Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования

Работа №99750

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика самостоятельности как качества личности 6
1.2. Конструирование как вид продуктивной деятельности детей 15
1.3. Возможности конструирования в развитии самостоятельности
дошкольников 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ 33
2.1. Показатели развития самостоятельности и уровни ее развития... 33
2.2. Диагностика самостоятельности 39
2.3. Методики организации конструирования в ДОУ 44
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58

Актуальность исследования. Интерес к изучению проблемы настоящей исследовательской работы обусловлен изначально задачами российского современного законодательства в области дошкольного образования, и, конечно же, личностного раскрытия индивидуальности у дошкольников, учитывая различные творческие потенциалы детей.
Современное общество во многом «пестрит» своей сложностью и многообразием, и от ребенка требуется не стандартные действий и решения, но и самостоятельность, проявляемая в творческом разнообразии выбранных решений, особенно учитывая узкую специальность направлений обучения в современном мире. Поэтому задачу по развитию самостоятельной личности нужно решать уже на уровне детского сада.
разработки педагогов и психологов говорят о том, что именно в дошкольном возрасте у детей закладываются более благоприятный потенциал для эффективного развития самостоятельности ребенка. Ее своевременное развитие расширяет возможности для будущего познания, общения, подготавливая успешное вхождения ребенка в школу [28].
Среди разнообразного перечня многих видов деятельности ребенка особое место занимает конструирование. Анализ специальной педагогической литературы дает основание рассматривать конструирование как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности - игры, труда, изобразительной деятельности. Благодаря их интеграции и заключена эффективная возможность для формирования самостоятельности дошкольников воспитательно-образовательного процесса в условиях дошкольной образовательного учреждения (ДОУ).
Но, проводя анализ программного обеспечения и прочих методических разработок для системы дошкольного образования, было замечено, что конструирование остается далеко малоизученной продуктивной деятельностью, несмотря на интересное по своей сути любой содержание занятия и своей прямой направленностью только на эффективный результат.
Конструирование может с успехом использоваться как в ДОУ, так и в семье, его применение обогащает педагогическую среду и является действенным средством формирования самостоятельности и творчества дошкольников.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации
конструирования, способствующие развитию самостоятельности детей.
Цель исследования: сформулировать, теоретически обосновать и апробировать в педагогическом процессе ДОУ условия организации конструирования, способствующие развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие самостоятельности у дошкольников в процессе конструирования будет эффективней, если:
1. Разработан и внедрен в педагогический процесс комплекс НОД по конструированию из различного материала;
2. Организация конструирования будет происходить поэтапно: сначала сюжетное конструирование по образцу, потом по теме или по условиям, а затем по собственному замыслу;
3. Организация конструкторской деятельности предполагает предоставление ребенку свободы в выборе материалов, замысла и способов конструкторской деятельности;
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самостоятельности как свойства личности.
2. Дать характеристику конструирования как вида творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Уточнить сущность понятия «самостоятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования».
4. Установить критерии и уровни сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании, учитывающие его специфику.
5. Провести диагностику самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
6. Организовать конструктивную деятельность, направленную на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании условий организации конструирования, направленных на развитие самостоятельности как качества личности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; общелогические методы (сравнение, умозаключение); наблюдение, констатирующее и контрольное психолого-педагогическое исследование; обработка исследовательских данных (качественный и количественный анализ).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате полученных данных теоретического исследования выявленного вопроса и итогов прикладного испытания педагогического эксперимента гипотеза по эффективности составленных методических средств с помощью конструирования была полностью доказана и допустила сделать следующие выводы.
В ходе нашего исследования первоочередною целью было изучение психолого-педагогическиех источников, открывающих главный предмет понятия «самостоятельность», который мы определили как самое главное качество личности ребенка, которое состоится в непрерывной стадии развития.
Техника конструирования дает наибольшую вероятность для развития самостоятельности у дошкольников старшего возраста. Это личностное качество выражается в возможностях детей решать без помощи педагога при отборе содержания, средств и способов конструкторской деятельности.
Также в нашем исследовании мы опробовали различные критерии развития самостоятельности старших дошкольников в конструировании, что позволило нам акцентировать три уровня детской самостоятельности в конструировании.
Затем нами была подготовлена и экспериментально изучена технология обучения старших дошкольников конструированию, направленная на развитие самостоятельности.
Исследование предполагает построение задач из трех этапов:
1. этап (диагностический) - изучение уровня самостоятельности с помощью диагностирующих занятий, которые состояли из средств техники конструирования.
2. этап (формирующий) - изучение влияния на развитие самостоятельности с помощью плана занятий.
3. этап (констатирующий) - изучение динамики с помощью констатирующего эксперимента.
Наше исследование выявило, что в процессе развития самостоятельности следуют колоссальные личностные изменения у дошкольников: по мере изучения разнообразных техник конструирования дети становятся полноправным субъектами деятельности, самостоятельно могут определить цель, последовательны в своих действиях, способах и средствах реализации идей, могут на практике воплотить собственные идеи. Также можно заметить, что дети совершенствуются, становятся более уверенными и самостоятельными; они испытывают большую радость от того, что могут самостоятельно найти выход из трудной ситуации и возможности творческого поиска в конструировании.



1. Алекинова, О. В. Теория и практика образования в
современном мире [Текст] / О. В. Алекинова // Теория и практика
образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. - 2014. - С. 47 - 48
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2007. - 312 с.
3. Атарова, А. Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности [Текст] / А. Н. Атарова // КПЖ. - 2015. - №6 - С. 2 - 3.
4. Атарова, А. Н. Развитие самостоятельности старших
дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности [Текст] /
А. Н. Атарова // Педагогическое образование в России. - 2017. - №1. - С.96-102.
6. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. [Текст] / Гл. ред. В. Г. Панов. - М. : Большая Рос. энцикл., 1993-1999. - 1160с.
7. Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. и др. Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Под ред. А. М. Виноградовой - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
8. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст] / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1996. - 208 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей
[Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 352 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с..
11. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности [Текст] / Г.
Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2008. - № 6. - С. 33-38.
12. Гриник, Д. В. Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности [Текст] / автореф. канд. .психол.,наук / Д. В. Гриник. - Москва, - 2010: - 23с.
13. Данилов, М. А. Основы дидактики [Текст] / М. А. Данилов; под ред. Б. П. Есипова. - М. : «Просвещение», 1967. - С. 208-220.
14. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / М. А. Данилов. - М. : Просвещение, 2008. - 82 с.
15. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. - М. : Просвещение, 2009. - 231 с.
16. Джин Вант, Хал Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье [Текст] / Джин Вант, Хал; пер. с англ. Е. Куприяновой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, - 2015. - 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ