1 Теоретические аспекты аудита эффективности использования бюджетных
средств 6
1.1 Понятие и сущность аудита эффективности использования бюджетных
средств 6
1.2 Процедура проведения аудита эффективности использования бюджетных
средств 16
1.3 Международный опыт проведения аудита эффективности использования
бюджетных средств 23
2 Анализ результатов проведения аудита эффективности использования
бюджетных средств в сфере здравоохранения на примере Свердловской области за 2019-2021 годы 29
2.1 Анализ состояния сферы здравоохранения Свердловской области и
определение потребности в бюджетных средствах в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации 29
2.2 Анализ выделения и использования бюджетных средств в сфере
здравоохранения России и Свердловской области 43
2.3 Критерии эффективности бюджетного финансирования сферы
здравоохранения, применяемые для аудита эффективности 53
3 Повышение результативности проведения аудита эффективности
использования бюджетных средств в сфере здравоохранения Свердловской
области 63
3.1 Проблемы проведения аудита эффективности использования бюджетных
средств 63
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности использования
бюджетных средств 69
3.3 Экономическая эффективность разработанных мероприятий использования
бюджетных средств 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
Изменение социально-экономической политики неотъемлемо связано с модернизацией контроля над реализацией данной политики, которая увязана с использованием бюджетных средств в регионах России. В нынешнее время очень важно следить за правильным расходованием и отражением бюджетных средств. Это связано с тем, что с появлением пандемии, достаточно большой поток денежных средств в области идет именно из бюджета, особенно, в сферу здравоохранения. Реализуя представленную задачу, существует вероятность столкнуться с тем, что, на данный момент, нет конкретной методической основы, которая бы определяла конкретные, зафиксированные критерии, использующиеся для определения результатов и обоснованности расходования государственных средств.
Основным направлением расходования бюджетных средств на сферу здравоохранения должно стать увеличение социальной результативности оказываемых государственных и муниципальных медицинских услуг. Принимая во внимание потребность финансирования значительного числа учреждений, инвестиционных планов, проектов, органы государственной власти, а также аппараты регионального самоуправления должны создавать варианты оптимизации бюджетных затрат и увеличения производительности применения бюджетных денег, но, по причине сложности проблемы не все регионы в необходимой границы это преодолевают.
Объектом исследования является сфера здравоохранения Свердловской области.
Предмет исследования - теоретические основы аудита эффективности и практические аспекты его осуществления в сфере здравоохранения Свердловской области.
Цель данной работы - проанализировать деятельность контролирующих органов, определить проблемы в проведении аудита эффективности расходования бюджетных средств и предложить мероприятия по совершенствованию аудита эффективности в сфере здравоохранения Свердловской области.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты аудита эффективности использования бюджетных средств;
- рассмотреть процедуру проведения аудита эффективности использования бюджетных средств;
- проанализировать международный опыт проведения аудита эффективности использования бюджетных средств;
- исследовать состояние сферы здравоохранения Свердловской области;
- проверить выделение и использование бюджетных средств в сфере здравоохранения России и Свердловской области;
- классифицировать критерии эффективности бюджетного финансирования сферы здравоохранения;
- выявить проблемы проведения аудита эффективности использования бюджетных средств;
- разработать рекомендации по повышению эффективности использования бюджетных средств;
- оценить экономическую эффективность мероприятий.
Методы исследования, которые были использованы для решения поставленных задач: системный анализ, сравнение, классификация,
статистический метод, метод визуализации данных, синтез.
Степень разработанности темы. Теоретические аспекты аудита эффективности рассматривали в своих трудах как зарубежные, так и отечественные авторы. К таким авторам можно отнести: Березюк В.И., Зуева И.А., Рябухин С.Н., Саранцев В.И., Синева Е.
Тем не менее наличие ряда исследований по рассматриваемой теме не исключает необходимости дальнейшего развития ее теоретических и методологических положений, обобщения практического опыта, имеющегося в обозначенной области.
Научная новизна заключается в совершенствовании текущего подхода к выделению бюджетных средств на сферу здравоохранения, который решит выявленные проблемы аудита эффективности.
Практическая значимость работы представлена в возможности использования ее результатов при совершенствовании аудита эффективности использования бюджетных средств в сфере здравоохранения в других сферах.
Структура диссертации. Представленная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и библиографического списка. В магистерской диссертации содержится 4 рисунков, 16 таблиц и 60 источников. В работе используются наименование валюты: российский рубль (далее - рубль, руб). Общий объем работы - 91 страница.
В ходе работы было проведено исследование существующих теоретических материалов по аудиту эффективности использованию бюджетных средств, изучены труды множества авторов, напрямую или косвенно, связанных с тематикой работы, установлена степень разработанности проблемы.
При теоретическом анализе было выявлено, что аудит эффективности являются частью финансового контроля, несмотря на это невозможно отождествлять финансовый аудит и аудит эффективности. Следовательно, автором было предложено рассмотреть аудит эффективности как один из видов аудита, который направлен на оценку расходования бюджетных средств и их влияние на социально-экономическое положение государства. Также важно отметить, что процедура проведения аудита эффективности имеет свои особенности, что отличает ее от других видов аудита.
При сравнении с зарубежным опытом проведения аудита эффективности, было выявлено, что в России до сих пор основной акцент при проверке делается на законность и полноту расходования бюджетных средств, что является отличием от зарубежного опыта осуществления аудита эффективности. Контрольные органы и Счетные Палаты других стран особое внимание уделяют социальной значимости и социально-экономической отдаче. В отчетах российской Счетной Палаты содержатся лишь суммы понесенных государственных расходов, указаны исполнители и ответственные за мероприятия, однако не проводится аудит эффективности проведенных мероприятий, т.е. какой социально-экономический эффект они принесли.
При анализе состояния сферы здравоохранения было автор пришел к выводу, что несмотря на развитие новой коронавирусной инфекции сфера здравоохранения имеет положительное развитие на протяжении последних трех лет. Это связано, в первую очередь, с тем, что в данную сферу было увеличено финансирование, так как происходила бесплатная выдача медицинских лекарств для лечения COVID-19, осуществлялись субсидии медицинским работникам, а также закупалось новое оборудование, необходимое для лечения коронавирусной инфекции. Но основным недостатком системы здравоохранение является недостаток квалифицированного персонала, что влечет за собой множество негативных последствий, т.к., если есть технологическая оснащенность, но нет специалистов, которые будут оказывать медицинскую помощь с помощью закупленного оборудования, то целесообразность закупа оборудования теряется. Следовательно, для увеличения количества медицинского персонала, необходимо повысить привлекательность сферы здравоохранения для трудоустройства.
Также при анализе был сформулирован вывод, что выделенные средства не всегда были использованы эффективно, как следствие это увеличивало напряжение населения, при этом сфера здравоохранения не получала запланированный рост ключевых показателей деятельности.
При анализе существующих критериев эффективности бюджетного финансирования автор заметил закономерность, что все подходы основываются на результатах деятельности медицинских учреждений, а также на качестве предоставляемых услуг и лояльности потребителей данных услуг.
Следовательно, при анализе было выявлено ряд проблем, для решения которых автором были разработаны рекомендации:
- Повышение привлекательности профессий в сфере медицины с помощью повышения заработной платы медицинским работникам и дополнительных льгот;
- Утверждение отраслевых стандартов качества по видам муниципальных услуг;
- Проведение инвентаризации основных средств и запасов учреждений здравоохранения.
Также автором была просчитана экономическая эффективность по каждому из предложенных мероприятий, полученные результаты имели положительный эффект на использования бюджетных ассигнований, а также на проведение аудита эффективности Счетной палаты в целом.
Таким образом, поставленные в магистерской диссертации задачи были решены, а цель - достигнута.
1. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году. Текст официально опубликован не был // СПС Гарант.
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята
всенародным голосование 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - Текст: электронный //
КонсультантПлюс: [сайт]. 1ЖЕ: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2022)
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой РФ 17 июля 1998 г (в редакции от 28.05.2022) - Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. 1ЖЕ: http://www.consultant.ru/ дата обращения: 14.01.2022)
4. «Об аудиторской деятельности» Федеральный закон от 30.12.2008 № 207-ФЗ (в редакции от 30.12.2021) Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. ПКГ: http://www.consultant.ru/ дата обращения: 28.01.2022)
5. «О Счетной палате Российской Федерации» Федеральный закон от
05.04.2013 №41-ФЗ (в редакции от 30.04.2021) Текст: электронный //
КонсультантПлюс: [сайт]. 1ЖЕ: http://www.consultant.ru/ дата обращения:
15.01.2022)
6. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 22.11.2011 №323-ФЗ (в редакции от 26.03.2022) Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. 1ЖЕ: http://www.consultant.ru/ дата обращения: 15.01.2022)
7. «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года» Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 №1267 -ПП Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. ПКЬ: http://www.consultant.ru/ дата обращения: 15.02.2022)
8. Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств, принята решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 23 апреля 2004 г., протокол № 13 (383) Текст: электронный // Стандарт финансового контроля. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12160250/
9. «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.06.2013 N 421 Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. ПКЬ: http://www.consultant.ru/ дата обращения: 13.03.2022)
10. «Об утверждении перечня медицинских изделий для переоснащения
медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.02.2019 №56н Текст:
электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. иРЪ: http://www.consultant.ru/ дата обращения: 11.01.2022)
11. «Проведение аудита эффективности использования местного
бюджета» Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Свердловской области, утвержденный Контрольно-счетной палатой
Свердловской области, 2019 г. - Текст: непосредственный, 21 с.
12. «Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности» СГА 104, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палата РФ от 09.02.2021 №2 ПК - Текст: непосредственный, 34 с.
13. Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018¬
2024 года Текст: электронный // Официальный сайт Счетной палаты Свердловской области: [сайт]. URL:
https://ach.gov.ru/upload/iblock/6b9/6b9184d2a25f36c6c09d5274a9a6e44b.pdf (дата обращения: 13.03.2022)
14. Eremina S.L., Kudelina O.V. Mirovoj opyt ocenki ehffektivnosti siste-my zdravoohraneniya // EHKO. Vserossijskij ehkonomicheskij zhurnal. 2014. №10. S. 133-145.
15. Johnsen A., Meklin P., Oulasvirta L., Vakkuri J. Performance auditing in local government: An exploratory study of perceived efficiency of municipal value for money auditing in Finland and Norway. European Accounting Review. 2010;10(3):583-599. DOI: 10.1080/09638180126803
16. Johnsen A., Reichborn-Kjennerud K., Carrington T., Klarskov Jeppesen K., Taro K., Vakkuri J. Supreme audit institutions in a high-impact context: A comparative analysis of performance audit in four Nordic countries. Financial Accountability & Management in Governments, Public Services and Charities. 2019;35(2):158-181. DOI: 10.1111/faam.12188
...