1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО МАСШТАБА ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Содержание понятия экономически целесообразного масштаба
предприятия и существующие подходы к его обоснованию 7
1.2 Факторы, влияющие на масштаб предприятия 18
1.3 Влияние масштаба предприятия на эффективность деятельности
предприятия 26
2 АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МАСШТАБОВ И ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ 36
2.1 Факторы, влияющие на условия изменения масштабов металлургических
предприятий 36
2.2 Анализ влияния изменения масштабов металлургических предприятий РФ
на их финансовые результаты 47
3 РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО МАСШТАБА ПРЕДПРИЯТИЯ .... 68
3.1 Методический подход к обоснованию экономически целесообразного
масштаба предприятия 68
3.2 Апробация методического подхода 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 106
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается динамикой научных публикаций, количество которых по данной и смежной тематике за последние 10 лет увеличилось в 5,7 раза. Динамика количества публикаций представлена на рисунке 1. Практическая значимость правильного определения масштаба предприятия связана с существенным влиянием этой характеристики на эффективность практически всех сторон деятельности бизнеса.
Масштаб предприятия, связан с внешними и внутренними условиями деятельности предприятия: конъюнктурой рынка, особенностями законодательства и сложившихся на рынке отношений предложения и спроса доступных и используемых предприятием технологии производства и управления, возможностями ресурсного обеспечения производственно-хозяйственной деятельности.
В научной литературе рассмотрены различные аспекты поиска масштаба предприятия, обеспечивающего максимальную эффективность производства в зависимости от внешних и внутренних условий: положительный и отрицательный эффект масштаба, степень концентрации производства, особенности деятельности малых, средних и крупных предприятий и другие.
В большинстве работ во внимание принимаются внутренние факторы, стимулирующие изменения масштаба предприятия, в то время, как влиянию внешних факторов на изменение масштаба предприятия рассматривается в экономической теории, где, в меньшей мере, рассмотрены прикладные аспекты реализации теоретических положений относительно выбора экономически целесообразного масштаба предприятия.
Таким образом, научно-практическая потребность в разработке методического комплексного подхода к обоснованию экономически целесообразного масштаба предприятия, учитывающего внутренние и внешние факторы, оценивается нами как высокая.
Несвоевременное приведение масштаба предприятия к экономически целесообразному состоянию и отсутствие практического инструментария для управления масштабом предприятия является одной из причин банкротств . В 2019 г. 120 металлургических предприятий России были признаны убыточными (29,1 % от общего количества предприятий металлургии). Сумма убытков
составила 49,5 млрд. руб.
Целью исследования является совершенствование инструментария обоснования экономически целесообразного масштаба предприятия.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать теоретические вопросы формирования экономически целесообразного масштаба предприятия;
- проанализировать взаимосвязь масштабов предприятий и финансовых результатов на примере металлургических предприятий РФ;
- разработать методический подход к обоснованию экономически целесообразного масштаба предприятия;
- апробировать разработанный методический подход.
Объектом исследования является масштаб предприятия.
Предметом исследования являются отношения экономических субъектов по поводу изменения масштаба предприятия.
В ходе исследования были применены следующие методы: системный анализ, статистический анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция, сравнение, моделирование.
Вопросы определения оптимального масштаба предприятия и влияния масштаба предприятия на эффективность деятельности рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных ученых. Среди отечественных ученых исследованием данной проблемы занимались М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве, В.Я. Горфинкель, В.М. Гальперин, Б.А. Райзберг, среди зарубежных ученых - Р. Коуз, Дж. Б. Кларк, Ф.А. Хайек, У.С. Джевонс, И. Тюнен, Г. Госсен, В. Лаунхардт, Л. Вальрас, К.Р. Макконнел, С.Л. Брю, С. Фишер, П. Самуэльсон, Э. Чемберлин, У. Нордхаус, А. Чендлер, О. Уильямсон, Д. Норт, Д.К. Гэлбрейт, Р. Солоу, К. Эрроу, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи.
В настоящее время данной проблематикой занимаются Г.Б. Клейнер, Е.В. Попов, А.С. Булатов, Н.В. Линдер, А. А. Аузан, С. А. Афонцев, Р.И. Капелюшников, Р.М. Нуреев и другие.
В ходе проведенного исследования получены результаты, обладающие научной новизной. Разработан методический подход к обоснованию экономически целесообразного масштаба предприятия, базирующийся на:
- уточненном составе факторов, определяющих сближение кривых выручки и затрат на производство и реализацию продукции при росте масштаба предприятия;
- методике оценки положения предприятия по отношению к максимально возможной прибыли.
Разработанный методический подход позволяет формировать стратегию управления масштабом предприятия в сложившихся внешних и внутренних условиях деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанного методического подхода для корректировки инвестиционной и производственной стратегии промышленных предприятий.
Информационно-эмпирическая база исследования включает в себя научно¬исследовательскую литературу, нормативно-правовые акты, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, данные годовых отчетов и официальных сайтов российских металлургических предприятий
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 72 наименований. Текст работы изложен на 114 страницах, включает в себя 15 таблиц, 53 рисунка.
В результате проведенных исследований установлено, что выбор целесообразного масштаба является одним из ключевых условий эффективной работы предприятия.
В первой главе было проведено исследование научной литературы по теме работы. Было выявлено, что различные авторы по -разному трактуют понятие масштаба предприятия. В результате исследования выделены различные подходы к определению понятия масштаба предприятия:
- с позиции объема выпуска;
- менеджмента;
- процессов интеграции и концентрации;
- эффекта масштаба производства.
В экономической науке сложилось два основных подхода к изучению масштаба предприятия: технологический и институциональный.
Центральными вопросами, изучаемыми в технологическом подходе, являются максимизация прибыли и границы предприятия.
Представители институционального подхода изучают причины возникновения, развития и исчезновения фирмы.
Во второй главе проанализированы особенности российской металлургической промышленности и выявлены актуальные факторы, формирующие условия для изменения масштаба металлургических предприятий. С целью оценки общего состояния и тенденций развития металлургического комплекса проведен анализ динамики показателей масштаба и финансовых результатов крупнейших российских металлургических компаний. В ходе корреляционного анализа установлено наличие связи между показателями масштаба предприятия и показателями финансового результата.
В третьей главе на основе полученных в первой и второй главах теоретико¬практических данных был разработан методический подход к определению экономически целесообразного масштаба предприятия.
В основу подхода положена идея о том, что управление масштабом предприятия необходимо осуществлять на основе оценки позиции предприятия по отношению к максимально возможной прибыли, которая реализуется посредством оценки текущего масштаба предприятия с помощью процедур двухуровневого алгоритма.
Основной алгоритм раскрывает процесс принятия решения при выборе экономически целесообразного масштаба предприятия. Вспомогательный алгоритм помогает определить позиции предприятия по отношению к максимально возможной прибыли.
Согласно предложенному подходу управление масштабом предприятия необходимо осуществлять с помощью оценки позиции предприятия по отношению к максимальной прибыли. Максимальная прибыльность, в свою очередь, определяется положением верхней и нижней точек безубыточности. Если руководство обладает информацией о положении предприятия относительно максимальной прибыли, оно имеет возможность управлять масштабом предприятия - наращивать или сокращать.
Для апробации методического подхода были смоделированы данные по затратам для двух предприятий. По результатам апробации даны рекомендации по регулированию масштаба предприятия.
Предлагаемый методический подход может быть использован металлургическими предприятиями для принятия управленческих решений по поводу изменения своего масштаба и корректировки стратегии развития предприятия. Применение методического подхода позволит металлургическим предприятиям регулировать масштабы деятельности и достигать максимальных финансовых результатов.
Таким образом, поставленные в процессе написания выпускной квалификационной работы задачи решены, а цель - достигнута.
1. Симаков, О. О. Экономическая целесообразность: философский и юридический аспекты понятия. - Текст: непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Международной научной конференции, Пермь, февраль 2014 г. Т. 0. - Пермь : Меркурий, 2014. - С. 17-19.
2. Большой экономический словарь: [сайт]. - 2010.- ПЕП: ййрз://гиз-
big-economic-dict.slovaronline.com (дата обращения: 01.09.2021). - Текст :
электронный.
3. Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. -
Москва : «Дело ЛТД», 1995. - 864 с. - 18ВЫ 5-86461-199-9. - Текст:
непосредственный.
4. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. - Москва : ИНФРА-М, 1999. - 974 с. - 18ВЫ 5-16¬000001-1. - Текст: непосредственный.
5. Шаталова, Ю. Н. Соотношение масштабов и эффективности хозяйствования предприятий различных отраслей экономики / Ю. Н. Шаталова. - Текст: непосредственный // ФЭС: Финансы. Экономика. - 2011. - №4. - С. 61¬63.
6. Саркисян, В.Г. Классификация организаций по масштабу в менеджменте / В. Г. Саркисян, А. П. Карибов. - Текст: непосредственный // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 35. - С. 47-49.
7. Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия : учебник для вузов / В. Я. Горфинкель. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 767 с. - 18ВЫ 978-5-238-01201-8. - Текст: непосредственный.
8. Зимовец, О. В. Проблема оптимального размера предприятий в рамках процессов концентрации, специализации и комбинирования труда / О. В. Зимовец, А. М, Чупайда. - Текст: непосредственный // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. - 2008. - №3. - С. 104-108.
9. Крячков, И. Т. Оптимизация размеров сельскохозяйственных предприятий как условие расширенного воспроизводства АПК / И. Т. Крячков, А. В. Михилев, Л. И. Крячкова, О. Н. Пронская. - Текст: непосредственный // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 2. - С. 9-11.
10. Колесников, А.М. Размер промышленного предприятия как фактор его эффективности / А. М. Колесников, М. В. Грицаева. - Текст: непосредственный // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - №1 (85). - С. 63-67.
11. Линдер, Н. В. Стратегии диверсифицированного роста и определение оптимальных границ крупных промышленных бизнес-групп / Н. В. Линдер. - Текст: непосредственный // СРРМ. - 2014. - №1 (82). - С. 90-99.
12. Зайцев, Г.Г. О категории «Оптимальный размер предприятия». - Текст: непосредственный // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир : материалы и доклады научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 4 декабря 2014 г. - Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 228¬234.
13. Самуэльсон, П. Э. Экономика / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. - 18-е изд. - Москва : Вильямс, 2008. - 1358 с. - ХЗВЫ 978-5-8459-1446-0. - Текст: непосредственный.
14. Коваленко, А. В. Микроэкономика : учеб. -метод. пособие / А. В. Коваленко, А. В. Бельский. - Минск : БГУ, 2013. - 368 с. - ХЗВЫ 978-985-518-953-5. - Текст: непосредственный.
15. Ядгаров, Я. С. История экономических учений : учебник / Я. С. Ядгаров. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 480 с. - ХЗВЫ 978-5-16-003559-8. - Текст: непосредственный.
16. Малкина, М. Ю. История экономических учений. Краткий курс : учебное пособие / М. Ю. Малкина. - Нижний Новгород : Нижегородский университет, 2016. - 67 с. - Текст: непосредственный.
...