Глава 1. Иностранные IТ-компании в мировой политике 8
1.1. Транснациональные корпорации (ТНК) в мировой политике 8
1.2. Иностранные IТ-компании в российской политике 17
Глава 2. Проекты IТ-компаний в России 24
2.1. Локализация баз персональных данных пользователей 24
2.2. Проекты использования биометрии граждан на российском рынке.... 29
Глава 3. Последствия санкций для иностранных IТ-компаний в России 40
3.1. Присутствие IТ-компаний в России и цифровая трансформация 40
3.2. Сравнительный анализ продуктов ИТ-компаний в условиях санкций 49
Заключение 62
Список источников и литературы 66
Самые популярные и крупные ИТ-компании на данный момент - это Google, Facebook (ныне именуется «Meta») , Apple, Microsoft, ORACLE и прочие IT - гиганты. В мире очень много ИТ-компаний, но среди них есть так называемые «первопроходцы», которые достигли значительного успеха. Подавляющее их количество базируется в США. Названия данных компаний и их продуктов уже на слуху. По отношению к России они являются иностранными транснациональными корпорациями, а значит, имеют собственные подразделения за пределами границ своего государства. Имеют филиалы минимум в двух и более странах. В последние восемь лет, со времён Майдана на Украине, геополитические разногласия ведут к разнонаправленности взглядов, а значит, и геополитических конфликтов.
Например, США и ЕС, вероятнее всего, видят мир однополярно, с чем не согласны остальные государства. Вводят различные экономические санкции против России, которые ограничивают развитие экономики.
Актуальность данной работы заключается в том, что стремительное развитие интернет-технологий является основополагающим фактором цифровой трансформации всех экономик мира. Россия и зарубежные страны экономически сильно интегрированы друг в друга, включая, конечно, ИТ - сферу. Ввиду недружественных действий западных стран в отношении России, а также введения беспрецедентного количества экономических санкций экономика России столкнулась с большими трудностями. Складывающаяся ситуация на российском рынке информационных технологий выдвигает ряд вызовов как для частных компаний, так и для государственного сектора. Использование оборудования и программного обеспечения в значительной степени базирующихся на технологиях и интеллектуальной собственности американских и европейских компаний создает существенные риски для поддержания работоспособности критических внутренних систем компаний и учреждений, а также для стабильности взаимодействия частных компаний, государственных компаний и учреждений, частных компаний и государственного сектора. ИТ-компании имеют большую власть в современном мире, так как могут цензурировать информацию, осуществлять процессы моментального перевода либо блокировки денежных средств внутри государств и за их пределами, вести «информационную войну» посредством утверждений или опровержений каких-либо событий, снабжать «чувствительной» или «секретной» информацией в считанные секунды.
В данной работе проведено исследование работы иностранных ИТ- компаний в России, в условиях санкций и геополитического напряжения.
Объектом исследования в данной магистерской работе являются транснациональные ИТ-компании, а предметом - деятельность иностранных ИТ-компаний в России в условиях санкций.
Для написания данной работы используется следующие методы: сравнительные, исторические. Также традиционный и формализованный, метод анализа документов, ситуационного анализа, которые дают возможность подойти к теме исследования как комплексу проблем, находящихся в едином процессе, и установить их взаимосвязь.
В данной исследовательской работе используется методология неолиберализма. Понятие неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом.
Цель исследования - изучить влияние иностранных ИТ-компаний на международную политику и экономику России в сфере информационных технологий, в условиях санкций и недружественных действий со стороны западных стран.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучение влияние ИТ-компаний на мировую политику;
- охарактеризовать транснациональные корпорации (ТНК) в мировой политике;
- изучение влияние иностранных IТ-компании в российскую политику;
- анализ проектов ИТ-компаний в России;
- определение локализация баз персональных данных пользователей;
- анализ проектов использования биометрии граждан на российском рынке;
- выявление последствий санкций для иностранных 1Т-компаний в России;
- изучение присутствие IТ-компаний в России и цифровая трансформация;
- сравнительный анализ продуктов ИТ-компаний в условиях санкций.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы охватывают период с 2014 года по настоящее время. Когда начался геополитический кризис на Украине. Он начал набирать обороты с 2015 года и продлили на год ограничительные меры в отношении России из-за углубления конфликта на востоке Украины. Введение санкций против России усиливалось и продолжает усиливаться по настоящее время, когда ограничительные политические и экономические меры, введённые государствами и международными организациями в отношении Российской Федерации. Введённые санкции включают в себя масштабные ограничения финансовой системы России (включая Центробанк и крупнейшие банки), деятельности ряда российских компаний и отдельных отраслей экономики, а также закрытие воздушного пространства и морских портов, привели к закрытию многих российских ИТ-компаний, в связи с недоступностью поставок зарубежного ПО и оборудования.
Материалом данного исследования послужили следующие группы источников: сайты, в которых опубликовано статистики и аналитические статьи, интервью руководителей компаний, нормативно-правовые акты.
Первая группа включает в себя сайты в которых опубликована информация о статистике, например Росстат , Adindex , Министерство финансов , о событиях из источника «Hightech» , которые происходили и происходят в ИТ-сфере. Также аналитические статьи, где сравниваются разные группы ИТ-компании и их продукты. Например: «Влияние санкций на рынок информационных технологий» , «Экономические санкции Запада против России: развитие ситуации» , «Инновационный тренд отрасли телекоммуникаций» и т.д.
Третья группа источников включает интервью руководителями и работниками иностранных ИТ-компаний, а именно интервью с директором по продвижению облачной платформы Microsoft с Дмитрием Марченко , с главным исполнительным директором Facebook* с Марком Цукербергом о своих продуктах в ИТ-сфере, и о санкциях, которые влияют на продукты ИТ- компаний.
Последняя группа источников представлена нормативно-правовыми актами, например: о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях: федер. закон от 22 июля 2014 г. № 242-ФЗ , о внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»: федер. закон от 12 нояб. 2021 г. № 17357-8 , о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»: федер. закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ , о внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»: федер. закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ , о внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: федер. закон от 01 фев. 2022 г. № 17357-8 , о деятельности иностранных лиц в информационно¬телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» : федер. закон от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ .
Теоретическая основа работы состоит из трудов исследователей, это научные статьи, таких как Н.Н. Ковалёва , А.Ю. Мюллер , А.В. Филиппова , В.Л. Бройдо , П.П. Томша . В.Ф. Минаков , Т.Е. Минакова , Е.А. Сидорова , В.Ф. Клинова , Е. Антонов .
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем дан комплексный анализ ИТ-сферы на примере зарубежных ИТ-компаний в России в условиях санкций и недружественных действий со стороны Западных государств. Кроме того, представлен аналитический обзор результатов деятельности транснациональных корпораций и их основных продуктов.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются транснациональные корпорации и их влияние на политику в целом. Во второй главе описывается локализация баз персональных данных пользователей, рассматриваются проекты использования биометрии граждан на российском рынке. Третья глава является практической. В ней проводится сравнительный анализ продуктов ИТ-компаний в условиях санкций.
В течение нескольких последних десятилетий ИТ - сфера очень стремительно развивалась и трансформировала окружающий нас мир. ТНК получили власть сравнимую с властью правительств стран. До геополитического кризиса страны друг с другом, сотрудничали без каких - либо санкций и блокировок, а значит, макроэкономика росла, увеличивалось финансовое благополучие людей. России вовсю грозят очередным пакетом санкций - более суровым, чем, когда бы то ни было. Какой именно он будет, и какие сектора экономики затронет - непонятно. Но что, если под санкции попадёт IТ - сектор, а американские компании будут вынуждены полностью и беспрекословно покинуть Россию? Насколько эти угрозы реальны? Как показывает практика и опыт других стран - очень реальны.
Основные последствия текущей геополитической ситуации - это отказ западных вендоров от поставок оборудования, программного обеспечения, приостановление тех. поддержки обновлений, которые заметно повлияли на ИТ - бизнес. Обновление зарубежного ПО практически недоступно, репозитории свободно распространяемого ПО теперь могут содержать закладки (уязвимости), их рискованно использовать.
Важность использования собственной локальной инфраструктуры для управления разработкой программного обеспечения сложно переоценить. Ведь бизнес может серьёзно пострадать, если западная компания, на серверах которой находятся репозитории российской компании, удалит их. Кодовая база, которую писали много лет, и которая имеет ценность для бизнеса, просто исчезнет.
В ходе исследования в данной магистерской работе были проанализированы самые популярные зарубежные ИТ-компании и их продукты, а также их деятельность в условиях санкций и блокировок. Было выявлено, что самую влиятельную и объёмную группу составили транснациональные корпорации, которые охватывают все мировые, экономические рынки. Взаимодействие иностранных ИТ - компаний в российской политике. Развитие передовых технологий как нейросети, для которых осуществляется сбор персональных и биометрических данных. Также в данном исследовании наглядно видно, что эскалация отрицательной геополитики вредит всем, потому что аудитория теряет востребованные ИТ - продукты, а владельцы ИТ - продуктов теряют прибыль. Исследование данной тематики в очередной раз доказывает, насколько необходимо импортозамещение в ИТ - сфере в России, показывает потребность создавать и развивать ИТ - компании независимо от наших западных «партнёров».
Как показывает анализ, проведённый в главе 1, иностранные IТ- компании, создавая информационные продукты, очень сильно могут влиять на политические стороны и также экономическую часть стран. В России немало своих информационных продуктов, которые очень достойные и могут также конкурировать с продуктами зарубежных стран.
Даже небольшие по мировым меркам стартапы сильнее влияют на население, чем большинство государственных институтов.
Исследование, проведенное в главе 2, показывает, что кривые и облачные вычисления, большие данные, нейронные сети — это шаг навстречу цифровому будущему. Раньше компьютер мог хорошо считать, но плохо распознавал изображение и звук. Сегодня мы разговариваем с помощником в смартфоне. Это все происходит благодаря сбору данных. Нейросети собирают наши персональные данные, биометрические данные. За счёт этого буквально могут понимать нас. Обученные модели нейронных сетей обрабатываются локально на специализированных чипах, типом шау1беоз. Добычу данных и сами данные нужно рассматривать вместе с нейронными сетями. Все это вместе дает продукт - искусственный интеллект.
На основании проведённого сравнительного анализа по главе 3, по использованию зарубежных ИТ - продуктов по отношению к российским, можно сделать следующие выводы:
- До блокировок и ограничений, например, со стороны Роскомнадзора зарубежные ИТ - продукты были более популярны и востребованы. Исходя из этого очевидно, что у зарубежных конкурентов прибыль была выше, т. к. охват аудитории был выше и продукты продавались за валюту, а процесс девальвации никто не отменял, учитывая, что Россия, в первую очередь страна-экспортёр и зарабатывает преимущественно на экспорте и получает валюту. Качество зарубежных ИТ - продуктов тоже было выше, иначе не было бы такого большого количество аудитории, нежели у российских ИТ - продуктов.
- После блокировок и ограничений зарубежных ИТ - продуктов, потребность в них у русскоязычного населения не пропала, и они были вынуждены перейти к разрешённым продуктам. Если геополитическая обстановка смягчится и зарубежные ИТ - продукты вновь будут доступны без каких-либо ограничений, российские пользователи могут снова уйти к ним. На основании этого пункта очевидно, что нужно срочно повышать качество российских ИТ - продуктов, проводить глубокий анализ потребностей аудитории и закрывать эти потребности, чтобы не было перетока российских денежных средств в зарубежную экономику, т. к. эта сфера огромна и продолжает развиваться и масштабироваться.
- Геополитический кризис показал зависимость от зарубежных ИТ - компаний и их продуктов. Заставил перестраивать бизнес - процессы некоторых ниш, а значит, перевёл их в стадию рецессии.
В данный момент ситуация с ИТ в бизнесе страны не является критической, она служит толчком для создания собственной базы программных продуктов, оборудования и решений, которые позволят российскому бизнесу стать независимым от угроз иностранных государств. Россия намерена укрепить сотрудничество с новыми партнерами, например, увеличить количество закупаемых серверов, компьютерного оборудования и комплектующих из Китая.
Развитие отечественного рынка информационных технологий, безусловно, требует огромного финансирования, но, несомненно, необходимо нашей стране. В связи с этим предлагается создать специальный фонд поддержки импорт замещения в 1Т за счет введения дополнительного налога на производителей софта. На деньги фонда планируется профинансировать разработку наиболее критичных видов программных продуктов.
Учитывая все эти моменты, можно выделить как положительные, так и отрицательные последствия для России. Так как большинство достаточно квалифицированных специалистов, наших соотечественников, которые до сих пор занимались продажей, сопровождением импортного софта и обучением его использованию - останутся без рабочих мест и будут вынуждены переквалифицироваться.
Главные следствия для предприятий - это возникновение проблем с закупкой иностранного оборудования, проблемы с импортным софтом, технической поддержкой программного обеспечения и обновлениями. Особым образом это скажется на пользователях специализированного программного обеспечения, таких как системы вооружения, банковский сектор, энергетические и телекоммуникационные компании.
ИСТОЧНИКИ
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях: федер. закон от 22 июля 2014 г. № 242-ФЗ.
2. О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»: федер. закон от 12 нояб. 2021 г. № 17357-8.
3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»: федер. закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»: федер. закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ.
5. О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: федер. закон от 01 фев. 2022 г. № 17357-8.
6. О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»: федер. закон от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ.
7. В интернете: цифры и факты [Электронный ресурс]. ИНЬ: https://yandex.ru/company/researches/2014/к^поуагак^еагЛ/
8. Год изменений: тенденции цифровой трансформации в 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://info.microsoft.com/ww-landing-A-Year-of- Change-Digital-Transformation-Trends-in-2020.html?LCID=ru
9. Дмитрий Марченко — об опыте цифровой трансформации Microsoft
[Электронный ресурс]. URL:
https://trends.rbc.ru/trends/industry/5eea47bd9a794748623fd08e/
10. Mark Zuckerberg opens up on data localisation and why he’s not in favour [Электронный ресурс]. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en- ru.ru.d6abea82-6276baed- 9f86ae5974722d776562/https/indianexpress.com/article/technology/tech-news- technology/mark-zuckerberg-opens-up-on-data-localisation-and-why-he-not-in- favour-5700109/
11. Почему Рональд Уэйн продал свои акции? URL: https://businessrevisor.ru/2019/09/why-ronald-wayne-sold-his-stake-in-apple-for- 800-dollars/
12. «Открытые данные». URL: https://rosstat.gov.ru/opendata/
13. «Рейтинг digital-технологий для автоматизации кампаний в интернет- среде» URL: https://adindex.ru/ratings/tech/2021/
14. «Министерство финансов Российской федерации». URL: https://minfin.gov.ru/ru/?id_40=427-den_sistemnogo_administratora/
15. «На восстановление уйдет два года»: как санкции повлияли на российские ИТ-компании [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.fm/2022/04/25/it-sanctions?is_ajax=1/
...