1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
6
1.1 Психологическое благополучие 6
1.2 Субъективное благополучие 11
1.3. Особенности психологического благополучия студентов 16
1.4. Предикторы психологического благополучия 21
Выводы по главе 42
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАННИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДИКТОРОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЯ СТУДЕНТОВ 44
2.1 Организация и процедура исследования 44
2.2 Методы и методики исследования 45
2.3 Результаты исследования 51
2.3.1. Описательный анализ полученных данных 51
2.3.2 Математический анализ данных 59
2.3.3 Корреляционный анализ 60
Вывод по главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
В нашем современном обществе, в частности в России, тема благополучия как не некогда актуальна, связанно это со множеством факторов, происходящих вокруг нас. Будь это влияние политических факторов, условия карантина или экономической нестабильности. Население находится в частом состоянии неопределенности, нет уверенности в завтрашнем дне. Все больше возрастает потребность быть благополучным и быть в ресурсе в любой сфере деятельности.
Зачастую говоря о благополучии, мы как правило выделяем самые распространённые из них: физическое, материальное и психологическое, семейное.
Актуальность данной темы также обуславливается необходимостью и важностью переживания психологического благополучия для сохранения и укрепления психического здоровья. Благополучие является основным феноменом здоровья личности.
Непростая современная ситуация оказывает большое влияние на молодых людей, студентов. Различные реформы системы образования, новые формы подачи материала (онлайн обучение), изменения в учебных планах требуют от студентов наличия ресурсов для достижения целей.
В период обучения повышаются психологические нагрузки, налаживаются новые межличностные отношения, появляются новые условия проживания, например общежитие. Все это может быть провокацией к эмоциональному напряжению, ощущению психологического неблагополучия.
Вопросы понимания психологического благополучия остаются открытыми.
Ощущается недостаток исследований его особенностей и поиска факторов, оказывающих на него влияние.
В зарубежной и отечественной психологии были исследованы факторы психологического благополучия личности (М. Аргайл, Н. Бредбёрн, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л. В. Куликов, М. Селигман,). Была предложена многофакторная модель (К. Рифф), подтверждены связи благополучия с осмысленностью жизни (П. П. Фесенко), а также с ценностно-смысловыми образованиями.
(Д. А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), средовыми условиями (О. С. Ширяева), профессиональной деятельностью. Однако, при всем разнообразии исследований за рамками научного анализа остается изучении влияния предикторов на психологическое благополучие студентов. В этой связи возрастает потребность изучении данного вопроса, а также в анализе предикторов для достижения благополучия.
В работе будут рассмотрены следующие предикторы: эмпатичные способности, копинг поведение в стрессовых ситуациях, суверенность психологических границ (пространства).
Цель исследования: изучить взаимосвязь психологических предикторов на психологическое благополучие студентов
Общая гипотеза исследования: существует взаимосвязь психологических предикторов и психологического благополучия студентов.
Частные гипотезы:
1. Низкий уровень эмпатии способствует достижению психологического благополучия.
2. Высокий уровень суверенности психологического пространства существенно способствует достижению психологического благополучие студентов.
3. Проблемно ориентированный копинг помогает достижению психологического благополучия студентов.
Задачи исследования:
1. Определить понятие психологического благополучия студентов.
2. Выделить психологические предикторы для исследования.
3. Проанализировать взаимосвязь психологических предикторов и психологического благополучия.
Объект исследования: бакалавры, студенты высших учебных заведений первого и второго курсов, возраст 18-23 года.
Предмет исследования: психологическое благополучие и связь таких факторов как: суверенность психологического пространства, способность к эмпатии, копинг поведение в стрессовых ситуациях.
В последние десятилетия вопрос психологического благополучия личности все чаще становится предметом исследования психологов. Это связано со множеством факторов, происходящих вокруг нас - будь то финансовые потрясения в стране или условия изоляции по причине карантина. Также это вызвано с острой для психологической науки и практики потребностью изучить, что же служит основанием для достижения психологического благополучия. Как влияют внешние факторы, какие существует внутренние ресурсы человека и как можно приблизить феномен психологического благополучия личности. Наибольший вклад в
зарубежной и отечественной психологии были привнесены психологами (М. Аргайл, Н. Бредбёрн, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л. В. Куликов, М. Селигман,). Была предложена многофакторная модель (К. Рифф), подтверждены связи благополучия с осмысленностью жизни (П. П. Фесенко), а также с ценностно- смысловыми образованиями (Д. А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), средовыми условиями (О. С. Ширяева), профессиональной деятельностью. На основании анализа изученной литературы, определив идеи мы выявили, что проблема достижения психологического благополучия все еще в стадии изучения. Активно изучается психологическое благополучие и связанные с ним факторы, акцентируется внимание на изучение взаимосвязи возраста, среды пребывания, влияние профессиональной деятельности, в том числе изучаются вопросы психологического благополучия студентов с учетом их возраста, вхождению в новую в роль. Эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи психологических предикторов и психологического благополучия проводилось на базе УРФУ УГИ г. Екатеринбург. Всего в исследовании приняли участие 80 студентов первых курсов бакалавриата девушки и юноши в возрасте 18-23 лет.
Исследование проводилось согласно следующим этапам:
1) Определить понятие психологического благополучия студентов.
2) Выделить психологические предикторы для исследования.
3) Проанализировать взаимосвязь психологических предикторов и психологического благополучия.
4) Сформулировать выводы о проделанной работе.
На этапе определения и подготовки методов исследования нами были выбраны следующие психодиагностические методики: Шкала «психологического благополучия К.Рифф»; Диагностика «Эмпатических способностей Бойко»; Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса (адаптация Т. Л. Крюковой и др.), Опросник «Суверенность психологического пространства - 2010» (С 111) С. К. Нартовой-Бочавер. Проведенное эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязей психологических предикторов и психологического благополучия, позволила определить некоторые связи. Исследование показало, что такие психологические предикторы как суверенность территории, копинг стратегия отвлечения, рациональная эмпатия, эмоционально ориентированная копинг стратегия имеют прямую связь на достижения психологического благополучия студентов. Чем выше уровень рационального и интуитивного каналов эмпатии, тем существенней связь их на достижения феномена позитивного отношения и в целом на психологическое благополучие. Такой фактор как суверенность психологического пространства показал слабую отрицательную связь с психологическим благополучием, что указывает на то, что данный предиктор не способствует явному достижению психологического благополучия и при высоком уровне развитости, могут отрицательно влиять на феномен управление окружением. Это вяжется с тем, что у студенты первых курсов в период вступления в новую роль, появляются другие условия взаимодействия в виде новых знакомых и пребывания в общежитии, которое в целом мало поддается контролю. Студенты выбравшие такие копинг стратегии как «эмоционально ориентированный копинг» и «социальное отвлечение» - наиболее существенней достигают феномена- «психологическое благополучие».
На основании изученной литературы и полученных результатов - данные могут быть большим подспорьем к рекомендациям по работе со студентами первых курсов высших учебных заведений. Специалистам, работающим со студентами первых и вторых курсов - важно учитывать психосоматические состояния первых двух лет обучения и относится к ним как неотъемлемой части периода жизни студентов. Частые простуды, больничные - инструменты, защиты психики студентов в новых условиях пребывания.
Специалистам, преподавателям, работающим со студентами первых курсов учитывать высокий уровень мотивации к получению знаний и вместе с тем вероятность высоких ожиданий как от обучения, так и от будущей профессии. Данные факторы необходимо учитывать при подаче информации и давать студентам постепенное вхождение в профессию и обучение. В процессе обучения давать больше групповых заданий для формирования новых социальных связей, для более эффективного взаимодействия вне учебного процесса. В период становления студента - необходимо постепенно нагружать первокурсников заданиями для более комфортного вхождения в профессию, учитывать их уровень эмоционального напряжения, тревожности.
На основании полученных результатов опроса и корреляционных связей- необходимо учитывать уровень эмпатийных способностей, и ставить учебный процесс через совместную деятельность студентов на выполнение творческих задач, решений. Формировать социальную среду пребывания через совместное времяпрепровождение в процессе обучения, например лабораторий, кружков по интересам, и пр., где студенты могли бы себя проявить и обозначить с лучшей стороны, своей роли, раскрыв потенциал.
Следует учитывать то, что студенту необходимо время от времени уединение и собственное пространство, и формирование рабочей среды в виде игровых зон, комнат отдыха - взяло бы на себя часть данного вопроса.
Специалистам ВУЗа, при работе со студентами первых курсов - необходимо учитывать фактор эмоционально ориентированного копинга и при постановке задач учитывать творческий потенциал студентов на решение вопросов, задач, именно этот преобладающий копинг может благоприятно сказаться на запоминании материала, например через презентации или, например, игровой процесс подачи.
Студенты первых курсов очень зависимы от своих сверстников и социальных связей в силу того, что многие из студентов учатся в новых для них условиях, включая город пребывания. И их поведение, и цели в жизни, в данный период, во много зависят от того мнения коллег и студентов, с которыми они общаются. Именно в этот период жизни формируются цели и управление будущей жизнью. В данный период важно формировать трезвый взгляд на будущую профессию с учетом всех возможных ее аспектов, моделировать через обучение возможные риски будущих специальностей, подготавливая студентов к будущему.
В период обучения студентов первых курсов в качестве рекомендации для преподавателей, были бы полезны тренинги по повышению уровня эмпатии в группе учащихся, формированию общей студенческой, рабочей среды с формированием своего лидера (например старосты); тренинги командобразования; тренинги корректирующие способы реагирования на стрессы; тренинги направленные на формирование суверенности психологического пространства. Данные меры носят рекомендательный характер и рассматриваются как один из инструментов по достижению психологического благополучия студентов начальных курсов.
1. Абрамова Ю. Т. Психология среды: истоки и направления / Ю. Т. Абрамова - Вопр. психологии. - 1995. - № 2. - С. 130-131.
2. Алфимова М. В. Трубников В.И, Генетико-математический подход к построению критериев прогноза психологических свойств//Школа здоровья 1996 Т.3№1
3. Анананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста /
Б.Г.Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974.
4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-16.
5. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл/ Под ред. М. В. Кларина; Пер. англ. - М.: Прогресс, 2007. -403с.
6. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: автореф. дис. к.психол.н. /Р.А. Ахмеров. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - 24 с.
7. Барышева Е. В. Социально-психологическая детерминация здоровья студенчества в системе открытого образования: к.психол.н. / Е. В. Барышева. - М., 2004.
8. Бисингалиева Ж.А. Роль психологических границ личности в социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Ж.А. Бисингалиева - Актуальные проблемы образовательной инклюзии и социально-психологической интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник трудов междунар. науч.- практ. сем., Оренбург 19 февр. 2019 г. Киров: Изд-во МЦИТО, - 2019. - С. 27-30.
9. Бисингалиевой Ж. А. Исследование взаимосвязи психологических границ и суверенности психологического пространства / Ж. А. Бисингалиева - Мир науки. Педагогика и психология, - 2019. - №3. - Том 7. - С. 18-24.
10. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
11. Бойко В. В. Диагностика уровня эмпатических способностей / В.В.Бойко. - Самара, 2001. - 490 с.
12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.
B. Бойко- http://osp.kgsu.ru/library/PDF/389.pdf (08.04.2022)
13. Бонивелл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология / Пер. с англ. Бабичевой. -М.: Время, 2009. -192 с.
14. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф. дисс. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Сарат.гос.ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2007.
15. Васильева С. В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: дис. к.психол.н. / С. В. Васильева. - СПб., 2000.
...