Введение 3
1 Теоретические аспекты планирования и прогнозирования прибыли на предприятии 6
1.1 Понятие и сущность прибыли, характеристика видов прибыли 6
1.2 Процесс формирования прибыли на предприятии 12
1.3 Этапы и характеристика методов планирования и прогнозирования
прибыли предприятия 18
2. Организация системы планирования и прогнозирования прибыли ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» 35
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» 42
2.3 Расчет плановой прибыли ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» на
предстоящий отчетный период, используя основные методы планирования и прогнозирования 53
3. Проблемы в планировании и прогнозировании пробыли ООО «УЭХК-
ТЕЛЕКОМ» и пути их решения 62
3.1 Проблемы проведенного планирования и прогнозирования
прибыли в ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» 62
3.2 Направления совершенствования планирования прибыли ООО
«УЭХК-ТЕЛЕКОМ» 71
3.3 Разработка рекомендаций по задействованию выявленных резервов
в планировании прибыли ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» 77
Заключение 83
Библиографический список 87
Современное состояние рынка предъявляет высокие требования к системе управления предприятием и требует быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации и конъюнктуры рынка, с целью поддержания устойчивого финансового состояния и развития предприятия. Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии.
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.
Актуальность темы заключается в том, что планирование и прогнозирование прибыли и факторы, которые определяют эффективность работы предприятия, являются важным участком финансово-экономической работы в направлении мобилизации резервов и возможностей финансового роста компании в будущем, обеспечения устойчивого положения на рынке.
Целью данной работы является исследование вопросов планирования и прогнозирования прибыли, расчет плановой прибыли на предприятии и выявление проблем планирования и прогнозирования, а также разработка мер, направленных на достижение улучшения финансового состояния компании. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- определить экономическую сущность и значение прибыли;
- рассмотреть сущность, роль и задачи финансового планирования;
- изучить основные методы планирования и прогнозирования прибыли;
- дать организационно-правовую характеристику и проанализировать финансовое состояние исследуемого предприятия;
- провести анализ финансовых результатов;
- применить основные методы и выявить особенности планирования и прогнозирования прибыли на объекте исследования;
- разработать рекомендации по выявлению резервов роста прибыли.
- выявить проблемы, предложить пути их решения и определить перспективы развития системы планирования и прогнозирования ООО «УЭХК- ТЕЛЕКОМ».
Объектом исследования является ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ», данный мультисервисный оператор связи оказывает весь комплекс телекоммуникационных услуг физическим и юридическим лицам на территории Новоуральского городского округа, включая сельские населенные пункты.
Предметом исследования является система финансового планирования предприятия ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения. В первой главе рассмотрены понятие и сущность прибыли, характеристика ее видов, процесс ее формирования, а также этапы и характеристика методов планирования и прогнозирования прибыли на предприятии.
Во второй главе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» за 2017-2019 гг., рассчитана плановая прибыль на предстоящий отчетный период (2021 год) с использованием основных методов планирования.
В третей главе выявлены проблемы и представлены направления развития, оптимизации, совершенствования системы планирования и прогнозирования прибыли ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ».
В заключении сформулированы выводы по проведенному исследованию.
Элементами научной новизны являются:
- разработка схемы построения имитационной модели прогнозирования финансовых результатов (рисунок 4);
- предложение и демонстрация как краткосрочного (на 2021 год), так и среднесрочного (на 2021 - 2025 гг.) расчета плана прибыли компании ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ», который ранее на предприятии не применялся.
Практическое значение полученных результатов состоит в определении основных направлений и разработке конкретных рекомендаций из усовершенствования планирования и прогнозирования прибыли предприятия с учетом специфики работы предприятия преимущественно в сфере телекоммуникаций. Полученные результаты проведенного исследования создают объективные условия для повышения эффективности управленческих решений, получение обоснованной учетной и аналитической информации для планирования и прогнозирования конечных финансовых результатов предприятия.
В качестве эмпирической базы использовались данные финансовой отчетности ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» за 2017-2019 гг., а также предварительные оценочные данные финансовых результатов за 2020 год.
Методологической базой послужили научные труды отечественных авторов, разработки зарубежных и отечественных консалтинговых компаний, нормативно-законодательная база Российской Федерации, материалы периодической печати, а также ресурсы сети Интернет.
В данной работе было проведено исследование экономической сущности финансовой категории прибыль, факторы ее формирования, особенности планирования и прогнозирования, проведен анализ хозяйственной и финансовой деятельности ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ», использованы методы планирования прибыли и рассчитаны показатели на будущий год. На основе анализа финансовых результатов выявлены резервы и разработаны рекомендации по улучшению показателя и его долгосрочное прогнозирование.
В достижении цели данной работы, были решены поставленные задачи, проведены исследования, расчеты и сделаны выводы с учетом особенностей работы данного предприятия.
Прибыль представляет собой конечный результат финансово-хозяйственной деятельности и является основным критерием оценки производственной и финансовой деятельности. Эффективная и стабильная работа предприятия не невозможна без планирования финансовых результатов, определения целей и стратегии. Планирование прибыли - это процесс формирования плана мероприятий и задач, которые необходимо реализовать и выполнить для получения прибыли в соответствии со стратегией развития предприятия на определенный предстоящий период времени.
Общий анализ финансово-экономических показателей ООО «УЭХК- ТЕЛЕКОМ» выполнен с помощью анализа баланса и отчета о финансовых результатах за 3 года (2017-2019 гг.). Проведен горизонтальный, вертикальный и факторный анализ финансового состояния предприятия, который выявил структуру и тенденции изменения основных финансовых показателей.
Было выявлено, что валовая и чистая прибыль по отношению к выручке имеет скачкообразную динамику. В динамике по годам валовая прибыль выросла на 16,76% в 2018 г. и снизилась на 46,39% в 2019 году. Чистая прибыль имела также положительный результат в 2018 году (85,42%) и снижение в 2019 году (44,34%).
В формировании чистой прибыли ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» помимо выручки и себестоимости значительную роль играют управленческие расходы, они составляют 13,22% от выручки в 2017 году, но к 2019 году они составляют лишь 7,12% от выручки.
В целях анализа эффективности деятельности предприятия получены относительный показатель прибыли - рентабельность [47, с. 70]. Динамику всех видов рентабельности можно также охарактеризовать скачкообразностью. Заметно снизилась рентабельность оборотных активов, как следствие увеличения сроков оплаты продукции по договорам и увеличение срока оборачиваемости. Данный скачок связан со снижением постоянных затрат в 2018 году и ростом данных затрат в 2019 году, на что повлияла покупка основных средств и, соответственно, рост амортизационных отчислений.
В связи с тем, что годовая бухгалтерская отчетность ООО «УЭХК- ТЕЛЕКОМ» за 2020 год отсутствует, для проведения планирования и прогнозирования прибыли за 2021 год автором работы были использованы предварительные оценочные данные финансовых результатов за 2020 год.
На основе факторного анализа было выявлено, что основное негативное влияние на прибыль в 2019 году оказала себестоимость продукции и структура ассортимента реализованных товаров и услуг. Положительную динамику влияния на прибыль оказали коммерческие и управленческие расходы. В 2020 году динамика изменилась, тот же фактор, который в 2019 году оказал значительное негативное влияние (изменение себестоимости), оказал положительное влияние на прибыль от продаж, также и управленческие расходы сменили знак влияния с «плюса» на «минус». Как в 2019, так и в 2020 году наблюдалось совокупное негативное влияние факторов на прибыль от продаж (8,9 млн руб. в 2019 году и 5,1 млн руб. в 2020 году).
Данный анализ выявил основные резервы для разработки мероприятий по улучшению финансовой ситуации на предприятии (рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов товаров и предоставляемых услуг в общем объеме реализации и оптимизация управленческих затрат компании).
В целом положение предприятия ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» можно считать неустойчивым, оно недостаточно динамично развивается и теряет свое положение на рынке товаров и услуг, и, соответственно, прибыль.
Планирование прибыли на будущий период было основано на изучении деятельности ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ», что позволило из многообразия существующих методов планирования и прогнозирования принять к работе только те, для которых доступна исходная информация, возможности ее обработки, однородность и объем.
Для расчета плановых показателей прибыли использован маржинальный метод, который был дополнен несколькими методами в одном расчете: факторного влияния и метода экспертных оценок. В результате, плановая валовая прибыль в 2021 г. снизилась на 22%.
Был применен метод наименьших квадратов, основанный на показателях предыдущих периодов, который показал снижение планируемой валовой прибыли на 64%. Также была рассчитана плановая валовая прибыль методом среднего абсолютного прироста, ее результат составил снижение на 49%.
На основе использования несколько методик планирования прибыли, можно сделать вывод, что методы, которые основаны на опыте работы компании прошлых лет, не только не закладывают роста показателя, но и преувеличивают его снижение. Управляемым процессом планирования прибыли на будущие периоды являются методы, к расчету которых было принято влияние отдельных факторов, их динамика и результаты экспертных оценок.
На основе проведенных исследований были выявлены следующие проблемы планирования и прогнозирования прибыли компании: отсутствие системы планирования в организации, многообразие внешних и внутренних факторов, влияющих на прибыль, ограниченный объем информации для проведения расчетов, наличие среди факторов внешних труднопрогнозируемых, игнорирование факторов, разобщенность структурных подразделений и отделов, принимающих участие в составлении планов и прочее.
Основное решение в преодолении указанных проблем заключалось в разработке и внедрении стратегического планирования прибыли.
Также были разработаны рекомендации по задействованию резервов роста прибыли от продаж:
- увеличить объем продаж группы слуг, которые имеют максимальный маржинальный доход (телефония);
- снижать себестоимость проводить анализ по отдельным статьям расходов и выявлять резервы их минимизации;
- планомерно снижать коммерческие и управленческие расходы;
- находить пути дополнительных некоммерческих доходов.
Данные рекомендации были применены для прогнозирования прибыли на среднесрочный период. На основании предложенных мероприятий по оптимизации затрат и роста доходности предприятия ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» сделан расчет прогнозируемой прибыли на 5 лет. Максимальную динамику по годам показал рост прибыли от продаж в 2025 году (по отношению к 2020 году) в 5,7 раз, рост чистой прибыли составил за данный период 4,4 раза, а валовая прибыль выросла в 2 раза.
Расчет значения прибыли в среднесрочном прогнозировании не учитывал инфляционные процессы, следовательно, рост прибыли будет не таким явным. Но так как целью данного расчета прибыли является влияние резервов на показатель планируемой прибыли, то достигнутые результаты являются высокими и значительно повысят эффективность деятельности компании.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования, невозможно успешно управлять предприятием без эффективного прогнозирования и планирования его деятельности. От того, насколько прогнозирование и планирование будет точным и своевременным, насколько будет соответствовать поставленным задачам, будет зависеть, какие перспективы его ожидают в будущем.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2020).
2. Информация о тарифах, предельных уровнях тарифов (тарифных планов) на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ООО «УЭХК- ТЕЛЕКОМ» на территории Новоуральского городского округа (Форма 9а - с 01.01.2017).
3. Политика в области качества ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» / Политика в области качества // ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ»
4. Бухгалтерская отчетность ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ» за 2017 - 2019 гг. // ООО «УЭХК-ТЕЛЕКОМ»
5. Агапова И.И. История экономической мысли: учебное пособие / И.И. Агапова Москва: ЭКМОС, 2009. - 248 с.
6. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. - Москва : КноРус, 2016. - 706 с.
7. Бабаев, Ю.А. Планирование на предприятиях. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. Москва, 2018. - 487с.
8. Баканов М. И. Теория экономического анализа : учебное пособие / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - Москва : Финансы и статистика, 2011. - 420 с.
9. Бариленко В. И. Анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / В. И. Бариленко. Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2009. - 356 с.
10. Барнгольц С. Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта : учебное пособие / С. Б. Барнгольц. - Москва : Академия, 2011. - 328 с.
11. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л. Е. Басовский. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 260 с.
12. Вайс Е. С. Планирование на предприятии (организации): учебное пособие для студентов вузов (бакалавриат) / Е. С. Вайс. - Москва : КНОРУС, 2015. - 335 с.
13. Вердиева Ю. Н. Управление финансово - экономической устойчивостью предприятия в условиях экономического кризиса : учебное пособие / Ю. Н. Вердиева. - Москва : АСВ, 2013. - 89 с.
14. Веретенникова О.Б. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие / О.Б. Веретенникова, В.И. Майданик - Екатеринбург: Изд. Урал. гос. экон. ун-та, 2016. Ч. 2. - 188 с.
15. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии : учебник для бакалавров / В. А. Горемыкин. - Москва : Юрайт, 2014. - 857 с.
16. Карпова Е. Н. Долгосрочная финансовая политика организации : учебное пособие / Е. Н. Карпова Москва : АЛЬФА-М; ИНФРА-М, 2014. 208 с.
17. Киселев М. В. Анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / М. В. Киселев. - Москва : АиН, 2011. - 86 с.
18. Конищева М. А. Финансовое планирование : учебное пособие / М. А. Конищева, Ю. И. Черкасова. - Красноярск : СФУ, 2016. - 254 с.
19. Панова А. К. Планирование и эффективная организация продаж: практическое пособие / А. К. Панова. - Москва : Дашков и К, 2013. - 192 с.
20. Савицкая Г. В. Методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности : учебное пособие / Г. В. Савицкая. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 432 с.
21. Савченко Н. Л. Корпоративные финансы : учебное электронное текстовое издание / Н. Л. Савченко ; научный редактор Ю.В. Леонтьева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : УрФУ, 2017. - 229 с.
22. Стрелкова Л. В. Внутрифирменное планирование : учебное пособие / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 367 с.
23. Суслова Ю.Ю. Прибыль предприятия: учебное пособие / Ю.Ю. Суслова - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. 120 с.
24. Терещенко А. О. Финансовая деятельность субъектов хозяйствования : учебное пособие / А. О. Терещенко. 2014. - 59 с.
25. Финансовое планирование и прогнозирование : учебное пособие / Е. А. Разумовская и др. ; под общей редакцией Е. А. Разумовской ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. - 284 с.
26. Бланк И. А. Управление прибылью / И. А. Бланк. - К.: «Ника-Центр», 2012.
- 544 с.
27. Бланк И. А. Управление финансовыми ресурсами / И. А. Бланк — Москва: Омега-Л, 2011. — 768 с.
28. Глушков, И.Е. Планирование на современном предприятии / И.Е. Глушков, Т.В. Киселева // Эффективная настольная книга бухгалтера - Москва: «КноРус»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2014. - 637 с.
29. Клишевич Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ / Н. Б. Клишевич - Москва: КНОРУС, 2016. - 245 с.
30. Конотопов М.В. История и философия экономики / М.В. Конотопов - Москва: КНОРУС, 2010. 664 с.
31. Порядина И. В. Мероприятия по прогнозированию прибыли как основного показателя деятельности предприятия / И. В. Порядина, Г. Б. Алина, Н. В. Кабашева - Дискурс. - 2017.
32. Бекетов Г. В. Бюджетное планирование и бюджетирование на предприятиях / Г. В. Бекетов // Экономический анализ: теория и практика. - 2014.
- № 5. - С. 14-17.
33. Белкина В. А. Прогнозирование финансовых результатов // В мире научных открытий. Материалы II Международной студенческой научной конференции. - 2018. - С. 107.
34. Греченюк А. В. Практические аспекты и особенности анализа отчета о
финансовых результатах организации / А. В. Греченюк // Известия Юго¬
Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2014. - С. 61-66
35. Гурнович Т. Г. Прогнозирование прибыли коммерческой организации на основе факторной модели / Т. Г. Гурнович, Е. А. Остапенко, О. С. Завадская // Взаимодействия бизнеса с социально-экономической сферой в условиях модернизации экономики и образования: материалы II международной научно-практической конференции ФГБОУ ВО «ВГАФК». Научное общество молодых исследователей ВГАФК - Волгоград, 2018. - 326 с.
36. Бувальцова, С.С. Проблемы и перспективы развития планирования и оптимизации прибыли предприятия в современных условиях развития экономики / С.С. Бувальцова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 5-1 (83). С. 31-33.
37. Ванекрович Г.С. Стратегическое планирование коммерческих организаций, направленное на формирование собственных производственных мощностей в условиях системы импортозамещения / Г.С. Ванекрович // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2015. С. 179-185
38. Воробьев, Ю.Н., Еремейчук, Я.С. Проблемы и перспективы усовершенствования планирования прибыли предприятия / Ю.Н. Воробьев, Я.С. Еремейчук / Science Time. 2016. № 9 (33). С. 72-79.
39. Дробат, С.Т. Планирование доходов и расходов в торговле / С.Т. Дробат // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 9. С. 263
40. Дурнаева, И.В. Факторный анализ финансовых результатов / И.В. Дурнаева // Молодой ученый. 2017. №8. С. 119-124
41. Ещенко Е. С. Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов экономики // Молодой ученый. — 2019. — №9.2. — С. 21-23.
42. Жамьянова, С.Ц. Планирование прибыли на предприятии / С.Ц. Жамьянова // Инновационная наука. 2016. № 5-1 (17). С. 67-69.
43. Заверза Н.А. Пути увеличения прибыли коммерческой организации / Н.А. Заверза // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. Т. 10. С. 81-84
44. Каменская, Е.А. Проблема риска и управления им / Е.А. Каменская // Стратегическое управление инновационным развитием экономики России: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск №9. - СПб. 2019. - С.417-418.
45. Карманова, И.А., Насретдинова З.Т. Анализ динамики и прогноз развития финансовых результатов / И.А. Карманова, З.Т. Насретдинова // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-5. С. 50-53.
46. Колачева Н. В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н. В. Колачева, Н. Н. Быкова. Вестник НГИЭИ // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 215-221.
47. Курова Г.М. Рентабельность экономических организаций и уровень развития партнерства / Г. М. Курова // Российское предпринимательство. - 2019. № 8 (189). С. 69-74
48. Колесникова Е. А. Прогнозирование прибыли с использованием факторной модели на примере ОАО «Хабаровский аэропорт» / Е. А. Колесникова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ - 2014. С. 77-85
49. Кошелева В. И. Политика формирования и распределения прибыли на предприятии / В. И. Колесникова. Вестник Прикамского социального института. 2017. №3 (78). С. 16-17.
50. Круг, Э. А. Использование экономико-статистического метода при прогнозировании объема продаж продукции / Э.А. Круг // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 238-241.
51. Мануйленко В.В. Экономическая сущность, виды и функции прибыли хозяйствующего субъекта: современный аспект / В.В. Мануйненко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 33. С. 2-11.
52. Огоркина, В.А. Показатели рентабельности торговой организации и методика их расчета / В.А. Огоркина // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 308-311
53. Почекаева О. В. К вопросу о прогнозировании прибыли коммерческих организаций / О. В. Почекаева, Е. А. Посадова // Молодежный научный вестник. - 2016. №7. С. 22-27.
54. Хижняк Е. А. Формирование системы стратегического управления затратами / Е. А. Хижняк // Проблемы современной экономики. 2014. № 1(21). С. 21-25.
55. Чихун Л. П. Факторы, влияющие на конкурентоспособность телекоммуникационных компаний на мировом рынке / Л. П. Чихун, М. С. Токарева // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020. №6. С. 20-25.
56. Шадурская М. М. Прибыль и рентабельность предприятия / М. М. Шадурская, Н. С. Давтян // XI Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен». Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2016. - Ч. 2. - С. 978-983.
57. Шеина Е. Г. Политика формирования и распределения прибыли на предприятии / Е. Г. Шеина, В. И. Кошелева // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78) С. 89-98.
58. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / Поиск
по реестру [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rmsp.nalog.ru/search.html(дата обращения: 15.12.2020).
59. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / Цены в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_17/Main.htm(дата обращения: 19.01.2021.)
60. Росстат / Об индексе потребительских цен в декабре 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/(дата обращения: 18.01.2021).