Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №99948

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление проектами

Объем работы102
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1 Теоретические и методологические основы командообразования в
образовательных учреждениях 8
1.1 Теоретические основы процесса формирования креативных проектных
команд 8
1.2 Специфика применения технологий командообразования в учебных
заведениях 22
2 Обоснование возможности формирования проектных команд в сфере
образовательной деятельности 33
2.1 Характеристика инновационной деятельности системы региональных
учреждений дополнительного образования на примере Института развития образования Свердловской области 33
2.2 Комплексное психолого-социологическое исследование возможности
использования механизмов формирования проектных команд в региональных учреждениях дополнительного образования 43
3 Применение технологий командообразования при реализации социального
проекта в сфере образования 52
3.1 Разработка и реализация социального проекта с применением технологий
формирования проектной команды 52
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности привлечения
команд в социальном проекте 63
3.3 Разработка комплекса рекомендаций по формированию проектных команд
в системе региональных учреждений дополнительного образования 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 94


РЕФЕРАТ
«УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ВКР (магистерская диссертация) состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 64 наименования, 4 приложений. Работа включает 19 таблиц и 7 рисунков. Общий объем ВКР (магистерской диссертации) - 99 страниц.
Ключевые слова: командообразование, лидерство, команда, социальный проект, образование, образовательное учреждение, управление.
Цель исследования - обоснование возможности и целесообразности адаптированного применения технологий проектного командообразования в сфере образования, как социальном институте и разработка комплекса практических рекомендаций по формированию проектных команд для исследуемой организации.
Научная новизна исследования состоит в применении методологического подхода К. Уилбера «Мышление в 4 квадратах» применительно к проблематике командообразования в рамках образовательных организаций дополнительного профессионального образования. В работе показана адаптация технократических механизмов и технологий командообразования применительно к образовательной сфере и возможность их применения в других социальных сферах.
Практическая значимость исследования заключается в применении комплекса разработанных рекомендаций в проектной деятельности учреждений дополнительного профессионального образования.
Эффективность социальных по своей сути рекомендаций, связанных с применением социальной технологии командообразования, носит опосредованный, косвенный и прогностический характер и показана через последовательную цепочку факторов, позволяющих оценить эффективность социальной технологии через осязаемые и измеряемые критерии.
Актуальность направления выбранного нами исследования определяется рядом обстоятельств и факторов, присущих современному состоянию системы образования в России. Образовательные учреждения все чаще сталкиваются с необходимостью внедрения инноваций которая проходит через реализацию социальных проектов. При этом сфера образования, как многие другие социальные сферы, остается во многом верна традиционным структурам управления. Наблюдается объективная потребность в новых инструментах, которые позволят эффективно достигать поставленные цели, и менеджерах, которые смогут пользоваться этими инструментами.
Сфера образования в современных условиях неопределенности испытывает потребность в не просто квалифицированных специалистах, обладающих определенным набором требуемых личных качеств, но и в грамотном генерировании коллективов из таких сотрудников под решение конкретных задач. Этот процесс можно структурировать и преобразовать с помощью команд, которые способны не только в кратчайшие сроки достигать поставленных целей, но и эффективно преодолевать препятствия и противостоять проблемам, регулярно возникающим в образовательном процессе, используя при этом меньшее количество ресурсов.
Практика показывает, что проектные команды являются более совершенным инструментом для достижения поставленных целей. Безусловно, можно признать эффективным и простое аккумулирование достижений участников рабочей группы, структурного подразделения, любой другой общности сотрудников. Все зависит от целей и задач, стоящих перед менеджером и группой людей, которую он сформировал. Однако именно способность проектной команды предоставить больший результат, реализовать возможности масштабнее, чем те, для достижений которых она была предназначена, является залогом успешной деятельности организации и достижения конкурентного превосходства.
Традиционно технологии командообразования применяются в сфере высоких технологий. Создание креативных проектных команд - распространенная практика 1Т-компаний и организаций, предпринимательская деятельность которых связана с непрерывным внедрением инновационных подходов и новых технологий.
В данной выпускной квалификационной работе будет рассмотрена возможность применения технологий командообразования в образовательной сфере как социальном институте, при наличии ключевого условия: образовательная организация должна использовать в своей деятельности креативные и инновационные подходы.
Научная разработанность проблематики командообразования нашла свое отражения в трудах зарубежных и отечественных авторов. Исследовательский интерес к теории создания команд проявляется в работах М. Армстронга, Р.М. Белбина, Д. Бредфорда, М. Геллерта, Д. Катценбаха, Д. Кейрси, К. Б. Миллера, К. Новака, А. Ю. Петрова, Д. Смита, С. Танненбаума. Практика командообразования в сфере высоких технологий как способ структурирования инновационного потока рассмотрена в работах Ю. Апелло, С. Беркуна, Б. Коллинз-Сассмэна, Д. Сазерленда, Б. Фитцпатрика, К. Фурнье, А. Д. Чанько. Формирование команд в рамках реализации социальных проектов разрабатывается усилиями таких авторов как Ю. В. Бовкунова, Т. Исламов, П. С. Селезнев, А. В. Старикова, Л. И. Ушвицкий.
Исходя из вышеперечисленного, предметом нашего исследования являются управленческие и коммуникационные отношения в процессе формирования проектных команд в сфере образовательной деятельности. Объектом выступают учреждения дополнительного профессионального образования, входящие в региональную сеть институтов развития образования, деятельность которых направлена на креативное развитие кадрового ресурса и внедрение инновационных изменений в системе регионального образования.
Целью научно-исследовательской работы является теоретическое обоснование возможности и целесообразности адаптированного применения технологий проектного командообразования в сфере образования, как социальном институте и разработка комплекса практических рекомендаций по формированию проектных команд для исследуемой организации.
Для достижения установленной цели были определены следующие задачи:
- Провести теоретический анализ процесса командообразования, проанализировать основные концепции, современные подходы к определению и выявить отличия между формированием команд в сфере высоких технологий и сфере образования.
- Раскрыть особенности процесса создания команд в практической деятельности образовательного учреждения при помощи международных методик командообразования.
- Реализовать социальный проект с применением технологий формирования креативной команды и на его основе разработать комплекс практических рекомендаций по формированию проектных команд для исследуемой организации.
В качестве информационной базы использовались труды отечественных и зарубежных ученых, научные журналы и монографии, а также научно-практические издания и деловая печать по теме исследования в качестве вспомогательных источников. Дополнительно использовалась нормативно-правовая база Министерства образования Свердловской области. Эмпирическую базу исследования составляют результаты опросов, проводимых в рамках интегрального подхода К. Уилбера «Мышление в четырех квадратах», с использованием международных специальных методов исследования за авторством К. Кемерона и Р. Куинна, Д. Кейрси, А. Мехрабиана, Р.М. Белбина.
Научная новизна заключается в расширении имеющегося в науке представления о процессах командообразования. Впервые применен методологический подход К. Уилбера «Мышление в 4 квадратах» применительно к проблематике командообразования в рамках образовательных организаций дополнительного профессионального образования. Под каждый из ракурсов рассмотрения проблемы подобраны надежные измерительные методики и найдены единицы измерения для мониторинга и последующего управления процессами командообразования. В работе показана адаптация технократических механизмов и технологий командообразования применительно к образовательной сфере и возможность их применения в других социальных сферах.
Практическая значимость исследования заключается в применении комплекса разработанных рекомендаций в проектной деятельности учреждений дополнительного профессионального образования, входящих в региональную сеть институтов развития образования. Полученные результаты могут быть распространены на другие социальные сферы и использоваться при принятии управленческих решений, ориентированных на прогнозирование и управлении результатами в проектной деятельности. Обоснованные в выпускной квалификационной работе положения и выводы могут способствовать трансформации процесса командообразования в социальных сферах в самостоятельную специфическую область знания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования креативных проектных команд в российском бизнесе регулярно возникает перед менеджерами. Особенно актуальна эта проблема для традиционных и социальных сфер, в которых проектное управление только начинает приобретать популярность, а профессионалов, способных реализовать успешное командное взаимодействие при реализации социальных проектов крайне мало. Практическое развитие механизмов командообразования выступает сегодня одним из важнейших факторов повышения эффективности образовательных организаций.
Навык формирования креативных проектных команд представляет из себя тонкий инструмент, с помощью которого можно привести компанию к успеху, процветанию и стабильности, но при неумелом и неправильном использовании возможны прямо противоположные результаты. Поэтому так важно изучать международный опыт командообразования и вместе с этим адаптировать и совершенствовать его под российские реалии.
Командообразование в социальных сферах носит комплексный характер и представляет собой сферу знаний, нуждающуюся во всестороннем изучении во взаимосвязи с другими науками: психологией, социологией, управлением персоналом и т.п.. В работе мы пришли к выводу о возможности адаптации технократического сценария применений инструментов создания команд к организациям социальной сферы на примере учреждений дополнительного профессионального образования, входящих в региональную сеть институтов развития образования было продемонстрировано.
Нам удалось доказать эффективность привлечения команд при реализации социального проекта и рассмотреть наиболее важные аспекты создания эффективной команды в образовательном учреждении. На основании полученных данных сформирован комплекс рекомендаций по применению механизмов создания команд для Института развития образования Свердловской области. Данный опыт может использоваться не только учреждениями дополнительного образования, но и другими организациями социальной сферы после адаптации под нужды конкретного субъекта.
На примере социального проекта по созданию в Свердловской области в 2021 году центров образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» были продемонстрированы преимущества сформированной проектной команды над командой, сформированной в приказном порядке по формальному линейно-функциональному принципу.
Проведенные исследования показали эффективность применения измерительных методик за авторством Р. Белбина, А. Мехрабиана, Д. Кейрси для формирования команд в социальном проекте. Команда, сформированная экспериментальным путем, достигла лучших показателей в отличии от контрольной команды.
В качестве полноценной команды мы можем рассматривать только те группы, в которых каждый участник заинтересован в общем результате, разделяет общую ответственность и цели, постоянно взаимодействует и координирует свои действия с другими участниками и раскрывает через все это свой потенциал. Команда, в отличие от группы, становится самоуправляемой: способна ставить перед собой задачи, контролировать свою деятельность и распределять зоны ответственности между участниками [49, с. 3].
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что создание проектных креативных команд в сфере образования должно иметь под собой базу из общих принципов и теорий командообразования, но, вместе с этим, отличаться своей уникальной спецификой. Руководители социальных проектов и организаций социальной сферы должны осознанно подходить к вопросам применения механизмов командообразования и оценивать необходимость формирования команды исходя из практической необходимости. Команды способны не только быть инструментом для достижения поставленных целей, но и стимулировать развитие всей системы образования в Российской Федерации.



1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от
29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Консультант-Плюс: [сайт]. - ПРЬ:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=388568&dst =100009#kEoL6wSGEbuxLnQV 1/(дата обращения 12.03.2021).
2. О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. - Текст: электронный // Официальный
интернет-портал правовой информации: [сайт]. - ПРЬ:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 / (дата
обращения 18.03.2021).
3. О реализации мероприятия «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка» государственной программы «Развитие системы образования и реализации молодежной политики в Свердловской области до 2025 года». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №199-Д от 10.02.2020.
4. О реализации мероприятия «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» подпрограммы 3 «Педагогические кадры XXI века» государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в свердловской области до 2025 года» в 2020 году. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №186-Д от 07.02.2020.
5. О создании в Свердловской области в 2021-2023 годах центров образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста». Распоряжение Правительства Свердловской области от 11.12.2020 №674-РП.
6. О создании в Свердловской области в 2021 году на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах (населенных пунктах, относящихся к городской местности, с численностью населения менее 50 тыс. человек), центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 18.12.2020 №946-Д.
7. Алешина, И. Н. Формирование команд и командообразование : учебное пособие / И. Н. Алешина. — Тверь : ТвГТУ, 2017. — 80 с. — 18ВК 978¬5-7995-0878-4.
8. Бабкина, О. Н. Менеджмент в некоммерческих организациях : учебное пособие / О. Н. Бабкина. — Ставрополь : СтГАУ, 2019. — 100 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — ПИТ: ййрз://е.1апЬоок.сош/Ьоок/169740 (дата обращения: 12.06.2020).
9. Байдаков, А. Н. Лидерство и командообразование : учебное пособие / А. Н. Байдаков, А. В. Назаренко, О. С. Звягинцева. — Ставрополь : СтГАУ, 2019. — 132 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — ПРЬ: ййрз://е.1апЬоок.сош/Ьоок/169721 (дата обращения: 01.02.2022).
10. Баронов В. В., Калянов Г. Н., Попов Ю. Н. Информационные технологии и управление предприятием. М.: Компания АйТи, 2019. 328 с.
11. Барсукова Т.И., Истомина А.П. Методика ОСА1 в исследовании базовых представлений в организационной культуре ВУЗа. Текст: непосредственный // Вестник Майкопского государственного технологического университета - 2018. - № 2. - С. 117 - 122.
12. Басманова, Н. И. Тренинг командообразования : учебное пособие / Н. И. Басманова. — Королёв : МГОТУ, 2019. — 59 с. — 18ВК 978-5-4499-0549- 9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https:ZZe.lanbook.com/book/149440 (дата обращения: 01.02.2022).
13. Белбин Р.М. Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу. Л.: Кивитс, 2009. 240 с.
14. Бережной, В. И. Управление персоналом в образовательных учреждениях : учебное пособие / В. И. Бережной, Г. Г. Суспицина, В. А. Астафьев. — Москва : Проспект, 2018. — 317 с. — ISBN 978-5-392-21887-5.
15. Бордовский Г.А., Шматко А.Д. Влияние пандемии COVID-19 на различные уровни образования. Текст: непосредственный // Экономика и управление - 2021. - № 11. - С. 872 - 877.
16. Быкова, А. В. Лидерство и управление командами : учебное
пособие / А. В. Быкова. — Москва : РТУ МИРЭА, 2020. — 70 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.comZbook/163921 (дата обращения: 10.10.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ