Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проекта 6
1.1. История учения о культуре речи 6
1.2. Языковые нормы. Типы норм 14
1.3. Содержание школьных программ и учебников по русскому языку
и русскому (родному) языку 22
Выводы 37
Глава 2. Система упражнений по обучению грамматическим нормам русского литературного языка 39
Заключение 87
Словари и справочники 90
Использованная литература
Уровень речевой культуры человека является одним из главных показателей его нравственной воспитанности и успешности. Высокий уровень культуры речи позволяет человеку свободно себя ощущать в любой сфере: в учебной, профессиональной, досуговой деятельности, поскольку это помогает ему строить доброжелательные отношения с окружающими. «Термин «культура речи» можно трактовать по-разному: как синоним понятия «культура языка»; как конкретную реализацию языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения - письменного и устного» [Агафонова 2019: 8].
На сегодняшний день социокультурная ситуация в России ухудшается: уровень культуры речи современного школьника недостаточно высок. Из-за обилия цифровой техники, визуальной рекламы и разнообразных компьютерных технологий в речи школьников наблюдаются многочисленные нарушения норм литературного языка. Речь зачастую характеризуется бессвязностью, логической непоследовательностью, невыразительностью, наличием ненормативной и заимствованной лексики.
Следует отметить, что в теории и практике преподавания русского языка проблема развития речи школьников всегда трактовалась как одна из важнейших и широко освещалась в трудах выдающихся лингвистов и методистов [Федоренко 1984; Ладыженская 1991; Капинос 1994; Львов 2003 и др.]. В настоящее же время утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению школьников русскому языку. Его перспективность не вызывает сомнений ни у методистов, ни у педагогов-практиков, поэтому он нашел свое отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах.
Следовательно, обучение школьников правильному словоупотреблению - это то, на что нужно обратить особое внимание при работе с ними для повышения культуры их речи. В нашей исследовательской работе особое внимание мы уделяем такому разделу русского языка, как морфология. Именно морфология играет ключевую роль в развитии грамотной речи учащихся. В результате изучения данного раздела школьники усваивают теоретические сведения, обучаются распознавать части речи, морфологические категории, обогащается и развивается детская связная речь.
Актуальность работы заключается в слабом освещении авторами учебников сложных тем и проблемных точек в курсе школьной морфологии. В учебниках представлено малое количество обобщающих тем и упражнений, которые должны закрепить знания по разделу «Морфология».
Объект исследования - курс школьной морфологии, представленный в учебниках «Русский язык» и «Русский родной язык». Предмет исследования - культурно-речевые задания в курсе школьной морфологии.
Цель диссертационной работы - теоретическое обоснование и разработка эффективной системы упражнений по культуре речи для освоения курса школьной морфологии.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Изучить теоретическую литературу по проблемам культуры речи;
2) Проанализировать раздел «Морфология» в школьных учебниках «Русский язык» (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.), «Русский язык» (авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.) и «Русский родной язык» (авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов и др.) для 5-7 класса;
3) Выявить проблемные точки в курсе морфологии;
4) Определить актуальные участки грамматических норм, недостаточно представленные в учебниках «Русский язык» и «Русский родной язык»;
5) Составить систему упражнений по культуре речи, адресованных школьникам.
Методы исследования. Для решения поставленных задач на разных этапах работы были использованы следующие методы:
1) метод комплексного лингвистического описания, включающий приемы сравнения, классификации, систематизации упражнений учебников различных авторов и обобщения;
2) сопоставительный метод при сборе и анализе упражнений.
Материалом исследования являются задания и упражнения в школьных учебниках.
При подборе материалов для упражнений мы опирались на авторитетные словари:
1) Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова - М. : Рус. яз., 1989. - 688 с.;
2) Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов : Ок. 25000 слов и словосочетаний / Л. П. Крысин - М. : Рус. яз., 1998. - 846 с.;
3) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова - Москва : А ТЕМП, 2006. - 938 с.;
4) Михайлова О. А. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / О. А. Михайлова - Екатеринбург : У-Фактория, 2002., М.: АСТ Москва, 2010. - 403 с.;
5) Михайлова О. А. Орфоэпический словарь для школьников с приложениями и грамматикой / О. А. Михайлова, Н. И. Коновалова, Т. А. Гридина - Москва : АСТ, 2014. - 640 с.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и результатов как в процессе обучения русскому языку учащихся среднего звена в общеобразовательной школе, так и для подготовки к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка словарей и справочников и списка использованной литературы.
Проведенное исследование, посвященное вопросам изучения культуры речи в школьном курсе русского языка, позволило сделать следующие выводы.
При анализе предметных результатов выяснилось, что современный ФГОС основного общего образования в рамках изучения предметной области «Русский язык» и «Русский (родной) язык» особое внимание уделяет вопросам формирования культуры речи учащихся.
Изучение вопросов культуры речи, а именно грамматических норм русского литературного языка, проводится и в школьных программах по русскому языку. Так, нами были рассмотрены три рабочие программы:
1) рабочая программа по русскому языку авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.;
2) рабочая программа по русскому языку авторов М.М. Разумовской, В.И. Капиноса, С.И. Львовой и др.;
3) рабочая программа по русскому (родному) языку авторов О.М. Александровой, Ю. Н. Гостевой, И. Н. Добротиной.
По нашему мнению, наиболее полной и целенаправленной является программа Разумовской, В.И. Капиноса, С.И. Львовой. Тем не менее все три программы нуждаются в дополнительном количестве закрепляющих и обобщающих упражнений.
Грамматические нормы по-разному представлены в разных учебниках для школы. Нами были проанализированы наиболее известные современные учебники с точки зрения изложения курса морфологии и морфологических норм:
- «Русский язык» (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.);
- «Русский язык» (авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.);
- «Русский родной язык» (авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов и др.).
В учебно-методическом комплексе М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капиноса и других, по нашему мнению, уделяется больше всего внимания сложным участкам грамматических норм, но в учебниках, как и в рабочих программах, не хватает обобщающих тем и закрепляющих упражнений по пройденным темам. На основе анализа был определен обязательный минимум морфологических норм, необходимых для включения в школьную программу и ставших основой разработанной системы упражнений.
Предлагаемая система упражнений и заданий включает следующие проблемные участки:
Формы имен существительных:
- род склоняемых и несклоняемых имен существительных;
- род аббревиатур;
- употребление форм именительного и родительного падежей множественного числа существительных мужского рода;
-особенности склонения имен и фамилий.
Формы имен прилагательных:
- образование кратких форм прилагательных;
- образование форм степеней сравнения прилагательных;
- особенности употребления притяжательных прилагательных.
Формы имен числительных:
- склонение количественных (целых, дробных, собирательных) и порядковых числительных;
- сочетания числительных с существительными.
Формы местоимений:
- употребление личных местоимений с существительными;
- употребление местоимений свой, ее, его/ себя/ который с существительными;
- образование форм притяжательных местоимений.
Формы глаголов:
- образование форм несовершенного вида глаголов;
- образование форм настоящего, будущего и прошедшего времени.
1. Большой энциклопедический словарь : А-Я / Гл. ред.
A. М. Прохоров - М. : Большая рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 1997. - 1434 с.
2. Горбачевич К. С. Трудности словоупотребления и варианты норм
русского литературного языка: Словарь-справочник /
К. С. Горбачевич, Г. А. Качевская, А. М. Невжинская и др. //- Л.: Наука, 1973. - 518 с.
3. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов / Л. К. Граудина,
B. А. Ицкович, Л. П. Катлинская - Москва: Наука, 1976. - 452 с.
4. Григорьева Т. М. Пунктуационные нормы / Т. М. Григорьева, М. В. Веккессер ; // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): Словарь-справочник / ред. А. П. Сковородников. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. - 852 с.
5. Королькова А. В. Словарь афоризмов русских писателей XVII¬XX вв. / А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов. - Москва : Русский язык, 2004. - 627 с.
6. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов : Ок. 25000 слов и словосочетаний / Л. П. Крысин - М. : Рус. яз., 1998. - 846 с.
7. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. - М.: Флинта : Наука, 2003. - 840 с.
8. Михайлова О. А. Орфоэпический словарь для школьников с
приложениями и грамматикой / О. А. Михайлова, Н. И. Коновалова, Т. А. Гридина - Москва : АСТ, 2014. - 640 с.
9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова - Москва : А ТЕМП, 2006. - 938 с.
10. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова - М. : Рус. яз., 1989. - 688 с.
11. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с. 12. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. 3-е изд. - Москва : Айрис Пресс, 2002. - 823 с.
Использованная литература
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / Р. И. Аванесов - М. : Просвещение, 1984. - 383 с.
2. Агафонова В. А. Формирование культуры речи у младших школьников / В. А. Агафонова, Л. А. Сатарова // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2019. - №2. - С. 6-12.
3. Адамчик Н. В. Самый полный курс русского языка / Н. В. Адамчик - Минск : Харвест, 2008. - 848 с.
4. Акатова Т. И. Культура речи как компонент языковой культуры личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. - С. 45 - 50.
5. Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5 - 9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой - М. : Просвещение, 2020. - 147 с.
6. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по филол. направлениям и специальностям / Н. С. Валгина - М. : Логос, 2001. - 302 с. 7. Введенская Л. А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Изд. 12-е, стер. - Ростов на Дону: Феникс, 2012. - 537 с.
8. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи : Учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева - Ростов на Дону : Феникс, 2001. - 544 с.
9. Введенская Л. А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение : учебник для подготовки бакалавров нефилологического профиля / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева - М. : КноРус, 2012. - 423 с.
10. Виноградов В. А. Тавтология / В. А. Виноградов // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева - М. : Сов. энцикл., 1990. - 682 с.
11. Винокур Г. О. Культура языка / Г. О. Винокур - М. : Лабиринт, 2006. - 253 с.
12. Головин Б. Н. Основы культуры речи : учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Б. Н. Головин - Москва : Высшая школа, 1988. - 320 с.
13. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для студентов вузов / И. Б. Голуб - М. : Логос, 2004 - 430 с.
14. Гольдин В. Е. Русский язык и культура речи: учебник для студентов-нефилологов / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина, М. А. Ягубова. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 212 с.
15. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка: пособие для учителей / К. С. Горбачевич. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1989. - 208 с.
16. Даренская Н. А. Культура речи: Учебное пособие /
Н. А. Даренская, Н. Н. Буянкина - Барнаул : Изд-во АГАУ, 2002. - С. 11-28.
17. Доронина С. В. Краткие прилагательные на -ен/-енен в
современном языковом сознании и проблемы их кодификации (по данным статистического обследования жителей Барнаула) / С. В. Доронина // Известия АлтГУ. 2006. - №4. - С. 101-105.
18. Истрина Е. С. Нормы литературного языка и культура речи / Е. С. Истрина - М., Л. : Просвещение, 1948. - 213 с.
19. Ицкович В. А. Языковая норма / В. А Ицкович - М. : Просвещение, 1968 - 94 с.
20. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик - М. : ЛИНКА-пресс, 1994. - 191 с.
21. Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина - М.: Просвещение, 1977. - 223 с.
22. Королькова А. В. Словарь афоризмов русских писателей / А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов ; под рук.
A. Н. Тихонова - М. : Рус. яз. - Медиа, 2004. - 627 с.
23. Костомаров В. Г. Культура речи и стиль /
B. Г. Костомаров - Москва : Изд-во ВПШ и АОН, 1960. - 71 с.
24. Краткая русская грамматика / под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина - М. : Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 2002. - 725 с. 25. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева - М. : НОРМА- ИНФРА, 1999. - 560 с.
26. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов - Тула : Родничок; М. : АСТ, 2003. - 238 с.
27. Маринова Е. В. Варьирование рода новых иноязычных слов и проблема нормы / Е. В. Маринова // Acta Lingüistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2012. - №3. - С. 315
28. Методика развития речи на уроках русского языка : Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской - М. : Просвещение, 1991. - 239 с.
29. Михайлова О. А. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / О. А. Михайлова - Екатеринбург : У-Фактория, 2002., М.: АСТ Москва, 2010. - 403 с.
30. Мы сохраним тебя, русская речь! : [О культуре речи] / Л. К. Граудина, О. Л. Дмитриева, Н. В. Новикова, Е. Н. Ширяев - М. : Наука, 1995. - 102с.
31. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи /
С. И. Ожегов - М. : Высш. школа, 1974. - 352 с.
32. Павлова Н. С. Речевая культура молодого специалиста : учебное пособие для студентов нефилологических направлений и специальностей / Н. С. Павлова, Ю. Б. Пикулева, И. В. Шалина - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2008 - 161 с.
33. Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5 - 9 кл., 10 - 11 кл. / сост. Е. И. Харитонова - М. : Дрофа, 2010. - 222 с.
34. Райская Л. М. Лекции по русскому язык и культуре речи / Л. М. Райская - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 148 с.
35. Русская грамматика : В 2-х т. / Гл. ред. : Н. Ю. Шведова - М. : Наука, 1980. - 783 с.
36. Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. - М. : Просвещение, 2019. - 176 с.
37. Русский родной язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. - М. : Просвещение, 2019. - 141 с.
38. Русский родной язык. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. - М. : Просвещение, 2019. - 113 с.
39. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др.; Науч. ред. Н. М. Шанский - М. : Просвещение, 2012. - 192 с.
40. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др.; Науч. ред. Н. М. Шанский - М. : Просвещение, 2012. - 176 с.
41. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др. ; Науч. ред. Н. М. Шанский - М. : Просвещение, 2015. - 191 с.
42. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др. ; Науч. ред. Н. М. Шанский - М. : Просвещение, 2015. - 175 с.
43. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др. ; Науч. ред. Н. М. Шанский - М. : Просвещение, 2013. - 223 с.
44. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и других. 5 - 9 классы : пособие для учителей обще образоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. - М. :
45. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. : Дрофа, 2012. - 317 с.
46. Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. : Дрофа, 2013. - 335 с.
47. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. : Дрофа, 2019. - 288 с.
48. Саримова Р. Р. Морфологические нормы как фактор повышения культуры устной и письменной речи студентов / Р. Р. Саримова // Вестник Казанского технологического университета. 2013. - Т. 16. - №12. - с. 374 -375.
49. Сиротинина О. Б. Типы речевой культуры / О. Б. Сиротинина // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. — С. 685 -687.
50. Сиротинина О. Б. Хорошая речь / О. Б. Сиротинина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др. / Под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 320 с.
51. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи / Л. И. Скворцов - М.: Наука, 1980. - 352 с.
52. Степихов А. А. О грамматическом освоении иноязычной лексики в русском языке в аспекте категории рода / А. А. Степихов // Acta Lingüistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2015. - №1. - С. 297-317.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://edu.gov.ru/
54. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи / Л. П. Федоренко - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
55. Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе : Автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Г. П. Фирсов - М., 1960 - 48 с.
56. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст / Н. И. Формановская - Москва : Русский язык, 2002. - 160 с.
57. Халидов А. И. Род несклоняемых исконных и иноязычных имен существительных в русском языке / А. И. Халидов // Известия Чеченского государственного университета. 2017. - №2(6). - С. 44 - 52.
58. Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации / А. Б. Шапиро - М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1955. - 398 с.
59. Шварцкопф Б. С. Современная пунктуация: система и ее функционирование : Дис. ... доктора филол. наук / Б. С. Шварцкопф. - М., 1988. - 192 с.
60. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев - Москва: Наука, 1977. - 168 с.
61. Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии. Основные типы словарей // Изв. АН СССР. 1940. № 3. - С. 103 - 110.
62. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич - Л. : Наука, 1974. - 427 с.