ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы использования Интернета в изучении иностранного языка 12
1.1. Роль электронного обучения в современной образовательной среде 12
1.2. Преимущества и недостатки использования Интернет-технологий в
обучении иностранным языкам 20
1.3. Принципы отбора образовательных сайтов и параметры их анализа 26
ГЛАВА II. Сравнительная характеристика образовательных Интернет-ресурсов по турецкому языку 31
2.1. Комплексные ресурсы по изучению турецкого языка 31
2.2. Ресурсы с дополнительными материалами для изучения турецкого языка 53
2.3. Рекомендации по практическому использованию Интернет-ресурсов в
изучении турецкого языка 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
Список источников и литературы 75
В конце прошлого столетия человечество сделало огромный шаг, вступив в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Современный мир теперь уже невозможно представить без информационных технологий, компьютеров, Интернета. Интернет стирает границы между странами и континентами, позволяя налаживать коммуникации в глобальном масштабе. Стираются также барьеры в общении между представителями разных наций, что способствует повышению востребованности в специалистах, владеющих иностранными языками. Перед современными преподавателями и студентами открываются огромные возможности в выборе средств изучения иностранного языка, одним из которых благодаря своему бурному росту и является Интернет, преимущества внедрения технологий которого в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает никаких сомнений.
На современном этапе развития информационного общества предъявляются новые требования к системе языкового образования. Выпускники школ и ВУЗов должны обладать компетенциями в области владения информационно - коммуникативными технологиями. Следовательно, актуальным становится пересмотр классических подходов к организации образовательного процесса, что предполагает создание информационно-коммуникационных образовательных сред и разработку новых методик обучения в условиях информатизации с использованием современных мультимедийных технологий. Наиболее перспективными и популярными педагогическими технологиями в области преподавания иностранных языков являются мультимедиа-технологии, которые способны не только подготовить обучающихся к современным реалиям, но и повышают качество образования, делая его более эффективным. Поэтому мультимедийные технологии, к которым относятся ресурсы сети Интернет, приобретают все более важное значение в образовании, в том числе, обучении турецкому языку.
Турецкий язык сейчас нельзя отнести к «редким» языкам, его популярность растет как в России, так и в мире. Тюрколог Юрий Владимирович Щека подчеркивал: «По мере того, как отношения между нашими странами развиваются, у нас растет потребность в турецких специалистах и в тех, кто владеет турецким языком. Выходят книги, их переводят, и связи между нами становятся все прочнее»1. Повышенный интерес к изучению турецкого языка прежде всего связан с активным ростом торговых отношений с турецкими компаниями, возможностью трудоустройства иностранных граждан, хорошо владеющих языком. Туристы, которые часто посещают турецкие курорты, также хотят свободно общаться на турецком языке. Однако во многих городах, особенно небольших, практически невозможно найти преподавателя турецкого языка и литературу для самообразования, и единственным выходом остается обратиться к Интернету. Актуальность исследования заключается в анализе и оценке пользы сегмента Интернет-ресурсов, посвященных изучению именно турецкого языка.
Объектом исследования являются электронные образовательные ресурсы по иностранным языкам.
Предметом исследования является роль и место ресурсов Интернет в изучении турецкого языка.
Целью данной работы является анализ существующих в настоящее время Интернет-ресурсов и технологий, направленных на изучение турецкого языка, и выработка практических рекомендаций по их использованию в изучении турецкого языка.
Данная цель реализуется путем решения следующих исследовательских задач:
1. Раскрыть теоретические основы использования Интернет-ресурсов в изучении иностранного языка.
2. Провести сравнительный анализ образовательных Интернет- ресурсов по турецкому языку.
3. Разработать рекомендации по практическому использованию Ин- тернет-ресурсов в изучении турецкого языка.
Анализ современной научной литературы показывает, что разработка новых методик изучения иностранных языков с использованием мультимедийных технологий является весьма востребованным направлением мировой педагогической науки и современных лингвистических исследований.
Интернет-технологии в образовании изучали такие исследователи как А. А. Андреев1, Э. Г. Азимов2 3, Е. И. Виштынецкий4, Л. П. Владимирова5, Н. М. Комптюг6, Е. С. Полат7. В их работах раскрывается теоретическое содержание понятий «Интернет-технологии в образовании», «электронное обучение» и дается практическое обоснование использования данных технологий в обучении иностранному языку.
Вопросы использования мультимедийных технологий для разработки образовательных ресурсов рассмотрены в работах Т. В. Козловой, К. А. Саркисова, А. Н. Козлова, Д. В. Волкова8, О. П. Околелова9. Данные исследователи приводят классификацию образовательных электронных ресурсов, анализ достоинств и недостатков использования данных технологий в процессе изучения иностранного языка и формулируют рекомендации, необходимые для создания обучающего Интернет-ресурса.
Вопросами дистанционного и электронного обучения занимаются также такие исследователи, как С. С. Вильчинский1, Д. В. Малий10 11, Э. Н. Тимербаева и А. Р. Бодулева12, В. И. Красильникова13, Х. Лерхер 14, О. П. Околелов15. В их работах дается обоснование необходимости внедрения данного формата в российскую систему образования и приводятся доводы в пользу смешанной модели обучения иностранному языку.
Влияние использования Интернет-ресурсов на процесс изучения иностранных языков представлено в исследованиях Е. В. Воеводы16, Е. Ю. Малуш- ко17, М. В. Шаниной 18. В их работах проводится обоснование использования электронных образовательных ресурсов в целях интенсификации образовательного процесса и достижения более быстрых и качественных результатов...
Преимуществом современной системы образования является возможность совмещать различные модели изучения иностранных языков (традиционное, электронное, смешанное обучение и самообучение), а также разнообразие информации, получаемой через Интернет, что позволяет эффективно использовать сетевые ресурсы в обозначенных моделях. Одним из преимуществ онлайн- обучения является относительная простота внедрения в учебный процесс различных технологий и медиа-средств, постоянная доступность и обновляемость материалов, а также разнообразие дидактических подходов, которое дает возможность выбирать темп и содержание обучения в соответствии с потребностями и интересами учащегося. При включении Интернет-ресурсов в образовательный процесс создаются условия для развития иноязычной коммуникативной, социокультурной, лингводидактической и лингвокультурологической компетенций учащихся.
Вместе с тем нужно понимать, что образовательные Интернет-ресурсы имеют не только положительные, но и целый ряд негативных аспектов. В их числе можно выделить отсутствие единых стандартов качества содержания данных образовательных ресурсов, что проявляется в непоследовательной подаче материала, избытке или недостатке информации, наличии большого количества ошибок и проблем технического и визуального оформления. Также открытым остается вопрос об эффективности самостоятельного изучения иностранного, в частности, турецкого, языка через Интернет, так как обычному пользователю сложно сориентироваться в многообразии электронных образовательных ресурсов и разработать качественную программу самообразования. Поэтому при самостоятельной работе с Интернет-ресурсами учащимся стоит критически подходить к предлагаемой информации и обращаться только к авторитетным источникам. В целом, при грамотном подходе Интернет можно использовать как эффективный инструмент для изучения турецкого языка.
Сравнительный анализ свыше 120 основных электронных образовательных ресурсов, которые могут быть использованы в изучении турецкого языка, позволил составить следующие рекомендации по их грамотному и эффективному использованию в образовательном процессе:
Во-первых, в качестве основы программы по самостоятельному изучению турецкого языка следует использовать системы онлайн-уроков, разработанные профессиональными преподавателями-методистами. В их числе такие сайты, как Курсы турецкого языка DeFa, Турецкий язык онлайн и Totally-Turkish. Для закрепления пройденного материала рекомендуется выполнять упражнения на сайте Лингуст. Для систематических занятий под руководством преподавателя в Интернете можно обратиться к онлайн-курсам турецкого языка с поддержкой кураторов и преподавателей (Турецкий для начинающих, ¡Turkish, Turkish Class 101, Turkish language class).
Во-вторых, для понимания, в каком контексте употребляются новые слова, полезно будет обращаться к сборникам материалов для чтения, предоставленных Турецким языком онлайн и Курсами турецкого языка DeFa. Тексты для чтения на турецком языке также можно взять в онлайн-библиотеках (Greylib, Turklib, Onlinekitapoku.com, 1001kitap.com, Турецкая медиатека, Турция Вконтакте). Наилучшим и самым быстрым способом увеличения словарного запаса будет использование таких ресурсов, как Busuu, Babbel и W2mem.
В-третьих, для работы над аудированием оптимально подходят сайты Turkish Audio Language Course, Turkish Tea Time, Турецкий язык онлайн, Курсы турецкого языка DeFa и Турецкие песни. Для отработки навыков правильного произношения слов лучше всего обратиться к Sesli Sözlük или Forvo. Также, как для самостоятельной работы, так и для работы в классе на занятиях с преподавателем, рекомендуется просмотр турецкого телевидения (Free Inter TV, Euronews) и фильмов в турецком дубляже или с субтитрами (Filmi Full Izle, HD Film Sitesi).
В-четвертых, наиболее полезными в изучении культуры турецкого народа будут Турецкий язык онлайн, Курсы турецкого языка DeFa и Турецкие песни. Информацию лингвострановедческого характера можно также получить из «социальных сетей» (Italki,Livemocha, Busuu) напрямую от носителей языка.
В-пятых, для осуществления языкового обмена и практики общения на турецком языке рекомендуется обратиться к сайтам Italki, Livemocha, Turkish Language Exchange Partners и Interpals.
Сегодня Интернет-ресурсы предоставляют широкие возможности для всестороннего развития всех видов речевой деятельности в процессе изучения турецкого языка. Теоретически, при соблюдении изложенных в работе рекомендаций становится возможным эффективное изучение турецкого языка с помощью электронных образовательных ресурсов.