Введение 4
1 Современное состояние системы высшего образования в России 8
1.1 Анализ структуры российской системы образования 8
1.2 Особенности организации высшего образования в России 14
1.3 Требования к работе научно-педагогических работников высшего
образования 17
1.4 Анализ организационной структуры Уральского федерального
университета 37
Выводы по первой главе 42
2. Особенности цифровой трансформации российской системы образования ..
2.1 Современный этап цифровизации системы образования 43
2.2 Анализ негативного влияния цифровизации на качество образовательного
процесса 48
2.3 Опыт цифрового развития Уральского федерального университета 58
Выводы по второй главе 72
3. Внедрение проекта «Цифровой преподаватель» в Уральский федеральный
университет 73
3.1 Описание проекта «Цифровой преподаватель» 73
3.2 Риски проекта и основные мероприятия по их минимизации 104
3.3 Ожидаемые результаты и перспективы проекта «Цифровой
преподаватель» 110
Выводы по третьей главе 112
Заключение 113
Список литературы 116
Приложение А 125
Актуальность темы исследования. Глобальный процесс цифровизации всех сфер человеческой жизни значительно ускорился за последние 20 лет в связи с активным развитием цифровых технологий. В последние несколько лет наметился тренд на экспансию современных технологий в образовательный процесс, которая значительно ускорилась в условиях пандемии СОУГО-19. Такое смещение акцентов в образовательной системе, очевидно, приводит к возникновению новых требований к образовательному процессу, образовательным учреждениям и преподавателям [15; 19; 23; 24; 26; 32]. В университетах нового типа - «цифровых университетах», образовательный процесс должен обеспечиваться преподавателями нового типа - «цифровыми преподавателями». Результат владения и использования цифровых средств в образовании при этом должен иметь значительное превосходство над результатом обучения без их использования. В работе представлены результаты исследований трансформации роли и компетенций преподавателя в университетах нового типа - «Цифровых университетах».
Цель исследования: разработка моделей управления и проекта трансформации роли и компетенций преподавателя для повышения эффективности и качества обучения в цифровом университете .
Задачи исследования:
- провести анализ существующей системы образования в РФ и организационной структуры Уральского федерального университета;
- провести анализ положительных и отрицательных сторон процессов цифровой трансформации высшего образования и проектов цифровой трансформации в Уральском федеральном университете;
- провести анализ изменения роли и компетенций преподавателя в условиях цифровой трансформации образования;
- выявить проблемы преподавательской деятельности и определить их влияние на эффективность и качество образования;
- разработать проект, направленный на повышение качества образования в вузе и эффективность работы преподавателя в цифровом университете; предложить критерии оценки деятельности.
Предметом исследования является процесс трансформации роли и компетенций преподавателя в цифровой среде.
Объектом изучения является Уральский федеральный университет (УрФУ).
Методы исследования. Основными методами исследования являются обобщение и анализ литературных источников по тематике, опросные методы исследования, оценочные методы.
Степень разработанности темы. Исследования в области цифровой трансформации образования и, в частности, особенностей образовательного процесса интенсифицировались в последние 10 лет в связи с активным внедрением цифровых технологий в жизнь человека. Следует отметить возросшее количество работ по данной тематике в области психологии и педагогики. Проблемы и вопросы, связанные с цифровизацией образования, на сегодняшний день вынесены на глобальный уровень обсуждения, что подтверждают доклады Специальных докладчиков при ООН и развертывание таких национальных программ как «Цифровая экономика», в которой образованию уделяется особое внимание.
Научная новизна исследования:
- предложена поддерживающая модель управления университетом;
- проведен анализ преподавательской инфраструктуры и выявлена ее связь с качеством и эффективностью образовательного процесса;
- определена роль преподавателя в «Цифровом университете».
Практическая значимость исследования заключается в результатах анализа результатов исследования на основе, которых предложен проект «Цифровой преподаватель». Проект можно использовать как основу для трансформации преподавательской среды с целью оптимизации труда преподавателя, повышения эффективности и качества образования в университете.
Информационно-эмпирическая база исследования включается себя более 60 литературных источников, в том числе в себя монографии, учебные пособия, научные статьи, справочники, электронные ресурсы. Исследования с применением опросных методик включают выборку из порядка 100 обучающихся по направлениям обучения бакалавриата, специалитета и магистратуры. Опрос преподавательской среды проводился среди сотрудников физико-технологического университета УрФУ путем оценочного сбора информации при собеседовании в группах.
Структура магистерской диссертации. Работа содержит 3 главы, введение, заключение, библиографический список, приложение. Первая глава посвящена обзору структурных особенностей современного образования в РФ, анализу организационной структуры высшего образования и университетов и требований к научно-педагогическим работникам. Вторая глава содержит анализ особенностей цифровой трансформации системы высшего образования, описание современного опыта внедрения цифровых сервисов в Уральский федеральный университет и анализ негативного влияния цифровых технологий на результат образования. В третьей главе разработан проект «Цифровой преподаватель», в рамках которого предложена поддерживающая модель управления университетом и мероприятия по адаптации преподавательской инфраструктуры университета для повышения эффективности и качества преподавания с использованием цифровых технологий.
В работе выполнен анализ общей структуры системы образования и структуры высшего образования в РФ. В результате анализа структуры организаций высшего образования в работе сделан вывод, что подавляющая масса организаций представляет собой организации с иерархической структурой управления. Объем и количество иерархических ступеней, как правило, зависит от размера организации, количества обучающихся, количества профессорско-преподавательского состава и функций и задач, выполняемых организацией.
На основе аналитического обзора описаны особенности цифровой трансформации современного образования, проведен анализ негативных сторон цифровизации образовательного процесса, представлен опыт внедрения проекта «Цифровой университет» в Уральский федеральный университет. В результате анализа сделан вывод, что процесс цифровой трансформации образования несет в себе новую парадигму образовательного процесса и позволяет сделать образование более доступным. Однако при этом могут быть ограничены академическая свобода преподавателей, появляются риски отсутствия формирования у студентов общечеловеческих ценностей, а также возможна потеря гуманистической направленности образования. Роль очного образования и роль преподавателя в парадигме цифрового образования многократно увеличилась в сравнении с традиционными методами обучения.
В работе представлен результате анализа проекта «Цифровой университет», внедряемый в УрФУ. Отмечены его положительное влияние на развитие образовательного процесса в университете и углубление интеграции вузов, промышленности и бизнеса. Отмечен главный недостаток проекта: отсутствие преобразований преподавательской инфраструктуры в новом «Цифровом университете».
Представлен разработанный студентом лично проект «Цифровой преподаватель». Представлены цели и задачи проекта, которые заключаются в осуществлении трансформации преподавательской инфраструктуры для повышения качества и эффективности образовательного процесса в «Цифровом университете».
Основная идея проекта - переход от иерархической модели управления образовательной организации к поддерживающей модели и трансформация преподавателей-трансляторов в преподавателей-лидеров. Отличительной особенностью проекта является введение принципов работы «Цифрового университета», основанных на управлении человеческим капиталом, и создании цифровых сервисов, облегчающих и улучшающих качество работы преподавателей и сотрудников университета и создающих условия для проявления лидерских качеств у преподавателей.
Основные риски проекта заключатся в глобальном изменении структуры организации при инфраструктурной трансформации, в возможном низком качестве исследований текущего состояния преподавательской инфраструктуры, возможном низком качестве реализации предлагаемых цифровых сервисов, сохранении сложного и бюрократизированного делопроизводства и коммуникаций в вузе, длительном, сложном и трудозатратном процессе конвертации существующих бумажных и электронных документов в интерактивную электронную форму, боязнь перемен участников процесса трансформации. Для всех вышеперечисленных рисков рассмотрены способы минимизации.
Описаны ожидаемые результаты предлагаемого проекта.
Показано, что в результате успешной реализации проекта ряд важнейших показателей деятельности университета, влияющих также и на рейтинг университет в мире, покажут существенный рост, что в свою очередь положительно скажется на репутации вуза и привлечет дополнительные средства для развития университета.
1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессиональ [Текст].
2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 11 ноября 2020 г. N 1402 “О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования” [Текст]. - 2020.
3. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Текст]. - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, 2012.
б) учебно-методическая литература, сборники, монографии, статьи,
аналитические материалы и корпоративные исследования
4. Brabazon T. The University of Google: Education in the (Post) Information Age [Текст] / T. Brabazon. - London and NewYork: Ashagate Publisher, 2008. - 240 p.
5. Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains [Текст] / N. Carr. - New York and London: W.W. Norton and Co., 2010. - 41 p.
6. Likert R. The Human Organization. Its Management and Value [Текст] / R. Likert. - New York: McGraw-Hill, 1967. - 258 p.
7. The Virtual University: Models and Messages; Lessons from Case Studies [Текст] / ed. S. D’Antoni. - Paris: UNESCO and International Institute for Educational Planning, 2006. - 451 p.
8. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие [Текст] / Л.И. Гурье. - Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2004. - 212 р.
9. Исследование и разработка организационных систем управления в высших учебных заведениях [Текст] / В.Е. Ланкин [et al.]. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. - 178 р.
10. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст] / В.В. Краевский. - Москва: Академия, 2006. - 400 р.
11. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения [Текст] / В.И. Блинов [et al.]; ed. В.И. Блинов. - 2020. - 98 р.
12. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / ed. Б.М. Бим - Бад. - Москва: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 р.
13. Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. II. [Текст]. - Казань: Издательство Казанского университета, 2020. - 302 р.
14. Спорн Б. Адаптивные университеты [Текст] / Б. Спорн. - Москва: Ассоциация инженерного образования России, Информационно-аналитический центр, 2004. - 158 р.
15. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А.Ю. Уваров [et al.]. - 2019. - 1-344 р.
16. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологии“ в учебном процессе [Текст] / Т.А. АйМалетдинов [et al.]. - 2019. - 84 p.
17. Brandl K. Writing on the Board versus PowerPoint: What do Students Prefer and Why? [Текст] / K. Brandl, S. Schneid, C. Armour // The FASEB Journal.
- 2015. - Vol. 29. - № S1. - P. LB465.
18. Comparison of the impact of PowerPoint and chalkboard in undergraduate medical teaching: an evidence based study [Текст] / S.A. Meo [et al.] // Journal of College of Physicians And Surgeons Pakistan. - 2013. - Vol. 23. - № 1.
- P. 47-50.
19. Gitelman L.D. Technology of Accelerated Knowledge Transfer for Anticipatory Training of Specialists in Digital Economy [Текст] / L.D. Gitelman, M.V. Kozhevnikov, O.B. Ryzhuk // Economy of Region. - 2020. - Vol. 16. - № 2. - P. 435-448.
20. Goosen L. E-learning management system technologies for teaching programming at a distance [Текст] / L. Goosen, D. Van Heerden // Proceedings of the International Conference on e-Learning. - 2015. - P. 116-126.
21. Jabeen N. Comparison of the traditional chalk and board lecture system versus power point presentation as a teaching technique for teaching gross anatomy to the first professional medical students [Текст] / N. Jabeen, A. Ghani // Journal of Evolution of Medical and Dental Sciences. - 2015. - Vol. 04. - № 11. - P. 1811¬1817.
22. Nguyen T. The Effectiveness of Online Learning: Beyond No Significant Difference and Future Horizons [Текст] / T. Nguyen // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. - 2015. - Vol. 11. - № 2. - P. 309-319.
23. Safuanov R.M. Digitalization of the education system [Текст] / R.M. Safuanov, M.Y. Lekhmus, E.A. Kolganov // Bulletin USPTU Science education economy Series economy. - 2019. - Vol. 2. - № 28. - P. 108-113.
24. Владимировна М.Е. О плюсах и минусах цифровизации современного образования [Текст] / М.Е. Владимировна // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - Vol. 64. - № 4. - P. 133¬135.
25. Дорофеев В.Д. Менеджмент, ориентированный на человеческий капитал, - необходимое условие развития российских предприятий [Текст] / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелёва // Journal of new economy. - 2008. - Vol. 1. - № 20. - P. 17-23.
26. Константинова Д.С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования [Текст] / Д.С. Константинова, М.М. Кудаева // Russian Journal of Labor Economics. - 2020. - Vol. 7. - № 11. - P. 1055-1072.
27. Можаева Г.В. Цифровая трансформация в вузах - членах ассоциации «Сибирский открытый университет»: современное состояние, проблемы и перспективы [Текст] / Г.В. Можаева, А.А. Шабалина // EdCrunch Томск: материалы международной конференции по новым образовательным технологиям. - Томск, 2019. - P. 45-54.
28. Роботова А.С. «Внутренние волнения души» в педагогическом процессе [Текст] / А.С. Роботова // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2009. - Vol. 4. - P. 13-21.
29. Ситникова О.В. Гуманистическая миссия преподавателя вуза [Текст] / О.В. Ситникова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2017. - Vol. 58. - № 2. - P. 5-11.
30. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование [Текст] / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - Vol. 25. - № 2. - P. 84-88.
31. Тихонов Э.А. Теоретико-методологические проблемы современного образования [Текст] / Э.А. Тихонов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 3. - P. 25-27.
32. Шарипова О.М. Цифровизация и цифровые компетенции: новая реальность [Текст] / О.М. Шарипова // Russian Journal of Innovation Economics. - 2020. - Vol. 10. - № 3. - P. 1789-1802.
в) ресурсы сети Интернет и другие электронные ресурсы
33. Digitization, digitalization and digital transformation: the differences
[Электронный ресурс]. - URL: https://www.i-scoop.eu/digital-
transformation/digitization-digitalization-digital-transformation-disruption/ (дата
обращения: 03.02.2021).
34. Explanation of binary arithmetics [Электронный ресурс]. - URL: http://www.leibniz-translations.com/binary.htm(дата обращения: 03.02.2021).
35. Leveraging Information and Communication Technologies to Achieve the Post-2015 Education Goal [Электронный ресурс]. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000243076?posInSet=1&queryId=d224da9 0-1c3e-4e1a-ac4f-963a5828b8ba (дата обращения: 18.02.2021).
36. MacDougall W. Germany - Industrie 4.0 smart manufacturing for the future - GTAI [Электронный ресурс]. - URL: https://www.manufacturing- policy.eng.cam.ac.uk/documents-folder/policies/germany-industrie-4-0-smart- manufacturing-for-the-future-gtai/at_download/file(дата обращения: 02.02.2021).
37. Press G. A very short history of digitization [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.forbes.com/sites/gilpress/2015/12/27/a-very-short-history-of-
digitization/?sh=68cc232a49ac (дата обращения: 03.02.2021).
38. Taming the Digital Dragon: The 2014 CIO Agenda [Электронный
ресурс]. - URL:
https ://www. gartner.com/imagesrv/cio/pdf/ cio_agenda_insights2014.pdf (дата
обращения: 03.02.2021).
39. What is digital transformation? [Электронный ресурс]. - URL: https://enterprisersproject.com/what-is-digital-transformation#q7(дата обращения: 03.02.2021).
40. Абитуриент ИРИТ-РТФ [Электронный ресурс]. - URL: https://priem- rtf.urfu.ru/ru/(дата обращения: 15.02.2021).
41. Дирекция информационных технологий [Электронный ресурс]. - URL: https://dit.urfu.ru/ru/(дата обращения: 18.02.2021).
42. Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на образование [Электронный ресурс]. - URL: http://fcoz.ru/praktika/pravo-na- obrazovanie/detail.php?ELEMENT_ID=5891(дата обращения: 04.02.2021).
43. Зорина А.Д. Отчёт за 2019 год и плана работ на 2020 год по проектам Программы цифровой трансформации Университета. Направление «Система управления на основе данных» [Электронный ресурс]. - URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/about/digital/pres/Upravlenie_Zo rina.pdf (дата обращения: 09.02.2021).
44. Исследование МГИИУ: отношение к дистанционному обучению
студентов и преподавателей [Электронный ресурс]. - иРЪ:
https://mgppu.ru/news/8000(дата обращения: 18.02.2021).
45. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации. [Электронный ресурс].
46. Кузьмина А. Цифровые образовательные технологии в рамках проекта трансформации «Цифровой университет» [Электронный ресурс]. - иЯЬ: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/about/digital/pres/Tekhnologii_ Kuzmina.pdf (дата обращения: 09.02.2021).
47. Можаева Г.В. Цифровые компетенции преподавателя как основа
успешного развития [Электронный ресурс]. - иРЪ:
http://krirpo.ru/events/barcamp/barcamp-2020/docs/MozhaevaGV_barcamp2020.pdf(дата обращения: 18.02.2021).
48. Обабков И.Н. Индивидуальные образовательные траектории
[Электронный .ru/fileadmin/user_upload/common_files/about/digital/pres/Traektorii_Ob abkov.pdf (дата обращения: 09.02.2021).
49. Образовательная инициатива. Программа улучшений
образовательной среды с помощью технологий [Электронный ресурс]. - 1.Ж1.: https://initiative.yandex.ru/projects(дата обращения: 18.02.2021).
50. Организационная структура УрФУ [Электронный ресурс]. - URL:
https://urfu.ru/external/structure/bb9f2e06-c4ee-4e4c-a9a2-12de5e453f06 (дата
обращения: 02.02.2021).
51. Особенности модели Цифрового университета УрФУ (итоги 2019 года и задачи на 2020 и 2021 годы) [Электронный ресурс]. - URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/about/digital/msc/CifrovaJa_mod el_UrFU_230120.pdf (дата обращения: 09.02.2021).
52. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/%0Apresident/news/56957(дата обращения: 01.02.2021).
53. Программа цифровой трансформации Уральского федерального университета [Электронный ресурс]. - URL: https://urfu.ru/ru/about/digital/(дата обращения: 09.02.2021).
54. Система образования в России [Электронный ресурс]. - URL: https ://www. gosuslugi.ru/situation/obtain_education/education_system_in_Russia(дата обращения: 28.01.2021).
55. Созыкин А.В. Модель цифрового университета: компетенции
цифровой экономики [Электронный ресурс]. - URL:
https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/about/digital/pres/EHkonomika_ Sozykin.pdf.
56. Состав Ученого совета УрФУ [Электронный ресурс]. - URL: https://urfu.ru/ru/about/council/consist/(дата обращения: 03.02.2021).
57. Структура блока проректора по науке УрФУ [Электронный ресурс]. - URL: https://urfu.ru/external/structure/70d5585e-9bf3-4924-86ba-8fb05be5060f(дата обращения: 02.02.2021).
органы управления. Органы управления
образовательной организацией [Электронный ресурс]. - ПРЬ: https://urfu.ru/ru/about/units/(дата обращения: 03.02.2021).
59. Типовая организационная структура институтов в составе УрФУ,
созданных (или реорганизованных) с 01.01.2011 по 14.06.2016г. Методические рекомендации. 2016 г. [Электронный ресурс]. - ПРЬ:
https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/academic_council/docs/Prilozhe nie_1_Tipovaja_struktura_Instituto1.PDF (дата обращения: 02.02.2021).
60. Урок 5. Современные методы обучения [Электронный ресурс]. - 1Ж1.: https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php(дата обращения: 12.02.2021).
61. Федеральные университеты [Электронный ресурс]. - ПРЬ: http://www.edu.ru/abitur/act.73/index.php(дата обращения: 13.02.2021).
62. Цифровая экономика России [Электронный ресурс]. - ПРЬ:
https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_экономика_России (дата
обращения: 18.02.2021).