ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Разработанность проблемы исследования. Обзор иностранной и
отечественной литературы 10
1.2. Понятие жизнестойкости Мадди. Компоненты жизнестойкости 17
1.3. Жизнестойкость подростков 25
1.4. Самооценка и жизнестойкость 30
1.5. Копинг-стратегии и жизнестойкость 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ 14 - 16 ЛЕТ 48
2.1. Организация и методы эмпирического
исследования 48
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 54
2.2.1. Результаты, полученные по методике Дембо-Рубинштейн 54
2.2.2. Результаты, полученные по методике «Способы совладающего
поведения» Лазаруса 57
2.2.3. Результаты, полученные по методике Тест жизнестойкости С. Мадди
(Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И.) 59
2.2.4. Результаты, полученные по методике Личностный опросник Г.
Айзенка 61
2.2.5. Сравнительный анализ результатов исследования 63
2.2.6. Корреляционный анализ 64
2.2.7. Факторный анализ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕА 101
Актуальность проблемы исследования. Старший школьный возраст является одним из наиболее благоприятных периодов для развития жизнестойких черт личности у подростков, что может способствовать повышению уровня их физического и психического здоровья, помочь в процессе преодоления различных жизненных трудностей, а также в последующей реализации себя в качестве специалиста.
В связи с этим проблема жизнестойкости личности школьников становится особенно актуальной в настоящее время и выходит на первый план научного осмысления, а ее дальнейшее исследование представляется необходимым.
В настоящее время актуальным представляется изучение связи компонентов жизнестойкости старших школьников с их личностными особенностями: с особенностями темперамента, уровнем самооценки и притязаний, преобладающими стратегиями совладания с трудностями. Поиск и определение специфики взаимосвязей различных индивидуальноличностных характеристик имеет значительную практическую и теоретическую ценность. Рассмотрение их через призму возрастно-половой дифференциации позволяет расширить представления об этих связях, например, применительно к юношам и девушкам подросткового возраста.
Данное исследование посвящено выявлению связей между психологическими коррелятами жизнестойкости подростков, изучению особенностей их жизнестойкости в зависимости от возраста и пола.
В рамках работы жизнестойкость рассматривалась как основной ресурс для преодоления жизненных трудностей, как способность человека контролировать жизненные события и управлять ими, воспринимать трудности как ценный опыт и успешно с ними справляться, используя их как возможность для личностного роста.
Разработанность проблемы исследования. Нестабильные, постоянно меняющиеся условия жизни, неуверенность в завтрашнем дне отрицательно сказываются на состоянии как физического, так и психического здоровья подростков, что подтверждается рядом исследователей (Г. В. Жарков, Г. Ю. Любимова, Л. Ф. Мирзаянова, В. С. Мухина, Л. А. Терехина, и др.). Стрессовые факторы, присутствующие в образовательной среде, зачастую нарушают психологическую безопасность, тем самым нередко приводя к росту психических и психосоматических заболеваний, а также "пограничных состояний" среди школьников (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Ф. Б. Березин, В. В. Глебов, А. И. Захаров, Е. П. Ильин, М. М. Кашапов, Л. М. Митинаи др.). Также период обучения в школе совпадает с кризисом подросткового возраста (Р. А. Ахмеров, Г. В. Жарков, Г. Ю. Любимова и др.). Неумение справляться с трудностями, отрицательное влияние стрессовых факторов, низкий уровень жизнестойкости могут привести к формированию разрушительных установок и неадекватных реакций (Б. Г. Ананьев, Г. В. Жарков, Л. С. Колмогорова, М. А. Одинцова и др.).
Однако проблема жизнестойкости старших школьников и ее взаимосвязи с их личностными особенностями разработана недостаточно. До сих пор не сформулировано единое понятие жизнестойкости. В научной литературе данный феномен зачастую заменяется другими терминами: жизнеспособность, жизнетворчество, зрелость, и др., в связи с чем важным представляется уточнение самого понятия.
В процессе работы не было обнаружено исследований, которые исследовали бы проявление жизнестойкости в процессе обучения в школе. Также отсутствуют работы, посвященные сравнительному анализу проявлений жизнестойкости и ее компонентов у подростков в зависимости от возраста.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Объект исследования - жизнестойкость подростков.
Предмет исследования - психологические корреляты жизнестойкости подростков.
Цель исследования - выявить зависимость между жизнестойкостью и ее психологическими коррелятами у подростков 14 и 16 лет.
Смысловые составляющие понятия жизнестойкости были предложены Т. В. Наливайко: сильный характер, целеустремленность и оптимизм. По ее мнению, жизнестойкость опирается на индивидуально-личностные свойства личности (экстраверсию, интроверсию, тревожность и спонтанность) и самоотношение, а также связана со смысложизненными ориентациями и стилевой саморегуляцией личности [39]. Сам С. Мадди и другие исследователи предлагают конструкт «жизнестойкость» как один из ресурсов, оказывающих влияние на применяемые копинг-стратегии [73], ими был даже введен термин «стойкое совладание» (йагйусортд).
В исследованиях М. В. Логиновой [32], С. В. Гуцунаевой [17], С. В. Ларионовой [27] было подтверждено, что существует взаимосвязь между компонентами жизнестойкости и личностными ресурсами: темпераментом, локусом контроля и копинг-поведением. Е. И. Кузьмина на основании полученных ею эмпирических данных делает вывод о том, что высокая самооценка является детерминантой и средством для повышения жизнестойкости [26]...
Теоретическая часть настоящего исследования включает в себя анализ научной литературы, посвященной жизнестойкости личности, который показал, что теоретической основой современных исследований жизнестойкости являются работы С. Мадди, который определял данный феномен как «паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека» [83].
В ряде работ содержатся утверждения о том, что жизнестойкость опирается на индивидуально-личностные свойства личности (экстраверсию, интроверсию, тревожность и спонтанность), доказывается, что существует взаимосвязь между компонентами жизнестойкости и личностными ресурсами: темпераментом, локусом контроля, а также копинг-поведением. Также исследователи указывают на различия в уровне жизнестойкости подростков в силу возраста и по половому признаку.Авторы обращают внимание на то, что в подростковом возрасте активизируются процессы, связанные с развитием данного феномена.
По результатам эмпирической части исследования можно выделить следующие особенности жизнестойкости у подростков:
1. Жизнестойкость личности, самооценка, применяемые копинг- стратегии и темперамент, являясь глубинными личностными образованиями, значимо не различаются у подростков в зависимости от возраста (14 и 16 лет). Значимых различий влияния жизнестойкости на самооценку, и применяемые копинг-стратегии в зависимости от возраста также обнаружено не было.
2. Юноши показали более высокие результаты по всем шкалам применявшихся методик, за исключением шкалы ответственности, при этом исследование показало наличие большего количества связей между рассмотренными переменными у девушек, чем у юношей.
3. Корреляционный анализ не выявил у респондентов связей между жизнестойкостью и экстраверсией/интроверсией и нейротизмом, кроме связи показателя жизнестойкости «вовлеченность» и нейротизма у юношей.
4. Факторный анализ показал, что высокий уровень жизнестойкости у школьников связан с более частым применением адаптивных копинг- стратегий, а также с высоким субъективным уровнем способностей, признания другими, уверенности, счастья, с высокой самооценкой и высоким уровнем притязаний. Для таких подростков характерно меньшее расхождение между уровнем притязаний и самооценки, чем у их менее жизнестойких одноклассников.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы по выдвинутым гипотезам:
1. Наша основная гипотезао зависимости показателей самооценки и применяемых копинг-стратегий подростков от уровня их жизнестойкости подтвердилась. Учащиеся с высокимибаллами по шкале жизнестойкости действительно имеют более высокий уровень самооценки и притязаний, и такие подростки, действительно, как правило, применяютболее эффективные копинг-стратегии.
2. Что касается выдвинутых нами дополнительных гипотез, то гипотеза о том, что подростки 16 лет имеют более высокие показатели жизнестойкости, более высокую самооценку, применяют более эффективные стратегии совладания с трудностями, у них ниже уровень нейротизма, чем у подростков 14 лет,не подтвердилась.
3. Вторая дополнительная гипотеза о наличии различий в показателях жизнестойкости, самооценки, экстраверсии/нейротизма и стратегий копинг- поведения юношей и девушек была нами подтверждена.
В процессе работы нами были выполнены все поставленные нами научные задачи, необходимые для подтверждения выдвинутых гипотез.
Возможные перспективы дальнейшей разработки проблематики: 1. Сравнение уровня жизнестойкости и ее компонентов с результатами сверстников из общеобразовательных школ с целью выявления выраженности показателей жизнестойкости и ее специфики. 2. Сравнение уровня жизнестойкости у подростков, младших школьников и дошкольников с целью выявления направленности динамики. 3. Исследование угроз формирования жизнестойкости подростков в процессе обучения в школе.4. Сравнение выборки подростков до и после воздействия тренинговых мероприятий по повышению жизнестойкости. 5. Сравнение показателей жизнестойкости российских подростков и представителей других национальностей, конфессий и культур.
Подростки уже приближаются к порогу взрослой жизни, где они будут сталкиваться с непростыми задачами. Умение справляться с трудностями и использовать их как фактор личностного роста, уверенность в своих силах, применение тех или иных копинг-стратегий - всё это лучше оценить заранее, по возможности скорректировать и максимально подготовить сегодняшних школьников к комфортному прибываю в социуме и успешной реализации в дальнейшей учебной и профессиональной, семейной и
индивидуальнойжизнедеятельности, раскрыть их способности и таланты.Жизнестойкость можно рассматривать как необходимый ресурс, который может способствовать повышению физического и психического здоровья школьников, успешной адаптации в стрессовых ситуациях.
Практическая значимость нашего исследования выражается в возможности применения полученных результатов в работе социальных педагогов, психологов и родителями для определения способов оптимизации психологического развития старших школьников с целью повышения уровня их жизнестойкости. На основании полученных данных может быть разработана программа профилактики различных форм социальной и психологической дезадаптации подростков, направленная на расширение представлений старших школьников о собственных эмоциональных и поведенческих возможностях реагирования на стрессовые ситуации.
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабаков, М. Перре. -СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учеб. Пособие / В. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2004. - С. 82 - 90
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- СПб.:«Питер», 2001.-288 с.
5. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1994. - Т. 14. - № 2. - С. 34-37
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Р. Бернс; Общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 421 с.
7. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С. А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - 2008 - Т. 2. - С. 24 - 27
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Прогресс, 1968.-290 с.
9. Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека / Н. Г. Брюхова // Европейский журнал социальных наук. - 2015. - №7. - С. 289-301
10. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.- 186 с.
11. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.
12. Ветрова И. И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции / И. И. Ветрова // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы; под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М.: «Институт психологии РАН». - 2008. - С. 179-196
13. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Стратегии и модели преодолевающего поведения: практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова; под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - С. 311-329
14. Воробьева Л. И., Петровский В. А., Фельдштейн Д. И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Л. И. Воробьева, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн // Психология современного подростка. - 1987. - С. 6-36
15. Выготский Л. C. Психология / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с...