Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации системы образования

Работа №99753

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся с ОВЗ в условиях модернизации образования 10
1.1 Проблема адаптации младших школьников в современной зарубежной и отечественной психологии 10
1.2. Психологические особенности процесса адаптации первоклассников с нарушением слуха к условиям обучения 15
1.3. Анализ подходов к психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ в адаптационный период в условиях модернизации образования 29
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Опытно — поисковая работа по реализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушением слуха в адаптационный период
2.1. Организация и методы исследования. Результаты первичной
диагностики 41
2.2. Описание программы психолого-педагогического сопровождения
первоклассников с нарушение слуха в адаптационный период
2.3. Анализ полученных результатов 55
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70


Одной из основных задач, остро стоящих перед школой в современных условиях, является повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Наиболее значим этот вопрос на начальных ступенях образования, поскольку именно там закладываются познавательные способности личности, познавательные процессы приобретают произвольность и осмысленность, присваивается учебная деятельность
В России в настоящее время насчитывается более двух миллионов детей с ОВЗ (8% всех детей. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивает адекватные и равные условия с обычными детьми, возможности для получения образования в рамках специальных образовательных стандартов, оздоровление и лечение, обучение и воспитание, социальную адаптацию, коррекцию нарушений развития. Получение детьми с ОВЗ образования - это одно из неотъемлемых и основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного принятия участия в общественной жизни, эффективной самореализации в разных видах социальной и профессиональной деятельности. В Конституции РФ [1] и Федеральном законе от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [2] говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важной задачей модернизации представляет собой обеспечение доступности качественного образования, его дифференциация и индивидуализация, систематический рост уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения новейшего современного качества общего образования.
Проблема адаптации обучающихся с ОВЗ для отечественной и зарубежной психологической науки не является новой, но сегодня она приобрела новое содержание. В связи с требованиями ФГОС начального общего образования переходит от традиционного формирование качеств личности, которые необходимы для жизни в современных условиях мобильного общества. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов, сколько на становление личностных характеристик выпускника, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. ("портрет выпускника начальной школы"). [29] Таким образом, развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию становится приоритетной целью образования в современной школе.
Понятие «дети с ОВЗ» подразумевает у детей наличие постоянного либо временного отклонения в психическом, либо физическом развитии. При этом существует потребность создать для него специальные условия воспитания и обучения. Под воздействием новейших ценностных ориентацией государства и общества, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, появилась потребность осознать соотношение образовательных достижений ребенка с ОВЗ и достижений в сфере социальной компетенции, переосмысления места и роли социального, личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории: с нарушением слуха; с патологией опорно-двигательного аппарата; с дисфункцией речи; с отсталостью умственного развития, проблемами психического развития; с нарушением общения и поведенческими расстройствами; с нарушением зрения. Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является дефект. Поскольку именно от него зависит последующая практическая деятельность индивидуума [27].
Таким образом, ОВЗ не является чисто количественным фактором, который является интегральным, системным изменением личности всецело - это «другой» человек, «другой» ребенок, не такой, как все, которые нуждаются в совершенно иных, нежели обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и разрешить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему требуется не только осваивать собственно общеобразовательные (образовательные) программы, но и развивать и формировать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования).
В исследовании мы изучали процесс адаптации детей с нарушением слуха, поэтому в работе речь будет идти о детях с нарушением слуха младшего школьного возраста.
Введение в действие новых Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников с нарушением слуха. На передний план выходит деятельность учащегося, учитель должен не только передавать знания , а научить добывать знания самостоятельно, «научить учиться».
Составной частью всей системы образования является обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе. Интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие их творческой активности в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие на психолого-педагогическом уровне между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся с нарушением слуха, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. От того как пройдет адаптация в школе и успешно пройдет первый год в образовательном учреждении, зависит успешность взаимоотношений с педагогом и сверстниками, способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию, обучения и дальнейшей социализации ребенка с нарушением слуха. Поэтому в период адаптации к школе учащихся с ОВЗ психолого - педагогическое сопровождение ребенка, родителя и педагога играет наиболее важную роль. Психолого - педагогическое сопровождение как особый вид помощи (или поддержки) ребенку обеспечивает его полноценное развитие как субъекта образования на всех ступенях школьной жизни.
Существенный вклад в развитие содержания проблемы психолого - педагогического сопровождения внесли отечественные ученые: Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И и другие.
Актуальность данной проблемы связана еще и с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для лиц с ОВЗ предусматривает создание благоприятных условий для учащихся с ОВЗ в период адаптации к школе в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения.
Цель: разработать, теоретически обосновать программу психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации учащихся с ОВЗ (младших школьников с нарушением слуха) в рамках модернизации образования и экспериментально проверить её эффективность.
Гипотеза: психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся с ОВЗ (младших школьников с нарушениями слуха) в условиях модернизации образования будет эффективным, если разработать и внедрить программу, позволяющую:
• познакомить учителей и родителей с особенностями адаптационного периода детей младшего школьного возраста с нарушением слуха;
• осуществить тесное взаимодействие родителей, педагогов, психолога и детей;
• повысить «включенность» родителей в образовательный процесс.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Обобщить теоретические представления об организации психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников с нарушениями слуха.
2. Теоретически выявить особенности адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в условиях модернизации образования.
3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях модернизации образования.
^Экспериментально проверить эффективность программы психолого-педагогических сопровождения адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях модернизации образования.
Объект исследования: процесс адаптации учащихся с ОВЗ (младшего школьного возраста с нарушениями слуха ) к условиям ОУ в рамках модернизации образования
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ ( младшего школьного возраста с нарушением слуха) в период адаптации к школе.
В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, обобщение, тестирование, эмпирические методы исследования, методы количественного анализа: критерий математической статистики Вилкоксона.
Методологическими основаниями исследования выступают:
- подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (Г. Ауберт; А. Л. Венгер; В.Н. Гуров; Т. В. Дорожевец; В.Н. Дружинина; Г.Л. Исурина; В.П. Зинченко; В.Е. Коган; Петровский М.Г и др.);
- подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению (Л.И. Божович; Н.И. Гуткина; Г. Коджаспиров и А. Коджаспирова; Г.Г. Кравцова; М.И. Лисиной; Р. Овчарова; Т.М. Чирковой и д.р.);
- подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников (Э. Александровская; Г. Бардиер; М. Битянова; Б.С. Братусь; Е.В. Бурмистрова; О.С. Газман; Т. Дворецкая; И.В. Дубровина; Е.И. Исаева; Е. Казакова; Е.Козырев; А. Колеченко; Н. Ромазан; В. Семикин; Т. Чередникова и др.) ;
- идеи единства педагогического, психологического и психофизиологического подходов, раскрывающих сущность и структуру механизмов адаптации (П.К. Анохин, P.M. Баевский); онтологические, гносеологические и социально-культурные характеристики основных этапов развития образования, раскрывающих основы педагогического общения (Я.А. Коменский, М.Ю. Олешков, В.В. Рубцов, В.И Слободчиков, В.А. Сухомлинский и др.).
Мы также опирались на исследования в рамках личностно-деятельного подхода, разработанного Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Э.Ф. Зеером, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской; положения системного подхода В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Н.В. Кузьминой, Э.Г. Юдина. Вопросами обучения шести, семилеток занимались многие известные психологи и педагоги-практики: А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.А. Ясюкова и др.
При этом особое внимание обращено на психологические закономерности интеллектуального развития личности, способы его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала. Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса интеллектуального развития, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к школьным условиям внесли Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Н.Д. Ватутина.
Практическая значимость работы:
- представлена экспериментально апробированная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с нарушенным слухом младшего школьного возраста в период адаптации к ОУ в условиях модернизации образования.
- результаты могут быть использованы в практической работе педагога- психолога по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся младшего школьного возраста с нарушением слуха в период адаптации к ОУ.
- полученные данные могут быть использованы в работе педагога - психолога для комплексного подхода к решению проблем процесса адаптации к обучению детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха , учитывая знания о личностной готовности и ее компонентах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения первоклассников с нарушением слуха в адаптационный период, можно сделать вывод о том, что понятие «адаптация» в психологических исследованиях трактуется по-разному, но один факт остается неизменным, большинство авторов отмечает «адаптацию», как процесс и результат согласования человека с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
Анализ литературы выявил показатели успешной адаптации первоклассников к школьному обучению, их можно определить по таким критериям как, школьная мотивация, т.к от нее зависит развитие познавательных интересов. Первокласснику с нарушением слуха
необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов; школьная тревожность, особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия; уровень саморегуляции первоклассника с нарушением слуха является важным критерием, поскольку формируется новый тип его деятельности - активная познавательная деятельность, когда он не просто интересуется чем-то, а может исследовать этот вопрос и довести знания по нему до такого уровня, который требуется для реального осуществления деятельности.
В данной работе нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение адаптации первоклассников с нарушением слуха к школе - это профессиональная деятельность педагогов, специалистов, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним педагогов, специалистов, родителей направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения, социального и психологического развития ребенка с нарушением слуха.
В соответствии с целью и задачами выпускной квалификационной работы было проведено исследование психолого-педагогического сопровождения первоклассников с нарушением слуха в адаптационный период. Выборку составили 50 учащихся из шести первых классов государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области « Екатеринбургская школа-интернат№11, реализующая основные адаптированные общеобразовательные программы». Исследование проводилось в два этапа. Первичная диагностика проводилась в октябре 2016 года. На формирующем этапе опытно-экспериментальной деятельности с учетом данных констатирующего эксперимента, а также на основе проведенного теоретического анализа, нами была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников с нарушениями слуха в адаптационный период в условиях модернизации ФГОС. На этапе контрольного эксперимента был реализован комплекс методов для оценки эффективности нашей программы. Для этого был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Достоверность полученных результатов обеспечивалась подсчетом с помощью метода математической статистика Т- критерий Вилкоксона. По результатам первичной диагностики, около трети детей имеют низкую школьную мотивацию. Школьная тревожность в первую очередь вызвана ситуациями, связанными со школой и ситуациями общения сверстниками, а эмоциональный фон у первоклассников отрицательно сказывается на учебную деятельность.
Таким образом, адаптация младших школьников с нарушением слуха как социально-педагогическая проблема является очень актуальной в наше время. Особое значение она должна представлять для учителей и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников и детей, будущих подростков. Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.
Таким образом, результаты проведенной программы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ ( с нарушением слуха) в адаптационный период свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2009.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2014.
3. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребёнка к школе/ Издательство «Пеленг», г. Томск, 2009.
4. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2009.
5. Артамонова Е.И. Аксиологические детерминанты воспитания и профессионального образования. Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях: материалы Международной научно-практической конференции, 19-20 сентября 2014 года / отв. Ред. Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева; Ряз. Гос. Ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2014.
6. Архипова А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации. дис... канд. пед. наук. - СПб., 2014. С. 25.
7. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014.
8. Белая К.Ю., Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., 2013.
9. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума Социальное здоровье России. 2012.
10. Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе. - М., 2013.
11. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. , Владос, 2012.
12. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 2013г.
13. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2013.
14. Бывшева М.В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012.
15. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
16. Верейкина Л.В. Организация психологического сопровождения учебно-воспитательной работы педагогического вуза как среды формирования самоактуализировавшейся личности / Материалы межрегиональной научно - практической конференции Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования. - Соликамск, 2010.
17. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. М., 2006.
18. Горянина В.А., Мухина В. С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования. М., 2014.
19. Демоз Л. Психоистория. Ростов н /Д: Феникс, 2012. - 509 с.
20. Дорофеева Г.А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь. Дисс...на соискание учёной степени кандидата психолог, наук. Ростов-на-Дону 2001.
21. Дрягалова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе. Дис. канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2013.
22. Дубровинская Н. В. и др. Психофизиология ребенка: Психофизиологичес-кие основы детской валеологии. - М.: Владос, 2009.
23. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека.: дис. докт. псих. наук. М., 2014.
24. Ефимов А.А. Педагогическое сопровождение асоциально-криминальных групп подростков (На примере наркоманического стереотипа поведения): Дис.... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2014.
25. Ефимов О.И., Ефимова В.Л.Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. М.: Диля, 2013.
26. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М., 2014.
27. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. СПб.: Союз, 2013.
28. 3еленова М. Е. Адаптация к начальной школе. // Психологическая наука и образование. 2014, № 3, с.22.
29. Иванов А.В. Развитие идей социальной педагогики в условиях информационной культурной парадигмы образования. Социально-педагогическая поддержка ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А.В. Иванова. - М.: АПКиППРО,
2012.
30. Иванов А.В. Социальная педагогика: традиции и инновации: Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2012 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. М.А. Галагузовой. - В 4-х ч.: Ч 1. С. 165.
31. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б., Якупова Е. Ю. И21 Социальная адаптация малышей. М.: ТЦ Сфера, 2011.
32. Казначеев В. П. Адаптация человека и среда. М., 2013.
33. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект, 2013.
34. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при
психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-
Петербургского университета, 2012.
35. Кузнецова Г.Н. Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2012.
36. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы
предупреждения. // Народное образование. 2013, № 1, с. 111
37. Лимонцева Г. В. Общие особенности неврозов у детей //
Психологические науки: теория ипрактика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 80-84.
38. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал.
2013, №1, с. 16-24.
39. Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе. // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С.57-79.
40. Микляева Н. В. Воспитание ребёнка чудом. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012.
41. Могильникова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития школьника в условиях воспитательной системы школы / Материалы межрегиональной научно-практической конференции Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования. - Соликамск, 2014.
42. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений. // Вопросы психологии. 2012. № 1. - С. 19-26.
43. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2012.
44. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
45. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. Новосибирск: Институт психологии личности. М.: Педагогика, 2006.
46. . Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008.
47. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М.: АРКТИ, 2014.
48. Субботина Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2002. С. 43.
49. Ткачёва М.С. Хилько М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2014. 200 с.
50. Хворостьянова Н. Учись дружить. Воронеж, 2008.
51. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб.: Речь, 2010.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ