ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА 14
1.1. Феномен вторичного сиротства: понятие, причины, риски 14
1.2. Нормативно-правовые основы управления рисками вторичного
сиротства в Российской Федерации 19
1.3. Социальные технологии профилактики рисков вторичного сиротства 36
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ВТОРИЧНОГО
СИРОТСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ» 41
2.1. Общая характеристика деятельности органов социального
обслуживания по профилактике рисков вторичного сиротства на территории муниципального образования «город Екатеринбург» 41
2.2. Оценка практик выявления и профилактики рисков вторичного
сиротства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» 48
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ВТОРИЧНОГО
СИРОТСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ» 59
3.1. Пилотный проект по совершенствованию профилактики рисков вторичного сиротства на территории муниципального образования «город Екатеринбург» 59
3.2. Рекомендации по совершенствованию профилактики рисков
вторичного сиротства на территории муниципального образования «город Екатеринбург» 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 101
Динамика и масштабы распространения социальных проблем стали характерными чертами современного российского общества. Они актуализируют необходимость изучения различных форм социальной защиты депривированных категорий населения. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи и общества, разрушение традиционных нравственно-этических принципов, социальных связей, ухудшение здоровья, недостаточное финансирование социальной сферы - все это приводит к снижению уровня защищенности многих людей, но в первую очередь, пожилых, детей и людей с ограниченными возможностями.
Защита прав ребенка при опеке и попечительстве в современной России является актуальной проблемой и порождена явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. В средствах массовой информации, научной литературе постоянно звучат вопросы о росте численности детей, оставшихся без попечения, сиротах; о нарушении их прав как в детских учреждениях, так и в приемных семьях; о трудностях, возникающих у людей, принявших решение об усыновлении или опеке; несовершенстве системы информационного, социального, социально-психологического сопровождения усыновления и попечительства и многие другие.
Особого внимания заслуживает проблема вторичного сиротства детей. Под вторичным сиротством можно понимать отказ опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка. Причинами, по которым возникает феномен вторичного сиротства, можно считать следующие обстоятельства: отсутствие должного правового регулирования устройства детей-сирот в семью и условий возвращения ребенка в интернатное учреждение; неподготовленность опекунов быть родителями; мотивацию опекунов только на получение материальной выгоды; отсутствие взаимопонимания с ребенком. Таким образом, необходима профилактика вторичного сиротства для того, чтобы предотвращать отказы от детей-сирот, которые наносят им огромные душевные травмы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что организация профилактики вторичного сиротства играет немаловажную роль в деятельности органов социальной защиты населения. Благодаря профилактическим мероприятиям дети не получают психологических травм из-за предательства приемных родителей и возвращения в интернатное учреждение. Ведь как известно, повторный отказ от ребенка наносит неизгладимую травму не только ребенку, но и приемным родителям, которые могут чувствовать свою несостоятельность в плане воспитания ребенка.
К сожалению, сегодня в системе социальной защиты детей-сирот Свердловской области наблюдается неблагополучная ситуация в вопросе профилактики рисков вторичного сиротства, о чем свидетельствует такой показатель, как доля отмененных решений от числа новых замещающих семей, который остановился на значении, в среднем составляющем 21-22%.
На основании чего мы можем высказать предположение о том, что данная проблема существует и каждый пятый ребенок, оставшийся без попечения родителей, может повторно попасть в учреждение интернатного типа.
Проблема исследования: наличие факта возникновения вторичного сиротства и отсутствие эффективных технологий профилактики вторичного сиротства в деятельности органов опеки и попечительства Свердловской области.
Объект исследования: профилактика рисков вторичного сиротства в органах опеки и попечительства.
Предмет: технологии профилактики рисков вторичного сиротства, применяемые в органах опеки и попечительства территориальных управлений социальной политики муниципального образования «город Екатеринбург».
Цель исследования состоит в анализе и совершенствовании технологий профилактики рисков вторичного сиротства, реализуемых органами опеки и попечительства территориальных управлений социальной политики муниципального образования «город Екатеринбург».
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия, причин и рисков вторичного сиротства.
2. Осуществить анализ нормативно-правовых основ управления рисками вторичного сиротства в Российской Федерации.
3. Изучить социальные технологии профилактики рисков вторичного сиротства.
4. Обобщить опыт управления рисками вторичного сиротства в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
5. Определить направления совершенствования профилактики рисков вторичного сиротства на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
6. Разработать пилотный проект по совершенствованию профилактики рисков вторичного сиротства на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Теоретическая база исследования: концепции социальной работы в сфере опеки и попечительства, по вопросам вторичного сиротства, представленные в работах М.О. Егорова, А.Ю. Мудрецова, В. И. Жукова, И.И. Осипова, О.В. Заяц; теории социальных технологий профилактики, представленные в работах П.Я. Циткилова и Е.И. Холостовой. В них раскрываются перспективы и методы решения проблемы вторичного сиротства, содержание и направления государственной социальной политики, ориентированной на профилактику рассматриваемого явления, активизацию государственных и общественных организаций с целью минимизации последствий вторичного сиротства для детей, которые являются будущими членами общества. В работах названных автором рассматриваются проблемы развития государственных институтов контроля, отбора, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей.
Методы эмпирического исследования:
Анализ документов, в качестве которых рассматривались: гражданский кодекс Российской Федерации, семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановление Правительства Российской Федерации № 423-1111 от 18.05.2009 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», постановление Правительства Свердловской области № 485-1111 от 12.05.2012 «Положение о Министерстве социальной политики Свердловской области», Указ Губернатора Свердловской области от 07.12.2007 № 1250-УГ «О возложении полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области» и другие.
Анализ статистических данных, включающих сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 103-рик за 2017-2019 года по Свердловской области, что обусловлено отсутствием официальных статистических данных по городу Екатеринбургу.
Экспертное формализованное интервью со специалистами отдела опеки и попечительства Управления социальной политики, педагогами школ приемных родителей, специалистами отделения сопровождения замещающих семей ГАУ "ЦСПСиД" Чкаловского района города Екатеринбурга, а также приемными родителями (усыновителями и приемными семьями).
Методы социального проектирования: целевая декомпозиция, календарное, сетевое, ресурсное планирование.
Информационная база исследования: федеральные, региональные и локальные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу опеки и попечительства, статистические данные, включающих сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 103-рик за 2017-2019 года по Свердловской области, данные деятельности Управлений социальной политики города Екатеринбурга, Центров социального обслуживания, научная литература посвященная теоретическому и эмпирическому исследованию, результаты эмпирического исследования проведенного в форме экспертного формализованного интервью.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе теоретического анализа установлено, что феномен вторичного сиротства получил меньшее отражение в отечественной научной литературе, чем феномен социального сиротства в целом. Соответственно, в практиках социальной работы и практиках управления процессом опеки и попечительства детей внимание специалистов сосредоточено на первичном сиротстве. В то же время проведенный анализ показал, что повторный отказ от ребенка представляет собой не менее серьезную социальную и личностную деструкцию. В ряде случаев вторичное сиротство еще больше травмирует детей и влечет их нравственную и психическую деградацию, а также деформирует детско-родительские и семейные отношения в приемных семьях, а значит, влечет более за собой социальные риски.
2. В магистерской диссертации показано, что нормативно-правовое регулирование рисков вторичного сиротства не является основным методом профилактики данного явления. Существующие нормативные акты направлены в основном на регулирование процесса первичного установления опеки и попечительства над детьми-сиротами, но мало затрагивают сферу вторичного сиротства и профилактики его рисков. В части вопросов, связанных с профилактикой рисков вторичного сиротства, лишь указано число плановых посещений семьи, что говорит о малой структурированности и проработанности данной проблемы в рамках нормативно-правовых документов. Основное регулирующее действие связано с разработкой и применением эффективных социальных технологий, направленных на оценку потенциала приемных семей, социальную, социально-психологическую и педагогическую подготовку будущих приемных родителей и дальнейшего сопровождения приемных семей.
3. Социальные технологии в широком смысле трактуются как формы и способы целенаправленной активности по формированию и управлению социальными процессами, группами и отдельными индивидами. В работе установлено, что социальные технологии профилактики рисков вторичного сиротства осуществляются путем отбора кандидатов, подготовки кандидатов, планового сопровождения приемных семей, сопровождения приемных семей в критическом положении. Основными субъектами, реализующими данные технологии, являются органы опеки и попечительства, школы приемных родителей, отделения сопровождения приемных семей, некоммерческие организации. Эффективные социальные технологии профилактики рисков вторичного сиротства должны обеспечивать взаимодействие названных субъектов.
4. Установлено, что социальные технологии выявления и профилактики вторичного сиротства используемые в деятельности органов опеки и попечительства, отделений сопровождения замещающих семей и школ приемных родителей не позволяют добиться заметной положительной динамики сокращения вторичного сиротства в муниципальном образовании «город Екатеринбург». В ходе исследования была проведена оценка технологий подготовки кандидатов в приемные родители, а также сопровождения замещающих семей, несовершенство первых обусловлено лояльными требованиями по объему посещаемых занятий и отсутствием обязательного психологического обследования, а несовершенство сопровождения замещающих семей связано с несвоевременным выявлением проблем в семье и сложностью формирования доверительных отношений между специалистами и семьей для их оперативного решения.
5. На основе результатов анализа существующих технологий профилактики рисков вторичного сиротства были предложены следующие направления совершенствования профилактики: создание центров по работе с замещающими семьями; обеспечение прозрачности процесса медицинского освидетельствования детей путем передачи процедуры в независимые медицинские организации, либо установления ответственности медицинских организаций за предоставление неполной информации; регламентация методик обучения кандидатов в школах приемных родителей и введение единых требований, позволяющих принять решение об успешности прохождения обучения; введение обязательного психологического освидетельствования кандидатов в школах приемных родителей.
6. Эффективным методом совершенствования профилактики вторичного сиротства в городе Екатеринбурге предложено считать проект по созданию центров по работе с замещающими семьями, путем объединения таких организаций, как школы приемных родителей и отделения сопровождения замещающих семей. Проект направлен на снижение риска возникновения вторичного сиротства, результатом создания таких центров будет являться снижение доли отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семью в 2 раза.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в обобщении опыта профилактики рисков вторичного сиротства в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию социальных технологий профилактики рисков вторичного сиротства, используемых органами опеки и попечительства на территории муниципального образования «город Екатеринбург», и разработке проекта по созданию центров по работе с замещающими семьями на его территории.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Первая глава посвящена теоретическим и правовым основам управления рисками вторичного сиротства. В главе рассмотрены подходы к определению понятия вторичного сиротства и его профилактики, определены риски вторичного сиротства. В ней также представлены результаты нормативно-правового анализа актов, регулирующих вопросы опеки и попечительства, а также профилактики вторичного сиротства.
Во второй главе представлены результаты изучения деятельности органов опеки и попечительства территориальных управлений социальной политики, государственных автономных учреждений социального обслуживания Свердловской области, школ приемных родителей, а также некоммерческих организаций и дана оценка практикам выявления и профилактики рисков вторичного сиротства.
В третьей главе изложено содержание рекомендаций по совершенствованию технологий профилактики рисков вторичного сиротства, применяемых на территории муниципального образования «город Екатеринбург», а также пилотного проекта по совершенствованию профилактики рисков вторичного сиротства на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации были апробированы на XV Международной молодёжной научно-практической конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация», которая проходила на базе социально-гуманитарного факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы 18-19 апреля 2019 года. Материала магистерской диссертации нашли отражение в статье «Коммерческая эксплуатация детей при опеке и попечительстве: сущность и предпосылки возникновения проблемы», опубликованной в сборнике материалов данной конференции. По результатам диссертационного исследования подготовлена рукопись статьи «Риски вторичного сиротства как объект социального управления», которая будет опубликована в сборнике материалов ежегодной Международной молодёжной научно-практической конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация», которая будет проведена 23-24 апреля 2021 года в городе Уфе.
В рамках магистерской диссертации, было проведено исследование, цель которого состояла в изучении проблемы профилактики рисков вторичного сиротства и последующей разработке технологии совершенствования рисков профилактики вторичного сиротства на территории муниципального образования город "Екатеринбург".
В рамках теоретико-методологического анализа, реализованного в первой главе данного исследования, было выявлено, что работы большинства авторов в целом сосредоточены на работе с первичным, а не вторичным сиротством. При этом авторы, которые исследуют феномен вторичного сиротства, отмечают, что повторный отказ от ребенка еще больше травмирует детей и влечет их нравственную и психическую деградацию, а значит влечет более за собой более глубокие последствия. В связи с чем требуется развитие государственных институтов контроля, отбора, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей.
В то же время нормативно-правовые механизмы, связанные с опекой и попечением детей, в достаточно полной мере охватывают вопросы, связанные с процедурой взятия на воспитание с точки зрения требуемой документации и ключевыми организационными моментами данного процесса, в то время как в части вопросов, связанных непосредственно с профилактикой рисков вторичного сиротства лишь указано число плановых единичных посещений семьи, что говорит о малой структурированности и проработанности данной проблемы в рамках нормативно-правовых документов.
В рамках эмпирической части исследования было решено провести экспертное интервью, в рамках которого были опрошены специалисты отдела опеки и попечительства Управления социальной политики, педагогики школ приемных родителей, специалисты отделения сопровождения замещающих семей ГАУ "ЦСПСиД" Чкаловского района города Екатеринбурга, приемные родители (усыновители и приемная семья).
Результаты экспертного интервью показали, что основными проблемами являются следующие:
- существующие технологии отбора кандидатов в приемные родители не позволяют минимизировать число неготовых к этому граждан;
- существует риск получения неполных результатов медицинского освидетельствования приемных детей;
- отсутствие психолога при патронаже замещающих семей.
На основе теоретических и эмпирических результатов проведенного исследования разработан пилотный проект по совершенствованию технологий профилактики рисков вторичного сиротства путем создания центров по работе с замещающими семьями на территории муниципального образования «город Екатеринбург» за счет объединения таких единиц как школы приемных родителей и отделений сопровождения замещающих семейств.
Также был разработан ряд дополнительных рекомендаций, которые потенциально могут обеспечить дополнительный эффект по совершенствованию технологий профилактики рисков вторичного сиротства.
Таким образом, на основе указанных выше позиций, цель магистерской диссертации следует считать достигнутой .
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября
1994 № 51-ФЗ // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
2. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря
1995 № 223-ФЗ // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/.
3. Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http : //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/.
4. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/.
5. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в
отношении несовершеннолетних граждан: постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 № 423-ПП // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88016/.
6. Устав муниципального образования "город Екатеринбург": Распоряжение Правительства Свердловской области от 30.06.2005 № 757- РП// Официальный портал «Екатеринбург.рф». - Режим доступа: https://xn-- 80acgfbsl1azdqr.xn--
p 1 ai/%D0%BE%D 1 %84%D0%B8%D 1 %86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D 1 % 8C%D0%BD%D0%BE/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/%D 1 %83%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%B 2.
7. О статусе административного центра Свердловской области: Закон
Свердловской области от 12.11.1997 № 63-ОЗ// Официальный сайт компании «Консорциум Кодекс». - Режим доступа:
http: //docs.cntd.ru/document/801103756.
8. Положение о Министерстве социальной политики Свердловской
области: Постановление Правительства Свердловской области от 12.05.2012 № 485-ПП// Официальный сайт Министерства социальной политики
Свердловской области. - Режим доступа: https://msp.midural.ru/o-
ministerstve/poloj-oministerstve.html.
9. О возложении полномочий по организации и осуществлению
деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области (с изменениями на 15 марта 2016 года) : Указ Губернатора Свердловской области от 07.12.2007 № 1250-УГ// Официальный сайт
компании «Консорциум Кодекс». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/819044851.
10. О защите прав ребенка: областной закон от 23.10.1995 № 28-ОЗ// Официальный сайт компании «Консорциум Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/801111999.
11. О денежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством: Закон Свердловской области от 19.11.2008 № 107-ОЗ// Официальный сайт компании «Консорциум Кодекс». - Режим доступа: http: //docs. cntd.ru/document/819076622.
12. О единовременной денежной выплате на усыновленного (удочеренного) ребенка: Закон Свердловской области от 23.12.2010 № 108 - ОЗ// Официальный сайт компании «Консорциум Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/895278212.
13. О реализации дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных пунктом 3 статьи 22 Областного закона от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ "О
защите прав ребенка" Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2012 N 100-ИИ// Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. - Режим доступа:
http: //www.pravo .gov66.ru/24810/.
14. Об утверждении административного регламента по
предоставлению территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги: Приказ Министерства социальной
политики от 08.10.2013 № 650// Официальный сайт компании «Консорциум Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429073128.
15. Об утверждении административного регламента предоставления
министерством социальной политики Свердловской области
государственной услуги «предоставление гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан: приказ министерства Свердловской области от 28.07.2017 № 380// Официальный сайт компании «Консорциум Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/570743182.
16. Все о семейном праве [Электронный ресурс] : сборник
нормативных правовых и судебных актов / Д.Б. Савельев .- М. : Проспект, 2017 .- 440 с. - ISBN 978-5-392-23042-6 .- Режим доступа:
https://lib.rucont.ru/efd/667006.
17. Технология социальной работы [Электронный ресурс] : учебник / ред.: Е.И. Холостова, ред.: Л.И. Кононова .- М. : ИТК "Дашков и К", 2018 .¬478 с. - (Учебные издания для бакалавров) .- ISBN 978-5-394-02011-7 .¬Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/689470.
18. Егорова М. О. Профилактика сиротства - как актуальная задача социальных служб// Социальная работа. 2016, № 5. С. 13 - 14.
19. Осипова И.И. Феномен вторичного сиротства в современной России // Вестник Вятского государственного университета. -2008. - С. 138— 143.
20. Циткилов П. Я. Информационно — методические материалы по организации работы с волонтерами // Социальная работа.2017.№ 5. С. 58-60.
21. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. М.: «Дашков и К», 2015.244 с.
22. Ракчеева Т.С., Булах Н.В. Профилактика социального сиротства: раннее выявление, диагностика жестокого обращения, семейносберегающие технологии: учебно-методическое пособие. Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2017. 109 с.
23. Профилактика «вторичного» социального сиротства //
Профилактика социального сиротства в России [Электронный ресурс]. Информационный проект Национального фонда
защиты детей от жестокого обращения. — Режим доступа: http : //www. sirotstvo. ru/rus/news/news3976.shtml.
24. Степанов И.А. Современные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / И.А. Степанов // Труды СГА. — 2014. — № 4. — С. 49.
25. Левушкин А.Н., Данилова И.С. "Вторичное сиротство" и меры реагирования органов государственной власти на отказ приемных родителей от ребенка/ А.Н. Левушкин//Власть.— 2014.— №8.— С. 159-163.
26. Корчагина Ю. В. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей. / Ю. В. Корчагина — Москва, 2011 — 134 с.
27. Хамбалова, А. Ф. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема / А. Ф. Хамбалова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт- Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 379-381.
28. Гайбу, А. В. Замещающая семья как альтернатива государственным учреждениям. Проблема вторичного сиротства / А. В. Гайбу. — Текст : непосредственный // Социальная работа — Феномен цивилизованного общества : Материалы VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Саранск, 2014. - С. 245-250.
29. Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы / В. А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 9. С. - 142¬143.
30. Антонов, А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М., 2015.
31. Право жить в семье: Опека, усыновление и другие формы устройства детей -сирот // Социальная защита. Б-ка журнала. 2017.
32. Дети - сироты: развитие, воспитание, социальное устройство // Психологическая наука и образование. 2017. № 3. С.53-57.
33. Бессчетнова, О.В. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития [Текст] / О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашова. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. - 136 с.
34. Бобылева, И.А. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье [Текст] / И.А. Бобылева. - М.: СЛОВО, 2002. - 274 с.
35. Матвиенко, И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье: дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Матвиенко Ирина Викторовна. - Москва, 2006. - 284 с.
36. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2006. - 368 с.
37. Товмасян, Р.В. Правовое регулирование опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних / Р.В. Товмасян // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2011. - № 1. - С. 23-25.
38. Ушакова, К.Г. Деятельность государства по защите и поддержке детей, оставшихся без попечения родителей в России / К.Г. Ушаков // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований, 2015. - № 21. - С. 78-79.
39. Харсеева, В.Л. О некоторых аспектах установления опеки и попечительства над детьми, оставшихся без попечения родителей / В.Л. Харсеева // Общество: политика, экономика, право. - 2013. - № 3. - С. 23- 25.
40. Цветков, В.А. Приемная семья как форма устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: дис... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Цветков Василий 76
Александрович. - Омск, 2005. - 239 с.
41. Мартынова Е.В. Функционирование социального института приемной семьи в условиях современного российского социума/ Е.В. Мартынова// Южный федеральный университет. - 2008. - 21 с.