ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 8
1.1. Понятие профессионального психологического мышления 8
1.2. Предикторы профессионального психологического мышления 14
1.3. Механизмы профессионального психологического мышления 20
Выводы по главе 26
2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА 28
2.1. Психодиагностика как практическая деятельность психолога 28
2.2. Механизмы написания психодиагностического заключения 35
2.3. Особенности интеллектуальных и личностных характеристик
письменной речи психолога 40
Выводы по главе 45
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 46
3.1. Организация и этапы эмпирического исследования 46
3.2. Подбор, разработка и описание диагностических методик исследования
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 55
Выводы по главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Помимо того, что каждому человеку с целью эффективного взаимодействия с обществом необходима оптимальная степень развития мышления, в том числе - профессионального. Вопрос о значении профессионального мышления в контексте успешности и профессионализма в работе психолога становится актуальнее. Востребованность психологии не только в научно-педагогической, но и в практической сфере, диктует некоторые критерии как к самому специалисту, так и задает условия к процессу его обучения и подготовки.
Обратимся к специфике психологического образования. С одной стороны, студент-психолог «должен овладеть достаточным объемом знаний, сформировать требуемые для профессиональной деятельности умения и навыки» [39]. Эту задачу и берет на себя высшее учебное заведение, представляя студентам-психологам теоретические знания и позволяя им практически отрабатывать сформированные умения и навыки. С другой стороны, вопрос о том, достаточно ли этого для формирования профессионального мышления студента-психолога, по-прежнему остается открытым. Отечественные исследователи (Т. А. Ваулина, Н.П. Локалова, Н.И. Чуприкова, И. Б. Храпенко и др.) говорят о том, что объем знаний, навыков и умений не достаточный критерий, для оценки студента-психолога как будущего профессионала.
Н.П. Локалова выражает общее мнение исследователей по этой проблеме, когда пишет о том, что «успех в деятельности практического психолога зависит прежде всего от качественных особенностей и уровня развития процессов мышления самого психолога» [39]. Это связано, в первую очередь с тем, что результативность деятельности психолога находится в зависимости с тем, как хорошо ему удалось найти предпосылки появления той или иной психологической проблемы, что подразумевает погружение в скрытую психологическую действительность.
Так же, большое количество исследований посвящено изучению профессионального мышления врачей, управленцев, педагогов и психологов. Это обусловлено тем, что профессиональное мышление составляет ядро его будущей успешной деятельности в рамках выбранной профессии и является неотъемлемой частью профессионального мировоззрения.
Другой важной составляющей профессионального инструментария психолога является его речь, письменная (напр. в виде психологических заключений) и устная (напр. в рамках психологического консультирования). Целесообразное применение понятий и профессиональных терминов, способность характеризовать различные свойства психики зависят, в равной степени, и от степени компетенций специалиста, и от уровня развития его мышления.
Единого определения понятия «профессиональное мышление», признаваемого однозначным в научном сообществе, не существует. Профессиональное мышление рассматривается и как «характеристика качества, уровня совершенства мышления, и как особенности мышления специалиста, обусловленные характером профессиональной деятельности по отношению к объекту труда, и как процесс решения профессиональных задач в той или иной области деятельности и т.д.» [14].
Профессиональным становлением личности, развитием профессионального мышления и компетенциями занимаются многие исследователи (Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., А.К. Маркова, Г.Г. Валиуллина и др.). Значительное внимание уделяется изучению профессионального мышления врачей (В.П. Андронов, Л.М. Бедрин, Д.Б. Казанцева и др.), педагогов (И.Н. Никитина, Е.В. Беляева, А.А. Малявко и др.), управленцев (Т.С. Микиладзе, Ю.А. Маленков, О.М. Писарева и др.). Однако объект нашего исследования — это профессиональное мышления психологов, изучением которого занимались А.Ф. Ануфриев, Т.А. Ваулина, В.П. Зинченко, Е.Б. Пучкова, И.Б. Храпенко и др.
Обращаясь к стандартам высшего образования по направлению «психология», следует обратить внимание на ряд компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника. Среди них есть ряд диагностических компетенций, в основе которых лежит диагностическое мышление.
Диагностическое мышление, являясь ядром профессионального мышления — это «способность устанавливать закономерности в наблюдаемых фактах поведения и проникать в суть явлений психической реальности, скрытой от непосредственного наблюдения» [56]. Различные мыслительные операции (синтез, анализ, сравнение и др.) являются явными проявлениями диагностического мышления, но не ограничивают его в выражении. Так, во время диагностического процесса, психолог задействует составляющие других когнитивных функций, что усложняет процесс систематизации знаний по вопросам профессионального мышления. Стоит заметить, что психодиагностика является основной, но далеко не единственной областью практической деятельности психолога, которая требует от специалиста достаточного уровня развития диагностического мышления. Это связано со спецификой работы психолога.
Таким образом, перед нами возникает вопрос о важности развития проблемы профессионального мышления студентов-психологов, что в свою очередь является одно из главных задач их образования. Именно профессиональное диагностическое мышление психолога, позволяет успешно балансировать между практическим опытом и теоретическими знаниями, представляя специалисту успешный механизм работы с клиентом.
Увеличение исследований по данной проблеме позволит сделать развитие профессионального диагностического мышления психологов приоритетной задачей высших учебных заведений и позволит увеличить число успешных профессионалов.
Данное исследование проводилось на кафедре общей и социальной психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. В общую выборку вошли студенты 2 курса департамента психологии, которые проходили обучение по курсу «Практикум по психодиагностике». В качестве итоговой работы, студенты выполняли самостоятельную работу, которая предполагала проведение ряда диагностических методик, с дальнейшим описанием результатов в качестве психологического портрета личности.
В нашем исследовании мы оценивали итоговые работы студентов по формальным показателям, которые могут выступать в качестве маркеров для оценки профессионального мышления студентов. В качестве предполагаемых предикторов профессионального мышления выступили личностные и интеллектуальные показатели диагностических методик.
Объектом настоящего исследования является - профессиональное мышление студентов-психологов.
Предмет исследования - предикторы развития диагностического мышления студентов-психологов.
Гипотезы исследования:
1. Психолингвистические параметры исследования итоговых заключений студентов могут служить маркерами успешности их диагностического мышления.
2. Существует взаимосвязь между личностными предикторами студентов-психологов и параметрами для оценки диагностических заключений.
Цель исследования - выявление интеллектуальных и личностных предикторов, которые способствуют формированию и развитию профессионального мышления студентов-психологов.
Для реализации поставленной цели нам потребуется решить ряд задач:
1. Проанализировать научную литературу и современные эмпирические исследования для выявления специфики профессионального мышления психологов.
3. Выделить маркеры и параметры для анализа профессионального мышления студентов-психологов.
4. Подобрать и разработать методики для анализа текстовых работ студентов-психологов.
5. Осуществить сравнительный анализ динамики показателей и структуры профессионального мышления студентов -психологов.
Поставленные цель и задачи решались благодаря следующим методам исследования: теоретический анализ (анализ психолого-педагогической и методической литературы), психодиагностические методики (тест на определение уровня субъективного контроля, многофакторный личностный опросник 16РГ Р.Кеттела, профориентационный тест центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии») и математико - статистические методы (корреляционный анализ по Спирману, И-критерий Манна — Уитни).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая часть отражает основные направления исследования, свойства и особенности профессионального мышления психолога. Эти данные могут использоваться для ознакомления с перспективным направлением своего профессионального развития и формирования вектора собственного развития. Выделенные параметры и критерии к оценке психодиагностических заключений могут обратить внимание психологов на особенности и значимость речи для психолога.
Данные по эмпирической части могут быть использованы в рамках курсов «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике» для более эффективного обучения студентов.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
На старте исследования по изучению профессионального мышления студентов-психологов, нами был поставлен ряд задач и цель, с помощью которых удалось погрузиться в проблему и изучить научную литературу по теме. Это позволило сформулировать представление о «профессиональном мышлении», как о сложном и комплексном понятии, которое не имеет единой трактовки. Углубляясь в изучение структуры феномена, нам удалось определить, что профессиональное мышление психологов - это диагностическое мышление. Также удалось определить, что диагностическое мышление позволяет специалисту решать ряд практических задач не только в рамках психодиагностики, но и консультирования (например, как, способ сбора информации о клиенте). Таким образом, нами была выявлена значимость исследуемого феномена в рамках успешности профессиональной деятельности психолога.
На этапе исследования предикторов профессионального психологического мышления, было установлено, что профессиональное мышление начинает формироваться именно в рамках обучения в ВУЗе и имеет свое продолжение в практической деятельности по выбранной профессии. Таким образом, формирование профессионального мышления как одного из компонентов компетентности студентов является важной социально-педагогической задачей высшей школы на современном этапе развития общества.
При исследовании механизмов профессионального психологического мышления, было выяснено что, кроме элементарных анализа и синтеза, а также внутренней деятельности по интериоризации-экстериоризации, существует ряд механизмов: это взгляд со стороны (а точнее - с высоты ситуации) и размышление о ситуации как об окончившейся успешно.
В своем исследовании мы выделили психодиагностику, как основную практическую деятельность психолога, не исключая другие виды.
и определено, что параметры, которые служат для оценки заключений могут являться маркерами профессионального диагностического мышления. Таким образом, нами были выделены 9 психолингвистических параметров для оценки заключений студентов, с целью анализа их диагностического мышления.
С помощью параметров диагностические заключения были проанализированы с помощью различных сервисов, а также ручного подсчета. Были определены объем и уникальность, написанного студентами текста, а также подсчитано количество сложных и простых предложений, количество ошибок. Все это позволило сформировать представление о профессиональном мышлении студентов 2 курса. В процессе проведения исследования мы принимали во внимание тот факт, что студенты второго курса находятся на начальном этапе формирование своего профессионального мышления.
Далее нам удалось установить взаимосвязь между маркерами диагностических заключений и личностными предикторами студентов- психологов, на основе результатов методики 16РБ Кеттела и УСК. Нами было отмечено влияние таких личностных факторов, как интеллект (фактор В), общительность (фактор А), эмоциональная устойчивость/неустойчивость (фактор С), сознательность беспринципность (фактор О), подозрительность/доверчивость (фактор Б). Наиболее показательными в отношении с личностными особенностями были такие параметры текста, как: количество ошибок, количество «воды» и количество соотношений методик.
Также, нами были проанализированы результаты профориентационного теста на выявление склонности к профессии психолог и успешностью учебной деятельности студентов по курсу. Была выявлена прямая корреляция между склонностью к профессии и успеваемостью студентов, что говорит о том, что чем выше успеваемость студента по курсу, тем выше его склонность к профессии, в том числе к профессии «клинический психолог».
Слабая связь была установлена между шкалами уровня субъективного контроля и психолингвистическими параметрами оценки текста.
Была подтверждена гипотеза о том, что психолингвистические параметры оценки диагностического заключения могут служить и маркерами для оценки их профессионального диагностического мышления. А также гипотеза о взаимосвязи между личностными предикторами студентов и психолингвистическим параметрами для оценки их диагностических заключений. Таким образом, обе гипотезы подтвердились.
Дальнейшее изучение и исследование параметров, имеющих важную роль для будущего специалиста, придает актуальность для проблемы профессионального становления, развития мышления и других профессиональных качеств студентов на этапе их обучения. Привлечение внимание к проблеме формирования и развития диагностического мышления позволит сформировать основу психодиагностической культуры профессионалов.
1. Андронов, В.П. Типы и основные компоненты профессионального мышления специалиста / В.П. Андронов // ИТС. - 2014. - №1 - С. 77-79.
2. Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика как научная основа деятельности практического психолога /А.Ф. Ануфриев // Психология. - 2006. - Том 3. - № 1. - С. 120 - 126.
3. Асриян, О.Б. Психологическое заключение: виды, структура и содержание: учебное пособие / О.Б. Асриян, Р.В. Кадыров, Т.В. Капустина - Ульяновск: Зебра, 2016. - 131 с.
4. Баранова, О. В. О развитии профессионального мышления психологов / О.В. Баранова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - №1 - С. 64 - 67.
5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. Временное целое героя (проблема внутреннего человека - души) / М.М. Бахтин [Электронный ресурс]. URL: http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/(Дата обращения: 12.03.2021).
6. Безюлева, Г. В. Профессиональная компетентность: аспекты
формирования: методическое пособие/ Г.В. Безюлева, Н.В. Иванова,
М.В. Никитин, Г.М. Шемалова — М. : Московский психолого-социальный инситут, Федеральный институт развития образования, 2005 - 82 с.
7. Белянин, В.П. Психолингвистика: Учебник/ В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 232 с.
8. Бодалев, А.А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под редакцией А.А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 640 с
9. Большой толковый психологический словарь/ сост. Ребер Артур (Penguin): пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000 - 592с.
10. Брушлинский, А. В., Тихомиров О. К. О тенденциях развития современной психологии мышления //Национальный психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - №. 2. - С. 10-16.
11. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика/ Л.Ф. Бурлачук- СПб.: Питер, 2006 - 351 с.
12. Бычева, Е.В Формирование психологического мышления студентов психологов.: дис. ... к-та психол. наук: 19.00.13/ Бычева Елена Валерьевна. - Кишенев, 2015 - 154с.
13. Валиуллина, Г. Г. Возрастно-половые особенности развития профессионального мышления студентов. Автореф. диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук/ Г.Г. Валиуллина - Астрахань, 2007 - 28 с.
14. Валиуллина, Г.Г. Методы диагностики профессионального мышления студентов. // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. -Т.6. № 27. -С.7.
15. Ваулина, Т.А. Профессиональное мышление психологов как предмет психологического исследования. Автореф. диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук/ Т.А. Ваулина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tipy- professionalno-psikhologicheskogo-myshleniya-istoricheskii-i- obshchepsikhologicheskii-a (Дата обращения: 15.04.2021).
16. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с
17. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 296 с.
18. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: уч. пособие /
П.Я. Гальперин. - М.: КДУ, 2007. - 336 с.
19. Дубровина, И.В. О преподавании психологии в школе /
И.В. Дубровина //Вопросы психологии. - 2005. - № 6. - С. 46 -54.
20. Еремкина, О. В. Основные средства формирования психодиагностической культуры будущих учителей / О.В. Еремкина// Мир психологии. - 2007. - № 1. - с. 155-163
21. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010 - 486 с.
22. Журавлев, А.П. Фонетическое значение / А. II. Журавлев. - Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1974. - 150 с.
23. Завалишина, Д.Н. Творческий аспект практического мышления/ Д.Н. Завалишина//Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 2. - С. 16-26.
24. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования?/ И.А. Зимняя// Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - с. 20-26
25. Зинченко, В.П. Очень субъективные заметки о психологической диагностике/ В.П. Зинченко// Человек. - 2001. - №1. - с. 87-93
26. Кашапов, М. М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) / М.М. Кашапов // СПЖ. - 2005. - №22.
27. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала/ М.М. Кашапов // Монография. - М.: ПЭР СЭ, - 2006. - 688 с
28. Килинская, Н. В. Представления студентов о профессионально
важных качествах психолога в процессе обучения в вузе/ Н. В. Килинская // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч.конф. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1922/(Дата обращения: 15.04.2021).
29. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996 -
30. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996 - 512 с.
31. Корниенко, А. Ф Сущность психики и психической формы отражения в работах А.Н. Леонтьева и Н.И. Чуприковой // Теоретичн дослхдження у психологй. 2018. №. 3. С. 14-16
32. Корнилова, Т.В. Интуиция и рациональность в уровневой регуляции вербальных прогнозов при принятии решений/ Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. - 2006 - № 2 - с. 126- 137
33. Костромина, С. Н. Психология диагностической деятельности в образовании/ С. Н. Костромина. - СПб.: Наука, 2007 - 489 с.
34. Кудрявцев, В. Т. К методологии исследования личности и личностного роста в культурно-исторической психологии/ В. Т. Кудрявцев// Московский семинар по культурно-исторической психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tovievich.rU/book/17/115/1.htm(Дата обращения: 15.03.2021).
35. Кузьмин, Н.Н. Единство теории и практики как общий принцип профессиональной подготовки будущего учителя. В кн.: Профессионально-педагогические умения и пути их формирования. - Воронеж: Воронеж. гос. пед. институт, - 1985. - С. 7-20.
36. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970 - 114 с.
37. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности/ А.А. Леонтьев. - М.: КомКнига, 2006. - 243 с.
38. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения В 2 -х т./ А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. Т.2. - 320 с.
39. Локалова, Н.П. Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологов/ Н.П. Локалова// Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - с. 93-95
40. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 312 с.
41. Матушкин, Н.Н. Формирование перечня профессиональных компетенций выпускника высшей школы/ Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова// Высшее образование сегодня. - 2007. - № 11. - С. 28-30.
42. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие/ А.М. Матюшкин - М.: Университет. Книж. дом, 2009 - 189 с.
43. Митина, О.В., Евдокименко А.С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация // Психология. Психофизиология. - 2010. - №40
44. Нужнова, С.В. Педагогические условия развития
профессионального мышления студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челяб. гос. университет, Челябинск, 2002.
45. Пилюгина, Е. И. Взгляды Л.С. Выготского на проблему психологического диагноза / Е. И. Пилюгина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 3-6.
46. Психологический словарь/ под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 440 с.
47. Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. Москва: Владос, 2000. 304 с.
48. Романов, К.М. Вопросы формирования профессионального
мышления у психологов // Гуманитарий: актуальные проблемы
гуманитарной науки и образования. 2019. №1 (45). Режим доступа:
й11рз://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/уоргозу-1Ьгт1гоуап1уа-рго1езз1опа1подо- шузй1етуа-и-рз1йо1одоу (дата обращения: 23.03.2021).
49. Романов, К.М. Особенности мышления, функционирующего в структуре межличностного познания. В: Мир психологии, 2001, нр 1, с.141-144.
50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
51. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, - 2003. - 457 с.
52. Самылова, О.А. Психологические механизмы духовно -
нравственного развития в юношеском периоде/ О.А. Самылова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №2. - С. 67 - 69
53. Сыромятников, И.В. Психодиагностика/ И.В. Сыромятников - М.: Академический проект, - 2005. - 512 с.
54. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. Избр. работы / Б. М. Теплов. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 536 с.
55. Тихомиров О. К. Психология мышления /О. К. Тихомиров. - М. : МГУ, 1984. - 272 с.
56. Чаликова, О. С. (2018). Исследование профессионального мышления студентов-психологов. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, 24(2 (174)), 90-97
57. Чернышева, Е. В. Методика Р. Б. Кеттелла 16PF: учебно-методическое пособие / Е. В. Чернышева. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012. - 167 с.
58. Шадриков, В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 328 с.
59. Шарапановская, Е.В. Значение речи в профессиональной
деятельности психолога/ Е.В. Шарапановская // Global International Scientific Analytical Project [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://gisap.eu/ru/node/1308
60. Brown, G. Discourse analysis / G. Brown, G. Yule. - Cambridge: Cambridge University Press, 1983. - 288p
61. Labov, W. Sociolinguistic patterns / W. Labov. — Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 1972. - 346 p.