ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика самостоятельности как качества личности 6
1.2. Конструирование как вид продуктивной деятельности детей 15
1.3. Возможности конструирования в развитии самостоятельности
дошкольников 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ 33
2.1. Показатели развития самостоятельности и уровни ее развития... 33
2.2. Диагностика самостоятельности 39
2.3. Методики организации конструирования в ДОУ 44
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
Актуальность исследования. Интерес к изучению проблемы настоящей исследовательской работы обусловлен изначально задачами российского современного законодательства в области дошкольного образования, и, конечно же, личностного раскрытия индивидуальности у дошкольников, учитывая различные творческие потенциалы детей.
Современное общество во многом «пестрит» своей сложностью и многообразием, и от ребенка требуется не стандартные действий и решения, но и самостоятельность, проявляемая в творческом разнообразии выбранных решений, особенно учитывая узкую специальность направлений обучения в современном мире. Поэтому задачу по развитию самостоятельной личности нужно решать уже на уровне детского сада.
разработки педагогов и психологов говорят о том, что именно в дошкольном возрасте у детей закладываются более благоприятный потенциал для эффективного развития самостоятельности ребенка. Ее своевременное развитие расширяет возможности для будущего познания, общения, подготавливая успешное вхождения ребенка в школу [28].
Среди разнообразного перечня многих видов деятельности ребенка особое место занимает конструирование. Анализ специальной педагогической литературы дает основание рассматривать конструирование как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности - игры, труда, изобразительной деятельности. Благодаря их интеграции и заключена эффективная возможность для формирования самостоятельности дошкольников воспитательно-образовательного процесса в условиях дошкольной образовательного учреждения (ДОУ).
Но, проводя анализ программного обеспечения и прочих методических разработок для системы дошкольного образования, было замечено, что конструирование остается далеко малоизученной продуктивной деятельностью, несмотря на интересное по своей сути любой содержание занятия и своей прямой направленностью только на эффективный результат.
Конструирование может с успехом использоваться как в ДОУ, так и в семье, его применение обогащает педагогическую среду и является действенным средством формирования самостоятельности и творчества дошкольников.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации
конструирования, способствующие развитию самостоятельности детей.
Цель исследования: сформулировать, теоретически обосновать и апробировать в педагогическом процессе ДОУ условия организации конструирования, способствующие развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие самостоятельности у дошкольников в процессе конструирования будет эффективней, если:
1. Разработан и внедрен в педагогический процесс комплекс НОД по конструированию из различного материала;
2. Организация конструирования будет происходить поэтапно: сначала сюжетное конструирование по образцу, потом по теме или по условиям, а затем по собственному замыслу;
3. Организация конструкторской деятельности предполагает предоставление ребенку свободы в выборе материалов, замысла и способов конструкторской деятельности;
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самостоятельности как свойства личности.
2. Дать характеристику конструирования как вида творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Уточнить сущность понятия «самостоятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования».
4. Установить критерии и уровни сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании, учитывающие его специфику.
5. Провести диагностику самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
6. Организовать конструктивную деятельность, направленную на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании условий организации конструирования, направленных на развитие самостоятельности как качества личности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; общелогические методы (сравнение, умозаключение); наблюдение, констатирующее и контрольное психолого-педагогическое исследование; обработка исследовательских данных (качественный и количественный анализ).
В результате полученных данных теоретического исследования выявленного вопроса и итогов прикладного испытания педагогического эксперимента гипотеза по эффективности составленных методических средств с помощью конструирования была полностью доказана и допустила сделать следующие выводы.
В ходе нашего исследования первоочередною целью было изучение психолого-педагогическиех источников, открывающих главный предмет понятия «самостоятельность», который мы определили как самое главное качество личности ребенка, которое состоится в непрерывной стадии развития.
Техника конструирования дает наибольшую вероятность для развития самостоятельности у дошкольников старшего возраста. Это личностное качество выражается в возможностях детей решать без помощи педагога при отборе содержания, средств и способов конструкторской деятельности.
Также в нашем исследовании мы опробовали различные критерии развития самостоятельности старших дошкольников в конструировании, что позволило нам акцентировать три уровня детской самостоятельности в конструировании.
Затем нами была подготовлена и экспериментально изучена технология обучения старших дошкольников конструированию, направленная на развитие самостоятельности.
Исследование предполагает построение задач из трех этапов:
1. этап (диагностический) - изучение уровня самостоятельности с помощью диагностирующих занятий, которые состояли из средств техники конструирования.
2. этап (формирующий) - изучение влияния на развитие самостоятельности с помощью плана занятий.
3. этап (констатирующий) - изучение динамики с помощью констатирующего эксперимента.
Наше исследование выявило, что в процессе развития самостоятельности следуют колоссальные личностные изменения у дошкольников: по мере изучения разнообразных техник конструирования дети становятся полноправным субъектами деятельности, самостоятельно могут определить цель, последовательны в своих действиях, способах и средствах реализации идей, могут на практике воплотить собственные идеи. Также можно заметить, что дети совершенствуются, становятся более уверенными и самостоятельными; они испытывают большую радость от того, что могут самостоятельно найти выход из трудной ситуации и возможности творческого поиска в конструировании.
1. Алекинова, О. В. Теория и практика образования в
современном мире [Текст] / О. В. Алекинова // Теория и практика
образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. - 2014. - С. 47 - 48
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2007. - 312 с.
3. Атарова, А. Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности [Текст] / А. Н. Атарова // КПЖ. - 2015. - №6 - С. 2 - 3.
4. Атарова, А. Н. Развитие самостоятельности старших
дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности [Текст] /
А. Н. Атарова // Педагогическое образование в России. - 2017. - №1. - С.96-102.
6. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. [Текст] / Гл. ред. В. Г. Панов. - М. : Большая Рос. энцикл., 1993-1999. - 1160с.
7. Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. и др. Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Под ред. А. М. Виноградовой - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
8. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст] / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1996. - 208 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей
[Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 352 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с..
11. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности [Текст] / Г.
Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2008. - № 6. - С. 33-38.
12. Гриник, Д. В. Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности [Текст] / автореф. канд. .психол.,наук / Д. В. Гриник. - Москва, - 2010: - 23с.
13. Данилов, М. А. Основы дидактики [Текст] / М. А. Данилов; под ред. Б. П. Есипова. - М. : «Просвещение», 1967. - С. 208-220.
14. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / М. А. Данилов. - М. : Просвещение, 2008. - 82 с.
15. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. - М. : Просвещение, 2009. - 231 с.
16. Джин Вант, Хал Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье [Текст] / Джин Вант, Хал; пер. с англ. Е. Куприяновой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, - 2015. - 320 с.
...