ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «УРАЛТЕПЛОТЕХСЕРВИС»
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Проблемное поле организации 7
1.2 Методы исследования проблемного поля организации 8
2 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ООО «УРАЛТЕПЛОТЕХСЕРВИС» 16
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ финансового состояния организации ООО «УралТеплоТехСервис» 18
2.3 Внешняя и внутренняя среда предприятия 32
Стратегическая карта 34
Портфельный анализ 38
Формирование ситуационных целей. SWOT-анализ 40
Анализ конкурентов 41
Анализ потребителей 42
Сегментация рынка 44
2.4 Исследование проблемного поля организации ООО «УралТеплоТехСервис» ....45
Метод «Мозговой штурм» 45
Метод «Диаграмма «Исикавы» 51
3 ПРОЕКТ СОКРАЩЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ООО «УРАЛТЕПЛОТЕХСЕРВИС»
3.1 Предложения и мероприятия 54
3.2 Экспертная оценка актуальности (эффективности) предложений проекта 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А - БУХГАЛТЕРСКИЙ ОТЧЕТ
1 ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Проблемное поле организации 7
1.2 Методы исследования проблемного поля организации 8
2 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ООО «УРАЛТЕПЛОТЕХСЕРВИС» 16
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ финансового состояния организации ООО «УралТеплоТехСервис» 18
2.3 Внешняя и внутренняя среда предприятия 32
Стратегическая карта 34
Портфельный анализ 38
Формирование ситуационных целей. SWOT-анализ 40
Анализ конкурентов 41
Анализ потребителей 42
Сегментация рынка 44
2.4 Исследование проблемного поля организации ООО «УралТеплоТехСервис» ....45
Метод «Мозговой штурм» 45
Метод «Диаграмма «Исикавы» 51
3 ПРОЕКТ СОКРАЩЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ООО «УРАЛТЕПЛОТЕХСЕРВИС»
3.1 Предложения и мероприятия 54
3.2 Экспертная оценка актуальности (эффективности) предложений проекта 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А - БУХГАЛТЕРСКИЙ ОТЧЕТ
Актуальность темы выпускной работы в современных условиях и для данного предприятия, в частности.
Для успешной деятельности компании в современных условиях организациям необходимо обладать знаниями во всех сферах хозяйственной деятельности. В каждой компании существует свой набор проблем, требующих решения. Совокупность этих проблем в теории управления называется "проблемное поле". При проведении анализа можно выявить множество проблем, среди которых найдутся «корневые». Такие проблемы являются источником возникновения других и усиливают их.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе является проблемное поле организации.
Объектом исследования является предприятие ООО «УралТеплоТехСервис». Предприятие создано в 2016г. в г. Екатеринбург, занимается оказанием услуг в сфере энергетики.
Целью фирмы является получение прибыли за счет предоставления услуг по монтажу, проектированию, режимно-наладочным испытаниям, пуско-наладочным работам, сервисным инжиниринговым работам.
Миссия фирмы:
- разработка и внедрение оптимальных решений, решающих проблему Заказчика на объекте;
- совершенствование качества инжиниринговых услуг, нацеленное на получение конечного положительного результата при минимуме затрат Заказчика;
- ответственный подход к выполнению своих обязательств, осознавая важность выполняемых работ.
Компания в основном оказывает услуги на территории Российской Федерации, но осуществляет проекты за рубежом, в частности в Казахстане и Гвинее.
Результатами работы компании является:
- 114 выполненных договоров;
- 54 города России - география работ;
- 363 единицы испытанного оборудования;
- 35 модернизированных объектов.
Целью исследования данной работы является исследование проблемного поля организации ООО «УралТеплоТехСервис».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучение проблемного поля организации и методов его исследования;
- анализ текущего состояния организации ООО «УралТеплоТехСервис»;
- определение ключевых проблем компании.
Теоретико-методологической базой работы выступают труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Акимова Т.А., Лапыгин Ю.Н., Цезерани Д., Пригожин А.И., Фролова Т. А. и другие.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы, анализ финансового состояния организации, матрица БКГ, 8'№ОТ-анализ, анализ конкурентов, анализ потребителей, метод мозгового штурма, диаграмма Исикавы, экспертная оценка эффективности (актуальности) предложений проекта.
При выполнении анализа финансового состояния предприятия была использованы данные бухгалтерской отчетности ООО «УралТеплоТехСервис» за 2018-2020 годы (приложение А).
Выпускная работа является заключительным этапов формирования результатов освоения образовательной программы Инновационное развитие наукоемких производств [21].
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования проблемного поля, выявленные ключевые проблемы и предложенные мероприятия могут быть использованы в деятельности организации с целью улучшения организационной структуры, управления предприятием и качества выполняемых услуг.
Для успешной деятельности компании в современных условиях организациям необходимо обладать знаниями во всех сферах хозяйственной деятельности. В каждой компании существует свой набор проблем, требующих решения. Совокупность этих проблем в теории управления называется "проблемное поле". При проведении анализа можно выявить множество проблем, среди которых найдутся «корневые». Такие проблемы являются источником возникновения других и усиливают их.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе является проблемное поле организации.
Объектом исследования является предприятие ООО «УралТеплоТехСервис». Предприятие создано в 2016г. в г. Екатеринбург, занимается оказанием услуг в сфере энергетики.
Целью фирмы является получение прибыли за счет предоставления услуг по монтажу, проектированию, режимно-наладочным испытаниям, пуско-наладочным работам, сервисным инжиниринговым работам.
Миссия фирмы:
- разработка и внедрение оптимальных решений, решающих проблему Заказчика на объекте;
- совершенствование качества инжиниринговых услуг, нацеленное на получение конечного положительного результата при минимуме затрат Заказчика;
- ответственный подход к выполнению своих обязательств, осознавая важность выполняемых работ.
Компания в основном оказывает услуги на территории Российской Федерации, но осуществляет проекты за рубежом, в частности в Казахстане и Гвинее.
Результатами работы компании является:
- 114 выполненных договоров;
- 54 города России - география работ;
- 363 единицы испытанного оборудования;
- 35 модернизированных объектов.
Целью исследования данной работы является исследование проблемного поля организации ООО «УралТеплоТехСервис».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучение проблемного поля организации и методов его исследования;
- анализ текущего состояния организации ООО «УралТеплоТехСервис»;
- определение ключевых проблем компании.
Теоретико-методологической базой работы выступают труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Акимова Т.А., Лапыгин Ю.Н., Цезерани Д., Пригожин А.И., Фролова Т. А. и другие.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы, анализ финансового состояния организации, матрица БКГ, 8'№ОТ-анализ, анализ конкурентов, анализ потребителей, метод мозгового штурма, диаграмма Исикавы, экспертная оценка эффективности (актуальности) предложений проекта.
При выполнении анализа финансового состояния предприятия была использованы данные бухгалтерской отчетности ООО «УралТеплоТехСервис» за 2018-2020 годы (приложение А).
Выпускная работа является заключительным этапов формирования результатов освоения образовательной программы Инновационное развитие наукоемких производств [21].
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования проблемного поля, выявленные ключевые проблемы и предложенные мероприятия могут быть использованы в деятельности организации с целью улучшения организационной структуры, управления предприятием и качества выполняемых услуг.
Организация ООО «УралТеплоТехСервис» занимается оказанием услуг в сфере энергетики. Выполняет пуско-наладочные, монтажные и ремонтные работы, режимно-наладочные испытания, услуги в области проектирования и систем автоматизации.
В результате анализа финансовой деятельности компании ООО «УралТеплоТехСервис», было выявлено ухудшение состояния основных финансовых коэффициентов. Несмотря на рост тарифов, выручка сократилась. За счет интенсивного роста затрат, предприятие, получившее в 2019г. 6664 тыс.₽ прибыли, в 2020г. имело убытки 469 тыс. руб. (см. табл.2.5). За это время ухудшились показатели ликвидности: общий показатель ликвидности (Ы) снизился до 0,78 (при норме >1), значение коэффициента абсолютной ликвидности (Ь2) уменьшилось до 0,14 (при минимальном значении = 0,1), коэффициент критической ликвидности (1.3) снизился от значения 1,62 (2019г.) до 1,3 (2020г.) при оптимальном значении >1,5.
Для определения причин данного состояния были проанализированы внешняя и внутренняя среда предприятия, выполнена оценка конкурентоспособности. Использовались такие инструменты, как матрица БКГ, 8'№ОТ-анализ, анализ конкурентов, анализ потребителей. Были выявлены такие сильные стороны предприятия, как высокая квалификация специалистов и наличие СРО на строительство, проектирование. Качество обслуживания находится на среднем уровне. Это связано с соблюдением тех. стандартов при выполнении работ.
Анализ проблемного поля позволил выявить 50 проблем в деятельности предприятия, которые были сгруппированы в 6 кластеров и проранжированы. Корневой проблемой является отсутствие организационной структуры.
С учетом значимости влияния выявленных негативных факторов были предложены следующие мероприятия:
- Изменение организационной структуры предприятия. Создание отдела по гидроиспытаниям и отдела АСУТП, что позволит избежать несогласованности действий (недопонимания) и определить должностные обязанности для каждого сотрудника.
- Организация рабочего места. Группировка персонала по отделам позволит избежать шума, который мешает работе. Смена интернет-провайдера и установка кондиционера улучшат условия для работы.
- Внедрение плана работ в организации. Составляется график управления проектами организации (рисунок 3.3), который помогает установить срок выполнения проекта и назначить ответственное лицо. План работы для каждого отдела (рисунок 3.4) отличается более полным списком подзадач и показывает деятельность каждого сотрудника.
- Приобретение автомобиля в лизинг. Это связано с большим количеством командировок по области и в пределах города. Решается проблема отсутствия компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях.
- Разработка системы мотивации сотрудников. Материальная мотивация заинтересует персонал выполнять планированный объем работы в короткий срок, а нематериальная будет способствовать личностному росту сотрудников.
- Привлечение НК-менеджера для поиска сотрудников.
- Изменения в области маркетинга.
С использованием экспертной оценки по методу мозгового штурма, была выполнена оценка влияния мероприятия проекта на проблемное поле ООО «УралТеплоТехСервис» (см. рис.3.7). Она подтвердила актуальность и эффективность мероприятий проекта.
В результате анализа финансовой деятельности компании ООО «УралТеплоТехСервис», было выявлено ухудшение состояния основных финансовых коэффициентов. Несмотря на рост тарифов, выручка сократилась. За счет интенсивного роста затрат, предприятие, получившее в 2019г. 6664 тыс.₽ прибыли, в 2020г. имело убытки 469 тыс. руб. (см. табл.2.5). За это время ухудшились показатели ликвидности: общий показатель ликвидности (Ы) снизился до 0,78 (при норме >1), значение коэффициента абсолютной ликвидности (Ь2) уменьшилось до 0,14 (при минимальном значении = 0,1), коэффициент критической ликвидности (1.3) снизился от значения 1,62 (2019г.) до 1,3 (2020г.) при оптимальном значении >1,5.
Для определения причин данного состояния были проанализированы внешняя и внутренняя среда предприятия, выполнена оценка конкурентоспособности. Использовались такие инструменты, как матрица БКГ, 8'№ОТ-анализ, анализ конкурентов, анализ потребителей. Были выявлены такие сильные стороны предприятия, как высокая квалификация специалистов и наличие СРО на строительство, проектирование. Качество обслуживания находится на среднем уровне. Это связано с соблюдением тех. стандартов при выполнении работ.
Анализ проблемного поля позволил выявить 50 проблем в деятельности предприятия, которые были сгруппированы в 6 кластеров и проранжированы. Корневой проблемой является отсутствие организационной структуры.
С учетом значимости влияния выявленных негативных факторов были предложены следующие мероприятия:
- Изменение организационной структуры предприятия. Создание отдела по гидроиспытаниям и отдела АСУТП, что позволит избежать несогласованности действий (недопонимания) и определить должностные обязанности для каждого сотрудника.
- Организация рабочего места. Группировка персонала по отделам позволит избежать шума, который мешает работе. Смена интернет-провайдера и установка кондиционера улучшат условия для работы.
- Внедрение плана работ в организации. Составляется график управления проектами организации (рисунок 3.3), который помогает установить срок выполнения проекта и назначить ответственное лицо. План работы для каждого отдела (рисунок 3.4) отличается более полным списком подзадач и показывает деятельность каждого сотрудника.
- Приобретение автомобиля в лизинг. Это связано с большим количеством командировок по области и в пределах города. Решается проблема отсутствия компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях.
- Разработка системы мотивации сотрудников. Материальная мотивация заинтересует персонал выполнять планированный объем работы в короткий срок, а нематериальная будет способствовать личностному росту сотрудников.
- Привлечение НК-менеджера для поиска сотрудников.
- Изменения в области маркетинга.
С использованием экспертной оценки по методу мозгового штурма, была выполнена оценка влияния мероприятия проекта на проблемное поле ООО «УралТеплоТехСервис» (см. рис.3.7). Она подтвердила актуальность и эффективность мероприятий проекта.



