Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности образа отца у лиц с различной степенью созависимости

Работа №99834

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ОТЦА У ЛИЦ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ СОЗАВИСИМОСТИ 8
1.1 Образ отца и отцовская роль в воспитании ребенка 8
1.2. Созависимость, как нарушение восприятия образа отца 33
Выводы по главе 56
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ОТЦА У ЛИЦ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ СОЗАВИСИМОСТИ 58
2.1. Дизайн исследования 58
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 68
Выводы по главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 93


Незавершенность этапов формирования личности в раннем возрасте, как правило, может послужить причиной развития созависимости как приобретенной формы поведения. Согласно исследованиям, Б. Уайнхольда и Дж. Уайнхольда, созависимое поведение характерно для 98% взрослого населения планеты [55].
Необходимость и важность изучения созависимости обусловлена ее отрицательным воздействием на многие сферы человеческой жизни.
Значительное число ученых утверждают, что природа созависимости, как одной из форм зависимого поведения, заключается в нарушениях функционирования семьи, а также обусловлена различными деструкциями развития личности, формирование которых осуществляется в ранних детско - родительских отношениях. В этом контексте основополагающей является роль отца, оказывающая существенное влияние на успешность прохождения всех стадий психического развития индивида. Подразумевается, что на ранних этапах индивидуального формирования особенностей организма важная функция отца заключается в возможности сепарации отношений между матерью и ребенком, а также в участии в переходе ребенка на следующую ступень возрастного развития.
Более того, стремление личности к самораскрытию и самореализации, формирование автономии, также во многом зависит от восприятия образа отца. Именно данный фактор воздействует на свойства личности, раскрывающие ее внутренний потенциал.
Зарубежные исследования по данной проблеме демонстрируют принципиальную значимость образа отца как стимула регуляции поведения человека и его жизни в целом, восприятие как самого себя, так и окружающей реальности. В работах Г. Фигдора, Д. А. Циринг, С. В. Липпо подчеркивается потребность в анализе психологических особенностей образа отца в связи с необходимостью предупреждения и своевременной коррекции поведенческих деструкций.
Говоря о теме влияния отца на психическое развитие ребенка, можно отметить работы таких отечественных исследователей, как С. Селихов, А. И. Захаров, М. С. Егорова, Ю. В. Евсеенкова, О. Г. Калина и др. В них особое внимание уделяется ролевым моделям в семье, а также устоявшимся в нашей культуре и менталитете представлениям о нормах и эталонах отцовского воспитания.
Проблема специфики отцовского влияния имеет свою репрезентацию в рамках различных научных подходов. Тем не менее, анализ научной литературы показывает недостаточное число эмпирических подтверждений существующих концепций. Помимо этого, проблема корреляций между образом отца и формированием созависимой личности на данный момент изучена недостаточно.
Объект исследования: психологические особенности созависимых людей.
Предмет исследования: особенности восприятия отца лицами с различной степенью созависимости.
Цель работы - исследовать психологические особенности образа отца у лиц с различной степенью созависимости.
Гипотеза исследования. В качестве общей гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что образ отца респондентов с разной степенью созависимости отличается. Частными гипотезами явились предположения о том, что:
1) образ отца созависимой личности отличается неоднородностью (включает в себя либо положительный, либо отрицательный аспекты, в нем нет противоположного полюса) и конфликтностью (несогласованностью между реальным и идеальным образом).
2) в образе отца созависимых присутствуют либо подавляющие
личностные качества (деспотичный, ограничивающий), либо попустительствующие (слабый, отсутствующий, неадекватный, некомпетентный), что свидетельствует о его неоднородности.
3) созависимость ребенка связана с преставлениями о состоятельности отца.
Задачи:
1. Изучить феномен образа отца и отцовскую роль в воспитании ребенка.
2. Рассмотреть созависимость, как нарушение восприятия образа
отца.
3. Разработать дизайн исследования.
4. Проанализировать результаты исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения отечественной и зарубежной клинической психологии, в частности - биопсихосоциальная модель, позволяющая учитывать сложную многофакторную природу психической патологии (Д. Энджел), которая базируется на принципах системного подхода к анализу психических явлений (Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн).
Конкретная методологическая основа исследования представлена концепциями психодинамического подхода (К. Хорни, Э. Фромм, К. Г. Юнг, Д. В. Винникотт, X. Кохут, М. Малер, Д. Боулби); принципами теории семейных систем (М. Боуэн) концепциями отечественных и зарубежных исследователей (А. В. Петровский М.Г. Ярошевский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов К. Г. Юнг, Э. Нойманн), рассматривающих категорию «образ» как одну из ведущих в современной науке. Базовыми для понимания роли и значения образа отца стали труды М. Мид, Э. Фромма, Г. Фигдора, Э. Клэра, Дж. Холлиса.
Теоретическая значимость:
Систематизированы существующие научные подходы к изучению созависимости личности. Теоретически обосновано положение о том, что образ отца как интегральное образование психики может выступать в роли важнейшей детерминанты патологического развития личности.
Сформулированные в рамках работы гипотезы позволяют расширить научные представления о психологических особенностях образа отца у лиц с различной степенью созависимости.
Практическая значимость:
Полученные результаты применимы в практическом консультировании, включая консультирование отцов по вопросам построения наиболее адекватных отношений с их детьми, при оказании отцам психологической помощи, коррекции лиц детского, подросткового и зрелого возраста с целью профилактики развития и прогрессирования созависимости личности.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов, посвященных проблемам психического здоровья.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы для изучения созависимости, установления значимых факторов и механизмов, способствующих формированию созависимости с позиций системного подхода; систематизации научных представлений об особенностях формирования образа и установления структуры образа отца.
2. Практические методы: сбор психологического анамнеза с применением специально разработанной анкеты. Для определения степени созависимости личности - тест на определение степени созависимости Уайнхолд, методика исследования уровня субъективного контроля (УСК). Для изучения образа отца у созависимой личности - методика «Диагностика межличностных отношений» модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, методика «Личностный дифференциал».
3. Методы математической статистики: соответственно целям и задачам исследования были использованы следующие критерии:
- критерий Колмогорова-Смирнова;
- критерий Манна-Уитни;
- критерий Спирмена;
- критерий Краскела-Уоллиса;
- критерий Вилкоксона.
Обработка результатов производилась с помощью пакета статистических программ 8Р88 у.2б.
В исследовании приняли участие следующие группы испытуемых:
1. Основная группа, которую составили 47 респондентов с высокой и очень высокой степенью созависимости.
2. Контрольная группа испытуемых в составе 3б человек со средней и очень маленькой степенью созависимости.
Всего было обследовано 83 испытуемых (подробно характеристики исследованных лиц основной и контрольной групп представлены во второй главе ВКР).
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, адекватных предмету, целям и гипотезам исследования; репрезентативной выборкой; корректным применением методов статистической обработки с использованием пакета прикладных статистических программ 8Р88 у.2б; углубленным и качественным анализом результатов.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, включающего 90 источников (из них 20 на иностранном языке), и 2-х приложений. В тексте ВКР имеются 14 рисунков и 3 таблицы. Содержание работы изложено на 107 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выполнения выпускной квалификационной работы было проведено исследование психологических особенностей образа отца у лиц с различной степенью созависимости. Для проведения исследования были изучены работы отечественных и зарубежных авторов по выбранной теме. Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что научная проблема и новизна исследования состоит в потребности связанного рассмотрения образа отца и степени созависимости субъектов, поскольку отсутствует общепринятая теоретическая модель, предоставляющая возможность сделать точный прогноз последствий недостаточного участия отца в жизни ребенка. На этом основании можно подытожить, что образ отца и его отдельные качественные и количественные характеристики действительно могут выступать как предиктор формирования созависимости у ребенка.
Результаты проведенного исследования применимы в практическом консультировании, включая консультирование отцов по вопросам построения наиболее адекватных отношений с их детьми, при оказании отцам психологической помощи, коррекции лиц детского, подросткового и зрелого возраста с целью профилактики развития и прогрессирования созависимости личности. Также, результаты исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов, посвященных проблемам психического здоровья.
В завершении проведенного научного исследования, следует сделать ряд выводов:
1. Отец влияет на сепарацию между матерью и ребенком, оказывает ребенку помощь в переходе на следующий этап нормативного возрастного развития, а также, способствует развитию у детей автономии, самостоятельности, независимости, инициативности, ответственности, активности, креативности, индивидуальности и сексуальной индентичности.
2. Созависимость является зеркальным отражением зависимости, и проявляет себя теми же симптомами. Они болеют от того, что пытаются контролировать чью-то жизнь, то есть то, что не поддается контролю.
Таким образом, локус контроля оказывается направлен не во внутрь, на свои потребности и интересы, а на жизнь значимого объекта, на его контроль и «поглощение».
3. Предвестником развития созависимости являются незавершенные сепарационные процессы детей от родителей, а также неудовлетворенность первичных потребностей в раннем возрасте.
4. Системный подход как теоретическая база для понимания психологической структуры психических нарушений позволил раскрыть в структуре образа отца у созависимых лиц представления о реальном и идеальном отце. Проведенное исследование позволило выявить в структуре образа отца когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, положительные и отрицательные характеристики образа.
5. Обращаясь к общей гипотезе, выдвинутой во введении «образ отца респондентов с разной степенью созависимости отличается», мы можем заключить, что действительно, лица с различными степенями созависимости имеют значимые различия в образах сформированности отца, что и подтвердилось в эмпирическом исследовании.
Частные гипотезы были сформулированы в следующем виде:
1) образ отца созависимой личности отличается неоднородностью (включает в себя либо положительный, либо отрицательный аспекты, в нем нет противоположного полюса) и конфликтностью (несогласованностью между реальным и идеальным образом).
Данная гипотеза на имеющейся выборке подтвердилась, в группе созависимых в отличии от не созависимых есть отличия в оценке реального доминирующего отца и идеального агрессивного отца, при этом данные показатели у созависимых между реальным и идеальным образом отца значительно различаются (испытуемые склонны идеализировать и также недооценивают отца в реальности).
2) в образе отца созависимых присутствуют либо подавляющие личностные качества (деспотичный, ограничивающий), либо попустительствующие (слабый, отсутствующий, неадекватный,
некомпетентный), что свидетельствует о его неоднородности.
В этом случае гипотеза не была подтверждена, т.к. обе группы респондентов статистически сходное количество раз ассоциируют своих отцов с положительными или отрицательными существительными. Не чаще и не реже созависимые ассоциируют своего отца с отрицательными существительными, по сравнению с группой не созависимых.
3) созависимость ребенка связана с преставлениями о состоятельности отца.
Гипотеза подтвердилась, поскольку по методике личностного дифференциала, показатель «Фактор силы» в оценке отца, был значимо связан с проявлением созависимости.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, две из трех гипотез подтвердились


1. Акимова М.К. Влияние отца и его образа на возникновение аддикции у подростков / М.К. Акимова М.Н. Усцева // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 63-67.
2. Андреева Т. В. Психология семьи: Учеб.пособие / Т.В. Андреева.
- СПб.: Речь, 2010. - 384 с.
3. Андронникова О.О. Виктимная идентичность личности созависимого типа // Сибирский педагогический журнал. 2017. C 92-97.
4. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект. М.: РИО МГУДТ, 2012. 222 с.
5. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт
пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] / Е.П. Белинская // Психологические исследования. 2013. Т.6. № 30.С.5. URL: http://psvstudv.ru/index.php/num/2013v6n30/858-
belinskaya30.html (дата обращения: 01.05.2022).
6. Битти М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости / М. Битти. - М.: «Физкультура и спорт», 1997. - 331 с.
7. Богданова О.В. Особенности психологической защиты и совладания у созависимых // В сборнике: Российская наука в современном мире. Сборник статей XXXII международной научно -практической конференции. 2020. С. 97-101.
8. Борисенко Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 122
- 130.
9. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби. - М.: Академический проект, 2004. - 477 с.
10. Варга А. Я. Параметры семейной системы / А.Я. Варга // Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
11. Василюк Ф.Е. Структура образа: к 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. - 1993. - №5 октябрь- ноябрь. - С. 5-19.
12. Винникот Д.В. Семья и развитие личности: мать и дитя / Д.В. Винникот - Екатеринбург: Литур, 2004. - С. 26-145.
13. Ворошилин С.И. Психогенетический и этологический подходы к классификации не химических (поведенческих) // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: сборник научных работ. 2009. № 2. С. 59.
14. Гуггенбюль-Крейг А. Благо сатаны. Парадоксы психологии / А. Гуггенбюль-Крейг. - СПб.: Б.С.К, 1997. - 119 с.
15. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 2001. - № 5. - С. 108-111.
16. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ