Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Текст и текстовые категории в преподавании РКИ. Проект учебного пособия для филологов-иностранцев

Работа №99806

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы124
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования 6
1.1. Понятие текста и текстовых категорий в современной лингвистике 6
1.2. Текст как средство обучения в методике преподавании РКИ 30
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Учебно-методическое пособие для обучения русскому как
иностранному: «Текст, текстовые категории в изучении русского языка как
иностранного» 48
2.1. Категория темы 48
Раздел 1 55
Раздел 2 61
Раздел 3 65
2.2. Категория композиции 70
Раздел 1 74
Раздел 2 77
Раздел 3 81
2.3. Категория времени 88
Раздел 1 91
Раздел 2 94
Раздел 3 97
2.4. Категория пространства 101
Раздел 1 104
Раздел 2 107
Раздел 3 109
Выводы по второй главе 112
Заключение 113
Список использованной литературы 115


В настоящее время компетентностями подход играет существенную роль в обучении иностранным языкам. Данный подход подразумевает включение студентов в процесс сознательного и деятельного овладения учебным материалом, который способствует формированию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций. В этом случае основополагающим должна быть работа с текстовым материалом, потому как в процессе текстовой деятельности происходит развитие аналитических способностей студентов, формируются умения воспринимать, интерпретировать, создавать тексты.
Текст является одним из основных средств обучения русскому языку как иностранному. Посредством текста реализуется обучение видам речевой деятельности, а также грамматики, лексики, морфологии, словообразования, стилистики и др.
В процессе работы с текстом студенты познают особенности структуры и свойства текста. Исследование текстовых категорий предполагает выявление композиции текста, языковых единиц, связей, которые существуют между ними. Однако существует проблема отбора текстов, которые в полной мере отвечали бы требованиям государственного стандарта уровням владения РКИ. В связи с этим выявляется проблема отбора текстов для анализа в изучении русского языка как иностранного.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что текст является высшей ступенью языковой системы, которая позволяет отрабатывать языковые и речевые варианты всех уровней языка. Языковые единицы раскрываются в тексте с разных аспектов, приобретая новые оттенки, текстообразующие функции. Незнание этих функций приводит к неумению использовать их в жизни, речевой деятельности.
Наше общение состоит из разных текстов, поэтому законы усвоения текстов существенно важны для обучения коммуникации в обществе, для овладения русским языком в профессиональной сфере. В особенности тексты научного стиля русского языка являются одними из самых сложных, однако важность данного стиля обусловлена использованием в образовательной сфере. В связи с этим необходимо формировать навыки работы с текстами научного и других стилей, в нашем случае это официально -деловой и публицистический, у студентов-иностранцев.
Степень разработанности темы исследования: научные работы, посвященные лингвистике (теории) текста (Н. С. Поспелова, М. М. Бахтина, Л. А. Новикова, Г. Я. Солганик, Е. А. Селивановой, З. Я. Тураевой, К. А. Филиппова, Е. А. Реферовской, О. И. Москальской, Н. С. Валгиной, Ю. Н. Земской, И. Р. Гальперина, Т. В. Матвеевой, Л. Н. Мурзина, А.С. Штерна); пособия по методике преподавания русского языка как иностранного (А. А. Акишиной, А. Н. Щукина, Л. С. Крючковой, Н. В. Мощинской, М. П. Чесноковой, Т. М. Балыхиной, Г. И. Дергачева, И. А. Бредихина, Н. А. Ипполитовой и др.).
Объектом исследования является методический аспект изучения текстовых категорий в преподавании русского как иностранного.
Предметом исследования являются текстовые категории в аспекте преподавания русского как иностранного, способствующие развитию навыков написания самостоятельных текстов, изучающего и поискового чтения.
Цель диссертационного исследования - разработка учебного пособия для филологов-иностранцев «Текст, текстовые категории в изучении русского языка как иностранного».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретический материал о теории текста;
2. рассмотреть и описать ведущие текстовые категории;
изучить основные аспекты использования текста в методике преподавания РКИ;
4. разработать учебное пособие по теме «Текст, текстовые категории в изучении русского как иностранного».
Научная новизна исследования заключается в создании учебного пособия для филологов-иностранцев по теме «Текст, текстовые категории в изучении русского языка как иностранного». Пособие состоит из 4 тем, которые сопровождаются лексико-грамматическими заданиями, вопросами по теме раздела. Данное пособие рассчитано на студентов-иностранцев, обучающихся на филологическом факультете, имеющих продвинутый уровень русского языка (ТРКИ-2).
Практическая ценность диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов, связанных с развитием культуры речи, с лингвистикой текста, стилистикой текста, а также в преподавании РКИ.
Теоретическая значимость заключается в разработке учебной модели обучения иностранных студентов анализу текста, выделения текстовых категорий.
Методы исследования: теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по лингвистике текста, стилистике текста, методике обучения иностранным языкам; категориально-текстовой анализ.
Материалом для создания учебного пособия послужили аутентичные тексты публицистического, научного, официально-делового стилей.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сущность вышеизложенного сводится к тому, что текст является основной единицей языка и речи, имея способность выражать законченную мысль, передавать коммуникативное намерение человека в речевом общении. Наличие собственной внутренней структуры и категорий позволяет говорить о тексте как воспроизводимой единице языка.
Благодаря тексту осуществляется речевая коммуникация и, естественно, иностранные студенты должны уметь создавать и воспринимать тексты в процессе коммуникации. Поэтому обучение чтению, соответственно, пониманию и анализу текстов является базой для формирования всех речевых умений. Хорошо развитый навык чтения дает возможность формировать новые способы использования текста в процессе развития речи студентов, например, выражению собственных мыслей (написание писем, докладов, тезисов, статей, аннотаций и т.д.).
Для того, чтобы развить связную речь необходимо: научить студентов воспринимать и создавать коммуникативно-ориентированные тексты в процессе учебной, профессиональной, трудовой, бытовой, общественной деятельности. Однако, для достижения данной цели нужно формировать и другие умения логического и лингвистического направления (развивать мышление, чувство языка): выделять признаки предмета (явления), группировать факты, выделять основную и второстепенную информацию в содержании текста, делать выводы, из прочитанного, видеть ключевые слова (несущие главную информацию в тексте), уметь прогнозировать содержание текста и т.д.
Разработанное учебное пособие по теме «Текст, текстовые категории в изучении русского языка как иностранного» направлено на развитие у студентов навыков понимать и анализировать лингвистически аутентичные тексты. В данном случае текст - это средство объяснительно-иллюстративного метода, который выступает в качестве примера, показывающего основные положения теории в учебном пособии «Текст, текстовые категории в изучении русского языка как иностранного». Начиная с теории, разъяснения его сущности, студенты знакомятся с анализом текста, в котором иллюстрируются теоретические факты. Далее иностранные студенты самостоятельно работают с текстом, выполняя задания на его понимание, затем анализируют признаки текста. Цель состоит в том, чтобы проиллюстрировать изучаемые сведения с помощью текста, где ярко проявляются все факты, в комплексе с текстовыми категориями.
Сегодня текст - это основное средство обучения русскому языку как иностранному. Поэтому, в процессе изучения языка следует идти «от наблюдений за живой речью к познанию структуры языка. Это говорит о том, что явления языка должны усваиваться через текст, на основе текста, с помощью текста. Только в этом случае изучаемые понятия предстанут перед учащимися в естественном окружении, в естественной речевой ситуации, что неизбежно приведет к положительной мотивации учения, к осознанию учащимися необходимости познания структуры языка» [Ипполитова, 1998, с. 165].
Перспективы дальнейших исследований в данной области заключаются в расширении количества аутентичных текстов для разного уровня, увеличении групп заданий к текстам, разработке рабочей тетради для студентов, создании методического комплекса.



1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучение языкам) М. : Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. БТС РЯ - Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. Спб., 2000. URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov#(дата обращения: 12.02.2021).
3. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н.
Ярцева. М., 1990. URL: http://lingvisticheskiy-slovar.ru/(дата обращения:
14.02.2021).
4. Современный толковый словарь русского языка / сост. Т. Ф. Ефремова. URL: https://gufo.me/dict/efremova#(дата обращения: 4.03.2021).
Источники материала
1. Аргументы и факты [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/(дата обращения: 05.03.2021).
2. Известия [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/(дата
обращения: 08.04.2021).
3. Информационный портал УФМС России [Электронный ресурс]. URL: https://уфмс.мвд-инфо.рф/ (дата обращения: 10.03.2021).
4. Комсомольская правда — общественно-политическая газета [Электронный ресурс]. URL: https:// www.kp.ru/(дата обращения: 14.04.2021).
5. Литературная газета [Электронный ресурс]. URL:
https://lgz.ru/index.php(дата обращения: 01.04.2021).
6. РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/(дата обращения: 16.03.2021).
7. Современная литература [Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.ru/(дата обращения: 05.03.2021).
8. Уральский федеральный университет им. первого президента России Б. Н. Ельцина [Электронный ресурс]. URL: https://urfu.ru/ru/(дата обращения: 02.03.2021).
Исследования и учебные издания
1. Акишева А. Т. Изучение профессионального русского языка как важнейшее средство в овладении избранной специальностью // Педагогика высшей школы. 2017. № 2. С. 89-92.
2. Акишина А. А. Учим читать быстро и эффективно. Путь к педагогическому мастерству М. : Рус. яз., 1991. 134 с.
3. Акишина А. А. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. М. : Русский язык, 2002. 256 с.
4. Антонова С. Г. Современная учебная книга: подготовка и издание Щ. : МГУП, 2004. 224 с.
5. Арутюнов А. Р. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков: (Конспект лекций) М. : ИРЯП, 1992. 147 с.
6. Арутюнов А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев М. : Рус. яз., 1990. 166 с.
7. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник, практикум 2-е изд. М. : Флинта, 2004. 496 с.
8. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов . М. : Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. 185 с.
9. Балыхина Т. М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как иностранного) : учеб. пособие . М. : МГУП, 2004. 240 с.
10. Балыхина Т. М. Структура и содержание российского
филологического образования: методологические проблемы обучения
русскому языку. М. : Российский ун-т дружбы народов, 2009. 385 с.
11. Бармина Д. И. Особенности работы с заимствованной лексикой в процессе обучения РКИ // Университетские чтения - 2019. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Пятигорск, 2019. С. 26-29.
12. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб. : Азбука, 2000. 337 с.
13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1986. 445 с.
14. Бельдиян А. Е. О принципах отбора текстового материала при обучении русскому языку как иностранному // Наука и новые технологии.
2009. №1-2. С. 153-157.
15. Болдырев Н. Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2. С. 5-22.
16. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. 3-е изд., испр. и доп. М. : Флинта ; Наука, 2009. 520 с.
17. Буре Н. А. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.
18. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие для студентов вузов. Москва : Логос, 2003. 278 с.
19. Ванников Ю. В. К обоснованию общей типологии текстов, функционирующих в сфере научно-технического перевода // Текст как объект лингвистического анализа и перевода. М., 1984. С. 15-26.
20. Варнавская О. О. Текст как единица языка и произведение речи // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 58. С. 58-61.
21. Ваулина О. Ю., Замятина Е. В. РКИ: общее материаловедение:
учебно-методическое пособие. Томск : Издательство Томского
политехнического университета, 2014. 132 с.
22. Вержбицкая Т. Н. Психолингвистика: учеб. пособие. Мн. : БГПУ, 2007. 245 с.
23. Вишнякова Т. А. Основы методики преподавания русского языка студентам-нефилологам. М. : Рус. яз., 1982. 125 с.
24. Воробьева О. П. Текстовые категории и фактор адресата :
Монография. К.: Виша школа, 1993. 220 с.
25. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как
иностранного : (Метод. основы). М. : Рус. яз., 1984. 144 с.
26. Гак В. Г. Повторная номинация и ее стилистическое использование // Вопросы французской филологии. 1972. С. 123-136.
27. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : КомКнига, 2006. 144 с.
28. Гиндин С. И. Внутренняя организация текста : элементы теории и семантический анализ : дис. ...канд. филол. наук. Москва, 1972. 390 с.
29. Г ончарова Е. А. Текстовые категории и стиль // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. № 194. С. 89-97.
30. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. М. ; СПб. : Златоуст, 1999. 40 с.
31. Девятайкина В. В. Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов. М. : Рус. яз., 1984. 183 с.
32. Дейбнер Д. А. Обучение чтению и развитие навыков чтения на иностранном языке // Педагогика и психология образования. 2018. №1. С. 103-108.
33. Дергачева Г. И. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. М. : Русский язык, 1983. 168 с.
34. Дзюба Е. В. Урок чтения на русском языке в иностранной аудитории : методический и методологический аспекты // Филологический класс. 2018. № 2(52). С. 109-117.
35. Дувалина О. Н., Дмитриева Ю. С. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке // Colloquium-journal. 2019. №10 (34). С. 98-100.
36. Евтюгина А. А. Функциональная стилистика [Электронный
ресурс]: учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 75 с. URL : http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0651-8(дата обращения:
10.03.2021).
37. Ерёмина С. А. Обучение китайских студентов пониманию текста и созданию связного монологического высказывания на занятиях курса межкультурная коммуникация (из опыта работы) // Русский зык и лингвокультура в сопоставительным аспекте : материалы ежегодной международной конференции кафедры русского языка для иностранных учащихся Уральского федерального университета, 1 -2 июня 2017 г. Екатеринбург, 2017. С. 36-41.
38. Жаббарова Ф. У. Категории текста // Вестник Башкирского университете. 2011. № 3. С. 759-762.
39. Жаббарова Ф. У. Категории текста как лингвистические универсалии // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 20. С. 98-101.
40. Жаббарова Ф. У. Лексико-грамматические средства реализации категории связности в научно-популярном тексте // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13. С. 116-122.
41. Земская Ю. Н. Теория текста: учеб. пособие. М. : Флинта ; Наука,
2010. 224 с.
42. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М. : Просвещение, 1985. 159 с.
43. Золотова Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка. М. : Филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. 524 с.
44. Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов - нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54-60.
45. Ильин М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку М. : Педагогика, 1975. 151 с.
46. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М. : Флинта ; Наука, 1998. 176 с.
47. Кайшева Р. П. Учебная книга нового типа как средство деятельной педагогической поддержки школьника в образовании . Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 380 с.
48. Каменская О. Л. Текст и коммуникация : учеб. пособие для институтов и фак. иностр. яз. М. : Высш. шк., 1990. 151 с.
49. Карасик В. И. О категориях дискурса // Языковая личность : социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград, 1998. С. 185-197.
50. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке : пособие для учителя . М. : Просвещение, 1983. 207 с.
51. Кондаков Н. И. Логический словарь справочник . 2-е изд., испр. и доп. М. : Наука, 1975. 720 с.
52. Коновалова М. В. Когерентность и интертекстуальность как текстовые категории // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 8. С. 21-25.
53. Крючкова Л. С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ. М. : Высшая школа, 2009. 480 с.
54. Лебединский С. И. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие. Мн., 2011. 309 с.
55. Левина Г. М. Владимир : Интенсив. курс для сред. уровня. СПб. : Златоуст, 2003. 144 с.
56. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). М. : Изд-во Моск. ун-та, 1970. 87 с.
57. Лотман Ю. М. Риторика // Труды по знаковым системам. 1981. вып. 12. 148 с.
58. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков : учеб. пособие для филол. спец. вузов. М. : Высш. школа, 1981. 159 с.
59. Маркова С. Д. Как создать собственное учебное пособие по иностранному языку: принципы, технология и рекомендации // Материалы международной конференции «Г осударственный язык и языки национальных меньшинств в образовательном пространстве», 26-29 ноября 2014 г., Санкт- Петербург. СПб., 2014. С. 140-146.
60. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых
категорий : синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск : Изд-во
Уральского ун-та, 1990. 170 с.
61. Мете Н. А., Митрофанова О. Д., Одинцова Т. Б. Структура научного текста и обучение монологической речи . М. : Русский язык, 1981. 144 с.
62. Методика обучения иностранным языкам: традиции и
современность / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск : Титул, 2010. 464 с.
63. Москальская О. И. Грамматика текста (пособие по грамматике немецкого языка для ин-тов и фак. иностр. яз.) : учеб. пособие. М. : Высш. школа, 1981. 183 с.
64. Мурзин Л. Н. Текст и его восприятие. Свердловск : Изд-во Урал, 1991. 172 с.
65. Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация М. : Наука, 1983. 215 с.
66. Новиков Л. А. Семантика русского языка : учеб. пособие. М. : Высш. школа, 1982. 272 с.
67. Одинцов В. В. Стилистика текста. М. : УРСС, 2004. 261 с.
68. Папина А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. М. : Едиториал УРСС, 2002. 368 с.
69. Пассов Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М. : Русский язык, 2010. 568 с.
70. Полякова Е. Ю. Концепция рабочей тетради по русскому языку как иностранному // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы : сборник материалов ^ Международной научно-практической интернет- конференции. Екатеринбург УРФУ, 2017. С. 208-211.
71. Прядильникова Н. В. Практическая и функциональная стилистика русского языка: учеб. пособие. В 2 ч. Ч.2. Самара : Изд-во Самарского ун-та, 2016. 164 с.
72. Редькина О. Ю. Требования к учебному тексту в сфере обучения русскому языку как иностранному // Вестник ЧГУ. 2011. № 30 (248). С. 258-260.
73. Реферовская Е. А. Лингвистические исследования структуры текста. Ленинград : Наука, 1983. 216 с.
74. Селиванова Е. А. Основы лингвистической теории текста и
коммуникации: Монографическое учебное пособие. Киев : ЦУЛ
«Фитосоциоцентр», 2002. 336 с.
75. Сидоров Е. В. Проблемы речевой системности. М. : Наука, 1987. 138 с.
76. Солганик Г. Я. Стилистика текста : учеб. пособие. М. : Флинта ; Наука, 1997. 256 с.
77. Таюпова О. И. Текст как система категорий // Немецкий язык в
Башкортостане: проблемы и перспективы. Материалы 4-й научно¬
практической конференции. Уфа, 23-24 марта 2009 г. Уфа, 2009. С. 163-165.
78. Трофимова О. В. Публицистический текст. Лингвистический анализ : учебное пособие. М. : Флинта, 2010. 211 с.
79. Тураева З. Я. Лингвистика текста (Текст: Структура и семантика) : учеб. пособие для студентов пед. институтов. М. : Просвещение, 1986. 127 с.
80. Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2003. 336 с.
81. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно
прагматический подход : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности рус. яз. и лит. М. : Русский язык, 2002. 213 с.
82. Черкашина Е. Л. К вопросу о методике обучения русскому языку как иностранному на материале аутентичных текстов // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 42-47.
83. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость.
Интертекстуальность. Интердискурсивность : учеб. пособие. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 248 с.
84. Чеснокова М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие. 2 изд., перераб. М. : МАДИ, 2015. 132 с.
85. Шевченко Н. В. Основы лингвистики текста : учеб. пособие. М. : Приориздат, 2003. 156 с.
86. Щарнас В. Теоретическая концепция доброкачественного учебника // Русский язык. 1981. №10. С. 458-460.
87. Щирова И. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация : учеб. пособие. СПб. : ООО «Книжный дом», 2007. 472 с.
88. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие для вузов. М. : Высш. шк., 2003. 334 с.
89. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика : учеб. пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2006. 480 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ