В большинстве школ профориентационная работа с учащимися начинается в 7 - 8 классах, когда еще нет достаточного профессионального опыта, установки только начинают формироваться, для самоопределения нет психологической готовности. В месте с этим школа не имеет достаточно системного психолого - педагогическое сопровождения. А именно, профориентационная работа сохраняет необязательный характер, которая проводится в форме периодических информационно-просветительских мероприятий, нет квалифицированных специалистов, которые в рамках школы могли бы формировать и развивать компетенции учащихся для самостоятельной ориентации в построении профессионального маршрута.
Однако, в вопросе профессионального самоопределения подростков и юношей, актуальной остается область исследований внешних условий, оказывающих влияние на выбор профессионального направления. Под внешними условиями понимается пример или мнение родителей, авторитетных педагогов, сверстников, так же это могут быть примеры биографии выдающихся людей. По мнению Мясищева В.Н. склонности и способности детей, а иногда даже и мнимые, формируются под воздействием поощрений и похвалы окружающих лиц. Таким образом, вопрос формирования способностей и склонностей человека нельзя рассматривать вне системы взаимоотношений. Автор в своей работе акцентирует внимание на то, что направленность интересов индивида зависит от связи с коллективом, местом в коллективе и требованиями коллектива.
Это обстоятельство ставит исследователя перед вопросом степени взаимосвязи межличностных взаимоотношений в классе и группе на процесс профессионального самоопределения подростков и юношей.
Таким образом, актуальность данной работы состоит в исследовании взаимосвязи коммуникативной компетентности учащегося, как уровня взаимодействия между людьми, на процесс его профессионального самоопределения, складывающийся в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков и юношей.
Предмет исследования: взаимосвязь профессионального
самоопределения и коммуникативных качеств в подростковом и юношеском возрасте.
Цель исследования: изучение взаимосвязи показателей
профессионального самоопределения и сформированности
коммуникативных качеств личности в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «профессиональное самоопределение» в психологической литературе.
2. Выявить специфику проблем профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.
3. Проанализировать психолого-педагогических условия формирования профессионального самоопределения в образовательном учреждении
4. Изучить возрастно-половые особенности профессионального самоопределения подростков и юношей в условиях образовательного учреждения
5. Уточнить взаимосвязь между коммуникативными качествами личности и особенностями профессионального самоопределения в условия школы.
Гипотезы исследования:
1. У подростков-юношей, в отличие от подростков-девушек, выбор профессии отличается большей неопределенностью.
2. У школьников и студентов есть значимые связи между показателями профессиональных самоопределения и сформированностью коммуникативных качеств.
3. Есть связь между показателями профессионального самоопределения и принадлежности к группе.
Теоретическая значимость заключается в том, что
1. уточнено и дополнено содержание понятий «профессиональное
самоопределение подростков и юношей», «готовность к выбору профессии», «психолого-педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения учащихся»;
2. систематизированы основные психолого-педагогические условия
профессионального самоопределения учащихся: критерии готовности
учащегося школы к профессиональному выбору, последовательность и преемственность предпрофильного и профильного этапов обучения, психолого-педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения учащихся
Практическая значимость заключается в том, что
1. определены критерии развития профессионального самоопределения
подростков и юношей, а именно: уровень сформированности
профессиональных намерений; требования, предъявляемых к выбранной профессии; реалистичность профессионального выбора; степень согласованности выбора профессии и склонностей; осознание собственных способностей и возможностей; положительное (отрицательное) отношение к миру профессий и собственному профессиональному будущему;
2. выявлены возрастно - половые особенности профессионального самоопределения среди подростков и юношей в условиях образовательного учреждения
В большинстве школ профориентационная работа с учащимися начинается в 7 - 8 классах, когда еще нет достаточного профессионального опыта, установки только начинают формироваться, для самоопределения нет психологической готовности. В месте с этим школа не имеет достаточно системного психолого - педагогическое сопровождения. А именно, профориентационная работа сохраняет необязательный характер, которая проводится в форме периодических информационно-просветительских мероприятий, нет квалифицированных специалистов, которые в рамках школы могли бы формировать и развивать компетенции учащихся для самостоятельной ориентации в построении профессионального маршрута.
Однако, в вопросе профессионального самоопределения подростков и юношей, актуальной остается область исследований внешних условий, оказывающих влияние на выбор профессионального направления. Под внешними условиями понимается пример или мнение родителей, авторитетных педагогов, сверстников, так же это могут быть примеры биографии выдающихся людей. По мнению Мясищева В.Н. склонности и способности детей, а иногда даже и мнимые, формируются под воздействием поощрений и похвалы окружающих лиц. Таким образом, вопрос формирования способностей и склонностей человека нельзя рассматривать вне системы взаимоотношений. Автор в своей работе акцентирует внимание на то, что направленность интересов индивида зависит от связи с коллективом, местом в коллективе и требованиями коллектива.
Это обстоятельство ставит исследователя перед вопросом степени взаимосвязи межличностных взаимоотношений в классе и группе на процесс профессионального самоопределения подростков и юношей.
Таким образом, актуальность данной работы состоит в исследовании взаимосвязи коммуникативной компетентности учащегося, как уровня взаимодействия между людьми, на процесс его профессионального самоопределения, складывающийся в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков и юношей.
Предмет исследования: взаимосвязь профессионального
самоопределения и коммуникативных качеств в подростковом и юношеском возрасте.
Цель исследования: изучение взаимосвязи показателей
профессионального самоопределения и сформированности
коммуникативных качеств личности в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «профессиональное самоопределение» в психологической литературе.
2. Выявить специфику проблем профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.
3. Проанализировать психолого-педагогических условия формирования профессионального самоопределения в образовательном учреждении
4. Изучить возрастно-половые особенности профессионального самоопределения подростков и юношей в условиях образовательного учреждения
5. Уточнить взаимосвязь между коммуникативными качествами личности и особенностями профессионального самоопределения в условия школы.
Гипотезы исследования:
1. У подростков-юношей, в отличие от подростков-девушек, выбор профессии отличается большей неопределенностью.
2. У школьников и студентов есть значимые связи между показателями профессиональных самоопределения и сформированностью коммуникативных качеств.
3. Есть связь между показателями профессионального самоопределения и принадлежности к группе.
Теоретическая значимость заключается в том, что
1. уточнено и дополнено содержание понятий «профессиональное
самоопределение подростков и юношей», «готовность к выбору профессии», «психолого-педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения учащихся»;
2. систематизированы основные психолого-педагогические условия
профессионального самоопределения учащихся: критерии готовности
учащегося школы к профессиональному выбору, последовательность и преемственность предпрофильного и профильного этапов обучения, психолого-педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения учащихся
Практическая значимость заключается в том, что
1. определены критерии развития профессионального самоопределения
подростков и юношей, а именно: уровень сформированности
профессиональных намерений; требования, предъявляемых к выбранной профессии; реалистичность профессионального выбора; степень согласованности выбора профессии и склонностей; осознание собственных способностей и возможностей; положительное (отрицательное) отношение к миру профессий и собственному профессиональному будущему;
2. выявлены возрастно - половые особенности профессионального самоопределения среди подростков и юношей в условиях образовательного учреждения.
Профессиональное самоопределение подразумевает не только выбор специальности и сферы деятельности. Современная реальность, экономическая ситуация, научно - технический процесс вынуждают смотреть на профессию более глобально, с точки зрения самоопределения, самоактуализации, выбора жизненного пути. Это попытка простроить свое будущее: определить цели, которые человек хочет достичь в результате своей деятельности, то окружение, в котором ему будет комфортнее всего находиться, те условия жизни, в которых он хотел бы жить. И только потом, в качестве стартовой позиции - выбор учебного заведения.
Если говорить о высоком уровне профессионального самоопределения индивида, то в этом контексте получение профессионального образования будет ресурсом, который позволяет в дальнейшем работать по выбранной специальности. В противоположность этому будет получение образования как способ выполнить социокультурную норму современного общества. Последний факт значительно снижает долю выпускников, работающих по специальности и как следствие, не реализация своего профессионального маршрута.
В большинстве случаев школьники начинают задумывать о будущей профессии в 7 - 8 классах, когда еще нет достаточного профессионального опыта, установки только начинают формироваться, для самоопределения нет психологической готовности. В месте с этим школа не имеет достаточно системного психолого - педагогическое сопровождения. А именно, профориентационная работа сохраняет необязательный характер, которая проводится в форме диагностических и периодических информационнопросветительских мероприятий. По-прежнему остается актуальной область ориентации в построении профессионального маршрута исследований внешних факторов, оказывающих влияние на выбор профессионального направления в условиях общеобразовательного учреждения. Под внешними факторами понимается пример или мнение родителей, любимых педагогов, сверстников, а также направленность интересов коллектива, требованиями коллектива и т.д.
Результатом теоретической части является то, что удалось выделить особенности профессионального самоопределения подростков и юношей:
1) Ощущение временной перспективы в планировании личного профессионального пути
2) Мотивы профессионального самоопределения
3) Ориентация на интересы и склонности в выборе профессии
4) Информированность о профессии
5) Несамостоятельность выбора профессии
6) Принятие окончательного выбора профессии.
Анализ понятия «готовность» учащегося к профессиональному самоопределению позволил выделить критерии готовности
старшеклассников к выбору будущей профессии. Критерии послужили ориентиром для выделения направлений психолого - педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении.
Нами были выделены следующие факторы, которые на наш взгляд, оказывают влияние на профессиональное самоопределение учащихся в условиях школы, вуза:
1) Вид образовательного учреждения
2) Профиль класса, специализация факультета
3) Социально - эмоциональное сопровождение учебного
коллектива
4) Информированность о мире профессий
5) Составление рекомендаций профильного и профессионального выбора исходя из результатов диагностика познавательных и профессиональных интересов, склонностей и способностей ученика, студента
6) Развитие у учащихся основных психологических процессов (восприятие, мышление и т.д.), интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности
7) Педагогического сопровождения направленное на формирование умения восстанавливать свою эмоциональную форму, саморегуляции и управление стрессом, а также расширять свои возможности адаптации к нагрузкам.
8) Включение в учебный план профориентационных программ, профильные ориентационные и элективные курсы.
В указанных факторах акцент делается на условия, мероприятия, созданные педагогами и администрацией школы. Однако бы хотелось связать факторы, которые могут оказывать влияние на профессиональное самоопределение учащихся, и особенности профессионального самоопределения подростков и юношей. Важными особенностями являются, на наш взгляд, ориентация самого ученика на свои склонности, способности и познавательные интересы в выборе профессии и социально - эмоциональное благополучие в учебном коллективе, что было изучено и доказано и изучено в теоретической части и будет исследовано эмпирически.
В рамках эмпирического исследования нами были отобраны респонденты 77 человек подросткового возраста и 82 человека юношеского возраста. Среди них 104 девушки и 55 юношей. Выборка по своим социально-демографическим показателям полноценно представляет генеральную совокупность. Исходя из поставленных задач, было реализовано исследование по рекомендованному пакету методик и полученные результаты были сопоставлены с особенностями профессионального самоопределения подросткового и юношеского возраста.
Результаты исследования позволили нам предположить, что подросткам свойственно выбирать профессию, ориентируясь на свои склонности и интересы. На данном этапе профессионального самоопределение большинство подростков не достаточно информированы о всех аспектах выбранной профессии, в связи с чем можно наблюдать низкие показатели по результатам ответа на вопрос о негативных моментах в будущей профессии. Мотивация будущей профессии у большинства сформирована с позиции материального благополучия, как возможность быть независимым и самостоятельным. Это соответствует возрастной потребности в автономии, независимости, свободы и желании принять права и обязанности взрослого человека...
1. Арон И.С. Методы психологического сопровождения
профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование, 2012. - №2 [Электронный ресурс] НВЕ:
www.psyedu.ru/jouranl/2012Z2. (дата обращения: 17.03.2017)
2. Архипова И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум / И.А. Архипова - СПб.: Наука и техника, 2009. - 288 с.
3. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев - СПб.: ПИТЕР. - 2006 - 176 с.
4. Блинов В.И., Сергеев И.С. Концепция организационно
педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования /В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др. - М.: Федеральный институт развития образования, «Перо», 2014. - 38 с.
5. Бодров В.А. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 855 с
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна - 2-е изд. М.:«Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
7. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение (личностный аспект) // Диссертация на соискание ученой степени ДПН, специальность: 19.00. 07. - педагогическая и возрастная психология, Российская академия образования, психологический институт - Москва - 411с.
8. Головей Л.А., Манукян В.Р., Рыкман Л.В. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, В.Р. Манукян, Л.В. Рыкман и др. - СПб.: Нестор - История, 2015. - 336 с.
9. Грачева О.Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ / О.Г. Грачева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - том 1. - №2. - С. 14-18
10. Гудкова Е.В. Основы консультирования: Учебное пособие / под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.
11. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества:
современные проблемы: диссертация КСН, Специальность: 22.00.06 -
социология духовной жизни, УрГУ, ,Екатеринбург, 2000. - 141 с.
12. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаева - М.: «Флинта», 2003. - 336 с.
13. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.
15. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных
подростков: проблемы и пути их решения / Психологическая наука и образование, 2014. - №3 [Электронный ресурс] /
www.psyedu.rU/jouranl/2014/3/ilyina/phtmi. (дата обращения: 02.01.2017)...