Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения коммуникации некоммерческих организаций в современном обществе
1.1. Трансформация коммуникации некоммерческих организаций 11
1.2. Коммуникация НКО: актуальные теоретические подходы 24
1.3. Роль социальных сетей в коммуникации НКО 40
Глава 2. Опыт эмпирического исследования коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях
2.1. Современные инструменты коммуникации некоммерческих
организаций в социальных сетях 60
2.2. Барьеры коммуникации НКО 80
Заключение 98
Библиографический список 105
Приложения 122
Современные некоммерческие организации в России представляют собой относительно устойчивый, динамично развивающийся социальный институт. Однако и сегодня не приходится говорить о том, что гражданское общество в России перешло из стадии развивающего в стадию развитого в силу культурных и исторических особенностей российского государства. Бесспорно, некоммерческие организации являются основным катализатором гражданских инициатив, поэтому динамика развития организаций «третьего сектора» оказывает сильное влияние как на общество, так и на государство в целом.
С появлением Интернета общественное внимание и развитие постепенно перемещалось в новую плоскость онлайн взаимодействия. Одной из главных тенденций развития Интернета последних пяти лет является стремительный рост популярности социальных сетей. Функционал этого инструмента сегодня активно внедряет в свою деятельность и некоммерческий сектор. Вместе с тем его роль далеко не однозначна. С одной стороны, социальные сети открывают дополнительные возможности для некоммерческих организаций, с другой, выявляют проблемы, которые до определенного момента были не очевидны для «третьего сектора». В связи с этим появляются новые направления деятельности, в рамках которых некоммерческим организациям еще предстоит развиваться и трансформировать свои привычные, наработанные каналы коммуникации. В этих условиях тема использования социальных сетей как средства коммуникации НКО становится крайне актуальной.
Социальные сети для некоммерческих организаций, в первую очередь, - средство коммуникации. НКО применяют приложения социальных сетей, такие как Вконтакте, Facebook, Instagram, YouTube для привлечения потенциальных сторонников, повышения уровня доверия среди них, проведения фандрайзинговых кампаний и привлечения волонтеров. Социальные сети снимают временные и пространственные ограничения, существенно расширяя тем самым аудиторию НКО. Таким образом, социальные сети трансформируют как способы коммуникации, так и форматы взаимодействия людей в обществе. Индустрия благотворительности в своем развитии полагается на инструменты социальных сетей, которые предоставляет ей новые возможности для взаимодействия и коммуникации с заинтересованными сторонами, такими как доноры, волонтеры и благополучатели.
Вместе с тем, не весь некоммерческий сектор сумел вовремя оценить возможности социальных сетей. Многие некоммерческие организации сомневались в эффективности использования социальных сетей для коммуникации и развития гражданской активности и инициативы. Ситуация, связанная с пандемией коронавируса, поставила НКО-сектор перед необходимостью повышенного внимания к такому инструменту как социальные сети. Как и весь мир, НКО оказались не готовы к ситуации, когда офлайн - коммуникация полностью станет недоступна. Во внезапно возникшей изоляции стало очевидным, что некоммерческие организации до наступления пандемии, не выстраивали должным образом коммуникацию с помощью доступных онлайн - инструментов, какими являлись социальные сети.
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в результатах Мониторинга состояния гражданского общества за 15 лет исследований отмечает, что доверие граждан к НКО растет, но не так, как ожидалось. Специалисты отмечают, что за период 2020 года зафиксировано падение показателей уровня доверия у населения к некоммерческим организациям в среднем на 5% по сравнению с предыдущим годом. Аналитики НИУ ВШЭ делают вывод о том, что отсутствие возможности населения участвовать в деятельности НКО в условиях объявленной самоизоляции привели к снижению коммуникации общества и некоммерческого сектора в привычных условиях, «а без участия (или говоря шире - без взаимодействия) испытывать доверие к неизвестному объекту трудно». [1]. В рамках нашего исследования вышеуказанные данные свидетельствуют о том, что НКО в период, когда привычные способы коммуникации стали недоступны, продемонстрировали недостаточный уровень развития коммуникации в онлайн среде, выделяя для этого ресурсы по остаточному принципу.
Наличие вышеуказанных проблем актуализирует потребность в научном осмыслении и детальном анализе реального состояния, динамики, особенностей и трудностей коммуникации «третьего сектора» со стейкхолдерами, выявлении тенденций и разработке возможных стратегий информационно-коммуникативного позиционирования некоммерческих организаций в социальных сетях.
Анализ научной литературы показал, что с момента появления в России некоммерческий сектор вызывал интерес научного сообщества и на этапе становления организаций «третьего сектора» исследовались его различные институциональные аспекты. Изначально интерес представляли общие теоретические вопросы: непосредственно деятельность НКО, в том числе функции, виды организаций, ресурсы, сфера благотворительности. Выявлялись тенденции, особенности и перспективы развития сектора в работах Е. Г. Васильевой [2], Н. В. Черепановой [3], В. В. Захаровой [4], Е. Г. Харитоновой [5], И. В. Шиловой [6], И. А. Григорьевой, О. А. Парфеновой [7], А. Ю. Внутских, С. Е. Гасумовой, М. М. Ивановой [8]. По мере развития некоммерческого сектора появлялась потребность в расширении круга изучаемых вопросов. Так, необходимость правового регулирования деятельности некоммерческих организаций повлекла за собой, с одной стороны, развитие нормотворчества в отношении «третьего сектора», с другой, способствовала появлению научных работ, связанных с данной тематикой. Среди них можно отметить исследования А. И. Клименко [9], Н. Г. Буробиной [10], Э. О. Смоленкова [11], Е. Соколовой [12]. Такие области, как взаимодействие НКО с органами власти, в том числе, господдержка и налогообложение представлены в исследованиях И. А. Филюшкиной [13], О. И. Плотниковой, С. А. Тарасовой [14], Е. Темичевой, Н. Балясниковой [15], А. Н. Новгородцевой, Н. И. Сивковой, Е. Л. Сысолятиной [16], А. С. Ямщикова [17], Л. В. Синяковой [18], В. Б. Яблонского, Н. Ю. Суровой [19], М. Б. Горного [20]. Тема становления гражданского общества, взаимодействия НКО-сектора с обществом получила свое развитие в работах Е. А. Володарской, A. Ф. Гасимова, Э. Э. Салимхановой [21], Д. В. Харченко [22], А. Д. Пилипенко [23], И. В. Мерсияновой [24], Я. О. Сароян, Е. Ю. Золотухиной [25], Е. А. Балхановой, Т. В. Зальцман [26].
За годы своего существования некоммерческие организации стали более устойчивыми, успешными и узнаваемыми. Поэтому фокус изучения общих вопросов становления НКО-сектора сместился в сторону изучения вопросов менеджмента, PR, маркетинга и продвижения НКО. Эти темы широко представлены в научных работах А. А. Пелина, Н. И. Григорьева [27], Л. В. Кутыркиной [28], Н. С. Петушковой [29], С. В. Герасимова, Л. В. Синяковой [30], И. В. Бабичева, С. В. Деминой [31], И. Е. Корнеевой [32]. Деятельность некоммерческого сектора начала активно рассматриваться с точки зрения использования технологий маркетинга, фандрайзинга для привлечения средств, обеспечивающих устойчивое функционирование организаций. Это нашло отражение в теоретических исследованиях Г. В. Кузьмиой [33], Е. В. Багрич [34], B. Ю. Кульковой [35], А. Э. Пильникова [36], Е. Г. Гуджеджиани [37], К. С. Ковшевной [38], А. О. Вахтиной [39], М. М. Басовой [40], Н. В. Крайновой, А. А. Агуровой [41], О. Н. Быковой, М. О. Ольховской, Д. А. Профатилова [42].
В последние годы одной из популярных тем, связанной с некоммерческим сектором, является его цифровая трансформация. Она получила свое развитие в отечественной научной литературе в работах В. Г. Ермакова [43], В. Е. Буденковой [44], К. В. Вишневой [45], В. А. Романенко, В. А. Евтишенкова [46], М. А. Мухина [47], Ю. А. Кузнецовой [48]. Внимание исследователей обращено к различным цифровым инструментам, позволяющим повысить эффективность деятельности НКО. Одним из таких инструментов являются социальные сети, которые стали новым импульсом для развития некоммерческих организаций. НКО осваивают этот инструмент постепенно в силу разных обстоятельств, что несомненно вызывает интерес у академического сообщества. Исследуется роль SMM (social media marketing) для НКО: преимущества и недостатки социальных сетей (А. И. Преженцова) [49]. Появляются работы, касающиеся использования 6 социальных сетей как инструмента краудфандинга, изучается их потенциал в позиционировании и продвижении бренда некоммерческой организации (А. А. Смирнова, А. М. Лазебная, С. Д. Суворова) [50, 51]. В то же время в отечественной науке происходит переоценка использования маркетинговых инструментов в НКО-секторе. Появляются исследования, подчеркивающие особый статус общественных организаций, и необходимость выстраивания стратегии коммуникации со стейхолдерами. Для определения возможностей, которые дают социальные сети для коммуникации НКО, проводится сравнительный анализ специфики медийной и немедийной направленности феномена (Ф. Е. Подсохин) [52]. В данном направлении А. М. Кузьмина исследовала процесс вовлечения целевой аудитории в коммуникацию в социальных сетях [59]. Публичным двусторонним коммуникациям НКО с властью посредством соцсетей посвящены работы В. В. Зотова, А. В. Губанова [54]. Единичные работы представляют непосредственно коммуникативные стратегии НКО в социальных сетях (Н. А. Безвербная) [55].
Исследования зарубежных ученых также представляют интерес для нашего теоретического анализа, поскольку время и опыт существования некоммерческих организаций в странах Запада значительно превышают российские реалии. Безусловно экономические, политические, исторические, культурно -религиозные факторы оказывают существенное влияние на некоммерческий сектор в разных странах. Однако глобализация всех мировых процессов позволяет находить все больше точек соприкосновения, как в рамках благотворительности и всех ее современных направлений, так и в использовании общих инструментов для коммуникации - социальных сетей.
Зарубежных исследований в отношении коммуникации НКО в социальных сетях несоизмеримо больше, чем отечественных, что позволяет нам использовать опыт коллег, принимая во внимание особенности нашей страны. В большинстве зарубежных стран популярными являются следующие социальные сети: Facebook, Twitter, YouTube, Google+, LinkedIn и Pinterest (Xu and Li) [56]. Часть исследований посвящена изучению особенностей коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях. Так, изучению соцсети Facebook свои работы посвятили: Carboni and Maxwell [57], O'Sullivan and Hughes [58], Bhati and McDonnell [59], Alonso-Canadas et al.[60], Cho, Schweickart and Haase [61], G. D. Saxton and R. D. Waters [62]. Коммуникацию НКО в Twitter анализировали Lovejoy and Saxton [63], J. Ihm [64], Lovejoy, Waters and Saxton [65], Waters and Jamal [66].
Многие зарубежные исследования направлены на определение эффективности коммуникации в социальных сетях и использование механизма двухстороннего, диалогичного общения НКО со своими сторонниками. В российской науке эти вопросы остаются пока открытыми. Зарубежные исследователи отмечают, что многие некоммерческие организации стратегически не используют те возможности, которые предоставляют социальные сети для двустороннего общения с пользователями (Bortree and Seltzer [67]; Brock and Buteau [68]; Lovejoy, Waters and Saxton [65]; Waters et al. [69]; Xifa and Grau [70]). В качестве таких возможностей или эффектов авторы выделяют: увеличение числа пожертвований (Ingenhoff and Koelling [71]; Saxton and Wang [72]), рост уровня доверия и понимания донорами важности пожертвований для благотворительности (Pentecost and Andrews) [73], а также способы формирования лояльного сообщества сторонников НКО (Carboni and Maxwell) [74]. Вопросы определения факторов, оказывающих влияние на взаимодействие НКО и сообщества в социальных сетях, поднимаются в работах Hu and Shi [75]. Исследованию барьеров, возникающих в процессе коммуникации НКО посвящены работы Milla, Mataruna and Ristic [76].
Объектом исследования в данной работе выступает коммуникация некоммерческих организаций.
Предметом исследования является коммуникация НКО в социальных сетях.
Цель диссертационной работы: исследование особенностей коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) Охарактеризовать сущность и особенности процесса трансформации коммуникации некоммерческих организаций в России;
2) Определить роль и место социальных сетей в коммуникации НКО;
3) Провести анализ современных теоретических подходов и моделей к коммуникации НКО;
4) Определить инструменты коммуникации НКО в социальных сетях;
5) Выделить барьеры, затрудняющие коммуникацию некоммерческих организаций в социальных сетях.
Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили теории коммуникации, концепция «сетевого общества» М. Кастельса, а также процессный подход.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе теоретического анализа научной литературы, логически дополненного эмпирическим исследованием, автором были выделены основные барьеры в коммуникации некоммерческих организаций посредством социальных сетей. Проведенный анализ позволил определить возможные направления совершенствования коммуникации НКО. Материалы магистерского исследования могут представлять интерес для руководителей и специалистов, обеспечивающих коммуникацию НКО со стейкхолдерами. Кроме того, результаты исследования могут использоваться для дальнейшей теоретической разработки вопросов коммуникации НКО.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования прошли апробацию на VIII Международной молодежной научной конференции «Физика. Технологии. Инновации. ФТИ- 2021.» тезисы «Стратегические коммуникации в деятельности НКО: постановка проблемы» (Екатеринбург, 17-21 мая 2021 г.); Международной студенческой конференции: 5-й молодежный конвент «Трансформация реальности: стратегии и практики» тезисы «Роль социальных сетей в продвижении некоммерческих организаций» (Екатеринбург, 25-27 марта 2021 г.); на Всероссийской научно - практической конференции IX Северо-Кавказские социологические чтения «Новые контуры социальной реальности» статья «Социальные сети как инструмент коммуникации НКО с внешней средой в современных условиях» (Ставрополь, 16 ноября 2020 г.); Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения «Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития» тезисы «Актуальные стратегии развития НКО в новой реальности: вынужденная цифровизация как следствие пандемии, вызванной СО^О-19» (Санкт-Петербург, 12-14 ноября 2020 г.); Всероссийской конференции «Социальная работа и социальная политика в условиях меняющейся архитектуры социального государства» статья «Трансформация коммуникации некоммерческих организаций в цифровом обществе» (Екатеринбург, 6-7 апреля 2021г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список (144 источника). Содержание изложено на 121 странице. Имеются приложения.
Некоммерческие организации созданы для решения вопросов и проблем разных социальных групп населения. Вся деятельность этих организаций направлена на общество: на благополучателей, которым они призваны помогать, на доноров (спонсоров), на добровольцев (волонтеров), а также на социум, чтобы формировать общественные инициативы и гражданскую ответственность. Таким образом, используя такой ресурс как социальные сети, НКО через коммуникацию получает возможность эффективнее осуществлять свою деятельность, потому что пользователи - это представители социума, а социальные сети помогают значительно увеличить охват всей заинтересованной аудитории. Однако эта возможность не должна отменять всего наработанного ранее инструментария и налаженной системы работы. Напротив, социальные сети - это дополнительная возможность, дополнительный инструмент для работы с новой аудиторией, которая ранее не была вовлечена в деятельность такого типа организаций.
Социальные сети представляются интересным феноменом для изучения, он трансформирует общество, поскольку отдельные личности и организации устанавливают связи в Интернете и расширяют свои социальные связи. Нескончаемый поток информации, знаний, общения и контента повлиял на то, как осуществляются коммуникации и как подходят к подаче материала некоммерческие организации. Возможность обмениваться информацией, объединяться и развивать новые навыки во времени и пространстве стала невероятно легкой из -за структуры Интернета, контента, который люди создают и которым обмениваются. Влияние Интернета на людей, организации, и общество очевидно и чрезвычайно ценно, потому что существенно трансформирует привычные традиционные способы и результаты коммуникации.
Становление некоммерческих организаций в России совпало с появлением и распространением сети Интернет во всем мире, что обусловило трансформацию коммуникации и глобальные изменения в структуре общества. Данный факт, с одной стороны, добавил сложностей для неустойчивого некоммерческого сектора, но, с другой стороны показал перспективы и открыл дополнительные возможности для коммуникации НКО, особенно с появлением социальных сетей.
В процессе работы нами были выделены ключевые трансформационные процессы, происходящие в цифровом обществе. Мы отметили замену реального взаимодействия по пространственному признаку на коммуникацию в Сети. Наблюдается развитие новых приложений социальных сетей и постоянное усовершенствование имеющихся в соответствии с потребностями общества. ПЫаупип на сегодняшний день является основным каналом коммуникации в силу своей большей популярности в обществе. Набирает популярность Т1кТок и вместе с ним - видеоконтент. Общая тенденция в социальных сетях проявляется в уходе от текстовых сообщений и переход к визуальному ряду с минимальными комментариями в виде текста.
В качестве методологической основы нами был взят процессуальный подход, что позволило нам выявить те тенденции, которые на сегодняшний день складываются в сфере коммуникаций некоммерческих организаций в социальных сетях. Коммуникация трансформируется их линейного и приобретает интеракционный характер, при этом уже формируются черты трансакционной конструкции. Коммуникация перешла из формата информационного потока без обратной связи в стадию, где наличие обратной связи становится значимой. И все больше этот процесс тяготеет в сторону горизонтальных не иерархичных связей, предполагающих равноправный и постоянный диалог, в котором взаимодействующие субъекты одинаково заинтересованы в эффективности взаимодействия и поочередно выступают в качестве источников и получателей сообщений.
Также нами была отмечена тенденция формирования виртуального гражданского общества, формирование новых ценностей, культуры участия и культуры благотворительности в российском обществе.
Трансформация связана в основном с цифровизацией общества и освоением формата онлайн как новой среды для коммуникации. Процесс интенсификации этой цифровизации случился в пандемию: полный отказ от офлайн -коммуникации 99 способствовал переходу в онлайн режим, освоению новых инструментов коммуникации, выбору форматов взаимодействия и развитию новых компетенций. Цифровизация позволяет НКО выстраивать коммуникацию вне
пространственно -временных границ, что открывает дополнительные возможности взаимодействия с совершенно новой аудиторией, которая в офлайн еще не может быть доступна.
Нами была выявлена роль социальных сетей в коммуникации НКО, которая заключается в вовлечении широких масс в решение социальных проблем, увеличении осведомленности населения о социальных проблемах, повышении, в доступность онлайн-коммуникации для ее осуществления, в возможности привлечения значительных финансовых ресурсов, в повышении уровня доверия у населения.
Определить особенности коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях становится критически важным, так как данные организации работают над созданием доверия и выстраиванием отношений внутри сообщества, а также увеличением числа своих сторонников в рамках новой культуры участия.
По результатам нашего исследования главными приложениями стали Instagram и Вконтакте, более популярным становится Instagram. Вконтакте остается основной группой у тех, кто собрал там крупное сообщество и видит своей задачей сохранять его и поддерживать регулярную коммуникацию. Явным аутсайдером стали Одноклассники: большинство наших респондентов используют автоматический постинг контент через программы, но не видят от этого никаких результатов и никак не анализируют работу этой социальной сети. TikTok, Clubhouse являются мало востребованными в среде НКО, так как они одни являются новыми и требуют большого ресурса для освоения.
Внутри самих социальных сетей некоммерческие организации пробуют разные возможности для коммуникации, чтобы расширять свое сообщество. Наши респонденты отмечали работу с блогерами, другими крупными сообществами, различные партнерские практики, чтобы рассказать о себе более 100 широкому кругу людей. Периодически НКО строят коммуникацию через онлайн - мероприятия, марафоны, акции, прямые эфиры, чтобы привлечь новых сторонников и поддержать коммуникацию с имеющимися. Однако абсолютно все НКО понимают, что главный акцент они делают на контенте своего аккаунта, чтобы доступно доносить миссию организации, быть открытыми, интересными и полезными своему комьюнити, вовлекать в жизнь организации, что в совокупности должно приносить постоянно поддерживаемую, двустороннюю коммуникацию и прочные, доверительные отношения с сообществом.
В основном эффективность коммуникации в социальных сетях замеряется совершенными целевыми действиями подписчиков. Как показало наше исследование, для некоммерческих организаций показателями эффективности являются рост количества участников в аккаунте группы, а также переходы на веб-сайт организации, где посредством функционала сайтов осуществляются переводы пожертвований, ведется рекрутинг волонтеров. Таким образом, сайты являются важным инструментом в коммуникации НКО. Анализ показывает, что качество сайтов у некоммерческих организаций различается: есть интуитивно понятные, удобные, функциональные, визуально привлекательные; есть сайты устаревшие, платформы которых уже не позволяют выполнять основные функции, актуальные для НКО. Некоммерческим организациям важно оптимизировать или обновить этот инструмент, тем самым увеличить возможность осуществления пожертвований и рекрутинг волонтеров.
Не все инструменты, однако, приводят в сообщество нужных людей. Поэтому от некоторых инструментов специалисты отказываются, делая акцент на качество, а не количество подписчиков. Тем более, незаинтересованная аудитория снижает охват и виральность, что в свою очередь подрывает репутацию аккаунта для социальной сети, а значит алгоритм не будет распространять контент некоммерческой организации дополнительным участникам сети, которые у самого НКО в сообществе не состоят.
По результатам нашего исследования мы пришли к заключению, что на данный момент некоммерческие организации серьезно меняют подход к коммуникации в социальных сетях, используя накопленный профессиональный опыт как в ведении социальных сетей, так и для трансляции своей экспертности. Они анализируют свои предыдущие неудачные коммуникативные практики и пользуются успешным опытом коллег по сектору, чтобы получать больше преимуществ от своих социальных сетей. В силу особенностей исследуемого типа организаций большинство НКО используют в своей деятельности бесплатные инструменты коммуникации в социальных сетях. К платной рекламе специалисты некоммерческих организаций относятся неоднозначно, стараются не задействовать.
Анализ сдерживающих факторов коммуникации показал, что существуют барьеры коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях. К таким барьерам мы относим отсутствие отдельного специалиста, который осуществлял бы коммуникацию в социальных сетях. Зачастую эти функции выполняет специалист, который совмещает их с основной деятельностью. Таким образом, мы заключаем, что некоммерческие организации не рассматривают коммуникацию в социальных сетях как основную задачу, предоставляющую множество перспектив для развития и достижения целей и миссии организации. Отсутствие значимости коммуникации порождает остаточный принцип ведения социальных сетей некоммерческими организациями, что выражается в дополнительных барьерах коммуникации, которые нами были выявлены.
Уровень ведения социальных сетей далеко не всегда является профессиональным. Напрямую на это влияют компетенции специалиста. Нехватка временного ресурса ограничивает возможность совершенствовать свои знания, получать базовое образование по данной специальности. Поэтому профессионалами в данной области являются те, у кого получен большой опыт коммуникации НКО с высокими показателями в результатах деятельности сообщества (органический рост подписчиков, динамика показателей аналитики вовлеченности участников групп, а также другие косвенные признаки, например, такие как рост пожертвований, привлечение волонтеров, продажа товаров или обучающих курсов).
В сложившейся ситуации коммуникация некоммерческих организаций в социальных сетях зачастую не продумана, не выделены главные цели и задачи, что порождает некую не системность и влияет на результат. Специалисты вынуждены развивать коммуникацию в социальных сетях интуитивно. Среди НКО на данный момент редко встречаются варианты, когда выстроена стратегия коммуникации, зачастую это относится к крупным НКО. Наличие стратегии коммуникации в некоммерческой организации свидетельствует о серьезном профессиональном подходе к коммуникации, что в результате позволяет таким организациям быть эффективными в социальных сетях.
Для российского общества сохраняется тенденция отстранения от деятельности некоммерческих организаций, отсюда вытекают сложности с доверием и укрепление ряда стереотипов, связанных с некоммерческим сектором, что также является негативным фактором для коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях. Но с другой стороны, именно это заставляет НКО выходить и развивать сообщество сторонников в социальных сетях, развивая коммуникацию в разных форматах, чтобы выстроить новые отношения, найти поддержку и понимание о существующих проблемах в обществе и возможных вариантах их решения.
Анализ особенностей коммуникации некоммерческих организаций в социальных сетях также показал, что данные организации являются генераторами новой культуры благотворительности. Новый стиль, в котором НКО инициируют коммуникацию в социальных сетях способствует осознанному подходу к участию в благотворительности со стороны общества. Изменив свой подход, как инициатор процесса коммуникации, некоммерческие организации уже ощутили насколько более отзывчиво стали реагировать сторонники в социальных сетях и бизнес на совместное решение проблемных вопросов в нашем обществе. В совокупности такие изменения в коммуникации и совместные результаты мотивируют и некоммерческие организации, и общество выходить на новый, более продуктивный уровень взаимоотношений. А фундаментом этого перехода становятся коммуникации современных некоммерческих организаций именно в социальных сетях, которые демонстрируют реально проделанную работу, открытость, вызывают доверие у сообщества и всегда открыты к диалогу.
1. Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет [Электронный ресурс]// Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
2020. 25 декабря. URL: https://www.hse.ru/news/community/428795755.html(дата обращения: 21.05.2021).
2. Васильева, Е. Г. Институциональная благотворительность: оценки экспертной среды НКО / Е. Г. Васильева // Система ценностей современного общества. - 2013. - № 32. - С. 74-77.
3. Черепанова, Н.В. Функции НКО как детерминанта социального обучения добровольцев / Н. В. Черепанова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 19. - С. 43-48.
4. Захарова, В.В. Деятельность НКО по формированию гражданской позиции в молодёжной среде / В. В. Захарова // Педагогическое образование на Алтае. - 2014. - № 2. - С. 130-131.
5. Харитонова, Е.Г. Особенности развития «третьего сектора» в России: профессионализация кадров НКО-сообщества / Е. Г. Харитонова // Общество. Среда. Развитие. - 2016. - № 1(38). - С. 38-41.
6. Шилова, И. В. Методики анализа деятельности некоммерческих организаций / И. В. Шилова // Вестник современных исследований. - 2021. - № 1-8(39). - С. 35-37.
7. Григорьева, И. А. Роль НКО в развитии community care (общественной заботы) в России / И. А. Григорьева, О. А. Парфенова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2021. - Т. 24. - № 1. - С. 79-104.
8. Внутских, А. Ю. Социальные предприятия и СО НКО в Пермском крае: проблемы и перспективы развития / А. Ю. Внутских, С. Е. Гасумова, М. М. Иванова [и др.] // Журнал исследований социальной политики. - 2021. - Т. 19. - № 1. - С. 166-176.
9. Клименко, А. И. Правовой статус организаций сектора НКО / А. И. Клименко ; Клименко Ангелина Ивановна. - Москва : Перо, 2010. - 63 с. - 18ВЫ 9785919400400.
10. Буробина, Н. Г. Особенности правового положения некоммерческих организаций на примере благотворительного фонда / Н. Г. Буробина // Вестник науки. - 2020. - Т. 1. - № 1(22). - С. 59-68.
11. Смоленков, Э. О. Понятие некоммерческих организаций и их отличительные признаки в гражданском законодательстве РФ / Э. О. Смоленков // Инновационная наука. - 2021. - № 2. - С. 79-81.
12. Соколова, Е. Законодательство об НКО: Итоги года / Е. Соколова // Юрисконсульт в строительстве. - 2021. - № 1. - С. 3-4.
13. Филюшкина, И. А. Государственная поддержка некоммерческих организаций (НКО) как форма содействия развитию деятельности НКО (на примере Самарской области) / И. А. Филюшкина // Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи : Материалы международной научной студенческой конференции, Тула, 28-29 марта 2014 года / под общей редакцией И.Б. Богородицкого. - Тула: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации, 2014. - С. 174-175.
14. Плотникова, О. И. Развитие механизмов государственной поддержки социально ориентированных НКО / О. И. Плотникова, С. А. Тарасова // Библиотечное дело. - 2014. - № 7(217). - С. 35-38.
15. Налоги & НКО / работали: Е. Темичева, Н. Балясникова. - Москва : Агентство соц. информ., 2004. - 40 с.
16. Новгородцева, А. Н. Власть и некоммерческие организации в регионе: трудности взаимодействия (на примере Свердловской области) / А. Н. Новгородцева, Н. И. Сивкова, Е. Л. Сысолятина // Общество: политика, экономика, право. - 2020. - № 2(79). - С. 17-23.
17. Ямщиков, А. С. Механизмы реализации мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций / А. С. Ямщиков, Е. Ф. Карабицина // Финансовая экономика. - 2021. - № 3. - С. 288-291.
18. Синякова, Л. В. Роль НКО в формировании каналов коммуникации в сфере инфраструктурного строительства / Л. В. Синякова // Аспирант. - 2021. - № 1(58). - С. 209-212.
19. Яблонский, В. Б. Новые тенденции, проблемы и поиски решений субъектами социального взаимодействия (власть - НКО - бизнес - высшая школа) / В. Б. Яблонский, Н. Ю. Сурова // Поволжский торгово -экономический журнал. - 2014. - № 6(40). - С. 91-95.
20. Горный, М. Б. Взаимодействие НКО и органов власти в Санкт- Петербурге: конфликтологический анализ / М. Б. Горный // Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества как фактор модернизации России : материалы I Всероссийского научно -практического симпозиума с международным участием, Москва, 29 марта - 01 2011 года / редколлегия: Л.И. Никовская (ответственный редактор), В.Н. Шевченко, В.Н. Якимец. - Москва: Ключ-С, 2012. - С. 185-194.
21. Володарская, Е. А. Социальные представления о некоммерческих организациях (на примере работников НКО и региональных СМИ Республики Татарстан) / Е. А. Володарская, А. Ф. Гасимов, Э. Э. Салимханова // Человеческий капитал. - 2021. - № 1(145). - С. 89-98.
22. Харченко, Д. В. Некоммерческие организации как структурные элементы гражданского общества / Д. В. Харченко // Вестник экспертного совета. - 2021. - № 1(24). - С. 21-26.
23. Пилипенко, А. Д. К вопросу о месте и роли социально ориентированных НКО в политической системе современной России / А. Д. Пилипенко // Вестник Московского государственного областного университета. -
2021. - № 1. - С. 133-145.
24. Мерсиянова, И. В. Доверие и про блемы формирования социальной базы гражданского общества в России / И. В. Мерсиянова // Человек в 107
экономических и социальных отношениях : Материалы Всероссийской научной конференции, Москва, 04-05 октября 2012 года / НОУ ВПО Институт мировой экономики и информатизации; Ответственные редакторы: А.Б. Купрейченко, Л.Н. Широкова. - Москва: Институт Мировой экономики и информатизации, 2012. - С. 246-249.
25. Сароян, Я. О. Роль НКО в формировании гражданского общества региона / Я. О. Сароян, Е. Ю. Золотухина // Мировой опыт и экономика регионов России : Сборник студенческих научных работ. По материалам XIV Международной студенческой научной конференции (Посвящается 250-летию ВЭО России), Курск, 08 апреля 2016 года / Под редакцией Л.А. Дремовой. - Курск: ООО Центр рекламы "Лоцман", 2016. - С. 179-181.
26. Балханова, Е. А. Взаимосвязь формирования гражданского общества и появление НКО / Е. А. Балханова, Т. В. Зальцман // Актуальные проблемы теории, истории и практики социальной работы : Сборник научных статей студентов и преподавателей кафедры теории и методологии социальной работы. - Москва : Российский государственный социальный университет, 2010. - С. 69¬72.
27. Пелин, А. А. Маркетинг и менеджмент в православных НКО: анализ, стратегия, осуществление / А. А. Пелин, Н. И. Григорьев ; протоиерей Александр Александрович Пелин, Николай Иванович Григорьев. - Саранск : Красный Октябрь, 2011. - 182 с.
28. Кутыркина, Л. В. Особенности продвижения НКО в России сегодня / Л. В. Кутыркина // Реклама: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 24-33.
29. Петушкова, Н. С. Использование методологии проектного управления при создании НКО / Н. С. Петушкова // Гуманитарное знание : Сборник научных статей / Ответственный редактор В.А. Золотухин. - Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2020. - С. 42-53.
30. Герасимов, С. В. Продвижение бренда НКО в инфраструктурном строительстве / С. В. Герасимов, Л. В. Синякова // Брендинг как коммуникационная технология XXI века : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 01-02 марта 2021 года / Под редакцией А.Д. Кривоносова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. - С. 53-55.
31. Бабичев, И. В. Деятельность некоммерческих организаций в современных российских условиях: социолого-управленческий аспект / И. В. Бабичев, С. В. Демина // Социодинамика. - 2020. - № 2. - С. 24-34.
32. Корнеева, И. Е. Маркетинговая деятельность российских НКО: взаимосвязь с организационными характеристиками и особенностями управления / И. Е. Корнеева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 6. - С. 86-97.
33. Кузьмина, А. М. Современный маркетинг и вовлечение аудитории некоммерческих организаций в коммуникацию в социальных сетях / А. М. Кузьмина // Экономика и управление. - 2020. - Т. 26. - № 12(182). - С. 1349-1354.
34. Багрич, Е. В. Основные источники финансирования некоммерческих организаций (НКО) / Е. В. Багрич // Студенческий. - 2021. - № 3-3(131). - С. 26¬28.
35. Кулькова, В. Ю. Реализация государственной поддержки социального предпринимательства в развитии услуг социальной сферы в РФ в региональных практиках / В. Ю. Кулькова // Вопросы управления. - 2021. - № 2(69). - С. 90-101.
36. Пильников, А. Э. Социальный предпринимательский проект по созданию металлических скульптур силами осужденных "Арбагарский почин" / А. Э. Пильников // Человек и современный мир. - 2020. - № 1(38). - С. 17-23.
37. Гуджеджиани, Е. Г. Социальное предпринимательство и фандрайзинг в российских НКО / Е. Г. Гуджеджиани // Бизнес -образование в экономике знаний. - 2020. - № 1(15). - С. 31-34.
38. Ковшевная, К. С. Современные возможности привлечения средств в некоммерческие организации / К. С. Ковшевная // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : сборник статей по материалам СХС1Х международной научно-практической конференции, Москва, 01 февраля 2021 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2021. - С. 203-209.
39. Вахтина, А. О. Система фандрайзинга на арене российских НКО / А.
О. Вахтина // Региональное развитие. - 2015. - № 6. - С. 4.
40. Басова, М. М. Основные критерии эффективности фандрайзинга в российских НКО / М. М. Басова // Экономические науки. - 2019. - № 175. - С. 154-162.
41. Крайнова, Н. В. Интернет-благотворительность в России: условия, формы и практики / Н. В. Крайнова, А. А. Агурова // Социальные и гуманитарные знания. - 2021. - Т. 7. - № 1(25). - С. 18-27.
42. Быкова, О. Н. Краудфандинг: интернет-благотворительность или инструмент инвестирования инновационного проекта? / О. Н. Быкова, М. О. Ольховская, Д. А. Профатилов // Инновации. - 2015. - № 2(196). - С. 58-63.
43. Ермаков, В. Г. Влияние политики цифровизации на развитие институтов гражданского общества в Российской Федерации / В. Г. Ермаков // Среднерусский вестник общественных наук. - 2020. - Т. 15. - № 1. - С. 51-60.
44. Буденкова, В. Е. Цифровизация НКО в условиях развития информационного общества / В. Е. Буденкова // Актуальные вопросы экономических наук : Материалы III международной научно -практической конференции, Краснодар, 30 мая 2020 года. - Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2020. - С. 562-566.
45. Вишнева, К. В. Цифровизация некоммерческого сектора / К. В. Вишнева // Ученые заметки ТОГУ. - 2019. - Т. 10. - № 4. - С. 49-52.
46. Романенко, В. А. Цифровая трансформация третьего сектора / В. А. Романенко, В. А. Евтишенков // Школа молодых ученых : материалы областного профильного семинара по проблемам естественных наук, Липецк, 16 октября 2020 года. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - С. 149-153.
47. Мухин, М. А. Развитие социально ориентированных НКО на территории Пермского края в эпоху цифровой трансформации / М. А. Мухин // Менеджмент 4.0: управление в цифровую эпоху : Материалы XII Российской научно-практической конференции для управленцев, Пермь, 27 ноября 2019 года. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. - С. 59-62.
48. Кузнецова, Ю. А. Факторы, влияющие на цифровую трансформацию
деятельности НКО / Ю. А. Кузнецова // Бизнес и образование в условиях цифровой экономики : Материалы Всероссийской научно -практической конференции с международным участием, Грозный, 21 октября 2020 года. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, ИП
Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2020. - С. 38-43.
49. Преженцова, А. И. 8ММ для некоммерческой организации / А. И. Преженцова // Российская школа связей с общественностью. - 2017. - № 9. - С. 144-149.
50. Смирнова, А. А. Формирование бренда НКО с помощью
краудфандинга в социальных сетях / А. А. Смирнова // Брендинг как коммуникативная технология XXI века : Материалы VI Международной научно - практической конференции, Санкт-Петербург, 27 февраля - 24 2020 года / Под
редакцией А.Д. Кривоносова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский
государственный экономический университет, 2020. - С. 66-68.
51. Лазебная, А. М. Стратегия продвижения багодарительного фонда / А. М. Лазебная, С. Д. Суворова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 8(50). - С. 62-67.
52. Подсохин, Ф. Е. Специфика медийных и немедийных коммуникаций российских некоммерческих организаций / Ф. Е. Подсохин // Язык и социальная динамика. - 2014. - № 14-2. - С. 169-172.
53. Кузьмина, А. М. Современный маркетинг и вовлечение аудитории некоммерческих организаций в коммуникацию в социальных сетях / А. М. Кузьмина // Экономика и управление. - 2020. - Т. 26. - № 12(182). - С. 1349-1354.
54. Зотов, В. В. Социальные сети как основа взаимодействия власти и некоммерческих организаций, созданных по национальному признаку, в пространстве публичных коммуникаций / В. В. Зотов, А. В. Губанов // Цифровая социология. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 35-45.
55. Безвербная, Н. А. Анализ коммуникативных стратегий НКО благотворительной направленности / Н. А. Безвербная // Вестник университета. - 2017. - № 4. - С. 162-167.
56. Li, H. and Philanthropy Can Be Learned: A Qualitative Study of Student Experiences in Experiential Philanthropy Courses / H. Li, Xu Ch, McDougle L. M. // Philanthropy & Education. - 2019. - № 2(2), - P. 29-52.
57. Carboni, J.L. Effective social media engagement for nonprofits: What matters? J.L. Carboni, S.P. Maxwell // Journal of Nonprofit and Public Affairs. - 2015. Vol. 1. - № 1. - P. 18-28.
58. O'Sullivan, L. Incorporating Facebook into nonprofit supports for family caregivers: reflections on its value and relevance / L. O'Sullivan, Z. Hughes // Journal of technology in human services. - 2019. - Vol. 37. - № 2-3. - P. 129-14.
59. Bhati, A. Success in an Online Giving Day: The Role of Social Media in Fundraising/ A. Bhati, D. McDonnell // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - 2019. - Vol. 49. - № 1. - P. 74-92.
60. Alonso-Canadas, J. Committed to health: key factors to improve users’ online engagement through Facebook / J. Alonso-Canadas, F. Galan-Valdivieso, L. Saraite-Sariene, C. Caba-Perez // International journal of environmental research and public health. - 2020. - Vol. 17. - № 6 (1814).
61. Cho, M. Public engagement with nonprofit organizations on Facebook / M. Cho, T. Schweickart, A. Haase // Public relations review. - 2014. - Vol. 40. - № 3.
62. Saxton, G. D. What do stakeholders «like» on Facebook? Examining public reactions to nonprofit organizations’ informational, promotional, and community - building messages / G. D. Saxton, R. D. Waters // Journal of public relations research. - 2014. - Vol. 26. - № 3. - Р. 280-299.
63. Lovejoy, K. Information, community, and action: how nonprofit organizations use social media / K. Lovejoy, G. D. Saxton // Journal of computer mediated communication. - 2012. - Vol. 17. - № 3. - Р. 337-353.
64. Ihm, J. Communicating without nonprofit organizations on nonprofits’ social media: stakeholders’ autonomous networks and three types of organizational ties / J. Ihm // New media & society. - 2019. - Vol. 21. - № 11-12. - P. 2648-2670.
65. Lovejoy, K. Engaging Stakeholders Through Twitter: How Nonprofit Organizations Are Getting More Out of 140 Characters or Less/ K. Lovejoy, R. D. Waters and G.D. Saxton // Public Relations Review. - 2012. - Vol. 38. - № 2. - P. 313-318.
66. Waters, R. D. Tweet, tweet, tweet: A content analysis of nonprofit organizations’ Twitter updates / R. D. Waters, J. Y. Jamal // Public relations review. - 2011. - Vol. 37. - №3. - P. 321-324.Bortree and Seltzer [67];
67. Buteau, E. Transparency, performance assessment, and awareness of nonprofits’ challenges: are foundations and nonprofits seeing eye to eye?/ E. Buteau, W. Brock // The Foundation Review. - 2011. - Vol. 6. - № 2.
68. Waters, R. D., Burnett, E., Lamm, A., & Lucas, J. (2009). Engaging stakeholders through social networking: How nonprofit organizations are using Facebook. Public Relations Review, 35, 102-106. doi: 10.1016/j.pubrev.2009.01.006
69. Xifra, J. Nanoblogging PR: The discourse on public relations in Twitter/ J.Xifra, F.Grau // Public Relations Review. - 2010. - Vol. 36. - P. 171-174.
70. Ingenhoff, D. The potential of web sites as a relationship building tool for charitable fundraising NPOs / D. Ingenhoff, A. M.Koelling // Public relations review. - 2009. - Vol. 35. - P. 66-73.
71. Saxton, G. D. The Social Network Effect/ G. D Saxton, L.Wang // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - 2014.
72. Pentecost, R. and Andrews, L. (2010) Fashion Retailing and the Bottom Line: The Effects of Generational Cohorts, Gender, Fashion Fanship, Attitudes and Impulse Buying on Fashion Expenditure. Journal of Retailing and Consumer Services, 17, 43-52.
73. Shi, Y. Nonprofit Service Continuity and Responses in the Pandemic: Disruptions, Ambiguity, Innovation, and Challenges / Hu and Shi //The American Society for Public Administration. -2020. - Vol. 80. - № 5.
74. Milla, A. C. Adopting social media for nonprofits as a main marketing tool: Analysis of a youth non-profit organization / A. C. Milla, L. Mataruna, M. R. Ristic // International journal of applied business and economic research. -2017. - Vol. 22. - № 2(2). - Р. 741-752.
75. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях:
Федеральный закон № 7-ФЗ: [принят Государственной думой 8 декабря 1995 года]. [Электронный ресурс]. - URL:
http ://www. c onsultant.ru/document/c ons_do c_LAW_8824/ (дата обращения
29.11.20).
76. Кутьева Д. А., Макарова В. А. Теоретические подходы к определению понятия «некоммерческая организация» //Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. - 2013. - С. 78.
77. Котлер, Ф., А. Гари. Основы маркетинга. - 5-е европейское изд. - М: Вильямс, 2015. - С. 33. - 752 с.
78. Жилина И.Ю Жилина, И. Ю. 98.02.049. Даше Э. маркетинг и некоммерческие организации: ошибочное направление. Dacheux Е. marketing et organisations non marchandes: une erreur i aiguillage// economic et humanisme. Lyon, 1997. № 341. P. 74-79 / И. Ю. Жилина // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. - 1998. - № 2. - С. 146-148.
79. Якупов, П. В. Коммуникация: определение понятия, виды
коммуникации и ее барьеры / П. В. Якупов // Вестник университета. - 2016. - № 10. - С. 261-266.
80. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности : учеб. пособ. / А. П. Панфилова. - СПб. : Знание, 2004. - С. 12-14.
81. Бородкин Бородкин, Ф. М. Третий сектор в государстве благоденствия / Ф. М. Бородкин // Мир России. Социология. Этнология. - 1997. - Т. 6. - № 2. - С. 67-116.
82. Мардарь И.Б. Виртуальное пространство гражданского общества. [Электронный ресурс]. - ПРЕ: http://www.index.org.ru/journal/29/05-mardar.html(дата обращения 29.11.19).
83. Кастельс, М. «Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе»/ Пер. С англ. А. Матвева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория (при изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 328с. (Серия “Академический бестселлер).
84. Чернаков Цариковский, А. В. Некоммерческий сектор призван заполнить социальные ниши / А. В. Чернаков Цариковский // Дневник Алтайской школы политических исследований. - 2001. - № 15. - С. 045-047.
85. Рубанцова, Т. А. Виртуальное гражданское общество в контексте современной геополитики / Т. А. Рубанцова, Н. В. Колтунова // Философия образования. - 2015. - № 4(61). - С. 101-111.
86. Висханова, П. Г. Гражданское общество России в виртуальном пространстве / П. Г. Висханова // Право и государство: теория и практика. - 2018. - № 10(166). - С. 53-58.
87. Белянцев, А. Е. Интернет-пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества / А. Е. Белянцев, А. В. Лымар // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 6-1. - С. 284-288.
88. Курбатов, В. И. Сетевые он-лайн сообщества: факторы
самоуправления в формировании цифрового гражданского общества / В. И. Курбатов, С. В. Куликов, О. М. Папа // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. - 2018. - № 12. - С. 24-31.
89. НКО как поставщики социальных услуг: некоторые результаты исследования // Исследовательская группа ЦИРКОН. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - ПРЕ: http://www.zircon.ru/upload/iblock/d04/PR_19-11- 13_NKO_postavshiki_socuslug.pdf(дата обращения 02.12.2019).
90. Чернышов, А. Н. Взаимодействие государства и НКО: возможности, механизмы, проблемы и пути их решения / А. Н. Чернышов // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10(118). - С. 89-98.
91. Воронина Л. И. Взаимодействие государственных органов управления с некоммерческими организациями / Л. И. Воронина, А. Г. Пыльцова // Технологии государственного и муниципального управления в региональном развитии : сб. ст. магистрантов и преподавателей каф. государственного и муниципального управления департамента ГМУ ИГУП УрФУ. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — С. 51-67.
92. Грибенникова, Э. А. Государство и НКО: аспекты взаимодействия (на примере Владимирской области) / Э. А. Грибенникова, В. В. Аксенов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2020. - Т. 1. - № 9(105). - С. 171-180.
93. Barnes, J. A. Class and committees in a Norwegian island Parish / J. A. Barnes // Human relations. - 1954. - Vol. 7. - № 1. - Р. 39-58.
94. Social media use in 2021 : Pew research center : электронный журнал. -
URL: https://www.pewresearch.org/internet/2021/04/07/social-media-use-in-2021 /
(дата обращения: 01.06.2021). - Текст : электронный.
95. Craig, R. T. Communication Theory as a Field // Communication Theory. - Blackwell Publishing Ltd.; International Communication Association, May 1999. - Vol. 9. - P. 119-161.
96. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие.
Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
97. Sargeant, A. Building donor loyalty: The antecedents and role of commitment in the context of charity giving / A. Sargeant, L. Woodliffe // Journal of nonprofit & public sector marketing. - 2007. - Vol. 18. - № 2. - P. 47-68.
98. Василик, М.А. Основы теории коммуникации: Учебник/Под ред. проф. М.А.Василика. - М.: Гардарики, 2005.
99. Barnes J. A. Class and Committees in a Norwegian Parish Islands. Human relations. 1954. Vol. 7, р. 43-44.
100. Николай Бритвин Социальные сети как прообраз общественного устройства// Власть. - 2008. - С. 45-49.
101. Что такое Веб 2.0. Тим О’Рейли, статья в журнале «Компьютерра» №37 от 14 октября 2005 года [Электронный ресурс]. - URL: https://docplayer.ru/52924442-Chto-takoe-veb-2-0-tim-o-reyli-opublikovano-18- oktyabrya-2005-goda.html(дата обращения 27.11.19).
102. Зиновьева А. История социальных сетей: появление и развитие.
[Электронный ресурс]. - URL: https://sciencepop.ru/istoriya-sotsialnyh-setej-
poyavlenie-i-razvitie/ (дата обращения 25.11.19).
103. Hopkins, M. (2008). Just what is social media, exactly? Retrieved September 10, 2009, from http://mashable.com/2008/11/18/social-media-defined/
104. Kaplan, A. M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of social media / A. M. Kaplan, M. Haenlein // Business Horizons. - 2010. - Vol 53. - № 1. - Р. 59-68.
105. Kanter, B., Fine, A. H. (2010). The networked nonprofit: Connecting with social media to drive change. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
106. Садыгова, Т.С. Социально -психологические функции социальных сетей / Т.С. Садыгова // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №3(10). - С. 192-194.
107. Швецов, Д.А., Инет-социальная сеть как средство современной коммуникации: технологии и методы исследования / Д.А. Швецов, Д.А. Кононов, В.В. Муромцев, Н.О. Пономарев // Вестник РГГУ. Серия Экономика.Управление.Право. - 2015. - №1. - С. 94-106.
108. Пашкова, К.В. Социальные сети как современное средство массовых
коммуникаций / К.В. Пашкова // Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург:
Издательство Международный научно -информационный центр «Наукосфера», 2019. - С. 16-19.
109. Мирумян, А.Г. Социальные сети в системе массовой коммуникации / А.Г. Мирумян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2015. - С. 125-129.
110. Мельникова, Т.Ф. Социальные сети как средство массовой
коммуникации в современном обществе / Т.Ф. Мельникова, Р.Н. Азнабаева, Н.М. Конкабаева // Материалы Всероссийской научно -методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Оренбург: Издательство Оренбургский государственный
университет (Оренбург). - 2019. - С. 2707-2715.
111. Online-vkontakte.ru: цифровой ресурс: статистика социальной сети. -
URL: https://online-vkontakte.ru/2018/10/skolko-lyudej-zaregistrirovano-v-vk.html
(дата обращения: 09.11.2019). - Текст: электронный.
112. Lpgenerator.ru: электронный конструктор лендингов. - URL:
https://lpgenerator.ru/blog/2019/02/28/instagram-v-cifrah-statistika-na-2019-god/(дата обращения: 09.11.2019). - Текст: электронный.
113. YouTube собрал статистику аудитории России
http ://www. avertmed ia.ru/ news/news -63. html
114. The modern nonprofit : [themodernnonprofit.com]. - Oakland, 2012 - . -
Обновляется в течении суток. - URL: https://
https://themodernnonprofit.com/nonprofits-know-social-media-platforms/ (дата
обращения: 15.05.2021). - Текст : электронный.
115. Kang, H., Clinton, K., Purushotma, R., Robison, A. J., Weigel, M. (2006).
Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century [white paper]. Retrieved from
https://www.macfound.org/media/article_pdfs/JENKINS_WHITE_PAPER.PDF, p. 3.
116. Mediascope_Екатерина Курносова_РИФ+КИБ 2019. [Электронный ресурс]. - URL: http://files.runet-id.com/2019/rif/presentations/18apr.rif19-8-1230-- kurnosova.pdf(дата обращения 02.12.2019).
117. Ogden, T. N., & Starita, L. (2009). Social networking and mid-Size non-profits: What’s the use? Philanthropy Action. Retrieved from
http ://philanthropyaction. com/do cuments/Social_Networks_and_Mid-S ize_Non- Profits.pdf
118. НКО и коронавирус: остаться в живых. Благотворительный фонд развития филантропии КАФ: [cafrussia.ru]. - URL:http://cafrussia.ru/research.html(дата обращения: 15.05.2021). - Текст: электронный.
119. Kang, S. Nonprofit organizations' use of the World Wide Web: are they sufficiently fulfilling organizational goals? / S. Kang, H. E. Norton // Public relations review. - 2004. - Vol. 30. - № 3. - Р. 279-284.
120. Sargeant, West, & Jay. Building Donor Loyalty: The Antecedents and Role
of Commitment in the Context of Charity Giving, Published in the Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing, 18(2), 2007;
https://scholarworks.iupui.edu/bitstream/handle/1805/5743.
121. Brainard, L. A. Toward nonprofit organization reform in the voluntary spirit: Lessons from the Internet / L. A. Brainard, P. D. Siplon // Nonprofit and voluntary sector quarterly. - 2004. - Vol. 33. - № 3. - P. 435-457.
122. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. № 4, Т.Г. Нежина, Б.С. Гомбожапова, С.В. Павловская, Методы оценки открытости и прозрачности социально ориентированных некоммерческих организаций в России)
123. Щеголихина, К.А. Интернет - технологии как способ продвижения
социальных услуг некоммерческих организаций / К. А. Щеголихина, Г. С. Неупокоева, Ю. С. Челпанов, А. И. Попова // Информационные технологии в науке, управлении, в социальной сфере и медицине : Сборник научных трудов Международной научной конференции, Томск, 29 апреля - 02 2014 года /
Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический
университет, 2014. - С. 339-342.
124. Young, J. (2010, November). Exploring and Understanding the Use of Social Media and How It Relates to Capacity Building in Nonprofit Organizations. Paper presented at the Association for Research on Nonprofit Organizations and Voluntary Action (ARNOVA) Conference, Alexandria, Virginia.
125. Ogden, T. N., & Starita, L. (2009). Social networking and mid-Size non-profits: What’s the use? Philanthropy Action. Retrieved from
http://philanthropyaction.com/documents/Social_Networks_and_Mid-Size_Non- Profits.pdf
126. Fryer, D. Closing the digital divide: the role of community based non-profit organizations / D. Fryer, M. J. Granger // The journal of global information technology management. - 2008. - Vol. 11. - № 1. - P. 1-5.
127. McNutt, J.G. The rise of cyberactivism: Implications for the future of advocacy in the human services / J. G. McNutt, G. M. Menon // Families in society: the journal of contemporary social services. - 2008. - Vol. 89. - № 1. - P. 33-38.
128. Rogers, E.V. (2003). Diffusion of innovations (5th ed.). New York: Free Press.