РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ 14
1.1. Теоретические аспекты информационного взаимодействия органов
власти с населением 14
1.2. Нормативно-правовая база информационного взаимодействия
органов власти с населением 22
1.3. Формы информационного взаимодействия органов
государственной власти с населением 29
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37
2.1. Особенности информационного взаимодействия органов
государственной власти с населением в Курганской области 37
2.2 Направления развития информационного взаимодействия органов государственной власти с населением на основе ИКТ 60
3. МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ
ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ 66
3.1. Описание проекта совершенствования информационного взаимодействия в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг 66
3.2. Перспективы реализации проекта 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Взаимодействие государства с населением является процессом закономерным и естественным. Без взаимодействия не будет ни общества, ни государства в их привычном понимании. Одной из форм взаимодействия государства и общества является информационное взаимодействие.
В рамках реализации административной реформы, которая к числу базовых приоритетов относила парадигму нового государственного управления (new public management).Данное направление развития предполагает открытость, прозрачность, подотчетность органов власти перед гражданами, которые выступают уже в роли потребителя, клиента. В этих условиях возрастает роль информационного взаимодействия, которое позволяет с одной стороны населению получать достоверную информацию о деятельности органов власти, с другой стороны органам государственной власти получать обратную реакцию населения на проводимую деятельность.
Сегодня все большую роль в информационном взаимодействии населения и органов государственной власти играют информационно - коммуникационные технологии (далее - ИКТ). Они способствовали развитию электронных форм коммуникации населения и органов власти. Особенно важным наличие электронных форм взаимодействия стало в период пандемии, когда привычные многим способы взаимодействия стали практически невозможны.
Развитие электронных форм информационного взаимодействия органов власти с населением обусловлено активным проникновением интернета в повседневную деятельность граждан РФ. По данным Mediascope в 2020 году аудитория Интернет-пользователей в России среди населения старше 12 лет составила 78,1%. По данным установочного исследования проекта WEB - Index, в 2020 году интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались в среднем 95,6 млн человек . В среднем за день в интернет выходили 71,1% населения России. По данным отчета We Are Social и Hootsuite за 2020 год россияне проводят в интернете 7 часов 17 минут каждый день.
Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) при информационном взаимодействии органов государственной власти с населением была обозначена еще в 2012 году. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» было предусмотрено пять целевых показателей, один из которых обязует достичь значения в 70% граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Также на внедрение ИКТ в сферу информационного взаимодействия органов власти с населением направлены цели государственной программы «Информационное общество», которая в 2020 году подошла к концу, национальный проект «Цифровая экономика» и входящий в состав национального проекта федеральный проект «Цифровое государственное управление».
Все это говорит о том, что у населения сложилась потребность в электронном взаимодействии с властью, что нашло отражение и в нормативных документах, следовательно, органы государственной власти должны соответствовать новым требованиям общества и совершенствовать формы информационного взаимодействия с населением.
Степень разработанности темы исследования. Тема информационного взаимодействия имеет высокий уровень освещения в научной литературе. Основы теории информационного взаимодействия были заложены В.З. Коганом. Сущность и проблематика информационного взаимодействия рассматривалась следующими авторами: Елсуков П.Ю., Овчинский А.С., Чеботарева С. О., Мрочко Л.В., Пирогов А. И. Система государственного и муниципального управления как область исследования освещалась в работах Чиркина В.Е., Мухаева Р.Т., Акмаловой А.А., Капицына В.М., Барцица И.Н.
Механизмы взаимодействия органов государственной власти с населением изучались Ноянизиной О.Е., Цапковой М.С., Смолиной Е.Г., Науменко Е.С. Понятие информационного взаимодействия органов государственной власти с населением, его формы в своих исследованиях раскрыли Копалова О.С., Черкасова В.Ю., Сулейманова Ш.С., Васецкий А.А., Левина С. А., Ястребова Е. Ю., Петрик А.С., Башкиров В.А.
Тем не менее, несмотря на обилие публикаций об особенностях информационного взаимодействия органов государственной власти с населением, не до конца раскрытой остается тема совершенствования этого взаимодействия, особенно на основе ИКТ.
Цель работы - исследование форм информационного взаимодействия органов государственной власти с населением на региональном уровне и разработка рекомендаций по их совершенствованию в Курганской области.
Объект исследования - информационное взаимодействие органов власти с населением.
Предмет исследования - формы информационного взаимодействия органов государственной власти с населением и способы их совершенствования.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты информационного
взаимодействия органов власти с населением;
- рассмотреть нормативно-правовую базу информационного
взаимодействия органов власти с населением;
- рассмотреть формы информационного взаимодействия органов государственного и муниципального управления с населением;
- определить особенности информационного взаимодействия органов государственной власти Курганской области с населением;
- провести анализ информационного взаимодействия органов государственной власти с населением в Курганской области;
- определить способы совершенствования форм информационного взаимодействия органов власти Курганской области с населением и разработать рекомендации по их применению.
Методы исследования. В теоретической части работы были использованы методы анализа документов, графического представления данных и пр. В эмпирической части - методы анализа статистических данных, вторичный анализ данных, опрос. При создании проекта были использованы метод проектирования и планирования.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.
Научная новизна заключается в изучении особенностей информационного взаимодействия органов власти с населением с целью определения способов его совершенствования, на территории конкретного субъекта РФ.
1. Информационное взаимодействие органов власти с населением - это комплексная система, на основе которой происходит информирование населения о деятельности органов власти, привлечение населения к участию в принятии решений, обеспечение поддержки решений, и создание благоприятного имиджа органов власти, получение обратной связи от населения, формирование определённых ценностных ориентаций, которые бы обеспечивали социальную стабильность в обществе. Информационное взаимодействие органов власти с населением выступает приоритетным направлением в деятельности органов государственного управления, поскольку от его результативности зависит дальнейшее развитие государства.
2. Основными каналами информационного взаимодействия органов
государственной власти и населения посредством СМИ являются следующие: информационные сообщения (пресс-релизы, анонсы, статьи, обзоры, бюллетени), информационные мероприятия (брифинги, конференции, презентации, интервью, семинары и пр.). информационные технологии (веб - сайты, форумы, социальные сети, обратная связь, опросы и пр.). Помимо СМИ, каналом коммуникации выступают непосредственные встречи в форме приемов граждан, публичных слушаний, выступлений должностных лиц, а также «опосредованные» встречи в форме участия в консультативных и экспертных советах, общественных палатах и советах и пр. Отдельным самостоятельным каналом может считаться интернет, поскольку в виртуальном пространстве сегодня возможна организация практически любых иных видов информационного взаимодействия органов государственной власти и населения.
3. К формам информационного взаимодействия органов государственной власти с населением относят: предоставление государственных и муниципальных услуг, в рамках закрепленных полномочий органа государственного или муниципального управления; размещение информации о деятельности органов власти, нормативно - правовых актов и подобного рода информации на общедоступных ресурсах; проведение референдума, опроса с целью получения информации о мнении населения; работа с заявлениями, обращениями, жалобами, предложениями, представленными в орган государственной власти, гражданами и формирование обратной связи; механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики; планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий.
Основными формами информационного взаимодействия органов государственной власти и населения с использованием информационно - коммуникационных технологий считаются: оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме; электронная форма обращения граждан в органы государственной власти; электронное голосование и референдум (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т. д.); онлайн-мероприятия и онлайн-инициативы; механизмы формирования онлайн-сообществ; инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти. Совершенствование форм информационного взаимодействия в настоящее время основывается на активном применении информационного-коммуникационных технологий.
4. Информационное взаимодействие органов государственной власти с населением на территории Курганской области реализуется в большей степени через предоставление государственных и муниципальных услуг, работу с обращениями граждан, размещение информации о деятельности органов власти. Данные формы информационного взаимодействия можно назвать традиционными, они востребованы населением более всего. Информационное взаимодействие органов власти с населением в Курганской области реализуется и с помощью ИКТ. Органами власти Курганской области начато внедрение механизмов реализации гражданских инициатив, формирования онлайн-сообществ. Но на сегодняшний день данные формы еще мало востребованы среди населения Курганской области.
5. Органами государственной власти Курганской области к 2020 году приняты меры по внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс информационного взаимодействия с населением. Реализовано предоставление более двухсот государственных и муниципальных услуг в электронной форме различными ведомствами. Активная работа ведётся по ведению и актуализации информации на официальных сайтах органов власти. Введены новые формы информационного взаимодействия в электронной форме в рамках социальных сетей. Созданы платформы, направленные на формирование онлайн- сообществ для решения социально значимых вопросов.
6. На территории Курганской области механизмы информационного взаимодействия имеют под собой необходимую нормативно-правовую базу. Но с требованиями современных тенденций развития требуется внесение изменений, касающихся регуляции взаимодействия с применением информационно-коммуникационных технологий. Необходим пересмотр существующих методов мониторинга качества предоставления государственных услуг. Требуется размещение и постоянная актуализация информация о порядке получения государственных услуг в электронной форме, а также возможностях размещения обращений и инициатив по развитию территорий Курганской области жителями региона.
7. Предлагаемый проект состоит из проведения мероприятий по внесению изменений в положение о проведении мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Курганской области; внедрению программного обеспечения, функции которого направлены на отслеживание работоспособности информационной системы, обеспечивающей работу портала по предоставлению государственных и муниципальных услуг; сбор статистических данных о работе информационной системы, обеспечивающей работу портала по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Кроме этого, проект предполагает реализацию мероприятий по популяризации электронных форм информационного взаимодействия органов власти с населением на территории Курганской области.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта, который может быть реализован Департаментом информационных технологий и цифрового развития Курганской области. Выводы и рекомендации в работе направлены на совершенствование информационного взаимодействия органов государственной власти с населением. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки содержания дисциплины «Государственное и муниципальное управление».
Личный вклад магистранта состоит в:
- непосредственном участии в получении исходных данных и научных исследованиях;
- в обработке и интерпретации эмпирических данных, выполненных лично автором;
- в личном участии в апробации результатов исследования;
- в подготовке основных публикаций по выполненной работе.
По результатам исследования разработан проект «Развитие электронных форм информационного взаимодействия с населением». Данный проект заключается в пересмотре системы мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в условиях внедрения ИКТ; продолжении популяризации электронных форм информационного взаимодействия населения с органами государственной власти. Реализация проекта позволит повысить эффективность информационного взаимодействия органов власти с населением. То есть повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, исключить отказ в предоставлении гражданину той или иной услуги по причине некорректной работы портала по предоставлению услуг, наличию неправильной, устаревшей информации о порядке получения государственной или муниципальной услуги. Реализация проекта также позволит повысить прозрачность и открытость деятельности органов государственной власти путем наличия у жителей области знаний о наличии ресурсов по получению информации о деятельности органов власти, ресурсов с помощью которых граждане могут обратиться с обращением или инициативой.
Апробация результатов исследований. Материалы, представленные в исследовании, были представлены на следующих научно -практических конференциях:
- Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2019» на секции «Ответственное поколение», 8-12 апреля 2019 года.
- Конференции «Весенние дни науки ВШЭМ 2019» на секции «Новые требования к системам менеджмента в условиях глобализации экономики» 17-19 апреля 2019 года.
- XV Осенней конференция молодых ученых в новосибирском Академгородке «Актуальные вопросы экономики и социологии» 20 ноября 2019 года.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Структура работы построена исходя из логики решения поставленных задач и достижения основной цели диссертационного исследования.
Введение данной работы описывает актуальность изучаемой тематики, теоретическую, нормативную и эмпирическую основы анализа, определяет цель и задачи исследования, указывает использованные методы. Кроме этого, описывается структура работы и указываются результаты апробации.
В первой главе рассматриваются основополагающие теоретические аспекты информационного взаимодействия органов государственной власти с населением, а также формы данного взаимодействия. Вторая глава посвящена анализу результатов эмпирического исследования. Третья глава описывает предполагаемый проект, реализация которого позволит совершенствовать информационное взаимодействие органов власти с населением в целом и электронные формы информационного взаимодействия в частности. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме с обозначением практикоориентированных рекомендаций по повышению результативности информационного взаимодействия органов государственной власти с населением на территории Курганской области.
В ходе работы были изучены теоретические аспекты информационного взаимодействия органов власти с населением: выделены такие понятия как взаимодействие, информационное взаимодействие, информационно - коммуникационные технологии.
В ходе исследования информационное взаимодействие органов государственной власти с населением определено как сложная система, которая должна решать задачи по информированию населения о деятельности органов власти, привлечению населения к участию в принятии решений, обеспечению поддержки решений, и созданию благоприятного имиджа органов власти, получению обратной связи от населения.
Под формами информационного взаимодействия органов государственной власти с населением понимают разного рода механизмы коммуникации, направленные на решение социально значимых вопросов жизнедеятельности государства и общества. Определяют следующие формы информационного взаимодействия органов государственной власти с населением:
- предоставление государственных и муниципальных услуг, в рамках закрепленных полномочий органа государственного или муниципального управления;
- размещение информации о деятельности органов власти, нормативно- правовых актов и подобного рода информации на общедоступных ресурсах;
- проведение референдума, опроса с целью получения информации о мнении населения;
- работа с заявлениями, обращениями, жалобами, предложениями, представленными в орган государственной власти, гражданами и формирование обратной связи;
- механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно - политической тематики;
- планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий.
Указанные формы информационного взаимодействия реализованы и с применением информационно-коммуникационных технологий имеют следующие виды:
- оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- электронная форма обращения граждан в органы государственной власти;
- электронное голосование и референдум (голосование по
мобильному телефону, интернет-выборы и т. д.;
- механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме онлайн;
- механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;
- механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти.
Была рассмотрена нормативно-правовая база информационного взаимодействия органов власти с населением. Выделена нормативно-правовая база федерального и регионального уровня. Определены недостатки нормативно-правового регулирования проведения мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Курганской области.
Во второй части магистерской диссертации был проведен анализ форм информационного взаимодействия органов государственной власти с населением в Курганской области.
В работе представлена структура органов власти Курганской области, выделены их функции в целом, а также полномочия по информационному взаимодействию с гражданами. Выделены органы исполнительной власти Курганской области, отвечающие за реализацию информационного взаимодействия с населением на основе ИКТ на территории Курганской области: Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области и Департамент информационной и внутренней политики Курганской области.
Рассмотрены формы информационного взаимодействия органов государственного и муниципального управления с населением. Из них выделены формы информационного взаимодействия, реализуемые с помощью ИКТ.
Основными формами информационного взаимодействия можно считать предоставление государственных и муниципальных услуг, работу со средствами массовой информации, обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти в сети «Интернет».
Самыми востребованными формами информационного взаимодействия среди жителей Курганской области являются такие формы как получение государственных и муниципальных услуг, обращение в органы государственной власти.
Существенное отставание фактических значений показателей, установленных нормативно-правовыми актами, от целевых значений наблюдается по такой форме информационного взаимодействия как предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Уровень востребованности в исследуемый период находится ниже значений, установленных нормативно-правовыми актами.
Проведен анализ процесса реализации форм информационного взаимодействия органов государственного управления Курганской области с населением. Также в исследовании была отражена динамика показателей, характеризующих развитие форм информационного взаимодействия через механизм применения ИКТ. В ходе анализа было определено, что самым низким темпом развития на территории Курганской области характеризуется такая форма информационного взаимодействия как предоставление государственных и муниципальных услуг.
Разработаны рекомендации по совершенствованию одной из форм информационного взаимодействия органов власти Курганской области с населением - предоставление государственных и муниципальных услуг. К ним относятся:
- внесение изменений в методику оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Курганской области;
- внедрение программного обеспечения, функционал которого направлен на предотвращение сбоев в работе информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг; сбор статистической информации о работе по предоставлению государственных и муниципальных услуг, необходимой для проведения мониторинга качества;
- проведение дополнительных мероприятий по информированию граждан о возможностях информационного взаимодействия с органами государственной власти с применением ИКТ.
Реализация данных мероприятий позволит увеличит значения показателей:
- доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА;
- доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг;
- доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги;
- затраты рабочего времени на обработку данных, необходимых для проведения мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Разработан проект для реализации предложенных мероприятий. Ответственным за реализацию проекта определен Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области. Предположительная продолжительность проекта 43 дня. Финансовое обеспечение реализации представленных мероприятий за счет средств федерального бюджета и бюджета Курганской области согласно установленным соглашением о предоставлении межбюджетного трансферта долям софинансирования.
Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день система информационного взаимодействия органов государственной власти с населением на территории Курганской области является налаженной и работающей. Но с изменением тенденций развития окружающего мира и проникновение в жизнедеятельность общества информационно-коммуникационных технологий, в частности, такая сфера как информационное взаимодействие обязана трансформироваться в соответствии с требованиями общества.
Внедрение и использование ИКТ в сфере государственного и муниципального управления находится в стадии развития как в Курганской области, так и в Российской Федерации. Сложно говорить об уровне информатизации в России, сравнивая его с уровнем информатизации других стран, значительно уступающих РФ в размерах территорий. Остается большая территория России, которая до сих пор не может быть покрыта информационными сетями в силу труднодоступности и сложных климатических условий.
Уровень цифровизации Курганской области также находится на достаточно низком уровне. Согласно представленному центром финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления «Сколково» рейтингу «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за 2018 год по уровню цифровизации Курганская область заняла 73 место. Такое положение объясняется тем, что регион дотационный и не имеет больших средств на повышение площадей покрытия сетью Интернет, например, как Тюменская область, затраты на информатизацию которой превышают соответствующие затраты бюджета Курганской области почти в 4 раза. Основным источником финансирования мероприятий по развитию ИКТ в Курганской области являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Большинство из которых направлено на развитие ИКТ в сферах образования и здравоохранения. Субсидии на развитие, внедрение новых ИКТ в органах государственного управления занимают совсем небольшую часть в общем объеме предоставляемых Курганской области межбюджетных трансфертов.
1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] :
принята всенародн. голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общеросс. голосования 01.07.2020// СПС «Консультант-Плюс». -
Москва, 2021. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2 Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 601 // Гарант : сайт информ.-правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70170942/
3 О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 гг. [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203 // Гарант : сайт информ.-правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71670570/
4 Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149- ФЗ // Гарант : сайт информ.-правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа: http ://base.garant.ru/12148555/
5 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Гарант : сайт информ. -правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12177515/
6 Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] : федер. закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Гарант : сайт информ.- правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/194874/
7 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Гарант : сайт информ.-правовой компании.
- Москва, 2021. - Режим доступа: http://base.garant.ru/184566/
8 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Гарант : сайт информ.-правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12146661/
9 Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Информационное общество (2011 -2020 годы) [Электронный ресурс] : пост. Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 // Гарант : сайт информ.-правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/70644220/
10 Об утверждении «Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс] : расп. Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р // Гарант : сайт информ. -правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа: http://base.garant.ru/64582315/
11 Об утверждении Порядков заполнения и представления форм
федерального государственного статистического наблюдения № 3 -информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)», № 4 - инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» [Электронный ресурс] : пост. Росстата от 20 ноября 2006 г. № 68 // Гарант : сайт информ.-правовой компании. - Москва, 2021. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/72302240/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/
12 О Курганской областной Думе [Электронный ресурс] : закон
Курганской области от 14 февраля 2017 г. № 3 // Официальный сайт Курганской областной Думы. Курган, 2021. - Режим доступа:
http ://www.kurganoblduma.ru/about/total/
13 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Курганской области [Электронный ресурс] : закон Курганской области от 5 июля 2011 г. № 39 // Docs.cntd.ru, все Кодексы РФ, СП, ГОСТ, Снип, Санпин, регламенты, указы, законы. Москва, 2021. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453108188
14 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Курганской области [Электронный ресурс] : указ Губернатора Курганской области от 10 октября 2019 г. № 13 // Docs.cntd.ru, все Кодексы РФ, СП, ГОСТ, Снип, Санпин, регламенты, указы, законы. Москва, 2021. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561572682
15 О государственной программе Курганской области «Основные направления информационной политики [Электронный ресурс] : пост. Правительства Курганской области от 15 марта 2016 г. № 41 // Docs.cntd.ru, все Кодексы РФ, СП, ГОСТ, Снип, Санпин, регламенты, указы, законы . Москва, 2021. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/438843414
16 О государственной программе Курганской области «Информационное общество» [Электронный ресурс] : пост. Правительства Курганской области от 14 октября 2018 г. № 428 // Docs.cntd.ru, все Кодексы РФ, СП, ГОСТ, Снип, Санпин, регламенты, указы, законы . Москва, 2021. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550304458
17 О проведении мониторинга качества предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Курганской области, в том числе в Г осударственном бюджетном учреждении Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] : расп. Правительства Курганской области от 25 сентября 2017 г. № 336-р // Docs.cntd.ru, все Кодексы РФ, СП, ГОСТ, Снип, Санпин, регламенты, указы, законы . Москва, 2021. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446552526
18 Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] : утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04 июня 2019 г. № 7// Гарант : сайт
информ.-правовой компании. - Москва, 2021 - Режим доступа:
http://base.garant.ru/72296050/
19 Устав Курганской области [Электронный ресурс] : закон
Курганской области от 16 декабря 1994 г. №1 // Официальный сайт
Правительства Курганской области. Курган, 2021. - Режим доступа:
https://kurganobl.ru/ustav-i-gosudarstvennye-simvoly-kurganskoy-oblasti
20 Боронина Л. Н. Основы управления проектами: учеб. пособие / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 112 с.
21 Елсуков П. Ю. Информационные взаимодействия / П. Ю. Елсуков // Информационные технологии в науке, образовании и управлении. - 2019. - № 1. - С. 64-71.
22 Заборова Е. Н. Власть и население: аспекты взаимодействия на муниципальном уровне / Е. Н. Заборова // Вопросы управления. - 2014. № 4. - С. 42-48.
23 Коваленко Н. И. Взаимодействие в информационном функциональном пространстве / Н. И. Коваленко // Перспективы науки и образования. - 2016. - 2 (20). - С. 12-16.
24 Копалова О. С., Черкасова В. Ю. Информационное взаимодействие органов власти с населением. / О. С. Копалова, В. Ю. Черкасова // Муниципалитет: экономика и управление. - 2017. - С. 14¬20.
25 Корепина А. В. Цифровые технологии в региональном
управлении: опыт Курганской области / А. В. Корепина // Актуальные вопросы экономики и социологии: сборник статей по материалам XV Осенней конференции молодых ученых в новосибирском Академгородке . -
Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2019. - С. 499-505.
26 Корепина А. В. Процесс внедрения информационных технологий в органах государственного и муниципального управления Курганской области / А. В. Корепина // Оценка регулирующего воздействия: стратегическое партнерство органов власти, бизнеса и НКО: сб. науч. тр. Междунар. молодежи. науч.-практ. конф. Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург : Урал. гос. экон. ун-т, 2018. - С. 49-51.
27 Мардышкина П. Р. Взаимодействие как необходимое условие трансформации государства в социально ответственный инструмент общества / П. Р. Мардышкина, В. А. Антошин // Молодой ученый. - 2019. - № 19 (257).-С. 222-226.
28 Номоконова О. Ю. Опыт врача как когнитивный информационный ресурс / О. Ю. Номоконова // Славянский форум. - 2015.- 3(9). - С. 200-209.
29 Немцев А. В. Взаимодействие» как категория политической науки и предмет политологического исследования / А. В. Немцев // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - № 4. - С. 77-85.
30 Немцев А. В. Взаимодействие органов исполнительной власти и населения региона в коммуникационном пространстве: основные модели и проблемы эффективности: автореф...дис. кан. соц. наук. - Санкт-Петербург : 2017. - 19 с.
31 Нестеров А. В. Информационно-коммуникационные технологии и системы / А. В. Нестеров. - Москва : НИУ ВШЭ, 2013. - 12 с.
32 Петрик А. С. Система информационного взаимодействия института местной власти и населения крупного города и ее развитие в современных условиях: автореф.дис. кан. соц. наук. - Екатеринбург : 2008. - 19 с.
33 Писарев А. Н. Формы взаимодействия государства и гражданского общества в российской Федерации: учеб. пособие / А. Н. Писарев. - Москва : РГУП, 2017. - 220 с.
34 Пряхин А. С. Инновационные ресурсы взаимодействия государства и гражданского общества: к постановке проблемы. / А. С. Пряхин // Теория и практика общественного развития. - 2013 - № 12. - С. 28-31.
35 Ромашов Р. А. Теория конституционно-правового отношения / Р. А. Ромашов // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 9. - С. 25-32.
36 Телешина Н. Н. Современные формы взаимодействия населения и органов власти / Н. Н. Телешина // Право и государство: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 128-131.
37 Томилов В. В. Информационно- коммуникационные технологии в управлении предприятиями / В. В. Томилов, В. В. Трофимов, А. М. Бурмистров. - Санкт-Петербург : СПбГУЭФ, 2002. - 147с.
38 Фролов С. С. Социология : учеб. Пособие / С. С. Фролов. - Москва : Наука, 1994. - 256 с.
39 Агентство «Общество - ТАСС» [Электронный ресурс] :
официальный сайт. - Режим доступа: https://tass.ru/
40 Агентство «MediaScope» [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: https://mediascope.net
41 Веб-студия «Web-canape» [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: https://www.web-canape.ru/
42 Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: https://it.kurganobl.ru/
43 Департамент информационной и внутренней политики Курганской области [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: https://divp.kurganobl.ru
44 Курганская областная Дума [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: http://www.kurganoblduma.ru/
45 Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/
46 Онлайн-издание «D-russia.ru» [Электронный ресурс] :
официальный сайт. - Режим доступа: https://d-russia.ru/
47 Портал «Спутник» [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: https://cnt.sputnik.ru/
48 Правительство Курганской области [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: https://kurganobl.ru/
49 Президент РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: http://kremlin.ru/
50 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
51 ISO - International Organization for Standardization [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: https://www.iso.org/
52 Springer - International Publisher Science, Technology, Medicine
[Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа:
https ://www. springer.com/