Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЭКСПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЕВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Работа №99873

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы143
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Основные проблемы экспозиций современных исторических музеев 15
Глава 2. Миф и реальность в музейной экспозиции 29
2.1. Оживление» произведения экспозиционного искусства. Экспозиция «Образ
и факт» как музей-клуб 29
2.2. Экспозиции групп «Белый квадрат» и «Музейные технологии» как художественная модель исторического
процесса 42
Глава 3. Город в музее: интерпретация Екатеринбурга в экспозициях
Уральского регионального института музейных проектов 54
3.1. Специфические особенности создания военно-исторических музеев 54
3.2 Музей культурной идентичности. Анализ экспозиции музея
«Г орнозаводская цивилизация» 68
Заключение 83
Список источников 87
Библиографический список 87
Электронные ресурсы 99
Приложение 1. Отзывы о Музее молодежи 102
Приложение 2. Биография и список экспозиционных работ художника П.О.
Малкова 104
Приложение 3. Информация о деятельности Уральского регионального института музейных проектов в период с 2006 по 2016 год 105
Список иллюстраций 110
Иллюстрации 114
Список сокращений 142

На рубеже XX - XXI веков во многих крупных музеях происходят смены старых экспозиций, переосмысливаются их художественные решения, привносятся новые средства воздействия на посетителя. Деятельность художников, творческих бригад в этом процессе роста и преображения становится особенно востребованной. Экспозиционеры Екатеринбурга приглашаются в Нижний Тагил, Первоуральск, Березовский для создания новых выставок. Художники групп «Белый квадрат», «Музейные технологии» бригада творцов Уральского регионального института музейных проектов выполняют новые, модернизированные экспозиции, наполненные художественным смыслом. Очевидность процесса изменения облика современного музея на основе новых идей художников-экспозиционеров, а как следствие и востребованность этой профессии в современном музее, определяет актуальность данной магистерской диссертации.
В исследовании уделяется внимание современным концепциям, которые были разработаны на Западе в конце XX - начале XXI века. В 2005 году американские исследователи и практики музееведения разработали выставочную концепцию дизайна исторического музея «черный ящик»1. В отличие от концепции «белого куба» художественного музея, «бестелесные визуальные формы»2 которого не отвлекают посетителя от осмотра произведения искусства, «черный ящик» помещает посетителя в искусственно созданную дизайнером среду. Через эксперименты со светом, расположением объектов, художник начинает выступать как сценограф музейного пространства. Особое значение сегодня приобретает изучение задач, поставленных перед художниками-экспозиционерами. В художественном музее оформитель выставки зачастую создает экспозицию так, чтобы ничего не заслоняло произведение искусства от посетителя. «Нехудожественный музей» требует экспозиции образной, соединяющей артефакты в единый ансамбль.
Хронологические рамки определяются переломным периодом в музейной сфере страны и мира, концом XX, началом XXI столетия. Территориальные рамки работы охватывают Екатеринбург, Березовский, Первоуральск, Верхнюю Пышму и Нижний Тагил. В этих городах были выбраны музеи, появившиеся в последние годы, над экспозициями которых работали художники группы «Белый квадрат», «Музейные технологии» и дизайнеры Уральского регионального института музейных проектов. Материалы об этих экспозициях и их создателях собраны воедино и представлены в такой интерпретации впервые.
Степень изученности темы характеризуется большим в количественном отношении объемом публикаций о проблемах экспозиции и сравнительно небольшим количеством публикаций о заявленных в дипломе екатеринбургских художниках и Уральском региональном институте музейных проектов. В России в конце XIX века к концепции музея в своем труде «Философия общего дела» обращается философ Н.Н. Федоров. В статье
«Музей, его смысл и назначение»3 он определяет основную функцию музея: воспитание нового поколения на основе опыта отцов. В 1920-е годы музееведы Н. Романов4, Ф. Шмит5, И. Грабарь6, А. Зеленко7 пишут монографии, пособия, рекомендации по музейному делу8. Ф.И. Шмит в работе «Музейное дело. Вопросы экспозиции» впервые обосновал основные функции музея и способы экспонирования. В 1955 году появляется сборник «Основы советского музееведения», в создании которого принимали участие музейные коллективы Москвы, Ленинграда, Казани, Свердловского, Пензенского, Молотовского, Кировского областных краеведческих музеев, республиканского-
краеведческого музея Марийской АССР, Владимирского и Горьковского областных краеведческих музеев. В этой хрестоматии музееведение впервые представлено в качестве цельной системы. После 1964 года, когда в ГДР музееведение было выделено в рамки документальной дисциплины, появляется большее количество аналитических работ не только по музейному делу, но экспозиционному. Е.А. Розенблюм посвятил проблеме дизайна экспозиции свое исследование «Художник в дизайне»9, в котором в виде очерков на примере экспозиционного опыта советских художников рассмотрел язык и метод художественного проектирования, его место в системе дизайна. Попытку проанализировать искусство выставки сделал И.В. Рязанцев в книге «Искусство советского выставочного ансамбля 1917-1970» 10. Он оценивает вклад советских художников 1917-1970 годов экспозиционное искусство. В 1977 году на генеральной конференции в России создается «Международный комитет по музеологии («ИКОМ»), который обозревает проблемы музейного дела, теоретические и практические исследования в журнале «Museological Working Papers»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Специфическим свойством музейной экспозиции является то, что посетитель становится ее частью. Взаимодействие выставки и аудитории является важной целью существования музея. Появление платформы для коммуникации - одна из главных целей проектирования выставки. Музейный художник является звеном, которое укрепляет диалог посетителя и артефакта. Сегодня его роль как творца и создателя познавательных, привлекательных и провокационных экспозиций возросла, поскольку музей для современного человека становится не только образовательной платформой, но и местом спасения от глобального потока информации.
Художники-экспозицонеры и дизайнеры при создании экспозиций всегда ориентируются на восприятие зрителя. Работа с артефактами и музейными пространствами наделяет практиков музейного искусства способностью рассказывать и передавать историю на основе даже фрагментарных коллекций. Способность чувствовать эмоции и желания зрителя накладывает на музейного художника профессию психолога. Особенно ярко этот процесс проявляется в Европе и Америке, где музей начинает восприниматься как терапевтический центр. Значимость художника в таких институциях возрастает, поскольку он мыслится как педагог и психолог музейной аудитории. Если ранее для того, чтобы стать музейным художником, требовалось художественное, искусствоведческое или дизайнерское образование, то сегодня огромное количество практиков экспозиционного искусства получают квалификации семейных психологов и педагогов. Расширить эти терапевтические методы работы со зрителем помогают и крупные музейные ресурсы и журналы, которые в каждом выпуске предлагают статьи с подробным анализом влияния экспозиционного пространства на разные группы посетителей1. Авторы этих исследований, социологи, психологи и педагоги представляют свое видение и концепции современных познавательных экспозиций. Объединение в музейном пространстве опыта разных дисциплин порождает необычные экспериментальные экспозиции, которые становятся примером грамотной образовательной и воспитательной функции музея. Яркими примерами таких музеев являются создаваемые в гетто-районах Америки музеи для афроамериканцев. Как показали исследования, уровень социальных противоречий и беспорядков в районах, где существуют подобные музеи, снижается2.
Заинтересованность западных и американских художников в образовательной функции музея создала тенденцию к обучению посетителей тонкостям экспозиционного искусства. Фотографии во время монтажа выставок, концепции и наброски: все это становится предметом обсуждения и демонстрации для музейной аудитории. Для таких встреч музеи организуют семинары, открывают группы для школьников и студентов. В процессе обучения посетители получают возможность посетить разные музейные выставки, ознакомиться со стилями создания экспозиции, а по итогу создать свою выставку. Содиректор программы обучения экспозиционному искусству Университета Джорджа Вашингтона Барбара Бреннан3 убеждена, что создание музейной экспозиции - увлекательное занятие, а представители разных профессий, городов и университетов могут привнести в нее совершенно новые и необычные идеи4. Таким образом, в будущем музеи смогут получить практиков экспозиционного искусства с совершенно разными профессиями.
В России подобные процессы повышения значимости роли художника в музее происходят несколько медленнее. Многие экспозиционеры понимают важность своей миссии в музее. Как считает О.С. Лобанова, в нашей стране существует важная проблема недостаточной квалификации многих музейных сотрудников в вопросах дизайна экспозиции. Для просвещения музейных художников в УРМП создали сайт, целью которого является «предоставить музеям России дополнительную возможность обмениваться опытом музейной работы, узнавать о новых интересных проектах в музейной сфере, о тенденциях и инновациях, учиться у опытных профессионалов своего дела5». Карта участников портала обширна: музеи России, Украины, Белоруссии, Польши, Казахстана, Монголии, Китая и Японии представляют свои достижения в проектировании новых музеев. Несомненным плюсом проекта является заинтересованность музейных художников России в обмене опытом и повышении личной квалификации. Однако ориентация портала на продвинутых практиков экспозиционного искусства делает его трудным к пониманию для новичка. Такая элитарность и закрытость процессов создания музейной экспозиции кажется несовременной по сравнению с Америкой. Посетителю предлагается готовое экспозиционное решение, этапы создания музейного образа, монтажа всегда остаются недосягаемыми для него...


1. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции/ Музееведение. На пути к музею XXI века.(Сб. научн тр. НИИ культуры). М., 1989. —175с.
2. Артемов Е.Г. 10 лет без права на ошибку // Воспитание патриотизма, гражданственности, политической культуры средствами музейной коммуникации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2004. C.5.
3. Беззубова О.В. Музей как объект философско-антропологического исследования//Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2001. C. 179 — 183.
4. Бирюкова П.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики / П.А. Бирюкова // Образование в современной школе. 2005. - № 4. - с. 9-12.
5. Богословский П.С. О постановке культурно-исторических изучений Урала // Уральское краеведение. Вып. 1. Свердловск, 1927. C.23-24.
6. Варатанова И., Орехова Н. «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество...» // Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений / Сост. Г.С. Семенов, ред. Л.В. Кузнецова. - М., 2002. С.11-13.
7. Векслер. А.К. Коллаж. Учебно-методическое пособие. — СПб.,2012. - 112 с.
8. Власова Е.Г. У истоков образов Урала: отчеты об ученых путешествиях конца XVIII века // Культурная и гуманитарная география. 2013. Т2. №2. С. 159-171.
9. Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
10. Гафанова В. Ю. (научный руководитель — Ю.Н. Солонин) Пространство музея: постмодернистское прочтение//81иШа снИигае. Выпуск 1. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.163-168.
11. Глазков Ю. В двух ипостасях // Трибуна .- 1991. -№ 8. —С. 6.
12. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий // // Музей и современность: Сб. науч. тр. / ЦМР СССР. М., 1986. С. 127-133.
13. Гнедовский М.Б., Колчанов В.М., Суринов В.М. О направлении разработки программы музееведческих исследований. // Музей и современная социокультурная ситуация. Обзорная информация. Сер.:Музейное дело и охрана памятников. Вып. 2. М., 1989. С. 48.
14. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский // Музейное дело: музей, культура, общество. М.: НИИК, 1992. - С.7-19.
15. Гнедовский М.Б Время больших проектов // Мир музея., 1996. №5. С. 16­30...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ