ВВЕДЕНИЕ 5
АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СОЗДАНИЯ КАМПУСА НА ТЕРРИТОРИИ ХМАО
1.1 КОНТЕКСТ И АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ
1.2 КАМПУС - НОВАЯ ТОЧКА РОСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 8
2 ПРЕД-ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КАМПУСА 12
2.1 РАЗРАБОТКА ДОРОЖНОЙ КАРТЫ ПРОЕКТА
2.2
РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
К
ПРОЕКТУ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 18
РАМКАХ КАМПУСА
18
2.3 ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
22
КАМПУСА НА ОСНОВЕ ГЧП.
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА КАМПУСА
3.1 АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТА КАМПУСА
3.2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ КОНЦЕПЦИИ КАМПУСА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В 88
Актуальность темы диссертации. Главным вызовом 21 века является конкуренция между странами и регионами мира. Конкурентоспособность России в 21 веке больше не определяется сырьевыми и энергетическими ресурсами. Основным ресурсом конкурентоспособности страны является человеческий капитал. Приобретают ключевое значение инвестиции в человеческий капитал, инвестиции в человека. Специальное обучение, специальные знания, навыки и профессиональная подготовка, отвечающие потребностям стратегии развития России, формируют конкурентные преимущества страны. Человеческий капитал и увеличение
производительности труда являются главным фактором формирования инновационной экономики и экономики знаний, как следующего этапа развития России.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в разработке создания проекта университетского кампуса как инструмента для решения приоритетных задач развития региона.
В соответствии с поставленной целью в диссертации поставлены и решены основные задачи:
• разработана дорожная карта проекта;
• разработана трансдисциплинарная методология, основанная на
маркетинговом подходе 3Р для создания проектов развития территории;
• разработана архитектурно-планировочная концепция территории
будущего кампуса;
• на основе разработанной методологии разработано техническое задание
на проведение исследования с целью разработки организационно-правовой, финансово-экономической и архитектурно-планировочной модели
инновационно-образовательного комплекса (кампус) на территории города Сургут.
Предмет и объект исследования. Объектом исследования является новый для России формат развития территорий посредством строительства университетских кампусов. Диссертационная работа выполнена в рамках направления «Управление развитием территорий».
Степень разработанности темы. Данная проблема является относительно новой для России, тем не менее в мире строительство университетских кампусов является традиционным подходом для развития научно-образовательной среды. «Кампус (лат. campus) — университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научноисследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т. д." [33].
Основные пункты научной/методологической новизны диссертации. Впервые применен трансдисциплинарный подход, основанный на маркетинговом методе исследования 3Р к организации образовательного процесса.
Практическая значимость исследования. Благодаря исследованиям выполненным в соответствии с разработанным методологическим подходом к развитию территорий были определены основные требования, предъявляемые к проекту Кампуса СурГу в т.ч:
а) требования к составу и содержанию научно-образовательной и технико-внедренческой концепции проекта;
б) требования к составу и содержанию коммерческой части концепции проекта;
в) требования к составу и характеристикам социальных объектов, необходимых для реализации проекта;
г) требования к составу и содержанию архитектурно-планировочной и технической части концепции проекта;
д) требования к составу и содержанию организационно-правовой и финансово-экономической концепции проекта;
е) требования к составу и содержанию концепции в части брендинга и коммуникационной стратегии;
ж) разработано техническое задание на разработку концепции проекта комплексного развития территории пойменной части реки Обь в г. Сургуте, в целях создания инновационно-образовательного комплекса (Кампус);
и) выполнена архитектурно-планировочная концепция Кампуса
СурГу.
Теоретической и информационной основой диссертации являются материалы статей российских и зарубежных авторов, статистические данные, нормативные документы в области проектирования и строительства, источники сети интернет, собственные маркетинговые исследования и материалы, полученные посредством полевых исследований и интервью с участниками проекта.
Структура диссертации. Диссертация состоит из 98 страниц и включает в себя реферат, содержание, введение, три основные главы, список литературы и три приложения.
В результате выполненных работ стало очевидно, что при создании проекта Университетского Кампуса недопустим сугубо технический подход к проектированию. Идеология является основополагающим принципом для проектирования, в т. ч. объёмно пространственных решений зданий, форматов жилой застройки, зон общественного пользования, пешеходных транспортных потоков, проработанность пространств на пересечении потоков резидентов Кампуса. Отдельно прорабатывается наполнение лабораториями и учебной инфраструктурой, на основании утвержденной концепции научно - образовательной деятельности.
Все утвержденные принципы, разработанные на основании идеологии переводятся в требования к отдельным элементам кампуса и находят своё отражение в архитектурно-планировочных решениях, функциональном наполнении, а также в объёмах и мощностях объектов.
Авторский надзор разработчиков концепции необходим на всем протяжении проекта для того, чтобы то, идеологическая часть проекта была реализована на всех стадиях проекта: от создания концепции, эскизе застройки, ТЗ на проектирование, в Проектной документации, а в дальнейшем в эксплуатации и управлении Кампусом.
Таким образом, подход к проектированию современного кампуса не допустим с точки зрения чисто технического подхода, как это было актуально в 60-х годах 20-го века, когда писались все СНИПы.
Создание благоприятной университетской среды в формате Кампуса способствует: объединению студентов, преподавателей и исследователей с целью создания инновационной и предпринимательской среды.
Формальное и неформальное образование, обеспечение передовых знаний, воспитание конкурентоспособности и корпоративной культуры, промышленная коммерциализация результатов исследований и их внедрение в реальный сектор экономики способствует удерживанию талантов.
Востребованное образование и научные исследования, новые технологии и производства, инвестиции в строительство и производство, диверсификация экономики - вот результат грамотно построенного Кампуса. Это и есть возможный новый драйвер развития Региона и новая точка роста для России.
1. Земельный Кодекс Российской Федерации.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
3. Правила землепользования и застройки г. Сургута (Хмао-Югра).
4. Письмо Минрегиона РФ от 20.07.2011 N 19268-АП/08 «Об определении стоимости разработки документов территориального планирования»
5. Письмо Минрегиона РФ от 20.07.2011 N 19268-АП/08 «Разъяснения Минрегиона России по вопросу применения Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве "Территориальное планирование и планировка территорий»
6. «СБЦП-2001-01. СБЦП 81-2001-01. СБЦП 81-02-01-2001. Государственные сметные нормативы Российской Федерации. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Территориальное планирование и планировка территорий» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.05.2010 N 260).
7. «Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2009 N 620).
8. «СНиП 11-04-2003. Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150).
9. «СН 283-64. Временные нормы продолжительности
проектирования» (утв. Госстроем СССР 30.07.1964).
10. «Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы). Выпуск 6».
11. «Сборник разъяснений по применению сборника цен и справочников базовых цен на проектные работы в строительстве (Вопросы и ответы)».
12. «СБЦП-2001-03. СБЦП 81-2001-03. СБЦП 81-02-03-2001. Государственные сметные нормативы Российской Федерации. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Объекты жилищногражданского строительства» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.05.2010 N 260).
13. «Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2009 N 620).
14. Письмо Минрегиона РФ от 25.02.2009 N 4879-СМ/08 «О стоимости разработки проектной документации при наличии усложняющих факторов»
15. «МДС 81-42.2008. Система нормативно-методических документов в строительстве. Отраслевые сметные нормативы. Методика определения стоимости создания произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации» (введена в действие Письмом Росстроя от 08.04.2008 N ВБ-1381/02-1)...