ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Проблемное поле организации 7
1.2 Методы исследования проблемного поля организации 8
2 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ООО «УРАЛТЕПЛОТЕХСЕРВИС» 16
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ финансового состояния организации ООО «УралТеплоТехСервис» 18
2.3 Внешняя и внутренняя среда предприятия 32
Стратегическая карта 34
Портфельный анализ 38
Формирование ситуационных целей. SWOT-анализ 40
Анализ конкурентов 41
Анализ потребителей 42
Сегментация рынка 44
2.4 Исследование проблемного поля организации ООО «УралТеплоТехСервис» ....45
Метод «Мозговой штурм» 45
Метод «Диаграмма «Исикавы» 51
3 ПРОЕКТ СОКРАЩЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ООО «УРАЛТЕПЛОТЕХСЕРВИС»
3.1 Предложения и мероприятия 54
3.2 Экспертная оценка актуальности (эффективности) предложений проекта 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А - БУХГАЛТЕРСКИЙ ОТЧЕТ
Актуальность темы выпускной работы в современных условиях и для данного предприятия, в частности.
Для успешной деятельности компании в современных условиях организациям необходимо обладать знаниями во всех сферах хозяйственной деятельности. В каждой компании существует свой набор проблем, требующих решения. Совокупность этих проблем в теории управления называется "проблемное поле". При проведении анализа можно выявить множество проблем, среди которых найдутся «корневые». Такие проблемы являются источником возникновения других и усиливают их.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе является проблемное поле организации.
Объектом исследования является предприятие ООО «УралТеплоТехСервис». Предприятие создано в 2016г. в г. Екатеринбург, занимается оказанием услуг в сфере энергетики.
Целью фирмы является получение прибыли за счет предоставления услуг по монтажу, проектированию, режимно-наладочным испытаниям, пуско-наладочным работам, сервисным инжиниринговым работам.
Миссия фирмы:
- разработка и внедрение оптимальных решений, решающих проблему Заказчика на объекте;
- совершенствование качества инжиниринговых услуг, нацеленное на получение конечного положительного результата при минимуме затрат Заказчика;
- ответственный подход к выполнению своих обязательств, осознавая важность выполняемых работ.
Компания в основном оказывает услуги на территории Российской Федерации, но осуществляет проекты за рубежом, в частности в Казахстане и Гвинее.
Результатами работы компании является:
- 114 выполненных договоров;
- 54 города России - география работ;
- 363 единицы испытанного оборудования;
- 35 модернизированных объектов.
Целью исследования данной работы является исследование проблемного поля организации ООО «УралТеплоТехСервис».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучение проблемного поля организации и методов его исследования;
- анализ текущего состояния организации ООО «УралТеплоТехСервис»;
- определение ключевых проблем компании.
Теоретико-методологической базой работы выступают труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Акимова Т.А., Лапыгин Ю.Н., Цезерани Д., Пригожин А.И., Фролова Т. А. и другие.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы, анализ финансового состояния организации, матрица БКГ, 8'№ОТ-анализ, анализ конкурентов, анализ потребителей, метод мозгового штурма, диаграмма Исикавы, экспертная оценка эффективности (актуальности) предложений проекта.
При выполнении анализа финансового состояния предприятия была использованы данные бухгалтерской отчетности ООО «УралТеплоТехСервис» за 2018-2020 годы (приложение А).
Выпускная работа является заключительным этапов формирования результатов освоения образовательной программы Инновационное развитие наукоемких производств [21].
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования проблемного поля, выявленные ключевые проблемы и предложенные мероприятия могут быть использованы в деятельности организации с целью улучшения организационной структуры, управления предприятием и качества выполняемых услуг.
Организация ООО «УралТеплоТехСервис» занимается оказанием услуг в сфере энергетики. Выполняет пуско-наладочные, монтажные и ремонтные работы, режимно-наладочные испытания, услуги в области проектирования и систем автоматизации.
В результате анализа финансовой деятельности компании ООО «УралТеплоТехСервис», было выявлено ухудшение состояния основных финансовых коэффициентов. Несмотря на рост тарифов, выручка сократилась. За счет интенсивного роста затрат, предприятие, получившее в 2019г. 6664 тыс.₽ прибыли, в 2020г. имело убытки 469 тыс. руб. (см. табл.2.5). За это время ухудшились показатели ликвидности: общий показатель ликвидности (Ы) снизился до 0,78 (при норме >1), значение коэффициента абсолютной ликвидности (Ь2) уменьшилось до 0,14 (при минимальном значении = 0,1), коэффициент критической ликвидности (1.3) снизился от значения 1,62 (2019г.) до 1,3 (2020г.) при оптимальном значении >1,5.
Для определения причин данного состояния были проанализированы внешняя и внутренняя среда предприятия, выполнена оценка конкурентоспособности. Использовались такие инструменты, как матрица БКГ, 8'№ОТ-анализ, анализ конкурентов, анализ потребителей. Были выявлены такие сильные стороны предприятия, как высокая квалификация специалистов и наличие СРО на строительство, проектирование. Качество обслуживания находится на среднем уровне. Это связано с соблюдением тех. стандартов при выполнении работ.
Анализ проблемного поля позволил выявить 50 проблем в деятельности предприятия, которые были сгруппированы в 6 кластеров и проранжированы. Корневой проблемой является отсутствие организационной структуры.
С учетом значимости влияния выявленных негативных факторов были предложены следующие мероприятия:
- Изменение организационной структуры предприятия. Создание отдела по гидроиспытаниям и отдела АСУТП, что позволит избежать несогласованности действий (недопонимания) и определить должностные обязанности для каждого сотрудника.
- Организация рабочего места. Группировка персонала по отделам позволит избежать шума, который мешает работе. Смена интернет-провайдера и установка кондиционера улучшат условия для работы.
- Внедрение плана работ в организации. Составляется график управления проектами организации (рисунок 3.3), который помогает установить срок выполнения проекта и назначить ответственное лицо. План работы для каждого отдела (рисунок 3.4) отличается более полным списком подзадач и показывает деятельность каждого сотрудника.
- Приобретение автомобиля в лизинг. Это связано с большим количеством командировок по области и в пределах города. Решается проблема отсутствия компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях.
- Разработка системы мотивации сотрудников. Материальная мотивация заинтересует персонал выполнять планированный объем работы в короткий срок, а нематериальная будет способствовать личностному росту сотрудников.
- Привлечение НК-менеджера для поиска сотрудников.
- Изменения в области маркетинга.
С использованием экспертной оценки по методу мозгового штурма, была выполнена оценка влияния мероприятия проекта на проблемное поле ООО «УралТеплоТехСервис» (см. рис.3.7). Она подтвердила актуальность и эффективность мероприятий проекта.
1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана,2003.
2. Алхузина, А. Х. Анализ ликвидности как элемент финансового анализа деятельности предприятия / А. Х. Алхузина, Л. Х. Курбанаева // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - № 6-1. - С. 386-390. - ВОТ 10.34755/1ЯОК.2019.5.5.222.
3. Альтшулер И. Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. -М. : Вершина, 2006. - 232 с.
4. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М.: Стандарты и качество, 2005.
5. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 240 с.
6. Блинов В. Н., Кузьмина А. В. Спонтанная организационная культура в российском малом бизнесе не продуктивна.
7. Блинов В. Н., Марченко Ю. А. Наиболее актуальные организационные патологии сибирских компаний среднего бизнеса (по материалам организационной диагностики).
8. Блинов В. Н., Минеева И. С. Проблемное поле организаций малого бизнеса в представлении собственников и ключевых сотрудников.
9. Блинов В. Н., Петрова В. Н. Современная российская практика управления организациями малого и среднего бизнеса: управленческие ошибки и организационные патологии.
10. Богомолов А. В., Майстров А И. Технология анализа системных причинно-следственных связей на основе диаграммы Исикавы.
11. Кострова А. А., Кузнецова С. А. Бухгалтерская финансовая отчетность и ее анализ. 2013 г. -104с
12. Кушелевич Е. И. Модели жизненных циклов организаций//Менеджмент: век XX - век XXI: сборник статей/ под ред. О. Вихавонского, А. Наумова. М., 2004.
13. Лапыгин Ю. Н. Системное решение проблем. Эксмо; Москва; 2008. - 212 стр.
14. Лапыгин Ю.Н. Теория организации. - М.: Инфра-М, 2006.
15. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: Учеб. пособие. - СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2005.
16. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.- 864 с.
17. Семенова Е. Бизнес-Архитектура. Екатеринбург 2014.
18. Фролова Т. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2006
19. Цезерани Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.
20. Широкова Г.В. Характеристика стадий жизненного цикла российских организаций, созданных с нуля // Российский журнал менеджмента. - 2007.
21. УрФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://programs.edu.urfu.ru/ru/8502/,свободный.