Введение 3
Глава I. Актуальное искусство и городское пространство под взглядом теории 10
§1. Актуальное искусство: концептуальные схемы и дискурсы теоретического осмысления 10
§1.1. Определение сущности актуального искусства в искусствоведческом дискурсе 12
§1.2. Актуальное искусство в дискурсе постнеклассической эстетики и философии искусства 20
§1.3. Актуальное искусство в дискурсе системного подхода 28
§ 2. Городское пространство как сцена для современных арт-практик 35 Глава II. Современные арт-практики и их креативный капитал в пространстве города 48
§1. Корпус современных арт-практик в городском пространстве на примере г. Екатеринбурга 48
§ 1.1. Стрит-арт, паблик-арт, ленд-арт, ивент-арт, сайт-специфичное искусство, перформансы и акции 49
§ 1.2. Партиспаторные стратегии актуального искусства в городском пространстве 63
§ 2. Креативные трансформации города через художественные практики 80
§ 2.1. Эстетические трансформации города: формирование образа города и его переживание 81
§ 2.2. Социокультурные трансформации города: брендирование, джентрификация 85
Заключение 90
Список использованной литературы 92
Современный город является многоаспектным явлением, тесно связанным с природой и культурой, формирующим и формируемым социальной структурой и экономическими процессами, влияющим на повседневную жизнь человека и его привычки, а также зависимым от каждодневных практик горожан в пространстве своего обитания. Крупные города и мегаполисы - это даже не пространство, а сфера постоянной изменчивости, текучести и динамичного развития.
Город как масштабная и содержательная форма пространственной организации общества, как пространство стереотипных маршрутов движения или спонтанных траекторий перемещения человека, выступает для последнего второй природой. Даже категорийный аппарат описания городской жизни содержит в себе такие метафоры, как «городские джунгли» или «ландшафт», отсылающие к искусственно выстроенной, но тем не менее, уже природе-среде для человека.
Человек, живущий и следующий ритму и скорости города, постоянно осваивает, присваивает, разграничивает городское пространство. Подобно первобытному человеку он продолжает прочерчивать границы между своим и чужим, включается в течение городской жизни и является ее активным участником или, наоборот, максимально выдерживает дистанцию между личным пространством и окружающей средой.
И с позиций прочерчивания и преодоления границ, создания смыслов территорий или их ре-актуализации, развития и трансформации города и его во сприятия особо важное место занимает искусство. Современные художественные практики, с легкостью преодолевающие границы привычных про странств своего экспонирования, о сваивают новые территории и становятся частью экстерьера города. Арт-практики выходят за пределы своей художественной реальности: теперь их рамки могут расширяться и включать или включаться в другие социокультурные феномены. Искусство, существуя в «пограничном» положении, зачастую балансирует на границе институций, на границе жанров и форм, на границе искусства и не-искусства, 2
повседневности и даже хулиганства. Город для артистов и их художественных экспериментов становится сценой, где зрителями и даже со-участниками становятся обычные городские жители. Искусство в городском пространстве работает как интервенция в повседневную жизнь человека, оно выхватывает его из мобильной городской жизни, помещая в пространства особых смыслов, работает с исторической памятью и заставляет людей спорить о современности.
Так, исследование актуального искусства в пространстве города находится в междисциплинарной области, требующей, с одной стороны, рассмотрения специфики актуального искусства. С другой стороны - городского пространства с его «хардом» - физическим обликом и «софтом» - символическим и образным наполнением.
Проблема существования искусства на границах, искусства, выходящего далеко за свою автономную область, имеет до статочно высокий уровень своей разработанности в российском и зарубежном эстетическом, культурологическом, искусствоведческом дискурсах. В работах исследователей про слеживается установка на рассмотрение изменчивых и склонных к постоянной трансформации границ между художественным и нехудожественным, на разработку нового инструментария для осмысления сущности постнеклассического искусства.
Исследователи социокультурной ситуации второй половины XX века, сумевшие описать современное им состояние как тотальную смену культурных парадигм, показали почти броуновское движение от классических до неклассиче ских, радикально-новаторских форм художественного мышления и эстетического сознания. С установлением эпохи глобального универсализма, ценностного равноправия, глубокого индивидуализма, уничтожения иерархии, искусство начинает меняться в сторону равноправия и равноценности полярных оппозиций: красивого и безобразного, историчного и неисторичного, художественного и нехудожественного. Понятие структуры без центра, структуры как игры ее элементов, приложимое к гуманитарным наукам, показывает такую ситуацию
многообразия выбора: нет необходимости соблюдать канон или следовать манифесту, как это делали модернисты. А образ ризомы - корневища, который дает Ж. Делез, метафорично описывает то состояние, когда и философия, и искусство могут вплетать в себя совершенно различные концепты, идеи, создавая антиномичное единство, которое находится в состоянии движения и постоянной изменчивости.
Само искусство, идя по пути многочисленных пластических, стилевых, смысловых трансформаций, создает такие формы, которые способны сливаться со всем многообразным миром, испытывает глубокие метаморфозы. А потому старые теории искусства становятся неспособными говорить об искусстве. Так, появляются новые искусствоведческие исследования (Б. Тейлор) и эстетические теории, выступающие апологетами современного полиморфного искусства, меняющего свои внешние и внутренние границы. Дж. Кошут, рассматривая трансформации искусства, которое суще ствует после философии, выдвигает на первый план концептуальную составляющую арт - объекта в противовес его художественной форме. Тут же можно упомянуть появление институциональной эстетики в лице Дж. Дики и Т. Бинкли, сумевших развести эстетическое и художественное, предложив проект институциональной эстетики. Огромный вклад в развитие неклассической эстетической теории оказывают работы отечественных исследователей. Это системный подход к определению искусства М. С. Кагана, а в парадигме постмодернизма и ПОСТ-культуры - В. В. Бычкова и Н. Б. Маньковской. Также эстетические исследования кафедры Этики, Эстетики, Теории и Истории УрГУ, начиная с А. Ф. Еремеева, сосредоточены на проблематике изменчивых и трансгрессирующих границ искусства, осмыслении онтологии искусства, его социокультурных оснований в современной культуре.
Исследователи пытаются раскодировать эти непостижимые на первый взгляд работы актуального искусства - процессуальные или поведенческие, но в любом случае «бесформенные» по меркам традиционных стандартов искусства. Критики, эстетики, кураторы формируют новые концептуальные 4 схемы осмысления арт-объектов: Н. Буррио говорит о реляционном искусстве и реляционной эстетике, К. Бишоп о партисипаторном искусстве. Вопросы художественных интервенций рассматриваются в работах Р Голдбер, К. Чухров, М. Квон. Многие авторы «Художественного журнала» активно исследуют актуальные трансформации широкого поля современного искусства и специфики их существования...
Рассмотрение самого феномена актуальных арт-практик, не вписывающихся ни в традиционный искусствоведческий дискурс, ни в категории классической эстетики, с других позиций - постнеклассической эстетиче ской теории, культурологических позиций, системного подхода позволило вычленить «инструменты» для анализа художественных практик. Исследование актуальных арт-практик в современном городе показало, что художественные формы проблематизации городских про странств могут быть различными, и сложить законченный инструментарий их оценки, выявить типологизацию форм и стратегий освоения ими пространства города практически невозможно.
Рассмотрев различные дискурсивные практики описания и анализа современных художественных практик, становится возможным заключить, что «инструментарий» того или иного их осмысления зачастую оказывается авторской интерпретацией и концептуальным осмыслением поставляемого опыта. В этом смысле необходимо рассматривать художе ственные практики в городском про странстве с позиций контекста их существования, с точки зрения эстетической формы и тех трансформаций, которые арт-практики способны создавать.
Несмотря на свою непривычную форму бытия, тем не менее, арт- практики оказываются способными эмоционально заражать зрителя и выстраивать с ним диалог, говорить о вневременных и общечеловеческих ценностях. Так как современный город - многомерное пространство, то художественные практики, работающие с его капиталом - капиталом места, образа, истории, локальных сообществ - работают точечно, создавая в неожиданных местах про странство городской свободы, преодолевая отчуждение города с его сверхскоростной жизнью от горожан, смягчая и сдвигая его границы.
Здесь можно заключить то, что современные арт-практики в городском пространстве становятся мощным инструментом обновления смыслов и преобразования городского пространства, преодоления его агрессивного 80
визуального облика. Они также способны задавать импульс для трансформации социокультурного пространства: гуманизировать городскую среду, повышать престиж места проживания, формировать его устойчивый положительный образ, менять не только символический капитал города, но и его экономические составляющие.
Но не стоит обольщаться и считать, что художественные практики в городе прямо способны решить все сложные вопросы, это не гегемония искусства. Но они ставят вопросы таким образом, что вопрос начинает требовать ответа и какого-то решения. Они выступают в качестве «мягкой силы», трансформируя установки жителей, властных институций, побуждая к переоценке и преобразованию территории. Оставаясь на позиции той сферы, которая «захватывает» человека и эмоционально, и телесно, и ментально, художественные практики в городе действуют с гуманистических позиций. Они, захватывая городские пространства, создают места для встречи людей лицом к лицу, становятся медиатором для создания и актуализации социокультурного капитала, тем самым формируя духовный мир человека. Не смотря на разнообразие форм, степени концептуальности или простоты художественных практик, они никогда не бывают скучными, что делает их успешными триггерами креативного преобразования городов.
1. Аккончи В. Публичное пространство в личное время [Электронный ресурс] / Аккончи В. // Художественный журнал. - №89. -
2013. - Режим доступа: http://moscowartmagazine.eom/issue/8/article/79 (дата обращения 17.05.2017).
2. Байдина Д. Е. Перформанс - платформа III Уральской Индустриальной биеннале современного искусства: новое пространство коммуникации / Д. Е. Байдина // Человек в мире культуры : региональные культурологические исследования. - Екатеринбург, 2016. - №1 (17). - С. 15-17.
3. Байдина Д. Е. Город как пространство арт-интервенций / Д. Е. Байдина // Человек в мире культуры: региональные культурологические исследования. - Екатеринбург, 2015. - № 1 (13). - С. 31-34.
4. Байдина Д. Е., Лисовец И. М. Город-завод как сценическое пространство современной культуры: перформанс-трансформации / Д. Е. Байдина, И. М. Лисовец // Город как сцена. История. Повседневность. Будущее. Интернациональный научно-исследовательский альманах : в 2 т. Т. 1 / Авт. группа: Л. Иливицкая, Ю. Кузовенкова, Я. Голубикова. - Самара : Медиа-книга, 2015. - С. 42-48.
5. Беззубова В. О. «Общество спектакля» и формирование проблемного поля исследований визуальной культуры городского пространства / О. В. Беззубова // Вопросы культурологии. - 2013. - №5. - С. 12-20.
6. Беззубова В . О. Современные стратегии музеефикации городского пространства: город как палимпсест [Электронный ресурс] / В. О. Беззубова // Исторический город: традиции и креативность: колл. монография. - СПб : Эйдос, 2012. - Режим доступа: http:// www.culturalnet.ru/main/getfile/2655 (дата обращения 18.05.2017).
7. Беньямин В. Париж - столица XIX столетия / В. Беньямин // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе. - Москва : «МЕДИУМ», - 1966. - С. 141-163.
8. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе. Москва: «МЕДИУМ», 1996. - С. 15-66.
9. Бинкли Т. Против эстетики / Т. Бинкли // Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХвека - антиэс-сенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология. Пер. с англ. / Под ред. Б. Дземидока и Б. Орлова. При участии Уральского Государственного Университета (г. Екатеринбург). - Екатеринбург : «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей», 1997. - С. 289-318 .
10. Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве [Электронный ресурс] / К.Бишоп //Художественный журнал. - 2005. - № 58/59. - Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/58-59/povorot. (дата обращения 17.05.2017).
11. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр // пер. с фр. Н. В. Суслова. — Екатеринбург : Издательство уральского университета, 2000. - Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/BODRUAR/silent.txt (дата обращения 17.05.2017).
12. Бурдье П. Поле литературы / П. Бурдье // Социальное пространство: поля и практики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. - Санкт-Петербург: Алетейя; Москва: Институт экспериментальной социологии, 2005. - С. 365-472.
13. Бурдье П. Рынок символической продукции / П. Бурдье // Вопросы социологии. - 1993. - №1/2.
14. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция / Н. Буррио. - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2016. (Garage Pro). - 216 с.
15. Буррио Н. Эстетика взаимодействия [Электронный ресурс] / Буррио Н. // Художественный журнал. - 1999. - №28-29. - Режим доступа: http://www.guelman.ru/xz/362/xx28/x2808.htm. (дата обращения 27.05.2015)...