АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛЕКСИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОК-ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ УРАЛЬСКИХ РОК-ГРУПП)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования 9
1.1. Законы развития языка 9
1.2. Процессы в лексике современного русского языка 15
1.3. Рок-поэзия как культурно-поэтический феномен 50
Выводы по главе 1 55
Глава 2. Активные процессы в лексике текстов современной рок-поэзии 57
2.1. Лексические процессы, связанные с хронологическими изменениями 58
2.2. Лексические процессы, связанные с социально-историческими изменениями 63
2.3. Лексические процессы, связанные с семантическими
изменениями 77
Выводы по главе 2 81
Заключение 82
Список литературы 84
Словари 93
Приложение 1. Тексты рок-группы «Сансара» 97
Приложение 2. Тексты рок-группы «Смысловые галлюцинации» 164
Приложение 3. Тексты рок-группы «Айфо» 2
Глава 1. Теоретические основания исследования 9
1.1. Законы развития языка 9
1.2. Процессы в лексике современного русского языка 15
1.3. Рок-поэзия как культурно-поэтический феномен 50
Выводы по главе 1 55
Глава 2. Активные процессы в лексике текстов современной рок-поэзии 57
2.1. Лексические процессы, связанные с хронологическими изменениями 58
2.2. Лексические процессы, связанные с социально-историческими изменениями 63
2.3. Лексические процессы, связанные с семантическими
изменениями 77
Выводы по главе 2 81
Заключение 82
Список литературы 84
Словари 93
Приложение 1. Тексты рок-группы «Сансара» 97
Приложение 2. Тексты рок-группы «Смысловые галлюцинации» 164
Приложение 3. Тексты рок-группы «Айфо» 2
В любом языке заложено стремление к изменениям. Больше всего им подвержен лексический фонд языка, так как он «непосредственно обращен к действительности. Поэтому именно в лексике прежде всего отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Язык находится в постоянном движении, его эволюция тесно связана с историей и культурой народа» [Валгина 2003: 75], с развитием науки и техники, новыми для общества условиями мультикоммуникации и высокой активностью информационного обмена. Указанные условия требуют от носителей языка «форсированного пополнения лексикона, способного одинаково продуктивно обслуживать общение во многих сферах» [Аксарина 2010: 806]. «Лавинообразное словообразование, неконтролируемый поток заимствований, вторжение жаргона в общий язык, новая жизнь слов, обозначающих наиболее актуальные понятия нашего времени, уход в пассив целых пластов лексики эпохи социализма» [Скляревская 2000: 5] - и это еще не полный список динамических и интенсивных процессов, происходящих в лексике русского языка в данный момент.
Исследование активных процессов в лексике современного русского языка - особая область лингвистического знания, которое имеет теоретическую и практическую значимость: «исследование необходимо для анализа используемых технологий обращения с языком, их проникновения в разные коммуникативные сферы и функциональные стили, для выработки объективной оценки креативной составляющей языка, отличающей речь нового поколения» [Ларионова 2018: 5].
Актуальность исследования состоит в необходимости изучения активных процессов в лексике современного русского языка для их описания и систематизации, а также с целью сохранения норм литературного языка.
Целью исследования является описание основных языковых процессов, происходящих в лексике современного русского языка.
Цели решается через следующие задачи:
1) изучение научной литературы по проблеме исследования;
2) сбор материала исследования из открытых источников интернета, а также частичная текстовая расшифровка ранее не опубликованных музыкальных произведений уральских рок-групп;
3) анализ собранного материала, выявление разных типов лексических единиц в текстах, их классификация и описание.
Для достижения поставленной цели в нашей работе используются как общенаучные методы анализа, сопоставления, классификации, метод сплошной выборки, статистический метод, так и собственно лингвистические: описательный метод, метод лексико-семантического анализа, метод стилистического анализа.
Предметом исследования являются языковые процессы, происходящие в лексике современной рок-поэзии.
В качестве объекта наблюдения нами избрана современная русская рок- поэзия, возникшая на территории крупнейшего уральского региона - Свердловской области - в период с 1991 по 2021 гг. Выбор данного временного отрезка обусловлен такими геополитическими, экономическими, социальными и культурными причинами как распад СССР, активное начало процесса глобализации, становление мирового пространства единой информационной, экономической, политической системой, сужение сфер функционирования русского языка и падение его статуса на постсоветской территории. Немаловажной причиной выбора данного временного отрезка также, на наш взгляд, является расформирование Свердловского рок-клуба - общественной и концертной организации, официальными задачами которой были музыкальное и идейное сплочение свердловских рок-музыкантов, помощь начинающим и сложившимся рок-группам в организации концертной деятельности, записи и распространении музыкальных композиций в частности и всего творчества в целом, популяризации рок-культуры.
В современной русской рок-поэзии, как культуре протеста, на наш взгляд, наиболее ярко отражаются насущные проблемы времени. Ведь изначально рок-музыка образовалась как своеобразный элемент музыкальной контркультуры и альтернативная классической культуре система. Язык рок- поэзии является зеркалом современного русского языка, он активно впитывает в себя все новые слова и выражения, следит за модными тенденциями в языке. Именно поэтому, смотря на лексику, используемую рок-музыкантами, мы можем делать вывод о том, какие именно лексические процессы преобладают в современном русском языке, как пополняется и обогащается его лексический фонд. Уральская же рок-поэзия, как территориальный феномен, отражает актуальные проблемы и процессы, характерные на данный момент для Свердловского региона и словарного запаса его жителей.
В связи с этим материалом исследования являются поэтические тексты следующих уральских рок-групп: «Сансара» (14 студийных альбомов - 124 поэтических текста), «Смысловые галлюцинации» (3 магнитоальбома, начиная с 1992 года, и 10 студийных альбомов - 120 поэтических текстов) и «Айфо» (3 студийных альбома - 28 поэтических текстов). При выборе материала для анализа учитывались следующие критерии: группа или рок- автор начали свою творческую деятельность после 1991 года (исключение - группа «Смысловые галлюцинации», начавшая свой творческий путь в 1989 году; в связи с этим в анализе не учитываются рок-композиции двух магнитоальбомов, выпущенных группой в 1989 и 1990 гг.), тексты в достаточном количестве для анализа были написаны разными поэтами и, на наш взгляд, имеют определенную художественную и историческую значимость.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в научный обиход вводится новый, ранее не исследованный материал (поэтические тексты уральских рок-групп «Сансара» и «Айфо»).
Теоретической базой нашего исследования послужили работы В. М. Аристовой, Т. В. Барановой, С. А. Беляевой, В. Р. Богословской, И. А. Бодуэн- де-Куртенэ, М. А. Брейтера, Н. С. Валгиной, А. Вежбицкой, Э. Ф. Володарской, Т. А. Гридиной, С. В. Гринева, В. С. Елистратова, О. П. Ермаковой, Л. П. Ефремова, Е. А. Земской, Ю. Н. Караулова, Н. Р. Каримовой, B. Г. Костомарова, Л. П. Крысина, Е.С. Кубряковой, В. В. Кузнецовой, Е. В. Ларионовой, М. М. Маковского, Е. В. Мариновой, В. М. Мокиенко, И. И. Огиенко, Е. В. Прокутиной, А. A. Реформатского, О. О. Селивановой, Э. Сепира, Н. Г. Скляревской, А. И. Соболевского, Ю. С. Сорокина, М. И. Фоминой, В. В. Химика, Н. М. Шанского, Л. В. Щербы, Н. В. Юдиной и других. Такое количество ученых, обращающихся к теме изучения активных процессов в лексике современного русского языка, свидетельствует об актуальности подобных исследований.
Вопросами изучения рок-поэзии занимались такие исследователи как И. А. Авдеенко, И. С. Алексеев, О. В. Борисова, И. А. Буйнов, А. И. Васильева, Г. Б. Власова, В. А. Гавриков, Ю. В. Доманский, К.В. Западная, Д. В. Калуженина, Е. В. Кишина, Т. С. Кожевникова, И. В. Кормильцев, М. Н. Кочесокова, М. Н. Крылова, Т. Е. Логачева, Ю. В. Маслова, Н. М. Матвеева, А. А. Моисеев, Е. В. Мякотин, И. Ю. Назарова, Н. К. Нежданова, О. Ю. Панова, C. А. Петрова, Ю. Э. Пилюте, С. В. Свиридов, В. А. Спицына, С. В. Стеванович, М. П. Сухих, З. Г. Харитонова, Е. Е. Чебыкина, Е. Н. Чуева, М. Б. Шинкаренкова, А. В. Щербенок и другие.
Теоретическая значимость работы заключается в попытке целостного анализа активных современных процессов в лексике, актуальных для современного русского языка. Практическая значимость данной работы связана с возможностью включения материалов исследования в курс лексикологии, в курс «Коммуникация новейшего времени и языковая динамика», в курс лингвистического анализа текста на филологическом факультете. Материалы диссертации также могут быть включены в ознакомительные курсы для студентов на разных специальностях (журналистика, редакционно-издательское дело, переводоведение, культурология и др.). Также результаты исследования могут быть интересны всем интересующимся феноменом современной уральской рок-поэзии.
Работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, список использованных словарей, три приложения. Основная часть состоит из двух глав, из которых первая глава - это теоретические основания исследования, вторая глава - практические исследования.
Во введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность исследования, ставится цель, для выполнения которой намечается ряд задач, описывается новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
В первой главе даны теоретические основания исследования, описаны законы развития языка - экстралингвистические и внутриязыковых причины, благодаря которым в современном русском языке происходят изменения в лексическом фонде, перечислены и подробно описаны самые, на наш взгляд, важные и активно протекающие процессы (интернационализация языка, неологизация, различные семантические процессы, связанные с расширением, сужением, переосмыслением, реактивизацией значений слов, демократизация литературных норм, детерминологизация лексики, архаизация лексики). Процессы были сгруппированы в зависимости от того критерия, которому они наиболее характерны: 1) хронологические изменения, 2) социально-исторические изменения, 3) семантические изменения. Также в первой главе дано определение современной рок-поэзии, определено ее место в современной культуре и лингвистике.
Вторая глава нашей диссертации посвящена практическому исследованию лексики современной рок-поэзии. Представлен анализ поэтических текстов уральских рок-групп «Сансара», «Смысловые галлюцинации» и «Айфо». Методом сплошной выборки из поэтических текстов были извлечены все лексические единицы, представляющие интерес в рамках данного исследования. Они были упорядочены, объединены в группы в зависимости от лексического процесса, к которому они относятся, а также посчитаны. На основе этого нами был сделан вывод, какой процесс (или какие процессы) преобладают в лексике современной уральской рок-поэзии.
Работа имеет три приложения и включает в себя поэтические тексты групп «Сансара» (Приложение 1), «Смысловые галлюцинации» (Приложение 2), «Айфо» (Приложение 3) в алфавитном порядке.
Исследование активных процессов в лексике современного русского языка - особая область лингвистического знания, которое имеет теоретическую и практическую значимость: «исследование необходимо для анализа используемых технологий обращения с языком, их проникновения в разные коммуникативные сферы и функциональные стили, для выработки объективной оценки креативной составляющей языка, отличающей речь нового поколения» [Ларионова 2018: 5].
Актуальность исследования состоит в необходимости изучения активных процессов в лексике современного русского языка для их описания и систематизации, а также с целью сохранения норм литературного языка.
Целью исследования является описание основных языковых процессов, происходящих в лексике современного русского языка.
Цели решается через следующие задачи:
1) изучение научной литературы по проблеме исследования;
2) сбор материала исследования из открытых источников интернета, а также частичная текстовая расшифровка ранее не опубликованных музыкальных произведений уральских рок-групп;
3) анализ собранного материала, выявление разных типов лексических единиц в текстах, их классификация и описание.
Для достижения поставленной цели в нашей работе используются как общенаучные методы анализа, сопоставления, классификации, метод сплошной выборки, статистический метод, так и собственно лингвистические: описательный метод, метод лексико-семантического анализа, метод стилистического анализа.
Предметом исследования являются языковые процессы, происходящие в лексике современной рок-поэзии.
В качестве объекта наблюдения нами избрана современная русская рок- поэзия, возникшая на территории крупнейшего уральского региона - Свердловской области - в период с 1991 по 2021 гг. Выбор данного временного отрезка обусловлен такими геополитическими, экономическими, социальными и культурными причинами как распад СССР, активное начало процесса глобализации, становление мирового пространства единой информационной, экономической, политической системой, сужение сфер функционирования русского языка и падение его статуса на постсоветской территории. Немаловажной причиной выбора данного временного отрезка также, на наш взгляд, является расформирование Свердловского рок-клуба - общественной и концертной организации, официальными задачами которой были музыкальное и идейное сплочение свердловских рок-музыкантов, помощь начинающим и сложившимся рок-группам в организации концертной деятельности, записи и распространении музыкальных композиций в частности и всего творчества в целом, популяризации рок-культуры.
В современной русской рок-поэзии, как культуре протеста, на наш взгляд, наиболее ярко отражаются насущные проблемы времени. Ведь изначально рок-музыка образовалась как своеобразный элемент музыкальной контркультуры и альтернативная классической культуре система. Язык рок- поэзии является зеркалом современного русского языка, он активно впитывает в себя все новые слова и выражения, следит за модными тенденциями в языке. Именно поэтому, смотря на лексику, используемую рок-музыкантами, мы можем делать вывод о том, какие именно лексические процессы преобладают в современном русском языке, как пополняется и обогащается его лексический фонд. Уральская же рок-поэзия, как территориальный феномен, отражает актуальные проблемы и процессы, характерные на данный момент для Свердловского региона и словарного запаса его жителей.
В связи с этим материалом исследования являются поэтические тексты следующих уральских рок-групп: «Сансара» (14 студийных альбомов - 124 поэтических текста), «Смысловые галлюцинации» (3 магнитоальбома, начиная с 1992 года, и 10 студийных альбомов - 120 поэтических текстов) и «Айфо» (3 студийных альбома - 28 поэтических текстов). При выборе материала для анализа учитывались следующие критерии: группа или рок- автор начали свою творческую деятельность после 1991 года (исключение - группа «Смысловые галлюцинации», начавшая свой творческий путь в 1989 году; в связи с этим в анализе не учитываются рок-композиции двух магнитоальбомов, выпущенных группой в 1989 и 1990 гг.), тексты в достаточном количестве для анализа были написаны разными поэтами и, на наш взгляд, имеют определенную художественную и историческую значимость.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в научный обиход вводится новый, ранее не исследованный материал (поэтические тексты уральских рок-групп «Сансара» и «Айфо»).
Теоретической базой нашего исследования послужили работы В. М. Аристовой, Т. В. Барановой, С. А. Беляевой, В. Р. Богословской, И. А. Бодуэн- де-Куртенэ, М. А. Брейтера, Н. С. Валгиной, А. Вежбицкой, Э. Ф. Володарской, Т. А. Гридиной, С. В. Гринева, В. С. Елистратова, О. П. Ермаковой, Л. П. Ефремова, Е. А. Земской, Ю. Н. Караулова, Н. Р. Каримовой, B. Г. Костомарова, Л. П. Крысина, Е.С. Кубряковой, В. В. Кузнецовой, Е. В. Ларионовой, М. М. Маковского, Е. В. Мариновой, В. М. Мокиенко, И. И. Огиенко, Е. В. Прокутиной, А. A. Реформатского, О. О. Селивановой, Э. Сепира, Н. Г. Скляревской, А. И. Соболевского, Ю. С. Сорокина, М. И. Фоминой, В. В. Химика, Н. М. Шанского, Л. В. Щербы, Н. В. Юдиной и других. Такое количество ученых, обращающихся к теме изучения активных процессов в лексике современного русского языка, свидетельствует об актуальности подобных исследований.
Вопросами изучения рок-поэзии занимались такие исследователи как И. А. Авдеенко, И. С. Алексеев, О. В. Борисова, И. А. Буйнов, А. И. Васильева, Г. Б. Власова, В. А. Гавриков, Ю. В. Доманский, К.В. Западная, Д. В. Калуженина, Е. В. Кишина, Т. С. Кожевникова, И. В. Кормильцев, М. Н. Кочесокова, М. Н. Крылова, Т. Е. Логачева, Ю. В. Маслова, Н. М. Матвеева, А. А. Моисеев, Е. В. Мякотин, И. Ю. Назарова, Н. К. Нежданова, О. Ю. Панова, C. А. Петрова, Ю. Э. Пилюте, С. В. Свиридов, В. А. Спицына, С. В. Стеванович, М. П. Сухих, З. Г. Харитонова, Е. Е. Чебыкина, Е. Н. Чуева, М. Б. Шинкаренкова, А. В. Щербенок и другие.
Теоретическая значимость работы заключается в попытке целостного анализа активных современных процессов в лексике, актуальных для современного русского языка. Практическая значимость данной работы связана с возможностью включения материалов исследования в курс лексикологии, в курс «Коммуникация новейшего времени и языковая динамика», в курс лингвистического анализа текста на филологическом факультете. Материалы диссертации также могут быть включены в ознакомительные курсы для студентов на разных специальностях (журналистика, редакционно-издательское дело, переводоведение, культурология и др.). Также результаты исследования могут быть интересны всем интересующимся феноменом современной уральской рок-поэзии.
Работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, список использованных словарей, три приложения. Основная часть состоит из двух глав, из которых первая глава - это теоретические основания исследования, вторая глава - практические исследования.
Во введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность исследования, ставится цель, для выполнения которой намечается ряд задач, описывается новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
В первой главе даны теоретические основания исследования, описаны законы развития языка - экстралингвистические и внутриязыковых причины, благодаря которым в современном русском языке происходят изменения в лексическом фонде, перечислены и подробно описаны самые, на наш взгляд, важные и активно протекающие процессы (интернационализация языка, неологизация, различные семантические процессы, связанные с расширением, сужением, переосмыслением, реактивизацией значений слов, демократизация литературных норм, детерминологизация лексики, архаизация лексики). Процессы были сгруппированы в зависимости от того критерия, которому они наиболее характерны: 1) хронологические изменения, 2) социально-исторические изменения, 3) семантические изменения. Также в первой главе дано определение современной рок-поэзии, определено ее место в современной культуре и лингвистике.
Вторая глава нашей диссертации посвящена практическому исследованию лексики современной рок-поэзии. Представлен анализ поэтических текстов уральских рок-групп «Сансара», «Смысловые галлюцинации» и «Айфо». Методом сплошной выборки из поэтических текстов были извлечены все лексические единицы, представляющие интерес в рамках данного исследования. Они были упорядочены, объединены в группы в зависимости от лексического процесса, к которому они относятся, а также посчитаны. На основе этого нами был сделан вывод, какой процесс (или какие процессы) преобладают в лексике современной уральской рок-поэзии.
Работа имеет три приложения и включает в себя поэтические тексты групп «Сансара» (Приложение 1), «Смысловые галлюцинации» (Приложение 2), «Айфо» (Приложение 3) в алфавитном порядке.
В рамках данного диссертационного исследования были проанализировали тексты песен трех современных уральских рок-групп - «Сансара», «Смысловые галлюцинации» и «Айфо» - в количестве 272 поэтических текста. В результате анализа нами были сделаны следующие выводы:
• наиболее активно протекающим в лексике современной уральской рок-поэзии процессом является процесс демократизации литературных норм, связанный с социально-историческими изменениями и преодолением разрыва между литературным языком и разговорной речью. Это связано с желанием разговаривающих на русском языке людей и самого языка преодолеть и максимально стереть грань между высоким литературным кодифицированным языком и разговорным - языком, на котором говорят широкие массы;
• активность процессов, связанных с заимствованием иностранной лексики, не подвергается сомнению и выделяется нами как один из основных лексических процессов;
• использование рок-поэтами интернациональных и разговорных единиц обусловлено не только требованиями современного русского языка, но и желанием автора придать своему тексту особое настроение и колорит, найти свою неповторимую авторскую рифму;
• наименее продуктивным процессом для современных уральских рок-поэтов является процесс неологизации, а именно - окказионализации;
• выделенные нами лексические процессы, связанные с хронологическими, социально-историческими и семантическими изменениями, продуктивны и активно протекают в современной рок- поэзии и, как следствие, в современном русском языке. Они идут параллельно друг другу и движутся практически равномерно.
Лексический фонд русского языка, благодаря своей обращенности к действительности, больше всего подвержен изменениям внутри и извне. По этой причине в лексике происходит постоянное движение, за которым, порой, очень сложно угнаться. Именно поэтому так важно своевременно фиксировать и анализировать все изменения, происходящие в лексическом фонде русского языка.
• наиболее активно протекающим в лексике современной уральской рок-поэзии процессом является процесс демократизации литературных норм, связанный с социально-историческими изменениями и преодолением разрыва между литературным языком и разговорной речью. Это связано с желанием разговаривающих на русском языке людей и самого языка преодолеть и максимально стереть грань между высоким литературным кодифицированным языком и разговорным - языком, на котором говорят широкие массы;
• активность процессов, связанных с заимствованием иностранной лексики, не подвергается сомнению и выделяется нами как один из основных лексических процессов;
• использование рок-поэтами интернациональных и разговорных единиц обусловлено не только требованиями современного русского языка, но и желанием автора придать своему тексту особое настроение и колорит, найти свою неповторимую авторскую рифму;
• наименее продуктивным процессом для современных уральских рок-поэтов является процесс неологизации, а именно - окказионализации;
• выделенные нами лексические процессы, связанные с хронологическими, социально-историческими и семантическими изменениями, продуктивны и активно протекают в современной рок- поэзии и, как следствие, в современном русском языке. Они идут параллельно друг другу и движутся практически равномерно.
Лексический фонд русского языка, благодаря своей обращенности к действительности, больше всего подвержен изменениям внутри и извне. По этой причине в лексике происходит постоянное движение, за которым, порой, очень сложно угнаться. Именно поэтому так важно своевременно фиксировать и анализировать все изменения, происходящие в лексическом фонде русского языка.
Подобные работы
- Языковая эпатажность
в современной массовой литературе и ее редактирование (на материале текстов Сергея Шнурова).
Дипломные работы, ВКР, книжное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ТЕКСТЫ ПЕСЕН ИВАНА АЛЕКСЕЕВА (Noize MC): СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Цветообозначения в сказках А.С. Пушкина: лингвокультурологический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Цветообозначения в сказках А.С. Пушкина: лингвокультурологический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ «ФИЛОЛОГ» В СОЗНАНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



