ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК
ПРОДУКТА МАСС-МЕДИА ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Влияние современной массовой информации и продуктов масс-медиа
на детей 8
1.2. Теории массовой информации 18
1.3. Мультфильмы как продукт масс-медиа, предназначенный для детей 20
1.4. Исследования предпочтений мультфильмов и их влияния на детей и
подростков 23
1.5. Исследования влияния гендерных образов в мультфильмах на детей40
1.6. Исследование влияния агрессивных сцен в мультфильмах на
поведение детей 43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
МУЛЬТФИЛЬМОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 55
2.1. Описание выборки и обоснование методик 55
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ А 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 113
ПРИЛОЖЕНИЕ В 115
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 118
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 134
ПРИЛОЖЕНИЕ З 138
ПРИЛОЖЕНИЕ И 144
ПРИЛОЖЕНИЕ К 151
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 155
ПРИЛОЖЕНИЕ М 157
Живя в современном мире, мы с самого раннего детства окружены продуктами масс-медиа. Несомненно, огромное влияние на формирование психики и поведения ребенка оказывает такой продукт масс-медиа как мультфильм. С развитием технологий анимация давно завоевала популярность среди детей. За последние годы появляется большое количество различных мультфильмов как отечественного, так и зарубежного производства. Важно понимать какие мультфильмы интересны современным младшим школьникам, почему им нравятся те или иные герои, на кого они хотят быть похожими и как они понимают сюжет мультфильма.
Это становится важным еще и потому, что по данным многочисленных как отечественных, так и зарубежных исследований отмечается тенденция к уменьшению возраста, в котором ребенок начинает смотреть мультфильмы. Дети смотрят мультфильмы примерно с 2-х лет [72]. Существует также тенденция к увеличению времени просмотра мультфильмов маленькими детьми. Многие авторы указывают на то, что дети в возрасте от 2-12 лет ежедневно проводят за просмотром мультфильма более 4 часов [72, 79, 82].
Таким образом, дети начинают усваивать информацию в мультфильмах уже в раннем возрасте и в течение длительного времени. Мультфильмы являются средством развлечения для детей, становятся привычкой и начинают играть главную роль в формировании психического здоровья ребенка, его личности, а также оказывают огромное влияние на формирование взаимоотношений с другими людьми: взрослыми и сверстниками [79].
Следует отметить, что мультипликация, несомненно, имеет положительный эффект. В социальном контексте содержание мультфильма
может прививать ребенку нормы поведения, учить находить разные, новые для себя способы решения задач, а также думать о последствиях своих действий [74]. Мультфильмы учат жизненному опыту и способствуют приобретению важных навыков [68, 72]. Мультипликационный герой
является для ребенка значимой фигурой, с которой он отождествляет себя, копирует поведение, манеры и усваивает ценности [72, 76, 77, 78]. Смотря мультфильмы, дети разыгрывают роли, таким образом, мультипликация оказывает влияние на социализацию с другими детьми и с миром в целом.
С другой стороны, содержание мультфильмов может оказывать негативное влияние на ребенка. Насилие в мультфильмах - неотъемлемая часть мультипликационного содержания. Многие исследователи указывают, что существует влияние агрессивного контента в мультфильмах на психическое развитие, игровую деятельность и формирование ценностных ориентиров детей [36, 57, 72, 76, 77]. В связи с этим, становится актуальным анализ агрессивных признаков у любимых персонажей мультфильмов младших школьников.
Младшие школьники уже способны самостоятельно выбирать способы просмотра и содержательную часть мультфильмов. В этом возрасте можно наблюдать предпочтения в выборе мультфильма как продукта масс-медиа. Необходимо заметить, что правильность выбора, польза от предпочтений порой остается под вопросом. Важно понимать, что нравится детям, что они выбирают для просмотра, так как усвоение норм, ценностей и правил поведения наиболее значимо в детском возрасте и важную роль в этом процессе оказывают продукты масс-медиа, в том числе мультфильмы.
Цель исследования: исследование содержательно-психологических характеристик наиболее предпочитаемого мультфильма младшими школьниками.
Объект исследования - мультфильмы.
Предмет исследования - предпочтения мультфильмов в младшем школьном возрасте.
Гипотезы исследования:
1) дети в младшем школьном возрасте предпочитают мультфильмы не соответствующие их возрасту;
2) предпочтения мультфильмов и героев у младших школьников обусловлены половой принадлежностью;
3) предпочитаемые герои мультфильмов обладают агрессивными признаками.
В соответствии с целью, объектом и предметом ставятся следующие задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психологической литературы по исследованию мультфильмов как продукта масс-медиа предназначенного для младших школьников;
2) провести эмпирическое исследование, выявляющее наиболее предпочитаемые мультфильмы в младшем школьном возрасте;
3) провести социально-психологическую экспертизу наиболее предпочитаемого мультфильма.
Теоретической основой исследования являются теории детского развития личности Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, идеи о развитии ребенка на современном этапе Л.Ф.Обуховой, а также зарубежные теории массовой коммуникации - Р.Харриса, А. Бандуры. Современные отечественные и зарубежные исследования о роли мультфильмов в развитии ребенка: Смирновой Е. О., Соколовой М. В., Матушкиной Н. Ю., Абдулаевой Е., Собкина В. С., Скобельциной К. Н., Мазуровой М. В., Хомяковой Н. С., Шарикова А. В., Алешкина Н. И., Щукиной И.А., Антонова Г.В., Лактюхиной Е. Г, Habib, K., Soliman, T., Huesmann R., Kirsh J. S., Klein, H., Shiffman, K. S., Yousaf, Z., Shehzad M. и др.
Методы и методики исследования. В рамках теоретического исследования использовался метод анализа специальной литературы. При проведении эмпирического исследования применялись методы диагностики:
разработанная нами анкета по предпочтению мультфильмов на тему: «Какие мультфильмы предпочитают современные дети» для детей от 6 до 10 лет, модифицированная нами рисуночная методика «Мой любимый герой мультфильма» (Модификация методики «Рисунок человека» и методики «Мой герой»), а также социально-психологическая экспертиза с использованием модифицированного нами метода экспертных оценок. Применялись математические и статистические (ф* - угловое преобразование Фишера) методы обработки данных, а также качественный анализ собранного материала.
С развитием медиатехнологий проблема влияния мультипликации на детей становится все более актуальной. Большинство исследователей, занимающихся этой проблемой, считают, что мультфильм оказывает неоспоримое воздействие на формирование личности человека начиная с самого раннего возраста. В психологических исследованиях, в основном, изучается влияние содержания мультфильма на развитие личности ребенка, его игровой деятельности, а также на усвоение форм поведения. По нашему мнению, является важным изучение предпочтений детей современных мультфильмов и персонажей. Актуальность подчеркивается еще и тем, что индустрия анимации и игрушек меняется, становится все более обширной и разнообразной.
Целью данной работы было исследование содержательнопсихологических характеристик наиболее предпочитаемого мультфильма младшими школьниками.
Были выдвинуты гипотезы о том, что дети в младшем школьном возрасте предпочитают мультфильмы не соответствующие их возрасту; предпочтения мультфильмов и героев у младших школьников обусловлены половой принадлежностью; а также выдвигалось предположение, что любимые герои мультфильмов обладают агрессивными признаками.
Исследование проводилось на выборке младших школьников в возрасте от 7 до 10 лет.
По результатам проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Количественный анализ результатов анкеты в целом по выборке показал, что мультфильмы являются самым предпочитаемым видом масс-
медиа младшими школьниками и занимают большое место в жизни детей, так 42% (106 испытуемых) - предпочли мультфильм другим видам масс- медиа. Самым не предпочитаемым видом масс-медиа оказались телепередачи и аудиокниги.
2. Количественный анализ результатов исследования предпочтений
способов просмотра мультипликации в целом по выборке показал, что: 79% детей младшего школьного возраста - предпочитают смотреть мультфильмы через интернет; 63% (157 испытуемых) - смотрят мультфильмы по
телевизору.
3. Количественный анализ результатов исследования
инициативности при выборе мультипликации в целом по выборке показал, что 78% младших школьников предпочитают выбирать конкретный мультфильм для просмотра.
4. Количественный анализ результатов анкеты в целом по выборке показал, что большинство детей в младшем школьном возрасте самостоятельны в выборе мультфильма. 96% испытуемых самостоятельно выбирают мультфильмы для просмотра. Контроля мультфильмов, просматриваемых детьми, практически нет.
5. Количественный анализ результатов показал, что самыми часто просматриваемыми и популярными являются мультсериалы.
Анализ результатов показал, что 43% детей предпочитают мультипликационную продукцию, соответствующую их возрасту, 56% младших школьников предпочитают мультфильмы не соответствующие возрасту (0+, 12+, 16+, 18+). Выявлены достоверные различия в выборках детей предпочитающих мультфильмы соответствующие и не соответствующие младшему школьному возрасту по ф* - угловому преобразованию Фишера. Также, исходя из результатов, можно сделать вывод, что при обширном мультипликационном рынке отмечаются скорее индивидуальные предпочтения. Важным является то, что по результатам количественного анализа наиболее популярным мультфильмом среди 97
младших школьников стал мультсериал, предназначенный для лиц старше 12 лет.
6. Количественный анализ результатов анкеты в целом по выборке показал, что у детей были трудности с описанием сюжета мультфильма. 6% испытуемых не смогли ответить на данный вопрос. 17% детей описали сюжет скудно, кратко (от 1 до 3 слов). У большинства детей описание примитивно и поверхностно...
1. Абдулаева Е. А., Смирнова Е. О. Независимая экспертиза игр и игрушек в Германии: опыт организации «Играй с удовольствием» / Е. А. Абдулаева, Е. О.Смирнова // Психологическая наука и образование. -2011. - № 2.- С. 21-28
2. Алешкин Н. И., Щукина И. А. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста / Н. И. Алешкин, И. А. Щукина // Генетическая психология. - СПБ. - 2002. - №16-17. - С. 56-61
3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 84-86
4. Антонов Г. В., Лактюхина Е. Г. Мультсериал «Клуб Винкс»: формирование демографических установок и гендерных стереотипов у детей в возрасте 7-12 лет (по материалам контент-анализа) / Г. В.Антонов, Е. Г. Лактюхина // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2013. - №2. - С. 92-99
5. Асенин С. В. Мудрость вымысла: мастера мультипликации о себе и о своем искусстве / С. В. Асенин. - М.: Искусство, 1983. - 207 с.
6. Бергер А. Видеть — значит верить. Введение в зрительскую коммуникацию. / А.Бургер. - М.: Вильямс, 2005. - 141 с.
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. - 1968. - 308 с.
8. Буре Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Л. Ф. Островская. — 2-е изд., испр. и доп.
• М.: Просвещение, 1985. - 143 с.
9. Васильев И. С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста / И. С. Васильев // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 761-764
10. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстративное руководство / А. Л. Венгер - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
11. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
12. Влияние мультфильмов на психическое развитие детей /
[Электронный ресурс] / ПВЕ: https://whatisgood.ru/tv/cartoons/vliyanie-
multfilmov-na-psixicheskoe-razvitie-detej/ (дата обращения: 10.11.16)
13. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л. С. Выготский // Психология развития - СПб: Питер, 2001. - 512 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.
• М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
15. Гаврилычева Г. Ф. Вначале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника / Г. Ф. Гаврилычева // Нач. шк. - 1994. - № 1.
• С. 16...