СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ МОРФОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проекта 6
1.1. История учения о культуре речи 6
1.2. Языковые нормы. Типы норм 14
1.3. Содержание школьных программ и учебников по русскому языку
и русскому (родному) языку 22
Выводы 37
Глава 2. Система упражнений по обучению грамматическим нормам русского литературного языка 39
Заключение 87
Словари и справочники 90
Использованная литература
Глава 1. Теоретические основы проекта 6
1.1. История учения о культуре речи 6
1.2. Языковые нормы. Типы норм 14
1.3. Содержание школьных программ и учебников по русскому языку
и русскому (родному) языку 22
Выводы 37
Глава 2. Система упражнений по обучению грамматическим нормам русского литературного языка 39
Заключение 87
Словари и справочники 90
Использованная литература
Уровень речевой культуры человека является одним из главных показателей его нравственной воспитанности и успешности. Высокий уровень культуры речи позволяет человеку свободно себя ощущать в любой сфере: в учебной, профессиональной, досуговой деятельности, поскольку это помогает ему строить доброжелательные отношения с окружающими. «Термин «культура речи» можно трактовать по-разному: как синоним понятия «культура языка»; как конкретную реализацию языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения - письменного и устного» [Агафонова 2019: 8].
На сегодняшний день социокультурная ситуация в России ухудшается: уровень культуры речи современного школьника недостаточно высок. Из-за обилия цифровой техники, визуальной рекламы и разнообразных компьютерных технологий в речи школьников наблюдаются многочисленные нарушения норм литературного языка. Речь зачастую характеризуется бессвязностью, логической непоследовательностью, невыразительностью, наличием ненормативной и заимствованной лексики.
Следует отметить, что в теории и практике преподавания русского языка проблема развития речи школьников всегда трактовалась как одна из важнейших и широко освещалась в трудах выдающихся лингвистов и методистов [Федоренко 1984; Ладыженская 1991; Капинос 1994; Львов 2003 и др.]. В настоящее же время утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению школьников русскому языку. Его перспективность не вызывает сомнений ни у методистов, ни у педагогов-практиков, поэтому он нашел свое отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах.
Следовательно, обучение школьников правильному словоупотреблению - это то, на что нужно обратить особое внимание при работе с ними для повышения культуры их речи. В нашей исследовательской работе особое внимание мы уделяем такому разделу русского языка, как морфология. Именно морфология играет ключевую роль в развитии грамотной речи учащихся. В результате изучения данного раздела школьники усваивают теоретические сведения, обучаются распознавать части речи, морфологические категории, обогащается и развивается детская связная речь.
Актуальность работы заключается в слабом освещении авторами учебников сложных тем и проблемных точек в курсе школьной морфологии. В учебниках представлено малое количество обобщающих тем и упражнений, которые должны закрепить знания по разделу «Морфология».
Объект исследования - курс школьной морфологии, представленный в учебниках «Русский язык» и «Русский родной язык». Предмет исследования - культурно-речевые задания в курсе школьной морфологии.
Цель диссертационной работы - теоретическое обоснование и разработка эффективной системы упражнений по культуре речи для освоения курса школьной морфологии.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Изучить теоретическую литературу по проблемам культуры речи;
2) Проанализировать раздел «Морфология» в школьных учебниках «Русский язык» (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.), «Русский язык» (авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.) и «Русский родной язык» (авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов и др.) для 5-7 класса;
3) Выявить проблемные точки в курсе морфологии;
4) Определить актуальные участки грамматических норм, недостаточно представленные в учебниках «Русский язык» и «Русский родной язык»;
5) Составить систему упражнений по культуре речи, адресованных школьникам.
Методы исследования. Для решения поставленных задач на разных этапах работы были использованы следующие методы:
1) метод комплексного лингвистического описания, включающий приемы сравнения, классификации, систематизации упражнений учебников различных авторов и обобщения;
2) сопоставительный метод при сборе и анализе упражнений.
Материалом исследования являются задания и упражнения в школьных учебниках.
При подборе материалов для упражнений мы опирались на авторитетные словари:
1) Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова - М. : Рус. яз., 1989. - 688 с.;
2) Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов : Ок. 25000 слов и словосочетаний / Л. П. Крысин - М. : Рус. яз., 1998. - 846 с.;
3) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова - Москва : А ТЕМП, 2006. - 938 с.;
4) Михайлова О. А. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / О. А. Михайлова - Екатеринбург : У-Фактория, 2002., М.: АСТ Москва, 2010. - 403 с.;
5) Михайлова О. А. Орфоэпический словарь для школьников с приложениями и грамматикой / О. А. Михайлова, Н. И. Коновалова, Т. А. Гридина - Москва : АСТ, 2014. - 640 с.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и результатов как в процессе обучения русскому языку учащихся среднего звена в общеобразовательной школе, так и для подготовки к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка словарей и справочников и списка использованной литературы.
На сегодняшний день социокультурная ситуация в России ухудшается: уровень культуры речи современного школьника недостаточно высок. Из-за обилия цифровой техники, визуальной рекламы и разнообразных компьютерных технологий в речи школьников наблюдаются многочисленные нарушения норм литературного языка. Речь зачастую характеризуется бессвязностью, логической непоследовательностью, невыразительностью, наличием ненормативной и заимствованной лексики.
Следует отметить, что в теории и практике преподавания русского языка проблема развития речи школьников всегда трактовалась как одна из важнейших и широко освещалась в трудах выдающихся лингвистов и методистов [Федоренко 1984; Ладыженская 1991; Капинос 1994; Львов 2003 и др.]. В настоящее же время утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению школьников русскому языку. Его перспективность не вызывает сомнений ни у методистов, ни у педагогов-практиков, поэтому он нашел свое отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах.
Следовательно, обучение школьников правильному словоупотреблению - это то, на что нужно обратить особое внимание при работе с ними для повышения культуры их речи. В нашей исследовательской работе особое внимание мы уделяем такому разделу русского языка, как морфология. Именно морфология играет ключевую роль в развитии грамотной речи учащихся. В результате изучения данного раздела школьники усваивают теоретические сведения, обучаются распознавать части речи, морфологические категории, обогащается и развивается детская связная речь.
Актуальность работы заключается в слабом освещении авторами учебников сложных тем и проблемных точек в курсе школьной морфологии. В учебниках представлено малое количество обобщающих тем и упражнений, которые должны закрепить знания по разделу «Морфология».
Объект исследования - курс школьной морфологии, представленный в учебниках «Русский язык» и «Русский родной язык». Предмет исследования - культурно-речевые задания в курсе школьной морфологии.
Цель диссертационной работы - теоретическое обоснование и разработка эффективной системы упражнений по культуре речи для освоения курса школьной морфологии.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Изучить теоретическую литературу по проблемам культуры речи;
2) Проанализировать раздел «Морфология» в школьных учебниках «Русский язык» (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.), «Русский язык» (авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.) и «Русский родной язык» (авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов и др.) для 5-7 класса;
3) Выявить проблемные точки в курсе морфологии;
4) Определить актуальные участки грамматических норм, недостаточно представленные в учебниках «Русский язык» и «Русский родной язык»;
5) Составить систему упражнений по культуре речи, адресованных школьникам.
Методы исследования. Для решения поставленных задач на разных этапах работы были использованы следующие методы:
1) метод комплексного лингвистического описания, включающий приемы сравнения, классификации, систематизации упражнений учебников различных авторов и обобщения;
2) сопоставительный метод при сборе и анализе упражнений.
Материалом исследования являются задания и упражнения в школьных учебниках.
При подборе материалов для упражнений мы опирались на авторитетные словари:
1) Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова - М. : Рус. яз., 1989. - 688 с.;
2) Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов : Ок. 25000 слов и словосочетаний / Л. П. Крысин - М. : Рус. яз., 1998. - 846 с.;
3) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова - Москва : А ТЕМП, 2006. - 938 с.;
4) Михайлова О. А. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / О. А. Михайлова - Екатеринбург : У-Фактория, 2002., М.: АСТ Москва, 2010. - 403 с.;
5) Михайлова О. А. Орфоэпический словарь для школьников с приложениями и грамматикой / О. А. Михайлова, Н. И. Коновалова, Т. А. Гридина - Москва : АСТ, 2014. - 640 с.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и результатов как в процессе обучения русскому языку учащихся среднего звена в общеобразовательной школе, так и для подготовки к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка словарей и справочников и списка использованной литературы.
Проведенное исследование, посвященное вопросам изучения культуры речи в школьном курсе русского языка, позволило сделать следующие выводы.
При анализе предметных результатов выяснилось, что современный ФГОС основного общего образования в рамках изучения предметной области «Русский язык» и «Русский (родной) язык» особое внимание уделяет вопросам формирования культуры речи учащихся.
Изучение вопросов культуры речи, а именно грамматических норм русского литературного языка, проводится и в школьных программах по русскому языку. Так, нами были рассмотрены три рабочие программы:
1) рабочая программа по русскому языку авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.;
2) рабочая программа по русскому языку авторов М.М. Разумовской, В.И. Капиноса, С.И. Львовой и др.;
3) рабочая программа по русскому (родному) языку авторов О.М. Александровой, Ю. Н. Гостевой, И. Н. Добротиной.
По нашему мнению, наиболее полной и целенаправленной является программа Разумовской, В.И. Капиноса, С.И. Львовой. Тем не менее все три программы нуждаются в дополнительном количестве закрепляющих и обобщающих упражнений.
Грамматические нормы по-разному представлены в разных учебниках для школы. Нами были проанализированы наиболее известные современные учебники с точки зрения изложения курса морфологии и морфологических норм:
- «Русский язык» (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.);
- «Русский язык» (авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.);
- «Русский родной язык» (авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов и др.).
В учебно-методическом комплексе М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капиноса и других, по нашему мнению, уделяется больше всего внимания сложным участкам грамматических норм, но в учебниках, как и в рабочих программах, не хватает обобщающих тем и закрепляющих упражнений по пройденным темам. На основе анализа был определен обязательный минимум морфологических норм, необходимых для включения в школьную программу и ставших основой разработанной системы упражнений.
Предлагаемая система упражнений и заданий включает следующие проблемные участки:
Формы имен существительных:
- род склоняемых и несклоняемых имен существительных;
- род аббревиатур;
- употребление форм именительного и родительного падежей множественного числа существительных мужского рода;
-особенности склонения имен и фамилий.
Формы имен прилагательных:
- образование кратких форм прилагательных;
- образование форм степеней сравнения прилагательных;
- особенности употребления притяжательных прилагательных.
Формы имен числительных:
- склонение количественных (целых, дробных, собирательных) и порядковых числительных;
- сочетания числительных с существительными.
Формы местоимений:
- употребление личных местоимений с существительными;
- употребление местоимений свой, ее, его/ себя/ который с существительными;
- образование форм притяжательных местоимений.
Формы глаголов:
- образование форм несовершенного вида глаголов;
- образование форм настоящего, будущего и прошедшего времени.
При анализе предметных результатов выяснилось, что современный ФГОС основного общего образования в рамках изучения предметной области «Русский язык» и «Русский (родной) язык» особое внимание уделяет вопросам формирования культуры речи учащихся.
Изучение вопросов культуры речи, а именно грамматических норм русского литературного языка, проводится и в школьных программах по русскому языку. Так, нами были рассмотрены три рабочие программы:
1) рабочая программа по русскому языку авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.;
2) рабочая программа по русскому языку авторов М.М. Разумовской, В.И. Капиноса, С.И. Львовой и др.;
3) рабочая программа по русскому (родному) языку авторов О.М. Александровой, Ю. Н. Гостевой, И. Н. Добротиной.
По нашему мнению, наиболее полной и целенаправленной является программа Разумовской, В.И. Капиноса, С.И. Львовой. Тем не менее все три программы нуждаются в дополнительном количестве закрепляющих и обобщающих упражнений.
Грамматические нормы по-разному представлены в разных учебниках для школы. Нами были проанализированы наиболее известные современные учебники с точки зрения изложения курса морфологии и морфологических норм:
- «Русский язык» (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.);
- «Русский язык» (авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.);
- «Русский родной язык» (авторы О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов и др.).
В учебно-методическом комплексе М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капиноса и других, по нашему мнению, уделяется больше всего внимания сложным участкам грамматических норм, но в учебниках, как и в рабочих программах, не хватает обобщающих тем и закрепляющих упражнений по пройденным темам. На основе анализа был определен обязательный минимум морфологических норм, необходимых для включения в школьную программу и ставших основой разработанной системы упражнений.
Предлагаемая система упражнений и заданий включает следующие проблемные участки:
Формы имен существительных:
- род склоняемых и несклоняемых имен существительных;
- род аббревиатур;
- употребление форм именительного и родительного падежей множественного числа существительных мужского рода;
-особенности склонения имен и фамилий.
Формы имен прилагательных:
- образование кратких форм прилагательных;
- образование форм степеней сравнения прилагательных;
- особенности употребления притяжательных прилагательных.
Формы имен числительных:
- склонение количественных (целых, дробных, собирательных) и порядковых числительных;
- сочетания числительных с существительными.
Формы местоимений:
- употребление личных местоимений с существительными;
- употребление местоимений свой, ее, его/ себя/ который с существительными;
- образование форм притяжательных местоимений.
Формы глаголов:
- образование форм несовершенного вида глаголов;
- образование форм настоящего, будущего и прошедшего времени.
Подобные работы
- РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Изучение раздела «Лексика»в школьном курсе русского языка
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Ошибки в речи монгольских студентов и в русскоязычных текстах СМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Выразительные возможности категории числа в русском языке (на материале поэзии В. Маяковского)
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКОНА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(НА МАТЕРИАЛЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018



