях как синонимы благополучия.
В научной литературе нет единого согласованного определения благополучия, но большинство исследователей согласны с тем, что благополучие многомерно и включает физические, умственные, эмоциональные и духовные аспекты.
Применительно к учителю, благополучие рассматривается с точки зрения широкого понятия «хорошее самочувствие и хорошее функционирование». Другими словами, это состояние, при котором учителя испытывают удовлетворение от работы, положительные эмоции чаще, чем отрицательные, и хорошо действуют и в других своих жизненных ролях (как родитель, супруг, член семьи, друг и т.д.). Хорошее функционирование включает в себя поддерживающие профессиональные отношения, профессиональный рост и чувство собственной эффективности.
Учителям регулярно приходится совмещать множество конкурирующих требований. В результате они могут легко ставить потребности других людей в области психического здоровья и благополучия выше своих собственных. Однако важно, чтобы учителя находили время, чтобы уделять первоочередное внимание собственному благополучию в интересах себя и всего школьного сообщества.
Благополучие учителей оказывает значительное влияние на школы, учителей и учеников. Многие из негативных последствий плохого самочувствия широко освещаются, при этом стресс или выгорание связаны с истощением и, как следствие, нехваткой учителей во всем мире. Это привело к призыву серьезно относиться к благополучию учителей для обеспечения долгосрочной устойчивости профессии.
Мероприятия по охране субъективного благополучия учителей должны быть постоянными и целостными. Внедрение действий по уходу за собой, таких как физическая активность, общение с друзьями и установление границ работы, может помочь учителям улучшить и сохранить свое личное благополучие.
Когда руководство школы ставит во главу угла благополучие учителей и помогает обеспечить их процветание, это может способствовать улучшению климата в классе и обеспечивать высокое качество преподавания, ведущее к успеху учащихся. Благополучие учителей также связано с благополучием учащихся, и решение вопросов благополучия учителей является важным первым шагом в общешкольных программах по обеспечению благополучия учащихся.
Объектом данного исследования является субъективное благополучие личности.
Предметом исследования является особенности субъективного благополучия учителей школы Монголии.
Цель исследования - определить особенности субъективного благополучия учителей школы Монголии.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «субъективное благополучие» и изучить имеющийся опыт исследования субъективного благополучия у учителей.
2. Провести эмпирическое исследование субъективного благополучия учителей Монголии.
3. Определить особенности субъективного благополучия учителей Монголии.
4. Сформулировать выводы по теме работы.
Гипотезы исследования:
Но -Субъективное благополучие учителей отличается у мужчин и женщин.
Н1 -Учителя, работающие в городе, ощущают себя более благополучными, чем учителя, работающие в сельской местности.
Н2 -С увеличением времени работы в школе в день учителя ощущают себя более благополучными.
Н3 -С увеличением стажа работы в школе учителя показатели субъективного благополучия изменяются (повышается напряженность, снижается степень удовлетворенностью повседневной жизни, повышается самооценка здоровья)
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Э. Динера ввел понятие «субъективное благополучие». Понятие субъективного благополучия неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной литературе, являются «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных исследованиях «субъективного благополучия» (subjective well-being - SWB) рассматривается как синонимичное понятию «счастье».
В исследовании приняли участие 81 учителей, работающие в школах Монголии, из них (76,5%) женщин и (23,5%) мужчин, в возрасте от 21 до 56 лет.
Для проведения исследования использовались шкалы субъективного счастья (С. Любомирски и Х. Леппер) и субъективного благополучия (А. ПеруэБаду) и удовлетворенности жизнью (Э.Динер).
В результате проведенного эмпирического исследования установлено, что субъективное благополучие учителей Монголии характеризуется следующими особенностями:
1. Учителя, работающие в сельской местности, ощущают себя более благополучными, чем учителя, работающие в городе. Возможно, это связано с тем, что в Монголии учителя, которые работают в сельской местности, получают бонусную зарплату один раз в 5 лет, которая равна 6-мясячной зарплате. Также у учителя, живущие в сельской местности нет переживания одиночество и хорошее отношение с семьей и друзьями.
2. У мужчин более высокий уровень изменения настроения и самооценки здоровья, чем у женщин. Может быть это зависит от повышенной тревожности о финансовом благополучии семьи. Мужчина, взявший на себя обязательство кормить семью, связан этой задачей постоянно. Конечно, ему хочется, чтобы родные ни в чем не нуждались, денег на все хватало, и все члены семьи были счастливы. Также возможно наличие комплекса неполноценности, они скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешены, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.
3. Субъективное счастье учителей отличается у мужчин и женщин. Учителя-женщины считают себя более счастливыми. Но согласно исследованию, учителя на самом деле более довольны своей работой и более уважаемы обществом, чем люди, которые работают практически в любом другом секторе. Учителя-женщины скорее всего будут положительным не склонны к самооценке и жалуются на различные заболевания, оптимистичный, общительный, уверенный в себе и эффективный не в депрессии, не в стрессе.
Полученные результаты могут быть использованы, как для дальнейшего, более полного и глубокого изучения данной проблемы.
В исследовании приняли участие 81 учителей, работающие в школах Монголии, из них (76,5%) женщин и (23,5%) мужчин, в возрасте от 21 до 56 лет.
Для проведения исследования использовались шкалы субъективного счастья (С. Любомирски и Х. Леппер) и субъективного благополучия (А. ПеруэБаду) и удовлетворенности жизнью (Э.Динер).
В результате проведенного эмпирического исследования установлено, что субъективное благополучие учителей Монголии характеризуется следующими особенностями:
1. Учителя, работающие в сельской местности, ощущают себя более благополучными, чем учителя, работающие в городе. Возможно, это связано с тем, что в Монголии учителя, которые работают в сельской местности, получают бонусную зарплату один раз в 5 лет, которая равна 6-мясячной зарплате. Также у учителя, живущие в сельской местности нет переживания одиночество и хорошее отношение с семьей и друзьями.
2. У мужчин более высокий уровень изменения настроения и самооценки здоровья, чем у женщин. Может быть это зависит от повышенной тревожности о финансовом благополучии семьи. Мужчина, взявший на себя обязательство кормить семью, связан этой задачей постоянно. Конечно, ему хочется, чтобы родные ни в чем не нуждались, денег на все хватало, и все члены семьи были счастливы. Также возможно наличие комплекса неполноценности, они скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешены, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.
3. Субъективное счастье учителей отличается у мужчин и женщин. Учителя-женщины считают себя более счастливыми. Но согласно исследованию, учителя на самом деле более довольны своей работой и более уважаемы обществом, чем люди, которые работают практически в любом другом секторе. Учителя-женщины скорее всего будут положительным не склонны к самооценке и жалуются на различные заболевания, оптимистичный, общительный, уверенный в себе и эффективный не в депрессии, не в стрессе.
Полученные результаты могут быть использованы, как для дальнейшего, более полного и глубокого изучения данной проблемы.



