Исследование взаимосвязи жизнестойкости, толерантности к неопределенности и самоотношения практических психологов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ 9
1.1. Жизнестойкость как внутренний ресурс личности.
Компоненты жизнестойкости 9
1.2. Взаимосвязь жизнестойкости и толерантности
к неопределенности 16
1.3. Жизнестойкость как качество личности, связанное
с профессиональной деятельностью практических психологов 25
Выводы по главе 31
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ 34
2.1. Характеристика выборки 34
2.2. Организация и методы эмпирического исследования 34
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 37
2.3.1. Описательная статистика 37
2.3.3 Сравнительный анализ 41
2.3.2. Корреляционный анализ 51
Выводы по главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ 9
1.1. Жизнестойкость как внутренний ресурс личности.
Компоненты жизнестойкости 9
1.2. Взаимосвязь жизнестойкости и толерантности
к неопределенности 16
1.3. Жизнестойкость как качество личности, связанное
с профессиональной деятельностью практических психологов 25
Выводы по главе 31
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ 34
2.1. Характеристика выборки 34
2.2. Организация и методы эмпирического исследования 34
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 37
2.3.1. Описательная статистика 37
2.3.3 Сравнительный анализ 41
2.3.2. Корреляционный анализ 51
Выводы по главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В современном обществе существенно возрастают требования к личности. Отсутствие четких жизненных ориентиров, разнообразие вариантов решения повседневных задач приводит к тому, что сам человек становится автором и творцом своей жизни. Вместе с этим на него возлагается большая ответственность за выбор стратегий поведения, которая может провоцировать внутреннее напряжение. Для успешной адаптации и самореализации в обществе нового формата каждому из нас необходимо постоянно совершенствовать навыки решения проблем, а также развивать внутренние качества, которые помогают эффективно справляться с возникающими сложностями [5].
Все больший интерес среди исследователей вызывают вопросы жизнестойкости. Актуальность этой темы приобретает значение еще и потому, что знание основных детерминантов ее развития поможет создать новые механизмы преодоления трудностей, сформировать готовность человека и общества к осознанному выстраиванию стратегий будущего развития и обеспечить успешную самореализацию и успешность в эпоху глобализации [1].
Впервые понятие жизнестойкости появилось в работах С. Кобейса и С. Мадди. Оно напрямую было связано с проблемами стресса и способов совладающего поведения. С. Мадди занимался исследованиями творческого потенциала личности и возможностями человека по регуляции стресса. В процессе своей работы он характеризовал понятие «hardiness» как особое качество [79]. Оно влияет на всю структуру личности человека и позволяет успешно справляться с возникающими проблемами и трудностями.
На русский язык «hardiness» переводится как стойкость, но Д.А. Леонтьев перевел его как жизнестойкость. Он считал, что это качество характеризует уровень способности человека эмоционально выдерживать стрессовую ситуацию, не теряя самообладания и эффективного функционирования [40].
Жизнестойкость - это сложное по структуре свойство личности. Оно состоит из нескольких компонентов: включенности, контроля и принятия вызова. Высокий уровень развития данных качеств позволяет человеку совершенствоваться, реализовывать свой потенциал и эффективно справляться с жизненным стрессом [41].
Особенно актуальной жизнестойкость становится в рамках профессиональной деятельности психолога. Это связано, прежде всего, с основным содержанием его работы. Человек, обратившийся к психологу, часто находится в тяжелом эмоциональном состоянии, что требует от специалиста способности не только выдерживать сложные эмоции, но сохранять внутреннее равновесие для выбора эффективной стратегии работы [2].
С нашей точки зрения, жизнестойкость является одним из основных качеств, которые позволяют практическому психологу в процессе профессионального роста избегать возможной личностной деформации и других деструктивных личностных проявлений, в том числе развитие синдрома эмоционального выгорания. К тому же профессия психолога- консультанта предполагает постоянное развитие личности, что способствует формированию жизнестойкости и у клиентов, с которыми работает психолог. Таким образом, исследования жизнестойкости психологов актуальны и имеют практическую значимость.
Как показали исследования Т.А. Бергис, Т.Н. Игнатьевой, М.А. Фризен, с жизнестойкостью тесно связана толерантность к неопределенности - способность человека выдерживать неоднозначность в своей повседневной жизни, общении с людьми и при принятии решений [9].
В своей профессиональной деятельности практический психолог не обладает полной информацией о клиентах, а эмоциональное взаимодействие в процессе работы часто бывает сложным и интенсивным.
Помимо этого, специалист может сталкиваться с решением разного рода этических дилемм, последствия которых трудно спрогнозировать. Все эти факторы в совокупности также порождают неопределенность [8].
Таким образом, жизнестойкость и толерантность к неопределенности могут быть внутренними опорами специалиста в условиях нестабильности внешней среды, и с их помощью он может оказать качественную психологическую помощь своим клиентам. Но помимо этого, важную роль играет и отношение самого психолога к своей профессии, его удовлетворенность работой, отношение к себе как к профессионалу.
Профессиональное самоотношение является основой смысловой сферы личности. Любое его изменение сопряжено с проблемными и даже кризисно-экзистенциальными переживаниями. Позитивное самоотношение позволяет адекватно преодолевать профессиональные и личностные трудности. Не случайно оно определяется как важнейшее условие профессионального и личностного развития специалиста, потенциал его личности, как основа психологического благополучия [54].
Несмотря на то, что жизнестойкость и толерантность к неопределенности достаточно широко представлены как в классических, так и в современных психологических исследованиях, проблема их связи с профессиональным самоотношением психологов практически не исследована. Все это обусловливает необходимость изучения данных феноменов.
Принимая во внимание актуальность проблемы, ее теоретическую и практическую значимость, нами была сформулирована тема исследования, определены объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Объект исследования - жизнестойкость личности.
Предмет исследования - связь жизнестойкости и ее показателей с толерантностью к неопределенности и показателями профессионального самоотношения.
Цель исследования - определить, какие показатели профессионального самоотношения влияют на уровень жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Гипотеза исследования:
1. Существует связь между уровнем жизнестойкости, толерантности к неопределенности и особенностями профессионального самоотношения специалистов-психологов.
2. Существуют различия в общем уровне интолерантности к неопределенности и ее компонентов у психологов с высокими и низкими показателями жизнестойкости.
3. Показатели профессионального самоотношения влияют на выраженность жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ понятия «жизнестойкость» и ее компонентов: вовлеченности, контроля и принятия риска.
2. Проанализировать современные исследования феномена толерантности к неопределенности и ее особенностей.
3. Определить роль жизнестойкости, толерантности
к неопределенности и профессионального самоотношения
в деятельности практических психологов.
Эмпирические задачи:
1. Определить общий уровень жизнестойкости, толерантности к неопределенности и позитивности профессионального самоотношения практических психологов.
2. Выявить различия в общем уровне, содержании жизнестойкости, толерантности к неопределенности и профессионального самоотношения практических психологов в зависимости от пола и стажа работы.
3. Определить различия в общем уровне толерантности к неопределенности и ее компонентов у психологов с высоким и низким уровнем жизнестойкости.
4. Определить взаимосвязь показателей профессионального самоотношения, жизнестойкости и способности личности психолога переживать неопределенность.
5. Определить показатели профессионального самоотношения, влияющие на общую выраженность жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция жизнестойкости С. Мадди, ресурсный подход (Р. Лазарус, С. Мадди, С. Хобфолл, и др.); теория личностного адаптационного потенциала А.Г. Маклакова [47; 78; 79].
Эмпирической базой исследования выступили 80 человек, в возрасте 22-40 лет, работающие психологами в частной практике, а также в организациях, занимающихся оказанием психологической помощи населению.
Методики исследования:
1. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой;
2. Методика определения толерантности к неопределенности С. Баднера в адаптации А.Г. Солдатовой;
3. Опросник профессионального самоотношения К.В. Карпинского и А.М. Колышко.
Научная новизна исследования
Жизнестойкость и толерантность к неопределенности рассмотрены как комплекс характеристик, тесно связанных с профессиональным самоотношением психологов.
В результате анализа результатов эмпирического исследования выявлены показатели профессионального самоотношения, влияющие на жизнестойкость и толерантность к неопределенности практикующих специалистов.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в расширении научных представлений об особенностях жизнестойкости практических психологов на основе сравнения комплекса характеристик, свойственных психологам с высоким и низким уровнем жизнестойкости в контексте ситуаций неопределенности.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования выявленных показателей профессионального самоотношения в качестве обязательных для диагностики в процессе обучения молодого специалиста, что позволит повысить эффективность и результативность его профессиональной деятельности.
Для достоверности полученных результатов в данной работе используются обоснованные теоретические концепции отечественных и зарубежных авторов; методики соответствуют целям исследования, обладают надежностью и валидностью; выборка репрезентативна и имеет достаточный объем; для анализа и обработки данных были использованы соответствующие математико-статистические методы.
Структура и объем квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 80 источников. Общий объем работы составляет 86 страниц, 8 таблиц, 12 рисунков, 5 приложений.
Все больший интерес среди исследователей вызывают вопросы жизнестойкости. Актуальность этой темы приобретает значение еще и потому, что знание основных детерминантов ее развития поможет создать новые механизмы преодоления трудностей, сформировать готовность человека и общества к осознанному выстраиванию стратегий будущего развития и обеспечить успешную самореализацию и успешность в эпоху глобализации [1].
Впервые понятие жизнестойкости появилось в работах С. Кобейса и С. Мадди. Оно напрямую было связано с проблемами стресса и способов совладающего поведения. С. Мадди занимался исследованиями творческого потенциала личности и возможностями человека по регуляции стресса. В процессе своей работы он характеризовал понятие «hardiness» как особое качество [79]. Оно влияет на всю структуру личности человека и позволяет успешно справляться с возникающими проблемами и трудностями.
На русский язык «hardiness» переводится как стойкость, но Д.А. Леонтьев перевел его как жизнестойкость. Он считал, что это качество характеризует уровень способности человека эмоционально выдерживать стрессовую ситуацию, не теряя самообладания и эффективного функционирования [40].
Жизнестойкость - это сложное по структуре свойство личности. Оно состоит из нескольких компонентов: включенности, контроля и принятия вызова. Высокий уровень развития данных качеств позволяет человеку совершенствоваться, реализовывать свой потенциал и эффективно справляться с жизненным стрессом [41].
Особенно актуальной жизнестойкость становится в рамках профессиональной деятельности психолога. Это связано, прежде всего, с основным содержанием его работы. Человек, обратившийся к психологу, часто находится в тяжелом эмоциональном состоянии, что требует от специалиста способности не только выдерживать сложные эмоции, но сохранять внутреннее равновесие для выбора эффективной стратегии работы [2].
С нашей точки зрения, жизнестойкость является одним из основных качеств, которые позволяют практическому психологу в процессе профессионального роста избегать возможной личностной деформации и других деструктивных личностных проявлений, в том числе развитие синдрома эмоционального выгорания. К тому же профессия психолога- консультанта предполагает постоянное развитие личности, что способствует формированию жизнестойкости и у клиентов, с которыми работает психолог. Таким образом, исследования жизнестойкости психологов актуальны и имеют практическую значимость.
Как показали исследования Т.А. Бергис, Т.Н. Игнатьевой, М.А. Фризен, с жизнестойкостью тесно связана толерантность к неопределенности - способность человека выдерживать неоднозначность в своей повседневной жизни, общении с людьми и при принятии решений [9].
В своей профессиональной деятельности практический психолог не обладает полной информацией о клиентах, а эмоциональное взаимодействие в процессе работы часто бывает сложным и интенсивным.
Помимо этого, специалист может сталкиваться с решением разного рода этических дилемм, последствия которых трудно спрогнозировать. Все эти факторы в совокупности также порождают неопределенность [8].
Таким образом, жизнестойкость и толерантность к неопределенности могут быть внутренними опорами специалиста в условиях нестабильности внешней среды, и с их помощью он может оказать качественную психологическую помощь своим клиентам. Но помимо этого, важную роль играет и отношение самого психолога к своей профессии, его удовлетворенность работой, отношение к себе как к профессионалу.
Профессиональное самоотношение является основой смысловой сферы личности. Любое его изменение сопряжено с проблемными и даже кризисно-экзистенциальными переживаниями. Позитивное самоотношение позволяет адекватно преодолевать профессиональные и личностные трудности. Не случайно оно определяется как важнейшее условие профессионального и личностного развития специалиста, потенциал его личности, как основа психологического благополучия [54].
Несмотря на то, что жизнестойкость и толерантность к неопределенности достаточно широко представлены как в классических, так и в современных психологических исследованиях, проблема их связи с профессиональным самоотношением психологов практически не исследована. Все это обусловливает необходимость изучения данных феноменов.
Принимая во внимание актуальность проблемы, ее теоретическую и практическую значимость, нами была сформулирована тема исследования, определены объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Объект исследования - жизнестойкость личности.
Предмет исследования - связь жизнестойкости и ее показателей с толерантностью к неопределенности и показателями профессионального самоотношения.
Цель исследования - определить, какие показатели профессионального самоотношения влияют на уровень жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Гипотеза исследования:
1. Существует связь между уровнем жизнестойкости, толерантности к неопределенности и особенностями профессионального самоотношения специалистов-психологов.
2. Существуют различия в общем уровне интолерантности к неопределенности и ее компонентов у психологов с высокими и низкими показателями жизнестойкости.
3. Показатели профессионального самоотношения влияют на выраженность жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ понятия «жизнестойкость» и ее компонентов: вовлеченности, контроля и принятия риска.
2. Проанализировать современные исследования феномена толерантности к неопределенности и ее особенностей.
3. Определить роль жизнестойкости, толерантности
к неопределенности и профессионального самоотношения
в деятельности практических психологов.
Эмпирические задачи:
1. Определить общий уровень жизнестойкости, толерантности к неопределенности и позитивности профессионального самоотношения практических психологов.
2. Выявить различия в общем уровне, содержании жизнестойкости, толерантности к неопределенности и профессионального самоотношения практических психологов в зависимости от пола и стажа работы.
3. Определить различия в общем уровне толерантности к неопределенности и ее компонентов у психологов с высоким и низким уровнем жизнестойкости.
4. Определить взаимосвязь показателей профессионального самоотношения, жизнестойкости и способности личности психолога переживать неопределенность.
5. Определить показатели профессионального самоотношения, влияющие на общую выраженность жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция жизнестойкости С. Мадди, ресурсный подход (Р. Лазарус, С. Мадди, С. Хобфолл, и др.); теория личностного адаптационного потенциала А.Г. Маклакова [47; 78; 79].
Эмпирической базой исследования выступили 80 человек, в возрасте 22-40 лет, работающие психологами в частной практике, а также в организациях, занимающихся оказанием психологической помощи населению.
Методики исследования:
1. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой;
2. Методика определения толерантности к неопределенности С. Баднера в адаптации А.Г. Солдатовой;
3. Опросник профессионального самоотношения К.В. Карпинского и А.М. Колышко.
Научная новизна исследования
Жизнестойкость и толерантность к неопределенности рассмотрены как комплекс характеристик, тесно связанных с профессиональным самоотношением психологов.
В результате анализа результатов эмпирического исследования выявлены показатели профессионального самоотношения, влияющие на жизнестойкость и толерантность к неопределенности практикующих специалистов.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в расширении научных представлений об особенностях жизнестойкости практических психологов на основе сравнения комплекса характеристик, свойственных психологам с высоким и низким уровнем жизнестойкости в контексте ситуаций неопределенности.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования выявленных показателей профессионального самоотношения в качестве обязательных для диагностики в процессе обучения молодого специалиста, что позволит повысить эффективность и результативность его профессиональной деятельности.
Для достоверности полученных результатов в данной работе используются обоснованные теоретические концепции отечественных и зарубежных авторов; методики соответствуют целям исследования, обладают надежностью и валидностью; выборка репрезентативна и имеет достаточный объем; для анализа и обработки данных были использованы соответствующие математико-статистические методы.
Структура и объем квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 80 источников. Общий объем работы составляет 86 страниц, 8 таблиц, 12 рисунков, 5 приложений.
В основу нашего исследования легло предположение о связи между показателями жизнестойкости, толерантности к неопределенности и профессионального самоотношения практических психологов.
В первой главе мы рассмотрели понятие жизнестойкости как качества личности, связанного со способностью эффективно преодолевать различные стрессовые ситуации. Также нами была дана характеристика каждого из ее компонентов: вовлеченности, контроля, принятия риска.
При анализе современных исследований толерантности к неопределенности мы пришли к выводу, что этот феномен играет важную роль и в профессиональной деятельности практических психологов. Толерантный специалист будет воспринимать неоднозначные ситуации необходимыми для своего личного и профессионального развития. Интолерантный психолог, наоборот, имеет склонность к избеганию неопределенных ситуаций и рассматривает их как опасность и угрозу.
При определении специфики профессиональной деятельности практических психологов мы затронули тему профессионального самоотношения и предположили, что именно этот феномен может выступать тем регуляторным началом, которое наделяет смыслом профессиональное развитие специалиста.
По результатам теоретического анализа мы выдвинули гипотезы о том, что у специалистов с низким и высоким уровнями жизнестойкости будут существовать различия в выраженности общей интолерантности к неопределенности и ее компонентов, а также о влиянии показателей профессионального самоотношения на жизнестойкость и способность выдерживать неопределенность.
Экспериментальная часть работы была посвящена проверке гипотез при помощи теста жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), методики определения толерантности к неопределенности С. Баднера (в адаптации А.Г. Солдатовой), а также опросника профессионального самоотношения К.В. Карпинского и А.М. Колышко.
На основании данных, полученных в результате исследования, мы определили общий уровень жизнестойкости, толерантности к неопределенности и позитивности профессионального самоотношения практических психологов.
Это позволило нам выявить отдельные различия в общем уровне, содержании жизнестойкости, толерантности к неопределенности и профессионального самоотношения практических психологов в зависимости от пола и стажа работы.
Мы установили, что у психологов с высокой и низкой жизнестойкостью уровень толерантности к неопределенности различается: у специалистов с низкой жизнестойкостью общий показатель интолерантности к неопределенности выше, а также более выражена интолерантность к новизне, а у психологов с высокой жизнестойкостью - интолерантность к сложности.
С помощью корреляционного анализа мы определили взаимосвязь показателей профессионального самоотношения, жизнестойкости и способности личности психолога переживать неопределенность.
В результате регрессионного анализа были установлены факт и степень влияния показателей профессионального самоотношения (в частности, внутренней конфликтности) на общую выраженность жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Результаты нашего исследования дают основу для дальнейшего изучения особенностей жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов, например, для определения стиля принятия решений психологами в ситуациях неопределенности.
Помимо этого, было бы интересно проверить наличие связи между уровнем жизнестойкости, толерантностью к неопределенности и объемом личной терапии практического психолога.
Полученные результаты могут быть полезны при выборе содержания супервизий или интервизий для начинающих и опытных специалистов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи исследования решены, выдвинутые гипотезы были подтверждены в процессе эмпирического исследования, цель работы достигнута.
В первой главе мы рассмотрели понятие жизнестойкости как качества личности, связанного со способностью эффективно преодолевать различные стрессовые ситуации. Также нами была дана характеристика каждого из ее компонентов: вовлеченности, контроля, принятия риска.
При анализе современных исследований толерантности к неопределенности мы пришли к выводу, что этот феномен играет важную роль и в профессиональной деятельности практических психологов. Толерантный специалист будет воспринимать неоднозначные ситуации необходимыми для своего личного и профессионального развития. Интолерантный психолог, наоборот, имеет склонность к избеганию неопределенных ситуаций и рассматривает их как опасность и угрозу.
При определении специфики профессиональной деятельности практических психологов мы затронули тему профессионального самоотношения и предположили, что именно этот феномен может выступать тем регуляторным началом, которое наделяет смыслом профессиональное развитие специалиста.
По результатам теоретического анализа мы выдвинули гипотезы о том, что у специалистов с низким и высоким уровнями жизнестойкости будут существовать различия в выраженности общей интолерантности к неопределенности и ее компонентов, а также о влиянии показателей профессионального самоотношения на жизнестойкость и способность выдерживать неопределенность.
Экспериментальная часть работы была посвящена проверке гипотез при помощи теста жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), методики определения толерантности к неопределенности С. Баднера (в адаптации А.Г. Солдатовой), а также опросника профессионального самоотношения К.В. Карпинского и А.М. Колышко.
На основании данных, полученных в результате исследования, мы определили общий уровень жизнестойкости, толерантности к неопределенности и позитивности профессионального самоотношения практических психологов.
Это позволило нам выявить отдельные различия в общем уровне, содержании жизнестойкости, толерантности к неопределенности и профессионального самоотношения практических психологов в зависимости от пола и стажа работы.
Мы установили, что у психологов с высокой и низкой жизнестойкостью уровень толерантности к неопределенности различается: у специалистов с низкой жизнестойкостью общий показатель интолерантности к неопределенности выше, а также более выражена интолерантность к новизне, а у психологов с высокой жизнестойкостью - интолерантность к сложности.
С помощью корреляционного анализа мы определили взаимосвязь показателей профессионального самоотношения, жизнестойкости и способности личности психолога переживать неопределенность.
В результате регрессионного анализа были установлены факт и степень влияния показателей профессионального самоотношения (в частности, внутренней конфликтности) на общую выраженность жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов.
Результаты нашего исследования дают основу для дальнейшего изучения особенностей жизнестойкости и толерантности к неопределенности практических психологов, например, для определения стиля принятия решений психологами в ситуациях неопределенности.
Помимо этого, было бы интересно проверить наличие связи между уровнем жизнестойкости, толерантностью к неопределенности и объемом личной терапии практического психолога.
Полученные результаты могут быть полезны при выборе содержания супервизий или интервизий для начинающих и опытных специалистов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи исследования решены, выдвинутые гипотезы были подтверждены в процессе эмпирического исследования, цель работы достигнута.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИЙ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРИВЯЗАННОСТЬ К БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ КАК ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД
СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



