Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕРОЙ И ВРЕМЯ В РУССКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ XIX ВЕКА

Работа №99894

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Исторический роман: теоретический аспект 10
1.1. Жанровые особенности исторического романа 10
1.2. Герой исторического романа 18
1.3. Хронотоп исторического романа 26
2. Становление героя русского исторического романа в XIX веке 34
2.1. Возникновение исторического романа в России: новый герой 34
2.2. Герой в историческом романе 60-ых годов XIX века 43
2.3. Герой в историческом романе 70-80-ых годов XIX века 51
3. Дилогия Вс. Соловьева «Волхвы» и «Великий розенкрейцер» 61
3.1. Дилогия «Волхвы» и «Великий розенкрейцер» как часть творческого
пути Вс. Соловьева 61
3.2. Герой и время в романах Вс. Соловьева «Волхвы» и «Великий
розенкрейцер» 71
Заключение 86
Библиография 91


Актуальность работы заключается в возникшем интересе современности к историческому прошлому, в целом, и к историческому роману, в частности. В последние годы публикуются множество исследований по творчеству писателей «второго ряда», это касается и исторических романистов: М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова, К. П. Масальского, Р. М. Зотова, Е. А. Салиаса, Г. П. Данилевского, Д. Л. Мордовцева и других.
Одним из известных авторов исторической беллетристики в XIX веке был Вс. С. Соловьев. Его произведения печатались в журналах «Русский вестник», «Заря», «Нива», «Север» с 1876 года по 1895 год, а в 1917 году было издано полное собрание сочинений писателя. Его романы выдерживают множество переизданий и в XXI веке. Творчество Вс. С. Соловьева представляют интерес для истории развития исторического романа, однако оно мало изучено в современном литературоведении, особенно это заметно на фоне множества исследований по историческому роману.
Степень изученности темы. Разработкой теоретического аспекта исторического романа как жанра занимались в своих исследованиях В. Я. Малкина «Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра» [Малкина 2001], Е. А. Шаронова «Жанровая специфика исторического романа» [Шаронова 2019], И. П. Варфоломеев «Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики» [Варфоломеев 1984], Л. П. Александрова «Советский исторический роман и вопросы историзма» [Александрова 1971], Т. Е. Комаровская «Проблемы поэтики исторического романа США XX века» [Комаровская 1994], Г. М. Ленобль «История и литература» [Ленобль 1997], А. Г. Баканов «Современный зарубежный исторический роман» [Баканов 1989], Б. Г. Реизов «Французский исторический роман в эпоху романтизма» [Реизов 1958], И. В. Пасюкевич
«Художественное своеобразие исторических романов Томаса Кенилли» [Пасюкевич 2013] и другие.
Вопрос теории жанра исторического романа затрагивался в трудах филологов: М. М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» [Бахтин 1975], Ю. В. Манна «У истоков русского романа» [Манн 1983] и «Динамика русского романтизма» [Манн 1995], В. В. Кожинова «Историзм в литературе» [Кожинов 1966], В. В. Виноградова «О языке художественной литературы» [Виноградов 1958]. Наиболее известной является работа Г. Лукача «Исторический роман» [Лукач 2014].
Первая попытка дать развернутую характеристику периодам в развитии исторического романа была предпринята в XIX веке А. М. Скабичевским в 1890 году. В работе «Наш исторический роман в его прошлом и настоящем» [Скабический 1890] исследователь отмечал влияние сентиментализма и классицизма на первых этапах становления жанра. В работе К. Ф. Головина «Русский роман и русское общество» [Головин 1897] устанавливалось первенство романов Л. Н. Толстого «Война и мир» и А. К. Толстого «Князь Серебряный» в развитии русской литературы.
Развитию русского исторического романа XIX века посвящена монография С. М. Петрова «Русский исторический роман» [Петров 1964], впервые изданная в 1964 году. Обобщающая характеристика исторической литературы представлена и в работах А. Ю. Сорочана «Формы репрезентации истории в русской прозе XIX века [Сорочан 2008], С. М. Ляпиной «Русский исторический роман XIX века в контексте культурного сознания» [Ляпина 2015]. Достаточно полно изучен исторический роман начала XIX века. Среди наиболее известных работ можно отметить научные труды В. Д. Линькова «Типы русского исторического романа 20-30-х гг. XIX века» [Линьков 2001], Д. Ребеккини «Русские исторические романы 30-х гг. ХЕХ века» [Ребеккини 1998], Л. В. Коровиной «Русский исторический эпос пушкинской поры: проблема жанра» [Коровина 2011]. В последние годы широко публикуются работы, посвященные историческому роману второй половины XIX века. Они, в основном, касаются творчества отдельных писателей: В. М. Матвеев «Своеобразие исторической прозы графа Салиаса» [Матвеев 2013], А. В. Устинов «Роман Д. Н. Мордовцева «Великий раскол» в контексте русского исторического романа XIX века» [Устинов 2015].
Изучению творчества Вс. С. Соловьева посвящены диссертации С. А. Васильевой «Творчество Вс. С. Соловьева и проблемы массовой литературы» [Васильева 2009], С. М. Ляпиной «Роман Вс. С. Соловьева «Царь-девица» в контексте авторского и национального мирообраза» [Ляпина 2014], Е. В. Никольского «Проза Всеволода Соловьева: проблемы творческой эволюции» [Никольский 2014].
Новизна нашего исследования состоит в том, что в работе синтезированы особенности изображения героя и его связи со временем в историческом романе. Кроме того, нами были проанализированы романы Вс. С. Соловьева «Волхвы» [Соловьев 2016] и «Великий Розенкрейцер» [Соловьев 2011]. Мы считаем, что философский контекст этих романов является одним из поворотов в развитии жанра исторического романа. Таких исследований еще не проводилось, но вопрос о жанровых инвариантах исторического романа в современных исследованиях стоит очень остро. Мы надеемся, что наша точка зрения на развитие русского исторического романа поможет в решении данного вопроса.
Цель работы - проследить динамику образа героя в его связи с художественным временем в русских исторических романах XIX века и проанализировать образы героя и времени в романах Вс. С. Соловьева «Волхвы» и «Великий Розенкрейцер».
Объект исследования - проблематика и поэтика исторических романов русских писателей XIX века, романов Вс. С. Соловьева «Волхвы» и «Великий розенкрейцер».
Предмет исследования - образы героя и времени.
Задачи:
1) определить основные жанровые особенности исторического романа;
2) определить особенности изображения героя в историческом романе;
3) определить особенности хронотопа в историческом романе;
4) описать динамику изображения героя и его связь с художественным временем в русских исторических романах XIX века;
5) проанализировать романы Вс. С. Соловьева «Волхвы» и «Великий розенкрейцер».
Материалом исследования послужили исторические романы XIX века: «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» [Загоскин 2014] М. Н. Загоскина, «Последний новик» [Лажечников 1962] и «Ледяной дом» [Лажечников 2011] И. И. Лажечникова, «Князь Серебряный» [Толстой 2020] А. К. Толстого, «Пугачевцы» [Салиас-де-Турнемир 1993] и «Принцесса Володимирская» [Салиас-де-Турнемир 2010] Е. А. Салиаса-де-Турнемира, «Мирович» [Данилевский 2016] Г. П. Данилевского, «Великий раскол» [Мордовцев 2013] Л. Д. Мордовцева, а также исторические романы Вс. С. Соловьева. При отборе материала мы опирались на трактовку исследователей (В. Я. Малкиной, А. В. Устинова, С. М. Ляпиной, Д. Ребеккини, С. М. Петрова), которые выделяли данные романы как наиболее популярные в XIX веке.
Методы исследования: анализ и синтез научной и теоретической литературы по теме, обобщение и системный анализ всех собранных работ, описание полученных данных; сравнительно-исторический метод и метод филологической герменевтики.
Теоретической базой исследования послужили труды М. М. Бахтина «Эстетика словесного творчества» [Бахтин 1986], «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» [Бахтин 2015], «Формы времени и хронотопа в романе» [Бахтин 1975], «Эпос и роман» [Бахтин 2000Ь], «Проблемы творчества Достоевского» [Бахтин 2000а], Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, С. Н. Бройтимана, главным, образом, на их совместную работу «Теория литературы» [Теория литературы 2004] О. М. Фрейденберг «Поэтика сюжета и жанра» [Фрейденберг 1997], В. Я. Проппа «Русский героический эпос» [Пропп 2021].
С XIX века человек стал рассматриваться в контексте нового исторического времени. История понимается как единый всемирный процесс развития общества, а время - как «незавершенное настоящее» (М. М. Бахтин). Французская революция, наполеоновские войны, Отечественная война 1812 года показали неотделимость человека от истории. Исторические события сильнейшим образом повлияли на судьбу частного человека. Изменения в общественном сознании обусловили изменение литературы. Одним из наиболее динамично развивающихся литературных жанров становится исторический роман. Он вобрал в себя «большое», историческое, время. Мы предполагаем, что историческая концепция автора влияет на изображение образов героя и времени в историческом романе . Историческое повествование включается в контекст вечности, вечных тем и проблем - любви, веры, дружбы, доверия, счастья. Это сближает исторический роман с философским. Такая тенденция нашла воплощение в историко-философской дилогии Вс. С. Соловьева «Волхвы» и «Великий Розенкрейцер».
Терминологический аппарат.
Исторический роман - это роман, который воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху. Это определение предложено в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» [Гаспаров 2001]. Нами оно понимается наиболее широко, так как в нашем исследовании мы рассматриваем основные особенности жанра.
Образ героя - это «художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя» [Теория литературы 2004].
Образ автора - это «выражение личности художника в его творении»,
«центр, фокус, в котором скрещиваются и объединяются, синтезируются все стилистические приемы произведений словесного искусства» [Виноградов 1971, 154]. Образ автора - это не субъект речи, часто он даже не называется в структуре произведения. Это «концентрированное воплощение сути произведения» [Виноградов 1971, 182].
Историческое («большое») время - это «форма художественного времени, которой свойственны линейность, непрерывность, необратимость, бесконечность и всеобщность» [Карпина 2016, 206].
Время героя - время изображенной эпохи, по отношению к автору произведения прошедшей эпохи (в историческом романе).
Время автора - время, в котором автор создает произведение, в историческом романе - современность автора.
Историзм - это «художественное освоение конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также ее неповторимого облика и колорита» [Малкина 2001, 28].
Работа была апробирована на следующих конференциях:
1. V Всероссийской (с международным участием) научно¬практической конференции молодых ученых «Ш1Т1иМ. Художественная литература: опыт современного прочтения» 8-9 апреля 2022 г.
2. V Всероссийская научно-практическая конференция
«Культурные коды мировой литературы» 19 ноября 2021 г.
3. XIV Всероссийская научная конференция с международным участием: «Дергачевские чтения - 2021. Типы художественного сознания и авторские стратегии письма» 14-15 октября 2021 г.
4. IX Международно-практическая конференция молодых ученых «ЫТТБКЛ TERRA: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» 4 декабря 2020 г.
По теме были опубликованы две статьи: [Александрова 2021а; 2021Ь].
Структура работы. Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются жанровые своеобразия исторического романа, особенности изображения героя и времени в историческом романе. Во второй главе работы приводится развитие исторических произведений русской литературы XIX века, при этом делается упор на образе героя и образе времени в изобарных романах. В третьей главе охарактеризован творческий путь Вс. С. Соловьева и приведен анализ героя и времени в романах «Волхвы» и «Великий Розенкрейцер».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исторический роман - это роман, воссоздающий в художественной форме конкретную историческую эпоху. Исследователи выделяют следующие жанровые признаки исторического романа:
1) историзм - «художественное освоение конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также ее неповторимого облика и колорита» [Малкина 2001, 28];
2) временной признак, то есть временная дистанция между автором и изображаемой эпохой;
3) синтез факта и вымысла;
4) воспроизведение реального колорита.
Исторический роман во многом опирается на традиции эпического повествования: начиная от персонажа, заканчивая изображением народного начала эпохи, которое проявляется в батальных сценах, сценах поединков и в описании военных действий или народных восстаний.
Выбор героя исторического романа зависит от авторской концепции истории, от авторского понимания значения личности в истории и влияния отдельного человека на исторические события. Например, для изображения «срединного пути» (Г. Лукач) развития истории В. Скотт выбирает для своих романов героя, близкого эпическому: это простой герой с лучшими человеческими качествами и типичными национальными чертами. Герой представляет образ эпохи, далекой от времени автора, отсюда необходимость в создании психологической, эмоциональной и языковой идентичности героя.
В историческом романе время изображенной эпохи и время автора определяются исторической дистанцией между ними. Образ эпохи воссоздается автором за счет включения в повествовательную структуру фольклорных элементов, эпиграфов, символов, образов пространства, описаний быта, пейзажей и интерьера. Время автора, которое всегда связано с его концепцией истории, часто выражается в авторских отступлениях, где даются исторические справки или рассуждения о роли исторического события и исторических личностей в истории.
И художественное время, и герой в историческом романе, с одной стороны, определяются исторической концепцией автора, с другой стороны, образы героя и времени раскрывают образ изображенной эпохи.
Для первых исторических романов был важен национальный и патриотический контекст. В начале XIX века русские писатели в своих произведениях передают «дух эпохи». Исторический роман в это время имеет просветительское значение: заменяет для читателей исторические сочинения, позволяет узнать нравы, обычаи, традиции народа или этнографические и бытовые обстоятельства русской жизни в разные эпохи. Писатели стремились найти не столько отличия в психологии русского человека прошлого от русского человека настоящего, сколько отыскать то общее, что сближало русских в разные эпохи.
Концепция истории в начале XIX века основывалась на идее национального единства, которая разрабатывалась в романтической философии и во многом определила специфику исторического романа в это время. Исторический конфликт разрешался единением русских, мобилизацией народа вокруг личности властителя. Отсюда изображение национального героя в русском историческом романе, такого, какими являются, например, Юрий Милославский (М. Н. Загоскин «Юрий Милославский, или русские в 1612 году») или Артемий Волынский (И. И. Лажечников «Ледяной дом»).
Изображенное время в первых исторических романах сопрягается с фольклорными мотивами или символами, воссоздающими образ эпохи. Время автора в романах создается за счет исторических справок, размышлений о пути развития России. Автор может судить эпоху с позиции своего времени.
Во второй половине XIX века в исторических романах появляется
герой в непосредственной связи с историей. В романе «Принцесса Володимирская» Е. А. Салиаса героиня не мыслит свою жизнь в отрыве от истории: ведет разговоры о политике, предполагает всевозможные варианты развития политических отношений между странами, часто думает о том времени, когда сможет предъявить свои права на русский престол. Образы исторических личностей в романе Г. П. Данилевского «Мирович» представлены в их частной, бытовой жизни, которая соотносится с их политическими взглядами. Персонажи романа размышляют об историческом процессе, о судьбе страны. Время раскрывается в образах персонажей, через их биографию и их мышление. В центре повествования оказывается внутренний мир героя, его желания, страсти и цели.
Современность автора наиболее ярко отражена в романах Д. Л. Мордовцева, где автор размышлениях о роли изображенной эпохи для современности писателя. Д. Л. Мордовцев видел историю как движение народных масс, но эти массы всегда управляются предводителями для достижения их целей. Поэтому и герои стремятся обратить на себя внимание народа, чтобы получить его расположение.
Авторская концепция истории организует идейную структуру романа, организует систему персонажей, образы героя и эпохи. Во второй половине XIX века исторический роман стремится понять мир в его основе, выделить такие факты истории, которые помогли бы посмотреть на современность писателя с новой стороны. Историческое повествование включается в контекст вечности, вечных тем и проблем - любви, веры, дружбы, доверия, счастья. Это сближает исторический роман с философским. Такая тенденция нашла воплощение в историко-философской дилогии Вс. С. Соловьева «Волхвы» и «Великий Розенкрейцер».
В центре повествования дилогии Вс. С. Соловьева находится внутренний мир героя, князя Захарьева-Овинова. История и даже быт в романах выступают посредником, чтобы обозначить философские вопросы бытия человека. Исторический процесс трактуется через философскую концепцию автора.
Основной сюжет дилогии «Волхвы» и «Великий Розенкрейцер» составляет драма духовного перерождения героя. Князь Захарьев-Овинов владеет «тайнами» розенкрейцеров. Он может преодолевать пространство, видеть будущее, знать прошлое, понимать настоящее, исцелять болезни, воздействовать на сознание людей, контролировать их эмоции и чувства. Захарьев-Овинов находится в постоянном духовном поиске, анализирует окружающее его пространство, людей, все происходящее. Герой знает: чтобы перейти к новой стадии личностного развития, нужно вспомнить прошлое, проанализировать настоящее и решить для себя будущее. Такая же временная последовательность (от прошлого, к настоящему и будущему) сопутствует герою во время его духовного перерождения: герой встречается с Зиной, они вспоминают прошлое, говорят о настоящем и будущем. Эта встреча меняет мировоззрение героя, он понимает, что заблуждается в толковании смысла и значения тайных знаний.
Кроме того, время в романе связано с мистическими событиями. Оно позволяет демонстрировать два мира: мир представления, например, в эпизоде празднования дня рождения или мир «зазеркалья», когда Елена в водном отражении видит Захарьева-Овинова - и показывает сплетение этих двух миров через чередование настоящего и прошедшего времен в глагольных формах.
Важным для характеристики исторического времени и особенностей историзма романа является образ автора. По мере продвижения повествования автор все больше включается в изображение прошедшей эпохи, и читатель может реконструировать его образ, образ человека другой эпохи. Автор рассказывает о жизни общества XVIII века, иногда заглядывает в далекое прошлое, иногда упоминает какие-то современные реалии или литературу, с которой может ознакомиться современный читатель. Историческое время позволяет автору говорить об исторических закономерностях, он рассуждает не только об историческом процессе, но и говорит о вечных темах, которые актуальны для любого времени.
Таким образом, в нашем исследовании мы проследили динамику образа героя в его связи с художественным временем в русских исторических романах XIX века и проанализировали образы героя и времени в романах Вс. С. Соловьева «Волхвы» и «Великий Розенкрейцер». Все задачи выполнены.



I. Источники
1. Данилевский Г. П. Мирович / Г. П. Данилевский. - М. : Вече, 2016. - 470 с.
2. Загоскин М. Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году / М. Н. Загоскин. - М. : Комсомольская правда, 2014. - 336 с.
3. Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. - М. : Эксмо, 2021. - 1024 с.
4. Корнилович А. О. Андрей Безымянный / А. О. Корнилович // Русская историческая повесть первой половины XIX века. - М. : Советская Россия, 1989. - С. 247-350.
5. Лажечников И. И. Ледяной дом / И. И. Лажечников ; под ред. Л. А. Чуткова, С. В. Никитина. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2011. - 410 с.
6. Лажечников И. И. Последний новик / И. И. Лажечников. - М. : Известия, 1962. - 636 с.
7. Мордовцев Л. Д. Великий раскол / Л. Д. Мордовцев. - Спб. : ИГ Лениздат, 2013. - 480 с.
8. Полевой Н. А. Пир Святослава Игоревича, князя киевского : художественная литература / Н. А. Полевой. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 52 с.
9. Пушкин А. С. Капитанская дочка / А. С. Пушкин. - М. : АСТ, 2019. - 205 с.
10. Рылеев К. Ф. Думы / К. Ф. Рылеев. - М. : Директ-Медиа, 2015. - 136 с.
11. Салиас-де-Турнемир Е. А. Принцесса Володимирская / Е. А. Салиас- де-Турнемир. - М. : АСТ, 2010. - 544 с.
12. Салиас-де-Турнемир Е. А. Пугачевцы / Е. А. Салиас-де-Турнемир. - М. : Известия, 1993. - 320 с.
13. Соловьев Вс. С. Великий розенкрейцер / Вс. С. Соловьев. - Спб. : Книжный дом, 2011. - 448 с.
14. Соловьев Вс. С. Волхвы / Вс. С. Соловьев. - М. : Вече, 2016. - 770 с.
15. Соловьев Вс. С. Вольтерьянец / Вс. С. Соловьев. - М. : Вече, 2019а. - 398 с.
16. Соловьев Вс. С. Капитан гренадерской роты / Вс. С. Соловьев. - М. : Т8, 2019Ь. - 344 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ