СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ НКО
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения коммуникации некоммерческих организаций в современном обществе
1.1. Трансформация коммуникации некоммерческих организаций 11
1.2. Коммуникация НКО: актуальные теоретические подходы 24
1.3. Роль социальных сетей в коммуникации НКО 40
Глава 2. Опыт эмпирического исследования коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях
2.1. Современные инструменты коммуникации некоммерческих
организаций в социальных сетях 60
2.2. Барьеры коммуникации НКО 80
Заключение 98
Библиографический список 105
Приложения 122
Глава 1. Теоретические основания изучения коммуникации некоммерческих организаций в современном обществе
1.1. Трансформация коммуникации некоммерческих организаций 11
1.2. Коммуникация НКО: актуальные теоретические подходы 24
1.3. Роль социальных сетей в коммуникации НКО 40
Глава 2. Опыт эмпирического исследования коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях
2.1. Современные инструменты коммуникации некоммерческих
организаций в социальных сетях 60
2.2. Барьеры коммуникации НКО 80
Заключение 98
Библиографический список 105
Приложения 122
Современные некоммерческие организации в России представляют собой относительно устойчивый, динамично развивающийся социальный институт. Однако и сегодня не приходится говорить о том, что гражданское общество в России перешло из стадии развивающего в стадию развитого в силу культурных и исторических особенностей российского государства. Бесспорно, некоммерческие организации являются основным катализатором гражданских инициатив, поэтому динамика развития организаций «третьего сектора» оказывает сильное влияние как на общество, так и на государство в целом.
С появлением Интернета общественное внимание и развитие постепенно перемещалось в новую плоскость онлайн взаимодействия. Одной из главных тенденций развития Интернета последних пяти лет является стремительный рост популярности социальных сетей. Функционал этого инструмента сегодня активно внедряет в свою деятельность и некоммерческий сектор. Вместе с тем его роль далеко не однозначна. С одной стороны, социальные сети открывают дополнительные возможности для некоммерческих организаций, с другой, выявляют проблемы, которые до определенного момента были не очевидны для «третьего сектора». В связи с этим появляются новые направления деятельности, в рамках которых некоммерческим организациям еще предстоит развиваться и трансформировать свои привычные, наработанные каналы коммуникации. В этих условиях тема использования социальных сетей как средства коммуникации НКО становится крайне актуальной.
Социальные сети для некоммерческих организаций, в первую очередь, - средство коммуникации. НКО применяют приложения социальных сетей, такие как Вконтакте, Facebook, Instagram, YouTube для привлечения потенциальных сторонников, повышения уровня доверия среди них, проведения фандрайзинговых кампаний и привлечения волонтеров. Социальные сети снимают временные и пространственные ограничения, существенно расширяя тем самым аудиторию НКО. Таким образом, социальные сети трансформируют как способы коммуникации, так и форматы взаимодействия людей в обществе. Индустрия благотворительности в своем развитии полагается на инструменты социальных сетей, которые предоставляет ей новые возможности для взаимодействия и коммуникации с заинтересованными сторонами, такими как доноры, волонтеры и благополучатели.
Вместе с тем, не весь некоммерческий сектор сумел вовремя оценить возможности социальных сетей. Многие некоммерческие организации сомневались в эффективности использования социальных сетей для коммуникации и развития гражданской активности и инициативы. Ситуация, связанная с пандемией коронавируса, поставила НКО-сектор перед необходимостью повышенного внимания к такому инструменту как социальные сети. Как и весь мир, НКО оказались не готовы к ситуации, когда офлайн - коммуникация полностью станет недоступна. Во внезапно возникшей изоляции стало очевидным, что некоммерческие организации до наступления пандемии, не выстраивали должным образом коммуникацию с помощью доступных онлайн - инструментов, какими являлись социальные сети.
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в результатах Мониторинга состояния гражданского общества за 15 лет исследований отмечает, что доверие граждан к НКО растет, но не так, как ожидалось. Специалисты отмечают, что за период 2020 года зафиксировано падение показателей уровня доверия у населения к некоммерческим организациям в среднем на 5% по сравнению с предыдущим годом. Аналитики НИУ ВШЭ делают вывод о том, что отсутствие возможности населения участвовать в деятельности НКО в условиях объявленной самоизоляции привели к снижению коммуникации общества и некоммерческого сектора в привычных условиях, «а без участия (или говоря шире - без взаимодействия) испытывать доверие к неизвестному объекту трудно». [1]. В рамках нашего исследования вышеуказанные данные свидетельствуют о том, что НКО в период, когда привычные способы коммуникации стали недоступны, продемонстрировали недостаточный уровень развития коммуникации в онлайн среде, выделяя для этого ресурсы по остаточному принципу.
Наличие вышеуказанных проблем актуализирует потребность в научном осмыслении и детальном анализе реального состояния, динамики, особенностей и трудностей коммуникации «третьего сектора» со стейкхолдерами, выявлении тенденций и разработке возможных стратегий информационно-коммуникативного позиционирования некоммерческих организаций в социальных сетях.
Анализ научной литературы показал, что с момента появления в России некоммерческий сектор вызывал интерес научного сообщества и на этапе становления организаций «третьего сектора» исследовались его различные институциональные аспекты. Изначально интерес представляли общие теоретические вопросы: непосредственно деятельность НКО, в том числе функции, виды организаций, ресурсы, сфера благотворительности. Выявлялись тенденции, особенности и перспективы развития сектора в работах Е. Г. Васильевой [2], Н. В. Черепановой [3], В. В. Захаровой [4], Е. Г. Харитоновой [5], И. В. Шиловой [6], И. А. Григорьевой, О. А. Парфеновой [7], А. Ю. Внутских, С. Е. Гасумовой, М. М. Ивановой [8]. По мере развития некоммерческого сектора появлялась потребность в расширении круга изучаемых вопросов. Так, необходимость правового регулирования деятельности некоммерческих организаций повлекла за собой, с одной стороны, развитие нормотворчества в отношении «третьего сектора», с другой, способствовала появлению научных работ, связанных с данной тематикой. Среди них можно отметить исследования А. И. Клименко [9], Н. Г. Буробиной [10], Э. О. Смоленкова [11], Е. Соколовой [12]. Такие области, как взаимодействие НКО с органами власти, в том числе, господдержка и налогообложение представлены в исследованиях И. А. Филюшкиной [13], О. И. Плотниковой, С. А. Тарасовой [14], Е. Темичевой, Н. Балясниковой [15], А. Н. Новгородцевой, Н. И. Сивковой, Е. Л. Сысолятиной [16], А. С. Ямщикова [17], Л. В. Синяковой [18], В. Б. Яблонского, Н. Ю. Суровой [19], М. Б. Горного [20]. Тема становления гражданского общества, взаимодействия НКО-сектора с обществом получила свое развитие в работах Е. А. Володарской, A. Ф. Гасимова, Э. Э. Салимхановой [21], Д. В. Харченко [22], А. Д. Пилипенко [23], И. В. Мерсияновой [24], Я. О. Сароян, Е. Ю. Золотухиной [25], Е. А. Балхановой, Т. В. Зальцман [26].
За годы своего существования некоммерческие организации стали более устойчивыми, успешными и узнаваемыми. Поэтому фокус изучения общих вопросов становления НКО-сектора сместился в сторону изучения вопросов менеджмента, PR, маркетинга и продвижения НКО. Эти темы широко представлены в научных работах А. А. Пелина, Н. И. Григорьева [27], Л. В. Кутыркиной [28], Н. С. Петушковой [29], С. В. Герасимова, Л. В. Синяковой [30], И. В. Бабичева, С. В. Деминой [31], И. Е. Корнеевой [32]. Деятельность некоммерческого сектора начала активно рассматриваться с точки зрения использования технологий маркетинга, фандрайзинга для привлечения средств, обеспечивающих устойчивое функционирование организаций. Это нашло отражение в теоретических исследованиях Г. В. Кузьмиой [33], Е. В. Багрич [34], B. Ю. Кульковой [35], А. Э. Пильникова [36], Е. Г. Гуджеджиани [37], К. С. Ковшевной [38], А. О. Вахтиной [39], М. М. Басовой [40], Н. В. Крайновой, А. А. Агуровой [41], О. Н. Быковой, М. О. Ольховской, Д. А. Профатилова [42].
В последние годы одной из популярных тем, связанной с некоммерческим сектором, является его цифровая трансформация. Она получила свое развитие в отечественной научной литературе в работах В. Г. Ермакова [43], В. Е. Буденковой [44], К. В. Вишневой [45], В. А. Романенко, В. А. Евтишенкова [46], М. А. Мухина [47], Ю. А. Кузнецовой [48]. Внимание исследователей обращено к различным цифровым инструментам, позволяющим повысить эффективность деятельности НКО. Одним из таких инструментов являются социальные сети, которые стали новым импульсом для развития некоммерческих организаций. НКО осваивают этот инструмент постепенно в силу разных обстоятельств, что несомненно вызывает интерес у академического сообщества. Исследуется роль SMM (social media marketing) для НКО: преимущества и недостатки социальных сетей (А. И. Преженцова) [49]. Появляются работы, касающиеся использования 6 социальных сетей как инструмента краудфандинга, изучается их потенциал в позиционировании и продвижении бренда некоммерческой организации (А. А. Смирнова, А. М. Лазебная, С. Д. Суворова) [50, 51]. В то же время в отечественной науке происходит переоценка использования маркетинговых инструментов в НКО-секторе. Появляются исследования, подчеркивающие особый статус общественных организаций, и необходимость выстраивания стратегии коммуникации со стейхолдерами. Для определения возможностей, которые дают социальные сети для коммуникации НКО, проводится сравнительный анализ специфики медийной и немедийной направленности феномена (Ф. Е. Подсохин) [52]. В данном направлении А. М. Кузьмина исследовала процесс вовлечения целевой аудитории в коммуникацию в социальных сетях [59]. Публичным двусторонним коммуникациям НКО с властью посредством соцсетей посвящены работы В. В. Зотова, А. В. Губанова [54]. Единичные работы представляют непосредственно коммуникативные стратегии НКО в социальных сетях (Н. А. Безвербная) [55].
Исследования зарубежных ученых также представляют интерес для нашего теоретического анализа, поскольку время и опыт существования некоммерческих организаций в странах Запада значительно превышают российские реалии. Безусловно экономические, политические, исторические, культурно -религиозные факторы оказывают существенное влияние на некоммерческий сектор в разных странах. Однако глобализация всех мировых процессов позволяет находить все больше точек соприкосновения, как в рамках благотворительности и всех ее современных направлений, так и в использовании общих инструментов для коммуникации - социальных сетей.
Зарубежных исследований в отношении коммуникации НКО в социальных сетях несоизмеримо больше, чем отечественных, что позволяет нам использовать опыт коллег, принимая во внимание особенности нашей страны. В большинстве зарубежных стран популярными являются следующие социальные сети: Facebook, Twitter, YouTube, Google+, LinkedIn и Pinterest (Xu and Li) [56]. Часть исследований посвящена изучению особенностей коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях. Так, изучению соцсети Facebook свои работы посвятили: Carboni and Maxwell [57], O'Sullivan and Hughes [58], Bhati and McDonnell [59], Alonso-Canadas et al.[60], Cho, Schweickart and Haase [61], G. D. Saxton and R. D. Waters [62]. Коммуникацию НКО в Twitter анализировали Lovejoy and Saxton [63], J. Ihm [64], Lovejoy, Waters and Saxton [65], Waters and Jamal [66].
Многие зарубежные исследования направлены на определение эффективности коммуникации в социальных сетях и использование механизма двухстороннего, диалогичного общения НКО со своими сторонниками. В российской науке эти вопросы остаются пока открытыми. Зарубежные исследователи отмечают, что многие некоммерческие организации стратегически не используют те возможности, которые предоставляют социальные сети для двустороннего общения с пользователями (Bortree and Seltzer [67]; Brock and Buteau [68]; Lovejoy, Waters and Saxton [65]; Waters et al. [69]; Xifa and Grau [70]). В качестве таких возможностей или эффектов авторы выделяют: увеличение числа пожертвований (Ingenhoff and Koelling [71]; Saxton and Wang [72]), рост уровня доверия и понимания донорами важности пожертвований для благотворительности (Pentecost and Andrews) [73], а также способы формирования лояльного сообщества сторонников НКО (Carboni and Maxwell) [74]. Вопросы определения факторов, оказывающих влияние на взаимодействие НКО и сообщества в социальных сетях, поднимаются в работах Hu and Shi [75]. Исследованию барьеров, возникающих в процессе коммуникации НКО посвящены работы Milla, Mataruna and Ristic [76].
Объектом исследования в данной работе выступает коммуникация некоммерческих организаций.
Предметом исследования является коммуникация НКО в социальных сетях.
Цель диссертационной работы: исследование особенностей коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) Охарактеризовать сущность и особенности процесса трансформации коммуникации некоммерческих организаций в России;
2) Определить роль и место социальных сетей в коммуникации НКО;
3) Провести анализ современных теоретических подходов и моделей к коммуникации НКО;
4) Определить инструменты коммуникации НКО в социальных сетях;
5) Выделить барьеры, затрудняющие коммуникацию некоммерческих организаций в социальных сетях.
Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили теории коммуникации, концепция «сетевого общества» М. Кастельса, а также процессный подход.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе теоретического анализа научной литературы, логически дополненного эмпирическим исследованием, автором были выделены основные барьеры в коммуникации некоммерческих организаций посредством социальных сетей. Проведенный анализ позволил определить возможные направления совершенствования коммуникации НКО. Материалы магистерского исследования могут представлять интерес для руководителей и специалистов, обеспечивающих коммуникацию НКО со стейкхолдерами. Кроме того, результаты исследования могут использоваться для дальнейшей теоретической разработки вопросов коммуникации НКО.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования прошли апробацию на VIII Международной молодежной научной конференции «Физика. Технологии. Инновации. ФТИ- 2021.» тезисы «Стратегические коммуникации в деятельности НКО: постановка проблемы» (Екатеринбург, 17-21 мая 2021 г.); Международной студенческой конференции: 5-й молодежный конвент «Трансформация реальности: стратегии и практики» тезисы «Роль социальных сетей в продвижении некоммерческих организаций» (Екатеринбург, 25-27 марта 2021 г.); на Всероссийской научно - практической конференции IX Северо-Кавказские социологические чтения «Новые контуры социальной реальности» статья «Социальные сети как инструмент коммуникации НКО с внешней средой в современных условиях» (Ставрополь, 16 ноября 2020 г.); Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения «Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития» тезисы «Актуальные стратегии развития НКО в новой реальности: вынужденная цифровизация как следствие пандемии, вызванной СО^О-19» (Санкт-Петербург, 12-14 ноября 2020 г.); Всероссийской конференции «Социальная работа и социальная политика в условиях меняющейся архитектуры социального государства» статья «Трансформация коммуникации некоммерческих организаций в цифровом обществе» (Екатеринбург, 6-7 апреля 2021г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список (144 источника). Содержание изложено на 121 странице. Имеются приложения.
С появлением Интернета общественное внимание и развитие постепенно перемещалось в новую плоскость онлайн взаимодействия. Одной из главных тенденций развития Интернета последних пяти лет является стремительный рост популярности социальных сетей. Функционал этого инструмента сегодня активно внедряет в свою деятельность и некоммерческий сектор. Вместе с тем его роль далеко не однозначна. С одной стороны, социальные сети открывают дополнительные возможности для некоммерческих организаций, с другой, выявляют проблемы, которые до определенного момента были не очевидны для «третьего сектора». В связи с этим появляются новые направления деятельности, в рамках которых некоммерческим организациям еще предстоит развиваться и трансформировать свои привычные, наработанные каналы коммуникации. В этих условиях тема использования социальных сетей как средства коммуникации НКО становится крайне актуальной.
Социальные сети для некоммерческих организаций, в первую очередь, - средство коммуникации. НКО применяют приложения социальных сетей, такие как Вконтакте, Facebook, Instagram, YouTube для привлечения потенциальных сторонников, повышения уровня доверия среди них, проведения фандрайзинговых кампаний и привлечения волонтеров. Социальные сети снимают временные и пространственные ограничения, существенно расширяя тем самым аудиторию НКО. Таким образом, социальные сети трансформируют как способы коммуникации, так и форматы взаимодействия людей в обществе. Индустрия благотворительности в своем развитии полагается на инструменты социальных сетей, которые предоставляет ей новые возможности для взаимодействия и коммуникации с заинтересованными сторонами, такими как доноры, волонтеры и благополучатели.
Вместе с тем, не весь некоммерческий сектор сумел вовремя оценить возможности социальных сетей. Многие некоммерческие организации сомневались в эффективности использования социальных сетей для коммуникации и развития гражданской активности и инициативы. Ситуация, связанная с пандемией коронавируса, поставила НКО-сектор перед необходимостью повышенного внимания к такому инструменту как социальные сети. Как и весь мир, НКО оказались не готовы к ситуации, когда офлайн - коммуникация полностью станет недоступна. Во внезапно возникшей изоляции стало очевидным, что некоммерческие организации до наступления пандемии, не выстраивали должным образом коммуникацию с помощью доступных онлайн - инструментов, какими являлись социальные сети.
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в результатах Мониторинга состояния гражданского общества за 15 лет исследований отмечает, что доверие граждан к НКО растет, но не так, как ожидалось. Специалисты отмечают, что за период 2020 года зафиксировано падение показателей уровня доверия у населения к некоммерческим организациям в среднем на 5% по сравнению с предыдущим годом. Аналитики НИУ ВШЭ делают вывод о том, что отсутствие возможности населения участвовать в деятельности НКО в условиях объявленной самоизоляции привели к снижению коммуникации общества и некоммерческого сектора в привычных условиях, «а без участия (или говоря шире - без взаимодействия) испытывать доверие к неизвестному объекту трудно». [1]. В рамках нашего исследования вышеуказанные данные свидетельствуют о том, что НКО в период, когда привычные способы коммуникации стали недоступны, продемонстрировали недостаточный уровень развития коммуникации в онлайн среде, выделяя для этого ресурсы по остаточному принципу.
Наличие вышеуказанных проблем актуализирует потребность в научном осмыслении и детальном анализе реального состояния, динамики, особенностей и трудностей коммуникации «третьего сектора» со стейкхолдерами, выявлении тенденций и разработке возможных стратегий информационно-коммуникативного позиционирования некоммерческих организаций в социальных сетях.
Анализ научной литературы показал, что с момента появления в России некоммерческий сектор вызывал интерес научного сообщества и на этапе становления организаций «третьего сектора» исследовались его различные институциональные аспекты. Изначально интерес представляли общие теоретические вопросы: непосредственно деятельность НКО, в том числе функции, виды организаций, ресурсы, сфера благотворительности. Выявлялись тенденции, особенности и перспективы развития сектора в работах Е. Г. Васильевой [2], Н. В. Черепановой [3], В. В. Захаровой [4], Е. Г. Харитоновой [5], И. В. Шиловой [6], И. А. Григорьевой, О. А. Парфеновой [7], А. Ю. Внутских, С. Е. Гасумовой, М. М. Ивановой [8]. По мере развития некоммерческого сектора появлялась потребность в расширении круга изучаемых вопросов. Так, необходимость правового регулирования деятельности некоммерческих организаций повлекла за собой, с одной стороны, развитие нормотворчества в отношении «третьего сектора», с другой, способствовала появлению научных работ, связанных с данной тематикой. Среди них можно отметить исследования А. И. Клименко [9], Н. Г. Буробиной [10], Э. О. Смоленкова [11], Е. Соколовой [12]. Такие области, как взаимодействие НКО с органами власти, в том числе, господдержка и налогообложение представлены в исследованиях И. А. Филюшкиной [13], О. И. Плотниковой, С. А. Тарасовой [14], Е. Темичевой, Н. Балясниковой [15], А. Н. Новгородцевой, Н. И. Сивковой, Е. Л. Сысолятиной [16], А. С. Ямщикова [17], Л. В. Синяковой [18], В. Б. Яблонского, Н. Ю. Суровой [19], М. Б. Горного [20]. Тема становления гражданского общества, взаимодействия НКО-сектора с обществом получила свое развитие в работах Е. А. Володарской, A. Ф. Гасимова, Э. Э. Салимхановой [21], Д. В. Харченко [22], А. Д. Пилипенко [23], И. В. Мерсияновой [24], Я. О. Сароян, Е. Ю. Золотухиной [25], Е. А. Балхановой, Т. В. Зальцман [26].
За годы своего существования некоммерческие организации стали более устойчивыми, успешными и узнаваемыми. Поэтому фокус изучения общих вопросов становления НКО-сектора сместился в сторону изучения вопросов менеджмента, PR, маркетинга и продвижения НКО. Эти темы широко представлены в научных работах А. А. Пелина, Н. И. Григорьева [27], Л. В. Кутыркиной [28], Н. С. Петушковой [29], С. В. Герасимова, Л. В. Синяковой [30], И. В. Бабичева, С. В. Деминой [31], И. Е. Корнеевой [32]. Деятельность некоммерческого сектора начала активно рассматриваться с точки зрения использования технологий маркетинга, фандрайзинга для привлечения средств, обеспечивающих устойчивое функционирование организаций. Это нашло отражение в теоретических исследованиях Г. В. Кузьмиой [33], Е. В. Багрич [34], B. Ю. Кульковой [35], А. Э. Пильникова [36], Е. Г. Гуджеджиани [37], К. С. Ковшевной [38], А. О. Вахтиной [39], М. М. Басовой [40], Н. В. Крайновой, А. А. Агуровой [41], О. Н. Быковой, М. О. Ольховской, Д. А. Профатилова [42].
В последние годы одной из популярных тем, связанной с некоммерческим сектором, является его цифровая трансформация. Она получила свое развитие в отечественной научной литературе в работах В. Г. Ермакова [43], В. Е. Буденковой [44], К. В. Вишневой [45], В. А. Романенко, В. А. Евтишенкова [46], М. А. Мухина [47], Ю. А. Кузнецовой [48]. Внимание исследователей обращено к различным цифровым инструментам, позволяющим повысить эффективность деятельности НКО. Одним из таких инструментов являются социальные сети, которые стали новым импульсом для развития некоммерческих организаций. НКО осваивают этот инструмент постепенно в силу разных обстоятельств, что несомненно вызывает интерес у академического сообщества. Исследуется роль SMM (social media marketing) для НКО: преимущества и недостатки социальных сетей (А. И. Преженцова) [49]. Появляются работы, касающиеся использования 6 социальных сетей как инструмента краудфандинга, изучается их потенциал в позиционировании и продвижении бренда некоммерческой организации (А. А. Смирнова, А. М. Лазебная, С. Д. Суворова) [50, 51]. В то же время в отечественной науке происходит переоценка использования маркетинговых инструментов в НКО-секторе. Появляются исследования, подчеркивающие особый статус общественных организаций, и необходимость выстраивания стратегии коммуникации со стейхолдерами. Для определения возможностей, которые дают социальные сети для коммуникации НКО, проводится сравнительный анализ специфики медийной и немедийной направленности феномена (Ф. Е. Подсохин) [52]. В данном направлении А. М. Кузьмина исследовала процесс вовлечения целевой аудитории в коммуникацию в социальных сетях [59]. Публичным двусторонним коммуникациям НКО с властью посредством соцсетей посвящены работы В. В. Зотова, А. В. Губанова [54]. Единичные работы представляют непосредственно коммуникативные стратегии НКО в социальных сетях (Н. А. Безвербная) [55].
Исследования зарубежных ученых также представляют интерес для нашего теоретического анализа, поскольку время и опыт существования некоммерческих организаций в странах Запада значительно превышают российские реалии. Безусловно экономические, политические, исторические, культурно -религиозные факторы оказывают существенное влияние на некоммерческий сектор в разных странах. Однако глобализация всех мировых процессов позволяет находить все больше точек соприкосновения, как в рамках благотворительности и всех ее современных направлений, так и в использовании общих инструментов для коммуникации - социальных сетей.
Зарубежных исследований в отношении коммуникации НКО в социальных сетях несоизмеримо больше, чем отечественных, что позволяет нам использовать опыт коллег, принимая во внимание особенности нашей страны. В большинстве зарубежных стран популярными являются следующие социальные сети: Facebook, Twitter, YouTube, Google+, LinkedIn и Pinterest (Xu and Li) [56]. Часть исследований посвящена изучению особенностей коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях. Так, изучению соцсети Facebook свои работы посвятили: Carboni and Maxwell [57], O'Sullivan and Hughes [58], Bhati and McDonnell [59], Alonso-Canadas et al.[60], Cho, Schweickart and Haase [61], G. D. Saxton and R. D. Waters [62]. Коммуникацию НКО в Twitter анализировали Lovejoy and Saxton [63], J. Ihm [64], Lovejoy, Waters and Saxton [65], Waters and Jamal [66].
Многие зарубежные исследования направлены на определение эффективности коммуникации в социальных сетях и использование механизма двухстороннего, диалогичного общения НКО со своими сторонниками. В российской науке эти вопросы остаются пока открытыми. Зарубежные исследователи отмечают, что многие некоммерческие организации стратегически не используют те возможности, которые предоставляют социальные сети для двустороннего общения с пользователями (Bortree and Seltzer [67]; Brock and Buteau [68]; Lovejoy, Waters and Saxton [65]; Waters et al. [69]; Xifa and Grau [70]). В качестве таких возможностей или эффектов авторы выделяют: увеличение числа пожертвований (Ingenhoff and Koelling [71]; Saxton and Wang [72]), рост уровня доверия и понимания донорами важности пожертвований для благотворительности (Pentecost and Andrews) [73], а также способы формирования лояльного сообщества сторонников НКО (Carboni and Maxwell) [74]. Вопросы определения факторов, оказывающих влияние на взаимодействие НКО и сообщества в социальных сетях, поднимаются в работах Hu and Shi [75]. Исследованию барьеров, возникающих в процессе коммуникации НКО посвящены работы Milla, Mataruna and Ristic [76].
Объектом исследования в данной работе выступает коммуникация некоммерческих организаций.
Предметом исследования является коммуникация НКО в социальных сетях.
Цель диссертационной работы: исследование особенностей коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) Охарактеризовать сущность и особенности процесса трансформации коммуникации некоммерческих организаций в России;
2) Определить роль и место социальных сетей в коммуникации НКО;
3) Провести анализ современных теоретических подходов и моделей к коммуникации НКО;
4) Определить инструменты коммуникации НКО в социальных сетях;
5) Выделить барьеры, затрудняющие коммуникацию некоммерческих организаций в социальных сетях.
Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили теории коммуникации, концепция «сетевого общества» М. Кастельса, а также процессный подход.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе теоретического анализа научной литературы, логически дополненного эмпирическим исследованием, автором были выделены основные барьеры в коммуникации некоммерческих организаций посредством социальных сетей. Проведенный анализ позволил определить возможные направления совершенствования коммуникации НКО. Материалы магистерского исследования могут представлять интерес для руководителей и специалистов, обеспечивающих коммуникацию НКО со стейкхолдерами. Кроме того, результаты исследования могут использоваться для дальнейшей теоретической разработки вопросов коммуникации НКО.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования прошли апробацию на VIII Международной молодежной научной конференции «Физика. Технологии. Инновации. ФТИ- 2021.» тезисы «Стратегические коммуникации в деятельности НКО: постановка проблемы» (Екатеринбург, 17-21 мая 2021 г.); Международной студенческой конференции: 5-й молодежный конвент «Трансформация реальности: стратегии и практики» тезисы «Роль социальных сетей в продвижении некоммерческих организаций» (Екатеринбург, 25-27 марта 2021 г.); на Всероссийской научно - практической конференции IX Северо-Кавказские социологические чтения «Новые контуры социальной реальности» статья «Социальные сети как инструмент коммуникации НКО с внешней средой в современных условиях» (Ставрополь, 16 ноября 2020 г.); Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения «Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития» тезисы «Актуальные стратегии развития НКО в новой реальности: вынужденная цифровизация как следствие пандемии, вызванной СО^О-19» (Санкт-Петербург, 12-14 ноября 2020 г.); Всероссийской конференции «Социальная работа и социальная политика в условиях меняющейся архитектуры социального государства» статья «Трансформация коммуникации некоммерческих организаций в цифровом обществе» (Екатеринбург, 6-7 апреля 2021г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список (144 источника). Содержание изложено на 121 странице. Имеются приложения.
Некоммерческие организации созданы для решения вопросов и проблем разных социальных групп населения. Вся деятельность этих организаций направлена на общество: на благополучателей, которым они призваны помогать, на доноров (спонсоров), на добровольцев (волонтеров), а также на социум, чтобы формировать общественные инициативы и гражданскую ответственность. Таким образом, используя такой ресурс как социальные сети, НКО через коммуникацию получает возможность эффективнее осуществлять свою деятельность, потому что пользователи - это представители социума, а социальные сети помогают значительно увеличить охват всей заинтересованной аудитории. Однако эта возможность не должна отменять всего наработанного ранее инструментария и налаженной системы работы. Напротив, социальные сети - это дополнительная возможность, дополнительный инструмент для работы с новой аудиторией, которая ранее не была вовлечена в деятельность такого типа организаций.
Социальные сети представляются интересным феноменом для изучения, он трансформирует общество, поскольку отдельные личности и организации устанавливают связи в Интернете и расширяют свои социальные связи. Нескончаемый поток информации, знаний, общения и контента повлиял на то, как осуществляются коммуникации и как подходят к подаче материала некоммерческие организации. Возможность обмениваться информацией, объединяться и развивать новые навыки во времени и пространстве стала невероятно легкой из -за структуры Интернета, контента, который люди создают и которым обмениваются. Влияние Интернета на людей, организации, и общество очевидно и чрезвычайно ценно, потому что существенно трансформирует привычные традиционные способы и результаты коммуникации.
Становление некоммерческих организаций в России совпало с появлением и распространением сети Интернет во всем мире, что обусловило трансформацию коммуникации и глобальные изменения в структуре общества. Данный факт, с одной стороны, добавил сложностей для неустойчивого некоммерческого сектора, но, с другой стороны показал перспективы и открыл дополнительные возможности для коммуникации НКО, особенно с появлением социальных сетей.
В процессе работы нами были выделены ключевые трансформационные процессы, происходящие в цифровом обществе. Мы отметили замену реального взаимодействия по пространственному признаку на коммуникацию в Сети. Наблюдается развитие новых приложений социальных сетей и постоянное усовершенствование имеющихся в соответствии с потребностями общества. ПЫаупип на сегодняшний день является основным каналом коммуникации в силу своей большей популярности в обществе. Набирает популярность Т1кТок и вместе с ним - видеоконтент. Общая тенденция в социальных сетях проявляется в уходе от текстовых сообщений и переход к визуальному ряду с минимальными комментариями в виде текста.
В качестве методологической основы нами был взят процессуальный подход, что позволило нам выявить те тенденции, которые на сегодняшний день складываются в сфере коммуникаций некоммерческих организаций в социальных сетях. Коммуникация трансформируется их линейного и приобретает интеракционный характер, при этом уже формируются черты трансакционной конструкции. Коммуникация перешла из формата информационного потока без обратной связи в стадию, где наличие обратной связи становится значимой. И все больше этот процесс тяготеет в сторону горизонтальных не иерархичных связей, предполагающих равноправный и постоянный диалог, в котором взаимодействующие субъекты одинаково заинтересованы в эффективности взаимодействия и поочередно выступают в качестве источников и получателей сообщений.
Также нами была отмечена тенденция формирования виртуального гражданского общества, формирование новых ценностей, культуры участия и культуры благотворительности в российском обществе.
Трансформация связана в основном с цифровизацией общества и освоением формата онлайн как новой среды для коммуникации. Процесс интенсификации этой цифровизации случился в пандемию: полный отказ от офлайн -коммуникации 99 способствовал переходу в онлайн режим, освоению новых инструментов коммуникации, выбору форматов взаимодействия и развитию новых компетенций. Цифровизация позволяет НКО выстраивать коммуникацию вне
пространственно -временных границ, что открывает дополнительные возможности взаимодействия с совершенно новой аудиторией, которая в офлайн еще не может быть доступна.
Нами была выявлена роль социальных сетей в коммуникации НКО, которая заключается в вовлечении широких масс в решение социальных проблем, увеличении осведомленности населения о социальных проблемах, повышении, в доступность онлайн-коммуникации для ее осуществления, в возможности привлечения значительных финансовых ресурсов, в повышении уровня доверия у населения.
Определить особенности коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях становится критически важным, так как данные организации работают над созданием доверия и выстраиванием отношений внутри сообщества, а также увеличением числа своих сторонников в рамках новой культуры участия.
По результатам нашего исследования главными приложениями стали Instagram и Вконтакте, более популярным становится Instagram. Вконтакте остается основной группой у тех, кто собрал там крупное сообщество и видит своей задачей сохранять его и поддерживать регулярную коммуникацию. Явным аутсайдером стали Одноклассники: большинство наших респондентов используют автоматический постинг контент через программы, но не видят от этого никаких результатов и никак не анализируют работу этой социальной сети. TikTok, Clubhouse являются мало востребованными в среде НКО, так как они одни являются новыми и требуют большого ресурса для освоения.
Внутри самих социальных сетей некоммерческие организации пробуют разные возможности для коммуникации, чтобы расширять свое сообщество. Наши респонденты отмечали работу с блогерами, другими крупными сообществами, различные партнерские практики, чтобы рассказать о себе более 100 широкому кругу людей. Периодически НКО строят коммуникацию через онлайн - мероприятия, марафоны, акции, прямые эфиры, чтобы привлечь новых сторонников и поддержать коммуникацию с имеющимися. Однако абсолютно все НКО понимают, что главный акцент они делают на контенте своего аккаунта, чтобы доступно доносить миссию организации, быть открытыми, интересными и полезными своему комьюнити, вовлекать в жизнь организации, что в совокупности должно приносить постоянно поддерживаемую, двустороннюю коммуникацию и прочные, доверительные отношения с сообществом.
В основном эффективность коммуникации в социальных сетях замеряется совершенными целевыми действиями подписчиков. Как показало наше исследование, для некоммерческих организаций показателями эффективности являются рост количества участников в аккаунте группы, а также переходы на веб-сайт организации, где посредством функционала сайтов осуществляются переводы пожертвований, ведется рекрутинг волонтеров. Таким образом, сайты являются важным инструментом в коммуникации НКО. Анализ показывает, что качество сайтов у некоммерческих организаций различается: есть интуитивно понятные, удобные, функциональные, визуально привлекательные; есть сайты устаревшие, платформы которых уже не позволяют выполнять основные функции, актуальные для НКО. Некоммерческим организациям важно оптимизировать или обновить этот инструмент, тем самым увеличить возможность осуществления пожертвований и рекрутинг волонтеров.
Не все инструменты, однако, приводят в сообщество нужных людей. Поэтому от некоторых инструментов специалисты отказываются, делая акцент на качество, а не количество подписчиков. Тем более, незаинтересованная аудитория снижает охват и виральность, что в свою очередь подрывает репутацию аккаунта для социальной сети, а значит алгоритм не будет распространять контент некоммерческой организации дополнительным участникам сети, которые у самого НКО в сообществе не состоят.
По результатам нашего исследования мы пришли к заключению, что на данный момент некоммерческие организации серьезно меняют подход к коммуникации в социальных сетях, используя накопленный профессиональный опыт как в ведении социальных сетей, так и для трансляции своей экспертности. Они анализируют свои предыдущие неудачные коммуникативные практики и пользуются успешным опытом коллег по сектору, чтобы получать больше преимуществ от своих социальных сетей. В силу особенностей исследуемого типа организаций большинство НКО используют в своей деятельности бесплатные инструменты коммуникации в социальных сетях. К платной рекламе специалисты некоммерческих организаций относятся неоднозначно, стараются не задействовать.
Анализ сдерживающих факторов коммуникации показал, что существуют барьеры коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях. К таким барьерам мы относим отсутствие отдельного специалиста, который осуществлял бы коммуникацию в социальных сетях. Зачастую эти функции выполняет специалист, который совмещает их с основной деятельностью. Таким образом, мы заключаем, что некоммерческие организации не рассматривают коммуникацию в социальных сетях как основную задачу, предоставляющую множество перспектив для развития и достижения целей и миссии организации. Отсутствие значимости коммуникации порождает остаточный принцип ведения социальных сетей некоммерческими организациями, что выражается в дополнительных барьерах коммуникации, которые нами были выявлены.
Уровень ведения социальных сетей далеко не всегда является профессиональным. Напрямую на это влияют компетенции специалиста. Нехватка временного ресурса ограничивает возможность совершенствовать свои знания, получать базовое образование по данной специальности. Поэтому профессионалами в данной области являются те, у кого получен большой опыт коммуникации НКО с высокими показателями в результатах деятельности сообщества (органический рост подписчиков, динамика показателей аналитики вовлеченности участников групп, а также другие косвенные признаки, например, такие как рост пожертвований, привлечение волонтеров, продажа товаров или обучающих курсов).
В сложившейся ситуации коммуникация некоммерческих организаций в социальных сетях зачастую не продумана, не выделены главные цели и задачи, что порождает некую не системность и влияет на результат. Специалисты вынуждены развивать коммуникацию в социальных сетях интуитивно. Среди НКО на данный момент редко встречаются варианты, когда выстроена стратегия коммуникации, зачастую это относится к крупным НКО. Наличие стратегии коммуникации в некоммерческой организации свидетельствует о серьезном профессиональном подходе к коммуникации, что в результате позволяет таким организациям быть эффективными в социальных сетях.
Для российского общества сохраняется тенденция отстранения от деятельности некоммерческих организаций, отсюда вытекают сложности с доверием и укрепление ряда стереотипов, связанных с некоммерческим сектором, что также является негативным фактором для коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях. Но с другой стороны, именно это заставляет НКО выходить и развивать сообщество сторонников в социальных сетях, развивая коммуникацию в разных форматах, чтобы выстроить новые отношения, найти поддержку и понимание о существующих проблемах в обществе и возможных вариантах их решения.
Анализ особенностей коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях также показал, что данные организации являются генераторами новой культуры благотворительности. Новый стиль, в котором НКО инициируют коммуникацию в социальных сетях способствует осознанному подходу к участию в благотворительности со стороны общества. Изменив свой подход, как инициатор процесса коммуникации, некоммерческие организации уже ощутили насколько более отзывчиво стали реагировать сторонники в социальных сетях и бизнес на совместное решение проблемных вопросов в нашем обществе. В совокупности такие изменения в коммуникации и совместные результаты мотивируют и некоммерческие организации, и общество выходить на новый, более продуктивный уровень взаимоотношений. А фундаментом этого перехода становятся коммуникации современных некоммерческих организаций именно в социальных сетях, которые демонстрируют реально проделанную работу, открытость, вызывают доверие у сообщества и всегда открыты к диалогу.
Социальные сети представляются интересным феноменом для изучения, он трансформирует общество, поскольку отдельные личности и организации устанавливают связи в Интернете и расширяют свои социальные связи. Нескончаемый поток информации, знаний, общения и контента повлиял на то, как осуществляются коммуникации и как подходят к подаче материала некоммерческие организации. Возможность обмениваться информацией, объединяться и развивать новые навыки во времени и пространстве стала невероятно легкой из -за структуры Интернета, контента, который люди создают и которым обмениваются. Влияние Интернета на людей, организации, и общество очевидно и чрезвычайно ценно, потому что существенно трансформирует привычные традиционные способы и результаты коммуникации.
Становление некоммерческих организаций в России совпало с появлением и распространением сети Интернет во всем мире, что обусловило трансформацию коммуникации и глобальные изменения в структуре общества. Данный факт, с одной стороны, добавил сложностей для неустойчивого некоммерческого сектора, но, с другой стороны показал перспективы и открыл дополнительные возможности для коммуникации НКО, особенно с появлением социальных сетей.
В процессе работы нами были выделены ключевые трансформационные процессы, происходящие в цифровом обществе. Мы отметили замену реального взаимодействия по пространственному признаку на коммуникацию в Сети. Наблюдается развитие новых приложений социальных сетей и постоянное усовершенствование имеющихся в соответствии с потребностями общества. ПЫаупип на сегодняшний день является основным каналом коммуникации в силу своей большей популярности в обществе. Набирает популярность Т1кТок и вместе с ним - видеоконтент. Общая тенденция в социальных сетях проявляется в уходе от текстовых сообщений и переход к визуальному ряду с минимальными комментариями в виде текста.
В качестве методологической основы нами был взят процессуальный подход, что позволило нам выявить те тенденции, которые на сегодняшний день складываются в сфере коммуникаций некоммерческих организаций в социальных сетях. Коммуникация трансформируется их линейного и приобретает интеракционный характер, при этом уже формируются черты трансакционной конструкции. Коммуникация перешла из формата информационного потока без обратной связи в стадию, где наличие обратной связи становится значимой. И все больше этот процесс тяготеет в сторону горизонтальных не иерархичных связей, предполагающих равноправный и постоянный диалог, в котором взаимодействующие субъекты одинаково заинтересованы в эффективности взаимодействия и поочередно выступают в качестве источников и получателей сообщений.
Также нами была отмечена тенденция формирования виртуального гражданского общества, формирование новых ценностей, культуры участия и культуры благотворительности в российском обществе.
Трансформация связана в основном с цифровизацией общества и освоением формата онлайн как новой среды для коммуникации. Процесс интенсификации этой цифровизации случился в пандемию: полный отказ от офлайн -коммуникации 99 способствовал переходу в онлайн режим, освоению новых инструментов коммуникации, выбору форматов взаимодействия и развитию новых компетенций. Цифровизация позволяет НКО выстраивать коммуникацию вне
пространственно -временных границ, что открывает дополнительные возможности взаимодействия с совершенно новой аудиторией, которая в офлайн еще не может быть доступна.
Нами была выявлена роль социальных сетей в коммуникации НКО, которая заключается в вовлечении широких масс в решение социальных проблем, увеличении осведомленности населения о социальных проблемах, повышении, в доступность онлайн-коммуникации для ее осуществления, в возможности привлечения значительных финансовых ресурсов, в повышении уровня доверия у населения.
Определить особенности коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях становится критически важным, так как данные организации работают над созданием доверия и выстраиванием отношений внутри сообщества, а также увеличением числа своих сторонников в рамках новой культуры участия.
По результатам нашего исследования главными приложениями стали Instagram и Вконтакте, более популярным становится Instagram. Вконтакте остается основной группой у тех, кто собрал там крупное сообщество и видит своей задачей сохранять его и поддерживать регулярную коммуникацию. Явным аутсайдером стали Одноклассники: большинство наших респондентов используют автоматический постинг контент через программы, но не видят от этого никаких результатов и никак не анализируют работу этой социальной сети. TikTok, Clubhouse являются мало востребованными в среде НКО, так как они одни являются новыми и требуют большого ресурса для освоения.
Внутри самих социальных сетей некоммерческие организации пробуют разные возможности для коммуникации, чтобы расширять свое сообщество. Наши респонденты отмечали работу с блогерами, другими крупными сообществами, различные партнерские практики, чтобы рассказать о себе более 100 широкому кругу людей. Периодически НКО строят коммуникацию через онлайн - мероприятия, марафоны, акции, прямые эфиры, чтобы привлечь новых сторонников и поддержать коммуникацию с имеющимися. Однако абсолютно все НКО понимают, что главный акцент они делают на контенте своего аккаунта, чтобы доступно доносить миссию организации, быть открытыми, интересными и полезными своему комьюнити, вовлекать в жизнь организации, что в совокупности должно приносить постоянно поддерживаемую, двустороннюю коммуникацию и прочные, доверительные отношения с сообществом.
В основном эффективность коммуникации в социальных сетях замеряется совершенными целевыми действиями подписчиков. Как показало наше исследование, для некоммерческих организаций показателями эффективности являются рост количества участников в аккаунте группы, а также переходы на веб-сайт организации, где посредством функционала сайтов осуществляются переводы пожертвований, ведется рекрутинг волонтеров. Таким образом, сайты являются важным инструментом в коммуникации НКО. Анализ показывает, что качество сайтов у некоммерческих организаций различается: есть интуитивно понятные, удобные, функциональные, визуально привлекательные; есть сайты устаревшие, платформы которых уже не позволяют выполнять основные функции, актуальные для НКО. Некоммерческим организациям важно оптимизировать или обновить этот инструмент, тем самым увеличить возможность осуществления пожертвований и рекрутинг волонтеров.
Не все инструменты, однако, приводят в сообщество нужных людей. Поэтому от некоторых инструментов специалисты отказываются, делая акцент на качество, а не количество подписчиков. Тем более, незаинтересованная аудитория снижает охват и виральность, что в свою очередь подрывает репутацию аккаунта для социальной сети, а значит алгоритм не будет распространять контент некоммерческой организации дополнительным участникам сети, которые у самого НКО в сообществе не состоят.
По результатам нашего исследования мы пришли к заключению, что на данный момент некоммерческие организации серьезно меняют подход к коммуникации в социальных сетях, используя накопленный профессиональный опыт как в ведении социальных сетей, так и для трансляции своей экспертности. Они анализируют свои предыдущие неудачные коммуникативные практики и пользуются успешным опытом коллег по сектору, чтобы получать больше преимуществ от своих социальных сетей. В силу особенностей исследуемого типа организаций большинство НКО используют в своей деятельности бесплатные инструменты коммуникации в социальных сетях. К платной рекламе специалисты некоммерческих организаций относятся неоднозначно, стараются не задействовать.
Анализ сдерживающих факторов коммуникации показал, что существуют барьеры коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях. К таким барьерам мы относим отсутствие отдельного специалиста, который осуществлял бы коммуникацию в социальных сетях. Зачастую эти функции выполняет специалист, который совмещает их с основной деятельностью. Таким образом, мы заключаем, что некоммерческие организации не рассматривают коммуникацию в социальных сетях как основную задачу, предоставляющую множество перспектив для развития и достижения целей и миссии организации. Отсутствие значимости коммуникации порождает остаточный принцип ведения социальных сетей некоммерческими организациями, что выражается в дополнительных барьерах коммуникации, которые нами были выявлены.
Уровень ведения социальных сетей далеко не всегда является профессиональным. Напрямую на это влияют компетенции специалиста. Нехватка временного ресурса ограничивает возможность совершенствовать свои знания, получать базовое образование по данной специальности. Поэтому профессионалами в данной области являются те, у кого получен большой опыт коммуникации НКО с высокими показателями в результатах деятельности сообщества (органический рост подписчиков, динамика показателей аналитики вовлеченности участников групп, а также другие косвенные признаки, например, такие как рост пожертвований, привлечение волонтеров, продажа товаров или обучающих курсов).
В сложившейся ситуации коммуникация некоммерческих организаций в социальных сетях зачастую не продумана, не выделены главные цели и задачи, что порождает некую не системность и влияет на результат. Специалисты вынуждены развивать коммуникацию в социальных сетях интуитивно. Среди НКО на данный момент редко встречаются варианты, когда выстроена стратегия коммуникации, зачастую это относится к крупным НКО. Наличие стратегии коммуникации в некоммерческой организации свидетельствует о серьезном профессиональном подходе к коммуникации, что в результате позволяет таким организациям быть эффективными в социальных сетях.
Для российского общества сохраняется тенденция отстранения от деятельности некоммерческих организаций, отсюда вытекают сложности с доверием и укрепление ряда стереотипов, связанных с некоммерческим сектором, что также является негативным фактором для коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях. Но с другой стороны, именно это заставляет НКО выходить и развивать сообщество сторонников в социальных сетях, развивая коммуникацию в разных форматах, чтобы выстроить новые отношения, найти поддержку и понимание о существующих проблемах в обществе и возможных вариантах их решения.
Анализ особенностей коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях также показал, что данные организации являются генераторами новой культуры благотворительности. Новый стиль, в котором НКО инициируют коммуникацию в социальных сетях способствует осознанному подходу к участию в благотворительности со стороны общества. Изменив свой подход, как инициатор процесса коммуникации, некоммерческие организации уже ощутили насколько более отзывчиво стали реагировать сторонники в социальных сетях и бизнес на совместное решение проблемных вопросов в нашем обществе. В совокупности такие изменения в коммуникации и совместные результаты мотивируют и некоммерческие организации, и общество выходить на новый, более продуктивный уровень взаимоотношений. А фундаментом этого перехода становятся коммуникации современных некоммерческих организаций именно в социальных сетях, которые демонстрируют реально проделанную работу, открытость, вызывают доверие у сообщества и всегда открыты к диалогу.
Подобные работы
- МАРКЕТИНГ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ФАНДРАЙЗИНГА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Роль медиасреды в формировании позитивного отношения к благотворительной деятельности (На примере социальных сетей российских региональных и федеральных фондов)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Маркетинговые интернет-коммуникации B2B-сектора в социальных медиа (Уральский федеральный университет)
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ТЕХНОЛОГИИ ВЫСТРАИВАНИЯ КОММУНИКАЦИЙ С МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Социальная реклама в системе государственных коммуникаций
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Блог «Сибирочка» как средство формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



